Рембрандта и Тициана. 15 июня 1985 года человек, которого впоследствии признали безумным, плеснул серной кислотой на полотно Рембрандта «Даная». 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. Рембрандт, «Даная» (1636-1647), фрагмент. Компьютерный анализ показал, что после акта вандализма около 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник.
Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»
На выставке, которая продлилась год и четыре дня, был представлен спасённый шедевр Рембрандта и полотна Тициана и Бланшара, посвящённые Данае. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. 14 октября 1997 года в Эрмитаж, после длительной реставрации вернулась картина Рембрандта «Даная». Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
Подтвердилось изначальное присутствие золотого дождя. Взгляд и ладонь Данаи были направлены вверх. Лицо Эрота выражало веселье. Кто модель? Исправлению картины предшествовала личная драма. Согласно основной версии, образ героини списан с молодой жены автора — Саскии ван Эленбрюх.
Но девушка умерла в 1642 году. Позже в жизни Рембрандта появилась Гертье Дикс. Стилевой анализ показал, что работа над картиной была возобновлена в период с 1646 по 1647 год. Поэтому в образе Данаи запечатлены две любимые женщины художника. В качестве своеобразной отсылки в своей супруге художник использовал обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки героини.
Такая вольность не соответствовала ни античным, ни христианским традициям, поскольку Даная не была замужем. Возможно, художник поместил на картину и себя. Так, служанка носит характерный берет, а в руках она держит ключи — мужской символ. Найдя «Данаю», мужчина выплеснул на полотно склянку серной кислоты. Краска стала менять цвет и пузыриться.
После злоумышленник успел сделать несколько надрезов ножом. Окружающие были ошеломлены столь дерзким поступком. Реставраторы заявляли, если бы картина была перевёрнута вниз изображением, серьёзных повреждений удалось бы избежать. Пострадала самая важная часть — фигура Данаи.
Майгис в итоге отправился в психиатрическую клинику в Черняховске, где спокойно, без каких-либо эксцессов просидел до 1992 года. Затем его отправили в Литву, в Вильнюсскую психиатрическую клинику, где он и пребывал до 2006 года — позже его перевели в местный дом престарелых. По мнению медиков, он действительно страдал психическим заболеванием, которое локализовалось в виде навязчивой идеи борьбы с развратом — то есть обнаженной натурой.
Со временем он опять стал трактовать свои действия как арт-протест против оккупации Литвы Советским Союзом. Однако ни он сам, ни даже те, кто разделяет идеи литовского национализма, не могут понять, почему он выбрал своей жертвой именно «Данаю» или других обнаженных красавиц, которых никак нельзя связать ни с Россией, ни с большевизмом. Или всё-таки тяга к славе Герострата всегда теплится в глубине любой человеческой души? Все выпуски программы Nota Bene доступны в архиве программ интернет-канала [Фонтанка.
На лакокрасочном заводе, тогда еще Ленинграда, были заказаны краски, которые по своему составу максимально точно совпадали с составом красок Рембрандта.
Перед тем, как приступить к реставрации, картину покрыли слоем лака. Это делается на тот случай, если когда-нибудь появится возможность усовершенствовать работу реставраторов, то слой XX века можно будет без труда снять, чтобы вернуться к первоначальному варианту. Но это не так. Если подойти очень близко к картине, как удалось это сделать нам, то можно увидеть на полотне печальные «шрамы». Воссоединяя формы воедино, реставраторы едва касались своими кистями, чтобы сохранить следы утрат.
Это делается специально, чтобы при пристальном изучении каждый мог понять, где отреставрированное, а где нет. Через 12 лет кропотливого восстановленная картина снова появилась в Эрмитаже.
Лазарева, «одного из самых земных и поэтических образов всего ренессансного искусства», — проводился с большими трудностями и позволил установить принадлежность «Мадонны Литты» кисти Леонардо да Винчи. Сложность рентгенографического исследования картин Леонардо да Винчи вызвана тем, что живописный слой очень тонок и выполнен такими легкими красками, которые не задерживают рентгеновских лучей. Рентгеновские лучи проходили, ничуть не ослабляясь, даже сквозь самые светлые места картины, которым на рентгенограммах обычно отвечает наименьшее потемнение пленки — ведь белила, как уже говорилось, сильно поглощают рентгеновское излучение. Видимо, белила, применявшиеся гениальным флорентийцем, имеют не совсем обычный состав: быть может, белизна наиболее светлых участков картины получается скорее за счет отражения света от белого грунта сквозь прозрачные слои краски, чем за счет белил. Вышедшая из мастерской своего создателя, картина за долгие годы жизни переходит от одного владельца к другому: передается пo наследству, продается на аукционах, в антикварных лавках, пока наконец не попадет в надежные руки хранителя музея. Со временем картина, как и все в мере, неизбежно стареет: темнеет лак, трескаются краски, ветшает холст... Даже идеальные условия хранения картины в музее не избавляют их от разрушения, а только обеспечивают более медленное их старение.
Когда картина состарится, ее реставрируют. Опытный мастер оживит краски, исправит поврежденные места, нанесет свежим слой покровного лака... И картина вновь предстанет перед зрителем во всем своем блеске. Однако известны случаи, когда реставраторы по своему желанию, а чаще по требованию владельца картины делали новые записи, варварски уменьшали или, делая приставки, увеличивали размеры полотна. Внесенные изменения, выполненные рукой другого художника, как правило, искажают первоначальный замысел автора. Как же установить, что к полотну старого мастера не прикасалась кисть другого художника и картина дошла до нас в своем первозданном виде? Исследуя картину, искусствовед по цвету красок, по их фактуре, по манере письма, технике живописи делает предположения о возможных в ней изменениях, внесенных реставратором, а пришедшие к нему на помощь рентгеновские лучи позволяют увидеть скрытые за поверхностным слоем нижние слои краски. Подобные подновления коснулись многих произведений живописи, не пощадили и картин, принадлежащих кисти таких мастеров, как Тициан. Веронезе, Ван-Дейк, и других великих художников.
При исследовании картины Тициана «Несение креста», поступившей в Государственный Эрмитаж в 1850 году из собрания Барбариго, было обнаружено, что картина, написанная на холсте, была дублирована наклеена на втором холст с целью укрепления основного xoлста и увеличена за счет приставок, на которых были дописаны голова и руки Симона, рука Христа, крест и часть фона. Было установлено также, что добавления на приставках резко отличаются от живописи на основном холсте картины. На рентгенограмме, полученной с картины «Несение креста», хорошо виден первоначальный размер холста и отверстия от гвоздей, ранее крепивших холст на подрамнике. На этой же рентгенограмме видно изображение мужской головы, отсутствующей на видимом живописном слое картины, почти точно повторяющей голову Христа на другой картине Тициана, «Христос-вседержитель. Сходный рисунок сети кракелюра трещин красочного слоя на обоих изображениях позволяет предположить, что оба они было написаны в одно время. По всей вероятности, Тициан, недовольный наброском картины «Христос-вседержитель», использовал холст для нового сюжета — «Несение креста». В настоящее время картине Тициана «Несении креста» экспонируется в Эрмитаже в своем первоначальном виде. Увеличение размеров полотна за счет приставок и добавлений было обнаружено в рентгеновской лаборатории Эрмитажа и на произведениях Веронезе «Оплакивание Христа» и «Распятие», поступивших в 1772 году из собрания Креза.
Красавица Даная в живописи
Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя. Спасти "Данаю" Рембрандта помог интерес посетителей Эрмитажа. Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта.
Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
Кто позировал художнику? Почему рыдает Купидон? Отчего безымянный палец незамужней Данаи украшает обручальное кольцо? Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. Супруга часто выступала моделью для художника, в том числе и для «Данаи». Но на этом шедевре ее черты гораздо менее узнаваемы, чем на других.
Дело в том, что для картины позировали две женщины. Их образы художник и попытался совместить в фигуре древнегреческой царевны. Одной из этих дам действительно была Саския, а второй — служанка и кормилица единственного сына художника Гертье Диркс. Диркс, которая стала любовницей Рембрандта после смерти Саскии, была невероятно ревнива. Она ревновала даже в памяти почившей супруги мэтра.
Шаг за шагом был показан путь от консервации живописи до восстановления всех слоев полотна в соответствии с его первоначальной структурой и воссоздания утраченных фрагментов полотна. Одним из удивительных результатов реставрации стало получение сведений о процессе работы художника над произведением. С помощью специальной съемки в инфракрасных лучах удалось зафиксировать некоторые первоначальные сюжетные построения, которые были изменены в окончательной версии, так, например, изначально положение руки Данаи было другим, иным было и положение кормилицы. Все эти материалы легли в основу информационного сопровождения выставки одной картины. Мультимедийный фильм подробно освещал весь путь восстановления произведения, а также рассказывал о сюжете картины и процессе работы Рембрандта над ее созданием.
Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна.
Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет. Из-за подмены мифологической детали, исследователи даже одно время считали, что на картине изображена не Даная, а персонаж Ветхого Завета жена Потифара или Вирсавия. Однако со временем всё же пришли к мысли, что на картине нарисована именно прекрасная Даная. В 1985 году году с шедевром произошло несчастье: в один из жарких дней июня холст подвергся нападению маньяка, который облил холст серной кислотой и дважды порезал его ножом.
Однако это его не спасло: Зевс, очарованный Данаей, обратился в золотой дождь и проник в подземелье. От этого союза был рожден Персей, впоследствии воспетый Гомером в «Илиаде». На картине Рембрандта «Даная» изображен момент появления олимпийского бога в тайной опочивальне девушки. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. В середине прошлого века при помощи рентгеноскопии искусствоведам удалось обнаружить признаки, свидетельствующие о том, что художник дорабатывал полотно.
В первоначальном варианте взор женщины был направлен вверх, как и ладонь протянутой руки.
История о том, как копия спасла оригинал
Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой.
Многоликая Даная
Вандала же признали сумасшедшим и на шесть лет отправили в психиатрическую больницу. Роберт Кембридж, совершивший выстрел, заявил, что так он выражает свое недовольство по поводу «политической, социальной и экономической ситуации в Великобритании». Первый инцидент произошел в 1911 году. Харменс ван Рейн попытался накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски. Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 году.
Описание картины и ее деталей Молодая обнаженная женщина в постели Мне нравится Не нравится В центре полотна изображена сама Даная, лежащая на роскошном ложе. Весь ее облик и примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад она крепко спала. Белоснежное тело прописано очень живописно и контрастно выделяется на общем темном фоне картины. Лицо и руки — это предмет особого внимания художника, и через них выражается духовная сущность Данаи.
Девушка приподнялась навстречу Зевсу, протягивая ладонь и устремляя взгляд к свету. Она будто пытается прикоснуться к солнечному потоку и почувствовать его. И хоть весь ее вид выражает нетерпение, а на лице заметна искренняя радость, ее восхищение невинно, а любовь чиста и искренна.
Государственный Эрмитаж Напомню, что 15 июня 1985 года эту картину в Эрмитаже два раза ударил ножом и облил серной кислотой душевнобольной житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис. От кислоты краски на полотне начали пузыриться. Чтобы остановить ее воздействие, реставраторы стали почти сразу обильно поливать вертикально стоявшую картину водой.
Воспроизведение этого я нашла в одном из номеров журнала «Наука и жизнь». Реставрация полотна продолжалась около 12 лет.
И хотя образованная часть голландского общества XVII века знала античные мифы, поскольку интересовалась европейским искусством и имела представление о множестве картин хотя бы по репродукционной гравюре, для любого протестантского общества того времени античная тематика тем не менее была сложна для восприятия. Представитель обывательской части протестантского общества XVI или XVII веков видит в античности прежде всего языческую цивилизацию, а язычество он воспринимает независимо от времени как некое враждебное христианству начало, разлагающее духовную жизнь человека, уводящее его от истины, а то и попросту бесполезное. Поэтому заказ на античные произведения был не такой активный, как, скажем, на светские сюжеты или на произведения христианского содержания. Тем не менее у Рембрандта такая картина есть. Я, конечно, понимаю, что всем хорошо известен миф о Данае, но для распознавания неких нюансов содержания картины Рембрандта все-таки мы этот миф сейчас вспомним.
Даная, дочь царя Акрисия, была заключена, согласно одной версии, в башню, согласно другой версии — в подземелье, поскольку царю было предсказано, что он погибнет от руки своего внука. Но к находящейся взаперти Данае проник Зевс под видом золотого дождя, и от этой встречи у Данаи родился один из величайших героев античной мифологии — Персей.