как и почти все русские сказочные образы - именно собирательный образ, который обретал конкретную форму и наполнялся конкретными деталями в процессе народного КОЛЛЕКТИВНОГО творчества. В русских сказках Кощей Бессмертный – злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё – от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший.
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака. Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности. У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться. Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем. Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки» До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте.
Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу.
Теперь можно смело выдвинуть теорию, что Кощей имеет связь с потусторонним миром. Стоит вспомнить, что из старых народных сказок известно, что Кощей подпитывает свою огромную силу из воды. Вот тут-то и возникает параллель с греческим аналогом потустороннего мира, где протекают вечные воды реки Стикс, и бог подземного мира Аид черпает свои силы именно из этой реки. Просто совпадение?! Не думаю.
Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира. Кто такой Кощей — бог или сказочный злодей? Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея. Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога. Здесь можно применить теорию много сознательности богов в славянском пантеоне, «один за всех, и все за одного», так сказать. Опустим этот момент и перейдём непосредственно к Кощею.
Он младший сын Чернобога. Повелитель мёртвых душ. Стоит не путать с самой смертью, так как Кощей не отнимает жизнь, он лишь властвует в загробном мире и повелевает уже мёртвыми душами. Опять параллель и подозрительное сходство с греческим Аидом. Но у славян Кощей не просто повелевает и заведует загробным миром, он может в любой момент поднять целую рать из мертвечины. Итак, Кощей славянский некромант. В его арсенале так же неисчерпаемые знания.
Кощей своего рода и чернокнижник. Кощей искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Повержен да, но не убит. Рождается вопрос, а почему?
Давайте вспомним, что говорят сказки о бессмертии Кощея: смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце, заяц тот, сидит в железном сундуке и цепами прикован к дубу на острове Буяне. Итак, начнём анализ с образа иглы. Игла, или даже спица — это оружие для ткачей и прях. Если вспомнить, что древние славяне представляли свою судьбу в виде полотна, на котором каждая нить, это человек.
Так и Кащей похищает девушек. В работе В. Болдака объясняется «бессмертие» и зловредный характер Кащея. По одной из версий, Германарих во время одного из сражений был ранен, но сумел не просто выжить, но и прожить еще многие годы. При этом вождь находился в преклонном возрасте. Не исключено, что рана сильно беспокоила готского вождя, от чего его характер ухудшился. С каждым днем он становился злее, вспыльчивее, жестче. Невыносимым характером объясняется этимология имени Кащея, приведенная Владимиром Далем. Лексикограф считал, что восходит оно в «касть» — «гадость, мерзость, скверна». Есть, правда, в легендах о Германарихе несостыковки. Если речь идет о битве 375 года, то, по мнению готского историка Иордана, вождь готов бы не ранен, а убит. Из того же источника следует, что возраст Германариха на момент сражения составлял 110 лет. Насколько такой возраст реальный и мог ли готский «король» выжить, история умалчивает.
Важно отметить, что Кощей Бессмертный в данном случае не столько самостоятельное существо, а одно из воплощений своего отца. Он властвует над миром мертвых, подобно Аиду, но, в отличие от грека, может воскрешать мертвых для ведения войн. Кроме того, Кощей Бессмертный — прекрасный воитель и колдун. Символ бедности и бед: почему в русских сказках есть бабки и дедки, но нет родителей Пользователи сети предполагают, что Кощей Бессмертный охотился за красавицами вовсе не для того, чтобы жениться на них. Он удерживал девушек в своем царстве до тех пор, пока их не вызволяли принцы. После возвращения героинь домой приходила весна, а ведь до этого миром правила Мара, властительница зимы. Это может говорить о том, что Кощей Бессмертный играл роль в смене сезонов года. Некоторые исследователи видели в Кощее Бессмертном образ отца, выдающего дочь замуж. Советский фольклорист Владимир Пропп отмечает, что попадающая к костлявому старику девица никогда не умирает. Она ждет появления в царстве мертвых юноши, который отобьет ее у Кощея Бессмертного, получив таким образом право жениться.
Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?»
Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Узнав сказку о Кощее Бессмертном, Кертин поделился мифом, записанным им от индейцев Северной Америки. Кащей или кощей бессмертный в славянской мифологии. Кощей Бессмертный — исконно-посконный славянский Тёмный Властелин, первый и, пожалуй, самый известный фольклорный прообраз лича.
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный - Аргументы Недели | Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). |
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя | Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. |
Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество | Мы решили разобрать поп-культурно-фольклорную полку, где главный скелет — Кощей (или Кащей) Бессмертный. |
СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
Кощей — одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях. Задолго до того, как люди сделали его сказочным героем, он был известен как страшное божество, повелитель смерти и мира, недоступного и опасного для смертных.
Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе» «Кащей на что ни взглянет - все вянет». Кащей - сам с ноготь, борода с локоть, пуга бич в семь сажен.
Кащейка м. Кащеев, кащейкин, ему, ей принадлежащ. Кащейский, кащеям свойственный.
Кащейный, к ним относящ. Кащеить или кащейничать, скряжничать, жидоморничать. Кащейничанье ср.
Кащейство ср.
За все свои злые деяния человек отвечал перед Богами еще при жизни. Древнеславянское Пекло относится к Священному славянскому огню. Огонь являлся воплощением всего живого. Святой огонь мог очистить любую скверную душу от грехов, но далеко не являлся оружием для вечных мук и пыток, как нам трактует Христианская вера. Кощей являлся прямым владыкой очищающего Пекла. Именно поэтому его именовали Владыкой судеб. Стоит акцентировать внимание на том, что судьбы в этом случае были посмертными. Считается, что Кощей Бессмертный лично управляет очищением каждой человеческой души от жизненных грехов.
При этом нет ни одного слова про наказание или мучение душ этих людей. Любой, кто проводит разные аналогии Древнеславянского Бога Кощея с Сатаной из Христианской веры, очень ошибается. У Сатаны и Кощея нет практически ничего общего. Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство.
Но мифы — это не сказки. Я начал искать ответыи выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян. Как могут быть связаны мифические боги с героями сказок?
Именно желание проследить связь между славянской мифологией и русской народной сказкой, заставило заняться меня этой работой. Работа над данным исследованием помогла мне не только ознакомиться с первоисточниками по славянской языческой мифологии, но и доказать актуальность и своевременность выбранной мною темы. Самым таинственным сказочным персонажем для меня является Кощей Бессмертный. Он и стал главным объектом моего исследования. Объект исследования:славянская мифология как источник зарождения образов для русских сказок. Предмет исследования: мифологическая основа образа Кощея Бессмертного. Цель:изучение мифологического образа Кощея Бессмертного, как представителя славянской мифологии.
Задачи: Изучить исторические источники возникновения мифов древних славян и выявить связьславянской мифологии и сказки; Раскрыть образ Кощея Бессмертного; Определить особенности сказок, основанных на мифах со сказочным персонажем Кощей Бессмертный. Гипотеза: если предположить, что волшебная сказка основана на мифах, то через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного. Методы проведения исследования: аналитический, поисковый. Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме. Практическая значимость: в том, что данный материал исследовательской работы может быть использован на уроках литературного чтения. Актуальность: русские народные сказки — неисчерпаемый источник мудрости. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число — это особый символ сказки, особый ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения.
Сказки всегда были и остаются самыми любимыми произведениями не только для детей, но и взрослых. И в них еще так много тайн, загадок и нераскрытых смыслов, и значений. А это значит, что их изучение всегда будет интересно и актуально. Глава 1. Историческая справка. Что известно об источниках по мифологии древних славян. До Крещения Владимиром в 988 году согласно "Повести временных лет" , русский народ был языческим.
Этот период принято обозначать как период "славянского язычества". Славянское язычество - совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя» [12,87]. В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому, о процессе формирования мифологии славянских племен известно очень мало. Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI - XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения. На особом месте стоит «Слово о полку Игореве», в котором есть информация о славянской мифологии.
К сожалению, все эти источники - лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком. Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках: былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах. Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки [8,659]. Данные, как археологии, так и письменных источников свидетельствуют о том, что у славян существовали скульптурные изображения божеств идолы. Основа мифологии славян — славянские боги, удивительные создания, которым наши предки поклонялись на протяжении веков, возносили дары, воспевали хвалебные песни. Славянские Боги — воплощенное представление о Мире и о мировых правилах. В Прави живут светлые славянские Боги.
В Яви — люди и стихийные Боги. Одна из отличительных черт славянской мифологии — универсальность, благодаря которой верования находят свое воплощение не только в иерархии богов, сказаниях, легендах, мифах и заговорах, но и в быту: в приметах, в обрядах и обычаях, в песнях и потешках. Именно это помогло славянским верованиям дойти до наших дней. Мифология славян формировалась на основе обожествления сил природы в сочетании с культом предков. Мир, природа, даже строения и предметы обихода наделялись ими собственной волей, обретали духов-хранителей. Приход христианства положил конец целостной мифологической системе славян, однако новая религия не смогла полностью заместить старинные мифологические верования наших предков. Многие древние обряды получили иное толкование, и дошли до нас в виде традиционных праздников.
Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы: - о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами; - о смене дня и ночи, времен года; - о жизни и смерти; - о происхождении животных и человека. Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы: - о происхождении Вселенной; - о животном и растительном мире; - о происхождении человека; - о загробной жизни; - о добывании огня, происхождении ремёсел. Можно сделать вывод, что миф — это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т. Самые древние сказки обнаруживают сюжетную связь с первобытными мифами. В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как Баба-Яга, Кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, одушевление деревьев говорящие деревья ; в-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк [9,109].
Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции. Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания. Глава 2. Кощей- это сказочный персонаж или языческийбог Нави? Происхождение образа Кощея. Февраль - начало новой жизни. Високосный год считается неудачным годом.
Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек - Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Кощей — это не просто персонаж сказок. Он считается персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Кощей — это языческий бог? Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. И пусть рождён был он последним, но сила его велика была.
Братья перед ним, что перед владыкой тёмным кланялись. И по делу было, потому, как самое жуткое место в Навьем мире охранял Кощей — Лунный Чертог, где покоился сам Чернобог. Третьи считают, что владелец меча и обладатель сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Другие говорят, что образ Бессмертного произошел от германского мифического правителя Одина. Так же есть мнение, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями. Супругой Кащея была Мара Морена — Богиня зимы и смерти. Сам термин «Кощей»происходит от слова «кость».
По одной версии, этого персонажа так назвали вследствие его излишней худобы или же потому, что он представлялся в древности живым скелетом. По другой версии, Кощея называли так потому, что он является хозяином «кощного мира» или «костного мира», то есть был хозяином мира мёртвых, хозяином подземного мира. В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, раньше, в XII веке «кощеями» назывались пленники злого колдуна или божества. Действительно, во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо подземелье, скованным цепями. В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце.
Иногда Кощея называют Кошь или Кош , что значит корзина, короб, судьба. В древнерусском слово "кошь" обозначало "стан", "обоз", а главу обоза и хранителя казны называли "кошевым". На средневековом русском языке кощей - тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя Словарь русского языка XI-ХII вв. Как сказано у А. Пушкина — «там царь Кощей над златом чахнет». Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря иссохших от скупости скряг называют на Руси «Кощеями».
Титул «Бессмертный» получен им за связь времен между предками и потомками. Славянские предания рассказывают нам, что Кощей — Бог Нави, полководец Чернобога. Этому Богу свойственны справедливость и благородство. Есть предания о том, что сходился Кощей три раза в поединках с Даждьбогом. И в каждом побеждал, но отпускал Даждьбога с миром, не причинив ему вреда. Помня о том, что именно Даждьбог напоил его тремя вёдрами воды, когда освобождал из цепей, в которые был закован Кощей.
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Кощей Бессмертный в славянской мифологии воплощение зла и могущества. история, образ кащея, кощей бессмертный, кощей бессмертный, кащей бессмертный, кощей, кащей, факты, мифы славян, ссср, мифология, сказка про бабу ягу, история интересно, русь, славянские боги, cartoons, кощей кто он, кощей мифология, легенды. Кощей Бессмертный – один из самых жутких персонажей русских сказок. На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок. Кто такой Кощей Бессмертный из русских сказок? Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры. Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне.
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?
Наибольшее внимание уделяется широко распространенному персонажу русских сказок Кощею Бессмертному и ответу на вопросы: Кто такой Кощей Бессмертный? Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Кащей или кощей бессмертный в славянской мифологии. Кощей Бессмертный Происхождение Кощея Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей русского фольклора, но его происхождение и история не так просты, как кажется. kozhey Бог Кощей – владыка подземного царства, темных подземелий и подземного солнца, один из ликов Чернобога.
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
Родословная Кощея бессмертного | форум Babyblog | От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых. |
Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом | Мой проект «Кто такой Кощей Бессмертный» посвящён личности Кощея Бессмертного в русском фольклоре. |
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян? | Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. |
Исследовательская работа "Кощей Бессмертный-кто он?" • Наука и образование ONLINE | кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. |
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь | Образ Кощея Бессмертного полон загадок, а в исследованиях о его истории полно белых пятен. |
Символ Победы
- Персонаж с точки зрения ученых
- Содержание
- Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
- Кощей Бессмертный: история появления персонажа и значение имени — Бэби.ру
- Русская мифология: Тайны Кощея Бессмертного
Похожие записи
- Смотреть похожие работы
- Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный - Аргументы Недели
- Кощей Бессмертный – языческий бог славянской мифологии или сказочный герой?
- Ответы : Кто такой кощей
- Кощей Бессмертный – языческий бог славянской мифологии или сказочный герой?
Вход в систему
- Кощей | Фантастические существа вики | Fandom
- Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024) - смотреть онлайн в хорошем качестве на РЕН ТВ
- Кощей Бессмертный, ты кто?
- Кощей | Фантастические существа вики | Fandom
СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
Возможно, придется положить жизнь на весы — такое случается. И тогда наши обученные, воспитанные чувства и навыки, то прошлое, в котором были победы над самостью, над эгоизмом, над злобой — помогут нам, выручат нас. И после Воскресения Христова мы все воскреснем. Нравится нам это или нет — это случится.
Что же остается нам? Об этом говорит Господь Иоанну Богослову в момент откровения, когда он являет ему будущее за чертой Воскресения. Будущее человечества.
Так вот, там нас подстерегает вторая смерть. Но разделение не души и тела — оно уже преодолено Христом — а разделение человека и Бога в вечности. И вот это уже наша задача — воспитать свое сердце, свою душу, сделать себя способным к общению с Богом.
Если мы вспомним последнюю седьмую книгу Джоан Роулинг про Гарри Поттера , то в главе Кингс-Кросс мы обнаруживаем после смерти героев — самого Гарри Поттера, доброго волшебника, и главного злодея Волан-де-Морта. И вот там, в посмертии, злодей оказывается карликом, который ничего не видит и не слышит.
Как я уже писала , лингвистика была моим любимым предметом, и она вовсе не ограничивается языковыми функциями.
Лингвистика находит удивительные совпадения там, где история не всегда может. Прежде всего из бересты — березовый туесок или сосуд из березовой коры, корзина из бересты. Это первая часть образа Кощея Бессмертного.
Второй вопрос — почему Кощей бессмертный? Лингвисты предполагают ключ к ответу в европейских легендах о Граале. Здесь образ замыкается.
Второй образ, с которым коррелируется образ Кощея это древнегреческий Аид — бог Подземного царства или Царства мертвых. Во-первых, одно из названий погребальных обрядов у славян было кощуницы. Во-вторых, в сюжете, где Кощей Бессмертный похищает невесту главного героя и относит в свое царство, совпадает с тем, как Аид похитил Персефону и утащил в подземный мир.
Разница лишь в том, что Иван-царевич возвращает девушку, а Персефона становится женой Аида и в некоторых версиях даже любит его. Хотя мотив возвращения есть и в греческом мифе — ведь Персефона только треть года проводит с мужем, а на две трети возвращается к матери. С ее приходом в мире наступает весна, а с уходом осень и зима.
Напомню, что в некоторых мифах Кощей совпадает с Карачуном — божеством низшего мира, повелителем зимы. А у молдаван Карачун в том числе отвечает и за хороший урожай и плодородие!
Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса. Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного.
Заседание клуба любителей волшебных сказок. Проанализировав анкетные данные одноклассников, я решил провести заседание в клубе «Любителей сказки» действие происходило перед Новым годом, а это самое волшебное и подходящее время. В первой части занятия я подготовил доклад и рассказал ребятам-одноклассникам, что следы славянской мифологии можно найти в волшебных сказках, познакомил их со своими находками и открытиями в мире литературы. Так прошла презентация моей исследовательской работы.
Эти цифровые значения доказывают, что моя работа была актуальна. Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.
У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле.
Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой мифологические сказки многих народов, то обнаружим много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле одна мечта: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам. Наш мир сильно отличается от того, в котором жили наши прадедушки и прабабушки.
Они мало что знали о причинах явлений природы и устройстве Земли, поэтому все непонятные вещи объясняли проделками «нечистой» силы. Мир наших предков был загадочным и волшебным, полным мистики и чудес - ведь тогда считалось, что представители потустороннего царства окружают нас всегда и везде: они живут на болотах, в озёрах, лесах, полях и даже в доме. Как же они выглядят, какими повадками и способностями обладают и, какие у них вредные привычки? Я начал искать ответы и выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян.
Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями. Прошлое, в котором все славянские народы были едины, когда всё объясняли мифы и сказания, как правило, не были записаны, но передавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие, часть культуры.
Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана со всей жизнью славян. Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашей жизни - приметы кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужно переплюнуть через левое плечо и постучать по дереву , праздники масленица, Иван Купала , которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде - все это, и многое другое взято из мифологии древних славян. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Но мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит понятие, сила природного явления — всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека.
Мифология и культура древних славян "живет" уже около тридцати тысячелетий. Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру! Список использованных источников и литературы. Афанасьев А.
Происхождение мира. Статьи по фольклору, этографии и мифологии. Л, Топоркова. Левкиевская Е.
Мифы и легенды восточных славян. Никольская А. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки.
Русские народные сказки. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Русское устное народное творчество: Хрестоматия.
Русская устная проза. Рыбаков Б. Сахаров А. История России.
Энциклопедия для детей. История России, т. Русская литература, т. Мифологическая картина устройства мира.
В представлении восточных славян весь мир создал бог Род. Из мирового неведомого пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб - Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должен был уходить оно в царство глубинное, призрачное, туда, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил. Ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка и вовсе доберётся до Правильного царства, до страны, в которой вот-вот появятся могучие боги и станут править миром.
Одно плохо: перемешано всё в мире, и некому наблюдать за порядком, всё подмечать, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато. Тогда кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, - Сварога могучего, вдохнул в него свой всесильный дух и дал ему не одну голову, а целых четыре, чтобы мог он на все четыре стороны света оборачиваться. И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошёл ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая. А потом дальше давай то да сё сварганивать!
Ведь имя тому богу было Сварог. Потом Сварог и Черный Змей Чернобог поделили землю, пропахали межу. Справа осталось Правильное царство - небесная синяя Сварга, слева - подземное царство Нави, а в срединном мире Яви Межа посередь мира легла. Сама по себе родилась эта речка смрадная, и назвалась та речка Смородиной.
В речке Смородине слезы с кровью перемешаны, волны там одни ледяные - холодные, а другие кипучие - огненные, оттого и шипит, и паром пышет речка Смородина. Отделяет она живых от мертвых, и даже бессмертные боги боятся переходить ту речку, а уж у смертного и вовсе ни переехать её, ни переплыть никакой не будет возможности. Лишь волшебный Калинов мост через речку ту перекинут, по нему умершие люди в мир подземный будут шествовать, но пока об этом еще никто не догадывается". Этот Кощей жил в образе человеческом, но столько ненависти и жадности было в том человекообразном злодее, что хватило бы с лихвой на всю Вселенную.
