23 сентября в Доме Радио открывается выставочный проект «И просто, и тёмно» художников Вадима Михайлова и Ульяны Подкорытовой. Дом радио в Санкт-Петербурге: информация о достопримечательности, фото и подробное описание, интересные факты, местоположение на карте, история. Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию.
Дом Радио и musicAeterna — звучание прошлого и настоящего в знаковом доме для истории Ленинграда
О новом проекте рассказали резиденты петербургского Дома Радио, хор и оркестр musicAeterna во главе с дирижером и художественным руководителем Теодором Курентзисом. Как сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Дмитрий Озерков, директор musicAeterna в России, реставрация фасадов Дома радио началась еще до переезда туда музыкального коллектива. Вы находитесь на сайте ЭСМИ ГТРК “Санкт-Петербург”.
В Доме радио откроют библиотеку-фонотеку с 25 января
В новом сезоне в Доме Радио продолжится цикл камерных концертов «Петербургский Союз композиторов в Доме Радио», состоится спектакль Романа Михайлова «Аленький цветочек», гостей ждут новые циклы образовательной программы, проекты «Пляс» и «Распев», показы экспериментального кино и видеоарта. Фото: Gyunai Musaeva t.
По словам Екатерины Арсеньевой, директора Дома радио, реставрация пространства призвана сохранить его текущее состояние, поддержать функциональность и раскрыть возможность к обнаружению неизвестных ранее свойств. Эта задача включает в себя и формирование одноименной культурной институции, ядром которой является звук, исследование и обращение к нему в самых разных творческих начинаниях», — говорит она. Реконструкция Дома радио — это филантропический проект банка ВТБ, который реализуется в рамках программы «Культурная страна».
Авторами проекта стало ООО «НИиПИ Спецреставрация», а также архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» с опытом более чем 20 лет в проектировании объектов любого масштаба — от градостроительных концепций до дизайна интерьеров.
Теодор Курентзис, проект которого — MusicAeterna — станет арендатором здания, рассказал «Фонтанке. После ремонта внутри организуют различные образовательные проекты, культурный кластер и блокадный музей. Маэстро планирует вернуть зданию его подлинный облик.
Мы бережно относимся к истории, поэтому приспосабливая помещения для своей деятельности, сохраняем следы памяти. Фотография предоставлена Домом Радио Графитовый цвет стен, приглушенный свет или его практическое отсутствие, запах ладана внутри Дома Радио — очевидно, что это чья-то осознанная идея, также наполняющая и связывающая пространство с его жителями, гостями, происходящим внутри. Интересно, откуда она, что в себе несет. Идея состоит в том, что в нашем восприятии действительности задействованы все органы чувств. И все они в равной степени важны.
Мы создаем атмосферу концентрации и покоя, где ничто не должно отвлекать от общения с искусством. Дом Радио был закрытым режимным объектом большую часть своей жизни. Попасть туда с улицы и сейчас невозможно. Наверняка есть в этом и свои плюсы, и минусы для вас? Это факт. Сегодня Дом Радио — культурно-просветительская институция, открытая городу и его жителям. Открытая по билетам или регистрации, во время проведения мероприятий внутри, закрытая — в часы, когда они не проходят. Как вы это объясняете гостям? При встрече гостей наши капельдинеры предлагают поместить телефон в специальную ячейку-сейф, чтобы полностью сосредоточиться на происходящем здесь и сейчас.
Дом Радио в Петербурге анонсировал премьеру нового театрального направления
Дом радио в Санкт-Петербурге открывает новое театральное направление. Дом Радио на Итальянской улице 27 в Санкт-Петербурге закроется на ремонт до 2026 года. Работы начнутся уже весной текущего года, сообщили в пресс-службе площадки. В Санкт-Петербурге постановка будет показана впервые. Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. Дом радио в Санкт-Петербурге: информация о достопримечательности, фото и подробное описание, интересные факты, местоположение на карте, история. Общественники обеспокоены судьбой Дома Радио в Санкт-Петербурге, который расположен на Итальянской улице.
«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио
Ретинский говорит, что ходит сюда как на работу: «Мое резидентство немного напоминает практику, существовавшую еще с барочного времени, — придворный композитор. Здесь тоже нередко появляется специальный заказ. Но отличие в том, что придворный композитор был больше им скован. Гайдн, несмотря на величие его композиторских находок, был вынужден порой писать музыку для подачи котлет, у Генделя есть музыка для фейерверка или музыка для прогулки по воде. У меня положение, где скорее предлагаю я. Обозначаю направление, в котором хочу двигаться, и меня в этом поддерживают». Алексей сравнивает труд композитора с работой архитектора: «Ему нельзя уходить в прелесть, а думать надо не в последнюю очередь о законах физики». И богатая коллекция инструментов в резиденции — не для «прелести».
Как и кураторы Дома Радио, Ретинский ратует за изменчивость, синтез. Я не собираю инструменты целенаправленно, они, можно сказать, сами появляются, кто-то что-то дарит. Сейчас в моем кабинете есть вещи, которые изначально не предназначались для звукоизвлечения. Например, аквариумы для охлаждения генераторов, я нашел их во дворе Дома Радио. Также у меня есть японская флейта сякухати и присущая всем славянским народам обертоновая флейта. Есть шафар — древнееврейский инструмент, описанный в Библии. Его использовали для зазывания на богослужения и оповещения о приближении врага.
Еще есть калимба и армянский дудук, на котором часто играю. Есть канун, инструмент, который можно встретить в Сирии, Армении и в соседних странах. На нем играют специальными черепашьими медиаторами, но главная его особенность в том, что его конструкция позволяет управлять интонацией в условиях микрохроматики. Есть австрийские цитра и банджо. Много инструментов лежит дома. Сейчас я создаю инструмент с инженером, который соберет для меня тридцать музыкальных шкатулок в одну конструкцию». Чуть более насыщенный, островатый.
Ароматы — вообще отдельная тема Дома Радио. За часы, проведенные здесь, волосы и одежда пропахли чем-то амбровым, и я предположила, что это ладан. Тем более что молва гласит, будто Теодор Курентзис ароматизирует Дом Радио ладаном. На самом деле ладан использовали на отдельных постановках например, на Cantos , а вообще ароматизаторы в разных помещениях разные. Кураторы и резиденты выбирают их на свой вкус: могу сказать, что, как правило, это запахи с насыщенными «низкими», базовыми нотами, чем-то смолистым и древесным. Впрочем, если ладан и иерархичность оказались скорее мифом, то легендарная харизма руководителя сомнений не вызывает. К примеру, Теодор Курентзис любит модель ботинок, которая точно повторяет обувь Владимира Маяковского.
Художественный руководитель musicAeterna шьет себе такие на заказ и постоянно носит, на сцене также часто в них. Вслед за ним «ботинки Маяковского» начали заказывать и другие обитатели Дома Радио — я застала целую батарею таких в кабинете Кристины Галько. А на кураторе Лаборатории экспериментального звука Егоре Ананко тоже увидела «фирменные» ботинки. Создание новых музыкальных инструментов, о которых говорил Ретинский, — одно из направлений деятельности лаборатории. Как объясняет Егор, «первое направление — это просветительская программа: воркшопы, лекции на тему экспериментальной музыки и современных звуковых исследований, групповые резиденции. Второе — это изобретение новых устройств, которые мы будем использовать в качестве музыкальных инструментов и сенсоров, для проектов Дома Радио». Одна из разработок лаборатории — так называемый тотальный инструмент, который Егор описывает весьма туманно: «Мы изобретаем электронные цепи, печатаем платы, монтируем компоненты, чтобы создать функцию, которая будет интересна нам с точки зрения композиторской деятельности».
Но, как я понимаю, это, по сути, синтезатор, только не электронный, а аналоговый. Если говорить про истоки культуры, которую мы транслируем, — то это наши соотечественники, которые работали на стыке времен. Развитие этой идеи идет через наше сообщество, нашу культуру». Пришло время развеять еще один миф — про обязательное отречение от смартфона на период пребывания в Доме Радио.
Анна Фефелова Кроме пения и танцев в рамках просветительской программы Дома Радио можно читать и обсуждать книги, слушать музыку. Для читок мы приглашаем ученых из негуманитарных наук, чтобы они рассказали о книгах, которые читают вне своих профессиональных интересов, и обсудили их с гостями. И еще у нас есть музыкальный формат — Клуб имени Эмиля Берлинера изобретателя граммофона и микрофона.
Люди приходят, вместе слушают пластинки и обсуждают их». Библиотека-фонотека — небольшое вытянутое в длину помещение с монументальным винтажным буфетом и книжными полками с литературой по искусству, философии, музыке, кино, некоторые посвящены отдельным издательствам. Есть и авторские полки, «Выбор Теодора Курентзиса» тоже есть, но полка пока пустая. Свободных мест нет, все сидят тихо, одна женщина заглядывает в телефон. Семейная жизнь в романах Толстого больше похожа на тему факультатива в школе или университете — но не на действо в «святилище». Так что же, собственно, осталось от планов на «византийский баухаус»? Мы гуляем по зданию — заходим среди прочего в клуб-бар «Алексеич», названный в честь анархиста Петра Кропоткина.
В «Алексеиче» темно, с потолка свисают тусклые красные светильники: Кристина говорит, что помещение используют для перформансов и других мероприятий Дома Радио, предполагающих перемещение гостей по зданию. В приглушенном свете видно массивную барную стойку. Но бутылок на полках и пивных кранов нет — как и других признаков питейного заведения. Именно как бар с алкоголем «Алексеич» работает в рамках спецпроектов — придя на лекцию в фонотеке или концерт музыки Баха, в него попасть не получится. Зато те, кто придет слушать эмбиент, смогут в антракте выпить пуэра — бар будет работать как чайная. Легенду о том, что иногда тут работает виночерпием сам Теодор Курентзис, мне в Доме Радио не подтвердили. По соседству с балетной студией у нас есть театральная, куда приходят зрители.
Сейчас Дом Радио гораздо более горизонтальная организация». Как пример демократизации пространства Кристина приводит кинокурс на седьмом этаже, где участники, прошедшие конкурсный отбор, смотрят и анализируют авторское кино. Учим их смотреть, снимать, показывать фильмы, там мощный пул спикеров, мы планируем даже создать свой кинофестиваль. Так что мы стали намного более открытыми, чем было заявлено в изначальной концепции». Кроме того, в сентябре появилась танцевальная труппа musicAeterna Dance — Кристина называет танец «третьим элементом MusicAeterna наряду с хором и оркестром». Без театра тоже не обойдется. Прямо сейчас ведем переговоры с двумя большими режиссерами.
Это скорее философское понятие, суть которого — особый вид зрелища без зрелища, неуловимый театр, необъяснимый театр, невидимый театр, НЕ театр. Любой театр или театральная компания имеет свою концепцию и особый художественный почерк. Концепция в отсутствии концепции как таковой». По словам Кристины, проекты musicAeterna создаются мобильными, их можно показывать и на других площадках. А учитывая появление кино, планы на театр и активность танцевальной труппы, — кажется, Дом Радио дрейфует не только от элитарности к народу, но и от доминации звука к спайке с визуальными и пластическими дисциплинами. Спектакль Youkali Впрочем, планы про радио и лейбл по-прежнему в силе. Спецпроекты вообще наша традиция, мы делаем их по два-три в год».
Каждый посвящен персоне из мира музыки, философии, кино или богословия. Героев предлагает Теодор Курентзис, затем все цеха Дома Радио создают работы, переосмысляя наследие этого героя. В итоге получается большой концерт или спектакль, а также перформансы в разных частях Дома Радио и выступления экспериментальных артистов. Спецпроекты обычно приурочены к двум датам — 30 декабря и 14 февраля. Премьера проекта, посвященного Целану, была два года назад, в планах — к концу этого года записать и издать на лейбле его музыкальную часть. А затем то же самое сделать с другими спецпроектами — уже было посвящение Шарлю Бодлеру, а герой этого года — Курт Вайль. Важная часть концепции — издания будут только на физических носителях, то есть это кассеты, диски, винил.
Кроме того, будет онлайн-часть проекта — в виде эфиров на сайте: как говорит Кристина, «микс предварительно записанных подкастов и прямого эфира как продолжения традиции радио. Вообще за три года работы в Петербурге у нас накопилось много материала, сейчас постепенно будем его издавать».
Зрители смогут посетить бесплатные и платные события, концерты, перформансы, премьеры. Финальными событиями станут выступление musicAeterna с Теодором Курентзисом 31 марта и концерт экспериментальной музыки «Башня из слоновой кости IV» 1 апреля. Дом Радио также запускает официальный сайт, который к концу года станет многоуровневой платформой с интернет-радио и публичным архивом. Ранее сообщалось, что в Измайловский сад после путешествия возвращается «Петербургский ангел».
Тогда она едва переехала в Советский Союз и пела исключительно на польском. Русский только начала осваивать в Ленинградском университете», — говорит Роман Ишмухаметов. А на этих эксклюзивных кадрах, сделанных в середине 1980-х, уже народная артистка Эдита Пьеха вспоминает родные студии в стенах на итальянской. Приходила в студию. Стоял один микрофон. Записывались здесь не только эстрадные артисты. Спектакли, в том числе детские — стали одной из визитных карточек Дома Радио. После реконструкции начала 1950-х — Ленинградский Дом Радио — становится одним из самых совершенных студийных комплексов в Советском Союзе. Если это радиоспектакль — третья студия, это одна — акустика. Для симфонических оркестров — первая студия», — рассказывает начальник отдела радийного производства Игорь Парнас. Это — бесценное аудионаследие полностью перевезут в архив еще до конца лета.
Дом радио на Малой Садовой в Петербурге превратят в культурно-образовательный центр
Главный редактор Анастасия Озерская рассказала телеканалу «Санкт-Петербург» о ключевых программах проекта. Дом Радио в Петербурге впервые откроет свои двери для свободного посещения 31 марта и 1 апреля через онлайн-регистрацию. Петербург, дом радио: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. Дом Радио в Петербурге впервые откроет свои двери для свободного посещения 31 марта и 1 апреля через онлайн-регистрацию.
Дом радио на Малой Садовой в Петербурге превратят в культурно-образовательный центр
Косяков, 1912-1914. Дата съемки 1915 г. Место съемки Петроград Благородное собрание именовалось так с 1845 г. Название клуба менялось - Американский клуб, Танцевальное собрание, Благородное танцевальное собрание и пр. Существовало на клубные взносы и входную плату за маскарады и балы. Проводило танцевальные, литературные, благотворительные вечера.
Впрочем, и сейчас Дом радио работает как "междисциплинарный культурно—просветительский центр". В 2017—2020 годах в Доме радио уже проводился ремонт и реконструкция. После этого в здание въехал хор и оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса. Читайте также: Памятники архитектуры Петербурга остались без защиты "Культурно—образовательный центр — это прекрасная концепция для данного здания и локации, — полагает вице—президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина.
Исторической стала радиотрансляция 7-й симфонии Шостаковича из Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года. Радио «Петербург» бывшее Ленинградское радио работает в здании и доныне. В июне 2019 года Дом Радио гостеприимно открыл двери знаменитому дирижеру Теодору Курентзису и его прославленным коллективам — хору и оркестру MusicAeterna. У Дома Радио началась новая жизнь в качестве экспериментальной культурной площадки, лаборатории, объединяющей все виды искусства. На сегодняшний день в афише Дома Радио — концерты, лекции, кинопоказы, выставки, перформансы, встречи со зрителями.
С 1918 года в здании располагалась организация « Пролетарская культура », а затем — кинотеатр « Колосс ». Фото: citywalls. Существует оно в этом здании и в настоящее время. Радиовещание осуществлялось с 6:00 утра до полуночи: звучали музыкальные и литературные передачи, новости. На Ленинградском радио в основном освещали события культуры. Каждый день ведущие эфира вслух зачитывали тексты классических произведений и детских постановок. На одном из этажей находилось фойе для кинопросмотра. Ленинградское радио имело свой симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, взрослый и детский хор, джаз. В здании трудилось более 500 человек. Среди них — спортивный комментатор и диктор Виктор Набутов. До радио он занимался футболом. С первого дня Второй мировой войны главным голосом блокадного города стала поэтесса Ольга Берггольц. Находясь в одном из залов станции, она говорила со всем Ленинградом, зачитывала собственные стихотворения и воодушевляла слушателей уверенным тоном.