Статья автора «Легендарные пуховые платки» в Дзене: Сейчас на просторах интернета огромное количество пуховых платков, шалей, косынок. И, конечно, не обошлось без символа региона — легендарного пухового платка.
Оренбургские платки
Шали, "паутинки", палантины из белых и серых нитей – десятки авторских платков. Прежде, чем привезти эти шедевры в Татарстан, их показали на Мальте, в Италии, Дании, Чехии. Декоративные элементы. узорная вязка. Легендарные пуховые платки. Платок пуховый ажурный/LP629. ДИКИЕ СКИДКИ. 84 оценки. Легендарные пуховые платки обросли множеством мифов, которые опровергаются мастерами.
Пуховый рекорд: 700 вязальщиц из Оренбурга одновременно взялись за спицы
Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П. И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру. Тонкости и нюансы изготовления Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы — 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков: Плотные пуховые шали серого иногда белого цвета на «каждый день»; Тонкие ажурные платки—паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов; Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях. Платок легко проходит через тонкое колечко Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце.
Потомственные вязальщицы поделятся с гостями выставки секретами создания оренбургского пухового чуда и познакомят с традиционными узорами ажурных паутинок. Каждый желающий сможет взять в руки спицы, попробовать управиться с веретеном, протянуть оренбургский платок через кольцо. Дизайнер Анна Советова представит тематическую коллекцию «Нити дружбы», посвящённую многонациональному Оренбуржью.
Если у обычного каза она пришита лишь с одной стороны, то у торжественного - с обеих. Также обязательно должна быть пришита тесьма. У жительниц села Кубачи принято передавать по наследству свою бахрому и многократно ее перешивать на новые платки. Они пришли в Дагестан из Ирана и Азербайджана и стали признанным культурным достоянием этой горной республики. В переводе с тюркского название платка означает «мой цветок». Основной узор - цветочные мотивы и растительные символы, однако нередко на платке появляются рыбы и птицы. Цена такого платка начинается от 20 тысяч рублей и выше. Кажется, что мастера могут выполнить любой рисунок из тонких ниток, от классических цветов до сказочных персонажей. Кстати, в советские годы местная кружевная мануфактура делала кружевные скатерти и палантины с изображением мавзолея Ленина и серпа и молота. Современные шали и платки из вологодского кружева - это легкие аксессуары для прохладного летнего вечера или выхода в свет. Кружево, которое выглядят как морозные узоры на окне, выглядит очень элегантно и необычно.
Оренбургский пуховый платок» Малозайкинская библиотека , «Оренбургский пуховый платок» Каменская библиотека , «Оренбургский пуховый платок: слава и гордость России» Маёвская библиотека , «Оренбургские узоры» Мичуринская библиотека и др. Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения. Разработка и дизайн сайта muzkult.
Оренбургский пуховый платок 55 лет назад
Приглашаем всех желающих владеющих техникой вязания на спицах. Место проведения: Оренбургская областная филармония, ул. Маршала Жукова, 34. Обращение к женщинам Оренбуржья в этот день выйти на улицу, пойти на работу, учебу в оренбургском пуховом платке.
На выставке будут представлены дипломные и курсовые работы 2012-2013 учебного года, выполненные студентами пуховязального отделения педагоги Е. Годовова, Р.
Это дань городу и дань тем мастерицам, которые создают эти рукотворные вещи»,- отметил тогда в интервью нашей телекомпании модельер.
Тот самый изящный атласный жакет лимонного цвета, обшитый тончайшей оренбургской паутинкой, бережно хранится в фондах музея истории Оренбурга. Он - часть коллекции, которая в 90-х имела большой успех в Париже. Тогда оренбургский народный промысел прогремел на весь мир.
По словам Людмилы Верховых, заведующей научно-экспозиционным отделом музея истории г. Оренбурга, наша пуховница должна показать в своей работе от 8 до 10 орнаментов, чем и славится именно оренбургская паутинка. Но еще раньше оренбургский пуховый платок покорил другого известного модельера и кутюрье - Вячеслава Зайцева.
В Оренбурге сшили пуховый платок, который накроет всю Россию 10 дек. Полгода напряжённой работы сотен ткачих вылились в создание уникального предмета, который позволяет накрыть всю территорию России. Создательницы отмечают, что работали не покладая рук не для славы и рекорда, а с целью сохранения русских духовных ценностей от иностранных интервентов.
Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность. История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда после одной из экспедиций Петр Рычков — географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей. После того, как Москва, Санкт-Петербург, а после и вся Россия узнали о существовании уникальных оренбургских платков, спрос на них увеличился в сотни раз.
Это способствовало хорошему экономическому развитию в данном регионе, так как такое производство давало возможность хорошо зарабатывать. Мировая слава настигла Оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее — в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы.
Оренбургский пуховый платок 55 лет назад
О том, как легендарный Оренбургский пуховый платок стал визитной карточкой нашего края и смог покорить весь мир своей невероятной красотой. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург». Традиционные оренбургские пуховые платки стали выставочными экспонатами в галерее художника Алекса Долля в Берне (Швейцария), сообщается в четверг на сайте министерства культуры Оренбургской области.
В Самаре открылась выставка о легендарных пуховых платках
К сожалению, древние вязаные образцы не дожили до наших дней. Самыми искусными вязальщиками древности считаются кочевники-бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо было только найти способ превратить ее в одежду. Сначала бедуины вязали лишь прямые вещи.
Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы. Большинство историй, связанных с местом происхождения вязания ведут на Ближний Восток, откуда вязание распространилось в Европу по маршрутам средиземноморских торговцев, а затем в Северную и Южную Америку вместе с освоением этих земель. Первые изделия, усложненные надписями и узорами, датируются десятым веком. В Европу вязание было завезено христианскими миссионерами, вещи которых привлекали внимание местных жителей.
И, как результат, через двести лет многие рукодельницы и домохозяйки вязали одежду для своей семьи. Поиски Вязаного кружева начались в Италии, в Соборе Св. Среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку, выполненных крючком. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.
Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене. В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.
Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Шаль из французских кружев Шантильи Вязание так распространилось среди населения Шотландии в 17-18-м веках, что целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, шарфов, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров.
Свитера из шерсти, пропитанные специальными рыбными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков-рыболовов, чтобы защищать их от неблагоприятных условий северных морей. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для семьи и на продажу. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. О традициях вязания на древней Руси Считается, что с вязанием связана и существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-ведуньи. Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы.
Прялась пряжа тоже разными способами , и это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время. Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий. Причём для "передачи" чаще использовалась линейная вязка. В Линейной вязке плотность информации была очень высокой, узлы вязы это как бы трёхмерные иероглифы. А для сохранения летописания , поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка.
В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию. Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги. Вязы существовали, как основные корневые , их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы подвязки. Были и специальные технические вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые "регистры" считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка и другие.
Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение. Вязка осуществлялась с помощью родового "Устя". Усть это грубо - палка длиной в локоть и толщиной с руку, полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу. Усть мог быть: из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена.
У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта. Родовой Усть хранят как святыню, обернув в материю. Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками перстками и знаками, а также в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины устя, там они самые большие 4 штуки с фалангу большого пальца Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями. С его помощью не только «вяжут» разговор то есть записывают, наматывают на усть «нить повествования» , но и "завязывают" боли, или душевные муки. Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи.
Кстати можно и беду сотворить такой методой... С помощью Устя и нити можно даже буквально "вымотать" у человека душу. Связанное на Усте послание затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат. Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть - "мотал на УС" или "Усть" себе от него. А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»!
Многие старцы тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали. Древние предания гласят, что русская письменность произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи. Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки. Такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной. Оказалось, что русская шуба на сильном ветру плохо держит тепло, а калмыки и казахи могли сутками находиться в мерзлой степи в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока.
Секрет оказался прост - под нее они надевали телогрейки из мягкого козьего пуха. Сметливые русские казаки быстро переняли опыт местного населения. Оренбургский край создавался из городов - крепостей Орска, Борска, Бузулука, Татищева и др. В 1743г. Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока.
В 1744 г. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка.
Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов.
В этой легенде есть доля правды, поскольку изначально пуховые платки были плотной вязки, без узоров, поэтому вполне могли использоваться казаками для защиты от холода. Ажурные паутинки, ставшие неизменным атрибутом оренбургского пухового платка появились значительно позже. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как текстильное искусство покорило мир: Работы выдающихся художников и скульпторов Вторая легенда гласит, что качество настоящего оренбургского платка проверяется тем, что он должен свободно проходить через кольцо или помещаться в гусиное яйцо. Это не совсем верно, поскольку изделия бывают разной плотности и размера. Это могут быть большие шали достаточно плотной вязки, с кисточками и бахромой. Однако тонкие ажурные платки вполне могут соответствовать таким параметрам. Третья легенда говорит о том, что настоящий оренбургский платок должен быть исключительно ручной работы. В этом тоже есть доля правды, хотя в настоящее время в Оренбурге существует специальная фабрика по производству этих изделий, и на ней работаю многие потомственные мастерицы, помогающие совершенствовать продукцию.
Они отмечают преимущества фабричного производства пуховых платков в нанесении сложности узоров, тонкости паутинок и возможности нанесение вышивки на платки. Но в целом все-же фабричные изделия уступают по качеству оренбургским пуховым платкам ручной работы. За 250 лет своего триумфального шествия по миру, оренбургский пуховый платок не только не потерял своей актуальности, но и занял ведущее место в русском народном промысле, войдя в мировой список самых женственных атрибутов дамского гардероба.
Таким образом "Цветочный медведь" "демонстрирует" публике палантин ручной работы, проходящий через обручальное кольцо со звездчатым рубином", - написано на сайте министерства. Долль, чьи слова приводятся в сообщении, отметил, что выставка в Берне отвечает европейской традиции экспонирования, но каждый экспонат несет сакральный смысл, связанный с духовными ценностями России.
О них знают многие, вот только дотронуться до настоящего удаётся не каждому. Журналист «МГ» побывал на производстве Оренбургских пуховых платков.
Настоящие изделия создаются только в ручную. Говорят, что пуховый платок можно с лёгкостью пропустить через кольцо. И это правда. Настолько лёгкие и изящные изделия создают в Оренбуржье. Так в чём их особенность? Для того, чтобы получить такой платок, нужен пух оренбургских коз — только так получается самая тонкая пуховая нить в мире. Кстати, все попытки разводить коз в других странах закончились неудачей. В этом и есть уникальность производства пуховых изделий.
Единственная фабрика в Оренбурге, которая занимается полным циклом производства — это «Оренбургские пуховницы». Бизнес принадлежит семье Абсалямовых. Бессменным руководителем предприятия является Альбина Абсалямова, она вязальщица четвёртого поколения и свой первый платок связала в шесть лет. Её муж Фаиль пошёл по стопам отца и решил продолжить его дело, тот занимался заготовкой пуха для легендарной фабрики Пуховых платков. Так в 2001 году образовалась новая фабрика, которая зарекомендовала себя всему миру. Это единственная фабрика в России, которая занимается полным циклом производства.
Пуховый рекорд: 700 вязальщиц из Оренбурга одновременно взялись за спицы
Место проведения: Галерея "Оренбургский пуховый платок", ул. Володарского,13 13 октября 12. Приглашаем всех желающих владеющих техникой вязания на спицах. Место проведения: Оренбургская областная филармония, ул. Маршала Жукова, 34. Обращение к женщинам Оренбуржья в этот день выйти на улицу, пойти на работу, учебу в оренбургском пуховом платке.
Казалось бы, зачем было в XVIII веке тратить время на узоры при вязании в глухой российской провинции? Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. С тех пор узоры на платках — фирменная марка Оренбургского региона.
Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей. Оренбургские платки различаются по тонкости: есть как толстые чрезвычайно теплые изделия, так и восхитительно легкие и тонкие. За свою изумительную тонкость ажурный платок получил название «паутинка». Иной раз, боязно до нее дотронуться — кажется, вот-вот порвется. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями для своей хозяйки. Знаменитый оренбургский пух. Оренбургский пух достаточно капризен и требует тщательного перебора. На вид кажется, что из такого пуха никогда не может получиться и подобия оренбургского платка.
Но в умелых оренбургских руках неказистый на вид пух преобразовывается в изумительное изделие. Нежность, тонкость, легкость — недаром оренбуржцы считают пух своих коз лучшим в мире. Сейчас оренбургские мастерицы используют и другие виды пуха волгоградский и ангорский — в умелых руках и этот пух преобразовывается в качественное изделие. И все же именно платки и паутинки из классического оренбургского пуха — неизменные эталоны высшего качества.
Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые. Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании.
Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность. История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда после одной из экспедиций Петр Рычков — географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.
Машинная вязка отличается по плотности, петельки ровные и тугие.
Опытная мастерица создает одну шаль на протяжении двухсот часов. Соответственно, такой товар не будет стоить копейки. Да и козий пух не самое дешевое сырьё, ведь животное за год выдает всего триста грамм. Один оренбургский платок стоит в районе трех тысяч рублей. При приобретении шали обратите внимание на «пушистость». Она становится «лохматой» лишь в процессе эксплуатации, но никак не в период лежания на прилавке. Если вы увидели пушистый платок, значит, его специально начесали.
Подобная шаль не прослужит долго и быстро «облысеет». Как определить качество пухового платка Чтобы изделие из козьего пуха прослужило много лет и согревало свою владельцу в холодные дни, необходимо знать несколько правил его выбора: Прежде чем покупать шаль, кончиками двух пальцев возьмите за пух в середине изделия и подержите на протяжении нескольких секунд. Качественный платок останется в руках, а вот подделка выпадет, оставив на память ворсинки. Проверить натуральную пряжу можно с помощью огня. Оторвите от шали несколько пушинок и подожгите. Настоящее сырье мгновенно сгорит и оставит запах сожженной шерсти. Искусственное волокно начнется плавиться и скатываться в шарик.
При этом появится «аромат» пластмассы. Если с края аксессуара потянуть за ниточку, качественная нить не оборвется. Также нелишним будет проверить орнамент изделия на симметричность и целостность. Вернуться к оглавлению С чем сочетать платок В последнее время оренбургская шаль вновь начала завоевать сердца модниц. Особым спросом она пользуется у любителей ажурных изделий. Однако мало кто знает, как правильно носить аксессуар, чтобы подчеркнуть природную красоту. Дизайнеры советуют сочетать шаль вместе с одеждой однотонного цвета, чтобы акцентировать внимание на сущности своей обладательницы.
Дамам невысокого роста стоит остановиться на изделие холодных оттенков. Он придает облику нежность и выразительность. А вот темные расцветки «крадут» сантиметры. Если пуховой аксессуар повязать чуть ниже талии, он замаскирует узкие плечи и широкие бедра. Светлые оттенки шали помогут верно расставить акценты в образе и добавят элегантности. Молодым девушкам рекомендуется носить ажурную шаль большого размера, которые подчеркнут стройную фигуру и нежным облаком окутают юную особу. Из видеоролика вы узнаете, как правильно носить оренбургский платок в холодные дни.
Как ухаживать за аксессуаром Чтобы изделие из козьего пуха долго сохраняло первоначальный вид, придерживайтесь простых советов: Оренбургский платок славится своей неприхотливостью в уходе и хранении. Одно из главных достоинств изделия — он не линяет, соответственно, всегда сохраняет изначальный цвет. После зимы аксессуар необходимо почистить. В пыли собирается огромное количество микроорганизмов, которые за короткий срок могут привести вещь в непригодность. После обработки шали, положите ее в холщовый мешочек и уберите в шкаф. Желательно поместить туда средство от моли и насекомых.
Самый дорогой пуховый платок - что в нем необычного и сколько он может стоить?
Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел.
В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий. Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались. Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый.
Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают. Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях. После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней. Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века. Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную.
Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах. В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром. В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц.
Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И. Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8 — 10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ.
Стоимость одной такой шали была 200 рублей такую сумму зарабатывал фабричный рабочий за год Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз. Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "под русский Оренбург" В основном вся популярность оренбургского пухового платка обязана оренбургским козам.
Качество пухового платка во многом зависит и от пуха. Ни одна порода по качеству не сравнится с губерлинскими козами Оренбуржья, которые дают тончайшее сырье для вязания. А чем тоньше пух, тем он легче, мягче, эластичнее, лучше пушится. Пух оренбургских коз очень ценен. Оренбургская порода коз — единственная в нашей стране, обладающая самым тонким 14-16 мкн эластичным пуховым волокном, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость и естественная однотонная окраска, малая теплопроводность и уравненность волокна по длине. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение при его переработке. Но самым важным для вязальщиц является его мягкость и изумительная нежность.
Только мягкий пух можно спрясть в нить, подобную паутине. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Но справедливо будет заметить, что другие разновидности пуха, не повторяющие всех перечисленных качеств, в настоящее время также используются оренбургскими пуховязальщицами. Пух оренбургских коз является одним из лучших в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз в Европу и Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие пуховые свойства. Все эти опыты с оренбургскими козами убедительно доказали, что, во-первых, для созревания пуха нужны не только благодатные луга, но и особый климат; во-вторых, высококачественный пух коза приобретает именно в Губерлинских горах. Летом там прекрасные пастбища, продуваемые сухими ветрами. Зимой — яркое солнце, ядреный морозный воздух, студеные метели. Поэтому Оренбургский регион для них единственно возможная среда обитания.
Обработка пуха и вязание Вещь, связанная своими руками, передает заботу того человека, который её вязал, и является своего рода оберегом от болезней. Поэтому женщины, вяжущие вещи своим близким, тем самым оберегают их от неприятностей, с вязанием связана и существовала целая система передачи информации еще со времен Языческой Руси. Кроме того, вязание успокаивает и помогает снять стресс. Часто женщины начинают вязать в ожидании появления на свет своего первенца, младенцев на Руси было принято заворачивать не в хлопковые, а в пуховые изделия. Искусству вязания на Руси только по достоверным данным более 12 веков, оренбургского пухового платка более 2х веков, но и сегодня изделия из козьего пуха поражают людей своей нежностью и красотой. Многие вязальщицы научились этому виду рукоделия у своих мам, которые в свою очередь познали секреты мастерства у своих бабушек и прабабушек. В наше время процесс обработки пуха немного изменился, но, как и в старину остается очень трудоемким. Процесс изготовления пуховых изделий состоит из множества этапов: 1.
October 14, 2022, 09:25 AM Дни оренбургского пухового платка открылись космической выставкой Выставка «Платок и космос. Оренбургская история» открыла традиционную областную акцию «Дни оренбургского пухового платка». Оренбуржье — родина пухового платка и кузница кадров отечественной космонавтики. Выставка рассказывает о пуховязальном промысле и освоении космических просторов на понятном всем языке моды.
И этим модным дополнением женского платья стала мягкая кашемировская шаль. Восточные кашемировые кашмирские шали ублаготворяли все вкусы француженок. Различным способам ношения и драпировки шали были главным акцентом женского платья и служили защитой от холода. Первые шали были созданы в Кашмире, Индии из шелковистого кремового подшерстка гималайских горных коз. Дикие козы оставляли его на камнях с наступление весны.
Жители гор собирали этот пух и изготавливали тончайшую ткань особым способом, придавая ей плотность и эластичность, потом натягивали на раму и тщательно заглаживали куском полированного агата или халцедона. После этого облагораживали шали вышивкой. Появление индийских кашемировых шалей во Франции приписывают к египетскому походу Наполеона I, после чего не только европейский, но и русский аристократический мир увлекся восточной культурой, убранством, экзотикой. Российские женщины также питали любовь к шалям. С их помощью подчеркивалась величественность и горделивость фигуры или ее хрупкость и нежность. Шали носили круглый год в театр, на балах, дома. В зимние времена шаль заменяла верхнюю одежду. Умение красиво носить шаль высоко ценилось ,и женщины тратили немало времени возле зеркала. Нередко именно шаль выступала как символ роскоши и положения женщины.
Для российской культурной традиции взаимоотношения с Францией всегда играли важную роль и в области моды. Индийские шали пользовались необычайным успехом и были очень дороги. К сведению, самый короткий и лучший путь восточных товаров в Российскую империю проходил через Оренбург. Развитие русской торговли с соседними средне-азиаткими ханствами было частью экономики нашего края.
Оренбургская выставка знакомит посетителей с историей знаменитого промысла, которая уходит корнями в XVIII век.
Оренбургским пуховым платком принято называть и тяжелый платок-шаль, и тонкий ажурный платок-паутинку. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги. А после Второй лондонской выставки 1862 года пришло всемирное признание, и даже маститые английские фирмы считали за честь поставить на своих изделиях пометку «под Оренбург». Уникальность промысла связана с шерстью оренбургских коз. Их пух по тонине всего 14-17 микрометров , крепости и эластичности не имеет равных в мире.
В XIX веке предприимчивые французы закупили 1300 оренбургских коз в надежде добиться того же эффекта, однако пух на чужой земле потерял свои ценные свойства. Фотографии знаменитых животных и инструменты, которыми пользовались пуховязальщицы прошлого века, показаны в витринах выставки. Сегодня, как и два с половиной столетия назад, все операции по изготовлению платка выполняются вручную. Женщины чешут гребнем козу, прядут нить на веретене и вяжут на спицах сам платок.
В Музее Победы открылась выставка об оренбургском пуховом платке
Мы производим пуховые платки, сохраняя все традиции пуховязания. Платок Пуховый платок ручной работы белый классический, 1.30. Секрет изготовления оренбургских пуховых платков заключается еще и в том, что оренбургские козы не дают много ценного пуха, обладающего такими характеристиками. Кстати, оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух – отличный природный сорбент, он поглощает токсичные вещества. В Самаре в музее имени Алабина открылась выставка "Оренбургский пуховый платок". Она организована в рамках празднования 170-летия Самарской губернии. Легендарные платки Фабрики Оренбургских пуховых платков.
Оренбургский пуховый платок –легендарный сувенир
Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов. За рубежом оренбургские пуховые платки впервые были представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года[3]. Выставка «Оренбургский пуховый платок – душа России» открылась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника.