Помогает икона Богородицы Владимирской Селигерской в принятии важных решений, укреплении духа. Обретенная в ХХ веке икона Божьей Матери «Державная» стала одним из самых почитаемых образов Богородицы. В составлении молитв Державной иконе Божией Матери участвовал патриарх Тихон. Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Зарубежной Церкви США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании.
Владимирская (Селигерская) икона Божьей Матери: какого числа по церковному календарю?
Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Зарубежной Церкви США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании. Праздник Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Державная икона Божией Матери помогает, тем, кто молится перед ней в очень многих проблемах от здоровья, личной жизни, финансовых проблем до успокоения внутренних пережваний и защиты от врагов. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтения акафиста. Новый выпуск посвящен явлению одной из самых загадочных икон Божией Матери — «Державной». Икона Божией Матери помогла русскому народу справиться с тяжелым временем и не потерять силу духа.
О чем молиться и что просить у иконы Божией Матери “Державная”
Даруя его в некую помощь и будущую подсказку Своему, «слетевшему с катушек», многострадальному Русскому народу. Иными словами, речь идёт ни о чём другом, как о будущей власти в России. Макарию Моск. Иоанну Кронштадтскому и послушнице Ольге, известные именно с тех пор, более века назад. В них говорится, по сути, одно: Св. Государь просит у Бога испить горькую чашу вместо своего народа, даже спорит! И слышится голос: «Русский народ прощён». Как это понимать? В чём же прощение, если около 15 млн погибло и бежало только в последующие несколько лет, а потом ещё вдвое больше сгинуло от голода, в лагерях, ссылках и разстреляно, храмы Божии все почти сплошь осквернены или разрушены, убито абортами столько младенцев, выросли целые поколения несчастных, не знающих Бога, нравственности, ни даже имён и рода занятий своих прадедов? Где прощение, в чём тут оно? Да, это тоже, пока, совершенно необъяснимая для нас загадка!
Но можно ли говорить, что Бог обманул Своих святых избранников и насмехался над ними? Да не будет! А значит — мы просто ещё совсем не понимаем того, о чём тогда Бог дал откровение святым. И, скорее всего, то, о чём Господь поведал — просто ещё не сбылось. И ещё имеет место исполниться в своё, Им Самим назначенное, время… Ведь здесь мы соприкасаемся с другой великой тайной, о которой, как ни грустно, мы и не пытаемся размышлять, и не стремимся её узнать. А вопрос важнейший! Всего лишь в том, что он себя с Семьёй безропотно отдал злодеям на смерть? И всё?!.. Ну, таких святых, положим, в истории Церкви было немало. Но их шествие на свою голгофу никогда не было связано с событием такого космического масштаба, чтобы был прощён Богом!!
Так может быть образ Пречистой «Державный» является для нас ещё и ключом к пониманию сути великого Царского подвига? Ведь если мы не сможем его понять и осознать — мы же не сможем усвоить спасительных для нас плодов этого, совершённого ради нас, подвига Государя. Как не бывает духовных плодов без христианского подвига — так, тем более, не бывает подвига без происходящих от него благодатных плодов. Ибо «не мерою даёт Бог Духа» Иоан. Но такое впечатление, что всё это совершенно не доходит до современного сознания наших христиан. Мы можем искренне возмущаться кощунством полоскания в спирте лжицы — но нам лень включать свои мозги, когда дело касается куда более важных вопросов: о спасении и нас, и всего народа. Потому что нам даже не интересно, каким именно образом наш народ «прощён» по молитве и жертве за нас нашего великого Царя! А пока, оперируя общеизвестными смыслами, единственно, что мы можем констатировать: не отнята ещё до конца благодать Удерживающего, как это должно было бы произойти из буквального толкования известного места из Ап. Павла 2 Фес. И, если на то будет воля Божия, она ещё может явным образом вернуться в мiр.
Вот фантазировать о том: будет ли это, когда и как — скорее всего вредно. Ибо, почти наверняка можно о том утвердительно сказать, оно будет не так, как мы в своих измученных грехом и болью душах нафантазируем. Другое дело если мы о том с крайним смирением будем молиться. Я это особо подчёркиваю потому, что знаю многих, называющих себя монархистами, которые не без тоски ждут не столько православного Царя как образа Христа , сколько некого гибрида сталина с «терминатором» под венцом. Они, помня известное пророчество Прп. Серафима о «крови по узду лошади», с нетерпением ждут того, кто порубает всех врагов Руси и Православия, а потом пройдётся по ним ещё раз, стирая в порошок, чтобы уж никого не пропустить… С одной стороны — да, именно такую картину нам рисует Откровение гл. Но надо понимать, что подобная расправа сама по себе не самоцель. Это лишь вынужденная мера к тем, кто уже в принципе не способен ни на какое исправление. И, рискну сказать, вряд ли такие наши страстные современники годятся для такой непростой «работы» по исполнению воли Монарха. Не повреждая душу — уничтожать врагов Божиих могут очень немногие.
Как-то сомнительно, чтобы такие «молитвенные» воздыхания доходили до Господа… Конечно, унижение, разграбление и потери Руси за прошедший век страшно велики. И некое пожелание возмездия за всё это — как следует врезать врагам России! Но, если мы хотим быть в Боге… там другие измерения. И когда мы возносим молитвы о нашем будущем а сейчас часто слышны призывы к молитве о «спасении России» , всегда надо помнить: главное, о чём нас учил молиться Сам Христос, — «да будет воля Твоя». Сюда нельзя подставлять наши страсти, наши обиды и даже нашу боль, которая справедливо может вопиять об отмщении.
В храме на царском троне восседала Богородица с Младенцем-Христом. Евдокия узнала этот храм, он располагался на противоположном берегу реки в селе Коломенское. В 1917 году настоятелем Вознесенской церкви села Коломенского был священник Николай Лихачев.
Он внимательно выслушал женщину и они вместе обошли весь храм в поисках иконы. Но в самом храме не было образа Богородицы, описанного Евдокией. После продолжительных поисков удалось найти потемневшую от времени икону в подвале храма. На иконе они увидели восседающую на троне Богородицу, на коленях у Нее находился младенец Христос. Одной рукой Он обращал благословение к взирающим на икону. Сама Богородица в руках держала скипетр и державу. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Державная икона Божией Матери: дальнейшая участь После обретения икона была отреставрирована в Алексеевском монастыре Москвы.
Слава о чудесном явлении иконы быстро разлетелась среди верующих людей, которые приходили поклониться Пресвятой Богородице. Списки с иконы появились во многих храмах и монастырях. Державный образ Богородицы находилась в Коломенском по праздникам и воскресным дням. В остальное время ее возили по предприятиям и церквям, чтобы как можно больше верующих смогли приложиться к чудотворному образу. Икона Державная была принесена в Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
С того времени икона Державной Божьей Матери начала творить чудеса, а это привело к тому, что в храм приходили паломники со всей страны. В период правления Советской власти происходили гонения православных христиан, поэтому людей, которые почитали этот образ, арестовывали и наказывали. День этой иконы считается 15 марта. Прежде чем выяснить, о чем молятся перед иконой Державной Божьей Матери, узнаем, что именное изображено на ней. На этом образе Богородица представлена сидящей на троне в красном одеянии. На голове у нее находится корона, а в руках скипетр и держава. На руках у нее разместился Божий Сын, который одной рукой посылает благословляющий жест.
