Теракт 6 февраля 2004 года стал крупнейшим терактом в московском метро.
Это было ровно двадцать лет назад - 6 февраля 2004 года.
6 февраля 2024 - Новости Тулы - В 8 часов 30 минут 6 февраля 2004 года во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершен теракт. 6 февраля 2004 года в Московском метрополитене, между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», произошёл теракт с большим числом жертв и раненых. Все новости от 06.02.2004. Читайте больше новостей на сайте РИА Новости.
Верховный суд РФ признал законным приговор по делу о терактах в метро Москвы в 2004 году
6 февраля 2024 - Новости Салехарда - Еще спустя полгода, 31 августа 2004 года, террористка-смертница привела в действие взрывное устройство при входе на станцию метро «Рижская». Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. 6 февраля 2024 - Новости Ставрополя - Террористический акт в московском метро 6 февраля 2004 года стал одним из немногих взрывов в столичном метрополитене, кавказское происхождение которого имеет реальные и видимее признаки. Главная» Новости» Причины взрыва на перегоне между станциями метро автозаводская павелецкая 6 февраля 2004 года. Два года назад прогремел взрыв в московском метро.
Хронология крупнейших терактов в РФ
Ошибки при опознании погибших[ править править код ] Помимо розыска организаторов теракта органы правопорядка занимались и организацией опознания погибших. Следователей не хватало, и в идентификации находившихся в морге фрагментов тел пришлось участвовать даже сотрудникам военной прокуратуры [40]. Вдобавок к этому шло рассмотрение поступавших от населения запросов о поиске людей, которые пропали без вести в день взрыва в метро. Хотя оба мужчины были живы, а Луньков более 10 лет даже не пользовался метро, разведённая с Гальченко Дробышевская и бывшая тёща Лунькова опознали их среди жертв взрыва у «Автозаводской», а затем захоронили выданные им части тел [41] [40]. Кроме того, как родственницы погибших в теракте они получили финансовую компенсацию от правительства Москвы. Когда прокуратуре стало известно о том, что Гальченко и Лунькова не было среди погибших пассажиров метро, Дробышевской и Тимофеевой пришлось вернуть полученные ими ранее деньги [41] [42]. Прокуратура не стала начинать уголовное преследование Елены Дробышевской, так как оперативники не нашли достаточно доказательств злонамеренности её действий [41]. Однако на Тимофееву и её мать 1 августа 2004 года завели уголовное дело: они присвоили почти 400 тысяч рублей бюджетных отчислений, получив не только компенсацию за якобы погибшего Лунькова, но и другие выплаты и льготы, пользуясь своим статусом родственниц жертвы теракта.
В октябре 2006 года Савёловский суд г. Москвы осудил обеих женщин за мошенничество на 2 с половиной года заключения условно [42]. По мнению Гальченко и Лунькова, главным мотивом их бывших жён было не получение денежных компенсаций от мэрии, а завладение квартирами, в которых разведённые супруги ранее проживали вместе [41] [40]. Террорист-смертник[ править править код ] Другим направлением работы оперативно-следственной группы было установление личности террориста, осуществившего взрыв в вагоне поезда у станции «Автозаводская». С места теракта в морг была вывезена сотня оторванных частей тел; из них особое значение для спецслужб имели те, которые были обнаружены в эпицентре взрыва. С течением времени следователям с помощью генетических экспертиз удалось установить принадлежность почти всех фрагментов, кроме пяти: маски лица с обрывком шеи, двух оторванных кусков нижней половины тела, а также ещё одного неустановленного фрагмента. Все они, по мнению судмедэкспертов, были останками повреждённого взрывом трупа молодого мужчины.
Участники расследования предполагали, что эти фрагменты, которые никто из родственников так и не забрал для погребения, были единственным, что осталось от террориста-смертника после взрыва [43]. Следователи прокуратуры получали от сотрудников ФСБ, работавших на Северном Кавказе, ориентировки на террористов, которые могли совершить самоподрыв в Москве в феврале 2004 года [43]. Из десятков подозреваемых наибольший интерес у следственной группы вызвал житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев — ярый приверженец ваххабизма, который находился в розыске за участие в НВФ и незаконное хранение оружия [44]. Чтобы проверить, имел ли Ижаев отношение к теракту 6 февраля 2004 года, прокуратура поручила провести молекулярно-генетическую экспертизу находившихся в морге неопознанных останков; кровь для анализа взяли у его матери. Проведённая экспертиза подтвердила догадку оперативников: невостребованные фрагменты действительно принадлежали Анзору Ижаеву [43]. Об опознании террориста-смертника с «Автозаводской» впервые объявил прокурор Москвы Анатолий Зуев в интервью « Российской газете » в конце сентября 2004 года [45]. Он был старшим из троих детей супружеской четы; кроме него в семье родились ещё один сын и дочь [47].
Позднее Ижаевы переехали в Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии, где проживали в селе Терезе [46] и в районном центре — селе Учкекен [47]. Учителям бойкий и общительный Анзор запомнился способным, но не очень прилежным учеником, нередко прогуливавшим уроки, в свободное время с упоением играя в футбол [47]. Безвременная кончина отца в 1997 году очень потрясла Анзора. По мнению его матери, переживания из-за смерти отца и тлетворное влияние ваххабитского медресе , которое Ижаев стал посещать параллельно с учёбой в школе, были предпосылками для радикализации её старшего сына. В медресе его привела сама Татьяна, надеявшаяся, что духовное образование сделает Анзора более дисциплинированным; в дальнейшем, по её собственному признанию, она глубоко пожалела об этом решении [47]. Медресе, в котором обучался Ижаев, было создано главой карачаевского отделения Исламской партии возрождения Мухаммедом Биджиевым и имамом Рамазаном Борлаковым при поддержке исламских благотворительных фондов [47] [48] , в том числе и « Аль-Харамейн » [49] — саудовской благотворительной организации, которая, по данным ФСБ, финансировала чеченских сепаратистов [50]. Преподавание в медресе вели арабы [47] ; учебная программа включала в себя чтение Корана и изучение арабского языка Ижаев овладел им в совершенстве [47] [49] , а также физкультуру и обучение рукопашному бою [48].
Преподаватели делали акцент на радикальном толковании Корана [47] , а посещавшую занятия молодёжь настраивали против традиционного карачаевского духовенства [49] [48]. Эркенов пытался повлиять на Анзора через беседы о религии, однако ему не удалось убедить последнего изменить свои взгляды [47]. В 15 лет Анзор Ижаев отправился на одну из тренировочных баз, открытых Хаттабом в Чечне , где усердно тренировался и научился стрелять из автомата лучше, чем кто-либо ещё из обучавшихся на базе боевиков [3]. В 1999 году Ижаев принял участие во вторжении чеченских боевиков в Дагестан. Он воевал в одном отряде со своим односельчанином Тамбием Хубиевым — подрывником, который сконструировал бомбу, взорванную Ижаевым в вагоне метро [4]. Когда Анзор перешёл в 9 класс, он познакомился с карачаевским боевиком Азретом Хубиевым по прозвищу «Расул» — участником отряда Шамиля Басаева. Получив от Басаева несколько десятков тысяч долларов, Хубиев прибыл в Учкекен, чтобы создать в селе подпольный джамаат , который должен был заниматься диверсионно-террористической деятельностью.
На выделенные деньги Хубиев купил в Учкекене дом, где начали собираться местные ваххабиты. Анзор Ижаев тоже вступил в джамаат; члены группы дали ему новое имя «Абдул-Джабар». Задачей участников джамаата была разведка объектов будущих терактов: они выезжали в различные города на юге России , в том числе Ростов , Минеральные Воды и Ставрополь , фотографируя подходящие места и изучая топографию окружающей их местности. Вся собранная ими информация через Хубиева стекалась к Басаеву [44]. По сведениям прокуратуры, уже тогда Шамиль Басаев рассматривал кандидатуру Ижаева как исполнителя одного из терактов, запланированных в Ставропольском крае [51]. В начале весны 2000 года Ижаев неожиданно прекратил приходить на уроки в школе и исчез из села. Сначала Татьяна Ижаева объясняла прогулы болезнью сына, а затем утверждала, что тот уехал погостить к родственникам в Нальчик.
После того, как Анзор пропустил несколько месяцев занятий, школьная администрация пригрозила его матери, что обратится в комиссию по делам несовершеннолетних. В конце мая 2000 года Ижаев вернулся в Учкекен и с большим трудом сдал выпускные экзамены за 9 класс. По воспоминаниям директора школы Ибрагима Эркенова, возвратившийся в село Ижаев выглядел «совершенно зомбированным». Милиция стала следить и за его младшим братом, который вместе с Анзором учился в учкекенском медресе [47]. После ухода из школы Анзор Ижаев решил отправиться на хадж в Мекку. Деньги на паломничество Ижаев получил от своей матери [47] , которая после смерти отца Анзора была вынуждена торговать шерстяной одеждой на рынке, чтобы прокормить семью [44]. Во время хаджа Ижаев попытался поступить в Исламский университет Медины , где давно мечтал учиться, но не сумел пройти вступительные испытания.
Вернувшись в Учкекен, он начал вести скрытный образ жизни, постоянно исчезая из дома в неизвестном направлении; своей семье о целях своих частых отъездов Анзор ничего не рассказывал [47]. По данным следствия, арабский террорист Абу Умар , убитый летом 2001 года, обучал Ижаева проведению диверсий [4]. В середине 2003 года Анзор по приказу Азрета Хубиева вновь уехал на одну из тренировочных баз боевиков под названием «Талибан», которая располагалась возле села Галашки Ингушетия на территории заброшенного пионерского лагеря [44]. Там новобранцы учились владению различными видами стрелкового оружия, а также осваивали минно-взрывное дело и строительство фортификационных сооружений. Инструкторы искали среди боевиков кандидатов на роль террориста-смертника для одного из будущих терактов. Они остановили свой выбор на Анзоре Ижаеве, который отличался большим фанатизмом [46]. Окончив курс подготовки в диверсионном лагере в октябре 2003 года, Ижаев вернулся домой.
В 2004 году следователи полагали, что Анзор остановился в Москве у дальних родственников и даже самостоятельно собрал взорванное им в метро взрывное устройство [43]. Однако после ареста в 2005 году террориста Тамбия Хубиева прокуратуре удалось выяснить, что накануне теракта Ижаев жил в однокомнатной квартире, которую Хубиев снимал на Бирюлёвской улице , а бомба была изготовлена террористами ещё до приезда смертника [4] [3]. По показаниям Хубиева, в последние дни жизни Анзор отправлялся на прогулки по улицам столицы [3]. Утром 6 февраля 2004 года Ижаев, надев рюкзак с бомбой, ушёл на станцию метро « Кантемировская » [4].
Берегите себя и своих близких.
На перегонах «Новокузнецкая» — «Павелецкая» и «Павелецкая» — «Автозаводская» горит тоннельное освещение. Место трагедии поезда проходят на малой скорости, следы взрыва и пожара все еще можно разглядеть битое стекло на тюбингах, копоть. Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества. Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества.
Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.
Величайшей вершиной подъема народного духа в истории страны была и останется Великая Отечественная война. Конечно, о ней написано немало мемуаров, опубликовано множество документов, но это - официальная история. А ведь у каждого война была своя - свои победы и поражения, горечь и радость, боевые друзья и подруги, встречи и расставания, потери и приобретения...
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Хронология крупнейших терактов в РФ
А ведь у каждого война была своя - свои победы и поражения, горечь и радость, боевые друзья и подруги, встречи и расставания, потери и приобретения... Долгожитель" призывает всех, кто помнит нелегкие военные годы, поделиться личными воспоминаниями и внести свою лепту в создание народной истории войны. Ваши рассказы будут опубликованы на страницах "Долгожителя" и сборников "Народная война".
На маршрутах «М» были замечены машины всех автобусных парков, кроме 2-го.
К 19:00 движение поездов по всей длине Замоскворецкой линии метро было восстановлено, а движение автобусов-экспрессов было прекращено около 19:30. Последние машины маршрута «М-1» прибыли на конечную станцию «Красногвардейская» около 20:15, причём на разворотной площадке всем автобусам не хватало места, не могли проехать троллейбусы 11-го маршрута, образовалась огромная очередь к диспетчерам для отметки путёвок. Что касается дорожной ситуации в целом, то следует отметить в первую очередь, что совершенно «глухая» пробка в центр по Каширскому шоссе, которая имела место ещё около 11 часов утра, была устранена за короткое время путём перекрытия въезда в город по Каширскому шоссе.
Вечером движение всего транспорта, кроме общественного, было закрыто на улицах Пятницкая и Большая Ордынка. Кроме того, инспекторы ДПС ограничивали движение на выезде с 3-го транспортного кольца на Варшавское шоссе и на выезде с Нахимовского проспекта на Каширское шоссе, а также давали «зелёную улицу» автобусам при движении от центра по Каширскому шоссе на пересечении с проспектом Андропова. Была замечена даже колонна из 7 автобусов в сопровождении машины ДПС.
Тем не менее, пробок на трассе маршрутов избежать не удалось — они возникали на Большой Серпуховской улице, Большой Тульской улице, Варшавском и Каширском шоссе, проспекте Андропова. Итак, метро было фактически заменено автобусами. Кроме этого, как несомненно положительный момент, подтверждающий слаженность действий различных городских и федеральных структур, стоит также отметить оперативный выпуск дополнительных электропоездов на участки Курский Вокзал — Царицыно и Павелецкий Вокзал — Бирюлёво-Пассажирская.
С 11 часов от Павелецкого вокзала начали ходить поезда до платформы Бирюлево, а с 12. Дополнительные электропоезда отправлялись через каждые 20 минут и курсировали челноками в промежутках обычного расписания. Жаль, что только нештатная ситуация позволила показать возможности электропоездов во внутригородских перевозках.
Однако и здесь не обошлось без недоразумений информационного характера. Например, у станции метро «Царицыно» о дополнительных поездах не сообщалось, а при отсутствии информации мало кому в голову приходило воспользоваться железной дорогой — электричку немногие воспринимают как полноценный городской транспорт. По некоторым сведениям были выпущены дополнительные вагоны на маршруты трамваев в Нагатине, у «Пролетарской» и «Павелецкой», однако эту информацию в Мосгортрансе не подтвердили.
Таким образом, видимо, не был в полную силу задействован следующий по провозной способности после метро транспорт — трамвай. Более того, наблюдалась несколько абсурдная картина, когда автобусы становились под посадку на площади Павелецкого вокзала прямо на трамвайных рельсах, блокируя работу трамвая. Днем затруднение движение трамваев наблюдалось на Новокузнецкой улице, которая также использовалась для движения и разворота автобусов.
Несмотря на это, организацию компенсирующих перевозок следует признать хорошей, а самым слабым звеном в действиях транспортных компаний стала, пожалуй, информационная сторона. Ни в одном пресс-релизе Мосгортранса не говорилось о том, какими существующими маршрутами наземного транспорта могут воспользоваться пассажиры. Кроме этого к метро «Университет» прямо из центра идет 39-й трамвай.
От закрытой «Коломенской» до «Нагатинской» также можно проехать на трамвае. Впрочем, если выпуск на эти маршруты увеличен не был, возможно, такое отсутствие рекламы было оправданным. Повезло, что выпущенный в 1992 г.
Повезло, что остались целы межвагонные коммуникации, в третьем вагоне даже уцелело освещение, работала связь «пассажир-машинист» и диспетчерская связь. Повезло, что машинист Владимир Константинович Горелов оказался хладнокровным человеком и квалифицированным специалистом. И дай бог, чтобы практические выводы об организации работы транспорта, которые безусловно необходимо сделать, нам все же не пригодились.
Статья написана с использованием открытых источников СМИ, рассылки и форумы в Интернете и собственных наблюдений авторов.
Взрыв в подземном переходе под Пушкинской площадью, 8 августа 2000 года Другой теракт произошел в столице почти ровно через год после предыдущего. В начале августа в переходе на центральной станции московского метрополитена взорвалась бомба, которая была в сумке, оставленной около киоска. В момент взрыва погибли семь человек, еще шестеро скончались позднее от полученных травм. Ранения получили 118 человек, включая шесть детей. Организаторы и исполнители теракта до сих пор не раскрыты, уголовное дело закрыто. Взрыв в Дагестане, 9 мая 2002 года В центре Каспийска во время торжеств, посвященных празднованию Дню Победы, в толпе взорвали бомбу.
В результате погибли 43 человека, включая 12 детей. Следствие признало организатором Раппани Халилова, уроженца дагестанского Буйнакска, который был лидером формирований из Чечни и Дагестана. Организатора теракта Халилова убили в ходе операции в Дагестане в сентябре 2007 года. Еще двоих участников теракта приговорили к 18 и 11 годам лишения свободы. Теракт на Дубровке, 23 октября 2002 года Один из самых громких и массовых терактов современной России произошел во время мюзикла Норд-Ост в театральном центре на Дубровке. Нападавших было более 40 человек, все из которых были ликвидированы в результате штурма. Большую часть заложников, по данным МВД, удалось спасти.
Взрыв грузовиков в Чечне, 27 декабря 2002 года В конце 2002 года в комплекс Дома правительства Чечни врезались два грузовика, прибывших из Ингушетии и начиненных взрывчаткой. В результате теракта погибли 83 человека, еще порядка 500 получили ранения различной степени тяжести. Ответственность за террористический акт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев. Большую часть террористов и их сообщников ликвидировали, еще троих живыми взяли под стражу и приговорили к пожизненному заключению в колониях особого режима. Теракт на рок-фестивале «Крылья» в Тушино, 5 июля 2003 года Во время популярного рок-фестиваля на Тушинском аэродроме в Москве прогремели два взрыва.
Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса.
Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца.
Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога».
То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут.
Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку.
RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов.
RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал.
Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией.
Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет.
В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила.
Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте. Шуба была вся в крови.
Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина.
Основные мероприятия Министерства транспорта Российской Федерации с 2 по 6 февраля 2004 года
В этот же день молодой, ничем не примечательный на вид парень восточной внешности выходит из дома, а за плечами у него рюкзак с бомбой мощностью от 2,9 до 6,6 килограмма в тротиловом эквиваленте. Он заходит на станцию метро «Кантемировская», захватив с собой музыкальный плеер, чтобы по дороге слушать записи Корана. RU Если замолчать и прислушаться, то можно услышать: «Бах, бах, бах». Это колеса вагонов на зеленой ветке отстукивают ритм, преодолевая километры. Через несколько минут здесь произойдет один из самых страшных терактов за всю историю современной России. Сев в поезд, пассажир доезжает до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». В 08:32 утра тот самый парень — участник Карачаевского джамаата, террорист-смертник Анзор Ижаев из Карачаево-Черкесии в вагоне московского метро взрывает самодельную бомбу. Сразу после взрыва во втором вагоне начинается пожар пятой самой высокой степени сложности.
Третий же вагон оказывается сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. С момента трагедии прошло ровно двадцать лет. Что изменилось? Какой стала система безопасности на одном из самых охраняемых объектов Москвы? Можно ли было избежать столько жертв, если бы с «бандитами договаривались»? И что теперь с теми, кто невольно оказался в эпицентре трагедии? В этом попытался разобраться корреспондент MSK1.
Но именно 6 февраля он не слышит будильник и просыпается позже. Впопыхах запрыгивает во второй вагон метро, хотя обычно садится в третий, так удобнее. До места практики Андрей так и не доезжает. Думал, что электричеством ударило. В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалось на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв.
А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши. А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать.
Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской».
Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль.
Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц.
Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала.
К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак.
Фундамент Храма Всех Святых стоит на песчаной почве с крайне неустойчивым геологическим балансом, серьезно нарушенным в советское время при строительстве близлежащих многоэтажных зданий. Поэтому строительство торгового центра особенно — рытье котлована приведет к необратимым подвижкам почвы и фундамента церкви, что вызовет полное обрушение храма и его уникальной наклонной колокольни. Как сообщили в Главном управлении охраны памятников г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной район Арбатецкого парка у пос. Сокол ; 3 Всероссийское военное братское кладбище героев I Мировой войны более 17 500 погребенных , основанное в 1915 г. Почти все кресты и надгробия на этих кладбищах были снесены в советское время. Но сама территория этих уникальных некрополей не была застроена и большей частью сохранилась. Значительная часть погребений в земле не была вскрыта и уничтожена. Эта святая земля по-прежнему хранит в себе гробы с прахом героев». Обращение подписали: Гицевич Лев Александрович, председатель Общественного комитета, участник и инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы, участник войны с Японией и освобождения Порт-Артура в 1945 г. Русская линия В Ростове вводят в программу школьного образования курс по истории религий В донских школах, возможно, будут изучать историю религий. Министерство образования России внедряет этот предмет в школьную программу. В некоторых учебных заведениях Ростова этот курс уже введён в качестве эксперимента. В министерстве образования Ростовской области считают, что этот предмет требует хорошей подготовки учителей. Поэтому сейчас преподаватели проходят курсы повышения квалификации. Субъекты федераций будут сами решать, вводить этот предмет в школах или нет. По словам министра образования России Владимира Филиппова, единого учебника по основам Православия пока нет. Каждый регион будет разрабатывать программу самостоятельно. Российские предприниматели положительно оценивают решения Собора, считают в РПЦ Принятый VIII Всемирным русским народным собором «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» уже получил положительный отклик среди российского бизнес-сообщества, заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» секретарь по связям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко. По его словам, «эти 10 заповедей носят условный характер и не обязательны для исполнения, подобно заповедям закона Божьего». В Курске реставрируют собор, построенный родителями преподобного Серафима Саровского К 250-летию Серафима Саровского на его малой родине — в Курске реставрируют Сергиево-Казанский собор, построенный его родителями. Это заложено в плане Всероссийского оргкомитета по подготовке юбилея святого. Со строительных лесов этого храма 10-летний Прохор Машнин Серафим Саровский упал и остался жив. Будет реставрирован и Воскресенско-Ильинский храм, где крестили святого Серафима. Во славу преподобного в Курске к июню будет заложена аллея, а на месте дома его родителей — Исидора и Агафьи Машниных установят мемориальный знак. В рамках юбилея уже в марте откроется Пасхальный фестиваль православных хоров. Курское отделение международного фонда славянской письменности и культуры уже приступило к изданию «Жития Серафима Саровского». На факультете журналистики МГУ состоялся ежегодный круглый стол «Религиозная тематика в СМИ» 5 февраля на факультете журналистики МГУ состоялся ежегодный круглый стол «Религиозная тематика в средствах массовой информации». В работе круглого стола приняли участие заместители декана факультета журналистики Л. Кашинская и М. Лукина, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» С. Щипков, зам. Кырлежев и др. На круглом столе были подведены итоги освещения религиозной тематики в светских СМИ в 2003 г. Религия и СМИ В Новомосковске прошла презентация «Православной энциклопедии» 4 февраля в читальном зале Центральной районной библиотеки г. Новомосковска Тульской области состоялся семинар библиотечных работников города и района. В рамках семинара состоялась презентация «Православной энциклопедии». Издание передано Тульской областной библиотекой в дар Новомосковской центральной библиотечной системе в количестве 15 экземпляров. Для представления «Православной энциклопедии» на семинар был приглашен насельник Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковска иеромонах Хризостом. Он рассказал собравшимся о том, что издание этого систематического свода знаний по всем отраслям церковной жизни осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под личным патронатом Президента РФ В. В работе над Энциклопедией объединяются усилия крупных церковных и светских ученых, как российских, так и зарубежных. Завершить выпуск «Православной энциклопедии» намечено в 2012 г. Планируется, что она будет состоять из 25 томов. Иеромонах Хризостом также ответил на вопросы участников семинара. В частности, на вопрос библиотекарей о том, где можно подробнее узнать и прочитать о предстоящем 205-летнем юбилее Тульской епархии, он ответил, что в сети Интернет недавно появился новый проект «Православный Новомосковск» www. На сайте можно найти обстояте6льную информацию о Тульской епархии, ее святых, увидеть фотографии храмов и найти ответы на различные вопросы духовной жизни. В Твери состоялся престольный праздник строящейся церкви во имя святой Блаженной Ксении Петербуржской Вчера в преддверии престольного праздника строящейся церкви в микрорайоне «Юность» — дня памяти Блаженной Ксении Петербуржской — прошли торжества. Начались они с Крестного хода к строящемуся в микрорайоне храму святой Блаженной Ксении Петербуржской Из домовой церкви священномученика Феоктиста православные вышли с иконами блаженной Ксении, специально изготовленными для новой церкви: большой — для иконостаса и аналойной, вышитой и подаренной мастерицами из Кувшинова. Во время паломнической поездки в Санкт-Петербург они были освящены в часовне святой Блаженной Ксении. Позже в храме была отслужена первая праздничная служба. А сегодня в 9 утра здесь впервые совершена Божественная литургия. Благословил торжества архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Этот собор, проходивший по благословению и при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руcи Алексия II, как мы уже сообщали, был посвящен теме: «Россия и православный мир». Отвечая на вопросы журналистов, Преосвященнейший Феофан остановился на многих аспектах этой темы, жизненно важной для всей Русской Православной Церкви, в том числе и для Ставрополья, которое и в светских, и в церковных кругах уже привычно и без всякого преувеличения называется форпостом России и православия на Северном Кавказе. Чем обусловлена злободневность рассмотренных вопросов? Сегодня православный мир — это не только страны православной традиции Россия, государства Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы , но и многочисленные диаспоры православных народов в различных странах мира. Эти народы обладают общим духовным наследием и сходным историческим опытом. Причем сегодня они сталкиваются с одними и теми же проблемами — сохранение своей национальной и культурной идентичности, построение гармоничного общества и процветающей экономики, поиск должного места в системе международных отношений. Что очень важно отметить, страны одной духовно-культурной традиции стремятся решать возникающие проблемы совместными усилиями. Это придает им серьезный вес на мировой арене. Сейчас, например, мы наблюдаем особенно интенсивные процессы разноуровневой интеграции в западном и исламском сообществах. Поэтому в числе вопросов, которые обсуждались на Соборе, большое внимание было уделено месту России в Европе и мире, ее роли как одного из центров восточно-христианской цивилизации, путям консолидации стран и народов православного мира в духовно-культурной, политической и экономической сферах — не для противостояния остальным цивилизациям, а для взаимодействия с ними на более глубоком уровне. Примечательной особенностью нынешнего Собора можно также считать и то, что помимо высоких государственных чиновников, лидеров общественных движений, дипломатов, деятелей культуры, в его работе впервые участвовали представители поместных православных церквей. Как сообщил Преосвященнейший Феофан, на Соборе очень хорошо было воспринято выступление губернатора Ставропольского края А. И это понятно. Ведь конструктивные взаимоотношения краевой государственной власти и Ставропольского епархиального управления направлены на дальнейшее сохранение нашего духовного наследия, укрепление нравственных основ в жизни общества. На брифинге шла речь также об экономике и хозяйственной деятельности Церкви; ее взаимодействии с армией; строительстве новых храмов; заботе обо всех православных приходах на территории Чечни, возвращенных в лоно Ставропольской и Владикавказской епархии; диалоге с мусульманами. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин выступил на заседании областного актива 31 января в здании Правительства Саратовской области состоялось заседание областного актива. На нем по обыкновению подводились итоги минувшего, 2003 года, намечались планы на год 2004, определялись приоритетные направления развития области. Основным выступлением на заседании актива стал доклад губернатора области Дмитрия Аяцкова. Состоялось также выступление приглашенного по инициативе областных властей для участия в активе епископа Саратовского и Вольского Лонгина, сообщает Служба внешних церковных связей Саратовского епархиального управления. Епископ Лонгин отметил, что впервые имеет возможность встретиться с областным активом, представленным настолько широко, чтобы обратиться к нему со словом приветствия, высказать свои предложения и пожелания в отношении сотрудничества Церкви и власти на благо губернии, на благо народа. Приходит реальное осознание того, что у государства и Церкви одна история, одно настоящее, одно будущее. Это можно наблюдать в масштабах всей нашей страны. Но очень радует меня то, что и на уровне нашей области я могу видеть со стороны властей подобное движение навстречу Церкви». Как положительный опыт епископ оценил свои совместные с губернатором поездки по районам области. Это была возможность одновременно познакомиться с положением дел в различных уголках епархии, рассмотреть существующие проблемные вопросы, определить возможное взаимодействие по ним между правительством области и Саратовским епархиальным управлением. Событием во взаимоотношениях епархии и администрации области он назвал учреждение организации «Духовное возрождение», имеющей своей целью помощь Церкви в строительстве и восстановлении храмов, сохранении культурного наследия Православия. Членами Попечительского Совета организации были даны совершенно конкретные и очень обнадеживающие обещания, касающиеся как возвращения епархии принадлежавших ей ранее объектов недвижимости, так и финансирования нуждающихся в реставрационных работах объектов. Недавно епархия обратилась в Саратовскую областную думу с просьбой рассмотреть вопрос об отмене на областном уровне налога на церковное имущество. И епископ выразил свою благодарность членам думского комитета по налогам и сборам, депутатам думы за то, что эта инициатива была встречена с пониманием и законопроект был предложен для рассмотрения. Епископ Лонгин напомнил о тех объектах, о передаче которых Церкви епархия считает особенно необходимым ходатайствовать перед областными властями. Это здание храма в честь святого благоверного князя Александра Невского на улице Московской, здание церкви в честь Страстей Господних Киновия по улице Октябрьской, храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в п. Очень серьезной проблемой, стоящей сегодня перед епархией, назвал епископ ситуацию с помещениями для Саратовской Духовной Семинарии и ее общежития.
В результате погибли 60 человек, еще 197 человек получили ранения. В числе жертв теракта были гражданские лица в том числе восемь детей , милиционеры, сотрудники ФСБ. Повреждения получили жилые дома. В июне 2003 года в Ингушетии в ходе операции по его задержанию был уничтожен предполагаемый организатор терактов в Знаменском и у Дома правительства Чечни в Грозном декабрь 2002 года - полевой командир чеченских террористов Хож-Ахмед Душаев Хож-Бауди. В результате взрыва погибли 47 человек, 186 были ранены. Ответственность за теракт взяли на себя чеченские террористы. Бомбу мощностью от 2,9 до 6,6 кг в тротиловом эквиваленте, начиненную поражающими элементами - болтами и шурупами, привел в действие террорист-смертник. В результате теракта погиб 41 человек не считая террориста , более 200 человек пострадали. В результате катастроф погибли 89 человек. Взрывные устройства на борту самолетов привели в действие террористки-смертницы.
Последнего спасло чудо: он хотел зайти во второй вагон, но обознался, увидев в третьем вагоне женщину, похожую на его жену, — и заскочил туда. Картина, которая предстала перед добровольцами, повергала в ужас. Все сиденья и пол усеяны человеческими телами и просто кусками мяса. Это были даже не оторванные руки или ноги, не фрагменты тел, как их называют. Просто куски мяса и окровавленной одежды Анна пассажирка третьего вагона Пока выжившие пассажиры покидали тоннель, на поверхности ограничили движение около обеих станций, оставив проезд только для оперативных служб. К «Автозаводской» и «Павелецкой» прибыли 60 машин скорой помощи, пять бригад Центра экстренной медицинской помощи Москвы и три группы федерального Центра медицины катастроф «Защита». Один из пострадавших при теракте в московском метро 6 февраля 2004 года. В основном пассажиры получили черепно-мозговые и баротравмы, ожоги, а также ранения мелкими металлическими предметами и осколками. Тем пострадавшим, кому не требовалась госпитализация, — в основном с небольшими резаными ранами — оказывали помощь в медпункте, организованном на площади Павелецкого вокзала. Как теракт 6 февраля 2004 года повлиял на движение транспорта в Москве: справка «Ленты. Чтобы избежать транспортного коллапса, столичные власти запустили 130 автобусов. Они стали курсировать между станциями метро «Красногвардейская» и «Павелецкая». Кроме того, дополнительные поезда были запущены на Серпуховско-Тимирязевской и Каховской линиях метрополитена. К 10:30 было восстановлено движение поездов от «Речного вокзала» до «Новокузнецкой». А четыре часа спустя, в 14:30, началось движение на перегоне «Красногвардейская» — «Орехово». Начиная с 18:00 поезда стали ходить и на перегоне «Павелецкая» — «Автозаводская». Позже ущерб, который теракт причинил московскому метрополитену, оценили в четыре миллиона рублей. Вскоре н а место событий прибыли девять поисково-спасательных отрядов в том числе от «Центроспаса» : специалисты с двух станций поспешили к поезду. Кроме того, десять пожарных расчетов к 10:30 полностью потушили огонь в тоннеле. Сотрудники экстренных служб у станции «Автозаводская». В итоге последнего раненого нашли около вагона в 13:00: мужчине пришлось ампутировать руку, но он выжил. Многим казалось настоящим чудом, что уцелели и некоторые пассажиры, находившиеся рядом с террористом. Говорят, что мы попали в мертвую зону: там взрывная волна расходится на две части, поэтому мы остались живы. К слову, одним из тех, чью жизнь унес теракт в метро, стал Егор Деев, который в 2003 году пытался попасть на рок-фестиваль «Крылья» в Тушино. Там, на входе, себя взорвали две террористки. В 2003 году Деева спас случай — на фестиваль он не попал, но год спустя мужчине не повезло. От моего мужа не осталось ничего, кроме обгоревшего паспорта Анна вдова Егора Деева Страшный теракт лишил жизни 41 человека: кроме москвичей среди них оказались жители Калужской, Ярославской и Тамбовской областей, Краснодарского края, Башкирии, а также граждане Молдовы и Армении. Ранения получили около 250 человек, самому юному из которых было всего девять лет.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года — ретроспектива
Два года назад прогремел взрыв в московском метро. 6 февраля 2024 - Новости Салехарда - Еще спустя полгода, 31 августа 2004 года, террористка-смертница привела в действие взрывное устройство при входе на станцию метро «Рижская». Сегодня, 6 февраля, вспоминают жертв теракта в московском метро, который произошел в 2004 году на участке между станциями Павелецкая и Автозаводская. 6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии Московского метрополитена на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в вагоне поезда произошел взрыв. 6 февраля 2024 - Новости Саратова - Во время акции памяти жертв теракта 6 февраля 2004 года на станции "Автозаводская" московского метро. На открытие мемориала 3 мая 2004 года в Брахенройте родственники и близкие погибших привезли 71 дерево берёзы и рябины.
От взрыва дома в Дагестане до Норд-Оста: самые крупные теракты современной России
6 февраля 2024 - Новости Тулы - В 8 часов 30 минут 6 февраля 2004 года во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершен теракт. Теракт в метро 6 февраля 2004 года — исполнители Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным. Два года назад прогремел взрыв в московском метро. Теракт в метро 6 февраля 2004 года — исполнители Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным. В 2004 Крым планирует реанимировать вертолетный транспорт в Крыму. Утром 6 февраля 2004 года в Москве на линии метро в районе станции 'Автозаводская' совершен очередной террористический акт против русского народа.
Архив новостей за 6 февраля 2004 года
На перегонах «Новокузнецкая» — «Павелецкая» и «Павелецкая» — «Автозаводская» горит тоннельное освещение. Место трагедии поезда проходят на малой скорости, следы взрыва и пожара все еще можно разглядеть битое стекло на тюбингах, копоть. Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества. Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх.
Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм.
На остановки у станций метро были оперативно подтянуты сотрудники отделов БД безопасности движения и ТДО территориально-диспетчерских отделов ГУП «Мосгортранс», которые с помощью мегафонов оповещали пассажиров о пунктах следования подходивших автобусов. Они же определяли конечную остановку для каждого автобуса. Так, например, ближе к 14-15 часам у станции метро «Нагатинская» машины отправлялись через одну до «Красногвардейской» и до «Царицына». В дневное время основные задержки движения автобусов были на проспекте Андропова у метро «Каширская» и на развороте у метро «Царицыно» время разворота — около 1 часа , правда, последнее на перевозке пассажиров почти не сказывалось. Заметим, что перегруженности наземного транспорта, в районах, лишенных метро, в дневное время не наблюдалось. Небольшие интервалы автобусов-экспрессов позволяли пассажирам добираться до ближайших открытых станций метро с комфортом. К началу вечернего часа «пик» все автобусы М стали направлять в центр — до станции метро «Новокузнецкая» по следующим маршрутам: М-1 продлевался от метро «Нагатинская» по Варшавскому шоссе, Большой Тульской улице, далее по кольцу: Подольское шоссе, Большая Серпуховская улица, Пятницкая улица, Чугунный мост, Лубочный переулок, Малый Москворецкий мост, улица Большая Ордынка, Люсиновская улица с остановками у станций метро «Тульская», «Серпуховская», «Новокузнецкая». М-2 следовал прежней трассой от станции метро «Царицыно» до станции метро «Каширская», далее по трассе маршрута М-1 до станции метро «Новокузнецкая». Трасса следования маршрута: Шипиловский проезд, Шипиловская улица, улица Маршала Захарова, Каширское шоссе, Проспект Андропова, улица Сайкина, Велозаводская улица, Автозаводская улица, Большая Тульская улица, далее по кольцу: Подольское шоссе, Большая Серпуховская улица, заезд по Садовому кольцу к метро «Павелецкая» разворот под Большим Краснохолмским мостом , Пятницкая улица, Чугунный мост, Лубочный переулок, Малый Москворецкий мост, улица Большая Ордынка, Люсиновская улица. У станции метро «Новокузнецкая» также дежурили сотрудники ГУП «Мосгортранс», которые, в числе прочего, определяли пункт назначения каждого автобуса и выдавали водителям печатные аналоги трафаретов с номерами маршрутов. Водителям пришлось проявить немалую выносливость: многие из них работали с начала движения без перерыва до 20:00, некоторые — постоянно меняя маршрут. При этом не во всем организация была безупречной, в частности, не до конца были продуманы трассы маршрутов и не была налажена централизованная связь диспетчеров, ревизоров, в результате чего некоторые водители вечерней смены не могли найти машины, чтобы сменить своих предшественников. Стоит отметить, что в отличие от предыдущего происшествия на Замоскворецкой линии, когда произошёл выброс грунтовых вод в туннель на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская», на обычных маршрутах, связывающих Орехово-Борисово, Бирюлёво, Царицыно, Братеево и другие районы с действующими станциями и линиями метро, выпуск значительно сокращён не был. На маршрутах «М» были замечены машины всех автобусных парков, кроме 2-го. К 19:00 движение поездов по всей длине Замоскворецкой линии метро было восстановлено, а движение автобусов-экспрессов было прекращено около 19:30. Последние машины маршрута «М-1» прибыли на конечную станцию «Красногвардейская» около 20:15, причём на разворотной площадке всем автобусам не хватало места, не могли проехать троллейбусы 11-го маршрута, образовалась огромная очередь к диспетчерам для отметки путёвок. Что касается дорожной ситуации в целом, то следует отметить в первую очередь, что совершенно «глухая» пробка в центр по Каширскому шоссе, которая имела место ещё около 11 часов утра, была устранена за короткое время путём перекрытия въезда в город по Каширскому шоссе. Вечером движение всего транспорта, кроме общественного, было закрыто на улицах Пятницкая и Большая Ордынка. Кроме того, инспекторы ДПС ограничивали движение на выезде с 3-го транспортного кольца на Варшавское шоссе и на выезде с Нахимовского проспекта на Каширское шоссе, а также давали «зелёную улицу» автобусам при движении от центра по Каширскому шоссе на пересечении с проспектом Андропова. Была замечена даже колонна из 7 автобусов в сопровождении машины ДПС. Тем не менее, пробок на трассе маршрутов избежать не удалось — они возникали на Большой Серпуховской улице, Большой Тульской улице, Варшавском и Каширском шоссе, проспекте Андропова. Итак, метро было фактически заменено автобусами. Кроме этого, как несомненно положительный момент, подтверждающий слаженность действий различных городских и федеральных структур, стоит также отметить оперативный выпуск дополнительных электропоездов на участки Курский Вокзал — Царицыно и Павелецкий Вокзал — Бирюлёво-Пассажирская. С 11 часов от Павелецкого вокзала начали ходить поезда до платформы Бирюлево, а с 12. Дополнительные электропоезда отправлялись через каждые 20 минут и курсировали челноками в промежутках обычного расписания. Жаль, что только нештатная ситуация позволила показать возможности электропоездов во внутригородских перевозках. Однако и здесь не обошлось без недоразумений информационного характера. Например, у станции метро «Царицыно» о дополнительных поездах не сообщалось, а при отсутствии информации мало кому в голову приходило воспользоваться железной дорогой — электричку немногие воспринимают как полноценный городской транспорт. По некоторым сведениям были выпущены дополнительные вагоны на маршруты трамваев в Нагатине, у «Пролетарской» и «Павелецкой», однако эту информацию в Мосгортрансе не подтвердили.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Куда шли пассажиры взорванного поезда два километра по рельсам, как смертник пронес бомбу в рюкзаке, и кто из чиновников помогал террористам — «Газета. Ru» рассказывала в онлайн-трансляции. Трансляция Вверху самая ранняя запись С начала Вверху самая последняя запись С конца 19. Ru» завершает онлайн-трансляцию событий дня, когда в Москве случился один из крупнейших терактов в метрополитене, и прощается со всеми читателями. Берегите себя и своих близких. На перегонах «Новокузнецкая» — «Павелецкая» и «Павелецкая» — «Автозаводская» горит тоннельное освещение. Место трагедии поезда проходят на малой скорости, следы взрыва и пожара все еще можно разглядеть битое стекло на тюбингах, копоть. Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества. Награды также получили участники спасательной операции в метро.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года — ретроспектива
6 ФЕВРАЛЯ 4 года со дня смерти свингового барабанщика Гаса Джонсона. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Опубликовано 2 Февраля 2004. Основные мероприятия Министерства транспорта Российской Федерации с 2 по 6 февраля 2004 года. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.
До атаки на «Крокус»: самые громкие теракты в России
Отличившихся наградили орденами мужества. Троих организаторов теракта, занимавшихся доставкой и сборкой бомбы, позднее приговорили к пожизненным срокам. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Однако, несмотря на задымление, эвакуация пассажиров проходила слаженно. Следствие выяснило, что бомбу мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте привёл в действие террорист-смертник Анзор Ижаев, житель Карачаево-Черкесии.
В этот день по всей Москве были приспущены государственные флаги, а также отменены развлекательные мероприятия, проводившиеся муниципальными учреждениями частным предпринимателям рекомендовалось последовать этому примеру из уважения к памяти погибших [20]. Тогда же в столице начались похороны жертв теракта [15] [24] ; все расходы на погребение взяло на себя городское правительство [25]. Убитых при взрыве пассажиров метро хоронили рядом с жертвами терактов на улице Гурьянова [24] , в Театральном центре на Дубровке [24] и на рок-фестивале «Крылья» в Тушино [15]. Один из погибших в теракте 6 февраля 2004 года, студент Егор Деев, предыдущим летом уже пережил взрывы на тушинском рок-фестивале [26]. Расследование[ править править код ] После взрыва на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статьям 205 «Терроризм» и 105 «Убийство» Уголовного кодекса РФ [27]. Расследованием теракта занималась межведомственная группа, которой руководил заместитель директора ФСБ Александр Жданьков. Осмотр места теракта. Первый подозреваемый[ править править код ] 6 февраля 2004 года взрывотехники ФСБ работали в тоннеле возле станции «Автозаводская» вплоть до второй половины дня [2]. Когда следственная группа закончила осмотр места теракта [29] , повреждённые взрывом вагоны отогнали в депо « Замоскворецкое », где они оставались на запасных путях до завершения следствия [30]. К 18 часам движение поездов в тоннеле, где произошёл взрыв, было полностью восстановлено [31]. Обследовав место взрыва, участники расследования первоначально заключили, что сработавшее во втором вагоне взрывное устройство было безоболочным; также считалось, что эта бомба, в отличие от прошлых терактов, не была снабжена поражающими элементами, а в её состав входил лишь армейский тротил [6]. В дальнейшем следователи отказались от этой версии и пришли к выводу, что СВУ , взорванное у «Автозаводской», состояло из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры , было начинено болтами и шурупами и имело мощность от 2,9 до 6,6 кг в тротиловом эквиваленте [32]. В следственной группе предполагали, что взрыв скорее всего совершил террорист-смертник эпицентр взрыва находился на высоте примерно метра от пола, что позволяло заключить, что бомба была либо прикреплена к телу смертника, либо лежала в его сумке или рюкзаке [2] , однако рассматривалась и теория о случайном срабатывании взрывчатых веществ, которые перевозил один из пассажиров [2] , а также осуществлённая заблаговременно закладка взрывчатки [33]. К середине февраля 2004 года версия о самоподрыве террориста-смертника стала основной [33]. В день теракта на телевидении показали распространённый милицией фоторобот , на котором был изображён первый подозреваемый в причастности ко взрыву в метро — мужчина средних лет, носивший одежду тёмного цвета. Его сопровождали две женщины, походившие внешне на уроженок Северного Кавказа. По свидетельству работавшего на «Автозаводской» кассира, этот человек, покупая билет на метро незадолго до взрыва, выругался и резко выпалил: «Будет вам сегодня праздник! Милиционерами были задержаны несколько человек со схожими с фотороботом чертами внешности, однако вскоре их отпустили из-за нехватки доказательств. Вдобавок следователи допросили всех работников Замоскворецкой линии метро и просмотрели записи с установленных на ней камер, но не смогли обнаружить никаких новых улик [28]. Ответственность за теракт[ править править код ] Правоохранительные органы с самого начала расследования стали подозревать одного из лидеров чеченских боевиков Шамиля Басаева в организации теракта на перегоне у «Автозаводской». Ранее ФСБ не раз получала информацию о том, что Басаев угрожал устроить взрыв в московском метро [6]. Однако в своём заявлении, опубликованном в конце февраля 2004 года, он лишь отметил, что «озабочен» произошедшим 6 февраля взрывом и готов выделить российской столице «спецподразделения для охраны правопорядка» [34]. В начале марта 2004 года на сайте « Кавказ-центр » было размещено заявление некоего Лом-Али Чеченского, представившегося главарём группировки « Мюриды газавата » — военного крыла неназванного суфийского ордена [35]. В заявлении было сказано, что эта группировка стояла за взрывом в вагоне возле станции метро «Автозаводская», а сам теракт являлся местью за массовое убийство 5 февраля 2000 года в Новых Алдах , которое, по данным правозащитников, совершили российские военные. Специальный представитель Масхадова Ахмед Закаев назвал послание группы «Мюриды газавата» «провокацией», направленной на очернение чеченцев. Согласно редакции «Кавказ-центра», данное письмо поступило на почту сайта ещё 8 февраля 2004 года, но редакция поначалу отказалась публиковать его из-за сомнений в достоверности этой информации [36]. В январе 2005 года журналист газеты « Время новостей » Александр Шварёв опубликовал статью, в которой со ссылкой на сотрудников спецслужб говорилось о возможной причастности русского ваххабита Павла Косолапова к теракту в столичном метрополитене в феврале 2004 года. По словам Шварёва, именно Косолапов якобы являлся куратором террориста-смертника и сопровождал последнего к месту взрыва [37]. Представители следствия не подтвердили эти данные, подчеркнув, что Косолапов вообще не фигурировал в материалах уголовного дела о теракте у метро «Автозаводская» [38]. Также не нашли подтверждения распространённые СМИ в марте того же года сообщения, согласно которым организатором взрыва 6 февраля 2004 года мог быть бывший связной Масхадова Руслан Ибрагимов. По данным следствия, Ибрагимов подозревался в подготовке совсем другого теракта в московском метро, запланированного на февраль 2005 года, и не имел отношения ко взрыву в вагоне поезда на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» [39]. Ошибки при опознании погибших[ править править код ] Помимо розыска организаторов теракта органы правопорядка занимались и организацией опознания погибших. Следователей не хватало, и в идентификации находившихся в морге фрагментов тел пришлось участвовать даже сотрудникам военной прокуратуры [40]. Вдобавок к этому шло рассмотрение поступавших от населения запросов о поиске людей, которые пропали без вести в день взрыва в метро. Хотя оба мужчины были живы, а Луньков более 10 лет даже не пользовался метро, разведённая с Гальченко Дробышевская и бывшая тёща Лунькова опознали их среди жертв взрыва у «Автозаводской», а затем захоронили выданные им части тел [41] [40]. Кроме того, как родственницы погибших в теракте они получили финансовую компенсацию от правительства Москвы. Когда прокуратуре стало известно о том, что Гальченко и Лунькова не было среди погибших пассажиров метро, Дробышевской и Тимофеевой пришлось вернуть полученные ими ранее деньги [41] [42]. Прокуратура не стала начинать уголовное преследование Елены Дробышевской, так как оперативники не нашли достаточно доказательств злонамеренности её действий [41]. Однако на Тимофееву и её мать 1 августа 2004 года завели уголовное дело: они присвоили почти 400 тысяч рублей бюджетных отчислений, получив не только компенсацию за якобы погибшего Лунькова, но и другие выплаты и льготы, пользуясь своим статусом родственниц жертвы теракта. В октябре 2006 года Савёловский суд г. Москвы осудил обеих женщин за мошенничество на 2 с половиной года заключения условно [42]. По мнению Гальченко и Лунькова, главным мотивом их бывших жён было не получение денежных компенсаций от мэрии, а завладение квартирами, в которых разведённые супруги ранее проживали вместе [41] [40]. Террорист-смертник[ править править код ] Другим направлением работы оперативно-следственной группы было установление личности террориста, осуществившего взрыв в вагоне поезда у станции «Автозаводская». С места теракта в морг была вывезена сотня оторванных частей тел; из них особое значение для спецслужб имели те, которые были обнаружены в эпицентре взрыва. С течением времени следователям с помощью генетических экспертиз удалось установить принадлежность почти всех фрагментов, кроме пяти: маски лица с обрывком шеи, двух оторванных кусков нижней половины тела, а также ещё одного неустановленного фрагмента. Все они, по мнению судмедэкспертов, были останками повреждённого взрывом трупа молодого мужчины. Участники расследования предполагали, что эти фрагменты, которые никто из родственников так и не забрал для погребения, были единственным, что осталось от террориста-смертника после взрыва [43]. Следователи прокуратуры получали от сотрудников ФСБ, работавших на Северном Кавказе, ориентировки на террористов, которые могли совершить самоподрыв в Москве в феврале 2004 года [43]. Из десятков подозреваемых наибольший интерес у следственной группы вызвал житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев — ярый приверженец ваххабизма, который находился в розыске за участие в НВФ и незаконное хранение оружия [44]. Чтобы проверить, имел ли Ижаев отношение к теракту 6 февраля 2004 года, прокуратура поручила провести молекулярно-генетическую экспертизу находившихся в морге неопознанных останков; кровь для анализа взяли у его матери. Проведённая экспертиза подтвердила догадку оперативников: невостребованные фрагменты действительно принадлежали Анзору Ижаеву [43]. Об опознании террориста-смертника с «Автозаводской» впервые объявил прокурор Москвы Анатолий Зуев в интервью « Российской газете » в конце сентября 2004 года [45]. Он был старшим из троих детей супружеской четы; кроме него в семье родились ещё один сын и дочь [47]. Позднее Ижаевы переехали в Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии, где проживали в селе Терезе [46] и в районном центре — селе Учкекен [47]. Учителям бойкий и общительный Анзор запомнился способным, но не очень прилежным учеником, нередко прогуливавшим уроки, в свободное время с упоением играя в футбол [47]. Безвременная кончина отца в 1997 году очень потрясла Анзора. По мнению его матери, переживания из-за смерти отца и тлетворное влияние ваххабитского медресе , которое Ижаев стал посещать параллельно с учёбой в школе, были предпосылками для радикализации её старшего сына. В медресе его привела сама Татьяна, надеявшаяся, что духовное образование сделает Анзора более дисциплинированным; в дальнейшем, по её собственному признанию, она глубоко пожалела об этом решении [47]. Медресе, в котором обучался Ижаев, было создано главой карачаевского отделения Исламской партии возрождения Мухаммедом Биджиевым и имамом Рамазаном Борлаковым при поддержке исламских благотворительных фондов [47] [48] , в том числе и « Аль-Харамейн » [49] — саудовской благотворительной организации, которая, по данным ФСБ, финансировала чеченских сепаратистов [50]. Преподавание в медресе вели арабы [47] ; учебная программа включала в себя чтение Корана и изучение арабского языка Ижаев овладел им в совершенстве [47] [49] , а также физкультуру и обучение рукопашному бою [48]. Преподаватели делали акцент на радикальном толковании Корана [47] , а посещавшую занятия молодёжь настраивали против традиционного карачаевского духовенства [49] [48].
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.