Главная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма — список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой.
История Иверской иконы Богородицы
После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой Вратарницей. Икона и по сей день хранится на Афоне. Современная греческая икона.
Икона совершает множество исцелений, над нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенных получившими исцеления. Многие мусульмане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство, весьма многие магометане, по той же причине питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя и свидетельствуя христианству — знамениями».
Иверская икона прославилась очень многими чудесами. Слава о ней и почитание ее распространилось по всей Русской земле. Много списков было сделано с нее. В 1907 году в Харбине, в Манчжурии, была построена церковь в честь Иверской иконы. Русское сердце не могло смириться с утратой Иверской часовни в Москве в 1929 году, и тогда в Харбине, в ограде св. Николая Чудотворца, воздвигли часовню — точную копия разрушенной московской часовни. Позже в нее перенесли знаменитый чудотворный образ св. Николая с Харбинского вокзала. В 1966 году собор и часовня были уничтожены в ходе «культурной революции» в Китае. На другом конце земли, в Сербии, изгнанные русские беженцы, не имея средств к существованию, тем не менее озаботились возведением в Сербии часовни для Иверской иконы, совершено подобной той, что была разрушена в Москве.
В 1931 году с помощью всего сербского народа часовня была воздвигнута в Белграде. Икону для нее вновь написали афонские иноки и прислали ее в дар. Этот список был изготовлен монахами бедного греческого скита на Афоне, занимающимися иконописью. В отличие от других, этот образ они не продавали, так как он был первым изготовлен ими. Но один из паломников — Хозе Иосиф Муньос - уговорил, убедил игумена отдать ему икону, и тот, в конце концов, согласился. Иосиф был из интеллигентной католической семьи, но увлекся православием. Увидев икону в скиту, он очень захотел иметь ее и горячо о том молился. Получив ее, он читал перед нею акафист — и икона замироточила! Затем мироточили фотографические снимки с нее. Иосиф путешествовал с нею по городам, став ее хранителем.
Для перевозки иконы он шил специальные сумки, которые носил на шее. За время поездки они полностью пропитывались миром. Сейчас Иосифа нет в живых. Всю свою жизнь он отдал служению иконе. Военный транспортный самолет доставил ее в аэропорт Шереметьево -1 в сопровождении греческих монахов. Когда открылся люк самолета и в проеме появился лик Богородицы, встречающие москвичи, прихожане храмов, расположенных на севере столицы, попадали на колени с возгласами и мольбой. Они пережили ощущение встречи не иконы, а Самой Царицы Небесной. Русские батюшки приняли образ и понесли его к выходу с летного поля вдоль падающих волной молящихся людей, находящихся в трепете от близости Той, Кто превыше всех Небесных Сил, к Которой мы привыкли обращаться как к Матушке-Заступнице. Оттуда икона прибыла в Елоховский собор во время всенощного бдения. Храм был переполнен.
Многие не уходили домой после литургии. С волнением ждали прибытия иконы. Вот и вечерня уже отошла. И вдруг как волна прокатилась по храму. Ни слова не говоря, все поняли: приближается. Неужели сейчас мы встретим Ее? Иные пытались упасть на колени — их поднимали — нужно место для прохода посреди храма. И вот Она появилась. Ее несли на руках священники с видимым усилием и волнением. И сразу мысль: как же Гавриил почти тысячу лет назад один принял икону и донес до берега по воде, не касаясь воды?
Медленно, величаво проплывала икона посреди молящихся, всей душой взывающих, всем сердцем надеющихся. Обычно в храмах больше женщин, чем мужчин. Но в этот раз явно преобладали мужчины. У многих из-под распахнутых от жары пальто были видны наперсные кресты. Когда начали подходить прикладываться к иконе, вдруг весь народ сильно подался вперед и резко потеснил стоящих впереди. Раздались крики: «Двери! Откройте двери! Тут же появился омон, толпа быстро была разделена на части, все вздохнули свободно, и стало понятно: что не только южные двери имелись ввиду, а те Двери Небесные, которые открывает Вратарница: «Двери райские верным Отверзающая» - поется в молитве к Ней. Именно о тех Дверях мы умоляем Царицу Небесную, прося Ее снисхождения к нашим слабостям и заблуждениям. На следующий день икона крестным ходом была перенесена в Иверскую часовню, восстановленную у Воскресенских ворот, также возведенных в очень сжатые сроки.