Видения рабе Божьей Евдокии Обстоятельства, при которых этот чудотворный образ был явлен людям, весьма удивительны. Как свидетельствовали очевидцы тех давних событий, некой благочестивой женщине, имя которой - Евдокия Андрианова, в ночь после праздника, установленного в честь чудотворного образа Иверской Божьей Матери, было видение. В тонком сне сподобилась она узреть Пречистую Деву, повелевшую ей отправиться в подмосковное село Коломенское и там, в Вознесенской церкви, отыскать Её, забытый всеми и почерневший от времени, образ. Восстав поутру, изумлённая женщина долго молилась перед образом Спасителя, прося вразумить её для исполнения воли Его Пречистой Матери и даровать необходимые к тому силы. В случае же, если ночное видение было лишь дьявольским искушением что тоже нередко случается — оградить её от нечистой силы. На следующую ночь, едва забывшись сном, женщина вновь увидела Царицу Небесную, повторившую ей своё прежнее повеление и прибавившую, что образ следует не только отыскать, но и, удалив с него пыль и копоть, поместить в церкви для всеобщего поклонения. Когда сновидение рассеялось, а вместе с ним ушли последние сомнения, Евдокия почувствовала необыкновенный прилив сил и жажду немедленно исполнить волю Пресвятой Девы. Тщетные поиски Едва дождавшись утра и помолившись Богу, она отправилась в путь. Дорога предстояла неблизкая, поскольку до Коломенского от их села было вёрст десять, а то и поболе. Придя, наконец, в село и отыскав настоятеля местной Вознесенской церкви отца Николая, она поведала ему о своих ночных видениях и просила помочь ей в столь необычном деле. Добрый батюшка, внутренне усомнившись в истинности слов Евдокии, счёл, однако, своим долгом открыть запертую на тот момент церковь и вместе с ней тщательно осмотреть все имевшиеся внутри иконы. Их совместные поиски ни к чему не привели, поскольку все образа, украшавшие стены и иконостас церкви, хоть и были весьма древними, но не походили на ту почерневшую и покрытую копотью икону, о которой говорила Евдокия. Случайность или Божье знамение? Лишь после того, как, тщательно осмотрев трапезную, алтарь, притвор и колокольню, они спустились в подвал, там, среди отжившей свой век церковной утвари, удалось найти старую, потемневшую от времени доску с едва различимыми на ней чертами Пресвятой Богородицы и Её Предвечного сына, украшенных царскими регалиями. Случилось это 2 15 марта 1917 года, и в этот же день произошло отречение от престола помазанника Божьего, последнего царя династии Романовых — государя Николая II. Люди, далёкие от религии, видят в этом лишь совпадение, но истинно верующие усматривают Божье знамение и в его свете истолковывают значение чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Заступница земли русской Сразу же после чудесного обретения иконы Божией Матери Державной , описание которой митрополит Тихон будущий Патриарх Московский и всея Руси вскоре направил святейшему Синоду, началось её всеобщее почитание.
История и значение иконы Божьей матери «Державная»
Успенская церковь в одноименном благочинии Москвы сама является памятником архитектуры, среди других святынь хранит она и чтимый образ Божией Матери. В честь иконы божией матери «Державная» возведено немало других известных храмов. Восстановление главного собора РПЦ началось с небольшой деревянной часовенки во имя данного образа. Шатровая церковь возведена из дерева, она действует и входит в комплекс зданий храма Христа Спасителя. Особо торжественные службы проводятся здесь в летние дни, в праздники во имя почитаемого списка иконы.
Читайте также: Тервеническая икона Божией матери и святой источник Здесь несколько раз в месяц можно присутствовать на чтении акафиста иконе «Державная», написанного в годы революции. Совсем рядом, в Обыденском переулке, есть чтимый список. Его автор был расстрелян в 20-е годы, как и многие искренне верующие христиане. Чтобы поклониться образу, нужно посетить храм Пророка Ильи.
В чем помогает иконы Божией Матери Державная Любой образ, на котором изображена Божия Матерь является видимым выражением ее почитания. Не так важно, к какому типу он относится, как выполнен, сколько стоит. Дорогие иконы более хорошего качества, но гнаться только за этим не стоит. Известны многие случаи, когда обычные бумажные иконы начинали мироточить, источать благоухание.
Все зависит от веры молящегося. В чем же помогает икона «Державная»? Вопрос, скорей, риторический. Действительно, существуют рекомендации: согласно им, возле иконы принято возносить молитвы о мирном небе над нашей Родиной, об укреплении веры.
Такие просьбы очень важны. Но надо помнить, что мир в доме не наступает, если в сердце его нет. Внешние перемены не начнутся, пока не изменится душа. Легче всего обвинять окружающий мир — но человек всегда сам в ответе за то что происходит в его жизни.
Хотя икона ассоциируется с царской властью, это вовсе не означает, что перед ней можно просить только о разрешении политических конфликтов. Богородица остается прежней, независимо от того, в каком виде изображается иконописцами. Эта все та же простая женщина, возлюбившая Господа, с малых лет посвятившая себя Ему. Поэтому любые молитвы, адресованный Божией Матери, могут быть прочитаны и у иконы «Державная».
Просят люди чаще всего о том, что не в их силах. Прежде всего, надо молить об избавлении от греховных привычек. Это сплетни, осуждение ближнего, зависть, лень, переедание, многочасовое «зависание» в социальных сетях. Сколько раз человек «начинает новую жизнь»?
Считается, что жест Спасителя предзнаменует наступление эпохи безбожия и попрания святынь. Однако он не отрекается от грешников: каждый раскаявшийся может пойти по пути Спасения. Икона написана темными, тревожно-траурными красками на деревянной доске.
Арочный верх, где находится изображение Саваофа, благословляющего Мать и Младенца, указывает на то, что перед нами образ, предназначенный для храмового алтаря. Перервинский список существенно отличается от первообраза. Он написан в более светлой и дарящей надежду палитре.
Лицо Пресвятой Богородицы доброжелательно и умиротворенно, а на державе имеется традиционный крест. Когда празднуется день иконы День иконы празднуется ежегодно, 15 марта, в день обретения. В это время совершаются крестные ходы, читаются красивейшие акафисты, тысячи прихожан съезжаются в храмы, чтобы поклониться державной и религиозной святыне.
Наибольшее паломничество наблюдается, конечно, у первообраза, в храме Казанской Божией Матери. Кстати, там отмечают и местный праздник: 27 июля, когда чудотворный образ был возвращен в Коломну. В чем помогает икона Божией Матери «Державная» Вседержавная икона — это символ единства всех русских земель.
Несмотря на десятилетия гонений, сопровождавшихся осквернением святынь и утерей веры в Бога, Всемилостивая не оставляет наш народ и остается его верной защитницей. Ныне она является символом нашей государственности и стремления к духовности. Иконе молятся о самом сокровенном.
Чаще всего ее просят об: исцелении от физических и душевных болезней; восстановлении здоровья после травм, операций и тяжелых зависимостей; прекращении войн и восстановлении мира; обретении материального благополучия и хорошей работы; защите от недругов и завистников; замужестве и обретении счастья в супружестве; рождении, здоровье и благополучии детей. Считается, что Божия Матерь скорбит, видя наши грехи, ведь они умножают страдания ее Сына. Однако она, как истинная мать, терпеливо ждет, когда мы встанем на праведный путь и раскаемся в содеянном.
Как правильно молиться перед образом Главное в молитве — это серьезность, сосредоточенность и, конечно, искренность. Нужно стараться молиться в одиночестве или с людьми, разделяющими молебен. У Богородицы можно просить обо всем, но не следует забывать, что лучше всего исполняются желания у искренне верующих и добродетельных людей.
Для молитвы к Державной Божией Матери не обязательно отправляться в храм: можно приобрести образ для домашнего алтаря или персональную защитницу в медальоне или браслете. При молитве нужно помнить, что икона — это как бы окно, открывающееся в духовный мир, так что обращаться нужно не к изображению, а собственно к Царице Небесной.
Но простой народ в основном оставался верным. К 1917 году у нас было множество действующих храмов, монастырей, было старчество, была великая Оптина пустынь… И самым ярким доказательством того, что не слабее была вера в России, а сильнее, чем где бы то ни было в мiре, служит сонм новомучеников и исповедников российских — для них вера оказалась дороже жизни. Нигде, никакой другой народ не показал такой верности Христу в ХХ-м веке, как наш народ во главе с Царём-мучеником Николаем, который, по слову всероссийского старца архимандрита Кирилла Павлова , «первый удар принял на себя». Значит, причину катастрофы 1917 года можно видеть не только в грехах нашего народа — которые, разумеется, были, — но и в грехах других народов, за которые Россия сподобилась пострадать, принести жертву, взойти на свою Голгофу, — по слову Спасителя, сказанному Им Своим ученикам: Аще Мене изгнаша, и вас изженут… Ин. Протоиерей Сергий Булгаков, участник Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, один из близких помощников святителя Тихона, писал о тех событиях: «Такой судьбы и Россия не заслужила, она как будто агнец, несущий бремя грехов европейского мiра, и она заклана и растлена. Здесь тайна… Все исчадия адова слетелись и душат Россию…» И ещё: «Совершилось не только по грехам нашим, но да и явятся дела Божии…» Протоиерей Геннадий Беловолов уже в наши дни написал: «Как ни странно прозвучит, но именно в ХХ-м веке Божия Матерь явила Свою славу как ни в какое другое время. Никогда ещё в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в ушедший век Русской Голгофы… Где же должна быть Пречистая, если Её Сын распинается на Кресте?
Своими иконами, явленными в ХХ веке, «Матерь Божия перекрестила Русь, оградила её с четырёх сторон, как стеной нерушимой, и сохранила от злобы и погибели Антихриста в последний век. Иначе трудно понять и объяснить, как могла спастись Русская Земля от великой напасти сатанинской, как смог доныне устоять Дом Пресвятой Богородицы» Цит. Господь определяет рамки, в которых только и может действовать сатана. В 1917 году Матерь Божия вновь умолила за Россию — и эти рамки Господь сузил, не до конца прогневался. Россия не погибла. Неужели ты совсем изжил свою силу?.. Эта служба была составлена тогда же, с участием святителя Тихона, который, узнав о явлении иконы, приехал в Коломенское, прославил её и благословил составить акафист. Автор службы передаёт нам тот ужас, который на деле принесла смута в жизнь народа. Он исповедует полную невозможность нам, людям, преодолеть своими силами ту нависшую над Русской Землёй власть тьмы, которая его поработила.
Но земля эта — Дом Богородицы, здесь страдает Её народ, и если только жива будет в нём вера, если примет Владычица недостойную нашу молитву, всё изменится: оживём мы, и оживёт Русская Земля под всесильным Покровом Девы. Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляемы есмы, но Ты простри десницу Твою и, яко Всехвальная, постави ны на камени веры. Самоизмышленная пагуба покрыла есть всю землю Твою, и мрак велий воцарися днесь в вертограде Твоем. Тяжко ми есть, и рыдаю Тебе, Мати Пречистая, и, аще услышиши, ничесоже устрашуся, и воспою имя Твое, славно бо прославися. Истощание прииде на рабы Твоя, и дом наш оставися празден и пуст. Хожду и взываю, но несть ми спасающа, едина убо смерть отвещавает на глас мой, и рыдая, молю Тя и глаголю: не отвержи мене и Ты, Дево Чистая, да спасен буду. Служба говорит о том, что только Божественными силами, Державою Царицы Небесной может быть связан сатана, поработивший Русь. Страшно есть приражение змия, клеветник бо и убийца есть искони, и того ради Тя, о Царице и Дево, молим и не престанем молящи, зане вемы о Тебе, яко о семени Твоем того глава блюдется и Держава Твоя нескончаема есть. И первый ответ на эту беду — покаяние, к которому призывал свою всероссийскую паству и святитель Тихон.
Служба эта Державной иконе — глубоко покаянная, как никакая другая служба Божией Матери. Это, можно сказать, Великий покаянный богородичный канон. Обольсти мя змий, клеветник бо есть, и, душевредное в себе насаждая, смутися сердце мое. Яко мертв, пребываю, и киими словесы о себе возрыдаю? Но Тя молю, Владычице, молю и глаголю: обладай над ним и от греха моего очисти мя. То есть Матерь Божия имеет силу освободить душу от сатанинского плена, от греха — и только тогда придёт подлинная свобода. Так изречена была духовно-державная задача на весь начавшийся период истории… «Россия спасена Богородичною силою» Протоиерей Сергий Булгаков вспоминал: в год явления Державной иконы, «во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена… Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твёрдо знает вся Православная Россия». И ещё, несколько позже, он написал о том же: «Россия спасена, раздалось в моём сердце перед большевицким переворотом в 1917 году как откровение Богоматери во Владычней Её иконе , и я верен и верю этому завету».
Когда мы оглядываемся на минувший век, то происшедшее мы можем назвать не иначе, как чудо. В самом деле. Наш народ в этом веке пережил 1-ю мiровую войну.
Многие страждущие обращаются к этой иконе с глубокими молитвами о помощи в преодолении скорбей и направлении на путь веры. Силы иконы пребывают в человеке, способствуя его духовному развитию и укреплению веры, а также помогая избавиться от греховных мыслей и поступков. Она является проводником на пути самоопределения и помогает каждому верующему найти свое место в этой жизни.
Кроме этого, икона Пресвятой Богородицы Селигерская дает свою помощь в решении материальных проблем, оберегает от вредных воздействий, болезней, несчастий, а также служит защитой для семей и браков. Как молиться иконе Богоматери Молитва перед Владимирской Селигерской иконой Божией Матери может быть произнесена в любой форме, главное, чтобы она была искренней и шла от сердца. Прими, Госпожа, наше смиренное моление и не оставь нас без Твоего заступничества.
Державная икона Божией матери — значение и в чем помогает
Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. Державная икона Божией Матери – один из самых почитаемых образов Богородицы. Обретенная в ХХ веке икона Божьей Матери «Державная» стала одним из самых почитаемых образов Богородицы. Явление Державной иконы Божией Матери «сквозит и тайно светит» сквозь все последующие события истории России минувшего столетия. Икону Божьей Матери «Державная», как и прочие, можно поставить в киот, который в свою очередь закрепить на стене.
Икона «Державная Божья Матерь»: ее история и в чем она помогает?
Образ на Державной иконе Божией Матери относится к канону цареградских икон. Икона Божией Матери «Державная» является уникальной по типу иконографии Богородицы с Богомладенцем Христом. Державная икона Божией Матери. Державной иконы Пресвятой Богородицы является, наверное, одной из самых новых икон.
Тщетные поиски
- Молитва пред иконою Божией Матери «Державной»
- Державная икона Божией Матери — Википедия
- История иконы Божией Матери "Знамение"
- Что означает икона
- Державная икона Божией Матери - Фонд Православного Христианского Искусства
Икона «Державная Божья Матерь»: ее история и в чем она помогает?
В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл. Державная икона Божией Державная икона Божией Матери. Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Есть немало свидетельств того, что молитва у чудотворного лика Державной иконы Божьей Матери помогает людям справиться с проблемами и недугами. Есть немало свидетельств того, что молитва у чудотворного лика Державной иконы Божьей Матери помогает людям справиться с проблемами и недугами.
Икона Божией Матери «ДЕРЖАВНАЯ»
Читайте также: Икона Спиридона Тримифунтского: где находится, в чем помогает, молитва перед иконой День иконы Божией Матери «Державная» 15 марта 2021 года Чудотворная икона Богородицы «Державная» — одна из самых почитаемых в православии. Она явила себя миру в начале 20-го века и по сей день защищает людей. Считается, что икона Божией Матери «Державная» оберегает от зла всех людей на земле. Святыня явила себя 15 марта 1917 года и сразу заручилась доверием и любовью людей, которые не только читают перед иконой молитвы, но и хранят ее у себя в доме для защиты от зла и врагов. К оглавлению История и значение иконы Обрели святую икону в тот день, когда произошло отречение от престола Николая II. Священнослужители говорят, что святыня была послана Господом для защиты народа, который остался без своего царя, и по сей день она дарует людям покровительство и защиту от зла и бед. Наутро женщина рассказала о странных снах, в которых ей видится церковь и голос приказывает отыскать святую икону. Через некоторое время в подвале была найдена икона с изображением Богородицы и Христа. После того, как с иконы удалили грязь и копоть, перед изумленными селянами предстал чудесный образ Девы Марии, держащей на руках младенца Иисуса.
Икона выписана в красных тонах. Богоматерь изображена сидящей на царственном троне, с короной на голове, державой и скипетром.
Храмы, посвященные этому образу, есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России. На данный момент их число превышает восемь десятков. В столице есть несколько почитаемых списков Державной Богоматери. В качестве чудотворных более всего почитаются образы, пребывающие в храме Иоанна Воина и Николо-Перервинском монастыре ныне часть патриаршего подворья. В Перервинскую обитель список попал из рук монахини Агнии. Она принесла икону, истекающую миро, и передала священнослужителям.
Образ мироточил более месяца, чему имеются документальные подтверждения. Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв! Предполагается, что ее спасали от войны в 1812 году, и тогда поместили в подвал Вознесенского собора. Если бы не видение Евдокии, о иконе, скорее всего, никогда и не вспомнили. Пожалуй, это самый царственный из всех изводов Богородицы: это читается как по выражению лица Богородицы, так и по ее одеянию. В правой руке Божьей Матери находится скипетр, в левой — держава, но без традиционного креста, характерного для символов власти русских самодержцев. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия. На коленях матери, по центру, восседает младенец Иисус.
Пальцы его правой руки сложены в традиционном благословении, однако другая рука указывает налево: там, по христианским верованиям, будут стоять грешники во время Страшного суда. Считается, что жест Спасителя предзнаменует наступление эпохи безбожия и попрания святынь. Однако он не отрекается от грешников: каждый раскаявшийся может пойти по пути Спасения. Икона написана темными, тревожно-траурными красками на деревянной доске. Арочный верх, где находится изображение Саваофа, благословляющего Мать и Младенца, указывает на то, что перед нами образ, предназначенный для храмового алтаря. Перервинский список существенно отличается от первообраза. Он написан в более светлой и дарящей надежду палитре. Лицо Пресвятой Богородицы доброжелательно и умиротворенно, а на державе имеется традиционный крест.
Когда празднуется день иконы День иконы празднуется ежегодно, 15 марта, в день обретения.
Иконография Державной иконы Божьей Матери Эту икону Божьей Матери невозможно спутать ни с одним другим из Богородичных образов, несмотря на то, что она относится к довольно известному иконографическому типу — Панахранта или Всецарица. Для этого типа изображений Богородицы характерны следующие общие черты: в центре композиции расположен престол, на котором восседает Богородица; на коленях она держит Богомладенца, поднявшего руки в благословляющем жесте. Русскими православными христианами почитаются такие иконы типа Панахранта как Киево-Печёрская, Свенская, Ярославская и другие. Однако Державная отличается от них важными деталями и нюансами: на голове Богородицы, помимо покрывала-мафория, надета корона; в правой руке Всецарица держит скипетр, а в левой — державу; левая рука Богомладенца развёрнута ладонью вверх и как бы указывает на державу; в сегменте неба в композицию включено изображение Господа Саваофа, воздевшего руку в благословляющем жесте. Митрополит Тихон, принимавший действенное участие в прославлении Державной иконы, в своём исследовании писал: «Икона не древняя, приблизительно конца XVIII века не старше , по форме вверху овальная иконостасная , средняя, из третьего пояса пророческого. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». Такая датировка иконы вкупе с изображённым на ней Господом Саваофом может вызвать удивление у людей, знающих каноны. Ведь известно, что ещё в XVII веке, в 43 правиле Большого Московского собора было сказано: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа сиречь Отца никтоже виде когда воплоти».
С этого времени изображение Бога Отца оставили дозволительным лишь для сцен Апокалипсиса. Таким образом, икона Божьей Матери «Державная» стала редким исключением из правила. Ещё одна важная деталь, обнаруживаемая на Державной иконе — отсутствие креста на сфере державы. Именно эта особенность позволила считать данный образ пророческим, указывающим на грядущую эпоху активного богоборчества, которая последовала за падением самодержавия. Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная» Среди православных толкователей образа Державной иконы Богоматери единой трактовки нет. Например, суровый митрополит Макарий, «апостол Алтая», однозначно полагал, что значение иконы таково: русский народ грешил столько, что в наказание ему послана гибель монархии. Это была наиболее распространённая точка зрения, которая нашла своё отражение в словах акафиста: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Однако другие толкователи смягчали трактовку. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей.
Там, в запасниках, она и пребывала вплоть до конца 80-х годов XX века. Затем, благодаря усилиям духовенства, её перевезли в алтарь храма Преподобного Иосифа Волоцкого. Там её поместили в церковь Казанской иконы Божьей Матери, где она и находится по сегодняшний день.
Многие ее списки тоже способны творить чудеса, помогать людям. Празднование иконе совершается в день ее явления — 2 15 марта. Икона признана главной святыней русских монархистов. Последователи монархии трактуют обретение иконы, как своеобразную передачу власти над страной от Романовых к Божией Матери. Недаром она восседает на троне и держит в руках символы царской власти.
Из этого следует, что со дня отречения последнего Романова ни одна власть в стране не может называться легитимной. Значит и законы, по которым Россия жила до Февральской революции продолжают действовать на ее территории. Все чаще звучат призывы к покаянию за грех цареубийства. В 1993 году патриарх Алексий Второй произнес покаяние от лица Церкви. Он призвал к покаянию весь народ, независимо то взглядов на политическое устройство страны, исторических воззрений, принадлежности к различным религиям. Такое покаяние символизирует ежегодный крестный ход из Петербурга в Екатеринбург, к месту расстрела Николая Второго. Тесно связана с образом Божией Матери и событиями 1917 года католическая доктрина «Обращения России». Существуют пророчества Лаврентия Черниговского и монаха Авеля о возвращении монархии.
Патриарх Кирилл, выступая на открытии выставки «Православная Русь», рассказал о значении иконы для русских людей и всех россиян сегодня. Он сказал, что когда был найден образ Богоматери восседающей на царском престоле, когда стало понятно, что икона именуется Державная, то в далеком 1917 году лучшими умами это было воспринято как Божий знак. Знак того, что после ухода царя, Покров Богородицы не снят со страны, что Богородица сама встала во главе России. Что мы всегда под ее защитой и покровительством. Есть немало свидетельств того, что молитва у чудотворного лика Державной иконы Божьей Матери помогает людям справиться с проблемами и недугами. Божьей Матери молятся: чтобы наставила на верный путь о здравии родных, о восстановлении после болезни чтобы обрести правду и сердечную радость чтобы помогла решить серьезные финансовые проблемы Молитвы иконе исцеляют физические и душевные раны, даруют уверенность и покой. Ей молятся о мире, о том, чтобы беды и войны обошли нашу страну стороной.
Державная икона Божией Матери: История
- История обретения святыни
- ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо
- Листая православный календарь
- Державная икона Божией матери — значение и в чем помогает
Кто под защитой Богородицы?
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android Пыль толстым слоем покрывала невидимое изображение. Когда с трудом оттерли въевшуюся копоть и грязь, то увидели Пречистую в красном облачении. Восседала она на троне, в руках держала знаки власти, а голова была увенчана великолепной короной. На коленях сидел маленький Иисус. Сновидица сразу узнала лик, о котором вещал во сне голос.
О том, что Богородица явилась в новом образе, в скором времени долетело до многих богомольцев в разные уголки России. Этому событию придавалось большое значение среди всех слоев населения, якобы пришла Матерь Божья на помощь многострадальной Руси в трудный час, и теперь, когда нет у нее законного правителя, будет сама вершить судьбу страны. Другие считали, что появление забытого образа вновь перед людьми — предупреждение о грядущих страшных событиях для народа и православной церкви и наказаниях за тяжкие прегрешения. Многие до сих пор придерживаются этого мнения, вспоминая гонения на церковнослужителей в первые годы советской власти и кровавые революционные события. Чудеса Икона помогала немощным исцеляться. В самом Коломенском вдруг забил родник с целебной водой.
К нему стали приходить люди из разных городов и губерний. Перед ликом Заступницы молились не только о телесном здоровье, но и о возврате душевного.
Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков.
Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая.
А в Сергиевских листках, — русском зарубежном журнале, выходившем с 1928 по 1939 годы в Париже, сохранилось описание того, как прибыла икона Державная в Марфо-Мариинскую обитель и ее торжественно встречала преподобномученица Елисавета Феодоровна вместе с другими сестрами. Икону, как чудотворную, стали возить по разным местам — в том числе по фабрикам и заводам для того, чтобы люди могли приложиться к ней. Оставалась она в Вознесенском храме только по воскресным и выходным дням.
Почему же эта икона долгое время была неизвестна? Дело в том, что до 1812 года она находилась в Москве, в Вознесенском женском монастыре. Икону Державную спрятали в селе Коломенском от наполеоновского разграбления, и, скорее всего, просто забыли о ней. И Пресвятая Богородица в переломное для России время напомнила о Себе народу, который лишился земного царя и так нуждался в Небесном покровительстве.
В дальнейшем были составлены при участии святейшего Патриарха Тихона служба и акафист в честь иконы Божией Матери Державной. Это хвалебно-благодарственное пение получило название «Акафист акафистов», потому что складывалось оно уже на основе всех имеющихся на тот момент акафистов. Во время гонений из Вознесенского храма ее перенесли в церковь Георгия Победоносца, затем в советское время она попала в запасники Государственного Исторического музея на Красной площади. Потом, некоторое время Образ стоял в алтаре домовой церкви издательского дома при Московском Патриархате, до возвращения в Коломенское.
Иконография и значение «Державной» Божией Матери Образ принадлежит к иконографическому типу «Панахранта» и в переводе с греческого означает «Всенепорочная, Пречистая». Этот тип очень близок другому широко известному типу — «Одигитрии», где Пречистая Богородица изображается вместе с Богомладенцем. По оценкам исследователей образ был написан не раньше XVIII века, и обновлен после его обретения в мастерской московского Алексеевского монастыря.
Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Дом Пресвятыя Богородицы. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия?
Поиск по сайту
- История иконы Божией Матери "Знамение"
- Иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
- В чем помогает икона Державная Божья Матерь?
- Значение «Державной» иконы