Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля). Данная икона, как пишет в своей статье старший научный сотрудник Т. В. Галенковская, написана темперой в традициях академического иконописания. В обитель была передана старинная икона «Спорительница хлебов», которая была написана при жизни преподобного Амвросия Оптинского. Старинная Храмовая икона Благовещение Пресвятой Богородицы с избранными Святыми 18 век.
Кирилло-Белозерский музей
Напротив, согласно Устюжского летописного свода, в 1496 году: «Загореся церковь Успение изнутри, невесть от чего загореся со всеми иконами чудотворными и с кузнью, и сосуды, и книги, и не сняли и замка…». То есть все устюжские святыни были уничтожены задолго до Ивана Грозного. Несмотря на историческую недостоверность, связь иконы с Устюгом поддерживалась многими церковными деятелями. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила был сделан список с иконы, который торжественно перенесли в Великий Устюг. Этот же архиерей составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни преподобного Прокопия.
В 1783 году архимандрит Александр Лёвшин составил «Историческое описание» Успенского собора Московского Кремля в котором изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, связав её почитание с Прокопием Устюжским. Легенда была настолько устойчивой, что 8 июля по юлианскому календарю в Русской церкви был установлен праздник «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». При разграблении Москвы во время Отечественной войны 1812 года икона лишилась своего драгоценного оклада и устюжане в 1818 году пожертвовали 8 000 рублей на изготовление новой ризы. На её нижнем поле была сделана несохранившаяся надпись: «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году».
Установление новгородского происхождения иконы Впервые о новгородском происхождении иконы исследователи заговорили в 1928 году через 8 лет после снятия с неё оклада , но не приводили каких либо исторических аргументов в пользу этой версии. В 1933 году Д. Айналов пытался доказать новгородское происхождение иконы основываясь на сообщении дьяка Ивана Висковатого, относящегося к 1554 году «Розыск или список о богохульных строках и о сомнениях святых честных икон дияка Ивана Михайлова сына Висковатого…» : «…да на оконе Благовещениа Святыя Богородици, вверху написанъ образъ Господа Саваофа… вземъ царь и великий князь в Великом Новеграде в Юрьеве Монастыре, а письмо корсунское, а как принесена из Корсуни, тому лет пятьсот и более». Однозначно новгородское происхождение иконы было установлено В.
Им было установлена тождественность размеров иконы Благовещения с иконой великомученика Георгия из иконостаса Георгиевского собора Юрьева монастыря, написанной в то же время, а также наличие в новгородской живописи XIV века ряда икон Благовещения, идентичных по иконографии «Устюжской» иконе. Датировка иконы В. Лазарев датирует написание иконы 1119—1130 годами и связывает её написание с возведением каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря при князьях Всеволоде Мстиславиче и его отце Мстиславе Владимировиче. В пользу данной датировки выступает: отсутствие позема условного обозначения земли ; сходство позы архангела Гавриила с фресковым изображением середины XII века в Мирожском монастыре Пскова.
Следует отметить, что знаток древнерусской живописи митрополит Макарий Булгаков датировал написание иконы XI веком, связывая её появление со временем основания Юрьева монастыря а не Георгиевского собора как В. Существует версия, что икона была написана в качестве храмового образа для Благовещенской церкви на Городище в Новгороде постройка завершена в 1112 году. Однако, по мнению Г. Колпаковой, при этом икону никак нельзя датировать 1110-ми годами, по времени создания она относит её к периоду, определённому академиком В.
Характеристика иконы Икона написана на липовой доске с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. В качестве краски использована яичная темпера.
Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову.
В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности. Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста. Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение.
Изображение Святого Духа и Бога-Отца[ править править код ] Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске. На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле , символизирующая Воплощение. В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес [47]. Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца Младенца Христа , слетающего к Деве Марии и несущего крест, с голубем или без него. Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес [48].
В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии. Место действия[ править править код ] Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение — внутри, в доме. Иконография Марии у колодца известна с VII века , но постепенно исчезает [49]. Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать. Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию, слышащую голос у колодца.
Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника , занятого работой или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену Мф. Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима [50]. В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад.
Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть Архангел — высший ангел , был послан Богом в галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа. Древнее предание объясняет, почему это было именно так. Еще до рождения Марии Ее родители, тогда бездетные Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание в Иерусалимский храм.
Живя здесь несколько лет в атмосфере молитвы, юная Мария так возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям, или выйти замуж. Однако Ее родители уже умерли. Первосвященник, зная об обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью — Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и жил в Назарете. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы.
Покровский, тема Благовещения, как и вообще почитания Богородицы, тогда имела для верующих меньшее значение, чем Сам Христос, Его учение, так что событие Благовещения появляется нечасто. Распространенным сюжет становится с IV века, когда, с распространением ересей, начинаются также споры о почитании Богородицы например, еретик Несторий, считавший Христа простым человеком, восставал против наименования «Богородица». Видимо, споры вокруг несторианства способствовали усилению почитания Божией Матери.
Очевидно, именно в IV в. Первая половина XVI века. Порядок прочтения боковых клейм нетрадиционен справа налево. Иконография Благовещения не всегда соответствует каноническому рассказу апостола Луки. Тогда среди христиан, наряду с Евангелиями, которые позже не ранее конца IV в. Однако, сюжеты этих апокрифов остались в древней иконографии. Согласно этим преданиям, первая встреча Марии и Архангела Гавриила произошла у источника или колодца. Поэтому на многих древних иконах событие изображается именно так. Другие апокрифы повествуют, что явление Гавриила Марии было дважды — на источнике, где она услышала голос, но никого не увидела, и в доме, где она сидела за прялкой.
Образ Благовещения
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская) | Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении. |
Образ Благовещения | Икона «Благовещение». Кирилло-Белозерский монастырь: экспозиции и выставки, экскурсии, фестивали, концерты, семинары и мероприятия. Вы можете купить билеты на сайте или. |
Храм Святителя Николая Чудотворца | (Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! |
В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения
Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении. На иконе благовещения, впрочем как и на любой другой нет ничего важного. православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева. Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова.
Устюжское Благовещение
Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры. православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева. На иконе Благовещения изображены две ключевые фигуры — Архангел Гавриил в образе юноши и Пресвятая Богородица. 3-Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия».
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы: описание, особенности
Праздничные службы пройдут во владимирских храмах, в том числе - в Александровской слободе. Музей-заповедник делит территорию с действующим Успенским женским монастырем и сам хранит ценные церковные реликвии. Одна из них - уникальная икона "Благовещение" шестнадцатого века. Богоматерь с пряжей в руках, Архангел Гавриил и еще один свидетель чуда. Служанка, образ которой довольно редко встречается на иконах Благовещения.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы.
XVI в. Новгород Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю? Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: «Се, раба Господня.
Да будет Мне по слову твоему». Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог наделил человека свободной волей. Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась величайшая тайна, непостижимая даже ангелам. В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит «спасения нашего главизну» слова из тропаря праздника — то есть начало нашего спасения. По словам епископа Александра Милеанта «Благовещение — это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи.
В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать — Пречистую Деву Марию.
Главная Новости Благовещение: иконы и картины 06. Как он изображался в поздней античности и в средние века? В чем русская иконописная традиция здесь наследовала византийской и что привнесла своего?
Как к сюжету Благовещения обращались светские российские художники? А как складывалась католическая традиция изображения этого сюжета? По крайней мере, многие исследователи видят в сцене, где перед сидящей женщиной в тунике стоит юноша в римском одеянии — именно сцену Благовещения. Отсюда — стремление прославить Богородицу, которая предстает в мозаике в сцене Благовещения как Царица Небесная, торжественно восседающая на престоле в окружении ангелов в роскошном золотом царском одеянии, на шее — жемчужное ожерелье.
Сверху к Ней слетает Святой Дух в виде голубя. В мозаике «Благовещение» из христологического цикла в основании купола церкви Успения в Дафни Греция конец XI века представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В ликах — строгость, отрешенность.
Необычно показан сюжет беседы Марии и Иосифа - персонажи этой сцены часто предстают в иконописи стоящими друг напротив друга. Здесь же представлен переработанный иконописцем традиционный сюжет Благовещения с пряжей. Ангел на иконе изображен летящим трижды: принимающим благословение Саваофа, несущим благую весть Марии и указующим путь к дому Иосифа и Марии. По одной из версий, праздник Благовещения Богородицы был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века. По другой версии, праздник был известен еще в III веке.
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у Острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Несомненно одно: в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской.
В 1498 году в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота.
Однако и особое веселье в этот праздник тоже не приветствовалось. Ведь, мало того, что это время Великого поста, так еще и священнослужители всегда настойчиво нам напоминают, что любому церковному торжеству более приличествует сосредоточенное благочестивое размышление нежели разгульное пиршество и гуляния. Благовещение, как наставляют учителя Церкви, — есть начало спасения человечества и освобождения его от греховного рабства.
Именно поэтому в произведениях русских классиков так часто встречаются упоминания о старинном народном обычае выпускать в этот день на волю птиц, которых заранее покупали на птичьих базарах. А еще, как упоминает Иван Шмелев в «Лете Господнем», каждый старался в этот день порадовать окружающих радостной вестью, чтобы полнее погрузиться в атмосферу данного торжества и сделаться к нему более причастным. Исследователь народных традиций Н. Юдина в своей книге «Энциклопедия русских обычаев» рассказывает об особом отношении русских людей к Благовещенской просфоре, выпекаемой к празднику и раздаваемой в этот день в огромных количествах во всех православных приходах.
Цвет пряжи — красный, символ царского достоинства, которое относится и к Богоматери, и к Ее Сыну.
На других вариантах изводах изображений этого события вместо пряжи Дева Мария держит в руках Священное Писание. Мозаика из храма Санта-Мария-Мадджоре. На мафории часто изображаются три звезды — на лбу и плечах Богородицы. Они символизируют непорочность Приснодевы до, во время и после Рождества. На некоторых иконах видны только две звезды, что символизирует Воплощение Бога Сына, второй ипостаси Святой Троицы.
Луч, идущий от верхнего края иконы, — указание на сошествие Святого Духа на Богородицу, как о том предвозвестил Архангел: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя Лк 1:35. Михаил Нестеров 5 Архангел и его жезл Часто архангел в левой руке держит жезл, который указывает на его функцию небесного посланника. Иногда его изображают с лилией в руках, которая символизирует чистоту и непорочность. Одно крыло архангела распростерто за спиной, а другое иногда изображается поднятым в знак приветствия.
Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее — выражение удивления и страха. Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь — сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет». На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви — не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе «Устюжская» и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле.
Благовещение: иконы и картины
"Устюжское благовещение" Наряду с рассмотренным иконографическим типом Благовещения встречается также тип со стоящей Богородицей, как бы вставшей со своего седалища. Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения. Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2023. В Гатчинский дворец вернулась икона «Благовещение», вывезенная во время Великой Отечественной войны.
Также рекомендуем
- Благовещение 2024: какого числа, история и традиции праздника — 29.03.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Икона "Благовещение"
- Смысл икон: Благовещение Пресвятой Богородицы
- Характеристика иконы
- Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
- Икона Благовещение Пресвятой Богородицы