Следующим важным шагом в процессе создания Академии наук стал Указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 г. «О заведении Академии наук».
Протоколы заседаний Конференции Имп. Академии наук с 1725 по 1803 года : Т. 1-4 1744-1770
Тем самым одновременно было положено начало деятельности нынешних Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета, имеющих одну общую дату основания — 28 января 8 февраля 1724 г. В статье описан вклад в развитие Академии и Университета ряда выдающихся ученых, прежде всего М. Ломоносову принадлежит заслуга выделения Университета в самостоятельную единицу в составе Академии наук, его реорганизации с целью обеспечения качественной подготовки отечественных ученых и пополнения ими рядов Академии. Ломоносова, предвосхитившего в своих предложениях современную политику государственного протекционизма. Приводятся данные о начале системного преподавания экономических дисциплин после восстановления деятельности Петербургского университета в 1819 г. Ключевые слова: наука, образование, развитие, экономика, университет, метрология.
Введение События, составляющие экономическое развитие, неразрывно связаны с судьбами людей, в которые они вплетены. Современное инновационное развитие трудно представить без открытий и достижений в области фундаментальных наук: математики, химии, физики и т. Жизнь и деятельность одного из самых знаменитых российских ученых и преподавателей Санкт-Петербургского университета, Дмитрия Ивановича Менделеева, для меня стала открытием более сорока лет назад, когда я работал во Всероссийском НИИ метрологии имени Д. Менделеева главным инженером. Интерес к этому ученому я пронес через всю свою дальнейшую жизнь.
Он придал импульс моим исследованиям, посвященным становлению российского образования и науки, качеству образования и неразрывно связанному с ним качеству жизни. В 2000 г. Ломоносова и тем самым расширить исследование истоков российского образования и науки. В результате нам удалось собрать уникальный материал об Академии, Университете и ученых, работавших в этих учреждениях. Цель данной статьи — описать условия, в которых происходило первоначальное становление российской науки и высшего образования, создание Российской академии наук, организация Академического университета, давшего начало деятельности Санкт-Петербургского университета.
Идея Петра I: наделение Академии наук учебными функциями Создание Академии наук и художеств явилось логичным продолжением реформаторских усилий Петра I, в том числе по развитию науки и образования. В то время во Франции, Италии, Германии уже действовали свои академии наук, и император понимал необходимость появления подобного научного центра в России. Проект Академии наук и художеств, подготовленный с участием ряда зарубежных ученых, Петр I направил в Правительствующий Сенат. И 28 января 8 февраля 1724 г. Указ гласил: «Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги.
А Генваря 22 дня Его Императорское Величество, будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проэкта, на котором собственною Своею рукою подписать изволил тако: на содержание оных определить доходы, которые сбираются с городов Нарвы; Дерпта, Пернова и Аренсбурга таможенных и ли-центных, 24 912 рублей; и по тому Его Императорскаго Величества указу Правительствующий Сенат приказали: оные доходы собирая, содержать в рентереи, из которых отпускать в тое Академию по указам из Сената. А кроме того, ни на какие расходы не употреблять. И о том в Камер Коллегию и в Штатс Контору указы посланы... В дальнейшем этот документ именовался как Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств. Официальное открытие Петербургской академии наук и художеств состоялось, уже после смерти Петра I, 27 декабря 1725 г.
Указ предписывал выполнить решение императора Петра Великого об учреждении Академии наук ради «обучения народа своего» и «для пользы Государства Российского». Как подчеркнул президент РАН Ю. Осипов, выступая на мероприятии, посвященном 275-летию Российской академии наук, «с самого начала. Деятельность Ломоносова и его последователей блестяще это подтвердила» Осипов, 1999, с. Академия состояла из собственно Академии наук и художеств, Университета, Гимназии, Библиотеки, Естественно-научного музея Кунсткамеры , а также Типографии, Астрономической обсерватории, Физического и Минералогического кабинетов, Анатомического театра, Ботанического сада, Художественных палат Инструментальной, Гравировальной и Рисовальной мастерских и других учреждений.
В течение первых двух десятилетий в разное время в ее составе были созданы Географический департамент, Академии художеств собрание, Российское, Историческое и Математическое собрания. Согласно первому уставу, в Академии имелось три класса: математический, физический и гуманитарный рис. Каждый класс подразделялся на кафедры, которые занимали академики. Поскольку они же должны были читать лекции в Академическом университете, то их называли также профессорами. Указ именной, объявленный из Сената 28 января 1724 г.
Его NoifiPHij -r. IHUfui nTfjan1t4. Персональный состав Академии наук и художеств, 1742 Источник: Окрепилов, В. Ломоносов в Санкт-Петербурге. Число академиков, превышая установленный первоначально штат 10-11 человек , достигало в иные годы 17 человек.
Академиками первого состава были иностранцы, поэтому в каждом классе имелось по два переводчика. Идею создания Университета в составе Академии наук и художеств Петру I подсказал немецкий профессор Марбургского университета Христиан Вольф. Ученый рекомендовал уделить больше внимания образовательной функции будущей Академии: «Обыкновенный университет, где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству», — писал он российскому императору цит. В окончательном варианте проекта учреждения Академии наук и художеств Петр I наделил ее учебными функциями и включил в ее состав Университет и Гимназию. Академический университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский.
В Университете изучались все ведущие научные дисциплины того времени; в число обязательных дисциплин входили латынь, греческий, немецкий и французский языки, русская словесность, математика, естественные науки, история, география, рисование, логика и риторика. По подсчетам, проведенным Т. Костиной на основе изучения архивных документов, в первые восемь лет 1725-1732 можно «считать студентами Академии наук 50 человек, предполагая, что их, вероятнее всего, было больше» Костина, 2016, с. В первые годы деятельности Университета обучение юношества было возложено на иностранных академиков, которые часто брали с собой в Петербург уже подготовленных студентов, называвшихся адъюнктами. Адъюнкт являлся помощником академика, имел право вести самостоятельную научную работу и присутствовать на заседаниях Академического собрания.
К 1729 г. Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение. Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Головиным» Смагина, 2000, с.
В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли Окрепилов, 2007. Кроме того, в 2016 г. Эйлера, М. Ломоносова и Д. Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016.
Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку.
Но Петр принадлежит истории науки потому, что он положил прочное начало научной творческой работе нашего общества. Вернадский В. Петр понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны.
И он начал действовать «сверху». По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.
Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований.
Надеемся, что наша российская наука всегда будет служить в интересах человечества не только нашей страны, но и всей планеты. Подготовила Л. Валентукявичене, библиотекарь.
Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и ежедневно по часу заниматься с воспитанниками «публичным преподаванием» своего предмета, а затем — подготовкой одного или двух из них для замещения со временем академической должности. На портале Президентской библиотеки читатели могут ознакомиться с электронной копией раритетного издания «Материалы для истории Императорской академии наук», в котором публиковались архивные документы, начиная с 1716 года. Здесь содержится информация, извлечённая из указов, протоколов канцелярии, контрактов, книг текущих дел, а также переписка руководителей и сотрудников Императорской Академии наук на русском и немецком языках. В предисловии к изданию сказано: «Рукописи, сохранившиеся в архиве академии, заключают в себе много любопытных данных не только для истории Академии наук, но и вообще для истории образованности и распространения знаний в России, а также для характеристики быта и общественных нравов».
О многом могут рассказать эти рукописи. Например, когда историограф из Германии Герхард Миллер, швейцарец-математик Леонард Эйлер, астроном-француз Жозеф Делиль и другие приехали по приглашению царского двора в Петербург, в России наука только зарождалась. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны. Императрица Екатерина I, вступившая на престол после кончины царя Петра I 28 января 8 февраля 1725 года , взяла создаваемую Академию под своё покровительство. Она выделила дополнительные помещения и нередко лично присутствовала на заседаниях «мудрецов».
А в 1735 году в университете, организованном при академии, в числе 12-ти других новобранцев начал своё обучение Михаил Ломоносов, ставший первым отечественным академиком в области естествознания. Целую эпоху в истории Академии и российской науки в целом составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил человечество фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внёс большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 году первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 году в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя. На портале Президентской библиотеки М.
To-Ros.info
Чуть позже метеонаблюдения стали носить более научный характер. В 1724 году в Северной столице создали Петербургскую академию наук. Петр I выступил перед академиками с предложением "производить повсюду метеорологические наблюдения, а в наиболее важных местах поручать их продолжение надежным лицам". Первые метеостанции при академии, оборудованные барометрами и термометрами, считается, что создали в 1725 году, но на самом деле наблюдения начались на три года раньше. Wikimedia Commons Первое подобие сети метеостанций для наблюдений за погодой В этих же годах появляется и первое подобие сети метеостанций с целью наблюдения за погодой. Это было связано с Великой Северной экспедицией, которая развернулась в то время. Даниил Бернулли написал специальную инструкцию для наблюдателей. Сеть из 24 метеостанций создали в период с 1733 по 1744 год по всей Сибири. Сначала, в 1724 году, организовали первую в России метеорологическую станцию, а в декабре 1725 года при Академии наук начали проводить наблюдения с помощью барометра и термометра.
Где производились метеорологические наблюдения? Изначально метеонаблюдения проводились только в крупных городах России. Однако, когда Камчатская экспедиция Витуса Беринга отправилась в путь, ей поручили возвести станции и за Уралом.
К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс.
Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург.
Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов. Это первое документально зафиксированное заседание Петербургской академии наук. Кроме того, историки отмечают большое публичное собрание 27 декабря 1725 г. После того как она начала свою работу, заседания с научными выступлениями академиков стали регулярными. Следует отметить, что это планировалось еще в «Проекте» положения об Академии, по примеру научных дискуссий в Европе: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может.
И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр. Также с первых лет работы Академия начала заниматься экспериментами, экспедициями как научными, так и практическими — например, для картографии, определения координат российских городов и издательской деятельностью с 1728 г. А в 1727—1729 гг. Первым президентом Академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Здесь работали ведущие иностранные ученые к примеру, в 1727 г.
РАН сегодня как наследница Академии прошлых веков Конечно, сейчас Российская академия наук воспринимается в первую очередь как преемница советской. К примеру, весной 2023 г. Академия в советское время была местом, где вырастали лучшие идеи, во главе ее стояли Александров, Курчатов, Кикоин.
Соболева и др. Острая общественная полемика вокруг реформы Академии наук в последние годы показала, что для большинства россиян первое научное учреждение страны до сих пор остается одним из наиболее значимых символов российской культуры. В изучении истории Академии наук имеется целый ряд важных и актуальных научных проблем, решение которых требует, при соблюдении богатых традиций, новых подходов и решений. Назовем некоторые из них: Санкт-Петербургская Академия наук в отечественной и зарубежной историографии.
Документальное наследие Санкт-Петербургской Академии наук: новые источники и новые интерпретации. Роль и место Академии наук в развитии российской государственности. Академия наук и государственная власть: формы и тенденции взаимодействия. Институциональная история академических учреждений в социально-политическом контексте. Роль Санкт-Петербургской Академии наук в организации фундаментальных исследований, развитии народного просвещения.
Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем. С 1728 г.
Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России. В 1742 г.
Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране.
При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука.
Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I.
В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П.
290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725)
Читать бесплатно книгу Петербургская Академия наук и Северо-Восток, 1725-1917 гг. Научное издание (Ширина Д. А.) и другие произведения в разделе Каталог. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. В 1925-м Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР. 7 (18) декабря 1725 г. последовал императорский указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста», который возглавлял Академию с 1725 по 1733 гг.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Публикация «220 лет Академии наук СССР, 1725–1945». Год издания. Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г., а в декабре 1725 г., уже после смерти Петра 1, состоялось ее официальное открытие. Читать бесплатно книгу Петербургская Академия наук и Северо-Восток, 1725-1917 гг. Научное издание (Ширина Д. А.) и другие произведения в разделе Каталог. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра в его реформах убедили императора в. Становление русской науки проходило под немецким влиянием: академия наук в XVIII веке была многонациональной, в ее составе преобладали иностранцы: из 111 членов Академии было 67 немцев, то есть 60 %.
To-Ros.info
Йозеф Гелинек. Десятая симфония В сентябре 2007 года на частном концерте в Мадриде английский музыковед Рональд Томас исполнил Десятую симфонию Бетховена. Профессор истории музыки, Даниэль Панигуа, заинтригован: это удачная реконструкция или найдена мифическая рукопись? Но поговорить после концерта не удается — Рональда Томаса убивают. Теперь убийцу и рукопись ищут полиция и миллионер Мараньон. Даниэля приглашают на консультации оба лагеря, он находит в деле следы тайных орденов: масонов и иллюминатов.
Педро Гонсалес Калеро. Философия с шуткой Вероятно, многие в студенческие годы мирно дремали на занятиях по философии, а сегодня прочесть книгу по предмету вас может заставить только бессонница. Тогда откройте книгу испанца Педро Гонсалеса Калеро «Философия с шуткой» - здоровый смех и понимание многих философских теорий вам обеспечены. Мы узнаем, зачем Витгенштейну вдруг понадобилась кочерга, кого высмеивал Ницше. А ведь в каждой шутке лишь доля шутки… «Все неразрешимые проблемы философии проистекают из-за небрежно сформулированных мыслей, двусмысленных высказываний и речевых ошибок», - считал Витгенштейн.
Книжные новинки Антония Байетт. Обладать Роман - лауреат Букеровский премии, переведен на 26 языков и включен в учебную программу университетов во многих странах, а сама автор является дамой-командором Ордена Британской империи.
Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра в его реформах убедили императора в необходимости завести и в России академию наук. Этому способствовало также и то обстоятельство, что Парижская академия наук избрала его своим членом. Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. В этот день в доме опального барона П. Шафирова на Петербургской стороне в присутствии членов правительства, двора и духовенства состоялось первое торжественное академическое заседание. Выступившие на нем академики Я.
Герман и Г. Бюльфингер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII в. Леонард Эйлер.
Торжественное открытие состоялось 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года. Первый регламент устав утверждён в 1747 году. Первым президентом 7 декабря 1725 года был назначен лейб-медик Л. Благодаря наличию в составе Академии Академического университета и Академической гимназии она соединила функции как научного исследования, так и обучения.
Стоит отметить, что подобная организация была уникальной и не имела аналогий среди академий других стран. Кроме того, Академия располагала богатой библиотекой и естественно-научным музеем. Но и это далеко не всё: были созданы анатомический театр, географический департамент, астрономическая обсерватория, физические и минералогические кабинеты, химическая лаборатория, основанная Михаилом Ломоносовым, художественные мастерские до образования в 1757 году Российской академии художеств , инструментальные мастерские и ботанический сад. Здесь трудились крупные ботаники И. Гмелин и Й.
При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение.
В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. Академия имела также право избрания своих членов. Государственное финансирование отличало Петербургскую Академию наук от подобных учреждений Европы. Имелась собственная библиотека. Здесь начала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости». Особую область деятельности Академии наук составляли экспедиции, во время которых велись астрономические, геодезические, географические наблюдения, изучался растительный и животный мир, полезные ископаемые и этнография народов.
1725 открытие академии наук
Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.
Здесь трудились крупные ботаники И. Гмелин и Й.
Кёльрёйтер, основатель эмбриологии К. Вольф, натуралист и путешественник П. Работы по теории электричества и магнетизма проводились Г. Рихманом и Ф. Благодаря исследованиям академических учёных закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России.
Велись работы по геодезии и картографии. Одним из крупнейших достижений также стало создание в 1745 году первой генеральной карты страны — «Атлас Российский».
Тогда журналистка начинает собственное расследование. Неизвестные личности пытаются остановить парочку всеми способами, вплоть до убийства. Множество научных гипотез и мистификаций, погонь и перестрелок, расследование убийства профессора и происхождение человечества сливается в научный детектив. Возможно, эта книга не даст вам новых знаний, но вашим детям точно, а заодно и заинтересует их естественными науками. Дэвид Боданис.
Биография самого знаменитого уравнения в мире Никогда не думала, что книги о физике могут быть настолько интересны! Эта книга читается порой как научно-популярный триллер — особенно история о разработке немцами атомной бомбы, о том, как союзники пытались им помешать. Словно у тебя на глазах норвежцы устраивают диверсию на заводе в Веморке, люди пытаются спастись с взорванного плота, цепляясь за бочки с тяжелой водой. Рассказ Боданиса о каждом знаке уравнения, о судьбах ученых, причастных к открытию, так мало похож на унылый школьный урок физики, так понятны его объяснения, что такое масса, энергия, скорость света, атомный распад, что начинаешь восхищаться полётом человеческой мысли и жалеть, что книга не попала тебе в руки раньше. Но русские ученые-физики в книге проигнорированы, как и победы русских войск во второй мировой войне. Да и сброс атомной бомбы на Японию я тоже не считаю оправданным. Жаль, что политика вмешалась в хорошую книгу.
Ричард Хэк.
Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля.
Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г.
Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства.
Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России.
В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И.
Гмелин и И. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г., когда Императрица Екатерина I устроила торжественный прием академикам. Академии наук с 1725 по 1803 года: Т. 1-4 1744-1770. Академия наук (Петербург). Конф. Скачать marc21 -запись Поделиться Добавить в мою библиотеку. В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка. в Академию Наук СССР. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня?
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Высшее научное учреждение страны, созданное по распоряжению Петра I, отмечает в этом году трехвековой юбилей. История создания Петербургской академии наук Как известно, царь Петр I был великим реформатором и за годы правления многое сделал для развития страны. Для воплощения в жизнь его идей нужны были образованные в разных сферах люди: врачи, инженеры, астрономы, химики, архитекторы, картографы и многие другие. Российских учебных заведений, где готовили бы высококлассных специалистов, тогда не было. Кроме того, царь понимал необходимость создания в стране условий для проведения фундаментальных научных исследований, без которых невозможно двигаться вперед. Свой замысел Петр I долго обдумывал. С деятельностью научных обществ и академий он знакомился во время поездок по европейским странам. Посещение учреждений и общение с иностранными учеными повлияло на решение царя о создании Академии наук в Петербурге, сообщает Президентская библиотека. Сначала на работу приглашали иностранных ученых.
Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России. В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки. При этом учреждение выполняло еще и роль образовательного центра.
Предлагаем комментарии наших якутских ученых о значимости даты 300-летия РАН и подготовки интеллектуальных кадров страны и республики: Приводим также исторический рассказ Алексея Паевского о первом десятилетии работы Российской академии наук: «Еще в первом зарубежном путешествии Петр Великий познакомился, шапочно, с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Лейбницем, человеком, который не только создал собственную философскую систему, но и сделал очень много в других областях науки: тут и дифференциальное исчисление, и комбинаторика, и двоичная система счисления, и даже концепция бессознательного. Но уже в 1711 году Лейбниц общался с Петром не раз, а в 1712 даже стал его спутником в поездке в Теплице и Дрезден.
Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге. Более того, Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в нашей стране. Увы, советник Петра умер в 1716 году, но идея осталась — и во время второй длительной загранкомандировки, посольства 1716—1717 годов, он посетил помимо многих других научно-технологических встреч Парижскую академию наук. Демонстрация достижений французской науки и техники произвела впечатление на царя, но произвел впечатление на академиков и сам царь. Менее чем через полгода после этой встречи, 22 декабря 1717 года, Парижская академия наук избрала Петра Первого своим иностранным членом.
А сам Петр уже постепенно формировал образ академии в России. Очень важно отметить, что царь не копировал напрямую ни Парижскую академию наук, ни Королевское общество, ни любой европейский университет. К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук, но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что Академия и поныне играет первую скрипку в оркестре Российской науки. Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург. Правда, не сразу иноземцы приноровились к отечественной культуре: уже в мае следующего года Лаврентий Блюментрост писал о «непристойном поведении некоторых членов Академии в церкви и других местах, что может нанести большой вред Академии» — и грозил при повторении исключать из рядов.
Гросс будущий секретарь вице-канцлера А. Остермана , Г. Ортгизе будущий чиновник Медицинской канцелярии и Л. Блида будущий преподаватель Академической гимназии. В конце 1720-х — начале 1730-х гг. АН покинули некоторые профессора И.
Коль, Х. Мартини, И. Образовавшиеся вакантные кафедры заполнили производством в профессора молодых адъюнктов: физиолога И. Вейтбрехта , натуралиста И. Гмелина , физика Г. Крафта, историка Г.
Миллера и математика Л. Согласно указателю «Персональный состав АН», на 1742 г. Персональный состав. К концу 18 в. Деятельность академии 2 13 ноября 1725 г. На нём выступил профессор физики Г.
Бюльфингер с рассказом о математических методах установления долгот, после чего по тому же вопросу высказался профессор математики Я. В январе 1728 г. Блюментрост передал непосредственное управление АН правителю академической Канцелярии И. Шумахеру и осуществлял руководство исходя из письменных докладов последнего, который, в свою очередь, на несколько лет превратился в полновластного распорядителя дел АН и судеб её членов. Бесконтрольное вмешательство Шумахера в финансовые вопросы и некомпетентность его канцелярских помощников на фоне участившегося недофинансирования АН в конце концов привели её в столь бедственное состояние, что сам Шумахер в 1730 г. Шумахера к Л.
Блюментросту, 27 августа 1730 г. Руководство АН безуспешно искало способы поправить её материальное положение. Президент Г. Однако это не решило проблему дефицита, а только на время отсрочило её. Панегирики первых профессоров. Академические студенты в президентство Корфа направлялись при его непосредственном участии в европейские университеты среди них: Д.
Виноградов , М. Ломоносов, Г. Райзер и др. Корф поощрял также занятия отечественной историей Кирикова. В 1736—1737 гг. Байера и «Описание земель между Днепром и Доном» Г.
В октябре 1743 г. Выяснилось, что различные учреждения задолжали АН сумму, превышающую её годовой бюджет. Директор граф В. Орлов особо покровительствовал географии и натуральной истории. При его непосредственном участии членом АН стал учёный-энциклопедист П. Паллас , один из крупнейших естествоиспытателей 18 в.
Дашкова всецело поддерживала просветительскую деятельность АН. По её инициативе академики возродили публичные лекции, прекращённые при прежнем директоре. Открыла банковские счета, проценты с которых шли на оплату работ лекторов Университета, преподавателей гимназии в первую очередь тех, что преподавали на русском языке , финансирование Академической гимназии, пополнение пенсионного фонда АН. Развитие научных школ и направлений Французский астроном Ж. Делиль приехал в Санкт-Петербург в 1725 г. Делиль застал Петербургскую обсерваторию в стадии строительства и смог исправить её первоначальный проект с учётом последних инженерных находок и местных условий.
Среди его учеников: первый директор Физического кабинета АН физик Г. Крафт, следующий директор Петербургской обсерватории астроном Х. Гейнзиус и Н. Попов, который в 1751 г. Делиль был инициатором организации в России метеорологической службы 1726 и службы времени 1735 , основателем и первым директором 1739—1740 Географического департамента при АН. В 1747 г.
В 1748 г. В 1733—1741 и 1766—1783 гг. Эйлер, который своими трудами оказал значительное влияние на многих русских математиков. Первым механиком АН стал саксонец И. Лейтман 1667—1736 , который подписал контракт в апреле 1726 г. В 1745 г.
Ломоносов стал первым академиком русского происхождения. Он первым стал читать университетские лекции на русском языке в 1746 курс экспериментальной физики, построенный на материале физики и химии. В стенах АН получили развитие ряд научных направлений, в том числе изучение древней истории Причерноморья, восточных языков Г. Байер , русской истории, палеографии, архивного дела и публикации исторических источников Г. Миллер , естественная история И. Гмелин, С.
Гмелин , С. Крашенинников , И. Лепёхин, П. Паллас, Г. Стеллер , кавказоведение И. Гильденштедт , физика, изучение свойств электричества, физическая химия Г.
Крафт, М. Рихман , русистика В. Адодуров , М. Ломоносов, В.
Первоначальный объём финансирования составил 24 тыс. Регламентирующие работу АН документы Проект 1724 г. Проект был издан как приложение к сенатскому указу от 28 января 8 февраля 1724 г. Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники. С созданием АН в Российской империи появилось государственное учреждение, предназначенное для развития наук и образования в стране. Ради достижения этой цели оно объединило в себе научное и учебные заведения: собственно АН и Академический университет с Академической гимназией. В отличие от европейских научных сообществ, члены АН были на полном содержании государства. Проект академического регламента 1725 г. Блюментрост , а к 27 сентября 8 октября переведён на русский язык и передан в Сенат, однако утверждён не был [Победоносцев. По мнению ряда исследователей, утверждение не состоялось из-за того, что на реализацию проекта требовалось слишком много средств. Однако в АН его считали действующим и опирались на его положения, многие из которых действительно вошли в академическую практику; например, о том, что АН подчиняется лишь монарху, никто другой не может её «обременять» своими поручениями, судить её членов до тех пор, пока «оная Академия, урузумев дело», сама не решит судьбу виновных, подтверждались также наличие у АН собственной типографии, привилегии издавать и продавать научную литературу, право на бесплатную учёную корреспонденцию и др. Материалы для истории. В нём проговаривалась трёхступенчатая организация АН: из-за малого числа российских студентов приглашались иностранные, чтобы они, прослушав профессорские лекции, завершили бы здесь своё образование и одновременно сами преподавали бы в гимназии и учили бы русский язык. Это должно было продолжаться до тех пор, пока не умножится число достойных учеников Копелевич. Регламент 1747 г. С этого времени Петербургская академия стала именоваться «императорской». Полное официальное название АН в делопроизводстве и повседневной практике почти не употреблялось, сокращаясь до «Императорской Академии наук». На содержание АН было отпущено вдвое больше средств — 53 тыс. Однако к этому времени возрос и академический штат, поэтому внешне солидная сумма в реальности не обеспечивала нормальной деятельности АН ПСЗ. Структура Система управления Согласно Проекту 1724 г. Блюментроста [7 18 декабря 1725 указ был получен Сенатом и опубликован как утверждённый 21 декабря 1725 1 января 1726 : Российский государственный исторический архив. Роль президента в управлении АН в 18 в. После смерти императора Петра I Л. Блюментрост убедил императрицу Екатерину I реализовать идею АН и, заняв должность президента, добился для неё обещанного финансирования, что было особенно непросто в условиях общего сокращения бюджетных расходов, начавшегося с осени 1726 г. Должность президента АН в 18 в. Блюментрост до 1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798. Согласно Регламенту 1747 г. В апреле 1765 г. Хотя с тех пор он не участвовал в делах АН, но оставался её номинальным президентом. В этих условиях распоряжением Екатерины II в октябре 1766 г. Первым её занял граф В. Орлов , только что завершивший образование за границей Долгополова Е. В дальнейшем должность директора АН последовательно занимали: А. Ржевский временно исполнял директорские обязанности в 1771—1773 , С. Домашнев 1775—1782 , княгиня Е. Дашкова 1783—1796 , П. Бакунин из рода Бакуниных 1796—1798; исправляющий должность с 1794, после отъезда Е. Дашковой за границу. В апреле 1798 г. Бакунина и вообще упразднил должность директора, назначив президентом АН барона А. Николаи вместо давно отошедшего от дел К. Разумовского Долгополова Е. В 1800 г. Согласно Проекту 1724 г. Конференцию составляли все действительные члены АН в их число не входили почётные члены и члены-корреспонденты. На собраниях Конференции проходило чтение докладов, обсуждение открытий и изобретений, объявление научных конкурсов, избрание новых членов. Конференция также занималась вопросами снаряжения различных научных экспедиций. Для ведения текущей научной работы уже Проектом 1724 г. Гольдбах 1725—1728, 1734—1742 , Г. Миллер 1728—1730, 1754—1765 , Г. Крафт 1730—1733 , Х. Штрубе де Пирмонт 1746—1749 , А. Гришов 1751—1754 , Я. Эйлер 1769—1800. Развитие внутренней структуры Согласно Проекту 1724 г. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские АН, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. Гуманитарные специальности ориентировались на потребности Академического университета. Согласно Проекту, в состав АН входили ординарные профессора-академики 11 человек; также они преподавали в Академическом университете и адъюнкты без указания их точного числа говорилось про одного или двух человек «из младых студентов» при каждом академике Уставы. Звания «профессор» и «академик» существовали в обиходе АН весь 18 в. В Регламенте 1747 г. Однако на практике это правило не соблюдалось: лекции по естественно-научным дисциплинам читали как раз академики, а числившийся, например, по Университету профессор философии И. Браун выступал в Конференции наравне с академиками Копелевич. Согласно проекту регламента 1725 г. Делиль де ла Кройер по астрономии ; среди других известных экстраординарных профессоров — Х. Гейнзиус, Ф. Майер], так и особо отличившимся студентам. Кроме того, им обещали прибавку жалованья и право читать публичные лекции. Проект регламента 1725 г. Так внутри АН оказалось учреждение, которое Пётр I задумывал как самостоятельное и имеющее больше направлений, а не только указанные в регламенте архитектуру, живопись, ваяние и гравюру. В 1735—1736 гг. Позднее наследником Российского собрания стало учреждённое в Москве в 1768 г. Лепёхина привлекали к редактированию переводов, в Академической типографии печатали переведённые книги. В 1783 г. Географический департамент июль 1735 — 1798 до основания Генерального штаба в 1763 г. В Математической конференции [26 августа 6 сентября 1735 — 11 22 января 1736] собирались математики, физики, астрономы, механики для обсуждения новых сочинений, опытов, инструментов и механизмов.