«Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написанная им еще в 1961 году и посвященная супруге композитора Майе Плисецкой. В концертной практике большую популярность получила симфоническая сюита, сделанная на материале оперы в 1964 году. Другие новости все новости. Астраханский театр оперы и балета приглашает на праздник красоты и грации! Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина "Не только любовь", а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написанная им еще в 1961 году и посвященная супруге композитора Майе Плисецкой. Любовный треугольник в опере олицетворяют в опере председатель передового колхоза Варвара Васильевна, городской пижон Володя Гаврилов и его деревенская невеста Наташа.
Спектакль Не только любовь в СПб
Дети приняли участие в мастер-классе по изготовлению пасхального сувенира, выступили вместе с фольклорными коллективами, разучили и исполнили русские народные подпевки. Яркое музыкальное мероприятие было направлено на формирование интереса подрастающего поколения к культуре русского народа. Творческую встречу украсил коллектив ансамбля русской песни «Астраханские россы». Ранее состоялся квест «Дружная семья».
Главная героиня — председатель колхоза Варвара Васильевна, оказавшаяся перед выбором между чувством и долгом. С оперой Чайковского «Не только любовь» сближает жанровое определение — «лирические сцены». Музыковеды также часто соотносят сцену объяснения Онегина с Татьяной и сцену Варвары с Володей в финале.
Над новой постановкой работают художественный руководитель Московского драматического театра имени А. О замысле постановке Евгений Писарев рассказал пресс-службе театра: «Конечно, главное — это лирическая история о несостоявшейся любви.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера», продолжая свои традиции, вновь обратился к малоизвестному на сегодняшний день произведению — «Не только любовь» Родиона Щедрина. Щедрин — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова.
А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен».
Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись.
Опера Не только любовь
Билеты на Опера «Не только любовь» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер. Художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ Опера» Юрий Александров получил грант на постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в рамках проекта «Возрождение советской оперной музыки». Отличительная особенность оркестра оперы «Не только любовь» — близость к звучанию народных инструментов (гармошке, балалайке, жалейке), что создает сельский колорит. Билеты на Опера «Не только любовь» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер. Отличительная особенность оркестра оперы «Не только любовь» — близость к звучанию народных инструментов (гармошке, балалайке, жалейке), что создает сельский колорит.
«Не только любовь» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
Отучившись и поработав в городе, возвращается герой оперы Володя — к своей невесте Наталье. Ему всего 21 год, но он человек свободного поведения, успевший вкусить красивой городской жизни и — можно предположить — с паспортом. Хотя опера называется «Не только любовь», главное в ней именно любовь. Опера насквозь пронизана эротикой, если не сказать вожделением. В каждой фразе, взаимоотношениях, сквозит подтекст нереализованной любви. И даже когда разговоры идут о починке коровника или латании крыши, все равно — о любви. Вот такие вербальные любовные игры на протяжении двухчасового действия о «не только любви». Щедрин мог быть ровесником своего персонажа. Уже в начале 60-х был известным, признанным композитором. В Большом театре шел балет «Конек-горбунок» поставлен в 1960 , в котором танцевала Майя Плисецкая за два года до этого были оформлены супружеские отношения композитора и балерины, которая, как и Варвара в опере, была на несколько лет старше.
В опере «Не только любовь» тоже было предусмотрено участие Плисецкой в танцевальных сценах. С триумфом прозвучали премьеры Первого фортепианного концерта и Первой симфонии. Написана музыка к фильмам «Высота» со ставшей популярной песней «Не кочегары мы не плотники, Но сожалений горьких нет как нет, А мы монтажники высотники, да, и с высоты вам шлем привет» , «Коммунист», «Нормандия — Неман», «Люди на мосту», спектаклям ленинградской Александринки, московских театров Ленинского комсомола и Сатиры, популярные фортепианные пьесы… Не каждому композитору к 25—30 годам удается добиться столь многого. Через два года, в 1963, будет написан концерт для оркестра «Озорные частушки» — одно из самых известных и исполняемых сочинений Щедрина. А дальше русская тема пронизывает все его творчество: Третья симфония «Лица русских сказок», оркестровые концерты «Звоны», «Старинная музыка российских провинциальных цирков», «Хороводы», «Четыре русских песни», симфонические партитуры «Стихира к тысячелетию Крещения Руси», «Хрустальные гусли», «Российские фотографии», «Вологодские свирели», «Величание» для струнного оркестра, хоровая опера «Боярыня Морозова», оперы и балеты на сюжеты Чехова, Гоголя, Лескова… «Народный плач» в оратории «Ленин в сердце народном»… Щедрин — яркий представитель молодого поколения «Оттепели». Он всегда был в ряду деятелей культуры, боровшихся с бюрократией, и вообще со всем тем, что называли «недостатками» социалистической системы. Как и его ровесники Евтушенко, Вознесенский на стихи которого написана «Поэтория» , Аксенов… Не лакировать действительность, но и не очернять ее. Верить в то, что коммунизм может быть построен, надо только очистить настоящее от всяких шлаков, тормозящих движение вперед, и тогда откроется светлое коммунистическое будущее. Такое, которое завещал «истинный», а не исковерканный Ленин.
И в этом смысле опера представляет собой довольно эклектичное и парадоксальное собрание разных элементов, и музыкальных в том числе. Здесь и частушки, и прибаутки, и балалайки, и кадрили, и напускной оптимизм. И пародия на высказывание Глинки о том, что «Сочиняет музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» , и упоминание «Сумбура вместо музыки», и цитата из «Антиформалистического райка» Шостаковича. А во втором действии композитор показывает трагедию любящей женщины, героини, которую можно сравнить и с Чио-Чио-сан, и Травиатой, и с Тоской. В опере вообще ни у кого нет счастливой любви. Ни у Варвары, безответно любящей Владимира. Ни у любящего ее, но ничего не получающего в ответ бригадира трактористов. Ни у Владимира с Натальей.
И потому даже самая неискушенная публика готова ответить ему тем же. Отдельная история — хоровые сцены. Хоры у Щедрина всегда завораживающе прекрасны. Здесь они просто запредельно небесные, ангельские. Считается, что опера построена на частушках и что партитура имеет некие фольклорные корни. Вряд ли это так. Народность важна для этой оперы, не в этническом аспекте, а скорее, в мифологическом. Знаменитые частушки из второго акта он весь построен на развернутой стилизованной кадрили никакой «фольклорности» в себе не несут. А если она и присутствует, то примерно в той же версии, что у Стравинского. Это, пожалуй, самая модернисткая часть оперы, которая, на самом деле, и вся — ярчайший пример модернизма, а может быть, даже и начала постмодернизма. И удивляться здесь нечему: русская музыка с средины XIX определяла самые авангардные течения в искусстве. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». И снова достигает огромного успеха, что очевидно не случайно. При кажущейся огромной разнице между этими партитурами, в них есть нечто общее: веризм Франческо Чилеа и реализм Родиона Щедрина режиссер совершенно правильно воспринимает как некий хитрый прием, за которым стоит прочтение этих историй как сюжетов из жизни богов.
Впечатления были настолько долгоиграющими, что отразились и в опере «Не только любовь» 1961 года, и в концерте «Озорные частушки» двумя годами позже. В опере отражена целая гамма женских чувств, вдохновленных источником либретто — рассказами писателя-горожанина Сергея Антонова.
Название оперы «Не только любовь» можно перефразировать. Несмотря на потасовки и деревенские проблемы, все закручено вокруг любви. Колхоз возглавляет энергичная женщина, но, несмотря на всю твердость характера и бойкую натуру, она оказалась во власти нахлынувших чувств. Александрову автор дал полный карт-бланш с правом менять все что угодно. Но режиссер не исправил ни ноты. На премьеру Родион Щедрин вместе с супругой Майей Плисецкой прибыл лично. После просмотра первого акта в зале нашлась зрительница, которая пожелала высказать свое недовольство именно композитору. Это опошление советской действительности, принижение советских людей. То ли сам уважаемый композитор выбрал такое либретто, то ли он его выбрал по каким-то личным причинам и материальному характеру?
Спектакль Не только любовь в СПб
Щедрин считал, что спектакль продемонстрировал глубокую любовь и признательность к людям и времени, изображенным на сцене. Ищите на наших страницах расписания на каждый день недели и ежемесячные обзоры на весь 2023 год.
Героиня оперы, немолодая уже женщина Варвара с автором либретто Василием Катаняном мы поменяли ей имя , отчаянно влюбляется в такого юнца-полумальчишку. Любовное томление, сексуальное желание, да и нерастраченная материнская нежность, тайные встречи, деревенский любовный треугольник у парня есть в деревне молодая невеста — одногодка , бурный конфликт и печальная, безрадостная развязка — невеселое многоточие. Деревня вновь погружается в скучные будни. Текст одной из частушек словно резюмирует главную мысль моей оперы: «Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать? Ее постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре: откровенно фрейдистские мотивы, соседствующие с монументальными патриотическими шествиями других советских опер, красными знаменами и славословием, были слишком вызывающим контрастом.
В «Не только любви» нет, разумеется, темы садистического унижения человека человеком, нет темы злобы, какие стали доминировать в операх Щедрина, созданных в последнее десятилетие.
Но уже там, в колхозно-частушечной опере, слышен модус беспросветности, увязания в непросыхающей грязи, слышна мечта о свободе, свете, чистом воздухе, избавлении от гнета коллективизма в пользу обостренно индивидуального, критического сознания. Валерий Гергиев вместе с великолепно подобранным ансамблем солистов, хором превосходная, высококлассная работа хормейстера Павла Теплова и оркестром исполнил ее невероятно философски, с ощущением замедления и без того не очень быстрых темпов, чтобы как можно глубже понять то, что произошло тогда и происходит сегодня с нами. Надо обладать гением Щедрина, чтобы из вполне обыкновенных историй, описанных в советских рассказах Сергея Антонова и переработанных в либретто Василием Катаняном, создать нечто шедевральное и ввести в великую оперную традицию. Из заурядного сделать незаурядное, захватывающее, способное удерживать внимание на протяжении двух часов, — на такое оказался способен дерзкий 39-летний композитор. Дерзости в этой опере с годами не убавилось, судя по тому, что несколько сезонов назад на ее премьере в «Санктъ-Петербургъ Опере» постановка Юрия Александрова к композитору подбежала пожилая раскрасневшаяся дама и начала клеймить его позором за «очернение жизни советского колхоза». Мариинскому театру на сей раз очень крупно повезло с режиссером, который не сделал из оперы ни перченую историю, ни агитку, а очень грамотно, точно, красиво и строго поставил историю о том самом конфликте чувства и долга, о которых писали свои классицистские оперы еще Глюк со Спонтини и Керубини как бы высокопарно ни прозвучали в этом контексте их имена. Дебютант в оперном жанре, но давно не новичок в жанре драматическом ярославец Александр Кузин ухватил корневую суть лирической оперы Щедрина и дал возможность слушателю разделить с ним его «открытие» Щедрина.
Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера.
В 1973 году солистами Ниёле Амбразайтите , Виргилиус Норейка и другие , оркестром и хором государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР под управлением дирижёра Римаса Генюшаса для фирмы « Мелодия » была осуществлена аудиозапись этой оперы.
Ещё один Щедрин на Мариинской сцене
Театр Санкт-Петербург опера опера Не только любовь Родиона Щедрина 20.11.2015 Ранняя опера Родиона Щедрина Не только любовь давно была у меня в планах. На то были свои причины. Во-первых, интересен сам театр Санкт-Петербург опера и его главный. Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представит премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", сообщили ТАСС в пресс-службе театра. Феликс мечтал поставить первую оперу Родиона Щедрина "Не только любовь": его завораживает музыка. Билеты на Опера «Не только любовь» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. Опера «Не только любовь» – это не только увлекательный сюжет и превосходное исполнение артистами, но и возможность окунуться в атмосферу прекрасной музыки и выразительного театрального искусства.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Вчера посетили компанией оперу "Не только любовь".Про сельскую жизнь. главной героиней и Альфредом - ее поклонником и любовью. Родион Щедрин (род. 1932). Опера `Не только любовь` (1961), op. 22. Скачать ноты. В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны.
Щедрин - Не только любовь listen online
Это первая опера Щедрина. Либретто в основном состоит из песен, частушек и прибауток. Любовная история героев проходит на фоне народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Действие происходит в советской деревне в послевоенное время.
А вот здесь сегодня не убоялись.
И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям». Фото: www.
Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева. И это не просто бытовая проблема неких далеких от нас советских колхозников. Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая. Не будет урожая, не будет жизни. Классический оперный любовный треугольник здесь тоже демонстрирует удивительное слияние бытового реалистического конфликта с высотами истинной трагедии.