Теперь каждый, как и раньше, может навестить Иверскую икону в ее собственной часовне на Красной площади. Афонская Вратарница стала вновь Московской Вратарницей. Чудеса от иконы не иссякают. В селе Нижняя Байгора Верхнехавского района Воронежской области в течение нескольких дней совершалось благоуханное истечение мира от Иверской иконы, о чем свидетельствует настоятель храма протоиерей Кирилл Мелешко. Когда в половине четвертого я подошел к храму, меня встретили люди со словами: «Батюшка, наша икона Божией Матери «Иверская» вся залита миром». Я вошел в алтарь, облачился и подошел к святой иконе. Весь образ размер 76 см на 1 метр 10 см источал благовонное миро, в храме и по сей день стоит этот неизреченный аромат. Миро истекало потоком и заполнило на святой иконе все углубления.
На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны.
Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей.
Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель.
Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата!
Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси.
И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа.
На том месте и построили Иверскую часовню. В том же 1654-м году икону отправили к русским войскам, бывшим в походе против поляков. Уточняется также, что принесена она из Царьграда при тогдашнем Патриархе Константинопольском Парфении. Для сопровождения иконы Государь отпустил в Вязьму митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, и с ним трёх архимандритов да трёх игуменов. На эту деталь стоит обратить внимание: икона в первый же год своего прибытия в Москву стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита, трёх архимандритов и игуменов. Икона стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита Иверские иконы на Руси прочно связаны с именем Патриарха Никона. Когда будущий Патриарх был Новгородским митрополитом, он облюбовал одно красивое место на Валдае в Новгородской епархии. Возведённый на Патриарший престол, Никон воздвиг там монастырь по образцу Иверского. Для этого по совету с Царём он послал на Афон опытных иконописцев.
Они не только составили точный план обители, но и сделали список первоначальной Иверской иконы. В 1656-м году она была перенесена с Афона в Валдайский монастырь. В книге «Мысленный рай» Патриарх Никон поведал об одном событии, связанном с перенесением иконы. У иконописцев, иноков Корнилия и Никифора, не нашлось денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай. А лодочники были мусульманами, и с ними никак не удавалось договориться. Иноки уже решили было вернуться на Афон, но во сне им явилась Богородица и укрепила дух их. В ту же ночь Божия Матерь явилась богатому греку Мануилу Константиеву и повелела помочь инокам. Грек заплатил за них пошлину и даже отказался от дара, который Никон впоследствии послал ему. Патриарх Никон богато украсил новый образ, покрыв его окладом из чистого чеканного золота с алмазами и сапфирами.
Стоимость ризы, по словам самого Патриарха, была на тогдашние деньги около 44 тысяч. На эти деньги можно было бы построить ещё один небольшой монастырь. Такова была любовь Патриарха к чудотворному образу. Иверская икона исключительно популярна в Грузии. И это естественно. Широко известна на Кавказе Иверская Моздокская икона Богородицы.
Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. The Monks of Athos. Ashgate, 2005; Хрисанф, иером. Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона. Славянские Сказания об И. Предания об И. Это обстоятельство затрудняет решение вопроса о том, возникли ли слав. При этом надо учитывать, что 2 из 3 слав. Евхаитская икона Божией Матери. Все версии объединяет сюжет странствования чудотворной иконы из первоначального места пребывания по воздуху или по морю на Афон. Происхождение чудотворной иконы из Иверии Грузии в первых 2 версиях Сказания связывает их с афонско-иверским циклом легендарных сказаний «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския... Иконописец В. Гурьянов частное собрание, Москва Иверская икона Божией Матери. Гурьянов частное собрание, Москва Согласно 1-й версии Сказания об И. После смерти купца его имущество было расхищено приказчиками, воспользовавшимися малолетством наследника, к-рый сумел сохранить только семейную икону в драгоценном окладе. Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Ее защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря не названного в тексте Иверским. Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его». Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенес в собор, где ее поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл. Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него. От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель. Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт. Происхождение И. В ряде списков, в т. Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския... Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц. Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря. Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский. Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И. Богородицы сб. В 1685-1686 гг. Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г. Хотя сборник Агапия был переведен в кон. Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд. Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ.
Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
Иверская-Монреальская икона Божией Матери Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери, именуемой также «Благая вратарница» по месту пребывания у надвратного храма Иверского монастыря. День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. Иверская икона Божией Матери. День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы.
Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом
Перед ней зажечь лампаду. Огонь является символом веры и радостного благоговейного горения души перед Богом. Лампада зажигается в любое время. Можно ее совсем не тушить. Обращение к Богородице лучше начинать с благодарности за то, что имеешь. Затем молиться о своих просьбах. Главное в молитве — это искренность. Она должна идти от чистого сердца, с открытой душой, не по принуждению. Просить можно за себя, семейных, близких.
Чтобы сердце было открыто, надо настроиться, подойти к молитвочтению с почтением. Если нет лика святого, можно обратиться мысленно, представив образ Богородицы. Молиться допустимо стоя или на коленях. Перед началом молитвы и по ее завершении надо перекреститься. Во время чтения также можно креститься.
Практически сразу же она замироточила и начала являть чудеса. К сожалению, в 1997 году хранитель иконы, возивший ее по миру, погиб, а чудесный образ исчез при невыясненных обстоятельствах. Почитаемые списки Иверской иконы есть во многих городах мира.
Один есть даже в православном приходе на Гавайях. Причем он даже мироточит! Значение Иверской иконы Божьей Матери Богородица почитается как защитница всего человечества, но на Руси ее чтят особенно глубоко и трепетно. В лихие времена она спасала русские земли от множества несчастий: вражеских нашествий, пожаров, эпидемий, голода, стихийных бедствий. Иверская икона Пресвятой Богородицы, пребывающая над городскими вратами, по праву считается защитницей Москвы. Помимо этого, она стоит на страже южных границ России, охраняя их от потенциальных захватчиков. Образ Богородицы напоминает нам, что для каждого открыта дорога в Царствие Небесное. Даже очень грешный человек может рассчитывать на прощение, особенно если он искренне раскается и искупит вину праведными поступками.
Иконография Иверская Богородица относится к каноническому типу Одигитрия, то есть, Путеводительница. Однако в ней имеются и характерные черты иконографии Елеуса «Умиление» , что выражается в максимально близком расположении фигур Богоматери и ее Божественного сына, а также их склоненных друг к другу головах. Мать держит сына на согнутой левой руке, правая прижата к груди в молитвенном жесте. Сын восседает на деснице матери, словно на троне, правой рукой благословляя Богородицу, а в левой держа свиток с Евангелием. Среди характерных черт, присущих именно этому изводу, можно отметить крупные и выразительные черты ликов, а также «рану» на лице Богородицы, сочащуюся кровью. Это след от того самого копья святотатца. Еще в XVI столетии грузинские мастера изготовили для Иверской Богоматери роскошный серебряный оклад с позолотой и драгоценными камнями. Он покрывает практически всю площадь иконы, оставляя доступными взору лишь лики Богоматери и Спасителя.
В чем помогает Вратарница Богородице молятся о самом сокровенном, высказывая все наболевшее на душе. Чаще всего икону просят об: Утешении. Искренняя молитва помогает вернуть душевное равновесие после самых суровых испытаний и потери близких людей. Можно снять с души тяжкий груз и научиться жить дальше. Божья Матерь помогает в исцелении недугов и серьезных зависимостей наркотической, алкогольной, игровой и так далее. Документально зафиксированы случаи исцеления от слепоты и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Богоматерь Вратарница встает на стражу дома и домочадцев. Она охраняет жилища прихожан от стихийных бедствий, воров, злонамеренных гостей и прочих несчастий.
А еще — от всевозможных колдунов и магов. Взаимной любви. У Богородицы можно просить взаимной любви и счастья в браке. Были случаи, когда после обращения к ней в семью с покаянием возвращались супруги, а дети уходили из дурных компаний и становились куда усерднее в учебе и почтительнее к родителям. Зачатии и рождении детей. Богородица покровительствует детям и дарует счастье родительства. Ее просят об избавлении от бесплодия, легких родах, здоровье младенцев и рожениц.
Церковь, религия. По церковному преданию, в XI веке иноки Иверского монастыря на Афоне увидели на море огненный столп: он стоял над иконой Божией Матери.
Но подойти к иконе и вынести ее на берег никто не мог. Богородица явилась во сне старцу Гавриилу и повелела идти к образу по воде. Старец послушался и смог взять чудесную икону. Образ внесли в церковь. Но на следующий день икону нашли над вратами обители.
Этот монах был настоящим отшельником, все свое время проводил в молитвах Господу. В тот день его не было в монастыре, так как летом он уходил молиться в горы и только с наступлением холодов возвращался в обитель. Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать. Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег. После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала» с места на место. Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон. С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница.
