Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. Аудиозапись встречи с сотрудником музея НПО им. С.А. Лавочкина Сергеем Озерининым 24 марта 2016 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, посвященной 50-летию первой м Смотрите видео онлайн «Советская лунная программа.
Рассекречена лунная программа СССР
Однако, несмотря на внесенные изменения, первый запуск 18 июня 1959 года закончился аварией. На 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, и в итоге ракету пришлось взорвать. Позднее предпринято еще три попытки запустить следующую станцию из этой серии, но каждый раз возникали неполадки. В результате после третьей неудачной попытки ракету вместе с АМС сняли со старта, и запуск был отменен. Успешная попытка Несмотря ни на что, испытатели не сдались и продолжили работу над космической станцией.
Журналисты в Союзе окрестили ее «второй советской космической ракетой». Запуск осуществлялся по траектории сближения без использования старта с орбиты. Итоги миссии Аппарат «Луна-2» не обладал собственной двигательной системой — на нем были установлены научные приборы, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов. Важнейшие научные достижения «Луны-2»: прямое измерение солнечного ветра; превышение аппаратом второй космической скорости.
Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов. Отдельный вымпел был подготовлен на случай удачной посадки — из-за неудачных попыток их пришлось изготовить в пяти вариантах для разных дат старта.
Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км. Фото: naked-science. Идеологическое оружие «Холодной войны» Впрочем, к тому времени лунную поверхность уже вовсю исколесили американские астронавты на своих роверах. Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина. Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11». Полностью программа была закрыта в 1975 за ненадобностью: превосходство США в лунной гонке было зафиксировано. Член последнего лунного экипажа "Аполлон-17" едет по поверхности Луна на ровере в 1972 году Фото: NASA За это время произошло только 2 крупные аварии: во время наземных испытаний «Аполлона-1» произошёл пожар, в результате которого погибли 3 астронавта.
А экипаж «Аполлона» был вынужден отказаться от прилунения из-за взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя батарей топливных элементов. С риском для жизни экипаж всё-таки вернулся на землю. Во вторую лунную гонку США вступили в 2010 году на 4 года раньше России , придумав программу «Созвездие». Именно в рамках этой программы должна была в 2016 году совершить первый полёт ракета SLS. Но сроки были сорваны и по ракете-носителю, и по космическому кораблю Orion. Всё завершилось отменой программы. А в 2017 году американцы разработали актуальную на данный момент программу «Артемида», основой которой должны стать ракета-носитель сверхтяжёлого класса SLS, космический корабль Orion и окололунная станция Lunar Gateway. Изначально этот проект задумывался как многонациональный.
Должна получиться лунная МКС. С Россией тоже шли переговоры, но они ничем не закончились. В 2022 году «Орион» с манекенами и роботами на борту совершил первый испытательный облёт Луны и успешно вернулся на Землю. Обратите внимание: США не пытались сразу сажать технику на поверхность Луны. Спустя полвека они начали с наработки компетенций по облёту Луны, отработке связи и других базовых вещей. Сейчас совсем другие технологии, раньше была аналоговая связь с очень низкой пропускной способностью, теперь же все в цифре и надо передавать десятки мегабит в секунду, это совсем другая задача. В 2024 году к Луне отправятся первые астронавты, но сначала они тоже просто облетят Луну. Посадка запланирована только на третий полёт в 2025 году, если всё пойдёт по плану.
Китайская лунная программа. Битва за ресурсы И хоть сейчас очевидным лидером в пилотируемой программе являются США, именно Китай стал инициатором новой лунной гонки в 2004 году. Лунную программу, основанную на добыче полезных ископаемых титан и гелий-3 как топливо для термоядерной энергетики будущего , начали разрабатывать ещё в 1998 году. А в 2004 году утвердили «Программу Чанъэ». Начал Китай тоже с облёта Луны: аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» в 2007 и 2010 года соответственно вышли на окололунную орбиту и приступили к сбору информации и созданию топографической карты Луны высокого разрешения.
Королев и М. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались [2]. В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии. Компьютерная модель корабля 7К-Л1 Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро далее КБ проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В. Королева и ОКБ-52 В. Челомея ОКБ-52 В. Чаломея пользовалось симпатией Н. Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Самое обидное для В. Чаломея состояло в том, что С. Королев получил возможность использовать все наработки В. Челомея по пилотируемому полету к Луне и, в частности, ракету "УР-500К" для своих задач. Челомея — ракету УР-500К. Масса разгонного блока и корабля превышала возможности ракеты. Поэтому придумали оригинальную схему: УР-500К выводит связку "РБ—корабль" на близкую к орбитальной траекторию, а довыведение на орбиту осуществляется при помощи блока Д. Вторым включением блока Д связка направляется на траекторию облета Луны.
В 1960-х годах советские автоматические аппараты были вне конкуренции — первый облет Луны, первые фото, первая мягкая посадка, первые луноходы. Трижды наши автоматы сумели привезти на Землю лунный грунт — всего 330 граммов. Программа СССР по исследованиям Луны с помощью автоматов была закрыта в 1976 году после полета очередного аппарата «Луна-24». США предпочли иное направление атаки. После старта Гагарина президент Джон Кеннеди объ явил, что следующее десятилетие его страна посвятит экспедиции и высадке человека на Луну. С этой задачей США справились. С 20 июля 1969-го по 1972 год шесть раз американские «Аполлоны» высаживали астронавтов на Луну — всего 12 человек. С Луны на Землю доставлено 380 кг лунного грунта. Лишь одна из семи экспедиций оказалась неудачной и вернулась домой несолоно хлебавши. Любопытно, что 21 июля 1969 года советский автомат «Луна-15», незадолго до обратного старта на Землю «Аполлона-11», приземлился на Луну. Надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Нилу Армстронгу. Оче видно, совпадение сроков имело пропагандистский характер и было призвано снизить градус восторгов относительно американской лунной миссии. Однако «Луна-15» разбилась при посадке. И все-таки факт в том, что не астронавты, а именно советские аппараты, которые шли вереницей, добыли доказательство присутствия на Луне воды в полярных шапках, что важно для колонизации земного спутника. Каждый из луноходов колесил месяцами, удалялся от станции на сотни метров и собирал более богатый материал, чем привязанные к кораблю астронавты. Почему наши там побывали Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР по своей природе просто не мог позволить советским гражданам присутствовать на триумфе идеологического супостата. Ведь в кухонных разговорах могли спросить недоуменно: почему советский человек первым вышел в космос, но не добрался до Луны?
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны
Китайским инженерам удалось преодолеть сложности, которые в 70-е годы прошлого века стали препятствием для советских и американских лунных программ. Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз. Так начиналась "лунная гонка", которая захватила два политических лагеря, и закончилась высадкой американских астронавтов на Луну в 1969 году. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. Самые известные миссии лунной программы СССР — в обзоре РБК.
Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили
Лекция «Советская лунная программа» | «Луна-16» - смогла побывать на Луне, взять с её поверхности 101 грамм грунта с поверхности и вернуться на Землю. |
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата | «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. |
Лекция «Советская лунная программа» | Космос ВДНХ | Лунная программа США в новом веке забуксовала, фактически она потеряна. Что не мешает не упоминать собственные промахи, но говорить о бедах на счету у СССР. |
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата | Незадолго до этого советская лунная программа была закрыта, а все работы над перспективным носителем — прекращены. |
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
Глава Роскосмоса позже объяснил , что столкновение с Луной произошло после того, как двигатель проработал 127 секунд вместо 84. Еще одной причиной аварии глава Роскосмоса назвал прерывание лунной программы на 50 лет. Он считает, что это решение было неверным. Детальные причины потери станции установит специальная комиссия. Пока неизвестно, когда она соберется и опубликуют ли результаты ее работы.
Россия в современной истории еще не осуществляла таких сложных маневров, как посадка космического аппарата на Луну.
Королева и В. Глушко , а в 1974 г. Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е.
Всё это требовало огромных денег и сил, и тратить их на второе место руководству страны и космической программы не хотелось. Средства направили на проектирование орбитальных станций и автоматизированных аппаратов. Изучение Луны, таким образом, полностью предоставили технике. После «Луны-16» ещё дважды советские станции забирали лунный грунт. В 1970 и 1973 гг.
Эти аппараты исследовали химический состав грунта и особенности ландшафта Луны, фотографировали её поверхность. Американцы тем временем продолжали высаживаться на естественный спутник Земли на «Аполлонах».
В ходе этих экспериментов был получен ряд выдающихся научных результатов, в частности, впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли, а также установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Несмотря на то, что станция в Луну не попала, АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца.
Таким образом, в целом полёт можно охарактеризовать как частично-успешный, рекордный для своего времени и весьма плодотворный с научной точки зрения.
Сергей Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей, и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по лунной ракете окончательно разошлись во взглядах относительно силовой установки для данной ракеты.
Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чертёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне.
В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Н-1 в сборочном цеху Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса.
Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5!
Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё. Н-1 на стартовой площадке Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать.
Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени.
Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей.
«Луна-16»: триумф после поражения
Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Недавно рассекретили документ о плане СССР по колонизации Луны и Марса.
Тайна за семью печатями: почему СССР отказался от своей лунной программы
Смотрите онлайн Лекция "Советская лунная программа" 41 мин 53 с. Видео от 30 января 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз. Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников.
«Зонд-5» – первый облет Луны. Из истории советской лунной пилотируемой программы
SFilin И начать следует издалека. Советская лунная программа Весна 1958 года. Прошло почти шесть месяцев с момента исторического запуска «Спутника-1», первого в мире искусственного спутника нашей планеты. СССР лидирует в космической гонке и не желает останавливаться на достигнутом. В марте 1958-го ЦК КПСС совместно с Советом Министров выдает постановление, согласно которому требуется начать работу над созданием автоматических аппаратов, способных достичь естественного спутника Земли. Речь идет о двух типах объектов. Первые предназначены для облета Луны, вторые — для попадания на ее поверхность.
Именно попадания. Словно речь идет о запуске боевой ракеты. Технологии пока что не на том уровне, чтобы вести речь о мягкой посадке. Параллельно проводятся работы по усовершенствованию ракетоносителей, которым предстоит выводить будущие станции на орбиту, так как имевшаяся в распоряжении ученых на тот момент двухступенчатая «Р-7» была неспособна доставить в космос требуемый вес. Американцам отказали, так как Советы опасались кражи своих технологий. Космическая гонка продолжилась.
Второго января 1959-го ракета-носитель «Восток-Л» стартует с Земли и выводит на орбиту объект «Е-1». Автоматическая межпланетная станция благополучно приближается к естественному спутнику. Но из-за ошибки в расчетах и задержки сигнала от командного пункта на передачу корректировки и отсечки двигателей проносится мимо Луны. Зато обошлось без сбоев в работе носителя и бортовой аппаратуры. Миссия признана учеными успешной, так как в ходе ее выполнения удалось провести регистрацию внешнего радиационного пояса Земли, измерить параметры солнечного ветра, выявить наличие ионизированного газа в межпланетном пространстве и провести ряд других важных исследований. АМС «Е-1», позже переименованная в «Луну-1», стала первым космическим аппаратом, сумевшим выйти на вторую космическую скорость, преодолеть земное притяжение и стать искусственным спутником Солнца.
Окрыленные успехом, советские ученые продолжили работу. Однако до старта «Луны-1» было как минимум два неудачных запуска объектов серии «Е-1». Многие материалы о них до сих пор засекречены. Уже летом 1959 года «Восток-Л», ракетоноситель из этого семейства «семерки», готовился отправить к естественному спутнику Земли аппарат серии «Е-1А». Он стал логическим продолжением АМС класса «Е-1». Среди существенных доработок можно отметить перемещение ионных ловушек, предназначенных для изучения солнечного ветра и установку более чувствительного магнитометра.
Однако запуск в июне заканчивается провалом. Выходит из строя гирогоризонт. Как следствие, ракету подрывают спустя 153 секунды после старта. Следующий запуск был запланирован на 6 сентября.
При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной. Астрофотометр обнаружил, что светимость небе в оптическом диапазоне спектра оказалась гораздо выше, чем считалось ранее, а в ультрафиолетовом — ниже. Это свидетельствовало о том, что Луна окружена множеством пылевых частиц, рассеивающих солнечный свет и излучение, отраженное Землей.
Посадочный модуль станции «Луна-21» на панораме , снятой «Луноходом-2» Наблюдение с орбиты 20 апреля 1973 года «Луноход-2» въехал в небольшую воронку. В этот момент крышка отсека, который содержал плутоний и использовался для обогрева, не была плотно закрыта и зачерпнула немного реголита. В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода. Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя. В результате, 10 мая связь с аппаратом прекратилась, и миссия была завершена. Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. Напомним, навигационные устройства прибора вышли из строя во время посадки.
Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате К годовщине памятной даты «Роскосмос» рассекретил документы, связанные с подготовкой советской лунной программы. Это распоряжения правительства, отчеты о неудачных запусках.
Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну. Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон». Уничтожение уникальной ракеты Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин , дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация. Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели. Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты.
Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности — в ликвидации построенных носителей без испытаний. Неужели личная неприязнь Глушко к наследию Королёва, о которой пишут все, подвигла его на такой иррациональный шаг? Но ведь Глушко не мог сделать его без ведома и одобрения Политбюро, особенно — генерала Дмитрия Устинова, отвечавшего в ЦК за оборонную промышленность. Получается, что дело, видимо, не в деньгах, потому что дорогостоящие компоненты лунной программы доводились руководством СССР почти до завершения, а утилизация готовых носителей и вовсе была бесцельным уничтожением этих затраченных средств. И не только в успехе США, потому что работы по программе продолжались и после него. Двойной заговор Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Существует версия, изложенная в ряде сенсационных книг-расследований Юрия Мухина, Александра Попова и др.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия | Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. |
«Зонд-5» – первый облет Луны. Из истории советской лунной пилотируемой программы | Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. |
«Роскосмос» рассекретил данные о первой советской Лунной программе | «Луна-25» – это продолжение советской лунной программы. |
«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе | Смотрите онлайн Лекция "Советская лунная программа" 41 мин 53 с. Видео от 30 января 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! |
Содержание
- "Лунная гонка" СССР и США
- 12 суток до Луны и обратно
- Неубедительные оправдания
- Лунная программа СССР
- Советская лунная программа
- Как зародилась и развивалась лунная гонка?
«Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия
Рассекречена лунная программа СССР | Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно. |
Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР | Статьи | Известия | Советская патриотическая классика в "роковой" обработке. |
План СССР по колонизации Луны и Марса, 70-е годы, секретный план освоения космоса | «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. |
«Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия | И в это же самое время королевская лунная программа пребывала в глубоком кризисе. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы – Земля - Хроники жизни | 24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. |
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.
Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось.
Именно он управлял разработкой космического корабля 7К-Л, который должен был доставить отечественных космонавтов к цели. В итоге СССР лишился не только выдающегося специалиста, но и незаменимого руководящего лица.
Кроме того, пробные ракеты-носители постоянно попадали в аварии, а системы внутри регулярно отказывали во время испытательных полетов в беспилотном режиме. В общем, лететь на Луну было не на чем. В конце концов, в январе 1970 года программу закрыли, так как 1969-м в рамках миссии «Аполлон» американский астронавт Нил Олден Армстронг высадился на Луну, и преимущество советов в покорении спутника было упущено. Почему Россия решила возобновить программу? Еще в середине нулевых Россия задумалась о возвращении лунной программы для изучения сейсмической активности на спутнике Земли. В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя.
Мишина , которого 22 мая 1974 г. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1 , издав при этом приказ о её полном уничтожении. Уже в октябре 1974 года он предоставил правительству план работы НПО «Энергия» и развития советской космической отрасли в целом на ближайшие годы.
В этом документе Глушко изложил собственный план освоения Луны и создания там поселений, предлагая разработать специально для полётов к ней новую сверхмощную ракету-носитель, сначала в документации она имела название «Вулкан». Её общая концепция, как теперь очевидно, во многих своих положениях целиком повторяла конструкцию королёвской ракеты Н1 , против которой Глушко активно выступал в течение многих лет. В целом же историки отечественной космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии.
Случилось же это в тот самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована, и потому лидерам державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто политических решений: или доводить проект до логического конца, или чётко отказаться от его продолжения. Половинчатость же позиции привела лишь к «сырым» конструкторским решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники. Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами.
Однако доля правды в этом была. Изначальное недостаточное внимание к пилотируемой лунной программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практической эффективности освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Г. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству.
А следующая миссия должна была обеспечить высадку на Марсе советских космонавтов. Любопытно, что, по тогдашним расчётам, в которых, очевидно, исходили из текущих возможностей техники, полёт к Марсу должен был занять два-три года.
Напомним, сейчас космонавтика позволяет добраться до Красной планеты за шесть-девять месяцев, и всё равно это считается очень долго и небезопасно с точки зрения радиации в межпланетном пространстве. Модели космической станции. И мало кто знает, что в СССР для межпланетных миссий были на выбор целые три разные ракеты. Конструкторское бюро Владимира Челомея предложило трёхступенчатую УР-700 с грузоподъёмностью 140 тонн больше, чем у американского Saturn-5. У неё были двигатели разработки Валентина Глушко РД-270 на гептиле, а главный конструктор Сергей Королёв был противником токсичного топлива.
Она могла поднимать на околоземную орбиту 40 тонн, а на поверхность Луны доставить три тонны. В итоге выбрали третий вариант — Н-1 конструкции Сергея Королёва. Вместе они могли поднимать 90—100 тонн на орбиту и 5,5 тонны — отправлять на Луну. В общей сложности двигателей в Н-1 должно было быть тридцать. Есть мнение, что это слишком неимоверное количество и конструкция сама по себе громоздкая.
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
Для достижения Луны была использована траектория сближения, без использования старта с орбиты. Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» КБХА. Хотя в целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны, этого не произошло по ряду причин. Во-первых, в циклограмму полёта закралась ошибка при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени блока «Е» , которая выдавалась с Земли.
Автоматический космический комплекс по доставке грунта с Луны состоял из посадочной ступени, ракеты «Луна — Земля» и возвращаемого аппарата, в котором находились радиопередатчики для обнаружения при спуске на Землю, аккумуляторы, парашют, антенны радиопередатчиков, баллоны с газом для ориентации после посадки и контейнер для лунного грунта. АМС «Луна-16» вышла на траекторию полета к Луне 12 сентября 1970 года, 17 сентября — оказалась на орбите, а 20 — прилунилась в районе Моря Изобилия. Под управлением с Земли удалось получить образцы лунного грунта, и 24 сентября возвращаемый аппарат успешно сел в 80 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. Емкость с несколькими крупинками лунного грунта получила в подарок Нина Королева, вторая жена академика Сергея Королева, в знак признания заслуг ее супруга в реализации космической программы.
В январе 1959 года к естественному спутнику Земли стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». По результатам миссии «Луна-2» автоматический аппарат доставил вымпелы Советского Союза на поверхность Луны, их копию Никита Хрущев подарил президенту США Дауайту Эйзенхауэру, что подогрело ещё больший интерес к космической гонке. Последующие миссии СССР позволили облететь Луну, после чего ученые смогли составить карту всей Луны, включая её обратную сторону. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе — 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. К памятной дате в 2020 году Роскосмос опубликовал подписанные, в том числе, председателем межведомственного Научно-технического совета по космическим исследованиям академиком М. Келдышем документы о миссии «Луна-16», что хранились под грифом секретности несколько десятков лет.
Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя. Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой. Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район. При этом промежуточные коррекции не нужны. Охоцимского определили набор траекторий возвращения, для которых данный метод подходил. При этом также требовались точные сведения о лунном гравитационном поле... Схема перелета возвратной ракеты станции е8-5 от Луны к Земле. Источник: Роскосмос Выбранная баллистическая схема обеспечивала минимальную массу ракетно-космического комплекса при старте с Земли. Однако у этого варианта была одна, но весьма существенная сложность: очень большая погрешность определения траектории возвращения на Землю капсулы с грунтом. Это значило, что обнаружить маленький возвращаемый аппарат после приземления будет чрезвычайно сложно. С данной проблемой справились, оснастив возвратную ракету радиомаяком небольшой массы — с его помощью можно было, ведя радионаблюдения, определить фактическую траекторию от момента старта с Луны и до входа в земную атмосферу. На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком. Несмотря на все ухищрения, дефицит массы составлял полтора центнера: на заводе имени Лавочкина кое-как уложились в 5700 кг, а «пятисотка» с блоком «Д» могла отправить к Луне груз 5550 кг. Здесь уже пришлось поработать ракетчикам В. Челомея: не меняя конструкцию, они смогли довести энергетику носителя до требований заказчика. В результате возвратная ракета на старте имела массу около 520 кг, из которых на топливо и сжатые газы приходилось 275 кг. Долгохранимые окислитель и горючее заливались в три сферических бака; снизу, под центральным баком, монтировался двигатель однократного включения, сверху находился цилиндрический приборный отсек с четырьмя антеннами, на котором на стяжных лентах крепился сферический возвращаемый аппарат. Возвратная ракета в цеху Завода имени С. Источник: Роскосмос Он представлял собой металлическую сферу диаметром 50 см и массой 39 кг, покрытую абляционной теплозащитой. Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу. Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере.