Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Волжская Булгария (Серебряная Булгария [7], Болгарское ханство [8], Булгарское царство, Волжско-Камская Булгария [9] ; тат. В результате в Среднем Поволжье в VIII веке возникает булгарский союз племён, впоследствии преобразовавшийся в государство Волжская Булгария. А теперь рядом с этим монументом появился памятный знак, в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями.
В России празднуют Год 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией
Ислам в Поволжье дал мощный толчок развитию в регионе культуры, которая внесла важный вклад в общемусульманское наследие в различных отраслях науки, богословия, высокой литературы и искусства. Празднование предстоящего юбилея включает в себя множество масштабных мероприятий и инициатив. Среди них конкурс чтецов Корана, фестивали, Всероссийский мусульманский форум, запуск новых проектов, таких как онлайн-медресе и электронная библиотека «Даруль-кутуб». Также в рамках Года планируется выпуск документальных и художественных фильмов, организация выставок, научных конференций и спортивных состязаний. Одна из главных инициатив — издание нового казанского Корана на основе специально разработанного дизайнерского компьютерного шрифта «Казан басма». Всего планируется провести более 70 мероприятий.
Организатором двух из них выступает Минобрнауки России.
Русские летописи называли жителей этого государства то булгарами, то бессермянами, с XIV века — казанцами. Древняя Булгария играла роль торговых ворот во взаимоотношениях Европы и Средней Азии, благодаря чему с IX века сведения о ней появлялись во всех крупных географических сводах. Вот как пишет о «болгарах волжских» В. Татищев: «… как довольно известно, что в сей стране только болгары в такой древности великие города имели, народ был ремесленный и купечеством во всей сей стране главный»; «народ в хитростях, рукоделиях и купечестве весьма преизяществовал»; «В плодах земных они преизобиловали, так, что неоднократно и Россию во времена недородов обеспечивали». Сами булгары в Персию, Грецию, в русские города, в Швецию «и далее ездить не ленились». Роия Мукминова из Ташкента, выступая в 1998 году на научной конференции в Казани, отмечала, что заметное место среди предметов торговли занимали ремесленные изделия, сырье и полусырье из приволжских городов. Отдельные товары доходили до границ Китая. В X — XI веках из Булгарского царства по Волге экспортировались высокосортная кожа, получившая известность во многих странах мира под названием «булгари» — юфть, и изделия из нее.
В IX — первой половине X века Волжская Булгария находилась в политической и экономической зависимости от Хазарского каганата. После вытеснения хазар с Волги киевский князь Святослав в 965 году разгромил Хазарию для Булгарии открылся путь на юг, к кавказским народам, что еще более укрепило ее позиции во взаимоотношениях с европейскими странами. Решающее значение для истории Восточной Европы имели тесные связи Булгарии с Русью. Великий Волжский путь соединял Русь со Средней Азией и арабским Востоком, так что у русских и булгар всегда были общие торговые интересы. Торговля была взаимовыгодной, что подтверждают многочисленные археологические находки. С возникновением в конце XI века Владимиро-Суздальской Руси прародительницы Московского государства основные связи Булгарии с русскими землями шли через это княжество, в котором правил Юрий Долгорукий. Впрочем, общность интересов не мешала булгарам и русским изредка нападать друг на друга. Как пишет Андрей Сахаров, «Великое Владимиро-Суздальское княжество впервые столкнулось Булгарским государством с конца XII века, когда интересы Руси начинают переходить с западных границ на восток. На запад их не пускали новые государства: Польша, Венгрия, в дальнейшем Литва, Швеция».
В пору обострения отношений булгары пытались блокировать русскую торговлю на Волжском пути, перекрывали дорогу на Каспий, на Восток. Из учебного пособия для основной школы «История Татарстана» руководитель проекта Б. Султанбеков, Казань, 2001 узнаем, что в течение X века Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию — в 977, 985, 994 и 997 годах. В книгах по российской истории рассказывается о том, что русские дружинники во главе со Святополком по пути в Хазарию после 964 года дотла разрушили столицу государства — Булгар. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора на вечные времена. Мирный договор был заключен и в 1224 году, в 1228-м продлен еще на 6 лет. Это было очень важно в период угрозы с Востока. Как писал В. Татищев, «по истории русской нахожу, что болгары хотя когда-то с русскими воевали, однако ж видно, что немного в том прилежали и не искали чужого приобрести, но свое более защищать старались, из-за чего их по Геродоту или Аристею святыми именовали».
Киевлянин Александр Моця, выступая на семинаре 1998 года, отмечал, что ближе к эпохе феодальной раздробленности начиная с 1088 года русско-булгарские трения в Поволжье фиксируются все чаще, вплоть до 1120 года. Русских понять можно: их, скорее всего, не булгарские города и земли интересовали, а возможность свободно торговать по Волге с государствами Средней Азии и Востока. Особенно сильной борьба за Волжский торговый путь была во время княжения Андрея Боголюбского 1157-1174. После его убийства целых три года булгары не знали нападений со стороны северного соседа. Вполне можно предположить, что именно эта угроза заставила булгар поставить военные крепости на своих северных рубежах, в том числе и в устье Казанки. В эпоху монгольского нашествия сюда стали стекаться в поисках «тихого местечка» и жители южных регионов.
Все статьи Первую столицу Волжской Булгарии посетили гости со всей России С начала года Болгар стал местом притяжения для путешественников из разных уголков страны. Чаще других в город приезжали туристы из Ульяновской, Самарской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Болгар — одно из самых привлекательных туристических направлений республики.
Но не только Золотой Ордой знаменит это городище. Здесь мы узнаем еще об одном народе который и основал Волжскую Булгарию. Связаться со мной, email: proehat gmail. Меня зовут Лена.
Столица булгарии волжской 42 фото
Точной датой считается 12 мая 922 года, когда посольство Багдадского халифата прибыло в ставку правителя Волжской Булгарии Алмуша. Так или иначе, столицей государства, основанного то ли Улу-Мухаммедом, то ли его сыном, стал город Казань, который, как полагают, был одной из приграничных крепостей Волжской Булгарии. Город Болгар возник в 9-10 веке на высоком берегу Волги, и был столицей Волжской Булгарии.
На празднике Изге Болгар жыены ожидают вдвое больше гостей
В этом плане было много интересных предложений: устройство древлехранилища, проведение систематических раскопок культурного слоя, собирание, скупка и концентрация в одном месте болгарских древностей, реставрационные работы, широкое привлечение средств мусульманских паломников и попечителей из казанских татар для сохранения памятников Болгара. Собирателя и хранителя музеума предполагалось «снабдить археологической инструкцией и обязать отчетностью», чтобы проводить раскопки «болгарской археологической почвы», следуя «указанием науки и преданиям туземцев». Были в этом плане откровенно странные для сегодняшнего музейщика предложения: например, продавать археологические предметы ежегодно на 25 рублей — а деньги пускать на содержание «музеума». Впрочем, были там и рациональные предложения: чего только стоит работа с паломниками, для которых предлагали построить даже караван-сарай с мечетью! Реализовать проект, впрочем, тогда не удалось. Памятники, находившиеся на территории частных владений, продолжали разрушаться и гибнуть, хотя была установлена некоторая охранная зона. Вместе с тем в дореволюционный период на памятниках Болгара 5 раз проводились реставрационно-ремонтные работы, а в 1888 г. Болгар — Спасск — Куйбышев — Болгар В 1781 г. В пятидесятых нужно было организовывать водохранилище, и Спасск-Куйбышев перенесли на новое место — как раз в окрестности древнего городища. Правда, к тому моменту археологическая территория уже была объявлена государственным историко-архитектурным заповедником и сохранена — при Советах умели не только взрывать церкви, но и хотя бы музеефицировать и консервировать древние руины.
Эпизодически с конца XIX века в Болгарском городище работали археологические экспедиции. Артефактов здесь была найдена тьма: и булгарского времени, и ордынского, и гораздо более ранних первобытных культур. А еще было доказано, что торговые связи отсюда тянулись аж до самого Китая на Востоке и до Северной Европы на западе: об этом красноречиво свидетельствовали удивительные вещицы, сработанные по всему евразийскому континенту. В годы перестройки татарский Куйбышев переименовали, и на карте страны вновь появилось древнее название — Болгар. Но сегодняшнего размаха он еще, конечно же, не имел. Восстанавливали Болгар одновременно со Свияжском по инициативе первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Болгарское городище получило статус памятника федерального значения, а в 2014-м Болгарский историко-архитектурный комплекс вошел в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. И теперь Болгар превратился в современный туристический центр международного уровня, а еще вернул себе статус одного из центров ислама в Российской Федерации. Теперь Болгар — это признанный бренд республики, ее визитная карточка.
Для реализации этих планов был создан фонд «Возрождение». Планомерная активная работа преобразила комплекс древних руин: по последнему слову музейных технологий здесь создали почти два десятка музеев на любой вкус. Именно Белая мечеть, а не древние объекты Болгарского городища, стала самым фотографируемым объектом в архитектурном комплексе. Здесь с недавних пор работает Болгарская исламская академия, которая становится средоточием мусульманской, богословской активности. В 2010 году возвели Белую мечеть — строение удивительной красоты, ее уже назвали «татарским Тадж-Махалом», и именно она, а не древние объекты Болгарского городища, стала самым фотографируемым объектом в архитектурном комплексе. Рыцарские бои и средневековые танцы в исторических настоящих декорациях привлекают огромное количество туристов. А буквально несколько недель назад здесь, прямо у стен Черной Палаты, под открытым небом, поставили оперу Эльмира Низамова «Кара Пулат» — музыкальную трагедию-легенду о двенадцати болгарских девушках, сожженных в этой самой Черной Палате, только чтобы среди них не нашли ханскую дочь и не отдали в наложницы ненавистному Тамерлану который, напомним, как-то раз действительно сровнял Болгар с землей. Буквально несколько недель назад здесь, прямо у стен Черной Палаты, под открытым небом, поставили оперу Эльмира Низамова «Кара Пулат». Здесь стоят 26 объектов культурного наследия.
Архитектурные объекты заповедника — самые северные в мире памятники средневекового мусульманского зодчества, уникальные и единственные образцы архитектуры такого рода середины XIII—XIV вв. На степном ветру они шепчут нам об исчезнувших государствах и их культуре, об их сильных правителях и мирных жителях.
В летний период число гостей обычно в два раза больше по сравнению со среднемесячным годовым значением. Самый популярный месяц для путешествий — июль, в этом году во второй месяц лета проходил фестиваль, посвящённый народам Татарстана «Возрождение: Эпос в современном прочтении». Помощниками в путешествии традиционно выступают смартфон и мобильный интернет, которые дают возможность узнать исторические факты, забронировать отель, построить маршрут и поделиться атмосферными фото.
Монголы принесли с собой свои обычаи и традиции, и они оказали влияние на культуру и общество Волжской Булгарии. Однако, несмотря на это влияние, Волжская Булгария смогла сохранить собственную культурную и религиозную самобытность.
Одним из самых значительных наследий Золотой Орды в Волжской Булгарии стало распространение ислама. Монголы были терпимы к различным религиям, и они позволили жителям Волжской Булгарии продолжать исповедовать свою религию. Однако они также поощряли распространение ислама, и в этот период многие жители региона перешли в эту религию. Золотая Орда Золотая Орда также сыграла свою роль в экономическом и политическом развитии Волжской Булгарии. Они создали систему налогообложения и управления, которая помогла сохранить стабильность в регионе. Они также поощряли торговлю и коммерцию, что привело к росту городов и развитию процветающей городской культуры. Сегодня наследие Золотой Орды все еще можно увидеть в культуре и истории Волжской Булгарии.
Распространение ислама и развитие городской культуры — это неизгладимое наследие Золотой Орды в регионе. Хотя период монгольского владычества был отмечен конфликтами и потрясениями, он также сыграл значительную роль в формировании самобытности и культуры народа Волжской Булгарии. Роль Казанских татар в становлении Волжской Булгарии Казанские татары сыграли значительную роль в истории и жизни Волжской Булгарии. Татары были тюркским народом, мигрировавшим в этот регион в XIII веке, во время монгольского нашествия. Первоначально они поселились в окрестностях Казани, которая была важным торговым и культурным центром. Воины Волжской Булгарии Со временем казанские татары интегрировались в социальную и политическую структуру Волжской Булгарии. Они играли важнейшую роль в экономике, выступая в качестве квалифицированных ремесленников и торговцев.
Они также были влиятельны в военной сфере, поставляя солдат для обороны региона. Казанские татары также сыграли важную роль в распространении религии Волжской Булгарии. Казанцы были набожными мусульманами и основали мечети и исламские школы во многих городах и посёлках Волжской Булгарии. Казанские татары играли важную роль в политике и культуре Волжской Булгарии. Они часто выступали в качестве посредников между правящим классом и простым народом и играли важную роль в заключении мирных соглашений между враждующими группировками. Татары также были известны своими дипломатическими способностями и играли ключевую роль в заключении торговых соглашений и союзов с соседними государствами. В целом, казанские татары были неотъемлемой частью истории и культуры Волжской Булгарии.
Они внесли значительный вклад в экономику, военное дело, религию и политику региона, и их влияние ощущается в регионе и по сей день. Во времена правления Золотой Орды казанские татары сыграли значительную роль в истории Волжской Булгарии. Именно они завоевали и ассимилировали остатки булгар в свою культуру и язык. В результате татарский язык стал доминирующим языком региона, а многие обычаи и традиции булгар были утрачены. Казанские татары В XV веке казанские татары основали Казанское ханство, которое стало государством-преемником Золотой Орды. Казанское ханство было важным центром торговли и культуры, и многие учёные и художники со всего мира приезжали в этот регион для обмена идеями и знаниями. Занятия и обычаи жителей Волжской Булгарии Одним из основных занятий волжских булгар было сельское хозяйство.
Они выращивали такие культуры, как пшеница, ячмень и просо, а также разводили домашний скот — лошадей, крупный рогатый скот и овец. Булгары использовали передовые ирригационные системы для повышения урожайности и были известны своим мастерством в разведении лошадей. Помимо земледелия, волжские булгары были искусными торговцами. Они контролировали крупный торговый путь, соединявший Балтийское и Каспийское моря, и были известны своей торговлей мехами, медом, воском и рабами. На обычаи волжских булгар влияли как кочевые, так и оседлые культуры. Они практиковали форму шаманизма, включающую поклонение предкам, и верили в силу талисманов и амулетов. Они также приняли элементы ислама после того, как в X веке их обратили в свою веру мусульманские миссионеры.
Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров сообщил, что представляемая им организация и Духовное управление мусульман организуют автобусы из муниципальных образований. А для гостей из-за пределов республики Татарская общественная организация национальной и культурной автономии татар организовала централизованную доставку, выделив автобусы. Организаторы напомнили, что ежедневный рейсовый автобус ходит от Южного вокзала. Открыта навигация на «Метеорах». Предметы пророка Мухаммеда Гостей праздника с 9 до 11 утра будет ждать концертная программа — театрализованное представление на импровизированной сцене музейно-выставочного комплекса «Памятный знак».
С 10 до 11 часов у Главного минарета будет проходить ежегодная молитва покаяния. В 11 часов у здания музейно-выставочного комплекса «Памятный знак» состоится официальная часть с участием почетных гостей. В полдень пройдет традиционное общее чтение намаза на площади.
Большой праздник: в Татарстане отмечают 1100 лет принятия Волжской Булгарией ислама
Генетическая память, не смотря на трагические катаклизмы всех времен, бурлит в жилах наших современников, будь то булгары, чуваши, татары или черемисы — прежние наследники славных племен и народов! Не забываются герои прошлого. Скульптор Николай Кондрашкин, к примеру, полвека вынашивал идею создания достойного скульптурного монумента великому сыну болгарской древности, сыну знаменитого военачальника и ученого, получившего регалии мудреца в Византии — Кубрата, известного ученого, основателя государства Великой Болгарии, последователя «бича» Европы Аттилы в истории Европы.
Оставшиеся в живых булгары перебрались в Казань, и сегодня их потомки — жители республики Татарстан. Введение в Волжской Булгарии ислама как государственной религии, осуществлённое князем Алмушом X век , — событие, произошедшее в конце первого тысячелетия нашей эры. На выставке представлены книги, статьи из журналов, рассказывающие об истории возникновения Волжской Булгарии.
Вопрос будут решать муниципалитеты. Но в то же время, по предварительной информации, районам рекомендовано организовывать дополнительные рейсы», — рассказал заместитель министра культуры РТ Дамир Натфуллин.
Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров сообщил, что представляемая им организация и Духовное управление мусульман организуют автобусы из муниципальных образований. А для гостей из-за пределов республики Татарская общественная организация национальной и культурной автономии татар организовала централизованную доставку, выделив автобусы. Организаторы напомнили, что ежедневный рейсовый автобус ходит от Южного вокзала. Открыта навигация на «Метеорах». Предметы пророка Мухаммеда Гостей праздника с 9 до 11 утра будет ждать концертная программа — театрализованное представление на импровизированной сцене музейно-выставочного комплекса «Памятный знак». С 10 до 11 часов у Главного минарета будет проходить ежегодная молитва покаяния.
В результате татарский язык стал доминирующим языком региона, а многие обычаи и традиции булгар были утрачены. Казанские татары В XV веке казанские татары основали Казанское ханство, которое стало государством-преемником Золотой Орды. Казанское ханство было важным центром торговли и культуры, и многие учёные и художники со всего мира приезжали в этот регион для обмена идеями и знаниями. Занятия и обычаи жителей Волжской Булгарии Одним из основных занятий волжских булгар было сельское хозяйство. Они выращивали такие культуры, как пшеница, ячмень и просо, а также разводили домашний скот — лошадей, крупный рогатый скот и овец. Булгары использовали передовые ирригационные системы для повышения урожайности и были известны своим мастерством в разведении лошадей. Помимо земледелия, волжские булгары были искусными торговцами. Они контролировали крупный торговый путь, соединявший Балтийское и Каспийское моря, и были известны своей торговлей мехами, медом, воском и рабами. На обычаи волжских булгар влияли как кочевые, так и оседлые культуры. Они практиковали форму шаманизма, включающую поклонение предкам, и верили в силу талисманов и амулетов. Они также приняли элементы ислама после того, как в X веке их обратили в свою веру мусульманские миссионеры. Волжские булгары были организованы в иерархическое общество с правящим классом знати и низшим классом простолюдинов. Ими управлял хан или каган, которому давал советы совет знати. Булгары также были известны своей военной доблестью и смогли защитить себя от таких захватчиков, как монголы, в течение нескольких веков. Города и градостроительство волжских булгар Одним из самых заметных городов Волжской Булгарии был Булгар , который на протяжении нескольких веков служил столицей государства. Булгар располагался на западном берегу Волги и был крупным центром торговли и коммерции. В городе было несколько больших базарных площадей, куда съезжались купцы со всего региона, чтобы купить и продать товары. Булгар также был центром исламского образования и науки, в нём были построены мечети и медресе. Города Волжской Булгарии были построены с использованием уникального сочетания строительных технологий кочевников и оседлых народов. Многие здания в городах были сделаны из дерева, которое было легко доступно в регионе. Они построены с использованием традиционных столбовых и балочных технологий. Однако в городах также было несколько впечатляющих кирпичных и каменных зданий, включая мечети и дворцы. Эти здания украшались резьбой и мозаикой, что отражало культурное и художественное влияние жителей Волжской Булгарии. Река Волга, протекавшая через сердце государства, была важнейшим транспортным путём. Водная артерия соединяла Балтийское и Каспийское моря и облегчала торговлю между Европой и Азией. Жители Волжской Булгарии были искусными торговцами, а их города были важными центрами торговли и обмена. Торговля булгар с иноземными купцами. Основными товарами, которыми торговали жители Волжской Булгарии, были меха, мёд, воск и рабы. Государство располагалось в регионе, богатым природными ресурсами. Жители использовали эти ресурсы для производства товаров, которые высоко ценились на рынках всего региона. Булгары также торговали с соседними народами, хазарами и печенегами, обеспечивающим доступ к другим рынкам. Жители Волжской Булгарии также играли важную роль в широкой евразийской торговой сети. Они торговали с купцами из Византии, Аббасидского халифата и других могущественных государств. А также играли ключевую роль в содействии обмену товарами и идеями между Востоком и Западом. В результате жители Волжской Булгарии подвергались широкому культурному и интеллектуальному влиянию. Города Булгарии были центрами обучения и инноваций. Войны России и Волжской Булгарии История Волжской Булгарии отмечена взаимодействием с различными соседними державами, включая русских.
25 достопримечательностей Болгар (Булгар), рекомендованных для посещения
Первую столицу Волжской Булгарии посетили гости со всей России | Основные города Волжской Булгарии в ходе Батыева нашествия были разрушены, часть населения бежала. |
Столица булгарии волжской 42 фото | Новости России. |
На празднике Изге Болгар жыены ожидают вдвое больше гостей | г. Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. |
Столица булгарии волжской 42 фото
Из них большая часть относится ко времени существования Булгарии. Сегодняшнее изучение истории Волжской Булгарии основывается в основном на археологических артефактах многочисленных булгарских городищ, разбросанных по территории современного Татарстана, и на описаниях средневековых путешественников. Древнее государство не смогло противостоять нападкам хазар и распалось. Следующие два века булгары укрепляли свои позиции и завоевывали балто-славянских соседей по Поволжью. Ученые также полагают, что Булгария стала первым организованным в Поволжье государством, до нее там жили лишь племена. Булгарские земли находились под постоянной угрозой нападения Хазарского каганата.
Чтобы сохранить свои земли, Булгария попросила защиты у Багдадского халифата. Для этого в Булгарии был официально принят ислам. Принятие новой религии дало толчок для образования. Начали строиться мечети, при которых работали мектебе начальные школы и медресе школы для духовенства. Людей учили письменности и чтению, религии, праву, медицине и географии, начала развиваться поэзия.
В 1223 году Булгарию атаковали монголы и потерпели здесь первое поражение в истории. Еще долгих 13 лет Волжская Булгария отражала атаки монголов, но в 1236 году была побеждена. Располагаясь на пути следования армады Бату Батыя в Европу, у одинокого волжского государства не было шансов. Страна была покорена, а все города разрушены. Завоевание Булгарии было важно для монголов и давало подход к Руси.
Фактически поражение булгар давало монголам возможность захвата и порабощения русских. Большая часть выжившего населения бежала на Русь и еще севернее, к маленькой крепостице Хасан Казань. Булгарский язык исчез, но дал основу современного чувашского, смешался и с татарским языком. Крепость Булгар. С момента своего образования и на протяжении всей истории государство постоянно объединялось с другими оседлыми и полуоседлыми племенами Поволжья.
Это привело к смешению как культур, так и языков.
Данное место является условным захоронением одного сахаба. Восточная палата Ханская баня Памятник архитектуры 18 века — это одно из первых строений древнего городища. Возведение расположено вблизи Ханского дворца. Белая палата Баня отличалась наличием подпольной системы отопления.
Она была оснащена водоснабжением и канализацией. В 60-е годы XIX столетия объект разрушили. До настоящего времени уцелели только зоны южной и западной стен. Горны В 14 веке в Болгаре процветало гончарное производство. Появился целый район, посвященный данному ремеслу.
Район озера — это необычный средневековый участок, который сохранил остатки производственной деятельности. Музей письменности Выставочный центр предлагает познакомиться с историей письма тюркских народов. Неподалеку протягивается аллея поэтов. Древний город современного Татарстана проводит праздники, посвященные принятию ислама народом Волжской Булгарии. Летом празднуется фестиваль исторической реконструкции или средневекового боя.
Также отмечаются «Науруз», «Чиллек или Шиллык», «Сабантуй». Улицы по которым стоит пройтись Наиболее посещаемыми туристами улицами являются ул. Смирнова, Гордеева и Лихачева, где располагается немало магазинов и кафе. Конечно, уровень оживленности этих центральных мест нельзя сравнить с большими городами, однако прогуливаясь по ним можно обратить внимание на жизнь в Болгаре. Благодаря своим небольшим размерам, осмотреть все значимые места в городе можно всего за один день.
Наиболее удобная последовательность путешествия по городу: Знакомство с музеем-заповедником города Болгар, включая прогулку по городищу, которая обычно занимает до 4 часов Обед в одном из кафе или ресторанов на территории заповедника или же в городе Посещение музея хлеба Фотосессия на фоне Белой Мечети Осмотр Аврамийской церкви Прогулка по центральным улицам города Ужин в одном из ресторанов Отец Владимир Головин Протоиерей Владимир Головин — священник Русской Православной Церкви.
Опубликовано: 02 ноября 2022 Просмотров: 1404 На рубеже 9-10 веков в Северо-Восточной Европе возникло одно из самых первых феодальных государств на территории нашей страны — Волжская Булгария. Это легендарное и загадочное образование достигло в средние века небывалого могущества и расцвета, а впоследствии кануло в лету, вызывая сегодня много споров и дискуссий. Надо заметить, что мировая история полна подобных внезапных появлений и исчезновений различных народностей и целых государств, которые появлялись как бы ниоткуда и исчезали, как бы в никуда. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями.
Она заложила базис для экономического, культурного и социального развития сегодняшней татарской, башкирской и удмуртской культур. С 60-ых годов Х1Х века начинают археологические изучения памятника. Благодаря археологам стало возможным изучение исторической топографии города. Прослежены остатки каменных площадей, искусственных водоемов, фонтанов, водопроводных, канализационных линий, отопления, объектов городского благоустройства. На землях современного Татарстана и соседних с ним территорий в настоящее время открыто более 2 тысяч археологических памятников VIII-XV веков.
Из них около двухсот городищ, около 900 селений и большое количество могильников. Из них большая часть относится ко времени существования Булгарии. Сегодняшнее изучение истории Волжской Булгарии основывается в основном на археологических артефактах многочисленных булгарских городищ, разбросанных по территории современного Татарстана, и на описаниях средневековых путешественников. Древнее государство не смогло противостоять нападкам хазар и распалось. Следующие два века булгары укрепляли свои позиции и завоевывали балто-славянских соседей по Поволжью.
Ученые также полагают, что Булгария стала первым организованным в Поволжье государством, до нее там жили лишь племена. Булгарские земли находились под постоянной угрозой нападения Хазарского каганата. Чтобы сохранить свои земли, Булгария попросила защиты у Багдадского халифата. Для этого в Булгарии был официально принят ислам. Принятие новой религии дало толчок для образования.
Начали строиться мечети, при которых работали мектебе начальные школы и медресе школы для духовенства. Людей учили письменности и чтению, религии, праву, медицине и географии, начала развиваться поэзия. В 1223 году Булгарию атаковали монголы и потерпели здесь первое поражение в истории.
Халикова Родиона Степанова, на данный момент изучено менее одной десятой части древнего города. Пока можно увидеть руины главных городских строений, но, кроме них, были жилые дома, рынки, мостовые. Сейчас идет планомерное изучение культурных слоев. Он находится в старинных хранилищах Казанского университета, откуда его извлекают крайне редко и лишь по особым случаям. Именно это издание священной книги — до сих пор самое распространенное в мечетях всего мира. Духовное управление мусульман Республики Татарстан подготовило к юбилею издание обновленного казанского Корана, где используется дизайнерский шрифт «Казан басма», разработка которого проходила в течение всего прошлого года. Его создали, используя подлинный, аутентичный типографский оттиск, что предоставляет широкие технические возможности в современном книгопечатании.
На заседании оргкомитета торжеств в торжественной обстановке была погашена памятная почтовая марка в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Но и на этом культурные события, посвященные празднику, не завершаются. По словам продюсера Айназа Мухаметзянова, в Казани создают документально-художественный фильм «Ибн Фадлан», показ которого состоится осенью на Казанском фестивале мусульманского кино. А экспозицию, рассказывающую о жизни народов Волжской Булгарии, которая была собрана к празднику, представят в российских регионах. В ее составе экспонаты, принадлежавшие древним башкирам, вису, чувашам, печенегам, финно-угорским племенам и хазарам. В том числе в виде макета воссоздан внешний вид представителя каждого из этих народов в полный рост. Познакомиться с их бытом и культурой помогут краткая информация, сопровождающая экспозицию, и набор артефактов. Это редкие экспонаты из личных коллекций краеведов. А в июне на территории, где оборвалась жизнь царицы Сююмбике, ей будет открыт памятник. Место ему выбрано возле Ханской мечети в Касимове.
Торжества в честь памятной даты продолжатся в Москве в ходе большого международного мусульманского форума. Кстати, в российской столице ранее ансамбль «Ак тирма» «Белая юрта» из Москвы представил Башкортостан на мероприятии к 1100-летию принятия ислама. Он с 2014 года занимается объединением живущих в Москве земляков, сохранением и развитием башкирской культуры. С его участием проходят общегородские праздники, межнациональные фестивали. Репертуар ансамбля состоит из образцов башкирского фольклора - обрядов, народных песен, танцев и произведений композиторов Башкортостана. Также в Болгаре прошли мероприятия программы Духовного управления мусульман России. В стенах Болгарской исламской академии состоялись выставка и круглый стол. А на организованном в специальном шатре торжественном обеде мусульманские священнослужители получили благодарственные письма от председателя управления Равиля Гайнутдина. По словам Радия Хабирова, этот юбилей на сегодняшний день является в мире самым громким и ярким информационным поводом для обсуждения актуальных вопросов глобальной уммы. Вместе с православием ислам — государствообразующая религия, коренная для многих народов нашего Отечества, в том числе жителей Башкортостана, неотъемлемая составляющая общероссийской истории и культуры.
Уже к моменту добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства ислам стал основной религией местного населения. Позднее в нашем крае была заложена надежная основа укрепления государственно-конфессиональных отношений, межрелигиозного диалога в стране. Основанное в Уфе в 1788 году по указу Екатерины Второй магометанское Духовного закона Собрание стало, по сути, первым в Российской империи официальным исламским центром, где решались административные вопросы жизни мусульманской уммы России.
Большой праздник: в Татарстане отмечают 1100 лет принятия Волжской Булгарией ислама
Именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя страшный удар Орды. Бывшая столица Волжской Булгарии, основанная тюркоязычными племенами, стояла на «Великом Шёлковом пути». А вот Булгар не то в начале 20-тых годов прошлого века были попытки вытащить из небытия Булгал и Булгарию. В Волжской Булгарии или, как она еще называлась – Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу.
Булгар – город двух рек и двух религий
Одни — в сторону Балкан, где постепенно они смешались с местными южно-славянскими племенами, образовав новое государство — современную Болгарию. Другие переместились выше по Волге, где основали новые племенные колонии. При этом пришлые булгары постепенно подчинили себе коренные финно-угорские народности. В конце 9-го века местный правитель Алмас или Алмуш, как его называли булгары, объединил часть разрозненных племён в некое подобие феодального государства — первый случай в этом регионе. Алмас — первый правитель волжских булгар — отчетливо понимал, что без принятия государственной религии будет трудно объединить разрозненные племена, и потому созвал всех предводителей на общий сбор. Официально был принят ислам, а Алмас стал легитимным правителем всех булгар и объявил себя эмиром.
Укоренившиеся языческие и родоплеменные обычаи постепенно сменились более сложными социальными и политическими формами правления, при этом сохранив общественно-семейные отношения, присущие булгарам. Официальная религия способствовала укреплению связей с единоверцами из восточных стран-соседей. С исламом появилось и письмо, начали строить первые учебные заведения, мечети, основным письменным языком стал арабский. Легитимизации ислама способствовали также багдадские послы, которых Алмас пригласил, чтобы официально принять эту религию и попутно наладить торговые связи с богатым Ближним Востоком. К середине 10-го века ещё примитивные города с полукочевым укладом жизни уже простирались на территориях современных Самарской, Ульяновской, Пензенской областей и частично Татарстана и Чувашии.
Современная реконструкция города Булгар и его жителей. По речным путям Волги и Камы проходила оживлённая транзитная торговля между Западом и Востоком. В летние месяцы Волжская Булгария превращалась в большую ярмарку для купцов со всех концов мира. Благодаря компактности городов по периметру государства раскинулись небольшие города-гарнизоны и мобильности хорошо подготовленных дружин Булгария могла дать отпор не только «залётным» кочевникам, но и сама нападала на соседние племена, обращая их в рабство. На тот момент тут даже чеканилась собственная монета.
Где же здесь логика? Разве простое степное племя вправе было заключать военные союзы и подписывать мирные договоры? Нет, таким правом располагали лишь народы, обладавшие национальной целостностью, собственной территорией и атрибутами государственной централизации. А берендеево княжество, включавшее в себя ряд городов на Волге, называвшееся также Великой Булгарией, имевшее самые тесные дружественные и торговые отношения с Новгородом на Волхове, обладало огромным авторитетом в древнем мире. Именно поэтому, путешествуя по Руси, А. Островский в пути от Переяславля к Костроме встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны названы Островским берендеями. Совершенно законное наблюдение.
Русские сказки также называют берендеев русским народом, рассказывая о существовании «Берендеева царства». Берендеи по Волге и Каме путешествовали практически по всему миру. Потому и поселения их встречаются во многих регионах. К примеру, поселения берендеев есть и на Урале. Ближайшее к Екатеринбургу — деревня Берендеевка, расположенная в Абатском районе Тюменской области. Слово «берендеи» чисто русского происхождения и обозначает вид промысла. В древних русских сказаниях часто употребляется сочетание слов «бортники и берендеи». Бортники — это люди, собирающие мед диких пчел в лесах.
Промысел берендеев заключался в вырезании из дерева посуды прежде всего ложек , мебели, маленьких деревянных фигурок и игрушек, изображавших животных, людей, и называвшихся берендейками, и так далее. Слово «Бер» обозначает медведя, и потому из дерева часто вырезались фигурки медведя, и самих берендеев чужаки называли «медведями», или «медвежьим народом», за силу и своеобразный характер — сдержанный и внимательный, проверяющий любого встреченного нового человека на его внутреннюю суть. Поэтому-то бортники и берендеи — исконно лесные жители, охотники, рыболовы, непревзойденные мастеровые, воины и хранители древних сказаний. Всегда жителей лесов Заволжья называли староверами, после введения Христианства хранителями древней ведической веры, а потом, после церковной реформы, уже старой христианской. Именно здесь находится Китеж-Град примерно в 100 километрах как от Городца, так и от Нижнего Новгорода , знаменитый волшебный город, при приближении врага погрузившийся в воды святого озера Светлояр со всеми жителями. Я и сам из этих мест родом деревня на реке Ветлуге, в 70-ти км от Светлояра , и потому мне непонятно незнание элементарных вещей, для меня совершенно естественных. Воинские подразделения берендеев многократно упоминаются в исторических источниках. Эти подразделения все конные, и потому сложилось превратное представление, будто они были степняками.
Однако берендеи не были легкой конницей, а были конницей тяжелой, с тяжелыми доспехами, и потому всегда занимали место в первых рядах центральной части войск, которые со времен скифов традиционно составлялись только и исключительно тяжелой конницей, профессиональной княжеской дружиной. Потому и отмечалось особое значение берендеев в битвах. Легкая же конница применялась русскими князьями редко, лишь для добивания уже бегущего врага, либо для метания стрел по пехоте. Традиционно русское войско состояло из трех частей: в центре шла тяжеловооруженная конница, пробивающая таранным ударом передовые полки врага, по флангам же выставлялась пехота. Пехота, как всегда, не успевала за конной дружиной, с трудом успевая защитить ее тыл и фланги, но вступала в битву с противником, уже не имеющим строго порядка в рядах, и потому находясь при атаке в положении пусть и не выигрышном, но и не вынужденной бросаться на смертоносные ряды копий. Ни пехота, ни легкая конница славы своим участникам не приносили. Вот на эту роль брались степняки. Конница же Берендеев в доспехах вставала в центре, наносила главный удар и несла самые тяжелые потери.
Такая конница могла быть сформирована лишь в городах. Ни в деревнях, ни в степных племенах тяжелого конника снарядить было невозможно. А то, что все необходимые ремесла уже в XII веке в Городце существовали, и, более того, были весьма сильно развиты, мы находим прямые упоминания в истории. Берендеи не брали платы за защиту киевского князя, а таковое возможно лишь при защите своей Родины, своей земли. Относительно же степняков такого никто никогда не мог сказать. Те знали, что сколько стоит, и всегда брали плату, собственно, как и варяги. Если хочешь нас отблагодарить, так дай нам города» - говорили они киевскому князю. Какой степной народ смог бы управлять городами, если даже сам Чингизхан, захватив полмира, не желал жить в городах, а продолжал кочевать и принимал послов в степи?
Берендеи же всегда жили в городах, умели ими управлять, и им привычна была жизнь в городах. И, тем не менее, воинские формирования берендеев имели в своем составе представителей тюркских племен — с этим не поспоришь. Но и удивительного в этом факте тоже нет, если признать, что в Волжскую Булгарию входили составной частью тюркские племена, жившие на Волге, и они при необходимости обязаны были участвовать в защите интересов Булгарии. Ведь торговый союз волжских народов одновременно был и военным союзом. Подобный взгляд объясняет и раздел Никоновской летописи о состоявшемся в Новгороде вече по поводу призвания князя, в котором сказано следующее: «И по сем собравшеся реша о себе: «Поищем межь себе, да кто-бы в нас князь был и владел нами; поищем и уставим такового или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Воряг». И бысть о сем молва велиа: овеем сего, овеем другого хотящем; также совещавшася послаша в варяги». Так было принято решение призвать князя Рюрика из Воряг. Очевидно, что собравшееся новгородское Вече определяло, из какого племени, где были свободные незанятые князья, призывать себе правителя.
Кстати, следует отметить, что новгородцы призывали на службу князей исключительно славянского рода. Они так и говорят: «Поищем межь себе…». Следовательно, князья славянской крови жили и в Хазарском царстве, и в Полянах, и Дунайцы были славянами, и в Ворягах на западе. Не все эти племена и народы были славянами, но то, что в те времена, как и много позже, между племенами заключались межплеменные династические браки, вполне очевидно. Родственная связь просматривается между многочисленными племенами, жившими на Волге, на берегах Хазарского Каспийского моря, на Дунае Дунайские Болгары , и даже в Ворягах. Встречные сведения мы находим в исландской «Саге об Инглингах из Хеймскринглы» Круга Земного Снорри Стурлусона, где рассказывается о соседстве скандинавов со страной Асов. Они переняли многие обычаи Асов, в том числе «Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом.
Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай потом долго держался». Стурлусон Снорри. Круг Земной. В описании мы отчетливо видим обычаи славян в том числе скифов по захоронению умерших предков, и узнаем под Асами Славян и Русов. О том же рассказывает в своих произведениях по истории славян Александр Асов, нашедший большое количество носителей фамилий с корнем «Ас» в районе нынешнего Гороховца в 100 км к западу от Нижнего Новгорода , откуда он и сам родом. В исторических исследованиях при описании воинских подразделений берендеев явно угадываются внешние черты и имена тюркоязычных племен.
Но это лишь говорит о том, что берендеи шли в военные походы вместе с другими племенами, входящими в торгово-военный союз Волжской Булгарии, и при этом играли главенствующую роль, как ее основатели и предводители. Подтверждается этот факт тем, что монголы, начав свое продвижение на запад, знали о сильном и опасном союзе волжских племен, и поэтому двигались, стараясь не задевать ни Волги, ни Камы, и даже Каспийское море обошли с юга. Монголы опасались Волгарей больше, чем Руси, так как предпочли вначале захватить Китай, пройти всю Среднюю Азию, затем победить алан и половцев, войти в Крым. Планов нападения на Русь у монголов в 1223-м году не было, и если бы не самонадеянные и глупые действия русских князей на реке Калке, то вся история Руси могла бы сложиться по-другому. В то же время следует обратить внимание на эти даты. В 1221 году Владимиро-Суздальская Русь подписывает договор с Волжской Булгарией и основывает Нижний Новгород или забирает себе, что более похоже на правду , в 1222-м и 1223-м грабит мордовские деревни и села, нападая из Нижнего Новгорода, который надо было еще построить, если исходить из факта его основания с нуля в 1221-м году, что явно неправдоподобно и потому подтверждает наше предположение о существовании города на месте Нижнего Новгорода задолго до официальной даты его основания. Уже в 1223-м году Русь проигрывает принципиальную первую битву с монголами, имея трехкратное численное преимущество. Причем разгромив русско-полоцкое войско, монголы направляются не обратно на юг, а пытаются пройти через земли Волжской Булгарии.
Видимо, они уже обладают информацией, что Волгари недовольны политикой Руси на Волге и рассчитывают на поддержку родственных им тюркских племен. Однако в этом, 1223-м году, разногласия еще не были сильными и торгово-военный союз волжских племен не распался. Монголы были разбиты волгарями важнейший исторический факт, до сей поры недооцененный и вынуждены уйти старой дорогой назад. Благодаря именно силе Волжской Булгарии монголы до 1237-го года не осмеливались напасть на Русь. И Русь пала, лишь когда перестала существовать Волжская Булгария. Своими собственными руками мы подготовили падение державы, и урок этот следует помнить, чтобы не позволить повторения трагического сценария. Дружбу следует ценить, если она настоящая, и не подличать, не шакалить, не обижать тех, кто слабее. Конечно, здесь сказались разбойничьи обычаи, присущие варягам, и принесенные на Русь Рюриком.
Вот урок: не допускать к власти представителей даже своей крови, воспитывавшихся в другой стране, не говоря о крови чужой.
Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны». На деле, причина была более прозаичная. Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу — Хазарскому каганату. Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира — Багдадский халифат. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме — арабские страны были выгодным торговым рынком. Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году.
Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем. Причем, следуя обычным правилам торговли, они строго следили, чтобы русские продавцы мехами — популярным товаром на Востоке — не встречались с арабскими купцами. Но не только посредничеством жила Волжская Булгария. По всему миру славились изделия их ремесленников: керамика, кожевенное дело. Лучшие сорта кожи в арабских странах назывались булгарскими. Вооружение тоже не отставало по качеству. Булгарская армия могла позволить себе самое современное по тем временам оружие. Как писал арабский автор X века: «Булгары ездят верхом, имеют кольчугу и полное вооружение».
А князь Владимир, во время своего похода на Волжскую Булгарию и вовсе усомнился в возможности подтвердить соглашения своего отца и добиться от булгар дани: «обутые в сапоги болгары дань давать не будут: надо искать лапотников». После этого, Киевская Русь заключила «Вечный мир» с Булгарией.
В летний период число гостей обычно в два раза больше по сравнению со среднемесячным годовым значением. Самый популярный месяц для путешествий — июль, в этом году во второй месяц лета проходил фестиваль, посвящённый народам Татарстана «Возрождение: Эпос в современном прочтении». Помощниками в путешествии традиционно выступают смартфон и мобильный интернет, которые дают возможность узнать исторические факты, забронировать отель, построить маршрут и поделиться атмосферными фото. Оператор развернул LTE на частотах, ранее задействованных под сеть 3G.
Белая мечеть и ханский дворец. Восточная сказка на границе с Ульяновском!
Волжская Булгария (Серебряная Булгария [7], Болгарское ханство [8], Булгарское царство, Волжско-Камская Булгария [9] ; тат. В результате в Среднем Поволжье в VIII веке возникает булгарский союз племён, впоследствии преобразовавшийся в государство Волжская Булгария. Волжская Булгария просуществовала до XV века, о ней мало что известно, благодаря посещению таких мест, можно узнать многое. Справка: «Изге Болгар җыены» проводится в е Спасского муниципального района Республики Татарстан с 1989 года в память о дне принятия волжскими болгарами Ислама в качестве государственной религии в 922 году. История древнего города Болгар в Татарстане, столицы Волжской Булгарии, кратко и понятно, основные вехи, принятие ислама, столица улуса, создание музея. Урбанизация Волжской Булгарии способствовала развитию кирпичного ремесла, и кирпичная застройка получила широкое распространение.
На священной земле Болгара отметили 1100-летие принятия ислама
Ответы : Древняя столица Булгарского царство на територии современного Татарстана | Бывшая столица Волжской Булгарии, основанная тюркоязычными племенами, стояла на «Великом Шёлковом пути». |
Как Волжская Булгария стала Болгарией — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Новости, горячие путёвки, акции и предложения для туристов и путешественников. |
Как Волжская Булгария стала Болгарией | Признанной жемчужиной Татарстана считается Болгар, город древней Волжской Булгарии, в 2014 году внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
В столицу Волжской Булгарии на метеоре, Июль 2023, отзыв от туриста ValeriiaBel на Туристер.Ру | Именно этот город был столицей Волжской Булгарии — первого государства в Среднем Поволжье. |