Икона Богородицы Иверская
Изначально Иверская икона появилась на Афоне, где находится огромное количество святынь православного мира , оттуда уже её списки распространились по всему миру. Образ считается чудотворным: от него произошло немало достоверно зафиксированных чудес. Данное изображение Девы Марии с Младенцем принадлежит к иконописному типу Одигидрия , центром композиции выступает явление в мир Христа. Впервые о чудесах от Иверской иконы стало известно в IX в. Этот образ Богоматери мог быть навсегда утрачен, если бы не одна верующая вдова из Никеи, у которой тогда хранилась многие иконы. Иконоборцы обнаружили образ и пронзили копьём, из раны потекла кровь, такое изображение Иверской иконы сейчас знают все. Богобоязненная вдова отдала воинам деньги, чтобы они оставили икону нетронутой, она опустила образ Богоматери в море.
По преданию, её сын впоследствии стал афонским монахом.
Через Неё становится зримым на Святой Горе, как бьётся пульс жизни мира. Такова предыстория. Иверский монастырь лежит на том пути, которым в старину ездили из Москвы в Новгород. Знаменитый патриарх Никон, будучи Новгородским митрополитом, не раз проезжал тут и любовался величественным Валдайским озером, его живописными островами и окрестностями. У него появилось желание построить здесь монастырь и вступив на патриарший престол он привёл его в исполнение. На одном из островов Валдайских он основал мужской монастырь наподобие Иверского Афонского монастыря и решил освятить новую обитель в честь Иверской иконой Божией Матери, так как ещё будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, Святейший Никон много слышал о чудесах от Иверской Иконы Божией Матери «Портаитиссы», то есть «Вратарницы», что в Иверской обители на Святой горе Афон. По его инициативе в 1646 году была написана точная копия чудотворной иконы, написана эта икона была на святой горе Афон иконописцем монахом Иамвлихом Романовым, который, смешав краски со святою водою и со святыми мощами, постился 5 дней в неделю при написании иконы, вкушая пищу только в субботу и воскресенье и новонаписанная икона получилась точной копией первой иконы не отличаясь от неё ни длинной, ни шириною, ни ликом.
При следовании иконы в Россию совершалось необыкновенное событие, о котором передает Никон в своей книге «Рай мысленный» У иноков святогорцев Корнилия и Никифора не было денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай лодочникам-магометанам. Они уже было решили вернуться на Афон, но во сне им явилась Божия Матерь и успокоила их, уверив, что они благополучно завершат свой путь. Той же ночью Божия Матерь явилась одному богатому греку Мануилу Константиев и приказала ему помочь инокам. Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который Никон впоследствии из благодарности прислал ему. Но Божия Матерь за усердие к ней впоследствии даровала ему великие выгоды в торговле. Никон великолепно украсил икону, покрыв её ризой из чистого чеканного золота, жемчугом, алмазами и сапфирами. Стоимость ризы была около 44 тыс. Предстательство Божией Матери явленное в разных чудесных случаях, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной.
В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. Позже были установлены крестные ходы в городе Боровичи и Демянске. Кроме того крестные ходы отправлялись в дни престольных праздников: Успения Божией Матери, Богоявления, во Вторник Светлой Седмицы после Пасхи, в честь празднования святаго праведного Иакова Боровичского. Валдайская Иверская икона Божией Матери В 1861 году на чудотворную икону Иверской Божией Матери сделана новая риза; в ней чистого золота 25 фунтов и серебра, чрез огонь золоченного 60 фунтов.
После 1917 года этот список исчез, в настоящее время его местонахождение неизвестно. Последняя четверть XVII в. С 1669 года в Иверской часовне находился список выполненный уже в Москве царскими иконописцами. Эта икона, получившая название «Московской» Иверской, была изъята из закрытой большевиками часовни. Долгое время о местонахождении именно этого списка ничего не было известно. Однако недавно, благодаря усилиям историков и реставраторов, удалось установить, что список из Иверской часовни хранится в Государственной Третьяковской галерее. Он поступил туда в 1933 году без указания происхождения. Ряд признаков свидетельствует о том, что эта икона и есть святыня Иверской часовни: размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя в нижней части, металлический полоз внизу для помещения иконы в карету, перевозившую икону по городу, следы накладок для колец по торцам для продевания полотенец при поднятии. С 2002 года в реставрационной мастерской Третьяковской галереи проводилась реставрация иконы. Работа еще не была завершена, но специалисты сочли возможным в апреле 2009 года передать икону на время в храм святителя Николая в Толмачах для поклонения. Часовенный московский образ Иверской прославился многочисленными чудесами. Жители молились перед иконой приезжая или отъезжая из города, так поступали и российские государи во время визитов в первопрестольную. Часто икону вывозили в специальной карете для совершения молебнов в домах горожан. На это время в часовне выставлялась копия иконы. За двести лет таких «заместительниц» Московской Иверской сделали несколько. Видимо, одной из таких запасных икон является чтимая икона, находящаяся в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Другая запасная икона, вывезенная из часовни французами в 1812 году, находится в Париже, в церкви Трех святителей на улице Петель. Списки Иверской иконы есть также в Елоховском Богоявленском соборе, в церкви святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, в трапезном храме преподобного. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. Иеромонах Лука. Иверская часовня, Москва В 1994 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к игумену Афонского Иверского монастыря с просьбой о написании списка Иверской иконы для воссоздаваемой часовни у Воскресенских ворот. Новый список был сделан с древней иконы афонским иеромонахом Лукой на доске из древнего святогорского каштана. Утром 26 октября святыню крестным ходом перенесли из Елоховского Богоявленского собора в восстановленную Иверскую часовню, освященную в тот же день. С тех пор у образа ежедневно с 8 часов утра до 8 вечера читается акафист. ИРЛИ; Под ред. Лихачева, Л. Дмитриева, А. Алексеева, Н.
Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. Икона будет находиться в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 1648 », «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа. С вечера до утра иноки творили вместе великое молебное пение, святили воду со святыми мощами и обливали ею Иверскую икону; затем, собрав воду в чашу, облили ею новую доску из кипариса. Снова собрав воду в чашу, служили Божественную Литургию, а потом отдали эту воду лучшему иконописцу. Он смешал святую воду с красками и, выдерживая строгий пост, начал писать икону. В помощь ему, перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». Так появился новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря ; с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея. Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа. Поначалу образ пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков и, одержав победу, установил образ в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который имел высокий статус «царского богомолья». Затем эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софье Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре. Там святая икона пребывает и доныне.
День иконы Иверской Божьей Матери: от чего спасает и о чем просят в молитвах
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ | Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470. |
История Иверской иконы Богородицы | Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. |
Сегодня верующие отмечают праздник Иверской иконы Божьей Матери | Молитва Иверской иконы Божией Матери об успокоении души, от внезапной смерти, бед и напастей, скорби, болезни и зла. |
За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты
Сказания об обретении иконы[ править править код ] Сохранившиеся греческие сказания — не старше XVI века, славянские сказания зафиксированы письменно не ранее XV века [2]. Согласно одному из сказаний, в IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в главный храм монастыря, но утром она была обнаружена над воротами обители.
Под звон колоколов и пение тропаря икону внесли в собор для всеобщего поклонения. В течении всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался Акафист.
На следующий день утром 26 13 по старому стилю октября крестный ход с Иверской иконой Пресвятой Богородицы прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил святейший Патриарх Алексий. Около часа дня крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне. Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов и духовенства совершил чин освящения Иверской часовни и Воскресенских ворот. Вдохновенно пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии под управлением архимандрита Матфея. Обращаясь к архипастырям, духовенству, верующим, присутствовавшим главам правительства России и Москвы, послам Греции и Кипра с поздравительным словом, святейший Патриарх Алексий сказал: «Сегодня все мы являемся свидетелями знаменательного события наших дней — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы — в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот...
С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь «Домом Божией Матери». И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал благодарность Царице Неба и земли за Ее великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты истории нашего Отечества... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией матери, мы твердо верим, что, как в былые времена нашей отечественной истории, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свое предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом и поможет нам на пути к Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу». Исторический день освящения воссозданной Иверской часовни положил начало неиссякаемому потоку верующих людей к чтимой иконе Божией Матери, Которая обещала быть нашей Заступницей и Хранительницей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.
История её обретения такова. В начале 90-х, когда храмы Волгоградской епархии только начинали восстанавливаться, двое молодых людей, мужчина и женщина спаси их, Господи! Сделав такой подарок монастырю, эти люде не пожелали открыть своих имён, не смотря на уверения, что о них будут молиться. Долгое время обретённый образ находился в Свято-Духовом монастыре. Когда в 1996 году открывалась часовня в парке на центральной набережной, то Господь управил так, чтобы она была названа Иверской.