Про смерть Кощея в мифе говориться: "Есть яйцо заветное, самим Родом в начале мира рожденное, - яйцо со смертью Кощея. Глубоко его смерть упрятана, далеко его смерть схоронена. Под корнями Дуба, Дерева Мирового, лежит яйцо. В сундуке оно там упрятано, внутри зайца оно схоронено, внутри утки оно положено.
В тот же час, когда разобьешь ты яйцо, погибнет Кощей". Деревянные идолы. Поклонение идолам. Темные боги Нави.
Властитель Нави — Чернобог, брат Белобога. Этот темный Бог вовсе не воюет со своим братом, он лишь выполняет свою работу, очень важную, но неоцененную многими: Чернобог разрушает то, чему в мире Яви больше нет места. Другие славянские Боги мира Нави тоже существуют для того, чтобы не давать миру остановиться в развитии. Кроме того, именно Навные Боги охраняют мир мертвых и стоят на границе между упорядоченным миром и хаосом.
Бог Вий. Славянский Бог Вий известен по произведению Н. Гоголя, где Вий — это чудовище, всевидящий монстр. Надо сказать, что этот литературный персонаж почти не имеет общего с тем славянским божеством, которого помнит наш народ.
По древним славянским мифам, которые мы воссоздаём в настоящее время, Бог Вий — один из старейших Богов, которых создал Род-Творец на заре времён. Бог Вий — могучий волшебник, мрачный, но стремящийся к восстановлению порядка. Славянские мифы считают Бога Вия «пастухом душ» — той самой силой, которая заставляет души очиститься от явных тягот, пройти очищение огнём и возродиться вновь. Знак Бога Вия «Всевидящее око».
Бог Чернобог. Славянский Бог Чернобог воспринимается некоторыми как злодей и враг человечества. Считается, что брат-близнец светлого Бога Белобога, воплощающего всё светлое и доброе, Чернобог воплощает противоположное начало — темноту и зло.
Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. Сергей Трофимов, «Дембельская» 2. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: землемерка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такой Кощей Бессмертный и что о нём следует знать
Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.
Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, у А. Пушкина представляется скаредным и скупым «там царь Кащей над златом чахнет». Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду. Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени Кащей прослеживается в русских сказках только с XVIII века, до этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя Карачун. В народных русских сказках — мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Исхудалый, тощий и высокий старик разг.
Скупец, скряга разг. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
А в дочери злодею приписывают Василису Премудрую. Хотя отдельные источники утверждают, что она — дитя Морского Царя. В русских сказках Кощей обычно выступает колдуном, который регулярно похищает девушек и превращает их в земноводных и даже в неодушевленные предметы за отказ в близости с ним. Впрочем, среди современных фольклористов бытует стремление обелить злодея и сделать из него участника мистерии, играющего роль отца главной героини — молодой девицы. Примечательно, что образ Кощея не остался без внимания православных учений. Так, например, среди некоторых старцев Северной Руси считалось, что это падший Адам, которому противостоит «новозаветный человек» Иван Царевич. Согласно другой трактовке «народного Православия», сказочный злодей является воплощением греховной плоти; девушки, похищенные им - это чистые души человеческие, а гибель Кощея символизирует духовное очищение.
Об этом говорит Господь Иоанну Богослову в момент откровения, когда он являет ему будущее за чертой Воскресения. Будущее человечества. Так вот, там нас подстерегает вторая смерть. Но разделение не души и тела — оно уже преодолено Христом — а разделение человека и Бога в вечности. И вот это уже наша задача — воспитать свое сердце, свою душу, сделать себя способным к общению с Богом. Если мы вспомним последнюю седьмую книгу Джоан Роулинг про Гарри Поттера , то в главе Кингс-Кросс мы обнаруживаем после смерти героев — самого Гарри Поттера, доброго волшебника, и главного злодея Волан-де-Морта.
И вот там, в посмертии, злодей оказывается карликом, который ничего не видит и не слышит. Ему там очень плохо. А Гарри Поттеру хорошо. И Гарри пытается ему помочь, он хочет совершить что-то доброе и не может. Потому что это невозможно — двери ада заперты изнутри. И здесь мы видим очень точный глубокий образ я не знаю, как он попал в эту книгу — человек должен вырасти.