Изучаем значение слова, истоки праздника, символическое значение и главные атрибуты Пасхи с точки зрения наших предков.
Воронежцам рассказали о значении слова «Пасха»
Утро Пасхи встречают словами «Христос воскресе!». Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Значение Пасхи: Празднование Воскресения Иисуса Христа имеет в христианстве особый смысл победы и торжества над смертью. Традиции и обычаи Пасхи. Само слово "Пасха" в переводе с греческого языка означает "прехождение", "избавление". поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.
Пасха — это главный праздник христиан
Что означает слово «Пасха»? Значение этого известного и в то же время неизвестного слова несложно узнать, открыв первоисточник — Библию. В статье подробнее расскажем, когда Пасха в 2024 году, что это за праздник и какое у него значение. Значение слова Пасхи и история ее происхождения.
Значение праздника Пасхи. Христианский праздник Пасха: история и традиции
Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалось как «прохождение» в контексте событий исхода Израиля из Египта ; оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку агнцу , закалываемому по обычаю перед началом этого праздника ср. Евангелие от Иоанна 1:29; 1-е Послание к Коринфянам 5:7. К Гуру 3682 12 лет назад Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" "проходит мимо" - в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными.
Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. Перевод: Царь и Господь!
Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира. Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия.
Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Апостол читается из Деяний св. В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках повторяя каждый стих Евангелия несколько раз. Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий Лакомкин на Пасху читал Евангелие по-гречески. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», то есть сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста. Вечером совершается пасхальная вечерня.
Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых Ин. XX, 19-23. Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь».
Перевод: Осветись, осветись paдостью новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою. К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам. Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу гражданским шрифтом. Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином на церковнославянском языке в формате pdf , которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства. Библиотека Русской веры Читать онлайн Традиции празднования Пасхи у старообрядцев У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих.
В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда. Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого « Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды? Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Пасхальный кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями.
Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро. Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки у православных христиан НЕ приветствуются, потому как после того, как их счистят с пасхальных яиц, они вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро, что недопустимо Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа.
В зависимости от того, на какой день выпадает Светлое Христово Воскресение, варьируются и даты остальных христианских праздников, связанных с ним, например начало Великого поста, Вознесение, Троица и прочие. Традиции праздника Подготовка к Пасхе длится весь Великий пост — 48 дней. В этом году пост длился с 7 марта по 23 апреля включительно. Все последние семь дней поста этот период называется Страстной неделей шла подготовка к Христову Воскресению. Верующие вспоминали Тайную вечерю, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. В домах в это время обычно проводят уборку и готовят блюда к праздничному столу. По традиции, все это сделать нужно было до пятницы: этот день считается самым скорбным на Страстной неделе, так как вспоминается распятие Христа. Пасхальные службы проводят в ночь с субботы на воскресенье. Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!
О его значении сообщает издание «Аргументы и факты». Пасха в современной вере Происхождение Пасхи В неделю Страстную, предшествующую Пасхе, верующие христиане отмечают Великий пост, вспоминая события, предшествовавшие Воскресению Христову. Этот период напоминает о последних днях жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии и воскресении. Строгое соблюдение поста, молитвы и покаяние становятся неотъемлемой частью верующей жизни в это время. Источник фото Мамины заботы Светлое Христово Воскресение, или Пасха, отмечается в ночь на Пасхальное воскресенье и является одним из наиболее значимых христианских праздников. Именно в эту ночь христиане празднуют Воскресение Христа, символизирующее победу над смертью и обетование вечной жизни. Одновременно с этим в иудаизме празднуется Песах, который является одним из самых древних и почитаемых праздников.
Смысл христианской Пасхи? Название Пасхи у христиан.
- Пасха у православных христиан
- Почему слово «Пасха» перешло в христианскую традицию?
- Главные пасхальные традиции и обряды
- Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
- Товары из статьи
- Ветхозаветная Пасха
Традиции и обряды православного праздника Пасхи
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Значение праздника Пасхи. Христианский праздник Пасха: история и традиции
- Зачем красят яйца на Пасху? И что означает слово «христосоваться»? Отвечает священник
- Пасха Христова: история и традиции праздника
Что означает «Пасха»?
После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих.
Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе».
Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира. Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его».
После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия.
Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Апостол читается из Деяний св. В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках повторяя каждый стих Евангелия несколько раз. Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий Лакомкин на Пасху читал Евангелие по-гречески. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется.
Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», то есть сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста. Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых Ин. XX, 19-23.
Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь».
Перевод: Осветись, осветись paдостью новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою. К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам. Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу гражданским шрифтом. Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином на церковнославянском языке в формате pdf , которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства.
Библиотека Русской веры Читать онлайн Традиции празднования Пасхи у старообрядцев У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.
Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого « Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды? Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.
В православии Песах часто называют Ветхозаветной Пасхой - чтобы отличить ее от Пасхи Новозаветной, то есть той, что стали отмечать уже христиане после Рождения Рождества Иисуса Христа. Потому что Рождество Христово наполнило праздник Пасхи новым смыслом. Начав отмечать Песах более чем за тысячелетие до Рождества Христова, еврейский народ сохранил эту традицию. Отмечал этот праздник и Сам Сын Божий.
Свою последнюю Ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страданиями, которые Церковь вспоминает в Страстную неделю. Об этом рассказано в Евангелии от Луки. Именно поэтому, чтобы соблюсти историчность событий, православная Пасха празднуется обязательно после Пасхи иудейской. Смысл христианской Пасхи? Название Пасхи у христиан. Праздник Христианской Пасхи наполнен иным, чем Пасха Ветхозаветная, смыслом. Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу, спасение от вечной смерти через Воскресение из мертвых. События крестной смерти и Воскресения Христа из мертвых - это сосредоточие всего христианства, основа нашей веры.
Отсюда второе название праздника у христиан: "Светлое Воскресение Христово" - у православных, "Воскресение Господне, или Святая Пасха" - у армян, "Праздник Воскресение Христа" - у католиков и протестантов. Почему дата празднования Пасхи каждый год выпадает на разные дни? Почему дата католической Пасхи отличается от даты праздника у православных?
Пасхальное богослужение заканчивается процессией вокруг храма и величественным «Христос Воскресе! Сегодня, в современном мире, празднование Пасхи остается важным событием для миллионов православных христиан. Пасхальные традиции и символы напоминают о связи с историей, культурой и верой, а также являются мостом, соединяющим прошлое и настоящее. Пасха продолжает объединять людей разных поколений, социального статуса и культурного наследия, напоминая о главных ценностях христианства — любви, вере и надежде.
Традиции и обряды православного праздника Пасхи Традиции и обряды православного праздника Пасхи берут начало из древнейшей истории христианства и имеют глубокий символический смысл. Они отражают радость Воскресения Христа и победу жизни над смертью. Подготовка к празднованию Пасхи начинается с Великого поста , который длится 40 дней и заканчивается Страстной седмицей. В это время верующие соблюдают строгий пост, посещают богослужения, молятся и занимаются духовным самосовершенствованием. На протяжении Великого поста православные христиане занимаются благотворительностью, а также готовятся к празднику. В чистый четверг принято убирать дом и готовить праздничное угощение: куличи и пасху. Кулич — символ радости Воскресения, его готовят из сладкого теста с изюмом и украшают глазурью и цветными присыпками.
Пасха — особый вид творожной закуски, которая готовится из творога, сливок, сахара и яиц. Важным символом Пасхи являются крашеные яйца, которые традиционно окрашивают в красный цвет. Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую на кресте, а яйцо — символ новой жизни и Воскресения. Верующие дарят друг другу крашеные яйца в знак любви и единения. Торжественное празднование Пасхи начинается с пасхального богослужения в ночь с субботы на воскресенье. Богослужение включает в себя несколько этапов: Вечерня с полунощницей. Праздничное богослужение начинается с Вечерни, которая сочетается с полунощницей — службой, посвященной Христову погребению.
Верующие собираются в храме, где освящают куличи, пасху и крашеные яйца. Пасхальный крестный ход. После Вечерни начинается крестный ход вокруг храма. Верующие, неся в руках крашеные яйца и свечи, ходят вокруг церкви три раза, символизируя Христово Воскресение и победу над смертью. Пасхальная заутреня и литургия. Затем начинается заутреня, во время которой происходит чтение Евангелий и пение пасхальных тропарей. После заутрени следует Божественная литургия, в ходе которой совершается таинство Евхаристии.
Радостное приветствие и пасхальные обычаи. После богослужения верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Такое приветствие символизирует обновление духовных связей и радость общения в свете Воскресения Христова. Традиционно после пасхального богослужения верующие собираются за праздничным столом, чтобы насладиться освященными куличами, пасхой и крашеными яйцами. В праздничные дни Пасхи принято посещать родственников и друзей, радоваться Воскресению Христову и укреплять духовные связи. Празднование Пасхи продолжается в течение всей Светлой седмицы , которая символизирует вечное радостное состояние, достигаемое в результате Воскресения Христова. В течение этой недели богослужения проводятся с особым торжеством, а православные христиане уделяют время молитве, посещению храмов и семейным собраниям.
Празднование Пасхи завершается на сороковой день после Воскресения Христова — Вознесением Господним , когда Христос вознесся на небо перед глазами своих учеников. Это событие олицетворяет завершение земной миссии Спасителя и начало новой эры, когда верующие становятся свидетелями Его Воскресения и проповедуют Его учение по всему миру. Пасха является самым значимым и величественным праздником для православных христиан. Она символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.
Слово «Пасха» пэсах в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход». В Священном Писании данное слово встречается в двух основных значениях: 1 ветхозаветный иудейский праздник, связанный с воспоминанием исхода из Египта Исх. В Новом Завете на основе второго значения пасха — жертва появляется третий смысловой аспект: Пасхой называется Сам Христос, принесший Себя в искупительную жертву 1Кор.
Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов Израиля из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские». Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле. Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина Исх. Совершить эту казнь надлежало особому ангелу.
Что мы празднуем на Пасху на самом деле?
Потому первое, что хочется пожелать вам в эту Пасху, чтобы беда прошла мимо вас, мимо ваших родных и близких. Изучаем значение слова, истоки праздника, символическое значение и главные атрибуты Пасхи с точки зрения наших предков. Значение слова «пасха» в Ветхом Завете имело конкретный смысл, связанный с исходом евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление».
Значение слова «пасха»
Здесь возникает вопрос, кто всех этих бедняков туда пускал со всеми их непонятными дарами? Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе! Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яйца символизировала кровь Христа и одновременно подтверждала Его Воскресение. Поэтому по существующему преданию именно яйцо стало символом и одним из доказательств Воскресения Сына Божьего. Возможно все, согласно преданию, и произошло в действительности, и если это было, то очень хорошо и никто не против. Но, честно говоря, история эта напоминает достаточно неудачную, в плане фантазии ее авторов, попытку искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства. Заимствованный у евреев праздник Пасхи пришёлся согласно лунному календарю на то время, когда славяне праздновали свои "языческие" праздники. Одним из многочисленных ритуалов так сказать «язычества», являлось приношение богам яиц. Приносились не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром богам, а с другой исполняло символическую функцию.
С древности яйцо в народе являлось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, перехода из небытия в бытие. Было принято дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных, разрисованных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Уже позднее, христиане, столкнувшись с этим «языческим» ритуалом, придумали эту достаточно неправдоподобную историю о яйце, которое Мария преподнесла императору. Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху, по свидетельствам ученых, встречаются в христианской рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе! Обычай красить и разрисовывать яйца существовал на земле с ведических времен. Одним из наиболее распространенных элементов росписи являлось изображение солнца в виде 4-рех, 6-ти, 8-ми лопастных крестиков, звездочек. Загнутые края крестиков символизировали солнце в движении солнцеворот.
На писанках, рушниках, коврах одним из наиболее распространенных орнаментальных элементов всегда было "Древо Жизни". Его культ также теряется в глубине веков. В росписях наши предки использовали закон развития дерева: на кончиках главных веточек - три почки как символ триединого естества рода человеческого — отец-мать-дитя. Писанки донесли до нас два основных изображения "Древа Жизни".
Во вторник совершается последняя проповедь Христа, а в среду Иуда предает его за 30 сребреников. В Великий четверг начинается подготовка к Пасхе — верующие убирают дома и идут на причастие, в пятницу Иисус Христос был распят. В субботу Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому на шестой день верующие освящают куличи и яйца, в этот же день происходит схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. В воскресенье наступает сам праздник воскресения. В 12 часов ночи начинаются пасхальные утренние службы в храмах, священнослужители и прихожане зажигают свечи, у алтаря начинаются пения. Крестный ход вокруг храмов символизируют шествие Церкви навстречу своему Спасителю. Эти основные продукты можно найти почти на всех столах верующих. Крашеные яйца стали символом Пасхи, благодаря преданию о Марии Магдалине. Мария пришла к императору Тиберию и рассказала ему о воскрешении Христа, с собой у нее был символический подарок в виде куриного яйца. Император не поверил и сказал, что скорее это яйцо окрасится в красный цвет, чем человек воскреснет. В этот же момент яйцо в руках Магдалины поменяло цвет. Именно поэтому крашеные яйца стали символом воскрешения. Кулич тоже стал символом праздника благодаря преданию. По нему Христос на одной из трапез с апостолами назвал хлеб телом своим. Поэтому после его вознесения апостолы ставили на место Христа хлеб. То есть хлеб, ставший во временем куличом, украшенным глазурью, стал символом Христа. Форма другого пасхального блюда, пасхи, напоминает усеченную пирамиду и символизирует Голгофу — холм, на котором был распят Иисус.
Но Бог в Своей милости и любви даёт людям путь спасения. Этим путем является Христос, который умер за нас. Если вы примете Христа, как жертву, принесенную вместо вас, то Он станет вашей Пасхой, благодаря которой Божий суд над этим миром пройдет мимо вас. Кровь, которую Он пролил на кресте за ваши грехи, станет кровью «на дверях вашего дома», а Он Сам станет вашим питанием, удовлетворяющим ваш голод и позволяющим вам выйти из «египетского рабства». Чтобы принять Иисуса Христа и получить спасение от суда над этим миром, просто скажите Ему несколько слов из вашего сердца. Скажите: «Господь Иисус, я верю, что Ты умер за меня. Спасибо, что Ты приготовил для меня спасение. Ты — Агнец, который уносит грех мира. Господь, я открываюсь для Тебя и принимаю Тебя как моего Спасителя». Христианская жизнь Что же делать дальше? В Новом Завете говорится: «Вычистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, как вы и есть бесквасны; ибо наша Пасха, Христос, принесён в жертву. Так что будем праздновать не со старой закваской и не с закваской злобы и порочности, а с бесквасным хлебом искренности и истины» 1 Кор. У ветхозаветного праздника Пасхи было продолжение. Пасха была первым днём семидневного праздника Бесквасного хлеба Исх.
В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22]. Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвящённое празднество Богу. Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения [26] : Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.
Пасха: история и традиции праздника на Руси
Пасха у православных христиан Пасхальный кулич и другие угощения на праздничном столе (Фото: JackF, по лицензии ). Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Пасхальный, ко дню и торжеству сему относящийся. Пасхалия ж. таблица, содержащая ключевые слова и круги, для нахожденья времени пасхи и др. подвижных праздников.
Почему мы празднуем Пасху каждый год в разные дни?
- Что мы празднуем на Пасху на самом деле?
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Суть Пасхи: смысл и история праздника
- Почему мы празднуем Пасху каждый год в разные дни?
- Происхождение праздника
- Пасха — Викисловарь