Молодой паренек Володя, легкомысленный балабол, избалованный вниманием девок, появляется перед более чем скромными односельчанами, как Сергей Сергеевич Паратов — в белом костюме и элегантных туфлях. Кирилл Матвеев создает очень яркий характер обаятельного пустомели, который своей асоциальностью рушит шаблоны жесткой системы деревенского сообщества. Варвара влюбляется в Володю. И эта любовь — не что иное, как страсть, «химия», эротическое влечение. Музыка буквально захлебывается от страстных интонаций, сочных гармоний, выразительных мелодических оборотов. Варвара уже готова подчиниться своему чувству, хотя у Володи есть юная невеста Наташа - ее партию исполняет нежная и женственная Мария Макеева, обладательница очень красивого сопрано. Впрочем, здесь каждый солист демонстрирует великолепные вокальные качества. Родион Щедрин написал для певцов выразительнейшие партии, в которых речитативность предельно сплетена с мелодизмом.
Девушки и парни, состязаясь друг с другом, поют частушки. Появляются представители колхозной самодеятельности, исполняющие неуклюжий марш, после выступает Гаврилов. Суровые моралисты из самодеятельности распекают городского, среди обвинений звучит реплика «Сумбур вместо музыки! Володя поет с девушками лирические куплеты. На кадриль пришла Варвара, она танцует с приглянувшимся ей Володей. После вечеринки Варвара в волнении возвращается домой, ее догоняет Володя, не скрывающий своих чувств «Вот и зацелую, врешь ты, не уйдешь». В диалог вмешивается бригадир трактористов Федот Петрович. Варвара прогоняет защитника, а с Володей договаривается о встрече. Действие третье По дороге на свидание Варвара встречает Наташу, та поет тоскливую песню «Туманно красное солнышко».
Полюбил бы, коли захотела
Не только любовь, Мариинский театр: афиша и отзывы о спектакле в Санкт-Петербурге | Художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ Опера» Юрий Александров получил грант на постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в рамках проекта «Возрождение советской оперной музыки». |
Премьера оперы «Не только любовь» в Музыкальном театре – | Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Евгения Писарева отражает макбетовский масштаб сочинения Щедрина – с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами. |
«Не только любовь» в «Санктъ-Петербургъ Опера» | | 6 декабря на сцене Большого зала состоится показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в исполнении хора и оркестра оперной студии МГИМ им. Шнитке под руководством дирижера Игоря Громова. |
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в МАМТе - YouTube | Не только любовь, заказ билетов на оперу онлайн или по телефону в Москве 7(499)110-72-91. |
Не только любовь 07 июля 19:00 | Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников Максима Обрезкова. |
Ваш вопрос
- Ваш вопрос
- Опера «Не только любовь» | Путеводитель Подмосковья
- Не только любовь
- Евгений Писарев ставит в МАМТе «колхозного “Евгения Онегина”»
- Полюбил бы, коли захотела
- Театр Санкт-Петербург Опера (02 ноября, суббота 19:00, Не только любовь!).
Посмотреть онлайн афишу и расписание спектакля Не только любовь
- Родион Щедрин. Опера «Не только любовь»
- Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
- Полюбил бы, коли захотела
- Не только любовь 07 июля 19:00
Не только любовь
Индивидуальность деталей поведения каждого участника, включая различных типажей в массовке, придала убедительную жизненность всему происходящему действу. Наталья Зимина - Варвара Васильевна. Наталья Зимина вокально и драматически создала, действительно, председательшу колхоза, волевую, страстную и глубокую натуру. Голос соответствовал необходимым качествам властной женщины, которую все боятся. Ровным и сочным звучанием во всех регистрах помогал рисовать сценический характер. Владимир Дмитрук был артистичен, вокальной стороной и внешним обликом хорошо вписывался в образ лучшего парня на деревне, любимца девушек и женщин. Актёрский ансамбль главных героев был выбран удачно, все были на своём месте, каждый попадал в своего персонажа и сценически гармонировал с партнёрами. Эффектным и запоминающимся, благодаря композиционной «раскадровке» мизансцен, а также визуальной драматургии хореографических придумок стало второе действие оперы.
Частушки - мастерский почерк композиторского стиля Щедрина - были обыграны кадрилью, которую задорно отплясывали пары. Сложный эмоциональный рисунок перекрёстных чувств всех участников массовой сцены собрался воедино, сконцентрировавшись на Варваре Васильевне, которая отчаянно влюбилась в жениха Наташи. В финале председательша отказывается от своей любви, уступив Володю невесте. Ничего не понимающий Володя убегает в одну сторону, Наташа бросается в другую. Опять в оркестре звучит лейтмотив дождя.
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман Опера «Не только любовь». Год автора «Мертвых душ» и «Конька-Горбунка» открыли большим концертом с участием Дениса Мацуева, а продолжили премьерой оперы «Не только любовь» в Концертном зале в постановке режиссера-дебютанта Александра Кузина. Театральному роману Мариинки с Родионом Щедриным десять лет.
Он начался с концертного исполнения, а затем и постановки оперы «Очарованный странник» режиссер Алексей Степанюк в Концертном зале. Свою роль в развитии романа, кажется, сыграл этот самый новенький тогда Концертный зал, акустикой в котором занимался сам «доктор саунд» — Ясухиса Тойота. Родион Щедрин был изумлен элегантностью и акустическим совершенством нового зала, остающегося по этим качествам непревзойденным в России и одним из лучших в мире. И композитору ничего не оставалось, как доверить надежным дирижерским рукам свою музыку — симфоническую, оперную и балетную. Перфекционист во всем, до того момента связывавший жизнь своих сочинений преимущественно с европейскими ангажементами, Родион Константинович как будто заново родился для российских слушателей благодаря союзу с Валерием Гергиевым.
Только в Песне с наибольшей полнотой композитор раскрыл всю глубину этого образа, нарисовав незабываемый портрет обездоленной в любви простой русской женщины: Начало Песни — печальный лирический двутактный распев, ограниченный ходами на терцию и кварту. Прозвучав в ля миноре, зачин без изменения повторяется терцией ниже — в фа миноре. Неизменный повтор первой фразы, где каждый звук соответствует слогу, придает мелодии повествовательный характер, напоминая доверительный рассказ о чем-то глубоко сокровенном. Поэтому секундовая интонация, подчеркнутая неожиданным ходом на октаву вверх и оттенком forte, воспринимается как всплеск отчаяния, крик души. В эту кульминационную фразу композитор вносит тонкую выразительную деталь: в то время, как голос пропевает слова «все цветы» на звуки фа-ми-фа, в оркестре у скрипок звуки ми и фа «застревают», образуя щемящую малую секунду. Это придает напеву оттенок боли и страдания в последующих куплетах диссонантное звучание образуют флейты, гобои, трубы. Как отголосок на piano звучит следующая фраза с теми же словами. Смягчает звучание и замена острого хода на секунду терцовым мелодическим оборотом. В роли Варвары Васильевны — Л. Захаренко Нисходящее прерывистое движение, pianissimo в последнем двутакте наполняют мелодию какой-то скрытой тревогой, подобно затухающим раскатам так внезапно прозвучавшего грозового удара. Сопоставление двух контрастных элементов лейтмотива—диатоники и хроматических интонаций — послужит основой дальнейшего развития этой темы. В Песне четыре куплета, в каждом мелодия остается неизменной во втором и четвертом несколько изменены концовки , оркестровая же партия каждый раз звучит по-иному. Заканчивается Песня словами как бы про себя: «Одни слова ласковые у меня в ушах. Одни глаза синие в моих глазах». Песню-исповедь резко сменяют плясовые частушки Варвары Васильевны с веселым шуточным текстом. Но после песни они звучат как смех сквозь слезы, как пляска отчаяния, подобно «Трепаку» Мусоргского из цикла «Песни и пляски смерти». Особую остроту мелодии припева, с которого начинаются частушки, придает предпоследний выдержанный звук си-бекар в фа миноре это вводный звук к доминанте : Как и Песня, частушки написаны в куплетно-вариационной форме. В последнем, пятом куплете Варвара Васильевна срывает маску веселья. И слова, и музыка вновь возвращают нас к трагизму положения героини: поступенный подъем синкопированной мелодии с неизменно нарастающей динамикой от р до FF звучит как неистовое признание своего горького одиночества: Быстрый темп, четкий ритм, остро диссонирующее аккордовое сопровождение «подхлестывают» движение и еще больше подчеркивают остроту и отчаянность пляски в свой темпераментный, полный огня танец Варвара Васильевна увлекает и Володю. В момент кульминации на уменьшенном трезвучии tutti оркестра Варвара Васильевна, не в силах справиться со своим волнением, внезапно обрывает танец и уходит. И тут же мгновенно звучит вездесущая частушка: «У моего милого рубашка цвета синего, да новый галстук и часы, да ставил домик для красы. Да он поставил, подрубил, да и другую полюбил!. Кульминация в развитии образа Варвары Васильевны приходится на финал второго действия. С трудом сдерживаемые чувства вырываются, наконец, наружу. Композитор дает свободу их широкому разливу. Тематическую основу сцены и здесь составляет лейтмотив Варвары Васильевны. В начале сцены влюбленная женщина одна. С нежностью она вновь вспоминает слова Володи, его голубые глаза. Очень медленно, чуть слышно звучит ее лейтмотив. Застывший аккорд на ррр у деревянных духовых и виолончелей с едва ощутимым движением первых скрипок передает состояние очарованного оцепенения. Внезапно характер музыки меняется: из тени, дерева неожиданно появляется Володя Гаврилов. Adagio сменяется бурным Allegro inguieto быстро, беспокойно, тревожно. Зычно и громогласно, на FFF, об этом возвещают медные духовые и струнные. Вся последующая сцена подводит к кульминации. Композитор как бы взрывает размеренный по ритму, затаенный в своей скорби лейтмотив Варвары Васильевны. Лирическую, но властно-настойчивую мелодию Володи сопровождает беспокойное движение струнных, тревожные синкопы деревянных духовых: А отдельные, обрывочные фразы основного лейтмотива, пробегая у различных инструментов, напоминают вскипающие пенные гребешки разбушевавшихся волн морской стихии: В кульминации сцены поцелуй лейтмотив героини звучит в новом варианте: в темпе Sostenuto appassionato сдержанно, страстно тема проходит на едином дыхании. Композитор, по существу, вычленяет из лейтмотива лишь одну секундовую интонацию. Чередуясь с широкими, размашистыми интервалами, она придает теме новое обличие. Уверенно и страстно мелодия излагается на fortissimo. Унисон деревянных и струнных поддерживает зычный голос трубы. Начиная с синкопированного высокого звука, тема неуклонно движется по восходящей линии. Пунктированный ритм мелодии придает ее звучанию энергичность и решительность, подчеркивая напряженность происходящих событий. Варвара Васильевна во власти любви! В третьем действии оперы композитор дает развернутую картину мучительной душевной борьбы Варвары Васильевны. Сталкиваются чувство и разум. Центром действия становится монолог героини, где на все вопросы к себе самой , сомнения, сердечные порывы, разум в образе закулисного хора подобно хорам в древнегреческих трагедиях отвечает неумолимое «нет, нет, нет! Это чувство усиливает и озорная частушка, исполняемая одной из девушек, возвращающейся с полевых работ.
Но у них была ещё одна фенечка, на которую почему-то никто не обращает внимания - это подмена реальности. Я уже когда-то об этом писал, поэтому буду совсем краток. О том, что Звёздные войны времён Рональда Рейгана, угрожавшие нашей родной империи Зла, всего лишь детский фильм, я узнал значительно позже и для меня это было шоком. Эмоциональным, не информационным. Когда в Ассизи в 80-х, ещё советских годах, я увидел монахиню, которая пила из банки спрайт, моё внутреннее я вздогнуло от несовместимости этих явлений. Ему этому "я" хватило половины секунды, чтобы понять, что женщина просто пьёт воду, потому что жарко, но оно также и отфиксировало собственную искорёженность. Пару лет назад в Финляндии в комиссионке, которая там называется kirppis, я видел виниловые диски Битлз. Как тогда. Я не купил. Я же помню эту совковую тягомотину, эти пожарные шланги, выкрашенные под берёзки и висящие на сцене среди зеленоватых полупрозрачных занавесов, эти полупустые залы, потому что кому охота убивать вечер на драму о любви между коровником и машинно-тракторной станцией. Это я прорисовываю субъективный взгляд массового и моего в нём сознания. Это при том, что я музыкант, и даже иногда соображаю, бывает. Но здесь - чистая подмена - это как нынешний треугольник вокруг Кремля, в котором время от времени навигаторы начинают показывать, что они во Внуково. Если водители от этого охреневают, даже представить себе не могу, что чувствует сам навигатор. Вот я себя чувствовал не лучше навигатора. Ладно, остальное - в статье.
Андрей Максимов - о премьере оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" в МАМТ
Не только любовь, заказ билетов на оперу онлайн или по телефону в Москве 7(499)110-72-91. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написанная им еще в 1961 году и посвященная супруге композитора Майе Плисецкой. В концертной практике большую популярность получила симфоническая сюита, сделанная на материале оперы в 1964 году. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». МАМТ представил новую постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Описание. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием.