Ставропольский протоиерей Владимир Волков не рекомендует сжигать куклу-чучело в последний день масленичной недели. Этот день отмечается накануне начала Страстной недели и напоминает о евангельских событиях, предшествовавших крестному страданию Христа и его Воскресению.
Дрались подушками, танцевали и жгли чучело: как волгодонцы отметили Масленицу
Как развлекались на Масленицу | Когда по традиции веков надо сжигать чучело на Масленицу, когда это произойдет в 2024 году. |
Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо? | | Дзен | В "Никола-Ленивце" сожгут арт-объект на Масленицу. |
Как правильно сжечь «бабу» на масленицу | В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. |
Зачем на Масленицу жгут чучело: это не просто развлечение
Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо? | Где и что жгут на Масленицу рассказываем вот тут. |
Гигантский «замок корона-людоеда» сожгли на Масленицу в России. Смотрите, как впечатляюще это было | В конце масленичной недели его сжигали, тем самым оповещая о победе над зимой и наступлении новой жизни. |
Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу | Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. |
Славянская Масленница и христианская - в чём разница | Пикабу | Сначала идет подготовка к Масленице, а вторая часть недели (с четверга по воскресенье) – это приготовление блинов, угощение друг друга, ходят в гости. |
Почему в последний день Масленицы нужно просить прощение, объяснил священник
Сжигая чучело Масленицы, вы не только провожаете длинную уральскую зиму, но и избавляетесь от бед и напастей. В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье [9]. В конце масленичной недели его сжигали, тем самым оповещая о победе над зимой и наступлении новой жизни. Кульминацией праздника Масленицы является сжигание соломенного чучела в последний день масленичной недели – Прощеное воскресенье (проводы).
Почему в последний день Масленицы нужно просить прощение, объяснил священник
Россия жгла на Масленицу: как мы отметили такой любимый (и такой странный) праздник: 25 фото со всей страны. Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела. Общество - 26 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - именно тогда появилась главная идея — обуздать неподатливый огонь и сделать его соавтором каждого произведения.
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
Интересно, но эта традиция сохранялась даже в советские времена, празднование заканчивалось «проводами зимы», которая также горела на костре. Так как практически все праздничные обряды сопровождает огонь, приводим рекомендации о том, как безопасно провести эти веселые дни от ГУ МЧС РФ по Пензенской области: На кухне достаточно много предметов, которые могут вызвать возгорание или причинить вред человеку. Плита считается устройством повышенной опасности. Если у Вас газовая плитка, то необходимо строго следовать инструкции. Не использовать при малейших признаках неисправности или подозрении на утечку газа. Современные модели имеют встроенную систему газ контроля. Крайне важно следовать мерам предосторожности при организации мероприятий, где используется открытый огонь: Соблюдать необходимое расстояние между местом сожжения и зданиями, постройками. Оно должно быть, как минимум 50 м.
На место празднеств должен быть обеспечен беспрепятственный подъезд необходимых служб чрезвычайного реагирования. В необходимом количестве должны быть заправленные огнетушители.
Однако некоторые обычаи этого народного праздника сегодня могут выглядеть весьма странными. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников. Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. Его в конце концов сжигали на большом масленичном костре. Это был символический акт, если расшифровать: зима должна была уступить место весне, теплу.
В самые древние времена во время этого праздника проводили символические жертвоприношения. Для исполнения роли Масленицы звали ряженых, в процессе церемонии их как будто бы убивали, что тоже символизировало собой проводы зимы и появление весны. Позднее вместо ряженых стали использовать чучело. Его могли вылепить из снега, скрутить из соломы или смастерить из веток деревьев. Чучело гримировали, то есть пририсовывали ему глаза и рот с помощью угля, а роль носа играла морковка. Но судьба у таких кукол была одна — их сжигали. Кстати, в некоторых регионах России символ Масленицы не только жгли, но и могли утопить в каком-нибудь водоёме, сбросить с горы или просто разорвать. Если было принято прибегать к услугам человека, он ложился в корыто или гроб.
Его друг стоял рядом, изображал священнослужителя и щедро окропляя мнимого «умершего» святой водичкой. Итак, чучело Зимы сжигали, и это был очистительный обряд, который был должен избавить всех живущих в округе от влияния нечисти. Часто ритуальный костер делали из старых и ненужных вещей, это могла быть рассохшаяся кадка, развалившиеся сани, обветшалая домашняя утварь.
В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется.
Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают?
Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?
Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц….
К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время.
Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в.
Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов.
Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу?
В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.
А солому растаскивали по всей деревне. Только со временем Масленицу стали сжигать. Пепел прибирали к рукам и посыпали им поля. Считалось, что это способствует богатому урожаю. Вместе с этим смотрят.
Зачем на Масленицу жгут чучело: это не просто развлечение
Все знают, зима закончится, придет весна, но после все повторится и опять придет зима, колесо года неизменно. Крестьяне бросали в костер, где горит чучело, старые вещи, одежду или что-то, от чего хотели бы избавиться в новом году. Символическое обновление, прощание со всем дурным. Кроме того, считалось, что чем ярче и лучше горит чучело, тем богаче будет урожай и плодороднее земля.
Язычники считали, что циклическое возрождение наступает через гибель. С сожженным чучелом уходили все беды, болезни, неудачи и напасти прошлого.
Масленицу всегда встречали с песнями, плясками. Люди находились в радостном ожидании нового. Масленица — это древнейший славянский языческий праздник. Отмечали его не семь дней, а все 14 и называли "пеpебухой", "объедухой", "веселой", "честной масленицей" и "сахарными устами". В дохристианские времена наши предки славили Ярило — бога Солнца, и готовили блины в благодарность ему за свет и тепло.
Каждый блин символизировал один солнечный день, потому пекли их как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год. Но дошла до нас Масленица в искаженном виде. Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто. Впрочем, попытка искоренить "бесовское веселье" не удалась — народ отстоял свое право веселиться в последние дни зимы. Только с XVIII века Церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гулянья царей еще больше укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили ее суть.
Со второй половины XVIII века Церковь "адаптировала" праздник для своих целей — теперь масленичная неделя предшествовала Великому посту.
Выяснилось, что за сожжением Масленицы в Волгограде наблюдали и жители других городов. Творческие коллективы подготовили номера праздничной программы Источник: Алексей Волхонский Волгоградцы пробовали попариться в бочке перед сотнями людей Источник: Алексей Волхонский Некоторые горожанки специально достали расписные платки в честь весны Источник: Алексей Волхонский.
Действительно, у них сведений куда больше: еще в начале ХХ века многие обряды можно было увидеть вживую. Вот, например, что пишет И.
Сахаров он много работал на территории будущей Калужской области и соседней Тульской в «Сказаниях русского народа»: «Все дни Масленицы имеют свои названия: Встреча, Заигрыши, Лакомка, Разгул Перелом , Тещины вечерки, Золовины посиделки, Прощеный день Проводы, Прощания, Целовник» … И для каждого дня имелись свои обычаи. В первый день посещали родных, к этому дню устраивали ледяные горы, качели, балаганы для скоморохов… С понедельника богатые уже пекли блины бедные — с четверга или пятницы , причем первый блин клали на слуховое окно на помин усопших, а опар для блинов готовили со сложными приговорами и ритуалами, втайне от посторонних. Во вторник звали к себе есть блины и кататься на горках или ходили в гости. В среду тещи приглашали на блины зятьев, а в четверг Разгул веселье достигало пика: особенно популярны были кулачные бои — впрочем, более характерны они для Сибири. А вот масленичные поезда - вереницы разукрашенных саней - устраивали и у нас кое-где старожилы и сейчас вспоминают. Сахаров приводит много вариантов: во Владимире на огромных санях устанавливали столб с колесом наверху, а на него сажали мужика с вином и калачами, в Зарайске — украшенное лентами дерево, а в Архангельске в огромных санях возили… быка.
В Сибири на запряженных двадцаткой лошадях возили целый корабль с парусами, а на нем музыканты, дрессированный медведь и сама Честная Масленица… Названия пятницы и субботы говорят сами за себя — на тещины вечерки теперь уже зять должен был пригласить тещу, а на золовкины посиделки невестка приглашала родню… Молодежь в субботу строила на реке снежный городок: одна партия охраняла его, вторая, по традиции, должна была взять… В воскресенье просили прощение, организовывался прощальный поезд, а вечером, собственно, и сжигали куклу-масленицу или просто солому. Как видим, еще лет сто назад Масленица проходила несколько веселее и интереснее, чем сейчас, причем без всякой внешней организации, сугубо по инициативе снизу. Однако даже в ХIХ веке разнообразие обрядов и обычаев было таково, что до истинной сути праздника добраться непросто. Скажем, масленичные поезда — не отголоски ли это петровской эпохи? Проводить Масленицу по весьма нетрадиционным сценариям стали еще тогда — в 1722 году Петр I устроил в Москве на четвертый день «сырной недели» маскарад в итальянском стиле — с арлекинами, владыкой морей Нептуном и фейерверками… Знаменитая Свадьба Шута в Ледяном доме была устроена Анной Иоанновной тоже в этот период... Можно посмотреть и еще глубже.
Ведь только после Крещения Руси масленичная или сырная неделя стала рассматриваться как подготовка к Великому посту, в дохристианские времена этот день или дни наверняка были посвящены какому-то богу или дню астрономического календаря. Но какому? Есть лишь догадки. Дополнительную сложность вносит то, что языческий праздник, скорее всего, был жестко привязан к какому-то дню солнечного календаря, а православная Масленица имеет плавающие даты. Видимо, именно в наложении несовпадающих календарей следует искать объяснение тому, что в Ярославле в масленичный четверг… колядуют! Кстати, и соломенную куклу, согласно тому же Сахарову, в некоторых местах Калужской губернии сжигали гораздо позднее — на Красную Горку, в пасхальные дни.
А сейчас, я лично убеждался, многие старожилы путаются: когда же у них сжигали Масленицу — перед Великим постом или все же после? Но принятое в советское время название праздника, скорее всего, угадано верно — речь действительно идет о проводах зимы может быть, чучело — известная по отрывочным упоминаниям славянская богиня Мара? Но даже не забираясь в такие глубины, интересно было бы представить и восстановить именно местные, калужские варианты проведения Масленицы, пусть и относительно недавнего времени. У Сахарова, как и у Забылина, Максимова, Даля, описание слишком обобщено. Может быть, среди читателей найдутся те, кто помнит обычаи и обряды своей малой родины? А может быть, в каких-то селах и в наши дни делают «каноническое» чучело или воруют дрова для обрядового костра?
Как правильно сжечь «бабу» на масленицу
Запрещалось на Масленицу есть из посуды со сколами и трещинами, иначе весь год будут преследовать неприятности. Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. Смотрите онлайн видео «Масленица, жги!» на канале «channel_NB» в хорошем качестве, опубликованное 24 февраля 2023 г. 20:32 длительностью 00:01:06 на видеохостинге RUTUBE. Православные (по крайней мере воцерковленные) не празднуют Масленицу и не жгут никаких чучел.
Гори ясно: Как зовут масленичное чучело и зачем его сжигать?
Масленица на Руси: история и традиции | Как масленичные традиции связаны с православием, зачем устраивать кулачные бои, жечь чучело и почему нужно просить прощение друг у друга, читателям Бердск-Онлайн объяснил благочинный православной церкви Бердска иеромонах Владимир. |
Как правильно загадать желание, когда сжигают чучело на Масленицу | праздник масленицы, языческая масленица, масленица языческий праздник, масленица у славян, как известно масленица это языческий, масленица язычество, какой языческий праздник был прообразом масленицы. Праздник Масленицы продолжается несколько дней. |
Дрались подушками, танцевали и жгли чучело: как волгодонцы отметили Масленицу | Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО. |