Лишённый сана главой РПЦ Патриархом Кириллом Андрей Кураев вечером 16 октября объявил об отъезде в Европу. Лишенный сана протодиакон Андрей Кураев* заявил об эмиграции. Андрей Кураев — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости.
«Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке»
Делал он это на фоне не вполне обычного портрета патриарха, где он был вписан четвертым лицом в рублевскую Троицу. Это я тоже приметил и написал. Об этой картине можно говорить много, но самое интересное, что на сайте художника приведены слова патриарха: «Это самый лучший из моих портретов! В итоге еще один официальный спикер патриархии Вахтанг Кипшидзе два дня подряд поминал меня, назвав меня сумасшедшим и требуя уголовного преследования. Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно. Указ патриарха о лишении меня сана некоторыми людьми, как в погонах, так и без, может быть расценен как команда «фас! В этих условиях угадать, кто где возбудится, невозможно. Любой гражданский или православный активист может написать на меня донос. А мы уже обсуждали, что у меня непростые отношения с православным активом и в рясах, и без. И именно по такому доносу некоего Чичина Сергея Николаевича меня уже судили в прошлом году. Был такой советский анекдот: в отделение милиции привели трех людей, которые подрались прямо в автобусе.
Первого спрашивают: расскажите, что произошло. Он отвечает с тем акцентом, с которым, по мнению рассказчиков анекдотов, должны говорить евреи : «Понимаете, я просто ехал в автобусе на работу. Вошел вот этот военный мужчина и встал рядом. Он мне ничего не говорил. Я ему ничего не говорил. И раньше его никогда не видел. И вдруг через две остановки он с размаху дал мне кулаком в лицо! Тот говорит: «Значит, ровно в восемь ноль-пять я зашел в автобус, следующий по сорок четвертому маршруту. Рядом встал вот этот еврей и вызывающе наступил мне на ногу. Я советский офицер и не могу позорить свои погоны.
Поэтому я терпел. Думаю, подожду пять минут. Но если он не перестанет оскорблять меня и в моем лице Советскую армию своим действием, ух, как я ему вмажу! Так вот, еду и вижу: стоит вот этот военный, а рядом с ним вот этот еврей. А военный все время смотрит на часы, а потом вдруг как врежет еврею по морде. Ну, я и подумал, что по всей стране началось! Предвидя такую возможность, я прежде патриаршей «окончательной бумажки» перешел в другую епархию. Подробностей не буду рассказывать: не хочу, чтобы патриарший гнев распространялся на кого-то, кроме меня. Естественно, есть у меня и связь со Вселенским патриархатом, который может принять мою апелляцию. Это так?
История же моего отношения к нему долгая и изменчивая. Изначально, в 1980-е годы я слышал о нем много доброго. Есть, мол, такой ректор в Ленинградской академии — молодой и талантливый. И когда мои ленинградские церковные знакомые отрицательно отзывались о его манере управления и его властолюбии, я это игнорировал. Издалека он мне нравился, тем более что пошел слух, будто его сослали в Смоленск и сняли с ректорства за то, что он якобы выступил против вторжения в Афганистан. Сегодня это полуофициальный миф московской патриархии. В 1990-м мы почти одновременно оказались в Москве — я вернулся из Румынии, а Кирилл — назначением на пост главы отдела внешних церковных сношений. И мы сразу стали конкурентами за доступ к уху патриарха. До моего появления в патриархии все речи и статьи патриарха готовились в ведомстве внешнецерковных связей. Кирилл хотел и дальше иметь эту монополию.
Но патриарх Алексий много теперь поручал мне, а я не считал нужным согласовывать эти патриаршие тексты с Кириллом. В этом смысле у нас действительно были сложные отношения. Но осенью 1993 года, когда зрел очередной путч и когда возникла идея переговоров, я позвонил домой митрополиту Кириллу: «Владыка, я прошу у вас прощения за всё прошлое — давайте забудем, сейчас есть более важные вещи. Хотя формально я не работаю в патриархии, но связи и в Белом доме парламенте , и в правительстве у меня остались. Я с радостью передам их вам». Тогда по телефону мы обнялись, простились и далее спокойно работали в разных комиссиях, в частности по выработке социальной концепции Русской церкви. В девяностые Кирилл всегда помогал мне оформлять визы и проездные билеты. В ОВЦС были сотрудники, чья работа состояла именно в том, чтобы закупать билеты. Так что в те времена железнодорожные и авиабилеты проще было купить через ОВЦС, чем в немногочисленных кассах еще безинтернетного города. В 2008 году, когда скончался патриарх Алексий II, я написал статью «Патриарх Кирилл — пора привыкать».
Через несколько дней Кирилл пригласил меня для беседы, поблагодарил за статью: — Спасибо, отец Андрей, за то, что вы защищаете меня. Потому что понимаю, что, если патриархом станет ваш оппонент, мои планы миссионерской работы не реализуются. Кирилл секунду помолчал и сказал: «Да, это самая правильная позиция». Так что тогда у нас были добрые отношения. Тем более что я ничего у него не просил и ничего от него не ожидал для себя. Разве что через месяц, уже по ходу Собора, я был у него в кабинете в ОВЦС и сказал: — Владыка, мне кажется, что всё, что есть в этом кабинете, Вам уже не понадобится. Мы обошли весь его большой кабинет, и я попросил замечательную бронзовую статуэтку апостола Андрея с крестом, которая и сейчас стоит у меня над головой. А карьерных планов у меня не было. Я еще при Алексие II объявлял, и не раз, что собираюсь уйти на миссионерскую пенсию: и здоровье уже не позволяет жить в самолете и гостиницах, и устал я от этого. А тяги к административным постам у меня никогда не было.
Иначе при Алексие я бы как-нибудь смог извернуться и обеспечить себе хорошую административную должность. Прямая наша публичная размолвка произошла осенью 2011 года, когда Кирилл стал продавливать внутрицерковный документ об отношении церкви к газетной клевете. Там цитировались жесткие византийские законы о казни богохульников, а я не понимал, зачем в документе XXI века цитировать императора Юстиниана без всяких пояснений. Зачем церкви выступать в роли того, кто готов давить и репрессировать? Но Легойда с патриархом продавили документ дальше. Потом был скандал с Pussy Riot, когда стал совсем ясен курс на превращение церкви в очередную силовую вертикаль. Именно это стало причиной моего отхода от патриархии, от официоза. Или мировая история знает прецеденты? Было еще два патриарха, которых смещали — патриарха Тихона при большевиках; но он вернулся из-под ареста. А еще был тщательно забытый патриарх Игнатий в Смутное время.
Его поставил самозванец Лжедмитрий Первый. При Шуйском его арестовали и лишили сана. Через пять лет при Семибоярщине он вновь был призван на патриаршество. Но в конце концов с поляками ушел в Вильно. Были в России и епископы типа Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, которые отказывались от власти и уходили в монашескую, более приватную жизнь. Был римский папа Бенедикт, который в 2013-м сенсационно отказался от высшей власти. Тогда по церковным коридорам ходил анекдот.
Правоохранители посчитали обряд несанкционированной акцией.
Читайте также:.
Здесь содержится тройное лукавство. Во-первых, в уголовном праве государство может обеспечить принудительную явку обвиняемого на суд, и параллель тут абсурдна. Во-вторых, в Русской Православной Церкви действует не гражданский, не государственный, а церковный суд, руководствующийся в своей деятельности церковными канонами и принятым высшей церковной властью, Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, «Положением о церковном суде». Никакие ссылки на нормы светского суда неуместны и неприемлемы, о чем сам Кураев давно хорошо осведомлен. В-третьих, долгие годы кричавший о мнимом «сращивании» Церкви и государства скандалист вдруг требует, чтобы церковное судопроизводство руководствовалось нормами Уголовно-процессуального кодекса государства Российская Федерация при этом, ложно истолкованными.
Проще говоря, Кураев хочет, чтобы все было так, как лично ему заблагорассудится в данный момент, ведь, без сомнения, в сознании подобных личностей и Церковь, и государство, и весь мир вращаются вокруг одной оси — себя, любимого. Между тем, Кураев сам цитирует норму «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви»: «В случае если характер переданного на рассмотрение церковного суда дела может повлечь за собой запрещение в священнослужении или извержение из сана, церковный суд в случае неявки на заседание обвиняемого лица откладывает рассмотрение дела до двух раз. Если обвиняемое лицо не явится на судебное заседание в третий раз при том, что причины неявки окажутся неуважительными церковный суд рассматривает дело в отсутствие обвиняемого лица» V. Эту норму, приводя различные искаженные и отвлеченные экскурсы в области лингвистики и церковной истории, Кураев отвергает. Он пытается выставить все дело как приговор над ним за неявку на церковно-судебное заседание, что якобы основывается на «церковных пересудах»: «В целом в сегодняшних церковных пересудах считается, что само по себе троекратное отклонение вызова в суд есть каноническое нарушение, само по себе заслуживающее извержения из сана. Мол, суд может даже не приступать к рассмотрению предыдущих обвинений по существу». Об этом можно прочесть даже в таком общедоступном издании, как «Православная энциклопедия», в статье, посвященной ересиарху: Диоскор на «заседание не явился и после 3-кратных безуспешных приглашений был осужден за непослушание Собору так мотивировало причину осуждения Диоскора большинство участников Халкидонского Собора, в т.
Анатолий Константинопольский ». Но приговор запрещенному протодиакону вынесен не столько на основании его неявки, сколько на основании инкриминируемых ему церковных преступлений. Показательно, что приведя лишь обрывок толкования Вальсамона на 74 правило святых апостолов, Кураев всячески избегает упоминания собственно текста правила, которое не оставляет камня на камне от типичных кураевских инсинуаций. В этом апостольском каноне говорится о том, что если епископ, призванный на церковный суд по обвинению, «зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Аще же и тако не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Аще же и сего не уважая, не предстанет: собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, да не мнится выгоду имети, бегая от суда». Отсюда и норма современного церковного суда, которую тщетно пытается скомпрометировать бегающий от этого суда Кураев.
Нужно вспомнить, что Бог сам ставил на служение пророков, чтобы обличать ветхозаветную Церковь. Обличать может только тот, кто призван, а призванному даётся дар любви к Богу и Церкви. Вот тогда это служение. Кураев даёт пример того, когда ты без призвания начинаешь заниматься не своим, в итоге теряешь и веру и за собой увлекаешь больше народу. Вот так греховная страсть надевает на себя маску благочестия. Да и что может быть проще, чем обличать людей в грехах, ведь все мы грешники, тут много ума не надо. Можно ли критиковать Церковь православному христианину? Конечно же!
С самого основания Церкви святые уже писали о том трэше, который творят священники, епископы и монахи. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, как правильно жить в церковном трэше: «Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. Убойся лицемерства Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, — и очистится твое поведение от лицемерства.
Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, — и очистится сердце твое от лицемерства». Как видим из цитаты, первый плод лицемерия — осуждение. Человек духовно возросший приходит к непостижимости божественного промысла, потому самоуверенность и дерзость не присущи такому человеку, и уж тем более он не приравнивает свои мысли к божественным, о чём предупреждал Бог через пророка Исайю: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь». Кураев сообщил о восстановлении в сане 5 апреля Андрей Вячеславович похвастался тем, что Константинополь восстановил его в сане. Но самые страшные слова, которые он написал в конце, звучат так: «Господи, неужели я Тебе еще нужен, что ты даешь такие «совпадения»? Когда Серафим Сашлиев в своей передаче попросил Кураева сказать ассоциацию к слову «свобода», то он ответил — «своеволие». Даже Серафим немного обалдел от такого ответа. Я скажу больше, это открытое исповедание сатанизма Кураевым.
Вот пишет авва Исайя: «Утверждающийся на собственном разуме и следующий своей воле плодит в себе вражду к другим и чужд того духа, от коего рождается сокрушение сердца».
Бывший протодиакон Кураев после полутора лет «раздумий и колебаний» уедет из России
КУРАЕВ Андрей (исполняет функции иностранного агента) - Православный журнал «Фома» | Кураев прокомментировал ситуацию РИА Новости так: "Естественно, патриарх Кирилл — хозяин своего моратория и в любую минуту, когда пожелал бы, мог его снять. |
Андрей Кураев лишен священного сана | О намерении Андрея Кураева покинуть Россию стало известно еще в октябре. |
Кому служит отец Андрей Кураев?
Правмир сердечно поздравляет отца Андрея с пятидесятилетием и желает ему дальнейших успехов на миссионерском поприще. Андрей Кураев – последние новости на сегодня –. Андрей Кураев – известный русский писатель, священный служитель, блогер. Отец Андрей Кураев рассказал «360», что уже через день после скандальной публикации принес извинения семье умершего Агейкина — как в своем блоге, так и в прессе. Андрей Кураев: где сейчас живет, и чем занимается бывший протодиакон.
Андрей Кураев — последние новости
Узнайте о том, почему бунтарь диакон Андрей Кураев считает патриарха луной, а Путина — солнцем. Андрей Кураев – известный русский писатель, священный служитель, блогер. Бывший протодиакон Андрей Кураев сообщил в своем Телеграм-канале, что принял решение уехать из России. Бывший протодиакон РПЦ Андрей Кураев заявил, что уехал из России в День народного единства. Патриарх Кирилл лишил запрещённого в служении протодиакона Андрея Кураева священного сана. 18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ> украинские блогеры и медиа поносят папу Франциска за то, что он сказал об уместности белого флага.
Лишенный сана протодиакон Андрей Кураев сообщил об отъезде из России
Например, в лекции чисто исторической, типа «Византия против СССР», Кураев очень живой, заинтересованный и более эмоционален. Тут становится понятным, что именно поверхностные исторические факты, их собирание и формальный анализ более всего питает его душу, но никак не воскресший Христос. Я попробую более подробно раскрыть эту мысль. Это сборник его автобиографических интервью и статей. Именно в этих интервью есть интересные факты того, что Кураев постоянно шёл против течения. Сначала это было связано с поступлением в университет, потом ещё что-то и ещё. Сейчас у меня под рукой книги нет, но именно этим он хвалился и бравировал: «я всегда шёл против течения». Сейчас Кураев любит подчёркивать, что в отличие от патриарха он в советское время слушал Галича, то есть он, мол, весь такой диссидент и нонконформист был. Для него героический идеал советских диссидентов-моралистов и остался по сию пору душевнообразующим, отсюда и желание подражать им и воплощать их линию в жизнь.
Я думаю, что и Христа он мыслит не как Бога, а как такого диссидента-моралиста. В начале 90-х, когда секты и оккультизм ворвались всем скопом в Россию, то Кураев со своим образованием, умом и протестной линией, лучше сказать полемическим навыком, стал лучшим миссионером и защитником Православия. Своими книгами и лекциями, почти в одиночку вернул в отеческое лоно огромное количество заблудших чад. Я, например, некоторые его старые книги и лекции до сих пор перечитываю по интересующим меня темам и другим советую. Сам я в Церковь не через его книги пришёл, несмотря на то, что почти все их прочитал. О духовной жизни Теперь о его духовной жизни, которую можно проследить в старых интервью. Чаще всего он рассказывал о двух случаях мистического опыта: после своего крещения в метро его накрыло благодатью, и в день своего иерейского рукоположения он не пошёл в храм, внутреннее чувство запретило. А больше всего меня поразило то, что доказательством Бога для него служат духовные старцы.
В его интервью столько самолюбования и восхищения собой, что вопрошание Бога о промысле и Его воле практически уходят на периферию. В нескольких интервью его спрашивали о том, как он после такой активной жизни с лекциями духовно восстанавливается. Дело в том, что любой миссионер, а тем более успешный, должен следить за своей духовной жизнью ещё скрупулёзней и тщательней, поскольку всё это сопряжено с большими искушениями. Но Кураев всегда отвечал совсем не о том, скорее говорил о душевном отдыхе, чем о духовном. Именно в этом мне видится проблема номер один. Он замечательно проделывал интеллектуальную и эмоциональную работу, но духовная сторона оставалась в стороне. Он любит повторять фразу о самом себе: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». Он всегда знает, где добро, а где зло, он чувствует себя совершенным в этом смысле.
Белый флаг иногда понимают победители. Например в январе 1944 года РККА провела... Луки Войно-Ясенецкого и местного уполномоченного Совета по делам религий.
Лука Войно-Ясенецкий и Крымская епархия: 1946-1961: Сб. Николай Доненко, С. Касимов, ул.
Межевание участков для про... Я закончил восьмой класс и стал размышлять о своем жизненном пути. И вот мне пришлось вернуться в Ленинград, жить одному, зарабатывать — а зарабатывал я очень мало, жил на рубль в месяц...
Помню, 6 копеек на трамвай туда и обратно, кажется, 3 копейки на покупку газеты, комплексно-рационный обед за 60... Длина судна составит 107 метров со взлётно-посадочной полосой на верхней палубе 94 на 11 метров. Также предусмотрены 650-метровые грузовые помещения, система спуска подводных аппаратов и размещение 150 военнослужа...
Вот тут опять по разным поводам цитируют знаменитые строки Галича: "Мы поименно вспомним тех, кто поднял руку... Вспомните другое: неплохая советская писательница Вера Панова очень громко осуждала Пастернака на том собрании. Я читал, что она сама, инициативно приехала в Москву поклеймить отщепенца.
Кстати г... Иоанн Бурдин: 1 Попытался найти чин освящения хирургических инструментов. Нет такого.
Если застой в творчестве сочетается со скандальной репутацией, тогда все, конец. Будешь выступать в клубах и на корпоративах у преданных фанатов, и то нечасто. Именно так сейчас у Кураева и происходит: принципиально новых сочинений давно нет, почти все тексты о грязном белье духовенства, широким массам малоинтересные.
Не продашь это особо, залов прежних не соберешь, а славы и денег хочется. Тут бы молодость вспомнить и книжку какую классическую с неожиданной стороны разобрать, но и конкуренция нынче большая, и работать серьезно надо. Есть у нас в шоу-бизнесе клон Кураева по имени Евгений Понасенков.
Тоже МГУ закончил, тоже матерый публицист и популяризатор науки. Ориентацию также прогрессивную имеет, зло обличает — вон как маньяка-расчленителя Соколова заранее вычислил и предупредил всех о его злобной сущности! А еще правильных либеральных взглядов придерживается, Церковь критикует и вообще фанат милейшего Наполеона Бонапарта.
Кураев Понасенкова сильно не любит именно по этой причине — просто смотрит в зеркало и видит там самого себя в относительной молодости. Возможен ли такой сценарий развития событий? Безусловно, и я даже знаю какого.
Происходил он из семьи достаточно высокопоставленного советского пропагандиста-философа, потому смог поступить на престижную кафедру в МГУ. В Церкви он увидел отличный шанс самореализоваться, благо конкуренция в конце 80-х — начале 90-х была небольшой, и даже не самый выдающийся ученый мог рассчитывать на теплый прием. Вот только эрудиции и умения ярко выступать оказалось мало — требовались еще понимание дисциплины и навыки работы в команде.
Кураев просто хотел стать советником патриарха по идеологии, и не он один: Вячеслав Полосин, Иннокентий Павлов, даже Солдатов с Бычковым и Лурье известные в православной среде священники и миряне.
Причиной конфликта с Церковью стала публикация протодиаконом в LiveJournal оскорбительной характеристики умершего от коронавируса протоиерея Александра Агейкина. Кроме того, в августе 2022 года Кураева оштрафовали за дискредитацию Вооруженных сил РФ.
За что Кураева запретили в служении и почему его ждет церковный суд
Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: "Нет, Ваше Святейшество... Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой - ту деятельность воспринимал скорее как послушание". В 1993 - 1996 годах был деканом философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова. В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году получил учёное звание профессора богословия.
В июне 1997 года состоялась предзащита докторской диссертации А. Кураева по философии на кафедре философии религии и религиоведения МГУ. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская духовная академия чтение лекций в Свято-Тихоновском институте ныне Университете при этом продолжалось. Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Профессор, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики Московского Православного Свято-Тихоновского института. Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религоведения философского факультета МГУ. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года - секретарь Комиссии по вопросам организации церковной миссии и член Комиссии по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ Межсоборного присутствия [1]. Регулярно выступал в СМИ с резкими и провокационными заявлениями, в связи с чем постановлением Ученого совета МДА от 12 марта 2012 года ему братски напоминалось, что: "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви". Положительной реакции со стороны о.
Андрея на это постановление не последовало. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении [2]. Решение о запрете было принято "в связи с публичным оскорблением памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина , а также учитывая предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы". Москвы - патриархом Московским и всея Руси. Москвы отклонил ходатайство о. Андрея о пересмотре дела и подтвердил принятое ранее решение. На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в своё время". В августе 2022 года о. Андрея Кураева оштрафовали на 30 тысяч рублей по статье о дискредитации армии.
Поводом для составления протокола стала его публикация в «Живом журнале» от 18 апреля, в которой Кураев рассуждал о событиях в Украине. Какие именно высказывания суд счел дискредитирующими армию, не уточнялось. В указе, в частности, отмечается "Вы не проявили ни на словах, ни в делах признаков покаяния, и, в том числе, не прекратили свою деструктивную деятельность" [3]. В патриаршей грамоте говорится: "Мы приняли ваше обращение и, тщательно рассмотрев дело и вопросы, касающиеся вас, определили, что канонические наказания, наложенные на вас вашей духовной властью, никоим образом не вытекают из церковных критериев... Мы отпускаем и освобождаем вас от наказания в виде лишения священства и восстанавливаем вас в статусе священнослужителя и в том сане, что был у вас ранее. Сочинения Все ли равно как верить.
До Нового года учебник будет дорабатываться, но его материалы уже почти готовы для рассмотрения в Минобрнауки. В апреле 2010 года по нему могут начнать заниматься первые школьники, попавшие в эксперимент по изучению «Духовно-нравственной культуры». Ученикам и их родителям будут предложены на выбор религиоведение, основы культуры одной из религий либо курс светской этики. Протодиакон Андрей Кураев считает, что патриарху не запрещается носить дорогие часы. И только для учеников четвертых и пятых классов. Но разработчики учебных пособий по новому «обязательному факультативу» сомневаются, что успеют даже к этому сроку.
Паки отрицаюся: «Не было меня там! Да там все были! И третие глаголю: «Я не был». Тут я взмолился: «Слава Тебе, Господи! Вот так иногда плохая репутация служит добрую службу». Почему меня считали стукачом? Потому, что я вёл себя не по правилам. Например, я имел наглость заходить в преподавательский туалет. Я же не знал, что он только преподавательский. У нас в университете и в голову не могло бы придти, что есть какой-то отдельный туалет для преподавателей! Ну, а люди «системные», видя такие мои странности, делали вывод: раз он это может себе позволить, значит, он не так прост, как кажется… Мелочь конечно, но и в ней виден контраст. Главное же отличие — в МГУ профессор в студенте, особенно в старшекурснике, видит своего будущего коллегу. В семинарии в те годы так относились к студентам только преподаватели, которые приезжали из Москвы и мы их любили — а у администраторов из монашествующих чаще встречалась вот эта давящая и подозревающая отчужденность… Рассказ седьмой, Почему отец Андрей Кураев остался диаконом Сначала я писал прошение ректору Академии «прошу Вас ходатайствовать перед Святейшим Патриархом о рукоположении меня в сан пресвитера». Так у нас принято в академии. Если сразу просишься в священники, то дистанция между дьяконской и пресвитерской хиротониями небольшая. В моем случае вообще предполагалось, что между ними будет лишь одна неделя… Причем мне было предоставлено удивительное право: я мог выбрать епископа, который меня будет рукополагать. Дело в том, что в ответ на мое прошение Ректор написал соответствующий рапорт Патриарху Пимену, тот благословил архиепископа Кирилла, председателя ОВЦС, обратиться к Румынскому Патриарху я тогда учился в Румынии. В итоге румынский патриарх Феоктист мне говорит: «Ты у нас давно, нашу Церковь знаешь. Где и кем ты хочешь быть рукоположенным? Посвящение во диаконы, Бухарест, Патриарший собор, июль 1990 года. Слева — предстоятель румынской православной церкви патриарх Феоктист. Фото из личного архива протодиакона Андрея Кураева То есть я предложил Патриарху совершить относительно «низшее» таинство, а довершить его более высоким таинством предложил другому епископу… У нас Патриарх диаконских хиротоний не совершает, только пресвитерские. Я тогда еще не знал таких тонкостей церковного протокола, но Патриарх Феоктист это спокойно воспринял и согласился. А я в ту минуту думал не о протоколе, а о желаемом духовном родстве. Архиепископ Пимен до сих пор, слава Богу, жив. Это очень светлый, очень простой человек, настоящий монах. Старец-архиерей, духовный светоч в епископате Румынской Церкви. Мне хотелось к нему. Диаконская хиротония была совершена в патриаршем соборе в Бухаресте, а затем я уехал в Буковину, в карпатские горы. Сорокоуст у меня был необычный: не в одном храме, а в разных монастырях. Они там стоят рядышком, пешком можно дойти. Красивейшие места! И вот брожу я несколько дней по горам да монастырям вокруг Сучавы, и вдруг набредаю на непреодолимое ощущение: надо бы остановиться. Позже мне не раз предлагали стать священником в последний раз — года четыре назад. Но принятие священнического сана или женитьба — это такие безумные поступки, которые надо совершать в молодости. С каждым годом это все тяжелее сделать, потому что понимаешь последствия. Подумывал о монашестве. Мне кажется, что православный юноша, который хотя бы пару месяцев не мечтал о монашестве — человек духовно не вполне здоровый. Но сильнее оказалось ощущение, что это не мое. Что мне нужно быть где-то ближе к людям. Я не мог себе представить, как именно это должно выглядеть. Но было ощущение: «Подожди. Не принимай радикальных решений. Не отрывайся от книжек. Рассказ восьмой, Как не выбирать становиться пресс-секретарем Патриарха Алексия Так был ли у меня выбор — оставаться в аспирантуре или идти в семинарию? Со стороны это выглядело как выбор. А я просто однажды представил себе, что вот эти стены и пересуды оградят мою жизнь навсегда, если я останусь в Институте философии. И у меня случился дикий приступ тоски. Стало ясно: любой ценой, но вырваться отсюда именно туда, в семинарию. Когда я шёл в семинарию и учился в ней, у меня не было никаких жизненных перспектив и планов. Многие однокурсники примеряли на себя служение священника, заранее покупали все необходимое: миниатюрные евхаристические наборы для причастия больных, кисточки для помазания, губки… Да-да, тогда обычная натуральная губка, которой прибираются на престоле, была дефицитом. Поэтому наиболее перспективные семинаристы ими запасались заранее: заказывали редким знакомым «выездным» паломникам, направлявшимся в Грецию. Я же руководствовался принципом «хоть хворостиной, да в церковной ограде торчать». Планов не было. Я был ведомым. Так, не чая, не гадая, не выбирая оказался командированным в Румынию. Потом вернулся в Советский Союз — тоже не зная, что это уже навсегда. Я то приехал домой на каникулы, вещи оставил в Бухаресте и просто пустил пробный шар, сказав ректору Академии: «Владыка, вроде бы, страна другая, Патриарх другой, глава ОВЦС другой. Может быть, я уже могу вернуться из Румынии и доучиваться в Академии? Ректор сказал: «Да, я подумаю. Восстановим вас на третьем курсе, заодно, может быть, библиотекарем оформим. Зайдите через недельку».
Родители пришли в ужас, обнаружив, что сын читает Евангелие, боялись, что станет известно «наверху». Неприятностей долго ждать не пришлось. Отцу сначала не разрешили выехать в заграничную командировку, а потом уволили с работы. Но самым страшным для родителей было то, что Андрей перечеркивает свое будущее. Все же Кураев окончил университет с отличием, хотел поступать в аспирантуру, но получилось по-другому. После получения высшего образования Андрей некоторое время трудился в духовной академии, потом стал семинаристом. Юноша окончил семинарию и отправился поступать в Бухарест. Духовный вуз был успешно окончен, Кураев получил рукоположение в диаконский сан. Это произошло в Бухаресте в 1990 году. Через некоторое время он становится деканом богословского факультета РПУ. В то же время юноша трудится над написанием диссертации. Андрей Кураев писал, что у него появилась идея создать университет, о котором долго мечтал. У богослова появился щедрый спонсор, благодаря чему можно было приглашать профессоров, перед которыми он преклонялся. Получив должность старшего научного сотрудника, он осуществляет мечту — переходит в свою духовную семинарию. Важным моментом является то, что Андрей не оставляет службу в храмах. Весной 2009 года Кураев был возведен в сан протодиакона. Литературная деятельность Свои мысли на православные темы Кураев изложил в книгах «Мастер и Маргарита: за Христа или против? Самый молодой профессор богословия Труды автора затрагивают вопросы антисемитизма. Кураев интересуется, откуда у священников большие финансовые сбережения.
Кураев* сообщил, что восстановлен в сане протодиакона Вселенским патриархатом
Андрей Кураев, бывший протодиакон Андрей Кураев: «До некоторой степени боль пришедшей одинокой старости может быть смягчена погружением в атмосферу счастливого пражского детства и пониманием того. Богослов Андрей Кураев, лишенный сана протодиакона Московской епархии по решению патриарха Кирилла, сообщил об эмиграции. Лишённый сана главой РПЦ Патриархом Кириллом Андрей Кураев вечером 16 октября объявил об отъезде в Европу. заключил отец Андрей Кураев.
Разговоры от лукавого? Кураев и Ткачев поспорили о коррупции в РПЦ
- Андрей Кураев лишен священного сана
- Администрация Куницына запретила лекции отца Андрея Кураева в Севастополе
- отец Андрей Кураев
- Андрей Кураев: где сейчас живет, и чем занимается бывший протодиакон
- Бывший протодиакон РПЦ Кураев заявил о намерении покинуть Россию