Традиционная современная интерпретация притчи приводит к ложному понятию о молитве в храме праведника-мытаря и фарисея-лицемера. Притча о мытаре и фарисее: «Те, кто возвышают себя, будут унижены».
Мытаря и Фарисея 2023. Смысл притчи, молитва, что можно есть по дням Седмицы
Думала, что притча о мытаре и фарисее – притча о гордости и об уничижении гордящегося. При́тча о мы́таре и фарисе́е — одна из известных притч Иисуса Христа, записанная в Евангелии от Луки. Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту — времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее.
Информационные партнеры
- Толкования Священного Писания. Толкования на Лк. 18:10
- Притча о мытаре и фарисее — Википедия
- Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
- Фарисеи и мытари: глубинная суть повествования
- Самое читаемое
- Комментарии
Притча о фарисее и мытаре. Краткое толкование притч Иисуса Христа
Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее | – В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее. |
» Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее | Днесь Святая Церковь начинает подготовку к Великому посту чтением Святого Евангелия притчей о мытаре и фарисее. |
Притча о мытаре и фарисее: важность смирения | Неделя о мытаре и фарисее. |
Толкования на Лк. 18:10 | Притча о мытаре и фарисее задаёт определённую тональность особому периоду в богослужебном календаре Церкви — так называемым «подготовительным седмицам». |
24 февраля. Притча о мытаре и фарисей
Думала, что притча о мытаре и фарисее – притча о гордости и об уничижении гордящегося. Гордый и самопревозносящийся фарисей, относивший все свои добродетели к своим собственным заслугам, ушел из храма менее оправданным, чем мытарь. При́тча о мы́таре и фарисе́е — одна из известных притч Иисуса Христа, записанная в Евангелии от Луки. Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю.
Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
Но таково свойство этого недуга внутреннего человека, что лишь выздоравливающие знают, какую страшную болезнь они пережили. Наиболее тяжко болящие менее всего понимают, что они больны. И при телесной болезни человек в сильном жару не осознает ни себя, ни своей болезни. И безумный никогда не скажет о себе, что он безумен. Новоначальные же в неправде некоторое время стыдятся своей болезни; но повторяющиеся грехи быстро приводят их к греховному навыку, а тот, в свою очередь, — к опьянению и обольщению неправдою, при которых душа более не осознает ни себя, ни своей болезни.
И теперь представь, что в больницу приходит Врач и спрашивает: — Что у вас болит? Те, кто только что заболел, от стыда не посмеют признаться в своей болезни, но скажут: — Ничего! Те, у кого болезнь в самом разгаре, даже обидятся на такой вопрос и не только скажут: — Ничего у нас не болит! И только выздоравливающие вздохнув, ответят Врачу: — Все, все у нас болит!
Помилуй нас и помоги! О покаянии, I, с. Итак, поразмысли обо всем этом, услышь притчу Христову и сам рассуди, насколько она обращена к тебе. Если ты с удивлением скажешь: «Эта притча ко мне не относится», — значит, ты в начале болезни, коя зовется неправдою.
Если ты с негодованием скажешь: «Я-то праведен, а это относится к тем грешникам вокруг меня», — значит, твоя болезнь в самом разгаре. Если же ты, покаянно ударяя себя в грудь, ответишь: «Воистину, я болен и имею нужду во Враче», — значит, ты на пути к выздоровлению. В таком случае не бойся — ты выздоровеешь. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Два человека, два грешника, с тою только разницею, что фарисей не признавал себя грешником, а мытарь признавал. Фарисей принадлежал к наиболее уважаемому в тогдашнем обществе классу людей, а мытарь — к наиболее презираемому. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Фарисей стал в передней части храма, у самого алтаря, по обычаю всех фарисеев проталкиваться на первые места.
То, что фарисей стал совсем впереди, видно из дальнейшего описания, говорящего, что мытарь стоял вдали. Таковы горсть фарисея и его уверенность в собственной праведности, то есть в своем духовном здравии, что он ищет первенства не только пред людьми, но и пред Богом и ищет его не только на пиршестве и в собрании, но и на молитве. Одного этого довольно, чтобы показать: фарисей тяжело болен неправдою и в ней закоренел. Почему сказано: молился сам в себе?
Почему не вслух? Потому что Бог внимательнее слушает, что Ему говорит сердце, а не язык. То, что человек думает и чувствует, когда молится Богу, важнее для Бога, нежели то, что он произносит языком. Язык может и обмануть, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть, — черным или белым.
Так дерзает говорить в храме пред лицем Божиим грешный человек! Что есть храм, если не место встречи больного с Врачом? Болящие грехом приходят, дабы исповедать свою болезнь Богу Врачу, дабы попросить лекарства и здравия у Того, Кто является истинным Исцелителем всех скорбей и немощей человеческих и Подателем всех благ. Идут ли здоровые в больницу, чтобы похвалиться своим здоровьем перед врачом?
Но фарисей этот пришел в храм, чтобы похвалиться своим здравием, не как человек с душою здравою и невредимою, но как тяжко болящий неправдою, который, находясь в болезненном бреду, более не ощущает своего недуга. Однажды, когда я посетил больницу для душевнобольных, врач подвел меня к решетке, за которою был человек, наиболее тяжело больной безумием. Он тут же ответил: — А как я могу себя чувствовать среди этих сумасшедших? Вот так и фарисей говорит: Боже!
На самом деле, благодаря Бога, фарисей не хочет поставить Богу в заслугу, что не таков, как прочие люди. Нет; слова: Боже! Ибо из всего, что он сказал, он ничем не благодарит Бога; напротив, он хулит Бога, хуля прочие Божии творения. Он не благодарит Бога ни за что, ибо все, что он сказал о себе, он отметил как свои собственные заслуги, приобретенные без помощи Божией.
Он не хочет сказать, что он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей и не мытарь, так как Бог сохранил его Своею силой и Своею милостью, да не будет с ним того. Никак; он хочет сказать только: он лично, якобы, является человеком такого исключительного рода и цены, что ему во всем мире нет равных. А кроме того, что он такого исключительного рода, он и сам прилагает усилия и приносит жертвы, дабы удержаться на сей необыкновенной высоте над всеми прочими людьми. А именно: он постится два раза в неделю и дает десятую часть из всего, что приобретает.
Ах, какой легкий путь спасения избрал для себя фарисей, более легкий, нежели наилегчайший путь погибели! Из всех заповедей, данных народу Богом чрез Моисея, он выбрал только две, самые легкие. Но и эти две заповеди он на самом деле не исполняет.
Еще в древности переводчики Священного Писания на греческий язык, а вслед за ними и переводчики на латынь и славянский, перевели словами «правда», «оправдание» древнееврейское слово «цедака». Цедака — одно из ключевых понятий Библии, слово это означает верность. Нет, ни в коем случае не верность человека! Человек неверен, непостоянен и слаб.
Цедака означает верность Бога! Бог всегда остается верен своему обещанию, данному еще прародителям сразу по грехопадении о том, что «Семя жены» то есть один из Потомков Евы «сотрет главу змия» то есть дьявола Быт. В силу этой верности в древние языческие времена, когда память об истинном Боге казалось безвозвратно утраченной, Господь избирает один народ и вверяет ему откровение о Себе. Во времена разброда и шатания в среде избранного народа Господь воздвигает пророков, которые, будучи Его голосом, возвещают грядущее спасение. В силу этой верности Бог проводит народ Свой сквозь горнило Вавилонского плена, где в страданиях выковывается стержень подлинного монотеизма. В силу этой верности Бог посылает Сына Своего Единородного в мир, дабы всякий верующий в Него не погиб, но наследовал жизнь вечную. В силу этой верности Сын Божий восходит на Крест, принимает позорную смерть и нисходит в глубины ада.
В силу этой верности Христос, воскреснув, творит Новый Израиль — Свою Церковь, которую и ведет ко спасению в пакибытии. Человек склонен грешить и этим удаляется от спасения. Бог же всегда, несмотря ни на что, остается верным своему обещанию спасти человека. Ибо Бог любит человека. Но Бог не может спасти человека без воли человека. Бог не может спасти того, кто мнит, что в спасении не нуждается. Поэтому благоволение Божие обращено на бьющего себя в грудь мытаря, и это же благоволение вдребезги разбивается о твердокаменную набожность фарисея, ибо набожность, которая склоняется к наглой заносчивости и самоуверенности, почти всегда безнадежна.
Те, кто имеют слишком высокое мнение о себе, стоят от Бога бесконечно дальше, чем заведомые грешники, испытывающие острое чувство покаяния. Притча о мытаре и фарисее читается на воскресной Литургии в канун Великого поста. Это евангельское чтение призвано вдохновить нас на прохождение самого продолжительного и строгого поста в году, поскольку вселяет надежду на то, что и наше покаяние будет воспринято Богом. Надежда наша основывается на глубоком осознании того, что Бог несправедлив. Если бы Он был справедлив, то, по меткому замечанию преподобного Исаака Сирина, мы бы давно уже были в аду. Но наш Бог есть любовь! Притча нас и предостерегает: нет ничего более противного Богу, чем религиозное самодовольство.
Нет ничего нестерпимее в церковной жизни, чем формализм и лицемерие. Да убережет нас Господь от этого!
Мытарь же глубоко сознавал свои грехи и всей душой в них раскаивался. Между тем грешниками являлись оба, поскольку безгрешных людей не существует. При этом фарисей чувствовал себя настолько выше и достойнее остальных, что расположился на заметном месте в храме, желая, чтобы и люди, и сам Господь видели, насколько он благообразный и заслуженный человек. В отличие от него мытарь стоял вдали, то есть не считал себя достойным приблизиться к алтарю. Это значит, что в глазах Бога наивысшим достижением человека является смирение», — рассказал в беседе с «Лентой. Именно признание своих грехов, а также собственной незначительности из-за этих грехов и есть настоящее смирение гордыни, к которому призывают Христос и церковь. И пусть вас не вв одят в заблуждение слова об унижении себя.
Унижение себя не означает желание казаться более ничтожным, чем есть на самом деле отец Александр священник храма Всех Святых на Кулишках Эта фраза в притче означает лишь «понимание, что, будучи грешным, по определению нельзя претендовать на какую-то исключительность или даже просто более сильную значимость по сравнению с другими людьми». Отец Александр отметил, что от того, наскольк о велико у того или иного человека чувство греха, зависит его близость к Богу. Он напомнил, как Иоанн Креститель был смущен при виде Иисуса: он говорил , что недостоин даже р азвяза ть ремень его обуви. Это происходит в том случае, если они становятся самоцелью, средством для возвышения, предметом для гордости. Фарисей соблюдал все правила, но при этом презирал остальных и проявлял свою надменность. И именно поэтому отдалился от Бога», — подчеркнул отец Александр. Протопресвитер Александр Шмеман говорил , что «Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь».
Поразительный образ: фарисей пришёл, встал поближе к святыне и кичится: «Благодарю Тебя, Господи, что я делаю всё то, что Ты заповедал: я и десяти ну отдаю, и молюсь, и пощусь». А мы не так разве рассуждаем: «Мы ходим в церковь, мы постимся, молимся утром и вечером, мы ожидаем праздников. Что ещё нужно? Ведь я же всё делаю! Смирение, которое награждается Богом благодатью, и благодать действует в человеке как любовь. Вот об этом-то и забыл фарисей! И все те, кто фарисействуют. Самое главное забыли: Бог есть Любовь 1 Ин. Как часто мы, дорогие братья и сёстры, входя в храм, не испытываем этой любви. Но что ещё страшнее, мы уходим из храма, вновь не осознав необходимости подвига в своём сердце, преодоления себя, жертвы собою по любви к другому человеку. И обратите внимание, нет любви в человеке, нет благодати — и он уже превозносится по факту всего, что он делает... Разве может человек быть довольным собою? Неужели пост, молитва и другие аскетические упражнения могут нас приблизить ко Христу? Преподобный Серафим Саровский чётко разъяснил: пост, молитва и вообще всякая даже добродетель — всего лишь средства, но отнюдь не цель. Что же происходит с христианами, с нами, коли мы становимся фарисеями? Когда кончается любовь, начинается нелюбовь. И я тогда уже полагаю, что главное — исполнить, ведь Сам Бог, как я тогда ошибочно уверяюсь, всего этого от меня требует. Бог меня ни к чему не обязывает — ни к молитве, ни к посту: Сыне, даждь Мне твое сердце Притч. Всего лишь! Всё, что нам надобно — преодолеть себя. Здесь, в нашем храме святого Романа Сладкопевца, упокоен святитель Пётр Екатериновский. Он написал книгу «Указание пути к спасению. Опыт аскетики». В ней есть одна фраза, которая выстрадана им самим: «Спасение человека совершается в постоянном преодолении себя, в постоянном напряжении воли». Вот если этого напряжения воли нет, отсутствует подвиг любви, — то есть преодоления себя и жертвы по любви к Богу и другому человеку, — то, дорогие мои, мы не живые люди, мы мёртвые. Гюстав Доре "Мытарь и фарисей" Мытарь и фарисей — это ещё период ветхозаветного общения человека с Богом, но мы-то с вами живём уже в совсем другое время, когда за весь род человеческий Христом принесена Жертва. Бог показал, насколько Он нас любит, и говорит: «А теперь покажи, насколько ты Меня любишь, насколько ты можешь пожертвовать собой. Ведь путь преодоления себя и путь обретения любви Бога к человеку Я тебе показал — это восхождение на Крест.
Евангельская притча о мытаре и фарисее
13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее | Думала, что притча о мытаре и фарисее – притча о гордости и об уничижении гордящегося. |
Первая подготовительная неделя Великого поста. Притча о мытаре и фарисее. | Фарисей прошел в переднюю часть храма, мытарь же стоял у входа, преклонив главу. |
Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее | Притча о фарисее и мытаре, призывающая нас молиться со смирением и сокрушением о грехе, ст. 9−14. |
Тайна любви. Слово в Неделю о мытаре и фарисее | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь | Свое название Неделя о мытаре и фарисее получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией. |
Толкование библейской притчи о мытаре и фарисее | Притча о мытаре и фарисее была рассказана тем, "которые уверены были о себе, что они праведны, уничижали других". |
Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году – с 25 февраля по 3 марта
- Неделя о мЫтаре и фарисее 2024 - сплошная, толкование притчи, которую 25.02 в храме читают
- Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
- Смысл притчи о мытаре и фарисее
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Притча о мытаре и фарисее: важность смирения
Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь». Однако у многих людей не укладывается в голове, почему совершение добрых дел — обязательное занятие, которое является важнейшим условием спасения, — нельзя считать достаточным для того, чтобы признать себя праведными людьми. Отец Александр подчеркнул, что истинный путь к спасению заключается в осознании и признании собственной греховности, так как безгрешных людей нет, какими бы праведными они не были. Почему притча о мытаре и фарисее актуальна до сих пор Сегодня героев этой притчи можно сопоставить с людьми так называемого высшего общества, достигшими в жизни определенного положения, и представителями простого народа, которым похвастаться особо нечем. Психолог Олег Шевченко в беседе с «Лентой. Думаю, большинство из нас в те или иные моменты может поймать себя на мысли о своей гордости по поводу превосходства над другими людьми. Я сейчас говорю не о вере, не о религии и поведении воцерковленных людей, а об обычной повседневной жизни. Евангелие и, в частности, притча о мытаре и фарисее являются великими источниками мудрости еще и потому, что так или иначе касаются всех Олег Шевченкопсихолог Он отметил, что сейчас детей воспитывают с посылом: «Ты должен быть первым, ты должен стать лучшим!
Эту же цель люди внушают себе, чтобы добиться успеха и занять свое место под солнцем. И когда человек чего-то добивается, он как раз и испытывает то самое недостойное чувство: «Я молодец, я смог, а вот мой сосед сват, брат и т. Тут дело в другом — добившись пусть даже самых невероятных успехов, не следует восхищаться собой и сравнивать себя с теми, кому ничего подобного не удалось. Не следует делать этого не только открыто, перед другими людьми, но даже наедине с собой. Значит, тебе такая возможность была дана — поблагодари за свои достижения Бога или, если неверующий, то природу, которая одарила тебя определенными способностями », — заключил он. Что думаешь?
Слова же его были следующие: «Боже, будь милостив мне грешнику». В отличие от фарисея мытарю нечего даже сказать Богу в качестве благодарности. Он не знает, за что же он может благодарить Бога. Разве только за то, что он, мытарь, ещё ходит по этой земле, и что его ещё не постигла жестокая кара. Но он, возможно, понимает, что Бог долготерпелив 2Петр3,9 , и не торопится с наказанием, давая время человеку для исправления.
Ни одной заслуги своей перед Богом мытарь назвать не в состоянии. Однако, вместе с этим, мытарь не перечисляет и собственных грехов. Видимо, тяжесть их такова, что у него не хватает ни моральных, ни физических сил как говорят — «язык не поворачивается» , для того чтобы эти грехи хотя бы просто перечислить. Мытарю стыдно за них не только перед стоящими в храме людьми, возможно из которых он тоже кого-то обидел. Ему, в первую очередь, стыдно перед Самим Богом.
А ведь Бог, как известно, не смотря на всё, «поругаем не бывает» Гал. Мытарь просил только об одном — о милости к нему, которую проявить к нему может только Бог. Признавая себя грешником, и, конечно же, являясь на деле таковым, мытарь мог просить прощения своих грехов только у Всевышнего, у Того, Кто только может отпустить ему их Мих. Обратим внимание на мысль: мытарь покинул храм более оправданным, нежели находившийся там же фарисей. Здесь выражение «более оправданным» имеет, в сущности, два значения.
С одной стороны, оправданы были они оба — фарисей и мытарь. Да, фарисей вёл себя вызывающе, но Бога он не обманывал. Судя по содержанию притчи, фарисей действительно делал всё, что он говорил, соблюдал требования Закона и вёл, как мы уже говорили, вполне добродетельную жизнь. Не будем забывать, что Господь справедлив одинаково ко всем, «нелицеприятно судит каждого по делам» 1Петр. И фарисей здесь не стал исключением.
В то же время, фарисей был оправдан не полностью, но об этом чуть позже. Но за что же был оправдан мытарь? Ведь грехи его, судя по всему, были явно несопоставимы с грехами того же фарисея. А дело в том, что мытарь сумел проявить крайнее смирение, полностью осознавая всю тяжесть совершённого им греха, с трудом вымаливая у Бога за всё прощения. Фарисей, напротив, даже не пытался вспомнить, был ли он грешен в чём, тем более, просить у Бога за что-либо прощения.
Вместо смирения фарисей только возгордился собой, не забыв ещё поставить в уничижительное положение других людей. Мытарь через своё искреннее раскаяние по-настоящему приблизил себя к Богу, тогда как фарисей, через проявленную им гордыню, через непомерное возвышение самого себя, только отдалился тем самым от Всевышнего. Фарисей как бы уже «расквитался» с Богом за свои собственные заслуги, а теперь как бы наступила очередь Самого Бога дарить те или иные блага фарисею. Как и сказано об этом в самой притче: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Как говорил апостол Пётр, Господь Бог «гордым противится, а смиренным даёт благодать» 1Петр.
Вот почему мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Мытарь предстал пред Богом таким, как писал в своё время пророк Исаия: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» Ис. То есть, не имело никакого значения, какое место в храме занял фарисей, а какое мытарь. Бог смотрит, в первую очередь, на человеческое сердце, а не на географическое положение молящегося. И это обстоятельство было только на пользу мытарю.
Пётр Первый говорил, кого на эту должность ставить — самых наглых, наиподлейших и бедных — они всё равно разбогатеют. Он это прекрасно понимал. И вот этот человек не смел глаза поднять, у него внутри произошёл переворот. И с этой ступеньки ему надо подниматься на вторую. Вторая — это благодарение. На второй ступеньки уже занято, стоит в подряснике и с орарем: «Благодарю Тебя, у меня всё исполнено по канонам, всё прекрасно». Но этим «благодарю» он начинает унижать стоящего внизу и сразу оказывается ниже его, под ним. Под этого мытаря подсматривал снизу, он следил за ними: «Я про тебя всё знаю». Да, если бы я лично не знал, о ком идёт речь.
Не знаю ни одного налогового инспектора достаточно порядочного, чтобы можно было дружить с ним. Ведь раньше в России как было? Чтобы выжать налоги, всё время работала специальная коллегия, заседали люди и думали: где бы, за что бы зацепиться? С яблони, со свиного рыла, с овечьей шерстинки. Придумали с окна брать. Люди замазали окна. С трубы брать; но без трубы нельзя. Мне отец рассказывает: сломали трубу, дыру замазали, завалили. Я говорю: «Да как же печь топили?
И чем больше придумывали, как изъять налоги, тем меньше поступало в казну — люди изощрялись еще больше. Было около 120 пунктов, по которым брали налог. С бороды брали — даже не додумаешься; Пётр Первый — умница. И были люди, которые откупались. Он говорит: «Сто рублей за бороду». А какая борода? Большая или маленькая? И тогда люди стали платить две дани; их называют староверы-двоеданцы. Вот поэтому налоговиков всегда ненавидели, их приравнивали только к грешникам; они шли в одну строку с ними.
И поэтому фарисей на него смотрел естественно, как здравый гражданин должен смотреть. А вот тут-то он со своими мерками осуждения оказался вполне не прав. Ты знал его, того, который был за порогом. Вот если бы ты там о нём говорил так, было бы всё справедливо. Но грабитель, этот народный депутат, уже перед Богом стоит, он уже не тот, какого ты знал по его досье. Господь говорит: Пс. Когда ты говорил, эти слова уже до Бога дошли — ты судил другого человека. Ты судил вчерашнего, а он стоит сегодняшний, поэтому суд твой оказался неправедный. И Богу это неугодно.
И мы сегодня читали: 2Тим. Он это забыл. Правильное мышление у того, кто приходит в храм. Богу нельзя задавать вопросы, потому что слово Его уже вышло из Его уст. Сказал Бог: «Да будет свет», а потом: «Да произрастет трава», а потом — светила на четвертый день, а свет в первый день. Тысячи лет люди спрашивают: «Откуда свет был, когда светил не было? Можно было по-другому сделать? Нельзя; раз в Библии записано, мы должны только шагать в след и это изъяснять. Почему то двенадцать Апостолов, то почему-то семьдесят?
Никаких «почему» - Бог сказал и на этом всё. Теперь только из этого бери, что тебе, но только из этой цифры уже не выходи. Бог так сделал. А почему в другом месте написано, что молиться можно и одному? Храм для того, чтобы собрать двоих, троих, двадцать, тридцать, двести, триста. Вот для того, чтобы нас объединить, ибо мы — виноградинки одной кисти. Для этого храм и нужен. Мы научаемся друг от друга, смотрим друг на друга, чистые или пасмурные глаза. Видим, что кто-то отсутствует, почему-то его нет.
Мы многому научаемся, когда мы собираемся вместе.
В себе моляшеся молился сам в себе , т. В молитве фарисея прямо выражается его самовозношение и унижение, даже порицание других, хотя он и начинает ее благодарением Бога. Он ставит себя выше не только многих, но и всех прочих: я не таков, как прочие люди или как сей мытарь.
В самохвалении он перечисляет главнейшие свои добродетели, которыми, по его мнению, он превосходит других, даже и праведников: пощуся двакраты в субботу, десятину даю и пр. Пощусь два раза в неделю двакраты в субботу , т. Даю десятую часть десятину. У евреев был закон давать Господу, то есть в храм, на содержание его и служителей в нем: священников и левитов, и на нищих десятую часть из полевых плодов и скота Лев.
Толкование на Евангелие от Луки. Лопухин А.
Притча о мытаре и фарисее: важность смирения
Притча о мытаре и фарисее. Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он будто осужден Самим Христом. Однажды Христос рассказал людям притчу о двух мужчинах — мытаре и фарисее, которые пришли в храм помолиться. Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение).