Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра. В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — чем известен, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография).
Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
– Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю. 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда; родился 9 февраля (28 января по ст. ст.) 1874 в Пензе; расстрелян 2 февраля 1940 в Москве. биография, дата рождения. А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Осенью 1928 года Мейерхольд как раз находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год.
А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило.
Началась травля Мейерхольда. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формлистических позиций". В эти трагические дни Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки своему ученику и сопернику.
Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешел в его оперный театр. В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафта на параде физкультурников в Ленинграде.
Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации.
Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Сразу же после конференции Всеволод Эмильевич уехал в Ленинград для подготовки парада. В ночь с 19 на 20 июня он был арестован в своей квартире на Карповке.
А дальше - месяцы следствия и пыток в застенках Лубянской тюрьмы по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году. На следующий день приговор был приведен в исполнение. В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован.
Будем очень признательны за помощь.
В отличие от отца, старого члена РСДРП, юная гимназистка выбрала партию экстремистскую, делавшую ставку на террор. В этом поступке сполна проявился юношеский максимализм. В революцию она кинулась очертя голову.
Именно в редакции эсеровской газеты «Дело народа», где Райх служила машинисткой в 1917-м, она страстно увлеклась начинающим поэтом Сергеем Есениным, который печатался в этой газете. Любовь вспыхнула мгновенно, и в августе того же года они обвенчались. Более того, любовь полностью оттеснила «политику», которую Есенин отнюдь не одобрял. В коротком промежутке между февралем и октябрем Райх с той же горячностью, которая вчера еще толкала ее в революцию, теперь отдалась устройству семейного гнезда.
Первое время молодожены жили врозь, как бы присматриваясь друг к другу, но вскоре поселились вместе, и Есенин даже потребовал, чтобы Зинаида оставила работу. Жили они без особого комфорта, но не бедствовали и даже принимали гостей. С гордостью Есенин сообщал всем и каждому: «У меня есть жена». Даже Блок удивленно отметил в дневнике: «Есенин теперь женат.
Привыкает к собственности». Однако времена были трудные, голодные, о «собственности» не приходилось и мечтать. И посему семейная идиллия быстро закончилась. На некоторое время молодые супруги расстались.
Есенин отправился в Константинове, беременная Зинаида Николаевна уехала к своим родителям в Орел, где в мае 1918 года родила дочь Татьяну. Спустя почти два года появился на свет их второй ребенок — сын Константин. Но семейного гнезда уже не было. Как писала дочь Есенина Татьяна: «Насовсем родители разъехались где-то на рубеже 1919—1920 годов, после чего уже никогда вместе не жили».
Нужна была незаурядная сила духа, чтобы начать жизнь сначала. И Зинаиде Николаевне это удалось. В августе 1920 года она поступила на службу в Наркомпрос — инспектором подотдела народных домов, а осенью следующего года стала студенткой Государственных экспериментальных театральных мастерских ГЭКТЕМАСа. Трудно сказать, долго ли горевала после разрыва с Есениным Зинаида Райх, ютясь с двумя малышами в Доме ребенка на Остоженке.
В любом случае без поклонников она не осталась, одним из которых был известный критик Виктор Шкловский. Но в итоге судьба свела ее с Мейерхольдом. А сведя, связала накрепко. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, начались «отношения».
Современники давали Зинаиде Райх самые противоречивые оценки. Одни описывают ее как красавицу, преданную жену и прекрасную мать. В других воспоминаниях она выглядит экзальтированной, неуравновешенной, отнюдь не красивой, но обладавшей определенной сексапильностью, женщиной, которая не могла не давать поводов для ревности обоим мужьям. Сначала Есенину, затем Мейерхольду.
Придя в студию Мейерхольда, Райх увлеклась его творческими идеями создания нового, авангардного театра.
Но на дворе стоял уже 1934 год. Кроме красоты духовной требовалось соответствовать повестке дня, чего Мейерхольд позволить себе не мог. Его расстреляли. Приемным детям выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. До этого они несколько лет носили в Бутырскую тюрьму передачи с продуктами и только потом узнали от знакомых, что отца давно уже нет в живых. В прессе режиссера называли троцкистом, формалистом, последователем мещанской эстетики… И потом забыли на долгие годы. А все это время, вплоть до самой войны на сцене шел «Маскарад»… Потом он был закрыт, театр пришел в упадок, костюмы Головина сочли утраченными. Российский театр жил свою особую жизнь, без Мейерхольда. Лишь в восьмидесятых годах родственникам режиссера разрешили доступ к его делу, в Пензе открыли памятник.
И то — медленно, как будто нерешительно. По театральной легенде, уже в нулевых, при реконструкции Александринки, копаясь в обширных когда-то подвалах императорского театра, рабочие наткнулись на какие-то неизвестные коробки. Позвали экспертов. Эксперты вскрыли их, а там оказались старые костюмы Александра Головина к мейерхольдовскому спектаклю Старая, дореволюционная эстетика была спрятана рабочими сцены во время эвакуации театра еще в Великую Отечественную и теперь вернулась, видимо, к достойным потомкам. Мастер, смелый, чересчур революционный при жизни — счел необходимым потихоньку приоткрыть свои тайны своим наследникам. Гений вернулся. А «Маскарад» в Александринке идет и сейчас. Как воспоминание будущего. О Мейерхольде написано немало статей и даже научных работ — многие эксперты, критики брались оценивать его творения, но метод гения по-прежнему считается малоизученным.
В браке с Ольгой они прожили более двадцати лет. В 1921 году режиссер встретил Зинаиду Райх, которая была моложе него на двадцать лет. Всеволод Эмильевич потерял голову и бросил семью. Они поженились и поначалу проживали на его жилплощади на Новинском бульваре, позже переехали в новую, просторную квартиру. У Зинаиды было два ребенка от предыдущего брака с Сергеем Есениным, Всеволод усыновил их. Политические устои режиссера В годы революции Мейерхольд вместе с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Альтманом прибыл в Смольный, выразив желание работать с новым правительством и приняв условия большевиков. После революционных событий Всеволод Эмильевич некоторое время пребывал в Крыму и на Кавказе, за этот период власть сменилась несколько раз. Мейерхольду пришлось пережить арест белой контрразведкой. Период 1920-1921 годов в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда связан с деятельностью в Театральном отделе Наркомпроса. Театр имени Мейерхольда Весной 1918 года он поставил пьесу Блока "Незнакомка". В этом же году в Санкт-Петербурге было введено понятие биомеханики как теории движений, и Всеволод Эмильевич стал использовать этот метод на практике. В 1921 году биомеханика Мейерхольда применялась для развития сценического движения. В 1920 году в Москве открылся Театр имени Всеволода Мейерхольда, с 1926 года действующий как государственный. Он был назван ГосТим. В эти же годы режиссер также занимался Театром революции. В 1928 году Мейерхольд отправился в деловую поездку за границу и задержался во Франции. В это же время за рубеж эмигрировали Чехов и Грановский, руководившие театрами в России. Всеволода Эмильевича также приняли за эмигранта и чуть не закрыли ГосТим. Но режиссер успел вернуться вовремя и остановить действия ликвидационной комиссии по расформированию театра.
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх , посмотрел Сталин , и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой « Риголетто ».
Мейерхольд высоко ценил дарование композитора С. Прокофьева , неоднократно пытался поставить оперу « Игрок », балет « Стальной скок », однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой « Семён Котко ». Арест и гибель Фотография НКВД после ареста 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [17]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [18]. Вскоре 15 июля она была убита неустановленными лицами. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [19] , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову : …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… [20] Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года.
Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Вс. Мейерхольда Мария Алексеевна Валентей ещё в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему.
Гамсуна 1908 , «Шут Тантрис» Е. Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона 1915 , «Гроза» А. Островского 1916 , «Маскарад» М. Лермонтова 1917. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. В 1918 году Мейерхольд вступил в РКП б. После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В.
Маяковского 1918. С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь». Еще в 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений, в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением. В 1920 году в Москве создан Государственный театр имени Вс. В 1922—1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться.
Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года.
В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им.
Руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства. Он сблизился с Владимиром Маяковским , поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф».
Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда, и он усыновил ее детей от брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром либо лечился. Осенью 1928 года он просит разрешить театру годичное турне по Германии и Франции.
Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской, а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад». Факт: На свой главный «александринский» спектакль он потратил 300 тысяч рублей золотом и шесть лет репетиций. Спектакль «Маскарад. Воспоминания из будущего» был восстановлен в 2014 году по партитуре Мейерхольда худруком Александринки В. В 1918-м он вступил в партию и получил пост председателя театрального отдела Наркомпроса аналог министерства образования. Молодой реформатор развернул идеологическую битву с академическими театрами. Больше всего доставалось его бывшим учителям - Немировичу-Данченко и Станиславскому. Справка: В противовес знаменитой системе Станиславского, в основе которой находится искусство переживания, Мейерхольд разработал свою систему актерского тренажа — биомеханику. Это метод, позволяющий актеру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актерской энергии» к образу. Окрыленный коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия и спектакль-политобозрение. С его легкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра. На заре «новой жизни» в Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно шли публичные ожесточенные споры непримиримых театральных великанов - Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова. Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Ищите женщину... После ареста Мейерхольда в июне 1939 года по столице пошли слухи о том, чекисты стащили режиссера с трапа самолета английского посла. Сомнения московской богемы поэт Анна Ахматова развеяла одной фразой: "Кто поверит, что он решил бежать из страны без Райх? Всеволод Мейерхольд на фоне портрета Зинаиды Райх. Фото: Википедия В открытом театре имени себя — Государственном театре им.
Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда
Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре.
После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением.
Арест и смерть Всеволода Мейерхольда 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью… Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног.
И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. Из обвинительного заключения: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе.
А дальше - месяцы следствия и пыток в застенках Лубянской тюрьмы по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР в закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу.
На следующий же день - 2 февраля приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке. Реабилитация подписана 26 ноября 1955 года. Политическая деятельность Член партии большевиков с 1918 года. Работал в Тео Наркомпроса.
Замысел проекта раскрыл генеральный продюсер Новой сцены Александр Малич: «Наш марафон — это пример горизонтальной коммуникации внутри сообщества. Мы просто рассказывали коллегам, что в феврале будет юбилей Мейерхольда. Оказалось, что это важно не только для нас и получился такой самоорганизованный Мейерхольд. Марафон, в котором принимают участие те, кому это интересно. Мы никаких условий не ставили, бюджет у каждого участника свой, контент тоже. В этом смысл нашей задумки».
В рамках «Мейерхольдоведения» уже состоялись творческие встречи с Валерием Фокиным и Анатолием Васильевым, лекции, перформансы и трехдневный музыкальный фестиваль «Джаз М». Февральская программа выстроена вокруг дня рождения Мейерхольда и премьеры спектакля Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр».
Режиссер Мейерхольд подчеркивал важность развития физических и пластических способностей актера, чтобы он мог совершенно осязательно воплотиться в роли. Сам Мейерхольд работал с актерами, помогая им достичь максимального выражения эмоций, физической гибкости и пластической красоты. Такой подход к актерскому искусству в значительной степени повлиял на технику актеров в последующие годы. Карл Теодор Казимир Мейергольд родился 10 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской немецкой семье. Приняв в 90-е годы православие, сменил имя на Всеволода, которое выбрал, как дань уважения любимому писателю Всеволоду Гаршину.
После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, Мейерхольд присоединился к труппе Московского художественного театра, основанного Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским. Проявив себя как блестящий актер, Мейерхольд, однако, видит свое призвание в режиссуре. Поэтому в начале XX века он основал собственную труппу, известную впоследствии как «Мейерхольдовский театр», которому были присущи нестандартные формы, а также экспериментальный характер. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. Школа Мейерхольда оказала существенное влияние на многих режиссеров и актеров того времени и стала важным элементом модернизации театрального искусства. Григорьев «Портрет В.
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
Пока в Петербурге происходили уличные беспорядки и люди требовали хлеба, почтенная публика смотрела роскошный спектакль, а напряжённая обстановка в городе только усиливала её восторг. Костюмы к спектаклю "Маскарад" в постановке Мейерхольда. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стёклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя "хлеба" — и только ли хлеба? Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы. В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… Жутко сидеть на этом мёртвом "Маскараде", среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности". В газете "Речь" рецензент под псевдонимом Amadeo назвал спектакль красивым мыльным пузырём и связал его с концом самодержавия. Тем не менее следующие 30 лет спектакль шёл с неизменным успехом, как дань памяти ушедшей эпохе. Это пустое и громоздкое зрелище было последним бесцельным фейерверком на фоне только что умершего прошлого Amadeo, статья "Напрасная красота" После Февраля С приходом к власти Временного правительства положение Мейерхольда несколько изменилось. После "Маскарада" он целый год не ставил спектаклей, но проявил интерес к кинематографу. Лето 1917 года Мейерхольд провёл в Москве, где снимал фильм "Навьи чары", который так и не был завершён.
Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: "... Я ненавижу Москву и вот сижу здесь. Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами". Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным.
Сам Мейерхольд работал с актерами, помогая им достичь максимального выражения эмоций, физической гибкости и пластической красоты. Такой подход к актерскому искусству в значительной степени повлиял на технику актеров в последующие годы. Карл Теодор Казимир Мейергольд родился 10 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской немецкой семье. Приняв в 90-е годы православие, сменил имя на Всеволода, которое выбрал, как дань уважения любимому писателю Всеволоду Гаршину. После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, Мейерхольд присоединился к труппе Московского художественного театра, основанного Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским. Проявив себя как блестящий актер, Мейерхольд, однако, видит свое призвание в режиссуре. Поэтому в начале XX века он основал собственную труппу, известную впоследствии как «Мейерхольдовский театр», которому были присущи нестандартные формы, а также экспериментальный характер. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. Школа Мейерхольда оказала существенное влияние на многих режиссеров и актеров того времени и стала важным элементом модернизации театрального искусства. Григорьев «Портрет В. Здесь он впервые применил метод «Биомеханики» в актерской игре, что открыло новые пути для развития актерского мастерства.
Он собирался в Ленинград, и я попросил его перед отъездом повидаться со мною, заехать в прокуратуру, но, когда он приехал, я увидел, что сделал огромную ошибку. У нас в прокуратуре на Кировской, 41 обычно кругом было полно народа, места не найдешь спокойно поговорить, а Шостаковичу, когда он узнал от меня правду о гибели Всеволода Эмильевича, стало дурно, совсем плохо, еле вынесли его от меня. После этого я уже никого не вызывал, ездил к людям сам. Однажды, помню, являются ко мне в прокуратуру Кукрыниксы. Мы тоже работали со Всеволодом Эмильевичем, хотим написать вам о нем! Для хода реабилитации эти отзывы были очень важны. Становилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, званиями, если бы Мейерхольд того не заслуживал. Выглядели письма очень веско, никто не ограничивался простым "Я знал Мейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. Я понимал, что в 1955 году с А. Яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит. Я к ней ездил домой, она меня чаем-вареньем угощала и написала о Мейерхольде прямо мне от руки. Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека. Я находился под очень сильным впечатлением этого. Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде. Ведь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бояться, над каждым палка висела, Мейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казаться, что карьера повисает на волоске. Поэтому хочется, чтобы сегодня люди читали эти письма, они характеризуют и Мейерхольда, и тех, кто их писал. Это хождение за письмами — уникальный сюжет: несколько десятков людей с именами, не зная после ареста Мейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от Ряжского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. И все же страх был велик. Он виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зная, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в своих текстах это слово. Положено писать представление в ЦК. А кто я такой, чтобы ко мне прислушались? Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит. Никому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у меня собраны. В них были ответы на все вопросы. Ясно, что Мейерхольд из богатой семьи, что не убежал от революции за границу. Перешел на сторону Советской власти. На юге белые даже приговаривали его к расстрелу, об этом мы достали белогвардейскую газету. О том, что он создал революционный театр, в свое время печатались книги, живы-здоровы работавшие с ним актеры, они давно народные-перенародные, а могли бы, как он, числиться во вредителях. Обвиняли Мейерхольда в том, что он враг Станиславского, но и здесь у меня есть ответ из книги самого Станиславского. Думал я, думал и решился. Буду, решил, рисковать. И рискнул. Черт с ними со всеми, думаю, вынул из папки и порвал бумажку "Прошу переговорить" , которой начальник предупреждал, что сначала надо ставить вопрос об отмене решения о театре Мейерхольда, а потом уже о реабилитации его самого. Доложил дело по начальству.
Ни один спектакль, подготовленный Мейерхольдом, широкая публика так и не увидела, а сам он вернулся в свой провинциальный театр. В 1906 Всеволод Эмильевич по личному приглашению Веры Комиссаржевской на один сезон становится режиссером-постановщиком в Драматическом театре Петербурга, созданном великой актрисой. Он выпускает 13 спектаклей, но после нескольких громких провалов их сотрудничество заканчивается. Последняя работа — спектакль «Балаганчик» А. Блока — негласно открывает в России эпоху «театра условности». После Октябрьской революции он становится на сторону новой власти, вступает в коммунистическую партию. Следуя веяниям нового времени, в 1918 ставит «Мистерию-буфф» В. Маяковского, за оформление спектакля отвечает художник Каземир Малевич. Одновременно занимается педагогической деятельностью, уделяя особое внимание своей собственной системе упражнений для актеров «Биомеханика». В отличие от метода переживания, разработанного Станиславским, Мейерхольд предлагает прямо противоположный прием. По его мнению, актерская игра должна идти от внешнего к внутреннему содержанию роли. Во время гастролей в Крыму в 1919 режиссер попал в руки белой контрразведки, полгода находился в тюрьме и лишь чудом избежал расстрела. Вернувшись домой, в 1920 он предлагает программу реформирования и политизации театра «Театральный Октябрь». Несколько месяцев работает в Театральном отделе Наркомпроса. Среди наиболее известных постановок режиссера в этот период можно назвать: «Союз молодежи» Г. Ибсена 1921 ; «Лес» А. Островского 1924 ; «Ревизор» Н.
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней. А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней.
Мейерхольд, Всеволод
Всеволод Мейерхольд остался в истории как великий русский актер, педагог, народный артист Республики, а также теоретик и практик театрального гротеска. Всеволода Мейерхольда власть долгое время поощряла и приголубливала. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923).