Новости московское восстание 1547

Восстание в 1547 в Москве. 16 января (29 января) 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Причины и результаты московского восстания 1547 года сыграли ключевую роль в смене правления Ивана IV. Подстрекатели восстания, направляя его разрушительную силу в нужное им русло, были не в состоянии предположить, в какой степени бурные события окажутся воплощением задуманного плана, а в какой – результатом «революционного творчества масс». Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости. Обострилось все это во время правления Глинских, что в конечном итоге привело к народным волнениям и вылилось в 1547 году в событие, названное Московским восстанием.

Восстание 1547 г. и его значение

Правление боярских группировок — 1538–1547 гг. Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве. Московское восстание 1547 года. Падение колокола считалось на Руси — как и теперь считается — предвестием общественного бедствия. 2:13 пожар и восстание в Москве (1547).

Восстание в Москве 1547 г.

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 21-29 июня. Началось после огромного пожара. Московское восстание 1547 года, мятеж горожан против засилья при дворе клана Глинских. Материал подготовлен интернет-редакцией на основе информации Агентства РИА Новости и других источников. 21 июня 1547 г. в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар. Восстание в Москве в 1547 г. Боярское правление и Иван IV. Великий пожар в Москве 21 июня 1547 г. Ненависть москвичей к боярам Глинским.

Восстание 1382, Восстание 1547

Больше по теме В начале 1547 года на царство венчается Иван Грозный. Это уже достаточно знаковое событие, на котором в общем-то можно и заканчивать эту публикацию. Ведь считается, что в том же году образовалось Русское царство. Проходила эта процедура в Успенском соборе. И там до сих пор спорят, то ли это было самостоятельное решение царя, то ли нет. Успенский собор.

Фото из открытых источников Яндекс. Кариинки Успенский собор. Кариинки А в июне того же года после наступившей засухи в Москве начались пожары.

Правительство перешло к репрессиям: многие участники восстания были казнены, другие бежали из города. Восстание 1547 в Москве вызвало ряд волнений и восстаний в других городах и районах. Азия - Столицы и города Сана - Йемен - Фото - ДостопримечательностиСана, столица Йемена, расположена на плоскогорье в центральной части страны, к северо-востоку от крупного… Счетчики.

По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана.

Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий. С большим трудом правительству удалось подавить восстание. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись. Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации. Пожар и народное волнение произвели тяжкое впечатление на молодого царя. Сильные характеры требуют и сильных потрясений для своего исправления.

Он сделался набожен, серьезен, неутомим в занятиях государственными делами. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти.

Картинки Варварка. Картинки В конце месяца произошел еще один пожар, в котором сгорели уже тысячи домов. Но это не идет ни в какое сравнение с Великим пожаром конца июня. Тогда и возникло выражение, что от копеечной свечи Москва сгорела.

Вроде как действительно пожар начался со свечки. Ситуация усугублялась сильным ветром, который разносил пламя. Храм на Воробьевых горах. Картинки Храм на Воробьевых горах. Почти центр в наше время После пожара он вернулся в Кремль, отслужил молебен, Однако это не спасло от восстания.

Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?

Затем толпа вооружилась подручными средствами и отправилась в Воробьев в царскую резиденцию, чтобы потребовать от царя выдачи сбежавших Глинских. Юный государь Иван IV прозванный впоследствии «Грозным» был застигнут врасплох. Страшно перепугавшись волнения черни, царь вынужден был пообещать, что проведет настоящий сыск и накажет виновников пожара. Он даже пообещал, что предоставит помощь в восстановлении домов всех восставших. Москвичи поверили царю и отступили назад в город. Замечание 1 Позже Иван IV признавался, что именно в тот момент «вошел страх в душу мою и в кости мои, и омрачился дух мой» В скором времени волнения в Москве прекратились, но общественное недовольство в стране продолжало расти. Отклики московского восстания отразились в волнениях в псковском пригороде Опочке летом того же 1547 г. Замечание 2 Конкретно в Опочку, чтобы усмирить горожан, пришлось даже направить поместное войско Городские низы, ставшие основной и самой массовой силой московского восстания 1547 г. Этот народный бунт очень сильно повлиял на юного царя Ивана IV. Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо.

Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ. Формирование «Избранной рады» Бурные события 1547 г. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой". Замечание 3 Этот новоиспеченный «кружок» придворных и служилых людей возглавили Алексей Федорович Адашев костромской дворянин, представитель незнатного, но богатого рода и Сильвестр протопоп кремлевского Благовещенского собора В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А.

Это было довольно рискованно — выходить к бунтовщикам лично, но выбора у царя не было, так как в противном случае толпа грозилась убить его самого. Итоги и последствия Московского восстания 1547 По итогам московского восстания его зачинщики были арестованы и казнены Массовые погромы.

Разграблению подверглась в основном недвижимость Глинских, уцелевшая во время пожара. Но, так как бунт носил спонтанный характер, нашлись и те, кто воспользовался им в качестве прикрытия для банального мародёрства. Падение Глинских. В итоге Московского восстания 1547 года они окончательно утратили власть и влияние, несмотря на то, что они приходились царю роднёй. Была проложена дорога для абсолютизма.

Платонова, который слова "Они же их от того не унимаху" истолковывает в том смысле, что это Глинские не унимали своих людей от насильства в отношении "чёрных людей" см. IV, в. Итак, перед нами первоначальный текст с последующей редакторской правкой того самого лица, которое составляло или переписывало основной текст о том, что вся рукопись "Летописца" Никольского писана "той же рукой", см. Предисловие, стр.

Редакционная правка частью уточняла рассказ, частью дополняла. Наиболее существенным было исправление ошибки первоначальной редакции в вопросе о местонахождении Ивана IV. К первоначальному тексту надеется ряд дополнений: о подробностях убийства Юрия Глинского; о том, что Глинские обвинялись не только в измене как было в первоначальной редакции , но и в "сердечниках", то есть в колдовских действиях с человеческими сердцами. К сожалению, самое важное дополнение первоначального текста сохранилось не полностью, и из двух строк вставки уцелела только нижняя строка: "... Однако даже и в таком дефектном виде этот текст представляет исключительный интерес и ценность. В самом деле, если мы не можем восстановить точный текст срезанной при переплёте строки, то общий смысл фразы совершенно ясен: московские "чёрные люди" не были кем-то созваны в граде у государева двора, а сами пришли "в град ко двору к государеву", очевидно, с требованием выдачи на расправу Глинских, на которых "зговор пришол, буттось они велели зажигати Москву". В соответствии с таким объяснением прихода московских "чёрных людей" в кремль меняется и место событий: им оказывается не площадь у Успенского собора, а площадь перед государевым двором, точнее, московские "чёрные люди" оказались на центральной, кремлёвской площади не потому, что здесь стоял Успенский собор, а потому, что на эту площадь выходил государев двор. Такую интерпретацию текста "Летописца" Никольского полностью подтверждает рассказ "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Выше уже цитировалось начало этого рассказа.

Приведём его целиком: "и после того пожару москвичи черные люди возволновалися, что будтося Москву зажигали Глиньских люди, и от тое коромолы князь Михайло Глиньской с жалования со Ржовы хоронился по монастырем, а москвичи черные люди собрався вечьем, убили боярина князя Юрья Васильевича Глиньского в Пречистой в соборной церкви на обедне на иже-херувимской песни. А царь и великий князь того лета жил с великою княгинею в Острове, а после пожару жил в Воробьеве" 25. Первый вывод, который можно извлечь из приведённого текста: рассказ "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Речь идёт о вече, на которое собрались "возволновавшиеся" московские "чёрные люди" 26. Вече, конечно, было созвано на территории вне кремля, то есть где-либо на посаде. Если теперь с учётом топографии веча связать рассказ "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Очевидно, решение о походе московских "чёрных людей" в кремль и было принято на вече. Исследуя обстоятельства дня 26 июня необходимо остановиться на вопросе о времени появления московских "чёрных людей" на кремлёвской площади. Это поможет установить, какой характер носило собрание москвичей в кремле.

Особенно важны здесь свидетельства "Летописца" Никольского и "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Напротив, оба названных выше летописца точно определяют время расправы московских "чёрных людей" с Глинским, указывая, что он был убит в Успенском соборе "в время обедни", "на обедне, на иже-херувимской песни" см. А "Царственная книга! Факт, что Юрия Глинского убили во время обедни, является дополнительным аргументом против версии "Царственной книги", будто московские "чёрные люди" были созваны боярами на площади перед Успенским собором для сыска виновников "великого пожара". Невозможно допустить, чтобы для опроса боярами населения Москвы было выбрано как раз время богослужения в церквах, в том числе и в Успенском соборе. Невозможность этого становится ещё более очевидной, если обратить внимание на одну деталь в сообщении "Летописца" Никольского: Юрий Глинский был убит "в церкве в Пречистой у митрополита в время обедне". Как понимать слова "у митрополита"? Указывают ли они место, где происходила обедня, - "митрополичий Успенский собор" - или означают, что в Успенском соборе обедню 26 июня служил сам митрополит Макарий? Мне представляется правильным, понимать слова "у митрополита" именно в последнем смысле.

Во-первых, ни в "Лето- 25 "Исторический архив". Тихомировым, указавшим неизвестный издателям XXII тома Полного собрания русских летописей с опубликованным текстом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Источниковедение истории СССР, т. В пользу предлагаемого понимания слов "у митрополита" говорит самый контекст фразы. В первоначальной редакции она имела следующий вид: "в церкве в Пречистей у митрополита в време обедни, перед великим князем: бе же великий князь туто же в церкви". Иными словами, подчёркивается, что в церкви был не только митрополит, но и "великий князь", находившийся "туто же", где и митрополит. Эта первоначальная редакция, однако, как мы видели, была заменена новой, более точной по существу так как Иван IV находился в Воробьёве, и в Успенском соборе его в это время не могло быть , но вместе с тем затруднившей понимание слов "у митрополита". Если такое толкование текста признать правильным, оно дополняет картину событий дня 26 июня ещё одним важным фактом. Очевидно, торжественная церемония в Успенском соборе, совершаемая самим митрополитом, имела целью попытаться разрядить атмосферу в Москве, отвлечь московских "чёрных людей" от обсуждения политических вопросов.

Иными словами, в обедне у митрополита можно видеть политический шаг, предпринятый для того, чтобы не допустить взрыва народного возмущения, - своеобразный противовес вечу московских "чёрных людей" 28. Однако приход московских "чёрных людей" на кремлёвскую площадь, "ко двору к государеву", свидетельствует о провале попытки отвлечь народ от политики. Восстание вспыхнуло. Властям необходимо было принимать новые срочные меры, чтобы направить стихийный гнев восставших народных масс по пути, наименее опасному для государства. Это-то и явилось целью, побудившей бояр выехать на площадь к восставшим "чёрным людям". То, что "Царственная книга" тенденциозно изображает как проведение "сыска" по повелению царя, принятому 23 июня на заседании боярской думы с участием митрополита Макария, в самом деле было умелым политическим ходом московских властей, дававшим им возможность воздействовать на народ. И боярам действительно удалось если не овладеть восставшими "чёрными людьми", то, во всяком случае, отвратить непосредственную угрозу "государеву двору", которую таил в себе приход москвичей в кремль. Изображение "Царственной книгой" убийства Юрия Глинского как результата натравливания "наустиша" толпы боярами столь же тенденциозно, как и нарисованная "Царственной книгой" картина "сыска" на площади перед Успенским собором. В действительности Юрий Глинский был выдан боярами на расправу москвичам по требованию пришедших в кремль "чёрных людей".

Эта мера - выдача восставшим на расправу наиболее ненавистного им лица из числа представителей власти - неизменно применяется в Москве во всех городских восстаниях XVI-XVII вв. В данном случае, выдавая Юрия Глинского на расправу "чёрным людям", бояре сразу достигали двойного эффекта : и отводили от крепостнического государства удар восставших городских низов и в то же время использовали восставшие массы в качестве орудия для устранения своих политических противников, какими являлись для Захарьиных и примыкавших к ним лиц Глинские. Размах восстания, однако, был очень велик. Выдача Юрия Глинского оказалась недостаточна для того, чтобы погасить народный гнев. Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См. Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ...

Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе. Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30. Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой. Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен. Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня.

К 1543 г.

Политическая нестабильность, беспринципность и корыстолюбие новоявленных правителей, усиление местнических споров и бесконтрольная раздача земель привели к ослаблению центральной власти, падению ее престижа, произволу наместников и «оскудению дворянства». В итоге это вело к росту противоречий как между боярством и служилым сословием, так и между простым людом и всей правящей элитой. В условиях боярских усобиц, сопровождаемых кровавым насилием, рос молодой великий князь, формировались черты его характера: подозрительность, трусость, жестокость, необузданность. Они проявились уже в 1543 г. В январе 1547 г. Иван IV принял титул царя.

МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547

Глинский, разгромлены и сожжены дворы Глинских и их сторонников. Правительство перешло к репрессиям: многие участники восстания были казнены, другие бежали из города. Восстание 1547 в Москве вызвало ряд волнений и восстаний в других городах и районах.

Перед нами, в основном, сторонники реакционной боярской оппозиции, возглавлявшейся Шуйскими.

В годы боярской реакции Ю. Темкин прямо поддерживал Шуйских В декабре 1543 г. В июле 1546 г.

Федоров, где он был взят «за сторожи». Нагой был близок к удельному князю Андрею Старицкому, женатому на Анне Нагой. Выступление Г.

Захарьина не многим отличалось от выступления других заговорщиков и было продиктовано стремлением отстранить от управления Глинских. Нам неизвестны какие-либо реальные последствия совещания у митрополита Макария. Иван IV, очевидно, не склонен был подвергать опале Глинских п отдал лишь распоряжение произвести розыск о виновниках пожара.

Keywords: the tsarist autocracy, the boyar government, the conducted catastrophe. Середина XVI века стала важным рубежом отечественного исторического развития. Начало правления Великого князя Ивана Васильевича ознаменовало завершение этапа политического объединения земель Великой Руси и начало этапа социальной интеграции России, предполагающей развитие политической, экономической и культурной сфер общества. Итогом названных общественных процессов должно было стать возникновение трансформированного социума, живущего в условиях иного политического порядка -царского самодержавия, единого экономического пространства, или общего российского рынка и нового культурного базиса, обозначенного идеей «Третьего Рима». Свое непосредственное выражение процессы социального развития получили в комплексе различных проблем, замкнутых в отношениях между государством и церковью, правителем и народом, властью и долгом правителя, в виде конфликта интересов между боярством и дворянством, конфронтации бедных и богатых [1, 22].

Социально-экономические и социокультурные процессы являли собой сущность, внутреннее содержание социального развития, тогда как форму развития общества воплощали непосредственные процессы политической борьбы. Политические борения того времени имели значительный диапазон распространения. Начинавшиеся в «верхах» интриги вскоре охватывали массы простого народа и напротив, низовые социальные движения могли быстро отразиться в дворцовых интригах. Такого рода события многочисленны и разнообразны. Типичными явлениями, имевшими названные свойства можно считать события первой половины 1547 г.

Борьба группировок внутри правящей элиты, явная в период «боярского правления», с предъявлением Великим князем претензий на самостоятельное правление - принятием царского титула и женитьбой, стала обретать вид изощренной интриги. Как отметил И. Фроянов, главным оружием противников «самодержавства» царя Ивана становится разжигание страстей в обществе, провоцирование общественных беспорядков и народных волнений, возбуждение недовольства высшей властью [2, 288]. С начала 1547 года в Москве стал разворачиваться, по сути дела, сценарий «управляемой катастрофы» [Там же, 328], имеющий свои закономерности, этапы и результаты. Субъектами сценария выступили четыре социальные корпорации: 1.

Церковники - противники митрополита Макария; Лидером данной группы, безусловно, является благовещенский протопоп Федор Бармин. Внешние силы. Их след в событиях не очевиден, правильнее говорить об ориентации заговорщиков на политические модели Польши и Литвы. Увязывание же мнимых происков Глинских с военной активностью тогда крымского хана, определенно, не имеет под собой оснований. Данный сценарий включает в себя этапы, собственно события форму события и планируемые результаты содержание события таблица 1.

Таблица 1 Ход событий января - июня 1547 г. Дата Форма события Содержание события 16. Элементами технологии являются: 1. Событие бедствие - повод порождающий протест; 2. Посещение Иваном IV и боярами митрополита Макария и высказывание бояр о пожаре, как следствии колдовства «волхования» : «...

Провокационные действия у Пречистой соборной церкви бояр -членов комиссии по расследованию причин пожара - ориентация «черни» против Глинских: «.

Восстание 1547 года Суббота, 17 мая 2008 Восстание 1547 года Непосредственным поводом к восстанию послужил огромный пожар 21 июня 1547 по некоторым данным, сгорели 25 тыс. Малолетний царь укрылся в селе Воробьёве. Восстание достигло кульминации 26—29 июня: «собравшись вечьем», посадские люди двинулись в Кремль.

Московское восстание 1547 года: причины и последствия

В 1547 г. Москва оказалась ареной драматических событий. 2:13 пожар и восстание в Москве (1547). 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен самим митрополитом. Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве. Восстание в 1547 в Москве. 16 января (29 января) 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Причины и результаты московского восстания 1547 года сыграли ключевую роль в смене правления Ивана IV.

Московский пожар 1547 года

Отклики московского восстания отразились в волнениях в псковском пригороде Опочке летом того же 1547 г. и в самом Пскове в 1550 г. Московское восстание 1547 года изрядно напугало Ивана Грозного и повлияло на его дальнейшую политику. Таким чрезвычайным обстоятельством стало восстание в Москве в июне 1547 г. Характерная особенность происходивших событий состояла в том, что, когда начались массовые восстания, в распоряжении правительства не было специальных военных сил. Восстание в 1547 в Москве. 16 января (29 января) 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Марксистский взгляд: Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве.

Восстание 1547 года

В ответ на это на литовских пограничных землях русскими были воздвигнуты крепости Себеж и Заволочье. В 1537 г. В апреле 1538 г. Елена Глинская неожиданно скончалась. Одной из возможных причин смерти княгини называют отравление, приписываемое боярам, недовольным их отстранением от управления страной. Смерть Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода Власть снова перешла к боярам и оставалась в их руках до 1547 г. Бояре устраивали заговоры друг против друга, растрачивали казну и практически не занимались государственным управлением.

Всё это происходило на глазах у подрастающего Ивана IV. Несмотря на то что систематического образования он не получил, Иван IV был очень разносторонним и начитанным человеком. Он проявлял интерес к теориям о божественном происхождении власти правителя, читал античных и византийских авторов. Вместе с тем с раннего возраста он демонстрировал жестокость и мстительность. Когда Ивану исполнилось 17 лет, он обратился к митрополиту Макарию с идеей венчаться на царство, а не на великое княжение, как это делали его предшественники. Иван IV был венчан на царство в Успенском соборе Московского кремля. В процедуре принимал участие митрополит Макарий, который возложил на голову Ивану IV шапку Мономаха — символ царской власти.

Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Данное обстоятельство возвысило авторитет страны на фоне других государств и усилило личную власть правителя. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Миниатюра из Царственной книги. Вместе с тем боярские семьи, в руках которых была власть до воцарения Ивана IV, продолжали бороться за влияние. Эта борьба сопровождалась растратой государственной казны и различными злоупотреблениями, сказывавшимися в том числе на положении простого народа. Наибольшей критике подвергались бояре Глинские — именно их винили во всех бедах, в том числе и в серии пожаров, произошедших в 1547 г.

В июне 1547 г. Горожане ворвались в Кремль и потребовали выдачи Глинских на расправу. Они выволокли из Успенского собора Юрия Глинского — дядю царя и забили его камнями. Иван IV с семьёй укрылся в подмосковном Воробьёве. Восстание показало царю, что государство нуждается в срочных преобразованиях, направленных на укрепление центральной власти. Неформальное объединение ближайших сподвижников царя получило название Избранная рада. Членами Избранной рады были митрополит Макарий, духовник царя протопоп Сильвестр, князья М.

Так было принято решение о пересмотре владельческих прав церкви на земли, полученные ею после 1533 г. В 1550-х годах завершается складывание приказной системы. Для названий специализированных ведомств до 1568 г. Внешней политикой занимался Посольский приказ, Поместный ведал распределением земель среди служилых людей, а Разрядный - сбором дворянского ополчения и назначением воевод, Разбойный - поимкой преступников и т.

В 1552 г. Лица, в него входящие первоначально около 4 тысяч человек , стали называться дворянами. Нижний слой служилых людей продолжал носить старое название - "дети боярские". Именно из дворян происходили теперь многие назначения на командные, военные и административные должности.

Создание приказов и расширение Государева двора укрепило центральную власть. В 1550 г. Стрельцы за свою службу получали денежное жалование и находились в ведении Стрелецкого приказа. Кроме того, стрельцы имели собственное дело - ремесленную мастерскую или мелкую торговлю, что приносило им основной доход.

Второй этап реформ.

В январе 1547 г. Иван IV принял титул царя. Венчание на царство было многозначным событием, призванным: — восстановить пошатнувшийся авторитет верховной власти, выделить Ивана IV из ряда других князей и бояр; — подчеркнуть преемственность его власти от византийских императоров этот титул считался равным императорскому , что, кстати, свидетельствовало о внешнеполитических притязаниях русского монарха; — символизировать начало управления государством непосредственно самим Иваном IV.

На деле же боярское правление продолжалось, недовольство властью временщиков усиливалось. В марте того же года Иван Васильевич женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, представительнице старинного рода московских бояр. Восстание 1547 г. После торжеств и проявлений преданности царю летом 1547 г.

Предводитель протестантских отрядов в верхней Германии Шертлин взял Донауверт. В начале августа князья Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп Гессенский соединились с ополчениями верхненемецких городов, причем у них оказалось несколько менее 50 тысяч человек. Император, собравши итальянские, немецкие и испанские отряды, двинулся навстречу протестантам. После обстрела императорской армии под Ингольштадтом протестанты отступили, вслед за ними двигался вверх по Дунаю император, забирая по пути крепости. В октябре Мориц Саксонский, на которого император перенес курфюршеское достоинство и которому он поручил исполнение опалы над Иоганном-Фридрихом, начал войну против последнего.

В ноябре шмалькальденцы стали покидать Швабию. Протестантские города вынуждены были сдаваться императору: сдались Нердлинген, Ульм, Аугсбург, Страсбург, Франкфурт и др. Смириться и просить прощение должны были также герцог Вюртембергский и пфальцграф Рейнский. Протестант архиепископ кёльнский Герман фон Вид был низложен и отказался от сана. Между тем Иоганн-Фридрих, возвратившись в Саксонию, занял и разорил Галле, Мерзебург, осадил Лейпциг, но в январе 1547 года вынужден был снять осаду.

Беспечность маркграфа Альбрехта Бранденбургского дала возможность Иоганну-Фридриху захватить его врасплох в Рохлице: Альбрехт был взят в плен. Между тем Карл двинулся из Швабии в Саксонию через Эгер. Последний двинулся по правому берегу Эльбы, и у Мюльберга произошла встреча между курфюрстом и императором. Беспорядочно отступавшие к Виттенбергу численно слабые войска курфюрста подверглись преследованию императорской кавалерии, причем сам Иоганн-Фридрих попал в плен 24 апреля 1547 г. Герцог Альба отвез его к Карлу, который принял пленника очень сурово.

Вскоре сдался и Виттенберг. Карл потребовал от Иоганна-Фридриха отречения от курфюршеского достоинства и от земель, значительная часть которых должна была перейти к Морицу, другая часть — к Фердинанду. Часть земель была оставлена для детей и брата Иоганна-Фридриха. Несмотря на временный успех в борьбе северогерманских протестантских городов, вскоре и они должны были покориться императору. То же решился сделать и ландграф Филипп, не надеявшийся уже на военный успех после Мюльбергской катастрофы.

Посредниками при переговорах о сдаче Филиппа были Мориц и Иоахим Бранденбургский, но и они не могли добиться от Карла сносных условий для ландграфа. Умышленно неопределенные выражения условий сдачи Карл истолковал в невыгодную для Филиппа сторону. Император лишил Филиппа свободы и долго держал в заключении в невозможных условиях под охраной грубых испанских солдат. В сентябре 1547 года открылся сейм в Аугсбурге. Карл провел здесь свой знаменитый "Interim", но, несмотря на победу над протестантами, императору не удалось провести интерим на практике: протестанты оказывали ему упорное сопротивление.

Планы императора передать империю сыну своему Филиппу, грубое обращение с немцами, присутствие в Германии испанских солдат — все это вызвало в последней сильное раздражение, которое и закончилось вскоре возобновлением борьбы, причем теперь и Мориц изменил императору. Неудачный для императора ее исход привел к Пассаускому перемирию и, наконец, к Аугсбургскому религиозному миру». Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. Брокгауз — И.

Московское восстание. Московское восстание (1547)

После торжеств и проявлений преданности царю летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. «Осторожно, новости»: на акции в центре Москвы задержаны представители иностранных СМИ. Марксистский взгляд: Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве. Не только в Москве, но и в других районах Российского государства многое знали и о пожаре и о Московском восстании, проверяли и сопоставляли известия об этих событиях (это ясно прослеживается по Четвертой новгородской летописи). Поводом к восстанию Послужило бегство из Москвы бояр и богатых москвичей, в отсутствие великого князя Дмитрия Ивановича Донского, собиравшего войска в Костроме.

Восстание 1547 года

Но это не идет ни в какое сравнение с Великим пожаром конца июня. Тогда и возникло выражение, что от копеечной свечи Москва сгорела. Вроде как действительно пожар начался со свечки. Ситуация усугублялась сильным ветром, который разносил пламя.

Храм на Воробьевых горах. Картинки Храм на Воробьевых горах. Почти центр в наше время После пожара он вернулся в Кремль, отслужил молебен, Однако это не спасло от восстания.

Люди требовали выдать им Глинских, некоторых из них убили. Причем над самим царем нависла вполне реальная угроза расправы.

В то же время торжественное празднование свадьбы брата царя 3 ноября и то обстоятельство, что сам царь направился во главе войска в Казань «и восхоте итти царьская его держава сам» ,76 как бы всенародно демонстрировали единодушие в правительственной среде. К началу 1549 г. Постепенно формулируется и публично декларируется демагогический идеал деятельности «правого царя», призванного заботиться обо всех подданных: представление это отражено в речах Ивана IV на соборах, в «Летописце начала царства», в Приговоре об отмене кормлений. Одновременно принимаются все меры к пресечению возможностей «возмущения» народа публичными рассуждениями на опасные темы77 особенно жестоко преследуются «еретики». Характерные формы правительственной деятельности тех лет — деятельность Челобитного или Челобнтенного приказа и первых земских соборов, противостоявших вечевым традициям 1547 г.

Наиболее значительный момент классовой борьбы середины XVI в. Русская история с древнейших времен, т. Классовая борьба в Московском государстве в первой половине XVI века. I, гл. Ленин, Полит. Реформы Ивана Грозного. Источниковедение истории СССР, т.

Продолжение Хронографа редакции 1512 года. Миниатюры Царственной книги как источник по истории Московского восстания 1547 г. V, 1956, стр. Выяснилось, что Краткий летописец, изложение событий в котором доведено до 1660-х годов, примерно тогда же и был окончательно составлен. Составителем его оказался известный церковный писатель, келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин обнаружены черновики Летописца, много дающие для ознакомления с лабораторией составления подобных сочинении. Краткий летописец состоит из нескольких частой, причем в основу первой части, излагающей события до конца XVI в. Характерно, что в Кратком летописце, очень лаконично сообщающем о важнейших с точки зрения составителя исторических событиях, ничего не написано о московских пожарах, а выделен факт массового восстания.

Очевидно, что именно это-то событие 1547 г. X, СТР- 176. Следовательно, убийство бояр произошло на вече. V, стр. К семидесятипятилетию академика В. Волгина, М. Псковские повести...

О блаженном Иоанне Большом Колпако. ЧОИДР, 1896, кн. Здесь «миряне» как бы противопоставляются духовенству. Состав Московского слободского схода. Платонову, Пгр. Буганов, М. XIII, стб.

Восстание Болотникова. В челобитной 1665 г. Подобных примеров можно подыскать немало. Сборник В. Разрядные записи за Смутное время. XIV, стр. II, М.

Именно в таком смысле он приводится в царской грамоте 1555 г. История российской иерархии, ч. XIII, стр. XXIX, стр. Реформы Ивана Грозного, стр. IV, ч. Восстание Болотникова, стр.

Когда и почему редактировались лицевые летописи времепи Ивана Грозного. История о Казанском царстве или Казанский летописец. ЛЗАК, вып. Шмидт, 1 Продолжение Хронографа редакции 1512 года, стр. I, вып. Смирнов Очерки... Зимин Реформы Ивана Грозного, стр.

Источники и характер редакционной работы Ивана Грозного над историей своего царствования. Труды ГИБ, т. Зимин, вслед за С. Бахрушиным, сводит в одно две версии: Царственной книги и Новгородской летописи. К истории московских пожаров 1547 г. Везнина и дьяка А. Щелкалова, которые «чернь уговорили и с мосту сослали», чем и водворили спокойствие в столице см.

Восстание Волотникова, стр. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. К сказкам об Иване Грозном. ОРЯС, 1909, т. XIV, кн. История государства Российского, т.

Быть может, именно после событий июня 1547 г.

Московское восстание привело к падению рода Глинских и стремлению молодого царя укрепить абсолютную власть. Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосия Косого с приспешниками [19] [20]. Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями. Письменные источники эпохи правления Ивана IV менялись в зависимости от периода.

Изначальное описание событий принадлежит ранним памятникам, как « Летописец начала царства » и Новгородская летопись по списку историка Николая Никольского. Последующие источники сформировались в поздние годы царствования Ивана Грозного и отражают точку зрения монарха во времена Опричнины , когда Грозный стремился обвинить ненавистных бояр и оправдать свои политические репрессии. Такие материалы рассматриваются современными учёными как наиболее идеологические, им меньше доверяют. Согласно первой версии, восставшие действовали по собственной инициативе, второй — под руководством бояр, стремившихся узурпировать власть [9]. Советские историки полагали, что восстание носило классовый характер, а его основной движущей силой были низшие слои горожан — «чернь» [9] [22]. Современные исследователи указывают на смешанный характер восстания, в котором принимали участие представители различных слоёв населения.

Так, историк Артём Жуков опровергает тот факт, что бояре были «подстрекателями» восстания.

Согласно летописным источникам, в пожаре погибло порядка 1700 человек [8]. По горящему городу распространился слух, что в бедствии виноваты Глинские. В Новгородской летописи говорилось: «Потому што на них зговор пришол буттось они велели зажигати Москву» [9]. Бабку царя, Анну Глинскую , обвиняли в том, что она наколдовала пожар: «вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила и оттого Москва выгорела» [10]. Семейству Глинских также вменяли государственную измену [11]. Будучи стихийным взрывом борьбы социальных низов против произвола боярских правителей, Московское восстание 1547 г. Единственное требование восставших москвичей, о котором упоминают источники — это требование расправы с Глинскими, олицетворявшими в глазах народных масс все отрицательные стороны боярского правления [12].

История Ход восстания «Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года», картина Павла Плешанова , 1856 год Основные события восстания произошли после «Великого пожара». В Успенском соборе «убили миром» дядю царя, боярина Юрия Глинского: он был побит во время богослужения, а затем забит насмерть камнями. Оставшиеся после пожара дворы Глинских сожгли и разграбили [13] [3]. Летописи описывают, что «бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьёву и с щиты и сулицы, яко к боеви обычаи имаху, по кличю палача» [15]. Целью восставших было расправиться с остальными Глинскими.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий