Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. Дескать, известная пословица «первый блин всегда комом» совсем не про неудавшуюся выпечку.
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
Славят род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай. Славят род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай. Ком назывался медведь, по этому и появилась пословица «первый блин всегда Комам» То есть медведям. Древние славяне называли медведя "ком". Отсюда и поговорка: "Первый блин комам". Славят род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай.
18-24 марта - масленица-комоедица
Что ж, этимология слова комедица довольно прозрачна и именно в таком виде она отражена в Этимологическом словаре белорусского языка том 4, стр. Но вот, что писал об этом празднике Рыбаков : У древних греков тоже был весенний медвежий праздник, и он назывался «комедией» от «комос» — медведь. От веселых песен, плясок и шуток этого медвежьего карнавала пошло и позднейшее наше название комедии. Следовательно, традицию белорусских комоедиц необходимо возводить по крайней мере к далекому индоевропейскому единству, когда одно и то же название одинаково означало охотничий медвежий праздник. Однако точной даты возникновения подобного праздника у нас нет.
Я не буду особо комментировать абсурдное сопоставление греческих комедий и белорусской комоедицы. Обращаю ваше внимание на другое: Рыбаков пишет, что комос якобы значило «медведь». При этом мы знаем, что изначально комедией называли пения во время ритуальных шествий, и лишь позднее так стали называть вид драматических произведений. И вот тут на сцене появляются родноверы.
Они увязывают воедино выдуманного Рыбаковым комоса-медведя, комоедицу, первый блин комом и даже комель дерева. Публикуют это на своих сайтиках, а также в статьях в разных мурзилках. Ссылок не даю, дабы не рекламировать это «творчество». И вот так у них медведь становится не только бером, но и комом.
Подозреваю, что скоро нас ждут блистательные открытия ещё двух древнеславянских имён этого зверя — цен и триз. Ну а потом приходят опилкоголовые создатели «Этнографического диктанта», не умеющие фильтровать информацию из Интернета, и тащат это всё в «просветительский» конкурс. Такая вот комедия ошибок и подлогов. Комментарии излишни.
Надеюсь, что получилось достаточно компетентно и не слишком скомканно.
И Масленица, которая тогда называлась Комоедицей, праздновалась в день весеннего равноденствия, то есть 21 марта, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света, пробуждение природы, когда Ярило-Солнце растапливает снега. Комоедица — это, по сути, языческий Новый год. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В эти дни считалось, что олицетворение солнца — мальчик Коляда становится солнцем-юношей Ярилой. Он въезжает в деревни на белом коне, являя собой весеннюю страсть и молодецкую удаль. Именно в его честь славяне пекли пресные лепёшки, а затем и блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Древние славяне называли медведя комом. Отсюда и название праздника Комоедица.
Мало кто знает эту пословицу в полном варианте. Но первую фразу «Первый блин комом» знает каждый. И применение этой фразы имеет теперь отрицательный смысл, хотя изначальный не имеет никакого отношения к плохо испечённому блину. Комы-медведи — одни из основных символов праздника, поэтому он и называется в их честь.
Он только цитирует статью некоего священника Симеона Нечаева о суевериях в Бегомльском приходе Борисовского уезда. То есть праздник этот был очень, скажем так, местечковым, встречался только в отдельных деревнях тогдашней Белоруссии. Да и статья сельского священника, откровенно говоря, не самый надежный источник. Но допустим, что все описанное в ней правда почему бы и нет и дадим слово самому Симеону Нечаеву: «Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящен в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подается овсяный кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя». Итак, что мы узнаем из этого рассказа? Комоедица и Масленица — не одно и то же. Да, они примерно совпадают по времени, но Комоедицу праздновали на довольно ограниченной территории и совсем не так, как Масленицу. Никто еду медведям в лес, конечно же, не носил: люди не идиоты. Комы — это вовсе не медведи кто бы сомневался , а традиционное кушанье из гороха. А появлением мифа про комов-медведей мы, скорее всего, обязаны академику Б. Вообще-то он был прекрасным историком и археологом, его заслуги в этой области никто оспаривать не собирается. Но почему-то иногда он высказывался и по поводу лингвистики, и эти высказывания, к сожалению, иногда мало отличались от построений А. Фоменко, против которых академик активно выступал в последние годы своей жизни. Однако научный авторитет Рыбакова был очень велик, поэтому любые его заявления легко принимались на веру. Разберем же, что писал Рыбаков о Комоедице, и включим критическое мышление: «К 24 марта у белорусов приурочен праздник «комоедицы» аналогия греческим «комедиям» архаичного времени — праздник пробуждающегося медведя. Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе» Б. Рыбаков, «Язычество древней Руси», глава 13. Во-первых, очень сомнительным кажется сближение Комоедицы и комедий, богинь Лады и Артемиды. Оно ничем не подкреплено, Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы. Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в статье А. Топоркова «Кабинетная мифология» из энциклопедического словаря Института славяноведения РАН «Славянская мифология» Лада находится среди персонажей, «без должных оснований относимых к славянским языческим богам и фигурирующих в ученых сочинениях по славянской мифологии с XVIII века по наши дни». Читаем, например, в этимологическом словаре Н. Шанского: «Комедия — заимств.
Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды: «Как на масленой неделе Из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, Вы блиночки мои…» Прыжки через костёр Потом все прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Распитие сурьи Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена: «Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, С цветами, с травой! Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись!
18-24 марта - масленица-комоедица
Читайте также: Как нарисовать букву О карандашом: мастер-класс поэтапно Медведь воспринимался как существо, обладающее особыми сверхъестественными способностями. Его сила и мощь вызывали уважение и страх у древних славян. Медведи часто упоминались в различных мифах, легендах и сказаниях, где выполняли различные роли: от защитников и спутников богов до суровых испытаний для героев. Медведь также имел важное значение в обрядовой сфере. В Русской народной культуре существовало множество обрядов, связанных с медведем. Важную роль играли ритуалы, призванные умилостивить медведя и обратить на себя его благосклонность. Изображение медведя часто встречалось в русской народной иконографии. Он изображался как мощное и величественное существо, символизирующее силу и господство.
В некоторых местах Руси даже существовал обычай возлагать обрядовые дары у подножия медвежьих статуй или в местах, связанных с медведем. Символизм медведей в народных представлениях В древние времена на Руси медведи занимали важное место в народных представлениях и символизме. Они были обожествлены и почитаемы, а их изображения использовались в различных ритуалах и обрядах. Почему медведей называли комами? Это связано с мифологией и верованиями древних славян. Медведь был считался сильным и могущественным животным, символизирующим силу, власть и защиту. Многие шаманские культы почитали именно медведей, изображали их в виде комов — это символизировало слияние человека с духом медведя, получение его сил и знаний.
Медведь также часто ассоциировался с храбростью и отвагой, что делало его идеальным символом для воинов и военачальников. Они верили, что становясь «комами», они приобретают медвежью силу и мужество. Поэтому медведя называли комами во время военных действий, чтобы воинам передать его мощ и смелость. Медведи также ассоциировались с плодородием и благополучием. Во многих культурах присутствуют обряды и обычаи, связанные с медведями, например, медвежья свадьба, где изображения медведей использовались как символы плодородия и семейного счастья. Распространение названия Вопрос о том, почему на Руси медведей называли комами, имеет несколько возможных объяснений. Одна из версий связывает это с античной мифологией.
В древнегреческой культуре существует легенда о появлении медведя. Согласно ей, боги Зевс и Гермес путешествовали по земле в обличии людей, чтобы проверить гостеприимство местных жителей. Однако в одном городе их не пустили и они решили наказать его. Зевс превратил всех мужчин этого города в медведей, и с тех пор эти существа назвали «комами» — обезумевшими людьми. Еще одно объяснение связывает название «комами» с русскими древностями. В России в некоторых областях существовал обычай проводить ритуальные обряды с участием медведей. Люди верили, что медведи обладают сверхъестественными способностями и могут покровительствовать людям.
Такие обряды часто сопровождались плясками и песнями, а участники обозначали себя словом «ком». В результате медведей стали называть «комами», чтобы отдать дань уважения и покровительство этим мощным существам. Упоминания в древних летописях и хрониках В древних летописях и хрониках имеются упоминания о том, что на Руси медведей называли «комами». Это наименование было связано с особенностями русской мифологии и представлениями народа о медведях. Почему именно слово «ком» использовалось для обозначения медведей на Руси? Одним из объяснений является то, что в славянской мифологии медведь был священным животным, обладающим особыми силами и способностями.
Также съедобным символом торжества были и круглые ватрушки. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога Велеса — бога мудрости, вещих знаний, духовного и материального богатства. Утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками славяне приносили в лес Великому Медовому зверю как воплощению бога Велеса «блинные жертвы»: первые выпекаемые праздничные блины раскладывали на лесных пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком отсюда правило: «первый блин — комам», то есть медведям. Также медведь-ком был для славян олицетворением далёкого предка. На Комоедицу также принято спускать с горы горящие колеса, помогая Солнцу растопить снег и прогнать холод. Такое колесо было символом Солнца и тепла, Весны и пробуждения. Так наши мудрые предки провожали Зиму и встречали Весну. В этот день славяне праздновали рождение «нового» Солнца и начало нового цикла жизни, славили и чтили богов и приносили им пожертвования. Однако вместе с христианством на Руси был введён римский Юлианский календарь, по которому год начинался 1 января. Но на Руси отмечать начало года стали 1 марта — в соответствии с Римским календарём, предшествовавшим Юлианскому. Почему это произошло? Вероятно, потому, что власти решили коренным образом изменить мировоззрение славянского народа: 1 января было слишком близкой датой к Коляде обычно этот праздник отмечается через 3 дня после Зимнего Солнцестояния — то есть 25 декабря. Стало быть, «спустив сверху» решение перенести Новолетие лишь на неделю вперёд, властители не смогли бы вытравить из народной памяти культ Солнца-младенца Коляды.
Было еще одно название — «Ком», именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу. Наши предки старались задобрить топтуна символами набирающего силы солнышка. О том, как на Руси отмечали начало Комоедицы — сообщает издание «Аргументы и Факты». Комоедица — Масленица 20 марта: как на Руси отмечали праздник Комоедица знаменовала наступление весеннего равноденствия, пишет pronedra. По своей сути, это был земледельческий новый год. С этого дня светлое время суток увеличивалось, снег таял, и в скором времени начинались полевые работы. Комоедица длилась две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы.
Медведь также часто упоминается в литературных произведениях, народных сказках и песнях. Такое множественное употребление этого животного в культуре Руси привело к появлению устойчивой фразеологической единицы « медведь ком «. Термин «ком» в данном случае имеет несколько значений. Во-первых, это может быть связано с философским представлением о медведе, который считался спящим существом, обитающим в кровати с мхом и покрытом глубокой спячкой. Таким образом, медведь ком становится символом покоя, безопасности и умиротворения. Во-вторых, слово «ком» может быть связано с одеждой. В древней Руси «ком» — это своеобразное пальто, ношенное на русскую землю или другие восточные народы. Это взаимосвязано с верой в то, что покров медведя, его шкура, отдает его силу и магию тому, кто на него надевает.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница. | Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. |
Комоедица история праздника - - все о праздниках и празднованиях | Ком медведь у славян. Пожаловаться. |
ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»? | «Первый блин комАм» Первый блин комАм Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является Медведь! |
Комоедица история праздника | Ком назывался медведь, по этому и появилась пословица «первый блин всегда Комам» То есть медведям. |
Откуда пошло выражение "Первый блин комом" и почему это не совсем так | У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски. |
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное. Теперь дальше о Бере. Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение. Чем питаются духи? Конечно силой энергией духом.
Когда печётся обрядовый блин, он ассоциируется с Солнышком, и в него хозяйка закладывает свою силу, свой дух. Кладя блин на пень Кому - ему и посвящается Сила.
Ныне содержание церковников обеспечивают все без исключения российские налогоплательщики, так как церковь имеет немалые средства из государственного и местных бюджетов, а также за счет переданной ей нынешними демократическими властями ранее общенародных земель и собственности. Одно время русские попы столь превелико вознеслись в своей гордыне, что даже объявили основополагающим принцип "Священство выше Царства" то есть что они превыше царя , за что в условиях абсолютной российской монархии незамедлительно тяжко пострадали от руки русского царя-самодержца, не пожелавшего иметь кого-то превыше себя. За прошедшее тысячелетие властвования христианства холопско-почтительное рабское - ведь в христианстве все рабы божьи отношение к попам как к носителям чего-то высшего настолько крепко вбито в сознание народа, что сохраняется и ныне, проявляясь в самых смешных формах, порождаемых примитивизмом мышления многих простолюдинов. Этот же примитивизм порождает и многие другие бедствия России. Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на природу. Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной мудрости.
Особое внимание наших древних предков привлекали небесные явления, такие как восход солнца или гроза: «Днём катится по Небу Златой Коловрат — ярое Солнце, ночью льётся наземь звёздный свет — сияние тысяч Очей Сварога. Когда приходит время грозы — сверкают, рассекая Небеса, cтрелы Перуновы... Многолико Небесное Пламя Сварги. Многолико и едино, подобно самому Роду, Богу нашему... Только впоследствии мифы о природных явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов. Календарь наших древних языческих предков. Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков. У древних славян существовал такой календарь: Неделя состояла из девяти дней: понедельник; вторник; тритейник; четверг; пятница; шестица; седьмица; осьмица; неделя; В месяце было по 41 и 40 дней поочерёдно. Со времён Петра I «лето» именуется «год», что в переводе с немецкого — «бог» Каждое 16-е лето год было священным, и в нём все месяцы были по 41 дню, то есть 369 дней в священном лете годе.
Слово «лето» в смысле «год» и поныне сохранилось в нескольких русских фразах, например: «С тех пор уже сколько лет прошло», «Сколько тебе лет?
Пятую часть угощения на Комоедицу отдавали предкам. Эту еду ставили на открытое место возле священного огня. Славянская Комоедица была широким народным гуляньем: люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Кроме того, на Комоедицу сжигали соломенное чучело Что было запрещено на Комоедицу В праздник не стоит отказываться от лакомств и блинов.
Считается, что первый съеденный блинчик может дать здоровье на целый год. Нельзя есть мясные продукты и переедать. Нельзя ругаться, ссориться, конфликтовать и злословить. Запрещается также скучать и сидеть дома, праздник принято отмечать весело с родными и друзьями. Нельзя принимать гостей, если в доме не убрано.
В честь медведей готовили растительную пищу, варили овсяный кисель и блюдо из гороховых комов, отчего и самый день получил название "комоедица". Однако в лес никто не ходил, все это ели дома. И никаких блинов. Итак, оказывается, что Комоедица и Масленица — совсем не одно и то же, а комы — это вовсе не медведи, а традиционное кушанье из гороха. Появлением же мифа про комов-медведей славяне, вероятно, обязаны академику Б. Рыбакову, историку и археологу, который писал о Комоедице следующее: "К 24 марта у белорусов приурочен праздник "комоедицы" — праздник пробуждающегося медведя".
Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе". При этом Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы. Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в "Большом фразеологическом словаре" В. Телия написано: "Образ фразеол.
В Комсомольском районе встретили весну необычным образом: там будили медведя
Ком медведь у славян. Пожаловаться. Медведя славяне называли «ком». У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи).
Сожгли чучело и разбудили медведя хабаровчане на праздновании Комоедицы (ФОТО; ВИДЕО)
Медведь тотемное животное древних славян. Кома медведь у славян. Комоедица — Масленица праздники славян. Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. Медведя славяне называли «ком».