Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории). Союзная Республика Югославия распалась в 2003 году после того, как Федеральное Собрание Югославии проголосовало за принятие Конституционной хартии Сербии и Черногории, которая учредила Государственный союз Сербии и Черногории. Операция НАТО "союзная сила" началась 24 марта 1999года. Бомбардировка Югославии унесла жизни более 1700 мирных жителей и продолжалась 78 дней и ночей. Новости по теме Югославия. Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича.
Новости по теме: ЮГОСЛАВИЯ
При нанесении ударов по югославской территории использовалось воздушное пространство и только что принятых в НАТО стран Венгрии , и ряда других государств Албании , Хорватии , Болгарии. В основном это были американские машины. Но кроме них имелись семь голландских и восемь турецких F-16, шесть итальянских и восемь немецких «Торнадо», шесть испанских F-18, семь британских «Харриеров», десять «Миражей» и три «Ягуара» из Франции. Помимо ударных самолетов была задействована армейская авиация альянса вертолеты АН-64 «Апач». К 12 мая альянс нацелил на Югославию уже до 610 боевых самолетов, а затем и еще большее их число.
В ходе операции в период с 24 марта по 17 мая 1999 года авиация блока совершила более 16 тыс. Было запущено около 900 крылатых ракет воздушного и морского базирования. Гарибальди» — Адриатическое море и 561 — в наземной группировке. Морские подступы к зоне боевых действий блокировала эскадра НАТО, имевшая в своем составе авианосцы, ударные корабли и подводные лодки.
В Адриатическом море находилась исходная военно-морская группировка альянса. Сухопутные войска НАТО активного участия в конфликте не принимали, однако миротворческие силы альянса в соседних с Югославией странах были выведены из подчинения ООН с тем, чтобы в любой момент вступить в бой. Для этого была спланирована и проведена в период с 24 марта по 10 июня 1999 года воздушная наступательная операция, которая проходила в рамках трех основных фаз. При этом в течение 2-3 суток ударами с воздуха преимущественно в темное время суток предполагалось уничтожить радиолокационные посты, огневые средства, узлы связи и пункты управления ВВС и ПВО, дезорганизовать системы военного и государственного управления.
Поскольку, прежде всего, Североатлантическому альянсу требовалось подавить противовоздушную оборону и дезорганизовать управление вооруженными силами Югославии, атакам подверглись главным образом элементы системы ПВО, аэродромы базирования боевой авиации, командные пункты и пункты всех звеньев управления. Силы и средства радиотехнической разведки создавали сплошное радиолокационное поле над территорией страны с нижней границей 1—2 км. Маловысотное поле с нижней границей 100—200 м обеспечивалось только в районах наиболее важных объектов. Дальность стрельбы по цели типа «крылатая ракета» этими комплексами не превышала 11—15 км с эффективностью не более 0,2—0,3.
С высокоточным оружием противника югославам фактически было нечем бороться. К этому следует добавить полное отсутствие централизованного управления и взаимодействия с истребительной авиацией и ПВО Сухопутных войск, малый опыт практической работы боевых расчетов.
Сербские власти также были обвинены в этнических чистках.
Ударные силы НАТО в день начала операции насчитывали 277 единиц летной техники, из них 192 бомбардировщика, 63 самолета логистической поддержки, 19 самолетов-разведчиков и 3 вертолета. Общее командование кампанией осуществлял глава Высшего штаба союзных государств Европы американский генерал Уэсли Кларк Wesley Clark. Первые ракетные удары были нанесены 24 марта около 20.
Одновременно ракетным атакам подверглись военный аэродром в нескольких километрах от Белграда и крупные промышленные объекты в городе Панчево, находящемся менее чем в двадцати километрах от столицы СРЮ. Всего было поражено 53 цели. В большинстве крупных городов Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны было объявлено военное положение.
В первый месяц операции "Союзная сила" авиация НАТО ежедневно совершала в среднем около 350 боевых вылетов. На саммите НАТО в Вашингтоне 23 апреля 1999 года лидеры альянса приняли решение интенсифицировать воздушную кампанию. Всего за время операции силами НАТО, по различным данным было совершено от 37,5 до 38,4 тысяч боевых вылетов, в ходе которых было атаковано более 900 целей на территории Сербии и Черногории, сброшено более 21 тысячи тонн взрывчатых веществ.
В ходе авиаударов были использованы запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом, обедненным ураном U 238.
Разрастался этнонационализм, который больше всего затронул сербов, и особенно сильно — на территории Хорватии, откуда сербское население выселяли, а сербский язык запрещали. В разных частях республики возникали конфликты, которые впоследствии выливались в войны с последующим выходом стран из её состава. Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина — к 1992 году от Югославии отделились четыре из шести республик. Из-за разгоревшейся войны сборная Югославии перестала существовать и не смогла поехать на чемпионат Европы — 1992.
Её место заняла Дания, которая тогда сенсационно дошла до финала и победила. Материалы по теме Трагедия и триумф сборной Дании на Евро-92. Трогательная история, о которой сняли фильм Югославия, в составе которой осталось две республики — Сербия и Черногория, — стала называться Союзная Республика Югославия. Официально о её создании было объявлено 27 апреля 1992 года. Сборной же не существовало до 1994 года, и то тогда команду не допустили до участия в чемпионате мира из-за войны.
Поводом к старту спецоперации со стороны НАТО послужила продолжавшаяся на тот момент в стране гражданская война с многочисленными этническими чистками. За время проведения «Союзной силы» на Югославию были сброшены тысячи бомб, в том числе с обедненным ураном.
Парламент Югославии принял сегодня решение о присоединении страны к союзу России и Белоруссии
Поэтому сербам пришлось в этой ситуации самим отстаивать, как они считали, справедливость и делать это без поддержки Москвы. У нас вообще была какая-то возможность вмешаться в этот конфликт? Разве мы не заключили с Югославией какой-то новый договор о сотрудничестве взамен того, который был расторгнут в 1949 году? Если и мог быть какой-то договор, то с СФРЮ, но ведь страна распадалась. О своем выходе из состава Югославии — прим. И в этой ситуации они по старой дружбе, вспоминая XIX век и первую половину XX века, звонят в Москву и спрашивают: «Можете ли вы нам помочь в этой ситуации? И тогда Россия ответила отказом. Потому что министром иностранных дел тогда был Андрей Козырев. В то время его даже называли «наш министр их иностранных дел».
Козырев не отстаивал национальные интересы России, он вообще о них не знал и спрашивал о них американских политиков! Остались документы, которые это подтверждают. Несмотря на то что внешнюю политику России, согласно Конституции, должен формировать президент, Ельцин полностью отдал внешнюю политику на откуп министру иностранных дел, для этого даже был издан специальный указ. Поэтому формировал и осуществлял всю внешнюю политику России именно Козырев. Каким образом Югославии удалось стать таким связующим звеном? Поэтому Югославии пришлось лавировать между восстановлением отношений с Советским Союзом и поддержкой Запада, который сразу дал «зеленый свет» отношениям с ней. Запад мечтал, что Югославия станет тем клином, который разобьет весь советский блок. Поэтому Югославия получала деньги от США и других стран и в политическом отношении создала систему неприсоединения, которая действительно являлась серьезным фактором во внешней политике.
Косово: не уникум, а прецедент — На одном из сайтов, посвященных Сербии, я наткнулась на такое высказывание: «Российская Федерация на данный момент представляет собой самую активную силу, которая отказывается признавать независимое косовское государство.
Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии.
Югославия не получила противовоздушный комплекс С-300, и ей практически нечего было противопоставить натовской авиации. Результат бомбардировок. За время военных действий самолёты НАТО совершили 35 219 боевых вылетов, применив против сербов 23 000 бомб и ракет, в том числе кассетные бомбы и бомбы с обеднённым ураном. Разрушения после бомбардировок.
Югославская сторона оценивает потери противника в десятки раз больше. Истина, как обычно, где-то посредине. Потери же Сербии невосполнимы. Прежде всего, это мирное население — более 2000 убитых, десятки тысяч раненых, лицемерно названные западом «сопутствующими потерями». Военнослужащих погибло сравнительно немного — около 500 человек. Так с кем же тогда воевали натовцы? Население укрывалось в подвалах и бомбоубежищах.
Стране грозила экологическая катастрофа. Экономике Сербии был нанесён прямой ущерб в 1 миллиард долларов, а с учётом потерянного внутреннего валового продукта — до 30 миллиардов долларов. А в каких долларах оценить потерю 11 тысяч квадратных километров Косова?
Провал сепаратистов, война в Боснии и Герцеговине и албанское засилье в Македонии, острую проблему которого Сербия и так уже испытывала в Косове, привели к тому, что новая Югославия была образована лишь в составе Сербии и Черногории, в которой проживало значительное количество сербского населения. Государственное устройство [ править править код ] Союзная Республика Югославия — страна со смешанной полупрезидентской формой правления. Президент как глава государства представляет Республику внутри страны и за рубежом, назначает выборы в Союзную скупщину, предлагает Союзной скупщине кандидата в председатели Союзного Правительства после консультаций с представителями депутатских групп, предлагает кандидатов в судьи Конституционного суда, Союзного суда, Союзного прокурора, управляющего Народным банком Югославии после консультаций с президентами союзных республик, выдает грамоты о ратификации международных договоров, осуществляет право помилования, назначает и отзывает послов Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания. Президент избирается тайным голосованием депутатов Союзной скупщины на четыре года. При этом срок президентских полномочий совпадает со сроком полномочий депутатов Союзной скупщины.
Кроме того, предусматривается лишь однократное переизбрание одного и того же лица на пост Президента.
С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
24 марта исполняется 23 года со дня воздушных ударов НАТО по территории Союзной Республики Югославии. Югославия — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ. Бомбардировки Союзной республики Югославия авиацией НАТО продолжались с 24 марта по 10 июня 1999 года.
Атака с воздуха. Как проходила операция НАТО по разгрому Югославии
Союзная Республика Югославия была принята в члены Организации Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 55/12 Генеральной Ассамблеи от 1 ноября 2000 года. Такое мнение высказал бывший министр иностранных дел Союзной Республики Югославия Живадин Йованович в воскресенье, 26 марта. Удары НАТО по территории Союзной республики Югославия начались 24 марта 1999 года под предлогом сдерживания действий югославской армии в Косово, где тогда происходил конфликт.
Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила"
За ее проведение, в частности, выступал тогдашний сенатор Джо Байден, ныне американский президент. Как Югославию равняли с землей Начало ударов Первые удары по Югославии были нанесены 24 марта в 23 часа 45 минут и продолжались до 4 часов утра. Затем обстрелу были подвергнуты военный аэродром под Белградом и крупные промышленные объекты в городе Панчево. Всего за первый день операции силами НАТО были поражены 53 объекта. Правительство Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны объявило о введении военного положения. Впоследствии Североатлантический альянс принялся методически уничтожать объекты инфраструктуры: мосты, заводы, транспортные узлы, электростанции и линии электропередачи.
Самолеты сбрасывали бомбы не только на военные, но и на гражданские и даже жилые объекты. Так, 23 апреля в Белграде разбомбили здание Радио и Телевидения Сербии, в результате чего погибли 16 человек. По заключению нескольких международных правозащитных организаций, эта атака попадает в категорию военных преступлений. Несколько раз натовцы допускали ошибки, которые привели к жертвам среди мирного населения. В ночь на 8 мая от натовских бомб пострадало посольство Китая в Белграде, погибли три китайца.
Ошеломленный китайский дипломат, который выходит из здания посольства без обуви, в одних носках, а его волосы и очки покрыты пылью от взрыва", — рассказывал журналист Джеки Роуленд. По данным НАТО, там должны были находиться сербские военные, но под огнем оказались албанские беженцы: 50 человек погибли, столько же получили ранения. В ходе 11-недельной операции натовских ВВС, по данным сербских источников, было нанесено в общей сложности 2300 авиаударов по 995 объектам. В ней было задействовано 1150 боевых самолетов. На землю упало 420 тысяч боеприпасов общим весом 22 тысячи тонн, в том числе 20 тысяч тяжелых авиабомб, 1300 крылатых ракет, 37 тысяч кассетных бомб, снаряды с обедненным ураном.
Среди них есть воспоминания политиков, ученых, врачей, журналистов, простых жителей. Вместе с родителями, младшими братом и сестрой он жил в Прогаре, пригороде Белграда. Вечером дети сели смотреть телевизор, выключили свет и в этот момент за окном упал огромный огненный шар. Начался просто ужас. Мы не понимали, что происходит.
Трещины начали появляться над окнами и дверью.
По оценкам международных организаций, российские и украинские миротворцы, на деле оказывали поддержку югославским войскам, лишь сдерживая их действия. При поддержке сил СНГ косоварским войскам был нанесен ряд серьезных поражений, Косово покинуло около 900 тысяч человек, в ходе боев, погибли многие лидеры боевиков из Косово, так в ходе действий Украинских миротворцев, в феврале 1999-ого года был ликвидирован Хашим Тачи, один из руководителей АОК. После гибели многих лидеров АОК, начиная с весны 1999-ого года албанские партизаны начали покидать регион, перебираться на территорию Албании и Македонии, фактически полностью контроль над Косово был восстановлен югославскими военными после практически прекратив сопротивление. Окончательно контроль над регионом был восстановлен в марте 1999-ого года после того как под контроль югославских силовиков перешел район Дрениц.
В то же время, своего участия в операции требовали представители НАТО, которые, во многом справедливо указывали на поддержку Россией и Украиной югославских войск, начиная с января 1999-ого года руководство Альянса регулярно требовало право на ввод своего миротворческого контингента, под давлением Москвы это предложение было принято, представителя НАТО сформировали силы - KFOR, которые были введены в регион в апреле 1999-ого года. Главным образом, они расположились на юге Косово, на границе с Албанией. Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб. Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон. В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России.
План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне. Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов. Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине. Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании.
Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями. Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров. Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным".
Тем не менее, с частью решений Милошевич был готов согласиться, в частности, через несколько дней после объявления плана, Слободан Милошевич призвал к проведению в ноябре досрочных Парламентских и Президентских выборов, пользуясь своей широкой популярностью благодаря победе над Косовскими сепаратистами. В то же время Милошевич не слишком торопился реализовывать другие пункты плана, в частности о выводе большей части военного контингента из Косово и разоружении пара-милитаристских формирований. В то же время к скорейшему исполнению плана призвала демократическая оппозиция и руководство Черногории, в лице Президента Черногории - Мило Джукановича. В следующие месяцы, ситуация в Югославии вновь становилась напряженной, Россия и США давали на Белград, призывая в ближайшее время реализовать план. Слухи о том, что Слободан Милошевич склоняется к его реализации, особенно эти слухи усилились после встречи Милошевича с американским послом - Ричардом Майалзом 3 октября 1999-ого года.
Оказались перекрыты также улицы в Белграде и других крупных сербских городах, где оказались заблокированы центральные площади и улицы, блокированы мэрии городов. Произошла неудачная попытка окружить здание Правительства Югославии, которая окончилась перестрелкой и отступлением путчистов. Ничем также закончилась попытка занять Белградский телецентр, охрана здания, при поддержке югославских войск, лояльных Президентов защитило его. Через несколько часов после начала путча по югославским каналам было показано обращении Президента СРЮ - Слободана Милошевича, который призвал население страны противостоять попыткам антиконституционного переворота, обвинив в происходящем: "фашистов и радикалов". После призыва Милошевича на улице вышло большое количество жителей Белграда, которые принялись противостоять путчистам, в это же время после непродолжительных переговоров Александр Лебедь, руководитель российского миротворческого контингента добился деблокирования российских миротворцев, после чего путчисты были разоружены.
Фактически, военные не выдвигали каких-либо определенных требований, тем не менее, центром восстания являлся центр штаб Приштинского корпуса, который вскоре оказался окружен российскими миротворцами и верными правительству Югославии силами окружили здание штаба, путчисты после непродолжительной перестрелки сложили оружие. Среди арестованных оказались высокопоставленные югославские военные и лидеры военных формирований - Желько Ражнатович, Милорад Улемек, Звездан Йованович и другие. Военным лидером мятежа являлся - Владимир Лазаревич, командующий штабом, а политическим руководителем - Вице-премьер сербского правительства - Воислав Шешель, самому Шешелю на руки наручники надели российские десантники. После этого Милошевич, поздним вечером 18-ого октября выступил по телевидению, объявив о победе законной власти. Сразу после провала военного переворота, действия официального Белграда, стали заметно более быстрыми, уже через три дня после провала военного переворота Милошевич объявил о поддержке исполнения всех пунктов совместного плана США и России , вывод большей части войск из Косово начался уже в конце октября, права региона были значительно расширены.
Большинство пара-военных формирований было распущено и началось массовое изъятие оружие, вскоре Югославская милиция, принялась также арестовывать многих обвиняемых в военных преступлениях, что было отрицательно воспринято в югославском обществе, в то же время отправки в Гаагу обвиняемых, начались уже после выборов. В это же время изменения коснулись и во внутри Сербии, сразу после попытки военного переворота, в котором оказались замешаны многие руководители СРБ, правящая коалиция распалась и до грядущих выборов так и не образовалась. Изменения постигли и саму Радикальную Партию, после ареста многих членов СРБ, Радикалы находились в сложном положении и не стали участвовать в Парламентских выборах. Выборы 1999 года [ ] На выборах 1999-ого года, югославское население впервые голосовало не только за партию, но и за главу государства, тем самым, они представляли особую важность для всего общества, демократические силы, по большей части объединились в "Демократическую Оппозицию Сербии", тем не менее, от вступления в ДОС отказалась Движение Обновление, которое приняло в свой состав многих бывших представителей СРБ. В это же время, реально над контроль, как над исполнительной, так и над законодательной властью могли претендовать лишь представители СПС и представители ДОС, в Президенты Югославии от социалистов выдвинулся, сам Слободан Милошевич, а от оппозиции - Воислав Коштуница.
Обе главные сербские политические силы объявили о своей поддержке плана мирного урегулирования в Косово и исполнения всех требований России и США, тем не менее, значительно различались пункты программы двух главных блоков на экономическое и политическое развитие Югославии. В Черногории ситуация была куда более ясная, Мило Джуканович руководитель Демократической партии социалистов Черногории, в годы Косовского конфликта серьезно поднял свой авторитет и за пределами Югославии, в родной же Черногории значительно усилив личную власть, в результате ослабленные силы сербских националистов, либералов и социалистов, оппозиционного настроенных к правлению Джукановича, не могли ничего противопоставить черногорской "партии власти", которая контролировала данный регион Югославии. Куда более напряженно проходили выборы в Сербии, на Президентских выборов, если на президентских выборах вопрос, в основном состоял в наличии или отсутствии второго тура, то на парламентских, важнейшим вопросом было формирование грядущей правительственной коалиции. С самого начала Социалисты приняли решение вступить в переговоры именно с Движением Обновления, но это вызвало недовольство бывших Радикалов в составе Обновления, после начала переговоров с правящими социалистами, они массово покинули движение, "не желая иметь ничего общего с предателем Милошевичем", они же через несколько дней образовали в югославском парламенте - фракцию Радикалов. В результате альянс для получения большинства между Социалистами и "Обновленцами" оказался невозможен, в этих условиях, Милошевич был вынужден начать переговоры с представителями Демократической Оппозиции, чему способствовало давление со стороны Москвы и Вашингтона.
Переговоры между Милошевичем и Коштуницей были чрезвычайно напряженными и окончились формированием коалиции лишь к 7 января 2000-ого года, тем самым оказалась сформирована, так называемая, "Рождественская коалиция", в которую вошла СПС, большая часть Демократической Оппозиции и Движение Обновление, именно эта коалиция и будут править Югославией следующие пять лет. В то же время раскол коснулся и объединенных демократов, ряд пацифистских, анти-военных и радикально анти-Милошевских движений вышли из коалиции и сформировали в парламенте "Альянс за свободную Сербию", тем не менее, это не могло помешать действующей коалиции. Конфликт в Македонии [ ] За время военного конфликта в Косово территорию югославской автономии покинуло от 900 тысяч до 1 одного миллиона 300 тысяч человек, как правило это были косовские албанцы, которые бежали от войны либо в Албанию или на территорию Македонии. Северо-восточные районы Македонии также были заселены албанцами, что после огромного потока беженцев привело к большому пласту проблем. Косовары оседали в горных селах Македонии, где начиная с конца весны 1999-ого года по примеру Армии Освобождения Косово начали создаваться албанские сепаратистские структуры, главной из которых стала - Армия Национального Освобождения.
Начиная с лета 1999-ого года албанские сепаратисты стали серьезной проблемой, совершая нападения на пункты македонской полиции и беря под свой контроль целы села, изначальные попытки македонских войск и полиции самостоятельно справиться с натренированными в партизанских боях солдатами АНО, по большей части провалились. В этих условиях, сложно было недооценивать огромный опыт, которым обладала югославская милиция и армия в борьбе с албанскими сепаратистами. Желая, как можно быстрее решить конфликт осенью 1999-ого года, ещё действующий Президент Македонии - Киро Глигоров, обратился к странам, которые ранее сыграли значительную роль в урегулировании конфликта в Косово с просьбой о помощи. Слободан Милошевич, желавший ослабить санкционное на Югославию и заручиться поддержкой националистически настроенного электората перед грядущими выборами согласился, югославские войска, совместно с российскими , украинскими и силами KFOR, приняли значительное участие в разгроме албанских сепаратистов. Тем не менее, по оценкам международных наблюдателей югославские войска, которые хоть и были из всех наиболее эффективными, в итоге действовали очень жестко, в том числе против албанского гражданского населения, тем не менее, югославские силы сыграли значительную роль в боях за Арачиво, македонские войска атаковали город с юга, а югославские с севера, против мятежников активно применялась артиллерия, что привело к тяжелой гуманитарной ситуации вокруг города, Международные наблюдатели также раскритиковали деятельность югославского спецназа в пригородах Арачиво, особую пикантность ситуации придавало то что в городе скрывалось большое количество бывших членов АОК, разыскиваемых на территории Югославии, блокада и обстрелы города продолжалась около полутора недель.
Чтобы недопустить, повторения судьбы Сараево НАТО потребовало немедленно прекратить блокаду города и пропустить в него силы Альянса, под этим давлением Скопье и Белград сняли блокаду мятежного города к 24 января, тогда же под давлением международного соглашения начались переговоры между македонскими и албанскими силами. В самой Югославии события в Арачиво восприняли двусмысленно, зашедшие войска НАТО в ходе операции "Богатый урожай" разоружили боевиков АНО, но многие бывшие лидеры косовских сепаратистов, пользуясь "прикрытием" войск Альянса покинули город и скрылись. Позднее, по результатам Охридских соглашений, подписанными местными политическими силами, как македонцев так и албанцев, войска ЮНА выводились с территории Республики, чему в Белграде не слишком сопротивлялись. В результате военных действий в Македонии Югославские войска потеряли убитыми 72 солдат и офицеров.
Не проявили себя в должной мере и противолокационные ракеты «воздух-РЛС», которые оказались неспособными отыскать свои цели в условиях принятой югославской ПВО тактики уклонения и выжидания. Боевые вылеты В-52Н осуществляли с авиабазы Фэрфорд Великобритания , где в феврале 1999 года была развернута группировка в составе восьми бомбардировщиков. После завершения пусков ракет самолеты возвращались на авиабазу вылета. Основным вооружением при этом служили авиабомбы Мк82 калибра 227 кг максимальная загрузка — до 51 ед. Бомбометание осуществлялось с больших высот свыше 10 тыс. После выполнения боевой задачи самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета.
В ходе «Союзной силы» впервые были применены стратегические бомбардировщики нового поколения В-2А. Во время полетов В-2А, как правило, проводились четыре дозаправки топливом в воздухе. Общая протяженность маршрута беспосадочного полета составляла около 20 тыс. Бомбометание осуществлялось с больших высот до 12 тыс. На В-2А подвешивалось 16 управляемых авиабомб калибра 904 кг. Принуждение к капитуляции Заключительный период операции «Союзная сила» в связи с отсутствием значительного противодействия со стороны югославской ПВО боевое применение группировок СВН НАТО приняло форму нанесения систематических сосредоточенных групповых и одиночных ударов. Так Брюссель и Вашингтон продолжали принуждать руководство Югославии к выполнению требований НАТО и одновременно создавали благоприятные условия для вторжения сухопутных войск государств альянса в Косово, если Белград проявит неуступчивость. Атакам с воздуха подвергались и военные командные пункты, аэродромы, склады вооружения и ГСМ, группировки войск , и промышленным электростанции, заводы, предприятия, телевизионные станции объекты, а также по элементы инфраструктуры автомобильные и железнодорожные мосты, станции. В течение двух неполных месяцев боевых действий авиационная группировка альянса в районе конфликта была увеличена более чем в два раза с 289 боевых самолетов по состоянию на 24 марта 1999 года до 618 к концу мая , а количество стратегических бомбардировщиков на передовой авиабазе Фэрфорд Великобритания за тот же период возросло с 8 до 26. Каждые сутки осуществлялось от 100 до 500 самолето-вылетов боевой авиации НАТО, применялось 5—10 крылатых ракет.
Интенсивность действий ОВВС альянса определялась не только поставленными задачами по уничтожению конкретных объектов, но и в значительной степени сложившимися метеорологическими условиями в районе боевых действий. Чтобы исключить возможность поражения самолетов ПЗРК и зенитных пулеметных установок ЗПУ , удары, как и на первом этапе операции, наносились в основном со средних и больших высот управляемыми авиабомбами с лазерной GBU-10,-12,-23,-24 и телевизионной УР «Мейверик» системами наведения. Крылатые ракеты применялись мелкими группами и одиночно по наиболее важным и заранее выявленным объектам, что объяснялось стремлением командования НАТО к сохранению необходимого боезапаса КР для длительного ведения боевых действий.
Никаких военных объектов рядом не было. Всего жертвами бомбардировок НАТО стали 87 детей. Их западные политики называли «сопутствующими жертвами». Жевадин Йованович, министр иностранных дел Союзной Республики Югославия в 1998—2000 годах: «Это была самая настоящая агрессия, ответственность за которую до сих пор никто не понес. Именно тогда коллективным Западом были нарушены все международные правовые нормы». Миломир Миладинович, генерал югославской армии в отставке: «Я могу вам сказать, что эта агрессия в отношении Сербии продолжается.
Югославия-что она представляет сейчас.
Руководство Югославии оценило приезд белорусского лидера как... Обсуждались вопросы вступления Югославии в Союз Беларуси и России... Это был чудовищный и неприкрытый...
Об этом заявил заместитель руководителя администрации президента Сергей Приходько.
Вскоре после победы в ДОС начинается раскол. Личное соперничество З. Джинджича с В. Коштуницей и начавшееся противоборство в демократическом лагере достигли пика в ходе нескольких неудачных попыток избрать президента Сербии.
После убийства в 2003 году З. Джинджича ДОС окончательно распалась. На 28 декабря 2003 года были назначены досрочные парламентские выборы, фаворитом которых стала националистическая Сербская радикальная партия. Коштуницей при поддержке социалистов, отдавших за него голоса. Руководитель «радикалов» Т. Николич терпел поражение на президентских выборах в 2004 и в 2008 годах.
При этом, террористическая деятельность, жертвами которой становились не только сербы, но и косовские албанцы, привело к тому, что в следующие годы, многие бывшие борцы за независимость региона отказывались от связи с АОК и возвращались в Югославию, принимая сложившийся порядок дел, некоторые даже продолжали заниматься политикой, как например, один из лидеров косовского студенческого движения в 1990-ые годы - Альбин Куртин, в 2003-ем году вернувшемся из эмиграции и основавшем левую "Социал-демократическую партию Косово".
Также процесс восстановления Косово был довольно неравномерным, если столица автономии за годы восстановления, действительно, преобразилась то менее крупные города Косово, деревни и села, продолжают прибывать в запустении, несколько снизить зависимость Косово от федерального центра удалось после того как при содействии российских и британских специалистов был вновь запущен промышленный комплекс "Трепча", который предоставил для жителей автономии большое количество рабочих мест и способствовал привлечению в регион инвестиций, тем не менее, как перед крахом режима Слободана Милошевича, так и в наше время Косово продолжает во многом зависеть от субсидий приходящих из Белграда. Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ. Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово. Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата. В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ.
Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики. В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара. В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС. Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года.
Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу.
Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента.
Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз.
Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко.
Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель.
После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть. В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей". Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины. Милошевич выполнил свое обещание, ровно в 1:45 по Москве объявив о своей отставке, перед этим распустив Югославский Парламент, Исполняющим Обязанности Президента страны стал Светозар Марович, представитель ДСПЧ, который также до этого исполнял обязанности Председателя Правительства СРЮ, ему и предстояло обеспечить восстановление гражданского согласия в стране и провести Парламентские выборы, а затем и Конституционный референдум. После выступления Милошевича оппозиция принялась праздновать свою победу, 2-ого мая перед зданием Скупщины прошел "Концерт победителей" с участием множество Югославских музыкантов, которые поддержали действия оппозиции, сам центр города от протестующих был освобожден уже на следующий день. Сам же Милошевич уже вечером 31-ого марта на частном самолете вместе с семьей покинул Белград и приземлился в Аэропорту Нови-Сада, власти именно этого региона были наиболее благосклонны настроены к теперь уже бывшему Президенту. Правление Маровича[ Парламентские выборы 2006-ого года [ ] Исполняющий обязанности Президента - Светозар Марович назначил проведение Парламентских выборов на 28-ое мая, на них по большей части сохранился прежний состав коалиций Демократический Альянс, пополнился новыми силами, Радикалы также впитали в себя часть небольших националистических группировок, наиболее заметно ощущалось ослабление Социалистов, из которых во многом под влиянием действий Мило Джукановича появилась Движение Демократических Социалистов, оно было не слишком сильно представлено на федеральном уровне, но имело большую силу внутри Черногории.
Ключевым вопросом относительно выборов была судьба Соглашений с Европейским Союзом, "Демократический Альянс" выступал за скорейшую подготовку страны к подписанию соглашений, обещая полноценно их ратифицировать уже к весне 2007-ого года, сохранить федеративное устройство Югославии, а также продолжить проведение экономических реформ, активно сотрудничать с Европой и Россией.
К 20-ти летию начала агрессии НАТО против Югославии. Несостоявшийся участник Союзного государства.
Сербия не желает вступать в НАТО и забывать, кто бомбил Союзную республику Югославия в 1999 году и отнимал Косово и Метохию. Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. Социалистическая Федеративная Республика Югославия – европейское государство, находившееся на балканском полуострове. последние новости дня по теме Югославия: Как Сербия удивила мир после бомбардировок НАТО, Циничная агрессия НАТО: кто понесет наказание за бомбардировку Югославии. Союзная Республика Югославия (СРЮ) образовалась после выхода Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Македонии в 1991-1992 годах из состава Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ).
События в истории 27 апреля
Союзная Республика Югославия — Рувики | А вот Союзная республика Югославия, которая с 1992-го состояла из Сербии и Черногории, не просто не спешила на помощь соплеменникам, но ещё и в августе 1994-го ввела против Республики Сербской санкции. |
События в истории 27 апреля | — Это была дикая варварская агрессия Запада против маленькой страны, какой являлась тогда СРЮ (Союзная Республика Югославия). |