Советский Союз связывал свои надежды на отправку человека на Луну с ракетами «Зонд».
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР. /. Первый советский зонд «Луна-15» разбился при посадке, последующие попытки провалились из-за проблем с ракетоносителями. Планов высадки на Луне людей в СССР не существовало, и поэтому никакого соревнования с США не было. Согласно графику советской лунной программы, Алексей Леонов в сентябре 1968 года мог стать первым человеком на Луне.
Новости и события Российского исторического общества
Ответ на этот вопрос мог быть получен с помощью запуска на Луну автоматической станции. Вопрос мягкой посадки оказался чрезвычайно сложным и по сути удался лишь с 12-й попытки. Успешная посадка станции «Луна-9» стала очевидным свидетельством того, что лунный грунт достаточно плотен для того, чтобы в будущем принять на себя пилотируемый космический корабль. Кроме того, в ходе полета «Луны-9» впервые в истории были произведены измерения уровня радиации непосредственно на поверхности Луны. Выяснилось, что его значение вполне приемлемо для осуществления полета человека на Луну без ущерба для здоровья — с учетом использования защитных средств, в частности, скафандров, блокирующих данное радиационное излучение. Таким образом, прилунение советского космического аппарата открыло новый этап в развитии космонавтики.
И отдало приказ приземляться. Реальная драма За всей этой драмой следили британские ученые из обсерватории Джодрелл-Бэнк. Они слушали переговоры сразу двух миссий — американской и советской — при помощи радиотелескопа. В 2009 году эта аудиозапись была обнародована к 40-й годовщине высадки на Луну.
Внезапно они поняли, что «Луна-15» была предназначена не для того, чтобы просто делать снимки с поверхности спутника, а что станция собирается приземляться. Ученые воскликнули «Она приземляется! Их последние слова на аудио-записи: «Я говорю, это реальная драма высшего разряда». Аппарат шлепается на поверхность Луны его останки до сих пор где-то там.
Позже историк космоса Асиф Сиддиги в своей книге «Вызов Аполлону» напишет : «Во всей миссии есть одна маленькая ирония. Даже если бы не было этой критичной восемнадцати-часовой задержки, и даже если бы "Луна-15" приземлилась, собрала образцы грунта и вернулась на Землю, все равно бы ее маленькая возвратная капсула коснулась бы советской территории на два часа и четыре минуты позже после приземления "Аполлона-11".
Началась одна из ответственнейших фаз программы полета "Аполлона-11". Даже глядя на экран телевизора, ощущаешь напряжение, охватившее космический центр в Хьюстоне. Лунный отсек быстро снижается. Он летит сперва как бы на животе, стальными паучьими ногами вперед.
Космонавты лежат в своей нише лицом вниз. Затем кабина постепенно принимает горизонтальное положение. Космонавты сообщают, что на борту все идет нормально. Связь с ними не прекращается. Слышен далекий голос Армстронга: — Снижаемся в соответствии с планом. До посадки остается несколько минут.
Видим собственную тень. Как их встретит Луна? Не завалится ли набок лунная кабина? Приборы в Хьюстоне регистрируют пульс космонавтов: у Олдрина 130 ударов в минуту, у Армстронга — 150. Наступает пауза. Стрелка часов показывает четверть пятого вашингтонское время.
Голос Армстронга: — Алло, Хьюстон! Говорит база Море Спокойствия. Сообщаю, что теперь здесь у всех на лицах улыбки. Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки.
Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек: — Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет! Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки: — Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20—30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1—2 фута. Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута.
Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля. По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом. Поздно вечером по вашингтонскому времени в Москве было раннее утро 21 июля космонавты приступили к разгерметизации кабины. Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах.
Наконец слышен голос Армстронга: — К выходу на поверхность готов.
Например, в ассиро-вавилонской литературе и мифологии широко отражено предание о полете благочестивого Этана на орле к небу к богу Ану за травой плодородия. В легенде поражает то, что ее герой, поднявшись над Землей, видит не нечто на трех китах, или двенадцати цепях, или на слонах, а круглое тело, диск Земли. Уже из этой легенды можно сделать вывод, что в древние времена человечество имело представление о сферичности планеты и о возможности полета на небо. В иерусалимском Талмуде есть сказание о полете, совершенном Александром Македонским 356—323 годы до н. На большой высоте Александр увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею, а в центре кольца — маленький помост. Оказалось, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем. Широко известен миф о скульпторе Дедале и его сыне Икаре, сделавшем себе крылья из орлиных перьев и воска. Перед полетом осторожный Дедал посоветовал сыну держаться строго определенной высоты над Землей, но, опьяненный радостью полета, пылкий Икар забыл об этом напутствии, поднялся слишком высоко.
Солнце растопило воск, и Икар погиб. Первым из известных в истории авторов «описаний» космических путешествий называют греческого философа-софиста Лукиана Самосатского 120—180 гг. Он в своих «Истинных историях» рассказал о жизни на других планетах, а в повествовании «Икароменипп» запустил своего героя в космос с горы Олимп. В этом произведении в художественной форме зарождается идея космического полета человека. Тогда же сформировалось космоцентрическое представление о мире, согласно которому мир воспринимался как космос, разнообразный и гармоничный. Рассматривалась связь микрокосмоса человека и макрокосмоса Вселенной , что создавало предпосылки для появления идей о космическом полете человека. В эпоху Средневековья господствовала геоцентрическая картина мира Аристотеля — Птолемея, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. В рамках этой модели человеку не было нужды даже мысленно выбираться из «центра мироздания», и идея космического полета не получила своего развития. Для этого требовалась коренная ломка привычных схем и понятий.
Система Птолемея была поставлена под сомнение. Наступила эпоха возрождения космической идеи. В своем сочинении «Об обращениях небесных сфер» Коперник нарисовал гелиоцентрическую картину мира, где Земля из центра Вселенной была переведена в ранг рядовой планеты Солнечной системы. Труды многих ученых Нового и Новейшего времени легли в основу современной космонавтики. Среди них: Джордано Бруно, выдвинувший идею множественности обитаемых миров; Галилео Галилей, один из первых бросивших взгляд на Луну в телескоп; Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет; Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения — основу небесной механики; наш соотечественник Михаил Ломоносов, обнаруживший атмосферу на Венере и открывший первую страницу новой науки — физики планет и др. В мировой литературе начал появляться целый ряд произведений писателей-фантастов, отражающих идею космического полета. Одним из первых «отправился» на Луну в своем романе французский писатель Сирано де Бержерак. Замечательный писатель-фантаст Жюль Верн в своих произведениях «Робур-Завоеватель» и «Властелин мира» рассматривал космонавтику как неотъемлемую часть земной жизни, выступал как настоящий ученый-исследователь. В 1832 году было опубликовано первое оригинальное произведение русской литературы, в основу которого положен космический сюжет, — «Путешествие в Солнце и на планету Меркурий и все видимые и невидимые миры» Д.
Его автор задался целью опровергнуть слухи о возможном столкновении в том году кометы с Землей. В 1844 году вышла книга С. Дьячкова «Путешествие на Луну в чудной машине, с описанием тамошних стран, обычаев и разных редкостей». В 1897 году газета «Северная пчела» поведала о том, что крестьянин села Ключи в Рязанской губернии Матвей Селиванов «измастерил из холстины крылья» и 12 апреля 1897 года прыгнул с колокольни, «махая оными». А перед этим он «смущал народ речами о том, что полетит к звездам и посмотрит Господа Бога». За вольнодумные речи Матвей Селиванов был выслан на поселение в Туркестанский край. Постепенно становилось понятным, что для полетов в космическое пространство необходимо изучить и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, разработать теоретические и практические основы освоения космоса. Нужен был принципиально новый космический летательный аппарат с реактивным двигателем. В первой половине XIX века в России опытные работы по боевым ракетам проводили русские изобретатели — военные инженеры А.
Засядко, К. Шильдер, К. Последний обобщил предшествующий опыт научно-исследовательской и производственной деятельности по изготовлению ракет в России и был ревностным пропагандистом идей ракетной техники. С середины XIX века русские изобретатели и конструкторы исследовали перспективы применения реактивного принципа движения для решения проблемы космического полета человека. В 1849 году военный инженер И. Третеский разработал проекты летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара. В 1866 году герой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания, контр-адмирал Н. Соковнин в работе «Воздушный корабль» предложил проект реактивного аэростата, сила тяги которого в горизонтальном полете должна была создаваться при истечении сжатого воздуха. В 1867 году изобретателю Н.
Телешову был выдан патент на ракетоплан, в котором использовался принцип отдачи газов, образующихся при взрыве смеси в полом цилиндре, служившем камерой сгорания. В конце XIX века заслуживают внимания разработки пионера авиации контр-адмирала А. Можайского, испытавшего в 1883 году созданный им самолет, который стал прообразом современных воздушных лайнеров. Однако недостаточная мощность двигателей не позволила аэроплану совершить устойчивый полет. Особое место среди большого количества проектов реактивных летательных аппаратов занимает проект изобретателя Н. Интересно, что его «Проект воздухоплавательного прибора» был разработан в 1881 году в тюрьме, куда он был заключен за участие в покушении на императора Александра II. Изобретатель утверждал, что атмосфера для полета реактивного аппарата только вредна, так как создает дополнительное сопротивление движению. Кибальчич стал автором первого в мире проекта реактивного аппарата для полета человека в безвоздушном пространстве. Подлинно научная теория реактивного движения ракет была разработана выдающимся русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским.
Он первый назвал ракету средством осуществления межпланетных полетов. В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов. Наш великий соотечественник К. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики. Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов. В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф.
Цандер и Ю. Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники. Под влиянием трудов К.
Кто был первым на Луне и как надо летать в космос?
Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». 14 сентября 1959 года советская межпланетная станция попала в Луну, став первым аппаратом, достигшим поверхности спутника Земли. Спускаемый аппарат первых советских пилотируемых космических кораблей был рассчитан лишь на одного человека, что делает сомнительными версии о двух‑трёх одновременно отправленных (и погибших) космонавтах.
Человек на Луне: Как Нил Армстронг сделал свой знаменитый «маленький шаг»
На Луне астронавты были безусловно. Все задокументировано и запечатлено как на фотоснимках, так и на видео. Естественно, противников данного исторического события всегда хватало, но здравый смысл всегда берет верх над догадками и "теориями заговора". Здесь мы не станем делать каких-то выводов и приводить доказательства успешности программы "Аполлон". На сегодня, мы поговорим немного о другом. Конечно же, тема будет касаться, все так же, темы полетов человека на Луну. Но речь пойдет не про американцах. Дело в том, что в "золотые" для космонавтики 1960-е гг.
Советский Союз, в принципе, был пионером в космонавтике и "золотыми" 1960-е гг. Так вот, в те "золотые" годы Советский Союз с большим рвением старался изо всех сил выйти первым и в Лунной гонке. Но что-то в определенный момент пошло не по плану и вперед выдвинулись американцы, которые в итоге и посадили на поверхность Луны целых шесть экипажей. Сегодня, нам нужно узнать, по какой же причине Советский Союз отказался от высадки своего экипажа на Луну.
Много чего.
Но обо всем — по порядку. Новая станция должна была продолжить программу по освоению естественного спутника Земли и сама — стать ее спутником. На фото: Запуск ракеты-носителя «Молния-М» 31 марта 1966 года. Фото из открытых источников «Луна -10» была сконструирована на базе своей предшественницы — «Луны-9», которая до этого уже благополучно совершила посадку на поверхности Луны. Нам всем кажется, что Луна не так уж далеко, но при такой скорости путь до естественного спутника Земли составил примерно трое с половиной суток.
Для понимания: это примерно 40 тысяч километров в час, то есть за час «Луна-10» проходила практически весь экватор Земли. Чтобы станция осталась на орбите, при подлете к Луне её нужно было затормозить.
Иметь звание "вторых" на Луне, в целом то, не было настолько плохим, и уж точно, не вредило имиджу страны. Тем не менее, хотя запал у партийной верхушки еще был, но дела уже не шли у конструкторов и ученых. Сразу скажем о том, что в данном материале о данной теме будет сказано кратко, так как разбор каждого из пунктов достоин целой статьи, чем мы и займемся в следующих темах. А на сегодня, повторимся, все будет, весьма и весьма, кратко. Наверное, основной причиной отказа от программы, стало не то, что американцы первыми совершили посадку на Луну, а то, что подвела ракета-носитель Н-1.
Как говорится, не срослось. Было проведено несколько испытаний и всегда, ракета взрывалась. Советское руководство после нескольких провальных запусков Н-1 стало понимать, что вливать огромные средства в то, что не дает плодов - бессмысленно. Вообще, честно говоря, технология, которую применили конструкторы в данной ракете - была совершенно передовой, она просто опередила свое время. Но зачаточное состояние советской микроэлектроники сделали свое дело. Ракета так и не вышла на околоземную орбиту. Ракета-носитель Н-1 Следующей причиной можно назвать то, что СССР, в принципе, не ставил перед собой задачи высадить первого человека на Луну.
Справка: Масса скафандра «Беркут» — 20 кг, масса ранца с автономной системой жизнеобеспечения — 21,5 кг. Запаса кислорода в баллонах ранца хватало на 45 минут. Резервная система подачи кислорода была смонтирована в шлюзовой камере и соединялась со скафандром с помощью шланга. При подключении внутри корабля обеспечивалась работа скафандра в течение 4 часов.
Выход в открытый космос начался через 1 час 35 минут после старта, когда корабль пролетал над Египтом. В открытом космическом пространстве Леонов оказался над Черным морем. В этот момент Беляев доложил по радиосвязи: Внимание! Человек вышел в космическое пространство!
Много раз Леонов отмечал, что его поразила тишина, в которой он ясно слышал биение собственного сердца. Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку.
Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. Связь работала устойчиво. Леонов успешно произвел съемку кинокамерой С-97, а вот применить портативный фотоаппарат «Аякс», предоставленный КГБ, не смог.
Затвор приводился в действие тросиком, но из-за деформации скафандра воспользоваться им не удалось. В наземных условиях скафандр испытывался в барокамере до давления, соответствующего высоте 60 км. В космосе в условиях глубокого вакуума внутреннее давление раздуло скафандр гораздо больше, чем ожидалось. Предусмотренный зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял два сантиметра.
При пролете над Якутией космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но это ему не удалось. Леонов вспоминает: В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза.
Тогда космонавт сбросил давление внутри скафандра до запасного режима. Во время прохождения комиссии мы поднимались на высоту 14 тыс. Кому-то хватало одного часа, а кому-то нет. На моих глазах азот закипел у моего товарища: у него раздулись руки, глаза провалились.
Я знал, что со мной может произойти то же самое, но рискнул. И Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Однако головой вперед космонавт не мог попасть в спускаемый аппарат в правильном положении.
Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия
Эту картину, ставшую первым фантастическим фильмом в истории СССР, в 1924 году снял легендарный советский режиссер Яков Протазанов. Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. 360-килограммовая «Луна-1», несущая на себе герб Советского союза, должна была достичь лунной поверхности, тем самым продемонстрировав превосходство СССР над Америкой в научной сфере.
В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Луны
Итог — быстрая гибель. После изучения ошибок наступил черед запуска «Луны-9». Технические характеристики «Луны-9» Автоматическая станция состояла из двигательной установки для коррекции полета и торможения во время посадки, сферического блока баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации «Юпитер» и радиовысотомера больших высот. Главной полезной нагрузкой стала сама лунная станция, которая представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри находилась радиосистема, программно-временное устройство, аккумулятор, система терморегулирования и различные научные приборы.
Строение «Луны-9». Источник: НПО Лавочкина На внешней стороне верхнего полюса сферического контейнера были установлены оптико-механическая телекамера Я-198 время передачи одной панорамы достигало 100 минут и счетчики радиации прибора КС-17М. Еще один научный инструмент, гамма-спектрометр СГС-2, был отключен до запуска из-за поломки. Два надувных амортизатора-баллона, закрывающие станцию со всех сторон, уменьшали удар при посадке.
Вырезки из советских журналов с изображением станции «Луна-9». Достижения станции «Луна-9» села на поверхность спутника в 21:45:30 по московскому времени. Посадка была успешной, она произошла в области под названием Океан Бурь, к западу от кратеров Рейнер и Марий.
Орбита - крайне опасная и враждебная для человека среда. Подготовку показали, а результаты — нет, значит под железным занавесом прячут неудачу, значит космонавты погибли — так выглядела логическая цепочка событий для всех вовлеченных в космическую тему западных журналистов.
На самом деле человек с таким именем существовал и с космонавтикой был связан, но ни одного полета не совершил, так как был испытателем оборудования. Более того, он жил и здравствовал почти 30 лет после описанной трагедии в космосе, еще в 70-х продолжал работать в Институте космической медицины. Умер в 1991 году. Иван Качур погиб из-за взрыва во время запуска в 1960 году По версии агентства «Рейтер» в число «нулевых» космонавтов вошел и коллега Алексея — Иван Качур, тоже испытатель оборудования, который специализировался на высотных испытаниях, где приходилось дышать кислородом под избыточным давлением. Западные СМИ утверждали, что космонавт погиб во время запуска баллистической ракеты осенью 1960 года, при взрыве.
Погибшие собаки при неудачном старте в 1960. Но на борту были лишь 2 собаки, они погибли. А испытатель оборудования Иван Качур на тот момент уже был уволен из Советской армии это событие датируется 28 апреля , вернулся в УССР, в родную Ивано-Франковскую область. Заводовского во время космического полета унесло в неизвестном направлении Еще один техник-испытатель Геннадий Заводовский по версии информационного агентства «Рейтер» затерялся в открытом космосе в 60-м. Причиной называют поломку системы ориентации космического корабля.
И вместо того, чтобы приближаться к Земле корабль стал отдаляться. В открытом космосе может случиться все что угодно. Этот человек помогал в развитии космонавтики тем, что проходил испытания — специализировался на дыхании при перепадах высот и давления. Его деятельность отмечена в Книге почета испытателей. Умер испытатель в 2002 году, покоится на кладбище «Ракитки» в Подмосковье.
Параллельно с этими достижениями и Советский Союз, и Штаты пытались добраться до Луны. В 1958 г. Через год лунной поверхности достигла советская станция «Луна-2» предыдущие попытки, «Луна-1», «Луна-1А» и «Луна-1В», закончились неудачей — но обратный полет не планировался. Возможно, аппарат и советские вымпелы рядом с ним до сих пор не занесены мелким пыльным грунтом и ждут, когда их вновь обнаружит человечество. В октябре 1959 г. Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку. Livejournal О «Луне-1» стоит сказать пару слов отдельно, так этот проект дал советской космической программе целых два незапланированных рекорда. В ходе полёта «Луна-1» должна был отстрелить третью ступень ракеты, чтобы получить ускорение в сторону Луны, но конструкторы и инженеры забыли, что сигнал от Земли, который даст команду на отделение третьей ступени, идёт не одну секунду — ему нужно время.
Так как это время было упущено, аппарат успел покинуть зону земного притяжения и улетел в другу сторону. Так «Луна-1» стала первой станцией, которая покинула орбиту Земли и оказалась на орбите Солнца, то есть первым искусственным спутником светила.
Космонавты развели костер.
Мороз к ночи усиливался до минус 20 градусов. Леонов: У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало.
Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем вспороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины.
Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски.
К рассвету 20 марта место посадки «Восхода-2» было установлено. Прилетели вертолеты, но сесть из-за высоких деревьев не смогли. Спасатели добирались на лыжах.
С вертолетов сбросили теплые вещи и продукты. Был даже доставлен огромный котел, в котором разогрели воду, чтобы космонавты могли в ней искупаться и отогреться. Спасатели соорудили бревенчатый сруб-шалаш, в котором организовали два спальных места.
Так прошла еще одна ночь. На следующий день, 21 марта, Леонов и Беляев вместе со спасателями на лыжах добрались до расчищенной лесорубами вертолетной площадки, откуда были доставлены в Пермь, затем на Байконур и уже оттуда — в Москву, где была организована их торжественная встреча. Волнения этого полета сказались на здоровье Павла Беляева, и через 5 лет он умер от обострения язвенной болезни.
Алексей Леонов продолжил карьеру космонавта, совершил в 1975 году еще один космический полет по советско-американской программе «Союз»—«Аполлон» и еще как минимум дважды избежал смерти. В 1969 году в машину, где находился Леонов, стрелял младший лейтенант Виктор Ильин, готовивший покушение на Брежнева. Пуля пробила шинель космонавта, но его самого не задела.
В 1971 году Леонов должен был стартовать в космос на «Союзе-11», но за два дня до старта один из членов его экипажа заболел. Полетели дублеры и погибли от разгерметизации при приземлении. Согласно графику советской лунной программы, Алексей Леонов в сентябре 1968 года мог стать первым человеком на Луне.
Однако эти планы не сбылись. Впервые на Луну в 1969 году вступил американец Нил Армстронг. Полет «Восхода-2» стал последним пилотируемым полетом при жизни Сергея Павловича Королева.
Он умер на операционном столе. Не выдержало сердце. О тех событиях рассказывает новый российский художественный фильм «Время первых», который выходит в прокат 6 апреля 2017 года.