Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви.
История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется
Он был одним из переводчиков, которым царь Египта Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи, он обнаружил строки, которые озадачили его. Там было написано следующее: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Сначала он подумал, что в предложении есть ошибка. И когда он попытался исправить слово «Дева» на «Жена», то руку его остановил ангел. Небесный посланник дал клятву Симеону, что он не умрет, пока воочию не убедится в правдивости данных пророчеств. Все, как и обещано было ангелом, исполнилось.
Когда Симеон встретил богомладенца, он наконец обрел покой.
Сретение, пояснил священник, переводится как «встреча». Отсюда и название праздника, посвященного встречи богомладенца Иисуса с человеком — Симеоном, который не мог умереть, пока не найдет пришедшего в мир Спасителя. Этот день относится к двунадесятым праздникам, которые повествуют о земной жизни Богородицы и Иисуса. На Сретение в храмах принято освящать свечи — эта традиция зародилась еще в древности и со временем о ней многие забыли, рассказал священник. Освященные свечи верующие забирают домой и зажигают во время молитв. В этот праздник в храмах проходят торжественные литургии, которые тоже стоит посетить. В Сретение Господне следует накрыть на стол и провести день в кругу родных людей.
Освящают в праздник не только свечи, но и воду. Считается, что она обладает целебными свойствами и может защищать от болезней и сглаза.
По словам Ильяшенко, праздник Сретение Господне стоит провести в спокойствии и молитве.
Нужно постараться что-то сделать для Бога и прежде всего — поучаствовать в богослужебной части дня, то есть быть участником службы, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Причастие совершается на службе, которая называется евхаристия по-гречески «благодарение» , то есть нужно быть участником благодарения Бога. Но, конечно, как сам Господь говорит, «если вы поможете больному, заключенному, накормите голодного, напоите жаждущего, оденете раздетого, вы сделаете это для меня».
И вот следующее, что хорошо сделать, приурочить к этому святому дню, — это дела милосердия. Конечно, их можно совершать в любое время. Но нам легче, когда есть повод и мотивы.
Считается, что она обладает целебными свойствами и может защищать от болезней и сглаза. Кроме того, 15 февраля верующие молятся перед иконой Богородицы «Умягчение злых сердец». Это помогает исцелиться от психических болезней и эпилепсии. Ругаться и ссориться с близкими.
Заниматься бытовыми делами. Злоупотреблять алкоголем. Надолго оставлять своих родных. Отправляться в дальнюю поездку.
Мыть голову и стричься. Ворожить и гадать.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
О значении этого праздника «Вечерке» рассказал проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Филипп Ильяшенко. Называется он Сретение. Слово Сретение означает – встреча. Сретение Господне 2023 — история праздника. Сретение отмечается через 40 дней после Рождества, так как именно на 40-й день Богородица принесла ребенка в храм, чтобы посвятить его Господу.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
В некоторых регионах страны праздник называют Громницы, и говорят: «Громницы — половина зимицы». Также на праздник принято говорить: «На Сретение зима с весною встретилась». Сретение Господне, 15 февраля 2024, история Праздник всегда отмечают в одну и ту же дату — 15 февраля. Так, на сороковой день после Рождества Христова мальчиков было принято приносить в церковь. Родители Иисуса Христа, несмотря на то, что зачатие было непорочным, также принесли его в храм. После того, как они уже хотели уйти из церкви, к ним подошел старец Симеон. Ему на тот момент было примерно 300 лет. Он уже хотел покинуть мир, однако сделать это мог только после встречи с Богом. И эта встреча состоялось. Поэтому слово сретение переводится, как встреча.
И вот, наступил день, когда этот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на свои руки младенца Иисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат в христианских церквах за каждым вечерним богослужением.
В переводе на русский язык они звучат так: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое т. Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначе говоря, до встречи с Богом, Который соделался — по Своей любви к людям — истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: "сретение", наконец, состоялось. Произносит он также и другие тоже очень важные — провидческие слова. Старец говорит здесь о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение. Здесь же в храме находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшая пророческим даром, — Анна, которая вместе с праведным Симеоном стала прославлять Господа. После исполнения всех предписанных законом обрядов, Святое Семейство вернулось домой — в город Назарет см. Евангелие от Луки 2:22-39. Духовный смысл праздника Смысл праздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым. Как правило, проповеди христианских богословов и экзегетов, посвященные Сретению, отличаются особой восторженностью и возвышенностью, будучи буквально преисполнены радости и ликования.
Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя... Все ныне, и всегда празднственные возопием песни... По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня. Еще на заре истории человеческого рода происходит страшное и гибельное по своим последствиям для людей событие: их расставание, разлука с Богом. Адам и Ева — первые люди — самовольно вкушают плод от запретного Древа познания добра и зла, тем самым преступая единственное наложенное на них пока Творцом ограничение. Отпав от Божественной Правды, нарушив эту заповедь, Адам и Ева сами воздвигли между собой и Богом крепкую стену отчуждения от Него. И с тех самых пор — долго, но безуспешно — искали люди новой встречи, нового единения со своим Создателем, блуждая впотьмах, спотыкаясь, сбиваясь с пути, вступая на смертельно опасные земли темных языческих культов. Но все это время и Сам Бог продолжал искать отдалившегося от Него и предавшего Его любовь — человека.
Это событие, символизирующее встречу человечества с Богом, изначально не имело установленной даты празднования. Однако к IV веку праздник был введен в Восточной церкви, а впоследствии и в Западной. Его смысловая нагрузка и значимость были настолько высоки, что его включили в число двунадесятых праздников — т. Дата празднования Сретения по юлианскому календарю — 2 февраля, стала официальной, а после реформы календаря , в странах, принявших григорианский календарь, праздник стал отмечаться 15 февраля. Особенности празднования в дореволюционной России Встреча Сретенья в дореволюционной России включала обширные народные гуляния. В этот день повсеместно устраивались сельские ярмарки, уличные забавы и конные скачки. Было принято печь блины, как символ солнца, или баранки. Для детишек же выпекали «жаворонков» — печенье в форме птиц. С этим угощением дети забирались на высокие пригорки и протягивали его солнышку как своеобразный дар, прося поскорей прогнать Зимушку-зиму. Эта традиция сопровождалась характерными песенками, зазывающими Весну и Птиц, что в комплексе называлось «закличками весны». В соответствии со славянскими традициями, именно со Сретения можно было начинать важные продолжительные дела, связанные с домостроительством и прочими серьезными задачами на год. Кроме того, в этот день старались совершать благие поступки по отношению к ближним. В церковных обрядах особое место занимало освящение специальных «громничных» свечей, которые прихожане делали из чистого пчелиного воска, специально припасенного для этого случая, и несли в храм для благословения — отсюда происходит еще одно название праздника — «Громница» поскольку эти свечи символизировали свет, отгоняющий темные силы и грозы. Здесь, кстати, наблюдается некое противоречие — оберегающий предмет носит название того, от чего собственно должен оберегать. Однако, это не должно смущать — дело в том, что Громница — это изначальное дохристианское название данного праздника. Идет оно оттого, что согласно поверьям в этот день зимой можно было услышать первый гром. И это, несомненно, также указание на скорый приход весны, но то, что Перун-громовержец просыпается и скоро разобьет оковы зимы, принося в мир свет и возрождение. В этом смысле гром — это священное оружие, очищающее, всепобеждающее и прогоняющее силы зимы и ночи. Самая долгая Ночь пик могущества темного бога Велеса осталась позади, после Коляды энергии солнца уже не угасают, а набирают силу, день каждые сутки увеличивается, а, значит, скоро солнечный бог Перун станет равен по силам своему сопернику день весеннего равноденствия и неизбежно его одолеет, как заведено в порядке мироздания.
На праздник было принято печь блины, которые символизировали Солнце. Считалось, что в этот день встречаются зима и весна. А для детей готовили печенье в форме птиц. Малыши бежали на пригорок, протягивали таких "жаворонков" к небу и просили солнце зиму прогнать. На Сретенье сложились и свои приметы. Если съесть блин до появления на небе первой звезды, то человеку будет во всем везти. Если сретенская вода, которую поставили рядом с человеком, потемнела, то на нем порча. Считалось, что все загаданные на Сретенье желания сбываются. Собака лает — к пустым разговорам, воет — к плохим новостям, рычит — к визиту злого человека. Птицы у дома беспокойные — может произойти ссора. Если покормить на Сретение бездомное животное, то целый год не будешь нужды знать. Курица снесла четное количество яиц — к удаче. Сретение 2023: что нельзя делать 15 февраля Существовали на Сретенье и суровые запреты. Чтобы нельзя делать 15 февраля?
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме. Сретение Господне – один из больших церковных праздников, который отмечается 15 февраля. Он является одним из двенадцати главных православных праздников, поэтому имеет большое значение у христиан. всё по порядку вечером и утром - объясняем значение и суть простыми словами. История праздника. Установление празднования Сретения Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году.
Сретение Господне. История и значение праздника
На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча». 4. Значение слова «сретение». В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Праздник Сретения установлен в честь дня, когда младенца Христа впервые принесли в храм. Праздник Сретения Господня — двунадесятый и непереходящий, не зависит от даты Пасхи и всегда совершается 2 февраля по старому стилю. Несмотря на название и значимость праздника он является Богородичным, а не Господским.
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. Само наименование праздника «сретение» на старославянском языке как раз и означает «встреча». Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести.
Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
Встречал их у входа в храм старец Симеон, названный Богоприимцем. Само название праздника «Сретение» означает «встреча». Симеон воплотил в себе все человечество. Симеон переводил Священное писание на греческий язык.
Однажды он прочел: — Се Дева во чреве примет и родит Сына. Симеон решил исправить текст. Дело в том, что «девой» ранее называли незамужнюю девушку, поэтому старец решил переписать фразу, заменив это слово на «жена».
Едва он коснулся бумаги, явился Ангел и остановил его.
Симеон переводил Священное писание на греческий язык. Однажды он прочел: — Се Дева во чреве примет и родит Сына.
Симеон решил исправить текст. Дело в том, что «девой» ранее называли незамужнюю девушку, поэтому старец решил переписать фразу, заменив это слово на «жена». Едва он коснулся бумаги, явился Ангел и остановил его.
Он сказал, что переписывать текст не нужно, и предупредил старца, что он спокойно умрет только после встречи с Мессией, Принесенного Девой Марией в Иерусалимский храм. Как только Дева Мария с Младенцем на руках Явилась в храме, Симеон сразу понял, что произошла для него та самая встреча, о которой говорил Ангел. В тот же день старик, озаренный радостью, смог спокойно отдать душу Богу — тогда ему было больше 300 лет.
В свой первый визит в храм Мария, Иосиф и младенец Иисус повстречали также пожилую вдову, известную как Анна Пророчица. Она жила и трудилась при храме, посвящала много времени посту и молитве. После того, как она увидела младенца Иисуса собственными глазами, женщина поведала жителям города о долгожданном пришествии Мессии. В духовном смысле Сретение — это встреча человека с Господом. Именно это отражено в истории праздника на примере Анны и Симеона. Их история может послужить примером того, что человек должен быть готов к встрече с Богом. Почему на Сретение освещают свечи? На Сретение в православных храмах проходит праздничная литургия. Как и многие христианские праздники, эта дата имеет свои традиции. Едва ли не главная из них — освящать на Громницы в церкви свечи, которые затем на протяжении всего года можно использовать дома, во время молитвы.
При византийском императоре Юстиниане было постановлено праздновать Сретение Господне более торжественно, традиция освящать свечи берет свои истоки в это же время. В 543 году в Константинополе и его окрестностях началась моровая язва, а в Антиохии произошло землетрясение. Одному подвижнику было откровение, что для прекращения этих напастей нужно пройти крестным ходом со свечами. Как раз бы праздник Сретения. Крестный ход прошел, моровая язва и сейсмические потрясения отступили. С этой поры и пошел церковный обычай освящения свечей в этот день. Нередко «сретенским свечам» приписываются чудесные, даже магические свойства. Наши предки считали, что с помощью громничной свечки можно отгонять злых духов или оберегать дом от попадания молнии. Однако представители церкви считают, что приписывание свечам таких свойств имеет языческие корни. Главное — это искренняя молитва, для которой и должна зажигаться свеча.
Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м.
Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого.
Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими.
В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых.
Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен.
Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей.
Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации!
Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели.
Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения.
Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами».
Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т.
Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения.
К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления.
Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте.
Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год.
В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена.
В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них.
В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic!
Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы...
Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение».
Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках.
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
🍀 Сретение Господне: что за праздник, когда отмечают, традиции, приметы и молитвы | На северо-западе праздник Сретения известен под именем громниц, от обычая в этот день освящать в церкви свечи, называемые громницами, которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града, низводимых чародеями или волшебницами. |
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer | Сре́тение Госпо́дне, также Сретение Господа нашего Иисуса Христа (церк.-слав. срѣтеніе — «встреча»), Принесе́ние во Храм. |
В Сретение предки всегда узнавали точную погоду на весну: морозы будут неспроста | 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. |
Февраль Сретенье – что за праздник, в чем его суть, какие приметы с ним связаны | Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников. |
История возникновения праздника Сретения Господня
- Что можно и обязательно нужно сделать 15 февраля на Сретение
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
- Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник? | Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников. |
Что нужно делать в Сретение Господне, чтобы защитить свой дом от всего плохого | Сретение Господа Иисуса Христа является непереходящим двунадесятым праздником, то есть одним из главных в церковном году, дата которого всегда – 15 февраля. На церковнославянском слово "сретение" означает встречу. |
Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне | Сретение Господне — православный двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник. |
Сретение Господне — история и значение Праздника
Среди них находился и праведный Симеон. Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить это пророчество... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу. Когда же родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Мариею принесен был в храм, тогда святой, познав свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исаии, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» Лк.
Таких «голубков» приносили в храм на службу. Особенности богослужения на Сретение Господне Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия. При этом в праздновании отражается долгая история праздника. Изначально, в первые века, 15 февраля славили Богоматерь, а позднее стали прославлять Иисуса Христа. Поэтому священники могут быть по-разному одеты во время службы: или в голубые одежды, так как голубой цвет символизирует непорочность Девы Марии, или в белые — этот цвет символизирует божественный свет. Однако присутствуют и элементы Господского праздника: так, на литургии на малом входе произносится входный стих, а затем поются тропарь и кондак праздника. Также, если Сретение выпадает на определённые дни подготовительных недель Великого поста, построение богослужения будет отличаться: например, если Сретение приходится на канун Великого поста, у него не будет попразднства и отдания, а если оно приходится на понедельник первой седмицы Великого поста, то службу и вовсе переносят на Неделю сыропустную, то есть на последнее воскресенье перед Великим постом.
Что нельзя делать на Сретение Господне Как и в любой церковный праздник, на Сретение Господне считается грехом сквернословить и ругаться — любое злое слово вернётся в тройном размере. По этой же причине нужно воздерживаться от осуждения кого бы то ни было. В целом следует провести этот день в размышлениях о Боге и не поддаваться унынию и грусти. Кроме того, нельзя на Сретение работать, стирать и убираться — все силы нужно отдать молитве. Также запрещается мыться, хотя это скорее связано с тем, какую серьёзную подготовку требовалось провести перед этим процессом в старые времена: наколоть дрова, истопить баню, нанести воды — а работать в этот день нельзя. Считалось, что нельзя подметать пол и выбрасывать мусор после заката — так можно вымести из дома счастье. Не рекомендуется стричь волосы, чтобы не отрезать здоровье, и отправляться в дальнюю дорогу: по преданию, тот, кто уедет далеко 15 февраля, нескоро вернётся домой. И, конечно, нельзя отказывать в помощи ближнему и в целом следует быть щедрым и радушным.
Так, считается, что если на Сретение тепло, то весна придёт скоро, а если холодно — она будет прохладной.
Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа. В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения.
Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту. Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица. По тому, как повернута ее фигура, можно предположить, что она уже видела Христа и разносит весть о Мессии по всему городу.
На это намекает пейзаж на фоне и ее поучающий жест. Красный палантин над героями, закрепленный на крышах зданий, символизирует, что действие происходит внутри храма. Церк овные традиции на Сретение Господне - 2023 Самое главное, что нужно сделать на Сретение Господне, впрочем, как и в другие православные праздники, - это пойти на богослужение в церковь.
Первые песнопения для церковной службы на Сретение Господне были составлены в V веке святым Анатолием, патриархом Константинопольским. В этой и других религиозных песнях особо подчеркивается одна мысль: младенец Иисус - это сошедший на землю и воплотившийся от Девы Марии Спаситель. Безусловно, праздник Сретения Господне посвящен Иисусу Христу.
Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно из-за этого на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое.
Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии. Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей.
Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства. Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь.
Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара. В православии к сретенским свечам относятся особо бережно.
Старец взял на руки младенца, благословил его и произнес пророчество о Спасителе мира. По древнеиудейскому обычаю женщина, родившая первенца мужского пола, через 40 дней приходила с ребенком в Иерусалимский храм. Здесь она приносила благодарственную и очистительную жертву Богу. Мария родила Иисуса в результате непорочного зачатия, и ей необязательно было совершать обряд. Однако в знак смирения Богородица соблюла обычай. За Симеоном к Марии и Иосифу подошла трудившаяся в храме пожилая женщина по имени Анна, которую за пламенные проповеди о Боге считали пророчицей. Праведная поклонилась Христу, а затем отправилась рассказывать людям на улице о появлении на свет избавителя. То, как Симеон и Анна встретили Иисуса, является верующим примером принятия Бога всей душой.
На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом. Тогда же освящаются свечи.
15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл
Сретение Господне всегда празднуется 15 февраля Праздник Сретения Господня является непереходящим и ежегодно отмечается через 40 дней после празднования Рождества Христова, то есть — 15 февраля 2 февраля по старому стилю. Евангельское событие История и значение праздника Почему этот день называется Сретением? Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия. Называется он Сретение. Слово Сретение означает – встреча.