Рождество Христово отмечают 7 января. В этот день завершается долгий и строгий Рождественский пост и начинаются Святки. С праздником Рождества Христова всех вас сердечно поздравляю!». Католическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. В России его отмечают 7 января.
Ответы на пять главных вопросов о празднике Рождества Христова
Богослужения В честь праздника в храмах проводят торжественные службы. Они начинаются 6 января — в Сочельник. Вечером проходит Всенощное бдение с литией, а уже в ночь на 7 января начинается Рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Для тех, кто не сможет посетить службу ночью, поздняя Божественная литургия начнется в храмах в 09:00 в день Рождества. Обычно в канун праздника на территории храмов появляются вертепы, внутри которых воспроизводится сцена Рождества. Обычаи и обряды Традиционно 12 дней — между Рождеством 7 января и Крещением 19 января — празднуется славянский праздник Святки в память о евангельских событиях. Это рождение Христа и его крещение в Иордане. Согласно традициям, первый день Святок нужно провести дома.
Во второй день все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.
Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг.
Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества.
Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста.
Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября.
Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее.
И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть.
Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.
Рождественские Святки: о традициях православных и гаданиях шокирующих — кратко Ещё не хотим «как на Западе»… И это тоже немаловажен фактор. На 25 декабря приходится праздник у христиан Запада. Притом, что в Европе и США он постепенно приобретает светский характер с «Санта-Клаусом», персонажем, не имеющим отношения к Священной истории, ажиотажем на «рождественских распродажах», и другими атрибутами пост-христианской «культуры общества потребления», с которыми далеко не все православные готовы иметь дело в столь святой день. Читайте также: Рождественский пост — Календарь питания по дням Тот ещё «Праздничный период» Ввиду девальвации христианских ценностей и роста количества атеистов, а также людей исламского, индуистского и других вероисповеданий в Европе, Еврокомиссия в декабре 2021 г. По мнению чиновников, «не все отмечают христианские праздники, и не все христиане отмечают их в одни и те же даты». В настоящее время это предложение отозвано, так как вызвало резкие протесты как Ватикана, так и католической и протестантской общественности.
Однако, само по себе оно говорит о том, что великое событие истории людей на пост-христианском Западе все больше превращается в светский праздник непонятного многим содержания, или просто в «бренд», позволяющий делать бизнес во время рождественских распродаж. Читайте также: Рождество католическое Что ответить россиянам, желающим праздновать Рождество Христово до Нового года, вместе со всем «цивилизованным миром»? Можно ли решить проблемы возможного перехода на григорианский или ново-юлианский календарь, о которых обычно говорит священноначалие Русской Церкви канонические нарушения по части определения даты Пасхи и длительностью связанного с ней Петрова поста? Позволительно поставить вопрос другим образом: а надо ли? Понятие «цивилизованного мира», которым оперируют сторонники празднования Рождества «вместе со всем миром», скорее оценочное, предполагающее, что в рамках Европейской цивилизации построен «рай на земле», тогда как остальные страны являются «отсталыми». Данилевского, говорившего о многих вариантах цивилизаций, включая, например, Китай, Индию, да и Россию — культуры, каждая из которых имеет свои особенности и глубины, как, безусловно, и цивилизация Европы. А еще — определенные «времена и сроки» жизни, которые для христианского Запада, очевидно, сокращаются.
Также волхвы преподнесли новорожденному Иисусу ценные дары, почтив младенца, как царя.
Когда иудейский царь Ирод услышал про рождение Мессии, он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, но Иисусу удалось спастись в Египте, где жил до самой смерти Ирода. В храмах в этот день проходят торжественные богослужения, а верующие посещают службы и обмениваются подарками. Праздник по значимости стоит на втором месте после Пасхи. Фото: pixabay. Как и во многих станах мира, и в нашем Отечестве он считается семейным. Подготовка к нему была основательной. Шесть недель до него принято было ограничивать себя в еде - поститься. Зато на Рождество стол ломился от яств.
Люди готовили сочиво, кутью, блины, студень, заливную рыбу, гуся или утку с яблоками, пироги и пряники. На Руси празднование Рождества проводится одновременно с древним обрядом — Святками. Так до сих пор называются 12 дней между Рождеством и Крещением. Святочные традиции имеют дохристианское происхождение и связаны с земледелием. Когда-то они посвящались началу нового года и возрождению солнца.
Рождество христово: обычаи и традиции, старинные рождественские обряды
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, который накануне праздника соблюдается особенно строго. Рождество Христово – праздник, который христиане хоть и начали праздновать лишь в III веке, однако для всех людей он стал не менее близким и значимым чем Пасха. Денежные дни в январе 2022 по лунному календарю привлекут богатство и финансовый успех. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово — праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя.
Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить
В последнюю неделю перед праздником ограничения ужесточаются. А в сочельник священнослужители и истово верующие вовсе отказываются от еды, пока на небе не зажжется первая звезда. Также это событие отмечается торжественными службами в храмах начиная с 6 января. Их кульминацией становится ночная Божественная литургия. Рождество — праздник добрых дел и радости. Ко дню торжества приурочены многие благотворительные акции, концерты, а также праздничные гулянья, катания на санках, ярмарки и фестивали. А вечером за праздничным столом собираются семьи, на стол после многодневного поста подают рыбу и мясо. Угощать принято также соседей и друзей.
Во многих семьях детям дарят подарки и сладости. Также со дня Рождества начинаются Святки.
Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть смирной в те далекие времена помазывали умерших. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, который накануне праздника соблюдается особенно строго. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. Галилео Галилей открыл спутники Юпитера Итальянский физик и астроном Галилео Галилей направил созданный им 32-х кратный телескоп на небо в ночь на 7 января 1610 года.
Он увидел там поверхность луны, а также открыл четыре наиболее крупных спутника Юпитера, которые сейчас носят название «галилеевых». Это открытие, которое Галилей описал в сочинении «Звездный вестник», прославило его на всю Европу. Книга имела сенсационный успех, даже коронованные особы спешили обзавестись телескопом. Несколько телескопов Галилей подарил Венецианскому сенату, который в знак благодарности назначил его пожизненным профессором с окладом 1000 флоринов. В том же году, независимо от итальянца, спутники у Юпитера обнаружил немецкий астроном Симон Мариус 1573-1624. Он дал всем четырем имена персонажей древнегреческих мифов, чьи истории были связаны с Зевсом-Юпитером: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. Исторически сложилось, что «галилеевы» спутники известны под именами, данными Мариусом.
Они просто прячут «транспортные средства» нечисти. Традиции Рождества в России Русские традиции празднования Рождества включали в себя самые разнообразные действа. Например, люди наводили тщательный порядок в своих домах. Затем мылись в бане, надевали новую одежду. Считалось, что это может повлиять на урожай. Во время завтрака старались не пить простую воду. По поверью, человек, который выпил воды в рождественское утро, потом всё лето будет испытывать сильную жажду. И ещё люди не работали. В Рождество запрещалось плести, шить и заниматься любым другим физическим трудом. В старину в рождественский сочельник стол сначала покрывали соломой, а сверху стелили скатерть. На соломе потом гадали: вытаскивали первую попавшуюся веточку; если она окажется длинной, можно рассчитывать на хороший урожай, а если короткой — жди беды. Кроме этого, в сочельник люди обматывали ножки стола верёвкой, чтобы домашняя скотина не убегала. А девушки гадали на женихов. Вариантов было множество. Одни бросали валенок, чтобы выяснить откуда придёт жених. Другие — снег против ветра. Считалось, если он падал со звуком, то муж будет красавцем, если беззвучно — стариком или больным. Рисунок П. Каверзнева, 19-й век. Чаще всего, быков, коров, овец и другую домашнюю скотину. Это было праздничным подарком для родных. Одним из самых популярных обрядов рождественских дней являлся обычай колядования. Накануне праздника и в Святки ряженые ходили по домам, пели песни и колядки-пожелания, а взамен получали угощения. В деревнях также был распространён обычай сожжения соломенного стога, который сооружали во дворе. Семья молча смотрела на огонь и ждала, пока солома полностью сгорит. Считалось, что в эти минуты у костра собирались умершие предки, чтобы погреться. И потом они способствовали урожаю. Существовала ещё традиция оставлять за забором немного еды для диких зверей. Считалось, что тогда волки и другие хищники не станут охотиться на домашнюю скотину. Что же касается наших дней, то Рождество принято праздновать дома. Но каких-то особенных традиций нет. Разве что трансляция праздничного богослужения по федеральным каналам. Показывают великое повечерие, утреню и Литургию из храма Христа Спасителя. Традиции католического Рождества Как для православных, так и для католиков Рождество является одним из самых важных религиозных праздников. Отмечается оно масштабно, с размахом. Если у православных Рождеству предшествует строгий пост, то у католиков за четыре воскресенья до события начинается особый период — Адвент. Это время, когда верующие люди читают особую молитву, посещают костёл, ограничивают себя в еде, чтобы очиститься душевно. Дни с 20 по 24 декабря в Европе и США называют предпразднеством. В это время люди в своих домах устанавливают ели, наряжают их. Дворы и фасады украшают гирляндами, а на входные двери вешаются венки. По сложившейся традиции, главными цветами католического Рождества являются красный и зелёный: первый символизирует пламя в домашнем очаге, второй — вечнозелёную ель. Этот день верующие люди проводят в кругу семьи и соблюдают наиболее строгий пост. Они могут отказаться не только от еды, но и воды. Исключение делается только для сочива — чечевичной, рисовой или пшеничной каши с мёдом, орехами или маком. В этот день в церквях проводят мессы, устанавливают вертепы с яслями, фигурками Христа, Богоматери и других библейских персонажей. Как только в небе загорается первая звезда, пост заканчивается. Верующие люди отправляются в храмы, чтобы поприсутствовать на праздничном богослужении. Затем католики возвращаются домой и собираются за столом, чтобы поужинать. Традиционно на рождественском столе представлено двенадцать постных блюд. Первым делом отец или самый старший представитель семейства разламывает хлеб, и даёт кусочки домочадцам. В некоторых семьях за столом специально оставляют одно свободное место — в память о близких, которые не могут быть рядом. В католических странах сохранилась и традиция рождественского колядования. Перед праздником дети и подростки обходят дома соседей, поют песни и желают благополучия. А взамен хозяева угощают их различными сладостями и жареными каштанами. Причём это не обязательно что-то масштабное и дорогое. Часто люди дарят друг другу безделушки, поскольку важен не сам презент, а именно внимание. Рождество у протестантов тоже празднуется 25 декабря. Поэтому они, как и католики, дарят друг другу подарки. Также в западных странах сохранилась традиция праздничных ярмарок. Там артисты устраивают различные красочные представления, торговцы предлагают яркие сувениры и разнообразную еду. Причём меню в разных странах отличатся. Например, в Австрии торгуют классическими венскими вафлями. А во Франции можно попробовать яблоки в карамели. Традиционными напитками ярмарки являются пунш и глинтвейн. У католиков есть несколько символов Рождества. Изготавливают из еловых ветвей. Его кладут на поднос или специальное большое блюдо, а внутри устанавливают четыре свечи. В давние времена они зажигались поочерёдно в каждое воскресенье Адвента. Начинается 1 декабря, а завершается 25 числа. Он состоит из окошек с датами, за которыми находится какой-либо мелкий подарок. Адвент-календари могут быть разных цветов, размеров и форм. По традиции, их дарят не только детям, но и взрослым. Обычно они красного цвета, но бывают и исключения. По давней традиции, их вешают над камином или возле детской кровати. Если подарок не помещается в носок или чулок, то Санта может оставить его под ними или же положить под ель. Одно из главных украшений дома. Рождественский венок обычно изготовляется с использованием веточек вечнозелёного растения. А потом его вешают на входную дверь. Ещё омелой украшают дверные проёмы. Рождество у мусульман В мусульманских странах отношение к христианскому Рождеству зависит от многих факторов. Например, в Саудовской Аравии этот праздник официально запрещён. Правда, табу наложено и на все торжества любых, кроме ислама, религий. Саудиты в этом последовательны. А в Иране Рождество тихо и спокойно празднуется местными христианами ассирийцами и армянами , а их друзья-мусульмане могут прийти в гости и поздравить. Традиции обмена подарками нет, но дети обязательно должны встречать праздник в новой одежде. В Турции и Ливане к Рождеству относятся терпимо, поскольку эти государства, хотя и являются мусульманскими, но позиционируют себя как светские. Особенно это касается Турции. Здесь разрешены и ёлка, и Санта-Клаус. Правда они привязаны не к Рождеству, а к Новому году. Но всё-таки у мусульман есть праздник, который можно отчасти назвать похожим на христианское рождество — День рождения пророка Мухаммеда Мавлид ан-Наби. Торжества Мавлида ан-Набави в Каире в 1878 году. Это третий месяц мусульманского календаря. У приверженцев ислама не принято праздновать день рождения. Вместо этого они отмечают день смерти, который считается днём рождения для вечной жизни. Его отмечают специальными молитвами, стихотворными песнопениями о жизни пророка. Там на официальном уровне установлены каникулы, длящиеся несколько дней. Праздник любят дети, поскольку в эти дни идёт бойкая торговля сахарными фигурками, изображающими невесту пророка с бумажным веером за спиной и всадника с саблей в руке. Рождество у евреев Есть аналог христианского Рождества и у евреев. Называется он Ханука. Празднуется традиционно с 25 кислева и продолжается восемь дней.
Еще немного интересных фактов, относящихся к историческим! Праздник Рождества в разных странах мира отмечается не совсем одинаково. На это повлияли обычаи тех местных народностей, которые проживали на тех землях, когда он только закладывался. Его отмечают и католическая церковь, и протестантская, а также он чествуется множеством родственных им религиозных направлений. На Руси Рождество Христово начали отмечать лишь в Х веке. А само ее крещение происходило, по большей части, принудительно. Слишком сильны были языческие верования местных народов. Уже ближе к нашему времени в деревнях святки праздновали «всем миром», переходя из одной хаты во вторую. Сохранился этот обычай и по сей день. Купцы же в те времена катались на тройках, а знатные вельможи любили устраивать балы. Святой вечер или Рождество Христово — традиции и обычаи На самом деле, еще задолго до Рождества начинались домашние «хлопоты». И у каждого они были своими. Так, хозяин должен был выкормить мясо, поставить для созревания вино, приготовить копчения и так далее. Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети помогали им во всем этом. Второго января на Игната делалась финальная уборка, дома украшали дидухом, еловыми ветками. Четвертого января на Анастасии окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола. Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание». И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной.
Православное Рождество: история и традиции праздника
Рождество Христово — Русская вера | Денежные дни в январе 2022 по лунному календарю привлекут богатство и финансовый успех. |
Рождество Христово: что нужно сделать 7 января, приметы и традиции православного праздника | Кроме них, праздник Рождества Христова 25 декабря отмечают православные жители. |
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить | И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю. |
Рождество Христово. Большая российская энциклопедия | Ежегодно 7 января православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. |
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово | 7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника. |
Рождество Христово 2024
Этот праздник занимает второе место по важности после Пасхи. Перед этим событием православные постятся на протяжении 40 дней. Реклама Празднику предшествует неделя праотцов, неделя отцов, особая суббота перед Рождеством, предпразднство и рождественский сочельник. После идет попразднство и святки. Сам же праздник отмечают 7 января. История праздника По христианскому вероучению, Иисус появился на свет в городе Вифлееме. Туда пришли его родители — Дева Мария и ее супруг Иосиф, которого сам Господь выбрал для нее. В городе они не смогли найти пристанище, где им было бы место, поэтому остановились у пастухов в пещере с коровами и овцами. Именно там и родился Христос.
Кроме того, в момент его рождения было особое пророчество, которое ознаменовало приход в мир Спасителя: на небе засияла Вифлеемская звезда. Она известила людей о приходе Мессии. Волхвы заметили этот символ и пришли поздравить Святую Марию с рождением сына. Они поклонились ему как новому царю Иудеи, поднеся особые подарки — золото, ладан и смирну. Нагорная проповедь, К. Он понимал, что, согласно пророчеству, младенцу суждено стать новым царем иудейским. Не потерпев соперника, властитель приказал найти ребенка и расправиться с ним. Когда поиски не принесли результата, разъяренный Ирод велел избавиться от всех детей младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях.
Рождество относится к двунадесятым праздникам — то есть к двенадцати самым важным после Пасхи. В православии это второй праздник по значимости. Отмечать Рождество на Руси стали еще в конце Х века, так что традиция праздновать существует уже более тысячи лет. Рождественские служба в храмах особенно торжественны. Священники надевают белые одежды: цвет облачений символизирует Божественный свет. Существует традиция Рождественских вертепов. Это композиция, которая воссоздаёт сцену рождения Христа. Их устанавливают у храмов, многие делают их дома с детьми.
Некоторые вертепы можно признать настоящими произведениями искусства. Есть совсем крошечные композиции, которые помещаются в скорлупе ореха, а есть гигантские: в Книгу рекордов Гиннесса, например, попал вертеп, высота фигур в котором превышала пять метров.
Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы [1]. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Проблемы эортологического синкретизма: праздники Рождества Христова и Крещения Господня Вопрос об установлении праздника Рождества Христова находится в теснейшем соотношении с эортологической историей Крещения. Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами — представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора.
Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты.
Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца.
Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия.
К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря.
Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М.
В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне. Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати. Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях. Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического — 7 января.
Традиции русского рождества В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния. Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений. У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей». С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп.
Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди. Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии. Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т. Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний. Рождественские цветы и украшения Рождественский стол С окончанием Великого поста начинался охотничий сезон, и можно было резать домашнюю скотину.
Поэтому рождественский стол в России традиционно ломился от мясных блюд.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Впервые за более чем семь десятилетий Рождество Христово, отмечаемое сегодня русскими православными христианами, является полноценным государственным праздником на просторах России. Рождество Христово — религиозный праздник, в этот день принято просить о Божьем прощении, милости и благосклонности. Рождество Христово — православный мир отмечает 7 января 06.01.2019, Sputnik Грузия. Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января. Рождество Христово – второй по значимости после Пасхи праздник в православной церкви (католики и большинство протестантов признают Рождество главным праздником). Рождество Иисуса Христа.
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
Но во сне волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду, а идти в свою страну другим путём. Когда же волхвы отправились домой, к Иосифу явился Ангел Господень и сказал, чтобы он с Марией и Младенцем бежали в Египет и были там, пока Ангел не возвестит. Как раз в это время Ирод понял, что Волхвы обманули его и, в страхе за свой трон, приказал убить всех мальчиков Вифлеема возрастом до двух лет. На том месте, где Спаситель пришел в наш мир, сейчас стоит базилика Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена. Под базиликой находится пещера, её место отмечено звездой с 14-ю лучами. Базилика действует непрерывно, не смотря на то, что она страдала от войн и пожаров. Так зачем же вочеловечился Сын Божий? Суть человека соединилась с Божественной сутью — Иисус облёкся в человека, чтобы исцелить человечество и принести нам удивительный дар благодати. А от нас требуется этот дар принять.
Явление Бога — это жертва, которой искупились человеческие грехи не только прошлые, но и будущие. Праздник Рождества наполнен символами и традициями. Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января. Пост готовит тело, а молитва — душу к восприятию самого события Рождения Христа. Подобно волхвам, принесшим свои дары, мы приносим Господу свои, дары духовные. Канун Рождества Христова — предпраздничный день — Сочельник. Это день очень строгого поста. В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде. В Сочельник готовят праздничные блюда: сочиво и кутью.
Они готовятся из пропаренных злаков и мёда. Основным символом Рождества была и остаётся Рождественская ель. А ещё Священные дары: золото, ладан и смирна — и конечно, Вифлеемская звезда. Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Теперь Вифлеемскую звезду крепят на макушках Рождественских елей в домах. Ель же всегда была символом Рождества. Связано это вот с чем.
Иначе говоря, Бог не прекращая быть Богом, становится одним из нас навсегда, в жизни этого века и в загробной вечности. Это обОжение человеческой природы и открывает дверь к вечной жизни для всех людей. Тогда же царь повелел украшать ель. Не сразу нововведения Петра вошли в народный обиход, лишь к концу XIX рождественская елка стала частью всенародного празднования. А Новый год хоть и отмечался, но отходил на второй план, теряясь в Святках — праздничных днях между Рождеством и Крещением. Ведь в это время страна жила по старому стилю наше нынешнее 7 января по церковному календарю — 25 декабря, а Крещение выпадало на 6 января. Но все изменила революция 1917 года. Троцкий призывает «рыхлить почву» для «семян атеизма и материализма» и большевики повсеместно стараются изгладить все религиозные праздники из памяти народа. Елку объявляют «буржуазным пережитком». В 1918 году принимают «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», перенеся Новый год на последнюю неделю перед Рождеством — период самого строго поста, во время которого неуместны увеселения. В Брянске накануне Рождества 1924 года безбожники разворовывают храм, чтобы сорвать богослужение. По всей стране устраиваются акции типа «комсомольского Рождества» и «Рождественского карнавала», во время которых происходят массовые шествия и глумление над христианскими традициями. Однако эти меры не помогали, к 1925 году оказалось, что до двух третей школьников на Рождество не являлись на антирелигиозные беседы. А среди взрослого населения в людях росло раздражение по отношению к организаторам вакханалий.
Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади.
Год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен. Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 г. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. Позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. В действительности Иисус Христос родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом. Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран как и продолжается поныне. Сегодня считается, что 749 г. Почему Рождество Христово в России празднуется 7 января, а на Западе — 25 декабря? Но в 1582 году папа Григорий ХIII предложил календарную реформу, в соответствии с которой в западно-церковный обиход был введён новый календарь получивший название «Григорианский» , пришедший на смену юлианскому календарю. На сегодняшний день различие между старым и новым стилями, обусловленное различием юлианского и григорианского календарей, составляет 13 суток. В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 г. Почему язычники-волхвы пришли поклониться Иисусу Христу? Как следует из Евангелия, побуждением для волхвов мудрецов, магов идти в Иерусалим послужило появление на небе необычной звезды. По поводу того, что представляла собою эта звезда, существуют разные мнения. Согласно одной точке зрения, довольно распространенной, под появлением необычной звезды следует понимать визуальное схождение в одной точке небесного свода, в созвездии Рыб, двух планет: Юпитера, Сатурна, к которым через некоторое время «присоединился» Марс. Это событие произошло в 747 — 748 гг. Согласно астрологическим верованиям, которым могли быть подвержены волхвы, Юпитер указывал на славного царя, Сатурн возвещал переворот, а Марс знаменовал победителя. Доподлинно неизвестно, из какой именно страны пришли волхвы. Есть мнение, что они пришли из Аравии или из Персии. Вполне вероятно, как думает ряд исследователей, что они могли быть знакомы с библейскими пророчествами о явлении Примирителя, Спасителя, в том числе с пророчеством о восхождении звезды: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» Чис. Эти пророчества могли стать достоянием восточных вавилонских, персидских… мудрецов во времена периода плена еврейского народа Вавилонского пленения. Откуда известны имена волхвов, если в Библии об этом не говорится? В Евангелии их имена не упоминаются, но впервые встречаются у прп.
Трудная история праздника Рождества
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днем, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Рассказываем о значении, истории Рождества, о том, почему неверно называть отмечаемый в ночь на 7 января праздник православным, а также о традициях празднования. Приметы и обряды на Рождество 7 января. С праздником связано много правдивых и не правдивых историй, а также примет и поверий.
7 января: какие праздники и памятные даты отмечают в России и мире
Рождество Христово в 2024 году: суть, история и традиции праздника — 04.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ | В предшествующий Рождеству день 6 января лучше всего находиться в храме, где служат Всенощное бдение. |
Рождество Христово: что послушать и почитать к празднику | Протоиерей Максим Смоляков, настоятель Храма Рождества Христова г. Красноярск. |
Рождество христово: обычаи и традиции, старинные рождественские обряды | Рассказываем о значении, истории Рождества, о том, почему неверно называть отмечаемый в ночь на 7 января праздник православным, а также о традициях празднования. |
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - Древо | В России праздник Рождества Христова является государственным выходным и нерабочим днем с 1991 года. |