Первая подготовительная к Великому Посту неделя, известная под именем Недели мытаря и фарисея, во всех православных календарях носит название сплошной. Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста. Сплошная седмица – седмица, в которой отменен пост в среду и пятницу. Сплошные седмицы (означают отсутствие поста в среду и пятницу как послабление перед многодневным постом или как отдых после него).
Что означает сплошные седмицы в православном календаре
Седмица является сплошной (без поста в среду и пятницу), но мясо уже не вкушают. Таким образом, Страстная неделя начнётся в понедельник 29 апреля, а закончится в субботу 4 мая. Сначала идут две сплошные седмицы, когда нет запрета на употребление любых продуктов. Смысл сплошной седмицы не в расширении рациона, а возможности поработать над духовной силой. Сплошных седмиц пять: Святки – с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса) Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи Троицкая – неделя после Троицы.
Сплошные седмицы в 2023 году
Седмица является сплошной (без поста в среду и пятницу), но мясо уже не вкушают. Отсюда вывод, что выражение "сплошные седмицы" означает дословно "сплошные дни отдыха". третья неделя перед Великим постом (Мытаря и фарисея) - масленица. Во все дни недели сплошных седмиц, включая среду и пятницу, согласно 49 главе Типикона мирянам можно есть всё, включая мясо, яйца, сыр и рыбу, а монахам всё, кроме мяса.
Сплошные седмицы что это значит
В течение всей Страстной седмицы нужно воздержаться от хлопот и мирской суеты, чтобы сосредоточиться на событиях, которым посвящены эти дни. период от Рождества Христова до Крещения Господня (7-19 января). Сплошная седмица. Поиск. Смотреть позже.
Сплошные седмицы в 2024 году
Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна. Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православное Поволжье". Перепечатка материалов портала в печатных изданиях книгах, прессе возможна только с письменного разрешения редакции.
Чтобы плавно войти в период воздержания, верующие начинают готовиться заранее. Неделя мытаря и фарисея — один из таких предпасхальных этапов. После него до начала Великого поста остается еще две недели. Во время недели Мытаря и фарисея ограничений на продукты питания нет. Однодневные посты в среду и пятницу отменены. Христиане отдыхают от строгих ограничений в питании и готовятся к длительному периоду Великого поста. Неделя о Мытаре и Фарисее В эту неделю вспоминается притча о мытаре и фарисее. Последний из них был очень доволен собой, поскольку много постился, соблюдал все обряды, жертвовал на храм.
Но это не помогло избавиться от гордыни, которая разделяла его с Богом. А мытарь имел покаянный, сокрушенный дух, и поэтому ушел домой оправданным. Эта притча напоминает нам, что пост — понятие, в первую очередь, духовного значения. Это тяжелый внутренний труд над собственными недостатками и грехами. Нельзя к посту относиться как к простому воздержанию от пищи. В противном случае можно заболеть гордыней и самомнением подобно фарисею. Сырная седмица За неделю до начала Великого поста начинается Сырная мясопустная седмица, в народе больше известна как Масленица. В этот период, хотя пост еще не начался, мясо вкушать нельзя.
Верующие встречают Пасху. Что можно и нельзя есть во время Страстной недели Суть Великого поста накануне Пасхи — во внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Ограничения в питании призваны лишь помочь православным в преддверии Праздника, но никак не служат самоцелью. Меру своего поста надо согласовать со священником, а иногда и с врачом. Есть категории людей, которым РПЦ разрешает вообще не поститься: это больные и пожилые люди, а также дети до семи лет. Правила «страстного» питания зависят от конкретного дня седмицы. Самый строгий пост начинается в Великий понедельник. В этот день разрешено есть только хлеб, фрукты и овощи, мед и орехи. Во вторник и среду можно также есть сырую пищу без масла. В четверг — небольшое послабление, позволена горячая пища растительного происхождения, также с растительным маслом. В Страстную пятницу верующие от пищи воздерживаются до времени выноса плащаницы на богослужении. В субботу разрешена горячая пища без масла. Начиная с воскресенья — Пасхи — все запреты в пище снимаются.
Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере до выноса Плащаницы. В Великую субботу вспоминают о погребении Иисуса. Верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В этот день в Иерусалиме проходит церемония схождения Благодатного огня.
Некоторые дни, такие, например, как вторник Масленичной недели, были полностью посвящены смотринам. Молодежь собиралась, чтобы пообщаться и присмотреться друг к другу. Делалось это с далеко идущей целью. Впереди был Великий пост, во время которого запрещены свадьбы, а вот уже после него, как раз на Красную горку, молодые, познакомившиеся во время заигрышей, уже могли пожениться. Те, кому смотрины были неинтересны, в этот день звали в гости родственников и друзей. Чем более изобильным был стол, тем больше уважения выказывал хозяин. Во вторник впервые начинали зазывать Масленицу: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Лакомка, или Скоромная среда В середине Масленичной недели зять ходил в гости к теще — на блины, конечно же. И не только он — поесть блинов приходили его друзья и родственники.
Теща в этот день была особенно ласкова к зятю, всячески демонстрировала свое к нему расположение. Гости смотрели и млели — повезло же парню с родней. Хотя причина такого поведения матери была во многом рациональной — считалось, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей. Разгуляй, или Широкий четверг С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все работы по дому прекращались, заниматься хозяйством в ближайшие дни считалось дурной приметой. Поэтому народ оставлял все свои дела и шел на площадь, чтобы как следует повеселиться. На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга: кулачные бои; катания на лошадях и в повозках; соревнования на ловкость и выносливость; хороводы; штурм и захват снежного городка; разведение костров и прыжки через огонь; песни, пляски и, конечно же, поедание блинов. Отсидеться дома в этот день не получалось.
Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития». Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую.
Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост — это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу. Источник Сплошная седмица перед православным постом и ее правила В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.
Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием постов ведь несколько , не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником». Что такое сплошная седмица Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами. Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост и привязаны к церковным праздникам. Виды седмиц В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом. Святочная седмица Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня — с 7 по 18 января. В эти дни Уставом Пр.
Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться. Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта. Раскаялся сын и пошел к отцу. Пусть примет хотя бы работником. А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира. Ведь "сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Старший сын, придя с поля, обиделся, что отец теленка не пожалел для распутного сына. Отец сказал ему: "Все мое — твое, ты рядом, а этот сын был будто "мертв", но ожил". Притча напоминает христианам об их собственной немощи и о великом милосердии Божием, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Джеймс Тиссо Особенности богослужения В этот день активнее используется Постная триодь, на воскресной утрене впервые поется 136-й псалом "На реках Вавилонских", который напоминает человеку о том, что он — пленник греха, и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо. Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению.
Великий понедельник — время, когда на службе в церкви верующие слышат, в частности, притчу о бесплодной смоковнице. Придя в Иерусалим, Иисус Христос почувствовал голод. Он хотел сорвать со смоковницы плоды и утолить голод ими. Но дерево оказалось без плодов. Христос проклял дерево, и оно засохло. Его ученики удивились. На это Иисус Христос сказал, что по вере без сомнения они могут получить все, о чем они будут просить.