Новости праздник навруз история

Навруз Байрам – это древнейший земледельческий праздник, олицетворяющий приход весны и начало нового сельскохозяйственного года. Праздник Навруз в 2024 году отмечают во второй половине марта. Праздник Навруз имеет многовековую историю. Навруз считается одним из самых старейших праздников в истории человечества.

“Праздник Навруз”

Праздник не будет проходить на улице и в общественных местах. Да, этот год будет особенным, но это совсем не отменяет тёплых слов и пожеланий, которые мы можем сказать нашим близким людям. Праздник сегодня будет проходить в кругу самых близких людей - нашей семьи. Махмудова АзизаАвтор Давайте посвятим этот чудесный день родным, ведь никто не отменял готовку плова, разных сладостей и душевные разговоры за столом.

В Азербайджане этот обряд проходит на второй день Навруза, известный как Родительский день. В день Навруза люди идут друг к другу в гости и дарят подарки. Детям часто дарят маленькие игрушки, по традиции они играют с художественно оформленными яйцами. Семьи и местные сообщества делятся друг с другом традиционным угощением, которое состоит из вареного риса и овощей с различными местными продуктами. В Киргизии праздничная трапеза является общественной церемонией в определенных местах города, где готовят Нооруз Кедже или Чон Кедже, суп из бычьего мяса. Повсеместной традицией Навруза является приготовление праздничного стола, на котором размещают ряд предметов — символический дар Солнцу для богатого урожая. В частности, на столе ставится зеркало и зажигаются свечи по числу членов семьи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Главным блюдом Навруза является суманак или сумаляк — сладкая каша из проросших зерен пшеницы. На столе также должны присутствовать продукты, символизирующие непорочность, свет, обилие, счастье и плодородие в Новом году. По традиции на скатерть нужно выставить семь яств, название которых начинается с буквы "син": сипанд семена руты , себ яблоко , сиахдане черные косточки , санджид дикая маслина , сирке уксус , сир чеснок и сабзи проросшее зерно.

Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный - 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов. Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. Хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.

Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману у других народов сумалак - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.

Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника

Навруз (или Новруз) – это мусульманский Новый год, который традиционно отмечают 21 марта – в день весеннего равноденствия. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. В древний праздник Навруз нельзя работать, поэтому уборку и многие домашние дела хозяйки проводят накануне. ИСТОРИЯ. Точная дата зарождения Наурыза неизвестна, однако, согласно некоторым данным, его праздновали до VII века до н. э. Поэтому праздник можно считать одним из самых древних в мире. Навруз символизирует наступление нового года по солнечному календарю. В новом видео Научно-учебной лаборатории исследований современного Ирана стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова рассказала, как появился праздник Новруза, как изменялось значение и признание праздника от зороастризма до наших дней, как отмечают.

Навруз: история и традиции праздника

Навруз-2024: какого числа, история и традиции праздника Наурыз — древнейший народный праздник, который привязан к сезонным изменениям в природе.
Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз. Новости. Первый канал Праздник Навруз отмечается в день весеннего равноденствия с 20 на 21 марта и является одним из самых древних на Земле, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Новруз байрам: что это за праздник?

В переводе с фарси он означает «новый день» — наступление нового года по солнечному летоисчислению. Если говорить проще, это праздник прихода весны и праздник обновления, совпадающий с днем весеннего равноденствия, когда день побеждает ночь. Готовятся к нему за неделю. Рассчитываются с долгами, прощают обиды, проводят уборку в домах.

Затем наступает второй этап Навруза — это готовка. Главное блюдо этого праздника — сумаляк, который готовят из сахара, воды и пророщенных ростков пшеницы. Однако здесь есть ограничение — приготовление традиционно длится всю ночь и заниматься этим должны только женщины. Готовый сумаляк разливают по тарелкам и угощают им соседей, друзей и родных. С блюдом также связана традиция: в некоторые пиалы кладут камешки или орехи, кому они попадутся — того ждёт счастливый год. С самого утра мусульмане играют на национальных музыкальных инструментах.

Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации. Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни. Также в программе Навруза: конкурс плова, соревнования по традиционным видам борьбы народов России, детская площадка. В числе почетных гостей Навруза - представители федеральных и региональных органов власти, представители субъектов Российской Федерации и послы зарубежных государств.

В Татарстане в советское время праздник был незаслуженно забыт и вернулся к нам вновь недавно. И так и остался, надеюсь навсегда. В Год национальных культур и традиций — Навруз в Татарстане отмечался по особенному тепло. История праздника в прошлом и его продолжение в настоящем в репортаже журналиста ТНВ Диляры Юсуповой.

Навруз шагает по планете. Об истории праздника и его необычных традициях

Навруз, Новруз, Наурыз – праздник, символизирующий начало весны по астрономическому солнечному календарю, как правило у иранских и тюркских народов. За свою тысячелетнюю историю праздник Навруз стал символом возрождения и обновления природы и общества, духовного очищения и самосовершенствования человека, Данный светлый благословенный праздник олицетворяет благополучие, единство. Сегодня больше узнала об истории возникновения праздника Навруз, очень интересно! Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ.

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

Навруз Байрам – это древнейший земледельческий праздник, олицетворяющий приход весны и начало нового сельскохозяйственного года. Навруз (он же Новруз, Наурыз – произношение варьируется в зависимости от языка) – праздник прихода весны. является одним из самых главных и любимых праздников в Азербайджане. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Навруз 2023 — история праздника, традиции и запреты" в ленте новостей на сайте Восход. Праздник Новруза в Азербайджане отмечается очень весело и богато, ведь согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на столе должны обеспечить материальное благополучие семьи в новом году. 21 марта в мире отмечают Навруз: история и традиции весеннего праздника.

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

Novruz, крым. Navrez — праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Название Навруз перс. Отмечается в день весеннего равноденствия: 21 марта в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья, Как государственный праздник - 22 марта в Казахстане. Навруз является началом года также по календарю бахаи. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами. Все домашние хлопоты уборка, приготовление праздничных блюд, украшение жилища зелеными ветками яблони и граната , связанные с празднованием Навруза, необходимо завершить накануне. В Киргизии, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане существует традиция окуривать жилища в ночь накануне праздника дымящимися веточками арчи, дабы изгнать злых духов. На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. В Казахстане праздничным блюдом является "наурыз коже". Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина. Сабзи пророщенные зерна , себ яблоко , сир чеснок , сумах барбарис , сирко уксус , сипанд шпинат , сонджит маслина. Мусульмане отмечают этот праздник при полном свете дня. Все члены семьи собираются за праздничной трапезой, которая называется «хафт-син». На стол обязательно ставят зеркало, а по обе стороны от него — светильники с горящими свечами, число которых должно соответствовать числу членов семьи. Причем свечи должны догореть сами, на них ни в коем случае нельзя дуть: считается, что если свечу задуть, то укоротится жизнь кого-либо из членов семьи.

На празднично накрытом столе, помимо традиционных блюд из баранины и курицы, обязательно должно быть ритуальное лакомство сумаляк солодовая халва , сваренное из сока пророщенных зерен пшеницы с добавлением сахара и муки. Также на столе должны быть домашний хлеб, орехи, миндаль, молоко, сыр, рыба, крашенные в зеленый цвет яйца, сосуд с розовой водой, пиала с водой, в которой плавает зеленый лист.

Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13].

Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14].

Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15].

Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17]. Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г.

Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет. Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню.

Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [19].

История Навруза Сегодня Навруз считается исключительно мусульманским праздником, однако его корни уходят ещё в дорелигиозные времена. Изначально он был праздником Солнца у древних земледельцев и назывался «Навруз-байрам» — «праздник Навруз». Люди считали его даром весны, когда природа начинала пробуждаться, а зимние холода уходили.

Однако постепенно праздник оказался частью одной из первых религий у людей — зороастризма. Тогда отмечать Навруз стало обязательной традицией любого гражданина Империи Ахеменидов. Кроме того, в истории этого праздника есть период, когда он был запрещён в Турции.

Согласно писанию, в этот день все жители земли должны были отмечать очередную годовщину появления жизни на нашей планете.

Связан новогодний праздник и с мифологией персов. Считается, что 21 марта по солнечному календарю состоялись похороны героя Сиявуша. Эта легенда также упомянута в зороастрийской «Авесте». Читайте также В первые века своего существования, праздник был посвящен не только наступлению нового года, но еще и огню.

Стоит помнить, что именно этой стихии поклонялись представители зороастризма — главенствующей религии Ирана до прихода в эти края ислама. Традиции праздника Навруз Традиционно к персидскому новому году начинают готовиться за несколько недель. За это время человек должен отдать все свои долги, навести порядок во дворе, в доме и в своей голове, а также приготовить ряд праздничных блюд. Еда, согласно ритуалу, должна состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» персидского алфавита.

Например, это могут быть яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок и проросшее зерно. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил. Одним из главных символов Навруза считаются проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой. Вазочками с ростками украшаются дома, сады и праздничные столы.

Что такое Навруз: когда отмечают, значение и традиции праздника

Праздник Навруз: история и традиции Праздник Навруз: история и традиции | Аргументы и Факты Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы.
Навруз – история древнего праздника весны один из древнейших праздников на Земле, главный праздник весны - ежегодно во всем мире отмечают представители тюрских и иранских народов.
Республиканский дом народного творчества Навруз считается одним из самых старейших праздников в истории человечества.
Навруз – история древнего праздника весны Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника.

История праздника

  • Праздник весны «Новруз-байрам»
  • Национальный праздник Навруз: история и традиции
  • Навруз история и традиции самого древнего праздника весны
  • Навруз – древний и всемирный праздник
  • История и суть праздника Наурыз - КН

Когда отмечают Новруз?

  • Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны
  • Новруз байрам: что это за праздник?
  • Главные новости
  • Навруз - 2022: история самого древнего праздника весны
  • Навруз: история праздника и когда всё началось
  • Праздник Навруз: история и традиции

Навруз: история праздника в прошлом и его продолжение в настоящем

По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов преимущественно растительного происхождения. В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Подобные языческие отголоски былых верований присутствуют и в православии празднование Масленицы с сожжением ее чучела, Иван Купала с прыганием юношей и девушек через костер и другие , и их также систематически пытаются отождествлять с христианством. Навруз с развеселой Масленицей и Иваном Купалой во многом схожи даже по форме и содержанию празднеств. Отмечали еще до нашей эры Как пишет известный исламский историк религии Мухаммад Алимчулов, Навруз, символизирующий начало весны и Нового года , отмечается в начале второй декады марта, в период весеннего равноденствия. В переводе с персидского слово означает «новый день». С веками отголоски языческих верований не утихли, и во многих странах, расположенных на месте бывшей Ахаменидской Империи, ислам продолжает сочетаться с языческими верованиями. Религиозные иерархи и правители государств относятся к этому симбиозу по-разному, но истовые мусульмане — одинаково неодобрительно. Что это за праздник У зороастрийцев культивировалось многобожие, они поклонялись собственно Заратустре, Ормузду «Богу Мудрому» , верили в Ашу изначальный вселенский Закон добра и гармонии и Дружду антитезу Аши.

Исповедовали культ огня в Навруз полагалось перепрыгивать через костры, считалось, что огонь очищает от грехов.

Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы.

Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М.

Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза.

Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е.

Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия.

Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «...

В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «...

Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим!

Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е.

Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков.

Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв.

Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К.

Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза.

Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение.

Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н.

Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня.

В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений.

Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием.

Подробнее о празднике в нашем видео! Поиск по сайту.

Международный день Навруз

По легенде, в этот день все жители Земли должны отмечать годовщину возникновения жизни на планете. Также Навруз связан с мифологией: 21 марта, по солнечному календарю, прошли похороны героя Сиявуша, убитого Афрасиабом, что упоминается в "Авесте". В этот день зороастрийцы также почитали духов усопших предков. Навруз был также связан с почитанием огня, особенно на начальных этапах своего существования: последователи зороастризма, главной религии Ирана до прихода ислама, поклонялись ему. В этот период необходимо погасить все долги, привести в порядок двор, дом и свои мысли, а также приготовить особые праздничные блюда. Согласно ритуалу, праздничная еда должна содержать семь различных ингредиентов, названия которых начинаются на букву "С" персидского алфавита.

Например, яблоко, чёрные семечки, маслины, уксус, чеснок и проросшее зерно. Во время празднования Навруза обычно на стол ставят зеркало, свечи и крашеные яйца. Символическое значение свечи заключается в защите человека от злых сил огнём.

По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего перерождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" "с" : семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману у других народов сумалак - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы сомарэк. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепёшки, чашу с водой, на которой должен плавать зелёный лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца. В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения. В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману , которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак - это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халисы — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения в городах - соседки по дому и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье. Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным. В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка.

В древности время наступления Навруза определялось астрологами. Сейчас их сменили астрономы, которые вычисляют наступление праздника с точностью до минуты. В 2015 году День весеннего равноденствия, наступит 21 марта в 01. Суть праздника - торжественная встреча весны. Обряды Навруза лишь незначительно варьируются из страны в страну, из области в область. Они связаны с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. Примерно за две недели на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зелёные ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе к празднику зерно проращивается ещё раз — чтобы стать основой для праздничного блюда. Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта. Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги. По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи.

Но перевод сохранился — «новый день». В СССР праздник находился под запретом до 1969 года. Какого числа православные родительские субботы в 2023 году Истоки появления праздника Навруз Считается, что этот праздник отмечают более 2,5 тысячи лет. Он связан с именем пророка Заратустры и отождествляет солнце. Навруз стали отмечать в марте после возникновения календаря солнечного летоисчисления. Согласно тюркским легендам, в этот день народ был спасен из окружения. А в мифологии персов в этот день состоялись похороны героя Сиявуша. Праздник пережил захват арабами и стал государственным во многих странах. Праздник упоминается даже в литературе. Например, о нем подробно писал Низам аль-Мульк. Нельзя забывать и главную книгу зороастризма — «Авесту».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий