первого человека в истории, совершившего полёт в космос - на сайте RT. Бог говорит Гагарину: Юра, теперь ты в курсе: нет никакого разложения с гнилостным вкусом. Не успел Гагарин закончить первый класс начальной школы, как в его дом пришла война. Фуражка на голове Ахмета Николаевича Гассиева будет подарена Юре Гагарину для того, чтобы он имел возможность отдать честь при раппорте во время встречи с членами госкомиссии. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино в Западной области СССР (сейчас Смоленская область) в семье зажиточных крестьян.
"Люблю! Твоя": Гагарина публично обласкала молодого фаворита
Это Юра Гагарин. («У меня на голове зашевелились волосы, — вспоминал космонавт. 12 апреля исполнилось 62 года со дня первого космического полета советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Юрий Гагарин сегодня — В полетном режиме: Россия и Белоруссия наметили планы сотрудничества в космосе. Новый мир — новые цели.
Новости про Юрия Гагарина
В ответе сына ему послышалась, верно, нескромность, вот он и вмешался. Юра ему ответил: — Поручат, и полечу. Юра не обиделся, посмеялся. Алексей Иванович тоже был удовлетворен: воспитательную работу провел. Не подозревали мы, что сын намекает нам о своем будущем» [14]. Звездный путь Перед полетом. Облачение в скафандр Итак, всего за несколько дней до предполагаемого старта Юрий Гагарин был утвержден в качестве первого космонавта. Герман Титов — дублером. Волновался ли Гагарин? Помимо обыкновенного для человека страха перед неизведанным, он прекрасно знал все риски. Но… всех изумляло абсолютное спокойствие Юры.
Он был не просто внешне абсолютно спокоен, он еще ухитрялся подбадривать и успокаивать очень сильно волновавшихся Королева и других, ответственных за полет. Единственное, что он себе позволил, — за два дня до старта написал прощальное письмо жене, в котором выражал уверенность в том, что она поймет его шаг, что достойно воспитает дочерей, и просил позаботиться о родителях. Письмо он отдал командиру отряда, генералу Николаю Каманину, и попросил отдать жене, если из полета не вернется. Вспоминает профессор, доктор медицинских наук, Ада Равгатовна Котовская, занимавшаяся подготовкой к полету первых космонавтов: «Волновался ли Юрий перед стартом? Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15]. Ничего особенного не заметила я.
Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама! Валю не оставляй! Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14. Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н.
Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске. А они увлечены шахматной партией. Мне же было не до шахмат, хотя я и неравнодушен к ним. Наверное, вид у меня был озабоченный. Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли. Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…». Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека.
За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно.
Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков. Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников.
Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени.
Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение.
Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось. Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование.
Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично. Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню.
Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта.
Версия доктора технических наук С. Белоцерковского, А. Леонова и ряда учёных. Самая популярная версия падения самолета включает в себя целый набор факторов, начиная от плохих погодных условий и конструкторских недостатков самолета. Они могли попытаться уклониться от другого самолета или стаи птиц, попасть в след пролетевшего самолета или случайно попасть в восходящий поток воздуха. Версия бортинженера космического корабля «Союз-22» Владимира Аксенова. Он предположил, что Гагарин и Серегин совершили ошибку в непростых метеоусловиях. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями.
Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолёта-метеоразведчика», — отмечает Аксёнов. Версия летчика-аса Николая Кузнецова. Начальник Центра подготовки космонавтов отмечает, что Серегину в тот день нездоровилось: он жаловался на сердце. Кузнецов предположил, что во время виража Серегину стало плохо, а Гагарин не сразу заметил состояние инструктора. По мнению Кузнецова, у Серегина был сердечный приступ,он расстегнул ремни, и его тело отшвырнуло в другой угол кабины, заблокировав управление.
Старшего брата и сестру будущего космонавта немцы угнали на работу в Германию, но по дороге каждому из них удалось сбежать.
Валентин сделал это ночью, воспользовавшись тем, что его конвоир уснул. Юноша прихватил с собой и его винтовку. Спустя несколько дней он перешел линию фронта и присоединился к Красной армии. Сестре Зое тоже удалось сбежать.
Севастопольский горсовет на внеочередной сессии 17 марта поддержал решение Верховной Рады Автономной Республики Крым о провозглашении Крыма независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус. На следующий день в Москве в Россию принимали один субъект - Крым, но сразу сделали из него два.
Подписанный 18 марта 2014 года в Кремле документ называется "Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов". Таким образом, Россия в 1954 году передавала два региона и через 60 лет получила обратно тоже два. И так как по Коституции России право выхода субъектов из федерации не предусмотрено, то в правовом поле это финал крымской одиссеи.
Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты
Единогласным решением капитаном выбрали Юру Гагарина. В баскетбол он играл хорошо, резко, но по своему характеру был очень спокойным и выдержанным. На игроков никогда не кричал, а после матча старался спокойно объяснить им тот или иной промах. В то лето наша команда выиграла первенство Саратова по второй группе и выполнила норму второго спортивного разряда... Как-то раз на одном из праздничных вечеров в техникуме организовали конкурс на лучшее исполнение вальса. Первый приз получил Гагарин. Учился он тоже хорошо, хотя программа была очень сложной. Юра окончил техникум с отличием. Кроме баскетбола самой большой страстью Юрия была авиация. Это простой, душевный человек, каких в нашей стране тысячи, но когда потребовалось совершить подвиг, он пошел на это, не задумываясь".
Отправили в Москву за высокий урожай кукурузы Как оказалось, и в моей семье есть небольшие пересечения с Гагариным. Кандидат сельскохозяйственных наук, кинешемка Тамара Щербакова сейчас вместе с мужем — моим дедом Александром Леонтьевым — занимается садом и огородом для себя, для души.
В этот период очень разносторонни его интересы, он ведет большую ответственную работу. Являясь секретарем комсомольской организации, увлекается баскетболом и становится капитаном команды, участвует в лыжных соревнованиях, но самое главное для него — учеба. Он очень большое значение придает физике, является активным членом физического кружка и именно здесь он впервые знакомится с трудами К. Циолковского, с его учением о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. В книге «Дорога в космос» Юрий Алексеевич позже напишет: «Циолковский перевернул мне всю душу... Все, сказанное ученым, подтверждалось наукой и его собственным опытом...
Должна была свершиться и его мечта о полете человека в космические просторы». Юрий мечтает о небе, и мечта его осуществилась. Юрий, благодаря своей сильной воле, природному уму и огромной работоспособности, сумел оба заведения закончить на «отлично» и получить направление на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков. На протяжении всей своей жизни Юрий Гагарин к любому делу относился очень добросовестно, таким же порядочным человеком он был и в отношении к окружающим людям. С юных лет его отличали внимание и нежные чувства к своим родным. В 1955 году Юрий Гагарин уезжает учиться в город Оренбург в летное училище. В канун празднования 40-летия Октября Юрий Гагарин стал офицером, прямо из училища он поехал на квартиру к своей девушке Вале, которая встретила его в белом свадебном платье, а Юра, сняв шинель, явился перед ней в своей «офицерской красе». Чуть позднее пришло родителям приглашение на свадьбу.
Свадьбу сыграли дважды — в Оренбурге и Гжатске. Юрий Гагарин окончил училище по 1-му разряду, и ему было предоставлено право выбора места дальнейшего прохождения службы. Отказавшись от предложения остаться в военном училище летчиком-инструктором, Юрий Гагарин вместе с товарищами получает назначение в пос. Луостари-Новое под Мурманском.
Посмотрите на него во всех видео — Юрий Алексеевич просто светится изнутри.
Пробивает экран, он весь какой-то теплый, родной, близкий, так и хочется подойти и обнять его. Вот этой неповторимости не было у замечательных людей — Титова, Быковского, Леонова… Вот почему первым был Гагарин. Но на него, Юрия Алексеевича, был и другой взгляд. Есть такой очень известный советский фильм «Укрощение огня», ну очень советский. Это про великого космического конструктора Сергея Королева.
Его прекрасно играет Кирилл Лавров. Так вот о Гагарине там ни слова. Есть безымянный летчик, которого готовят, да, а потом сажают в «Салют»… «Ты что, бандероль, посылка, чемодан? Ты что, ничего не соображал? Вот так представлен здесь герой мира, лучший из лучших, в знаковом фильме, ставший вдруг лишь космическим пассажиром, а вся слава достается, конечно, Королеву, гению.
Кстати, ту же версию по отношению к Гагарину высказал не так давно и Юрий Лоза. Но Лозу слушать себе дороже, пусть лучше про плот поет. Они сочтутся славой, генеральный конструктор и космонавт. Только та улыбка Юры дорогого стоит, самого дорогого. Она так много значит в этой жизни.
И ведь не искусственная натянутая, как у американцев, а от всей души, от всего сердца.
Только та улыбка Юры дорогого стоит, самого дорогого. Она так много значит в этой жизни. И ведь не искусственная натянутая, как у американцев, а от всей души, от всего сердца.
Она так много сказала миру о наших людях, о том лучшем, что в них есть, о Родине. Да, Гагарин редкий человек, один такой, но он выразил всех нас, ту высокую мечту, которая иногда сбывается. Успел, ведь когда он взлетел и приземлился, ему было 27, а когда ушел навсегда — 34 всего… В этих документалках мы видим его живым. Счастье, что первым был он.
Что представляет собой наше новое кино, кому сейчас нужна эта заумь и сплошная депрессуха? Правда жизни? Ну дайте же ее талантливо. Только новые Тарковские и Сокуровы так скоро не рождаются.
Если вообще когда-нибудь родятся. Якутское кино не менее известно и популярно в мире, так же как иранское или южнокорейское. Да, этника, экзотика, но есть что-то еще, раскрывающее всю поэтичность народа. Якутия, напомню, часть России, но все равно неповторимая отдельная страна.
Почти весь фильм идет на якутском, с русскими субтитрами. Одна из основных религий там — шаманизм.
Юрий Гагарин – последние новости
Смотрите фильмы из подборки от Алексея Пивоварова в Okko всего за 1 рубль по промокоду 500044. В подписке «Оптимум» вас ждут 50 000 фильмов и сериалов на 45. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино в Западной области СССР (сейчас Смоленская область) в семье зажиточных крестьян. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае.
Ивановцы о Гагарине: "Юра был общительным парнем"
В финале шоу «Голос» Богдан Шувалов настолько покорил своим выступлением зрителей и наставницу Полину Гагарину, что она не смогла скрыть восторга. |. Новости президента. Смерть Юрия Гагарина (трагедия произошла 27 марта) во время простого тренировочного полёта на самолёте МиГ стала страшным потрясением для всей страны. Сенсационная новость, которую стало возможным предать огласке лишь через 45 лет. Теперь известно об истинных причинах гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Гибель Юрия Гагарина: что не сходится в официальной версии
Юрий Гагарин. Сила – в любви | В тот день у Юры Гагарина появилась мечта, а у людей его поколения основным правилом для мечтателя считалась желание во что бы то ни стало достичь цели. |
Каким человеком был Юрий Гагарин — подборка редких фотографий | MC Юра Гагарин. Опыт работы: более 12 лет. |
Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты
27 марта 1968 года Юрий Гагарин в паре с инструктором — полковником Владимиром Серегиным выполнял тренировочный полет на самолёте МиГ-15. Юрий Гагарин и Владимир Серёгин погибли 27 марта 1968 года в авиакатастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте МиГ-15УТИ. Юрий Гагарин — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств. Юра Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (сейчас — Гагаринский район Смоленской области).
Космонавт Волынов выдвинул новую версию гибели Юрия Гагарина
Бог говорит Гагарину: Юра, теперь ты в курсе: нет никакого разложения с гнилостным вкусом. Юрий Гагарин сегодня — В полетном режиме: Россия и Белоруссия наметили планы сотрудничества в космосе. Новый мир — новые цели. Не успел Гагарин закончить первый класс начальной школы, как в его дом пришла война. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории планеты полет в космос. Гагарин же и вовсе принадлежит к не такому уж большому числу людей, которые были прославлены как официально, так и неформально. Юрий Гагарин – живой символ победы СССР в космической гонке – погиб 27 марта 1968 года.
Найти истину: как на самом деле погиб Гагарин
В 1968 года добился разрешения о возобновлении летной практики в ВВС. Самолет упал вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена. В 1975 году на месте гибели летчиков был открыт мемориал. Урны с прахом Гагарина и Серегина были захоронены 30 марта 1968 года у Кремлевской стены на Красной площади в Москве с воинскими почестями под залпы артиллерийского салюта. Звания, награды За осуществление полета в космос 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза 1961 и награжден орденом Ленина 1961.
Кроме того, первый космонавт планеты был отмечен многими иностранными почетными званиями и наградами. Помимо этого он был награжден золотой медалью им. Был заслуженным мастером спорта по бегу 1961 , почетным членом Международной академии астронавтики 1966. Юрий Гагарин - почетный гражданин многих российских городов, в т. Калуги 1961 , Смоленска 1966 , Севастополя 1967 , Саратова 1967 , Люберец 1987 , а также ряда зарубежных, среди них Байконур 1977, Казахстан и другие.
Личные сведения Был женат на Валентине Ивановне Гагариной 1935-2020, в девичестве Горячева , выпускнице Оренбургского медучилища. В браке родились две дочери. Елена родилась в 1959 году окончила исторический факультет Московского государственного университета МГУ им. Ломоносова, является почетным профессором МГУ 2017 , с 2001 года работает генеральным директором Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". Галина родилась в 1961 году - выпускница Московского института народного хозяйства ныне Российского экономического университета, РЭУ им.
Плеханова, доктор экономических наук, заведует кафедрой национальной и региональной экономики РЭУ им. В память о космонавте День первого полета человека в космос, 12 апреля, ежегодно с 1962 года отмечается в России ранее в СССР как День космонавтики, с 1969 года - как Всемирный день авиации и космонавтики. В 1968 году FAI учредила золотую медаль им. В 1968 году в честь первого космонавта Гжатск и Гжатский район Смоленской обл.
Там он познакомился с одноклассниками, которые были членами местного аэроклуба. Осенью 1954 года его членом стал и будущий космонавт. Юра проучился там всего два года, но этого хватило, чтобы налетать 43 часа и окончить курс начальной подготовки с отличием. Служба 27 октября 1955 года Гагарин ушел служить в армию. Его направили в город Чкалов в военно-авиационное училище.
В 1957 году Юрий окончил училище с отличием и отправился служить на два года под Мурманск, в 169-й истребительный авиационный полк. Он сразу написал рапорт о желании попробовать свои силы в новом небывалом деле. После нескольких медэкспертиз Юрий Гагарин 3 марта 1960 года был зачислен в группу кандидатов в космонавты. Он соответствовал всем требуемым параметрам: возраст 25-30 лет, рост не выше 170 см, вес не более 72 кг, опыт высотной адаптации, быстрота реакций, выносливость, устойчивая психика. Начались недели тренировок в Звездном городке под Москвой. Но кто полетит в космос, было решено в самый последний момент. Выбрали Гагарина. Его дублером был Герман Титов.
Изначально были выдвинуты первые версии случившегося: столкновение самолёта с шаром-зондом или птицей, разрушение остекления фонарей кабины в полете, опасное сближение с другим самолётом. В результате проведённых далее исследований все эти версии в дальнейшем были отвергнуты. Окончательная формулировка выглядит так — вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности или отворота от шара-зонда с последующим попаданием самолёта в закритические режимы полёта в усложнённых метеоусловиях», — этот текст был написан в заключении комиссии, которое не было обнародовано официально.
Если самолет столкнется с ним остеклением фонаря на большой скорости — мало не покажется». Сам метеозонд при полете на большой скорости разглядеть заранее нельзя, добавил космонавт. Также он назвал неправдоподобной версию космонавта Алексея Леонова , утверждавшего, что самолет Гагарина попал в след пролетавшего мимо реактивного истребителя. По словам космонавта, Леонов говорил, что знал имя летчика, якобы виновного крушении самолета с Гагариным, но не раскрывал его, чтобы не портить тому жизнь. Волынов пояснил, что летчик, о котором говорил Леонов, рядом с местом происшествия быть не мог.
Каким человеком был Юрий Гагарин — подборка редких фотографий
Гагарина открыли мемориал, который выполнен из красного гранита в форме крыла самолёта. На стелле высечены портреты погибших летчиков. Рядом установили самолёт МиГ-15, точную копию самолёта, на котором разбились лётчики. Ежегодно 27 марта у мемориала проходит митинг памяти. Прощальное письмо Гагарина Перед первым полётом в космос 10 апреля 1961 года Юрий Гагарин, понимая ответственность и риск не вернуться, написал прощальное письмо своей семье. Полёт тогда завершился успешно, родные не получили этого письма. После авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили Валентине Гагариной. Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать.
Вы в это время будете заниматься своими делами.
За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии.
В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков.
Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость.
Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты.
Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе.
Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось. Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет.
Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз.
Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично. Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого.
Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту. А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде. А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О. Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя.
Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19]. Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе. Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу. А когда эта фантастическая, невероятная слава на него обрушилась, то совершенно его не задела. Скорее, тяготила его, смущала, мешала.
Он терпел ее как данность. Где была возможность, старался избежать пышных встреч и приемов. Это известно. Но Гагарин и это испытание выдержал с честью. Вот его слова: «Я самый обыкновенный. Я обыкновенный русский человек, которых множество. Мои товарищи более опытные и способные, и поэтому их приберегли для более сложных задач, поскольку последующие полеты сложнее, чем первый. А меня отправили первым, как менее способного».
А еще он говорил: «Мы никак не можем позволить себе остановиться, расслабиться, почить на лаврах. Лавры прибережем для супа…» [20]. Любя людей, он радовался вместе с ними и дарил им радость. А мир не просто восхищался подвигом первого космонавта, люди ответили любовью на его любовь и свет его души. Его носили на руках — не в переносном, а в буквальном смысле слова, в его честь называли детей в разных странах, за автографом к нему выстраивались очереди… А он умел быть всем для всех, умел найти общий язык со всеми — от простых людей до королевы Англии, растопить лед предубеждения, не терялся ни при каких вопросах на пресс-конференциях и интервью. С ним фотографировались, обнимались, ему дарили цветы, вручали ордена, провозглашали почетным гражданином больших и малых городов… Взвесьте — легко ли в 27 лет оказаться на виду у всей планеты? Если бы меня попросили назвать основное в нем, я ответил бы так: посидишь с ним минут десять и забываешь, что рядом с тобой живой Гагарин, человек, который нес на своих плечах такую славу, какой не было, не ошибусь, ни у кого их живых за всю историю нашей планеты. Наверно, непросто нести ее, такую всемирную.
И еще: «Природа, наделив его многими хорошими качествами, дала и дипломатическую жилку. Сколько доброго он сделал для Родины за рубежом уже после того, как своим подвигом обратил внимание к нашей стране даже тех, кто почти ничего не знал об СССР. Он подружил с нами целые государства и народы. Семь лет его невероятной славы и около тридцати стран, которые он посетил, были не только для того, чтобы мир посмотреть и себя показать, хотя и это имело значение. Не было у нас дипломатических отношений с Бразилией — послали не государственного деятеля, не дипломата, а первого космонавта. Когда Гагарин вышел из самолета и сел в машину, тысячи жителей бразильской столицы подняли автомобиль с ним и несли на руках до президентского дворца. После этого визита наши страны обменялись послами…» [23]. Он сделал очень много за свою короткую жизнь, и очень о многом можно еще рассказать.
Также по результатам расследования было установлено, что до момента удара о землю самолёт находился в исправном состоянии. К сожалению, на борту МиГ-15 отсутствовал чёрный ящик, который помог бы выявить причины катастрофы. В числе предположений о причинах аварии были: столкновение самолёта с шаром-зондом или птицей, разрушение фонарей кабины в полёте, а также опасное сближение с другим воздушным судном. Однако правительственная комиссия не смогла подтвердить ни одну из этих версий. Версия Леонова и не только В 2003 году на пресс-конференции, приуроченной к годовщине смерти Гагарина, космонавт Алексей Леонов рассказал свою версию случившегося. По его мнению, учебный МиГ оказался в вихревом следе пролетевшего рядом сверхзвукового Су-15. Но Леонов подчеркнул, что обещал не раскрывать имени лётчика, чьи действия, согласно его версии, привели к трагедии, повлекшей смерть обоих пилотов. Двадцать лет я боролся, чтобы рассказать правду.
Все было по-другому: 27 марта 1968 года в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет, Су-15. Летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — я это знаю, так как беседовал со свидетелями. На форсаже на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее в глубокую спираль, на скорости 750 километров в час Алексей Архипович Леонов Лётчик-космонавт Так кто же был пилотом того Су-15? Здесь нет никакой тайны. Лётчик ЛИИ им. Громова, профессор Арсений Дмитриевич Миронов, в своем открытом письме Леонову утверждает, что 27 марта 1968 года в ЛИИ прошли полёты двух самолётов Су-15. Первый выполнил заслуженный лётчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский, протестировавший новый двигатель на высоте 18 000 метров. Второй полёт совершил заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков, на высоте 14 000 метров.
Симонов «Заслуженные испытатели СССР» Детальный анализ хронометража показал, что Богородский приземлился, когда Гагарин только начал подниматься ввысь. С другой стороны, Щербаков поднялся в воздух уже после катастрофы самолёта Юрия Алексеевича. Таким образом, оба полёта Су-15 в принципе не могли повлиять на полёт учебного МиГ-15. В своих мемуарах он высказал сомнения в том, что самолёт Гагарина и Серёгина встал в штопор из-за вихревого следа другого воздушного судна. Согласно Микояну, после авиакатастрофы в ЛИИ им. Громова были проведены специальные испытания аналогичного МиГ-15 с подвесными баками. Они показали, что попадание этого самолёта в воздушную струю не приводит к потере управления и падению в штопор. Наиболее вероятной причиной катастрофы, по его мнению, могло быть уклонение от метеорологического зонда или даже столкновение с ним.
Впрочем, зонд тоже не нашли. Хотя это не значит, что его не могло быть — зонды в том районе действительно запускали. Версию с зондом можно подтвердить следующим образом: приборы зафиксировали отрицательное изменение давления в кабине учебного МиГ-15, что могло быть вызвано разгерметизацией воздушной обстановки внутри кабины. В его книге «Правда о гибели Гагарина» 1994 он предположил, что во время полёта у Серёгина мог произойти острый сердечный приступ, который привёл к потере им сознания. По мнению Кузнецова, потеряв сознание, инструктор мог сместиться с сиденья, случайно воздействуя на управление. В результате, самолёт мог войти в глубокую спираль, из которой Гагарину выйти не удалось. В поддержку этой гипотезы говорит тот факт, что Гагарин провёл в пилотажной зоне всего 4-5 минут вместо обычных 15-20. Возможно, Серёгин успел доложить Гагарину о своем критическом состоянии, и Юрий Алексеевич запросил разрешение на возвращение на аэродром.
Эта версия также разъясняет, почему лётчики не применили катапультирование — в соответствии с инструкцией, первым должен был катапультироваться Серёгин.
Однако правительственная комиссия не смогла подтвердить ни одну из этих версий. Версия Леонова и не только В 2003 году на пресс-конференции, приуроченной к годовщине смерти Гагарина, космонавт Алексей Леонов рассказал свою версию случившегося. По его мнению, учебный МиГ оказался в вихревом следе пролетевшего рядом сверхзвукового Су-15. Но Леонов подчеркнул, что обещал не раскрывать имени лётчика, чьи действия, согласно его версии, привели к трагедии, повлекшей смерть обоих пилотов. Двадцать лет я боролся, чтобы рассказать правду. Все было по-другому: 27 марта 1968 года в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет, Су-15.
Летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — я это знаю, так как беседовал со свидетелями. На форсаже на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее в глубокую спираль, на скорости 750 километров в час Алексей Архипович Леонов Лётчик-космонавт Так кто же был пилотом того Су-15? Здесь нет никакой тайны. Лётчик ЛИИ им. Громова, профессор Арсений Дмитриевич Миронов, в своем открытом письме Леонову утверждает, что 27 марта 1968 года в ЛИИ прошли полёты двух самолётов Су-15. Первый выполнил заслуженный лётчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский, протестировавший новый двигатель на высоте 18 000 метров. Второй полёт совершил заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков, на высоте 14 000 метров.
Симонов «Заслуженные испытатели СССР» Детальный анализ хронометража показал, что Богородский приземлился, когда Гагарин только начал подниматься ввысь. С другой стороны, Щербаков поднялся в воздух уже после катастрофы самолёта Юрия Алексеевича. Таким образом, оба полёта Су-15 в принципе не могли повлиять на полёт учебного МиГ-15. В своих мемуарах он высказал сомнения в том, что самолёт Гагарина и Серёгина встал в штопор из-за вихревого следа другого воздушного судна. Согласно Микояну, после авиакатастрофы в ЛИИ им. Громова были проведены специальные испытания аналогичного МиГ-15 с подвесными баками. Они показали, что попадание этого самолёта в воздушную струю не приводит к потере управления и падению в штопор.
Наиболее вероятной причиной катастрофы, по его мнению, могло быть уклонение от метеорологического зонда или даже столкновение с ним. Впрочем, зонд тоже не нашли. Хотя это не значит, что его не могло быть — зонды в том районе действительно запускали. Версию с зондом можно подтвердить следующим образом: приборы зафиксировали отрицательное изменение давления в кабине учебного МиГ-15, что могло быть вызвано разгерметизацией воздушной обстановки внутри кабины. В его книге «Правда о гибели Гагарина» 1994 он предположил, что во время полёта у Серёгина мог произойти острый сердечный приступ, который привёл к потере им сознания. По мнению Кузнецова, потеряв сознание, инструктор мог сместиться с сиденья, случайно воздействуя на управление. В результате, самолёт мог войти в глубокую спираль, из которой Гагарину выйти не удалось.
В поддержку этой гипотезы говорит тот факт, что Гагарин провёл в пилотажной зоне всего 4-5 минут вместо обычных 15-20. Возможно, Серёгин успел доложить Гагарину о своем критическом состоянии, и Юрий Алексеевич запросил разрешение на возвращение на аэродром. Эта версия также разъясняет, почему лётчики не применили катапультирование — в соответствии с инструкцией, первым должен был катапультироваться Серёгин. Вплоть до последних моментов Гагарин старался удержать самолёт в горизонтальном полете, но ему не хватило всего нескольких секунд и 150-200 метров высоты. Впрочем, на сегодняшний день все эти версии так и остаются лишь версиями. Единственное, что можно сказать с полной уверенностью — Гагарин и Серегин действительно погибли в авиационной катастрофе.
К 80-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина
Стало ясно, почему в классе, в автобусе, в лесу во время прогулок, даже во время физзарядки этот непоседливый человек мог вдруг умолкнуть и отключиться на несколько минут от всего окружающего» [9]. С врачами Из заключения комиссии о Юрии Гагарине при аттестации 23 августа 1960 года: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения… Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краёв полна голова.
Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности.
Смущается, когда «пересолит» в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики.
Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели некоторые его друзья» [10]. Также руководители отряда и преподаватели отмечали, что Гагарин обладал живым природным умом. А Королев прочил ему большое будущее в науке, если Юрий получит высшее образование. Кстати, совсем незадолго до гибели Гагарин закончил Академию Военно-воздушных сил им. Жуковского, а его дипломной работой был проект многоразового космического корабля… Одна из отличительных черт Гагарина — он жил для других, не думая о себе Одна из отличительных черт характера Гагарина — он жил для других, не думая о себе.
И в этих испытаниях тяжелыми тренировками он тоже остался верен себе. Не жаловался, но старался подбодрить тех, кто начинал роптать и унывать. А еще он был начисто лишен зависти и соперничества. Готов был искренне радоваться успехам других. Часто бывает, что мы умеем плакать с плачущими, реже — радоваться с радующимися, и уж совсем редко — радоваться тому, что кто-то тебя обошел в чем-то. А Юра радовался.
Это свойство подлинной любви. Кто должен стать первым космонавтом? Кого выбрать из 20-ти прекрасных ребят? Почему выбор в итоге оказался именно таким? Этот вопрос задавали и задают… Юрий Гагарин не был определенно лучшим по всем показателям. В каждом из видов испытаний выделялся кто-то один из группы.
А в целом по физическим характеристикам лучшим был, как считали, Герман Титов. Но… как отмечают авторы многих воспоминаний: «Юра был самым обычным, таким, как все, но не заметить его было невозможно». Мне кажется, секрет тут все в том же внутреннем свете души, свете любви к людям. Примечательно, что руководители отряда провели опрос среди самих ребят: кто, по их мнению, должен стать первым. Почти все назвали Гагарина. Сам он написал имя Павла Беляева.
Очень любил Гагарина Сергей Павлович Королев. Важной была способность Юры не терять хладнокровия ни при каких обстоятельствах, тогда как у Титова был несколько взрывной характер, его можно было «завести». А ведь никто не знал, что ждет человека в космосе, от первого космонавта ждали того беспредельного самообладания, которым отличался Гагарин. Руководители до последнего не могли определиться, кого посылать первым: Титова или Гагарина И все же, сузив круг кандидатов на первый полет до двух человек, руководители почти до последнего не могли определиться, кого посылать первым: Титова или Гагарина. Трудно сказать, что конкретно повлияло на итоговый выбор. В этой связи примечательной кажется находка Алексея Леонова: «Я совсем недавно нашел у К.
Циолковского очень интересную записочку, о которой мало кто знает. Он писал: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. И я могу без труда обрисовать его. Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола».
Циолковский это написал в 1935-м году. За 26 лет до полета Гагарина! Тогда Юрию и года не было… Точно знаю, что, когда Юрия выбрали, сей документ известен не был» [12]. Хочется привести здесь ряд воспоминаний родных Юры об этом периоде его жизни. Вот говорит старший брат, Валентин Гагарин: «Сейчас, через годы, вспоминается мне его смущение, когда атаковали мы его вопросами о новой работе, и понимаю я, как невероятно трудно было Юре в те минуты. Он никогда не умел лгать, правдивость была едва ли не самой заметной чертой в его характере.
Иногда, чтобы не обидеть нас молчанием или резким ответом, он говорил вынужденную полуправду: да, летаю, да, прыгаю с парашютом, да, занимаюсь спортом. Все это, мол, необходимо летчику-испытателю» [13]. А вот эпизод, сохранившийся в памяти матери, Анны Тимофеевны: «О работе его было нам известно только одно: занят он от зари до зари, упорно учится, занимается спортом, проходит какие-то испытания... Сейчас припоминаю: среди множества тем поднималась и о полете в космос живых существ. Слетали и возвратились на Землю в космическом аппарате собаки. Однажды я заметила: — Так, пожалуй, и человек полетит.
Алексей Иванович вступил в разговор: — Ты, что ль, собрался? Не было в этом вопросе никакого желания разузнать о Юриных планах. Алексей Иванович, как всегда, в разговоре постарался осадить, на его взгляд, нескромного человека. Хвастовства он не любил, никому его не прощал. В ответе сына ему послышалась, верно, нескромность, вот он и вмешался. Юра ему ответил: — Поручат, и полечу.
Юра не обиделся, посмеялся. Алексей Иванович тоже был удовлетворен: воспитательную работу провел. Не подозревали мы, что сын намекает нам о своем будущем» [14]. Звездный путь Перед полетом. Облачение в скафандр Итак, всего за несколько дней до предполагаемого старта Юрий Гагарин был утвержден в качестве первого космонавта. Герман Титов — дублером.
Волновался ли Гагарин? Помимо обыкновенного для человека страха перед неизведанным, он прекрасно знал все риски. Но… всех изумляло абсолютное спокойствие Юры. Он был не просто внешне абсолютно спокоен, он еще ухитрялся подбадривать и успокаивать очень сильно волновавшихся Королева и других, ответственных за полет. Единственное, что он себе позволил, — за два дня до старта написал прощальное письмо жене, в котором выражал уверенность в том, что она поймет его шаг, что достойно воспитает дочерей, и просил позаботиться о родителях. Письмо он отдал командиру отряда, генералу Николаю Каманину, и попросил отдать жене, если из полета не вернется.
Вспоминает профессор, доктор медицинских наук, Ада Равгатовна Котовская, занимавшаяся подготовкой к полету первых космонавтов: «Волновался ли Юрий перед стартом? Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15].
Ничего особенного не заметила я. Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама! Валю не оставляй! Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод.
Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14. Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н. Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске.
И все равно, в жизни он оставался веселым, улыбчивым и добродушным парнем. По его словам, эта фотокарточка стала подарком от двоюродного брата, который учился когда-то в Чкаловском военном авиационном училище в одно время, но в разных группах с Гагариным. В 1957 году они вместе служили в Мурманской области на Кольском полуострове в п. Кстати, в это время Юрий Алексеевич еще не был знаменит Фуражка на голове Ахмета Николаевича Гассиева будет подарена Юре Гагарину для того, чтобы он имел возможность отдать честь при раппорте во время встречи с членами госкомиссии. Июнь 1961 года.
Установлено лишь, что в 10. Экипаж погиб.
Вопросы и версии Первый вопрос, который возникает у всех — почему они не катапультировались? Катапультное кресло самолета МиГ-15УТИ обеспечивало безопасное спасение экипажа в горизонтальном полете с высоты не менее 250 метров. После выхода из густой облачности на высоте 500—600 метров у экипажа было всего две секунды для принятия решения о покидании самолета. Причем первым должен был катапультироваться В. Серегин находившийся в задней кабине , что было психологически очень трудно, так как Ю. Гагарин мог уже просто не успеть покинуть самолет. Вряд ли Владимир Сергеевич мог пойти на такое… В итоге попыток катапультирования экипажем предпринято не было… В середине 1980-х годов известный ученый-аэродинамик Сергей Михайлович Белоцерковский на ЭВМ провел моделирование процесса падения самолета Ю.
Гагарина и пришел к выводу, что всего за минуту самолет мог потерять около четырех километров высоты, только находясь в штопоре. Причем после выхода из облачности экипаж сумел вывести самолет из штопора, однако для вывода МиГ-15УТИ из пикирования им не хватило буквально 150—200 метров высоты, то есть 1—2 секунд… Но вот почему самолет сорвался в штопор — ясности нет до сих пор! Версий произошедшего огромное количество. В этой публикации рассмотрены лишь три из них, наиболее на взгляд автора аргументированные и обоснованные. Такие версии, как «украли инопланетяне» или «сбили свои ракетчики ПВО» не берутся во внимание, как не имеющие никаких документальных подтверждений. Итак — три версии. Версия первая.
Известный ученый в области летных исследований, бывший начальник ЛИИ Арсений Дмитриевич Миронов участвовал в расследовании катастрофы и делал рабочие заметки в своей записной книжке. Книжка небольшая — всего 80 страниц, записи в ней датированы 2—17 апреля 1968 года. Спустя много лет А. Миронов вновь вернулся к этой теме и с помощью своих записей почти полувековой давности выдвинул следующую версию. По его мнению, причиной произошедшего стала плохая организация полетов в тот день, что привело к наложению неблагоприятных обстоятельств одно на другое и в итоге — к опасному сближению самолетов в воздухе и катастрофе. Вот лишь некоторые из отмеченных А. Мироновым упущений в организации полетов: Данные метеорологической обстановки были сообщены экипажу самолета по радио, так как самолет-разведчик погоды приземлился всего за 1 минуту до вылета Ю.
Гагарина вместо положенных 30—50 минут. Несмотря на усложненные метеорологические условия, требующие применения всех радиотехнических средств аэродрома Чкаловский, последние полностью не были использованы, единственный наземный радиолокационный высотомер ПРВ-10 был неисправен с ноября 1967 года. Это привело к тому, что руководство полетами не имело возможности получать все необходимые данные о положении самолетов в воздухе. Нарушалась очередность вылета самолетов. Через 1 минуту после вылета Ю. Устенко и майором В. Через 3 минуты после вылета Ю.
Гагарина планировался вылет капитана Хмеля на МиГ-17 для проверки этого самолета перед самостоятельным вылетом на нем Ю. Андреев, вылет которого планировался позже; Самолет Ю. Гагарина, покидая свою зону полетов с курсом 320, неизбежно должен был пересечь соседнюю зону полетов, в которой в это время находился самолет В. По этой и вышеназванным причинам самолеты Ю. Гагарина и В. Андреева в облаках могли сблизиться на недопустимо близкое расстояние. Последовал резкий отворот в сторону и срыв в штопор… Аналогичную версию событий озвучил в своих мемуарах и Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко, служивший в 1968 году в Службе безопасности полетов ВВС и тоже имевший отношение к расследованию катастрофы.
Миронов особо отмечал, что через полминуты после последнего сообщения Ю. Гагарина в эфире было слышно чье-то сообщение взволнованным голосом: «Высота — две тысячи». Кто произнес эти слова, так и осталось невыясненным. Еще интересный момент, на который обращал внимание Арсений Дмитриевич. Проводка самолета Ю.
Фотографии датируются 28 марта 1968 года — это следующий день после катастрофы. Спустя несколько минут Гагарин доложил о выполнении упражнения, после чего он получил разрешение возвращаться на аэродром. Точные причины авиакатастрофы до сих пор неизвестны. Таким образом, фонари могли разрушиться ещё в полете.