Новости всеволод мейерхольд театральные режиссёры ссср

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. Всеволод Мейерхольд. «Воздух» расспросил московских театральных режиссеров, чем наследие Мейерхольда по-прежнему важно для них —.

Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда

Великому режиссеру и реформатору Всеволоду Мейерхольду посвятили весь сезон в Александринском театре. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. 26 мая 1929 года в Твери выступал прославленный режиссер, народный артист России Всеволод Мейерхольд, который сделал доклад на тему «Новые бои на театральном фронте».

Всеволод Мейерхольд

Комиссаржевской сейчас — Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В. Мейерхольда, ставший в 1926 году государственным. Учреждение просуществовало вплоть до 1938-го. В июле 1939-го режиссёр был арестован, а 2 февраля 1940 года был расстрелян.

Поступив на юридический факультет Московского университета, в 1896 году перешел на второй курс театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко, которое окончил в 1898 году. В том же году вместе с другими выпускниками поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. За четыре сезона сыграл 18 ролей. В 1902 году покинул художественный театр, создал собственную труппу, вскоре получившую название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах поставил около 200 спектаклей. Являлся главным режиссером трех императорских театров в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года выдвинул идею «Театрального Октября», активно участвовал в работе театрального отдела Народного комиссариата просвещения.

Поняв, что спектакль критикуют со всех сторон с подачи Сталина, актриса не придумала ничего лучше, как изложить свою критическую точку зрения в письме. На упрёки в отсутствии вкуса Сталин ничего не ответил, но не забыл об инциденте. Критика продолжала нарастать, и вскоре творчество Мейерхольда было объявлено «антагонистическим» по отношению к советскому народу. Сам Всеволод Эмильевич, как и его жена, не оценил уровня опасности, искренне веря, что его репутация и безоговорочная преданность коммунизму защитят в любой ситуации. Биомеханика Делом своей жизни Мейерхольд считал систему упражнений, которую он назвал биомеханикой. Эти упражнения многие сравнивали с фортепианными этюдами Карла Черни. Только овладев техникой можно было приступать к следующему шагу — проникновению в суть роли. В статье «Актёр будущего и биомеханика» Мейерхольд прямо сравнивает принцип движения актера на сцене и рабочего на заводе: «... Рассматривая работу опытного рабочего, мы отмечаем в его движениях: 1 отсутствие лишних непроизводительных движений, 2 ритмичность, 3 правильное нахождение центра тяжести своего тела, 4 устойчивость». Но биомеханикой дело не ограничивалось. Движению был посвящён целый ряд занятий. Обратимся к воспоминаниям Эраста Гарина: «Часто на тренировочных занятиях по ритмической гимнастике, танцу или акробатике в зале появлялся Мейерхольд. Он входил в дверь в наброшенной на плечи зелёной солдатской шинели. Нам, молодёжи, да ещё усиленно двигавшейся, это не мешало. Мейерхольд садился к изразцовой печке, потягивал махорочную самокрутку ему единственному разрешалось курить и смотрел на нас, как бы изучая каждого. Был он похож на серого доброго волка. Серые глаза, серые волосы, серый френч. Глаза пристально изучающие, добрые и холодные. Но вот он скидывает шинель. Прерывает наши занятия — пора практически переходить к биомеханике. Ставит посреди комнаты стол. Выбирает ученика покрепче… Подводит к столу. Опирает руки ученика за его спиной на край стола. Испытывает его способность к рессорности и отходит, попросив ученика быть внимательным. Вот у него зарождается намерение. Он, как говорят в боксе, группируется и крадущейся походкой направляется к фигуре, опёршейся руками на стол. Затем он заводит правую руку за свою спину, достаёт воображаемый нож. Делает движение, наносящее рану по горлу, сползает на пол и отбегает в сторону». Мейерхольд и Станиславский Более разных, скажем больше — полярных — режиссёров нельзя было представить. Станиславский мог сказать громко «не верю» про биомеханику, а Мейерхольд — про психотехнику.

На сцене воинские отряды с настоящим оружием, прожекторы и мелкокалиберные пушки. Сюжет — солдатское восстание в эпоху империалистической войны. В оригинале — пьеса французская. Мейерхольд говорил: «Эта пьеса — сволочь, я ее ненавижу». Но спектакль с посвящением Троцкому по сути своей мюзикл. И потому имел большой успех. Настолько большой, что его включили в компанию по укреплению советской авиации. На сцену ставили самолет, пытались завести пропеллер. Это не получалось, но совершенно не мешало устроить сбор средств среди зрителей, а также малоимущих актеров. И тут нарком просвещения Луначарский провозгласил лозунг: «Назад к Островскому». Мейерхольд, который не забыл Луначарскому обвинений в американизме, сказал: «Отлично» — и выпустил феерическое шоу. Пьесу Островского «Лес» он разрезал на 33 эпизода. Она шла в кинематографическом темпе. Название каждого эпизода загоралось на экране, который висел на сцене. Так, это делают сейчас на эстрадных концертах. Невообразимое количество разнообразных предметов с калейдоскопической быстротой проходило через руки актеров и обыгрывалось ими. Текст дробился взлетами и падениями качелей и гигантских шагов. И все это под музыкальное сопровождение гармоник, духового оркестра, рояля, русского народного хора, мордовского хора и сольного пения. В роли Аркашки Cчастливцева — Игорь Ильинский. Критика не знала, как реагировать. Публика валом валила в театр. Случалось, что неделями вместо всех других спектаклей шел «Лес». И тогда вечер за вечером в центре Москвы на сцене появлялись два человека — Счастливцев и Несчастливцев. Они шли по дороге, идущей вверх, в свете горящего рядом экрана. Cчастливцев — Ильинский — был родным братом Чаплина. Луначарский ничего не мог с этим поделать. Искусство — всемирная штука, искусству наплевать на Луначарского. Актеров Мейерхольда мы знаем по кинематографу. Вообще там все роли были разделены на положительные — это коммунисты и те, кто с ними — и отрицательные — буржуи. Придраться к режиссеру было невозможно. Фокус заключался в другом. Все коммунистические персонажи были смертельно скучными. Когда они произносили свои монологи, публика кашляла, зевала и шуршала. И мгновенно переставала шуршать и кашлять, как только начинались сцены из буржуазной жизни. Джентльмены в смокингах, блестящие морские офицеры со своими дамами в платьях с вырезами до конца спины рассаживались за столиками уютного кафе, а перед ними и вроде как для них начинался американский степ, который сменял чарльстон. И все это под предосудительное дразнящее сопровождение настоящего американского джаза. Причем по вдохновению играли и актеры и зрители. И предложил заменить Чичерина на Сталина. Долой Сталина! Аплодисменты перешли в овацию. Когда после спектакля Мейерхольд и Эрдман вышли раскланиваться, происходящее в зале уже просто напоминало демонстрацию. Долой сталинских ставленников! В книге почетных посетителей театра имени Мейерхольда после спектакля оставили восторженные отзывы Бухарин, Каменев, Фрунзе. Через полгода Михаил Фрунзе умер в Боткинской больнице во время рядовой операции по поводу язвы желудка. Это декабрь 26-го года и по сути уже финал НЭПа. В 28-м Сталин впервые лично запретил постановку второй пьесы Эрдмана комедии «Самоубийца». Театр Мейерхольда при этом Советское правительство направило на гастроли в Париж. Из Парижа Мейерхольд официально ходатайствовал о разрешении ему и его театру остаться за границей. Мотив: в Советском Союзе ему нечего делать. Ему мягко отказали, и театр вернулся в Москву. Вечером перед арестом он был в гостях у актера Эраста Гарина и все время звонил в Москву жене. Трубку в квартире в Брюсовском переулке никто не поднимал. Там шел обыск. Уже была изъята копия письма Зинаиды Райх Сталину. Копия письма шла под номером 1 в описи НКВД. Потом паспорт, партбилет Мейерхольда. В день обыска жену Мейерхольда не арестовали. Ее зверски убили, зарезали в их с Мейерхольдом квартире 3 недели спустя. Сразу после этого убийства освободившуюся квартиру решили заселить. Москвин подошел к телефону и сразу же заявил, что общественность отказывается хоронить его дочь. Старик возразил, что дочь похоронит сам, но просит остановить выселение. Квартиру разделили на две части. И сейчас на паркете видна граница. В одну половину въехала секретарша Берии, в другую — шофер Берии. Как-то сидели они там в маленьком кабаре. Мейерхольд всегда был превосходно одет. И в Париже, и в Москве. В косоворотке и в фуражке со звездой он ходил давно и совсем недолго. Мейерхольд это отлично знал. Красивой женщине Зинаиде Райх приходилось с особой тщательностью подбирать туалеты, чтобы соответствовать ему. В частности, на дипприемах. В Москве Мейерхольд вообще был окружен иностранцами. Во времена НЭПа он не был ограничен в своих контактах. Для Запада в это время он был русским режиссером номер 1. Европейские, американские критики, режиссеры, историки театра ехали и ехали в Москву к Мейерхольду. Как ни странно, в 30-е годы иностранных гостей в театре Мейерхольда было не меньше, чем в прежние времена. Театр сделали официальной приманкой для интуристов. Вечерами квартира Мейерхольда также полна иностранцев. Помимо них временами бывал нарком внутренних дел Генрих Ягода. Если он не приходил, то всегда был кто-то из его сотрудников. Мейерхольд одевается еще лучше, чем прежде. Костюмы от первых московских портных.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Канышкин сравнивает искания режиссера в театре с деятельностью изобретателей в науке. Не всякий поиск приводит к открытиям, но последние без поиска невозможны, а развитие научной мысли никогда не должно останавливаться. Он напоминает о почти достроенном здании театра, для которого у Мейерхольда, конечно, припасен какой-то секрет. И если его лишат возможности войти в это здание, изобретение не будет проверено опытом, открытия не случится, и нечто прекрасное окажется навеки утеряно. Мейерхольда, в театре служит столько-то. И — годы жизни.

Почти все участники собрания дожили до реабилитации Мейерхольда, до возвращения его имени в историю театра. Был ли у них выбор в декабре 1937 года? Не зрителям в зале судить.

В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [25] [ неавторитетный источник ]. Вскоре 15 июля она была убита неустановленными лицами. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [26] , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову : …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… [27] Предписание В. Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. Боярский , М. Кольцов , В. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Мейерхольда Мария Валентей ещё в 1956 году добилась его политической реабилитации.

Отчего не хотите побывать у меня? Ведь Вы взяли мой адрес. А вот я не знаю: в Ростове Вы или уже укатили в Крым. В каком настроении дух Ваш? Ваш Вс. Это письма 1916 года. А уже в сентябре 1917 года литературоведу Константину Державину режиссёр писал: "Уважаемый товарищ, Ваше письмо я получил. Приношу извинение, что только теперь откликаюсь на Ваш зов. Я согласен. Будьте любезны переговорить со мною сначала по телефону, потом мне хотелось бы говорить с Вами лично. Привет Вашим товарищам по редакции. После Октября Зато всё изменилось после Октября: Мейерхольду удалось подружиться с новой властью и получать от неё деньги на воплощение своих новых идей. Он безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 года и в компании Блока и Маяковского явился в Смольный дворец, чтобы сообщить о своей готовности сотрудничать. Теперь режиссёр поставил перед собой задачу с помощью агитационного театра помогать новой власти. Мейерхольд чувствовал себя как рыба в воде, а артисты Александринского театра с негодованием выступали против новой власти: 45 человек из 83 решили оставить труппу. Связь, существующая между театром Мейерхольда и революцией, очень проста и, я сказал бы, примитивна.

Здесь мое влияние распространялось на Сергея Эйзенштейна, который является человеком, озлобленно настроенным против советской власти. Нужно сказать, что он проводил и практическую подрывную работу. Но эта картина, как искажающая классическое произведение, не была допущена до экрана. По линии кино — это все. В живописи, например, под моим влиянием находился Давид Штернберг. Еще более антисоветски настроен мой бывший ученик, художник Дмитриев. Что касается литературного фронта, то антисоветские разговоры, направленные против партии и правительства, я неоднократно вел с Борисом Пастернаком. Он вообще настолько озлоблен, что в последнее время ничего не пишет, а занимается только переводами. Аналогичные позиции занимает поэт Пяст. Вплоть до его ареста прямые антисоветские разговоры были и с писателем Николаем Эрдманом. Я ничего не намерен скрывать, и расскажу не только о своей вражеской работе, но и выдам всех своих сообщников. Именно этого и добивался следователь: ему нужно было сломать не только физически, но и морально не очень здорового 65-летнего деятеля искусств. Путаясь и сбиваясь, возвращаясь от одних событий к другим, Всеволод Эмильевич причисляет к антисоветски настроенным людям композиторов — Шостаковича, Шебалина, Попова, Книппера, прозаиков и поэтов — Сейфулину, Кирсанова, Брика, Иванова, Федина, а также многих актеров, художников и режиссеров. Не оговариваете ли Илью Эренбурга? Илья Эренбург, как он сам мне говорил, является участником троцкистской организации, причем с весьма обширными связями не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В 1938 году он и французский писатель Андре Мальро были у меня на квартире и вели оживленную беседу на политические темы: они были уверены, что троцкистам удастся захватить власть в свои руки. Больше того, именно я вовлек в нашу организацию и Пастернака, и Олешу, а несколько позже и Лидию Сейфулину. Ей я поручил антисоветскую обработку писательской молодежи, а Юрия Олешу мы хотели использовать для подбора кадров террористов, которые бы занимались физическим уничтожением руководителей партии и правительства. Он мотивировал это тем, что, мол, в европейских странах его произведения очень ценят, а здесь за них только прорабатывают. В связи с этим, он выражал намерение выехать за границу и больше в Советский Союз не возвращаться. Что касается Шебалина, то он тоже был в большой обиде на партию и правительство, в связи с отрицательной оценкой его формалистических произведений. А завербовал меня Секи Сано, который работал в моем театре в качестве режиссера-стажера с 1933 по 1937 год. Я безоговорочно подписал последний лист дела так же как безоговорочно подписывал ряд протоколов, делая это против моей совести. Показания мои ложны. Мне предъявлены обвинения по ст. Я никогда не был изменником Родины, я никогда не участвовал ни в каких заговорческих организациях против советской власти, я не входил никогда ни в право-троцкистскую организацию, ни в какую иную троцкистского толка. И кто посмел клеветать на меня, что я был шпионом хоть одного из иностранных государств? Но следователи вынуждали меня репрессивными мерами в этих преступлениях «сознаваться», и я лгал на себя. Прошу вызвать меня к себе, и я дам развернутые объяснения и назову имена следователей, меня к вымыслам вынуждавших. Или дайте мне возможность изложить на бумаге все ответы на все вопросы, мне заданные, и снять всю накипь силой вызванной фантазии и передать изложенное соответствующему прокурору. Бутырская тюрьма.

Как в СССР убили Мейерхольда.

Всеволод Мейерхольд, Мариинский театр, опера, Сергей Прокофьев, советский театр. 2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог.

Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником

Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра.
9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды.
«Театр Мейерхольда»: выставка-событие Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937).

Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко

То они вживаются в крошечную роль Слуги с единственной репликой и выходом, то мужчина изображает крепко выпившего человека, который пытается отпереть ключом дверь. Казалось бы, мелочь, не стоящая времени и внимания, но послушаем Мейерхольда: Поведение пьяных отличается только тем, что все их куски как бы не закончены. Вот начинается движение и вдруг обрывается. Или на движение тратится больше усилий, чем нужно. Или меньше. В этом их комизм.

Но он должен быть легким. Чем легче — тем смешнее и изящнее. Я бы проверял вкус актера по тому, как он играет пьяного. Знаменитая мейерхольдовская биомеханика, возникшая во время работы над «Великодушным рогоносцем», была прежде всего умением располагать свое тело в сценическом пространстве. Способность актеров применить рефлекторную возбудимость на сцене имела и научные обоснования.

В одно время с Мейерхольдом развивалась рефлексология В. Бехтерева и И. Павлова, а также научная организация труда А. Художник внимательно смотрел за изысканиями ученых: Режиссер должен верить в своих актеров так же, как Павлов верил в своих обезьян. Он сам мне говорил, что иногда ему начинало казаться, что они его разыгрывают.

Иначе говоря, актеры Мейерхольда должны были подчинить своей цели и тело, и сознание, чтобы стать безукоризненными импровизаторами и мастерами перевоплощения на сцене. Вторая и куда более мрачная половина спектакля — о трагедии Мейерхольда — начинается с разговора в Париже между навсегда уехавшим Юрием Анненковым и ненадолго приехавшим Владимиром Маяковским. Первый уехал, чтобы остаться художником. Второй возвращается, потому что перестал быть поэтом. В наследии Мейерхольда сохранились его слова об отношении художника с властью, которые могли быть сказаны лишь после написания «Вишневого сада» и закрытия ГОСТИМа: Когда вы осенью видите дерево, теряющее листву, оно вам кажется умирающим.

Но оно не умирает, а готовится к своему обновлению и будущему расцвету. Не бывает деревьев, цветущих круглый год, и не бывает художников, не испытывающих кризиса, упадка, сомнений.

Технически идея провалилась, спектакль сыграли в помещении при свете факелов. Но суть в том, что Мейерхольд всегда хотел экспериментировать в творчестве и список его попыток можно продолжать и продолжать. На календаре был 1917 год. В страну нагрянула революция, а на улицах царила нищета, неразбериха, и Мейерхольд это видел. Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти.

Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял. В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве.

И Бабанова. Благодаря им я точно знал противоборствующие стороны, знал врагов Мейерхольда и знал, как их подавить. Во-первых, из Театральной библиотеки, из ее закрытых фондов, было взято все ценное из напечатанного о Мейерхольде при его жизни с 1922 года. Недаром тесть сидел там, на Пушкинской, 8, несколько месяцев. Затем я закрылся Бахрушинским музеем: они дали полную раскладку каждого спектакля, поставленного Мейерхольдом после 1922 года, анализ всей работы его театра и даже его ленинградских постановок. Этот документ выглядел очень авторитетно. И, наконец, я располагал огромным числом писем от крупнейших деятелей культуры. И когда силы, не желавшие реабилитации Мейерхольда, возникли, они не могли уже ничего изменить. Михайлову официальное письмо о том, что В. Мейерхольд полностью реабилитирован.

Министерство восприняло это известие как взрыв атомной бомбы. От министра тут же был звонок моему начальнику. Тот вызвал меня: "В чем дело? Ты в ЦК сообщил? Очень большую справку я составил. Те мужики, прокуроры-полковники, которые меня тогда подняли, они очень хорошо ко мне относились, научили, как эту справку строить. Приложил я к ней все имевшиеся материалы. Принес ее и все свои талмуды в ЦК, кладу на стол. Велели мне объяснить, на каких основаниях я провел реабилитацию. В ответ было сказано: "Так-то оно так, но вы делаете глупость".

И еще было сказано, что я превысил свои права и полномочия. Пожурили меня строго, сделали выговор, сказали, что не дорос до Центрального аппарата. Но Верховный Суд — высшая инстанция, отменять его решение было бы нехорошо, посмотрели, посмотрели и сочли это нецелесообразным. После реабилитации Мейерхольда Эренбург на свой риск и страх собрал кого-то, кажется, в МГУ, и объявил о ней, но в печати впрямую ничего сообщено не было, над всем какое-то время довлело мнение Министерства культуры и соответствующего отдела ЦК". Понятно, что, если бы Ряжский, как ему рекомендовал начальник, обратился в ЦК КПСС до решения Верховного суда, с предложением отменить постановление о ликвидации театра, то на этом реабилитация была бы остановлена и отложена надолго. Ряжский, как видно из его воспоминаний, об этом догадывался, а скорее всего, был в этом уверен. И нарушил предписание. Поэтому его поступок, да и всю его работу по реабилитации Мейерхольда можно назвать "подвигом честного человека" такую характеристику дал Пушкин карамзинской "Истории государства Российского". Бывают времена и ситуации, когда быть просто честным человеком на своем месте — подвиг. Об одном из скромности умалчивает Борис Ряжский в своих воспоминаниях.

Но об этом написала Мария Валентей: "Борис Всеволодович Ряжский был понижен в должности, и ему пришлось даже уехать из Москвы из-за того, что он посмел на свой страх и риск передать дело прямо в Верховный суд и не испросил предварительно одобрения в соответствующих кабинетах ЦК партии. Вернуться в Москву и найти работу ему было совсем не просто". Ряжский был наказан. Уточню: он был уволен из прокуратуры и направлен на работу на Север. Патриса Лумумбы. Проведя реабилитацию Мейерхольда, Борис Ряжский придал мужества многим людям искусства, и реабилитация вдохновила их позднее выступить за отмену того самого постановления Политбюро ЦК ВКП б "О ликвидации театра им.

Более того, режиссер даже усыновил детей своей новой избранницы: сына Константина и дочку Татьяну, рожденных в предыдущем браке Райх с поэтом Сергеем Есениным.

Фото: 24smi. После этого на режиссера обрушился шквал критики и обвинений. Тогда Райх решила заступиться за возлюбленного, и написала письмо Сталину, в котором открыто обвиняла его в том, что он попросту не разбирается в театральном искусстве. Вероятно, такой дерзкой выходкой женщина подписала приговор себе и супругу. Лояльность режиссера к новой власти не стала для него спасением, над его головой сгущались тучи, и о дальнейшей своей участи мужчина, конечно же, догадывался. Тем не менее, он не воспользовался возможностью эмигрировать в Европу, и не остался в Париже, когда у него был шанс во время последних гастролей. Однако, в списке награждаемых фамилии Всеволода Эмильевича не оказалось.

Режиссер попытался доказать, что он по-прежнему «свой», и, как и раньше, лоялен к советской власти, ведь в его театре шли постановки о колхозной деревне, а также воспевались новые герои. От попавшего в опалу и оставшегося без работы режиссера отвернулись практически все друзья, которые еще совсем недавно хвалили его постановки и гордились знакомством с ним. Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра. Когда летом 1938-го года Константин Сергеевич скончался, опальный режиссер воспринял случившееся как личную драму, и тяжело переживал, а также счел это событие предвестником беды для самого себя. Всеволод Мейерхольд: арест и расстрел В июне 1939-го года режиссер был арестован, а в его квартире провели обыск. В протоколе были зафиксированы жалобы его супруги Зинаиды Николаевны, протестовавшей против методов работы сотрудников НКВД. Женщина также выкрикивала проклятья в адрес агентов Народного комиссариата, а через три недели после этого она была жестоко убита в собственной квартире.

Неизвестные нанесли Райх около двух десятков ножевых ранений. Тайна смерти актрисы так и осталась нераскрытой. Позже юрист и писатель Аркадий Ваксберг говорил о том, что только Берия нуждался в таком показательном садистском фарсе, потому как Райх была в те годы необычайно популярной, и слишком независимой актрисой. Самому же режиссеру сфабриковали дело, обвинив его в шпионаже и троцкизме, а необходимые признания несколько недель выбивали у него под жестокими пытками.

Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд

Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра - ТАСС Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года.
9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда Э. Мейерхольд и П. В. Цетнерович Время работы 16 сентября 1936 19 ноября 1937 На какой стадии прекращена работа прогон готового спектакля для комисс.

9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда

Всеволод Мейерхольд, Мариинский театр, опера, Сергей Прокофьев, советский театр. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Юбилей режиссера Всеволода Мейерхольда отметят в феврале 2024 года. Творчество режиссера тесно связано с прославленной Александринкой. Ну а продолжится разговор о великом режиссере этой же весной в рамках фестиваля, который будет посвящен 11-летию Новой сцены Александринского театра: с августа 2022 года она носит имя Всеволода Мейерхольда.

«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах

Иначе говоря, актеры Мейерхольда должны были подчинить своей цели и тело, и сознание, чтобы стать безукоризненными импровизаторами и мастерами перевоплощения на сцене. Вторая и куда более мрачная половина спектакля — о трагедии Мейерхольда — начинается с разговора в Париже между навсегда уехавшим Юрием Анненковым и ненадолго приехавшим Владимиром Маяковским. Первый уехал, чтобы остаться художником. Второй возвращается, потому что перестал быть поэтом. В наследии Мейерхольда сохранились его слова об отношении художника с властью, которые могли быть сказаны лишь после написания «Вишневого сада» и закрытия ГОСТИМа: Когда вы осенью видите дерево, теряющее листву, оно вам кажется умирающим. Но оно не умирает, а готовится к своему обновлению и будущему расцвету. Не бывает деревьев, цветущих круглый год, и не бывает художников, не испытывающих кризиса, упадка, сомнений.

Но что вы скажете про садовников, которые будут осенью рубить опадающие деревья? Неужели нельзя к художникам относиться так же терпеливо и бережно, как мы относимся к деревьям? Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Герой запрещенного спектакля Подсекальников звонит Сталину и говорит абсурдные реплики. Пройдет несколько лет, и уже Мейерхольду придется раздумывать, не обратиться ли ему лично к генсеку, а Пастернак будет советовать ему не делать этого, чтобы не оказаться в положении просителя. Но был у Мейерхольда и другой враг — человеческое равнодушие.

С огорчением вспоминал драматург Александр Гладков, ставший для великого режиссера тем же, кем Эккерман стал для Гёте: Сейчас мне не верят, когда я рассказываю, что «Великодушный рогоносец» у Мейерхольда почти не делал сборов и всегда шел при полупустом зале. Завершается спектакль чтением писем Мейерхольда — жене и прокурору на самом деле — Вячеславу Молотову. К Зинаиде Райх и у современников, и у потомков отношение обыкновенно критичное. Ей нередко отказывали в актерском таланте, ее нередко порицали за импульсивность, бестактность и отсутствие ума. Но у нее был великий дар — быть на высоте со своей любовью. Вполне вероятно, что знаменитый, но утомленный и немолодой режиссер не создал бы в последние 15 лет творчества ни «Леса», ни «Ревизора», ни «Дамы с камелиями» без этой любви.

В последнем же письме, адресованном, по сути, одному из своих палачей, Мейерхольд отказывается от вырванных под пытками признательных показаний. Когда происходила реабилитация режиссера, которая стоила взявшемуся за нее следователю Военной прокуратуры Борису Ряжскому понижения в звании, то вызванный Пастернак характеризовал убитого друга более советским человеком, чем он сам. Почему был уничтожен художник сцены? И спектакль Питера Брука заканчивается гамлетовской тишиной и режиссерским титром на заднике сцены: WHY?

Мы решили вспомнить пять наиболее известных случаев травли режиссеров в Советском Союзе. Михаил Булгаков Писатель и драматург Михаил Булгаков был еще и талантливым режиссером, но его постановки либо срывались, либо запрещались после нескольких представлений например, спектакль «Кабала святош». В советской печати постоянно появлялись язвительные филиппики в адрес Михаила Афанасьевича.

Но в годы Большого террора обвинители сами стали обвиняемыми. Драматург Владимир Киршон и критик Леопольд Авербах, участвовавшие в травле Булгакова, были расстреляны. В 1934 году спектакль « Дама с камелиями », главную роль в котором исполнила жена Всеволода Эмильевича, посетил Иосиф Сталин. Постановка вождю не понравилась. Критика тут же обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в «эстетстве». Зинаида Райх в ответ на упреки написала письмо «отцу народов» о том, что он не разбирается в искусстве.

После этих встреч я понял, что нечего вызывать таких людей в прокуратуру и допрашивать, нужно разговаривать с ними по-людски, иначе окажусь в глупом положении. И пошел калейдоскоп. Всех, кого мог, я опросил, человек сто. Быстро сработал по Москве беспроволочный телеграф, начались телефонные звонки, чаще анонимные, подсказывали, какие из статей нужно разыскивать, с кем связаться и тому подобное. Сам я физически не мог все это собрать, помощников не полагалось, искать статьи и добывать отзывы деятелей культуры о Мейерхольде бегала Маша, а Ярослав Михайлович, тесть мой, сидел в Театральной библиотеке в закрытом фонде я ему специальный мандат выдал и делал на машинке выписки и аннотации. Эренбургу я позвонил домой, приехал, привез дело, сказал, что обвинения в шпионаже отпадают. О том, что якобы это он, Эренбург, завербовал Всеволода Эмильевича во французскую разведку, говорить не стал, но Эренбург спросил: "Наверное, и я там где-нибудь прохожу? А у меня тогда кроме "Моей жизни в искусстве" был уже полученный от Э. Ромму я приехал на студию во время съемок; когда он узнал, о чем пойдет речь, с ним плохо сделалось, он не смог сразу говорить. Там же, на студии, я виделся и с И. Долго не мог я поймать Д. Шостаковича и условиться о встрече с ним. Он собирался в Ленинград, и я попросил его перед отъездом повидаться со мною, заехать в прокуратуру, но, когда он приехал, я увидел, что сделал огромную ошибку. У нас в прокуратуре на Кировской, 41 обычно кругом было полно народа, места не найдешь спокойно поговорить, а Шостаковичу, когда он узнал от меня правду о гибели Всеволода Эмильевича, стало дурно, совсем плохо, еле вынесли его от меня. После этого я уже никого не вызывал, ездил к людям сам. Однажды, помню, являются ко мне в прокуратуру Кукрыниксы.