Туда-то митрополит Герман и благословил передать подаренную монастырю Вратарницу. Однажды несший своё послушание в часовне иеромонах протирал икону. Вдруг на оборотной её стороне под влажной тряпкой проступили буквы, но тут же скрылись. Тоже происходило и при следующих протераниях. Об этом сообщили владыке, который и посоветовал протереть место, где проступали буквы, не водой, а маслом.
И так прочли пророческую надпись «Икона сия будет находиться в парке у вод». Таким образом, пророчество, обретённое на оборотной стороне, было прочтено только после того, как оно сбылось.
Чудеса иконы Иверской Богородицы Оригинал Иверской иконы хранится в афонском грузинском монастыре, и после его чудесного обретения в водах Средиземного моря он никогда не покидал священную гору. Это одна из немногих икон, которая не вывозится за пределы святого места, увидеть ее можно только здесь. Предупреждение о переменах и испытаниях, которое несет икона Иверская, — главное значение образа, то в чем она помогает людям много веков. Так, по заверению монахов, расположенная перед образом лампадка иногда начинает сама по себе раскачиваться. Так было перед наступлением турок на Кипр, землетрясением в Армении и нападении на Ирак. А вот перед началом Первой мировой войны лицо Христа на иконе изменило черты — вместо кроткого, умиротворенного лика, проступил грозный.
Икона спасла монахов, когда монастырь атаковали персы. Служители молились чудотворному образу, и их просьбы были услышаны. Резко началась сильная буря, уничтожившая все войско врага, подступающее к стенам. Было потоплено множество кораблей, живым остался лишь военачальник Амир. Он был так поражен чудом, что отдал монастырю большую часть денег на строительство оборонительной стены. Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Введите свой адрес электронной почты, указанный при оформлении заказа или регистрации. Затем нажмите кнопку "Восстановить". Восстановить вернуться назад Подтверждение адреса Email Мы отправили на ваш адрес электронной почты письмо с кодом подтверждения.
История Иверской иконы Богородицы
Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века). Согласно преданию, явление Иверской иконы Божией Матери на Афоне произошло во вторник Светлой седмицы, поэтому Церковь прославляет этот образ каждый год в этот день. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Иверская-Монреальская икона Божией Матери Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери, именуемой также «Благая вратарница» по месту пребывания у надвратного храма Иверского монастыря.
Там Иверское сердце…
Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они?
Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл.
Сейчас она расположена в небольшом специально построенном храме внутри монастыря, недалеко от ворот. Иверская икона: описание На Иверской иконе Богородица изображена по пояс, головой она слегка наклоняется к сыну. На левой руке Божией Матери сидит Христос. Правую руку с благословляющим жестом он вытянул к Богородице, а в левой держит свиток. Михаил Хаустов Иверская икона Божией Матери: в чем помогает? У Иверской иконы просят защиты от бедствий — ограблений, пожаров, потопов, ей молятся об исцелении душевных и телесных заболеваний, пишет hram-kupina.
Но это не ограничения, а скорее традиция.
Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение.
Кондак 5 Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа. Икос 5 Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая.
Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение.
Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице. Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша. Кондак 6 Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце.
Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа». Икос 6 Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая.
Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая.
Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая. Кондак 7 Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося.
Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая.
Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице.
Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Кондак 8 Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.
Темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая.
Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение; радуйся, верных утверждение.
Кондак 9 Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебная пения совершает, водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже, подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными, честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа. Икос 9 Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы, еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости подательнице.
Радуйся, всегда теплая о нас ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати.
Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю.
Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать. Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег.
После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами.
Несколько раз икона «путешествовала» с места на место. Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон. С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница.
Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона. На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона.
Новости Рубцовска
Два воспоминания есть про Иверскую Икону Божьей матери, список чудотворный, который привезли в Москву с Афона монахи в 1648 году и она находилась в Никольском монастыре в Китай-Городе. Также Иверская икона Пресвятой Богородицы защищает от неурожая, стихийных бедствий, бытовых проблем. Икона Богоматери Иверской, по словам Самой Пречистой Владычицы нашей Богородицы, была дана афонскому монастырю как хранительница «не только в настоящем, но и в будущем веке». Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века). Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Молитва Иверской иконы Божией Матери об успокоении души, от внезапной смерти, бед и напастей, скорби, болезни и зла.
История Иверской иконы Божией Матери
- Использованные материалы
- История Иверской иконы Пресвятой Богородицы - Православный журнал «Фома»
- Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?
- Иверская икона — история
- ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