Ожидать их прихода в имении неловко. Мейерхольд в небольшой компании решил бежать на моторной лодке, чтобы потом пробраться к красным. Их задержали, били. Потом дело передали следователю по особо важным делам при штабе главнокомандующего генерала Деникина. В условиях военного времени дело было расстрельным. И предоставил письменное обоснование отказа. Мейерхольда освободили. Все остальные участники истории с моторной лодкой расстреляны. Когда красные вошли в Новороссийск, Мейерхольд подал заявление в партию, переоделся из пиджачной пары в красноармейскую гимнастерку, обмотки, фуражку с красной звездой и приступил к работе в политотделе. В августе 20-го на спецпоезде Луначарский поехал за Мейерхольдом, привез его в Москву и поставил заведовать всеми российскими театрами. В 30-х годах на этом месте специально для Мейерхольда начнут строить новое здание театра. Но достанется оно не ему. Сейчас это — зал имени Чайковского. От бельгийской драмы на сцене немного. В текст внесли свежие новости с фронтов Гражданской войны, на одном из спектаклей объявили о взятии Перекопа, время от времени появлялись настоящие красноармейцы с оружием и оркестром. Из декораций — куб, веревки, висящий кусок жести и круги из золотой фольги. Надо сказать, в семье Крупской — Ленина с театром были сложные отношения. Правда, в Мюнхене Ленин несколько раз ходил в оперу. В 21 году Анатолий Васильевич Луначарский просил Ленина принять его по поводу Художественного театра. В том же году назвали совершенно неприличным предложение Луначарского сохранить Большой театр. В 1920-м году жена Ленина Надежда Крупская активно занималась проблемами нравственности и коммунистического воспитания молодежи. Всего 200 авторов. Видимо, по той же причине. И вот на все это наложился НЭП. Советская жизнь, за исключением однозначного сталинского периода, всегда параллельна. В то время, как по всей стране внедрялась инструкция Крупской, в Москве с НЭПом появились западная музыка, западные кинофильмы и западные журналы. Женщины срочно из занавесок шили платья с низкой талией и коротко стриглись. В силу того, что НЭП был новой, но очень советской историей, Мейерхольд был прикрыт партийным билетом образца 20-го года. Дополнением к этому партбилету времен военного коммунизма были исключительные личные связи в высших партийных кругах. Но так как НЭП при всем прочем оказался периодом относительной творческой свободы и открытости, у Мейерхольда на руках оказался главный козырь. Там он подготовил актеров, которые мечтали и были в состоянии осуществить его режиссерскую волю. Среди стойких почитателей Мейерхольда - люди из комсостава Красной армии. Вероятно, это своеобразное следствие политики Троцкого в области военного строительства. На командные должности Троцкий поставил старых военспецов и царских офицеров, в театре Мейерхольда они ловили воздух свободы, фронды, на которую сами были неспособны. Так вот в первом же сезоне НЭПа Мейерхольд предложил советской публике по всем статьям невиданное ранее зрелище — «Великодушный рогоносец». Во-первых, скабрезный сюжет. Французская история о том, как муж в поисках любовника жены заставил ее пропустить через спальню всех мужиков села. Во-вторых, этот сюжет разыгрывался - «в» или «на» - невероятной декорации. Говорят, это было нечто вроде какой-то мельницы с лестницами, площадками, скатами и массой вращающихся дверей. Кроме того, еще трамплины и трапеции. Все это двигалось и крутилось в зависимости от темпа действия. И вот этот темп, а вернее, ритм был главным фокусом. Актеры без грима, в комбинезонах унисекс вытворяли на всей этой конструкции черт знает что с начала и до конца спектакля в темпе presto, то есть быстро. Зал завораживало, люди начинали хлопать в такт движению на сцене до совершенного восторга. И в довершение ко всему этому, в третьем акте на сцене появлялось то, чего никто никогда доселе не видел. Это был джаз, первый в России джаз. Совершенно новая, неведомой прелести музыка. Мейерхольду жутко от этой критики совершенно не становилось. НЭП продвигался. Они в самой силе. В 23-м году был создан Главрепертком - комитет по контролю за репертуаром. Нарушение указаний главреперткома каралось в уголовном порядке. Сказать, что Мейерхольд не боялся критики — мало. Он шел на прямые боевые действия. В отношении одного из газетных критиков он давал указание контролерам в театре: «Господина вывести из зала, даже если он придет с билетом, купленным в кассе. Невыполнение приказа означает увольнение». На сцену через зрительный зал въехали грузовики, мотоциклы и велосипеды. На сцене воинские отряды с настоящим оружием, прожекторы и мелкокалиберные пушки. Сюжет — солдатское восстание в эпоху империалистической войны. В оригинале — пьеса французская. Мейерхольд говорил: «Эта пьеса — сволочь, я ее ненавижу». Но спектакль с посвящением Троцкому по сути своей мюзикл. И потому имел большой успех. Настолько большой, что его включили в компанию по укреплению советской авиации. На сцену ставили самолет, пытались завести пропеллер. Это не получалось, но совершенно не мешало устроить сбор средств среди зрителей, а также малоимущих актеров. И тут нарком просвещения Луначарский провозгласил лозунг: «Назад к Островскому». Мейерхольд, который не забыл Луначарскому обвинений в американизме, сказал: «Отлично» — и выпустил феерическое шоу. Пьесу Островского «Лес» он разрезал на 33 эпизода. Она шла в кинематографическом темпе. Название каждого эпизода загоралось на экране, который висел на сцене. Так, это делают сейчас на эстрадных концертах. Невообразимое количество разнообразных предметов с калейдоскопической быстротой проходило через руки актеров и обыгрывалось ими. Текст дробился взлетами и падениями качелей и гигантских шагов. И все это под музыкальное сопровождение гармоник, духового оркестра, рояля, русского народного хора, мордовского хора и сольного пения. В роли Аркашки Cчастливцева — Игорь Ильинский. Критика не знала, как реагировать. Публика валом валила в театр. Случалось, что неделями вместо всех других спектаклей шел «Лес». И тогда вечер за вечером в центре Москвы на сцене появлялись два человека — Счастливцев и Несчастливцев. Они шли по дороге, идущей вверх, в свете горящего рядом экрана. Cчастливцев — Ильинский — был родным братом Чаплина.

Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец

В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего» Легендарный Всеволод Мейерхольд, урождённый Карл Казимир Теодор Мейергольд, самобытный театральный актёр и режиссёр, не избежал внимания со стороны «компетентных органов» царизма.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали.

Обратите внимание:

  • "Перестаньте хныкать! Кто там плачет?!"
  • Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
  • Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
  • Новые публикации

Режиссеры, интриги и цензура

Мейерхольд в 1940 году был признан изменником Родины и расстрелян, но в 1955-м его имя и честь восстановили посмертно. Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе. Она также периодически устраивала музыкальные вечера. Станиславского, а в 1906 году стал служить в Драматическом театре В.

Достоевского помнят пришествие в Москву бруковского Христа.

Это случилось в 2007 г. Интересно отметить, что двоюродным братом Брука был многолетний руководитель Московского театра Сатиры Валентин Плучек, бывший учеником Мейерхольда. В 1970 г. Брук основал Международный центр театральных исследований, преследуя амбициозную цель аккумулировать сценические традиции и особенности разных культур и эпох.

Принципиально важными были постоянные гастроли спектаклей Центра по всему миру. Постановки Брука игрались и на знаменитых театральных сценах, и на голой земле перед африканскими туземцами. Поэтому необходимым условием «театра Брука» стал минимализм. Вот и спектакль о судьбе Мейерхольда сыгран тремя артистами, а их реквизит ограничен тремя стульями, передвижным экраном-ширмой и покрывалом.

Все прочее исполнители создают из вещества того же, что и сны, что окружают нашу маленькую жизнь, как это было на острове, подвластном престарелому волшебнику Просперо из шекспировской «Бури», чью историю Брук ставил не один раз. Часовой спектакль отчетливо делится на две части: первая посвящена методу Мейерхольда, вторая — его судьбе. Сначала излагается версия происхождения театра, — сценическое искусство появилось как избавление от скуки и тоски. Мейерхольд уверял, что все самые жуткие, самые чудовищные вещи должны быть выражены на сцене в радости — радости творчества.

Для режиссера Брука персонаж Мейерхольд в этом сродни драматургу Шекспиру: Каким бы он ни был метафизическим, религиозным, высокопарным, всегда наступает момент смеховой разрядки, часто замешанный на телесных шутках. И для Мейерхольда, который надеялся, что его театр вновь откроется именно шекспировским «Гамлетом», английский драматург представлялся почти современником: В какие-то эпохи появляются люди, которым до зарезу нужен театр. Их-то я и называю великими зрителями. Они появились в эпоху Шекспира и вытолкнули его из своей толщи.

Еще раз такие зрители появились в России в конце века и сразу после революции. Но в последнем случае они создали вместо драматургов нас, режиссеров, что, может быть, в исторической перспективе одно и то же. Среди современников «великим зрителем» для Мейерхольда был также Гордон Крэг, режиссер, который придумал актеров-марионеток, декорации-ширмы и поразил своим «Гамлетом» Художественный театр и его зрителей. Мейерхольд сразу признал в нем единомышленника, и его имя не могло не прозвучать в спектакле.

Дело в том, что стиль Мейерхольда развился под влиянием как психологического театра Станиславского, так и механистического метода Крэга. Актеры в спектакле Брука разыгрывают как будто простые этюды-упражнения.

После 1917 года нарком просвещения Луначарский приглашает Мейерхольда стать главой театра Наркомпросса, а в 1920-м году создаётся "Государственный театр имени Мейерхольда". В двадцатые годы постановки Всеволода Мейерхольда невзлюбил великий театрал и языковед — после чего придворная пресса начала травить Всеволода. Жена Мейерхольда, Зинаида Райх, не выдерживает и пишет письмо Сталину, в котором обвиняет того, что он мало разбирается в театральном искусстве. После этого театр сразу же закрыли.

Под катом — страшные подробности смерти Мейерхольда, а также вопрос.

После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского 1918. С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве.

Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь». Еще в 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений, в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением. В 1920 году в Москве создан Государственный театр имени Вс. В 1922—1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться.

Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем?

В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин , и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре.

После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа.

Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Арест и смерть Всеволода Мейерхольда 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий