1 апреля 2024 г. исполнилось 215 лет со дня его рождения. Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым.
1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения
Американский фестиваль независимого кино «Сандэнс» объявил победителей. Все награды для сериалов достались только шоу от HBO. В обязанности новых сотрудников войдут обнимание поросят, кормление их печеньем, растирание живота и разговоры с ними. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков выпустил клип на песню «Бабушки» , написанную в середине 80-х.
Москва, ул. Казакова 8.
Первым делом, Гоголь без колебаний бросил все прежние должности, общество друзей своих, Петербург и самую Россию, чтобы вдали и в полном, неразвлекаемом уединении воспитывать себя к высокому призванию писателя и все силы свои посвятить новому, более глубокому, осмысленному и христиански-одухотворенному творчеству. И прежде всегда любивший чтение серьезное и богословское, Гоголь теперь обложил себя книгами исключительно религиозно-нравственного содержания, читал творения святых отцов, изучил богослужение и даже написал «Размышление о Божественной литургии»; икал беседы, с духовными лицами. Исполнилось и заветное желание Гоголя: он совершил путешествие во Святую Землю. А между тем физические силы Гоголя, и прежде не крепкие, теперь, с усилением подвижничества и внутренней работы духовной, видимо таяли и слабели: Гоголь постепенно сгорал от внутренняя огня. В таком положении застала Гоголя масленица 1852 года. К этой поре он особенно ослабел: он даже почувствовал приближение смерти и совершенно сознательно и спокойно заявил своим друзьям: «Я готовлюсь к страшной минуте». Между прочим известному А. Хомякову, который желал утешить умирающего, Гоголь совершенно спокойно и твердо сказал: «Я уже готов, и — умру». В написанном за несколько еще лет до смерти в завещании Гоголь обращается к ближним своим с такой просьбой: «Прошу покрепче помолиться о душе моей, а вместо всяких погребальных почестей, угостить от меня простым обедом нескольких неимущих насущного хлеба. Таков жизненный христианский путь Гоголя.
Гоголя Разговоры о важном. Гоголя 15. Гоголь — один из самых ярких представителей русской литературы XIX века. Его произведения отличаются оригинальностью и остроумием, а также глубоким пониманием человеческой природы.
210 лет со дня рождения Н.В.Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича ГОГОЛЯ – русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного одним из классиков русской литературы, его называли мистиком, сатириком, прорицателем жизни и гением. День рождения Гоголя. Николая Васильевича Гоголя. 1 апреля исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) – великого русского писателя. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. 1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя.
Тайна классика: Главархив рассказал о давнем споре исследователей о дате рождения Гоголя
Остальное было сожжено автором, осознавшим невозможность создать живой литературный образ идеального положительного героя на русском жизненном материале своего времени. Гоголь как «великий учитель» по Достоевскому попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». Утопическая проповедь, однако, не встретила понимания у общественности. Белинский объявил Гоголя ретроградом и врагом свободы. Помимо «линейного» существует мистическое измерение литературы. Гоголь все видел и понимал, но верил, что русская «птица-тройка» преодолеет «бездну разлада».
Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития.
Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании.
Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя « натуральной школы », было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги.
Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.
В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории , и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания ; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу.
В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции.
Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А. Хомякова — Екатерины Михайловны , которая была сестрой его друга Н. Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице ; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [30].
Смерть Москва. Дом графа А. Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года. Посмертная маска Н.
Гоголя С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части.
Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель.
Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Эвениус , профессор С.
Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А. Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А.
Овер решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [30]. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв.
Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Дело об имуществе Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Сведения, сообщённые полиции дворецким графа Толстого Рудаковым, об имении, наследниках и слуге Гоголя, точны, но крайне скудны. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек.
Предметы, попавшие в опись, представляли собой совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [31]. Единственно ценной вещью в имуществе, оставшемся после Гоголя, были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память об умершем Пушкине: они были остановлены на 2 ч 45 мин пополудни — времени кончины Пушкина [34].
Протокол, составленный квартальным надзирателем Протопоповым и «добросовестным свидетелем» Страховым, обнаружил ещё один вид имущества Гоголя, опущенный дворецким: книги — и отметил любопытное обстоятельство: слуга Гоголя, подросток Семён Григорьев, как видно из его подписи, был грамотный. Книг у Гоголя, в час смерти, оказалось 150 на русском языке из них 87 в переплётах и 84 на иностранных языках из них 57 в переплётах. Этот вид имущества был столь ничтожен в глазах официальных оценщиков, что каждая книга пошла по копейке за штуку. Профессор московского университета Шевырёв, подписавший опись, не проявил интереса к предсмертной библиотеке Гоголя и не составил списка книг, что держал Гоголь при себе в последние месяцы жизни. Осталось известно только число томов — 234 [35].
Квартальный надзиратель в рапорте приставу Арбатской части переписал текст протокола с существенным добавлением: «Указа об отставке между имеющихся у него бумаг не найдено и по случаю временного его пребывания здесь в Москве письменный вид его в вверенном мне квартале явлен не был, а также и духовного завещания не осталось». Рапорт впервые заговорил о «бумагах» Гоголя, не упоминавшихся в «объяснении» и протоколе, и об отсутствии «завещания». Ранее полиции — не позднее, чем через полтора часа после кончины Гоголя, — побывал в комнатах умершего писателя доктор А. Куда девались деньги Гоголя, рассказал тот же Тарасенков: после 12 февраля Гоголь «рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки. У Шевырёва осталось около 2000 р.
Эту сумму Гоголь не считал своей и оттого не держал её у себя, вверив распоряжение ею Шевырёву. Действительно, 7 мая 1852 года Шевырёв писал в «Записке о печатании сочинений покойного Н. Гоголя и о сумме денег, им на то оставленной»: «После Н. Гоголя осталось в моих руках от его благотворительной суммы, которую он употреблял на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством — 2533 руб. Итого 2,703 р.
Очевидно, дворецкий графа Толстого Рудаков и слуга Гоголя Семён Григорьев, заранее, сразу после кончины Гоголя, изъяли их из его комнаты для того, чтобы вернее сохранить для его семьи и для потомства. Позднее Рудаков передал их графу Толстому, а тот уже поставил в известность Шевырёва и Капниста. Я же привезу к Вам все оставшиеся бумаги … если бы что-нибудь замедлило предположенную мною поездку, то завещания я вышлю по почте, но страховым письмом. Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя.
Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О. Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н.
Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39]. Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А.
Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А. Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П. Киреевским, А.
Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету. Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь.
Историческую поэму «Россия под игом татар» он сжег, учась в гимназии. Неоднократно Гоголь уничтожал и черновые наброски. Тем не менее, точно не известно, что погибло в огне в ту ночь. Ни один из друзей Гоголя не видел второй том «Мертвых душ» в законченном виде.
Скорее всего, писатель сжег черновые наброски.
Писатели спорили о роли художника в обществе и не сходились во мнениях отсюда и устойчивая легенда об их якобы вражде. Просто Пушкин склонялся к мысли, что писатель должен нести в своих произведениях "разумное, доброе и вечное", как позже сформулирует Николай Некрасов. А Гоголь считал, что самое действенное средство перевоспитания общества — это бичевание его пороков. Поэтому Пушкин не стал сочинять комедию о том, как целый город принял заезжего вертопраха за ревизора, потому что у всех без исключения было "рыльце в пушку", а Гоголь стал. В этой пьесе "сконцентрированы" все элементы сценической комедии, которые состоят на вооружении у драматургов и режиссеров по сей день. И еще в ней заложена неприятная правда: юмор — это маска для того уродливой действительности, средство сделать ее чуть более… если не симпатичной, то хотя бы читабельной. Черную и неприглядную действительность никто не захочет воспринимать в искусстве — ее и в жизни полно. В последние годы, как известно, Николай Васильевич и в этом приеме разочаровался. Он то впадал в идеализм, то в прямой мистицизм, то искал утешения в религии.
В итоге умер в возрасте 43-х лет, по наиболее распространенной версии — от истощения на фоне Великого поста, который истово соблюдал. Он успел сжечь перед смертью второй том "Мертвых душ", оставив человечеству великую загадку, что в нем было сказано. К сожалению, видимо, ничего смешного и веселого.
«Я не поэт, я гражданин»: новости от хранителей к 215-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
Определенно и резко были очерчены все персонажи, которые в иерархическом порядке представляли различные звенья единой властвующей структуры. Главной чертой, роднящей этих губернских чиновников, начиная от самого градоначальника, кончая мелким почтовым служащим, была тупость, которая придавала еще более беззастенчивый и пошлый характер всем их преступлениям, надежно оберегаемым круговой порукой. Способы, которые пускает в ход местные власти в решении наболевших проблем весьма просты и незатейливы; одной рукой Антон Антонович сует взятки, в другой крепко и уверенно держит хлыст. Гоголя - «Городничий глуп как сивый мерин» - напишет о нем в письме Хлестаков. И вот перед нами Городничий - Тхапсаев: «маленькие глазки» на массивном лице со слегка отвисшей губой; какие-то сивые, торчащие как шерсть на загривке злобной собаки волосы». Актер вскрывал прямолинейную, ограниченную природу этого типа людей, использовав при этом самые различные краски, поворачивая это явление неожиданными сторонами, исследуя его в самых различных ракурсах. Его Городничий то властно топтал землю и наводил ужас на окружающих одной своей мощной фигурой, то вдруг становился жалким и растерянным при виде Хлестакова, одна нога его безвольно сгибалась в колене, словно Городничему становилось стыдно, что он превосходит ростом «важное начальство». Он готов был расстелиться, отчаянно и неуклюже грохнув, как мешок, на колени перед настороженным гостем. Но затратив неимоверные усилия и достигнув, наконец, вершины блаженства, в сладостных мечтах Городничий неожиданно преображался. В нем вдруг прорывались совершенно детская непосредственность, мягкость, диким диссонансом, соединявшиеся с грубой неотесанной внешностью. Антон Антонович заливался беззаботным радостным смехом, даруя его счастливым домочадцам.
Но этот, же самый Городничий, растеряв все человеческие черты, опускался на четвереньки, подкошенный ударом, услышав о прибытии настоящего ревизора, и на его искаженном лице начали проступать черты «свиного рыла». В едином идейном ключе с Городничим были решены в спектакле все чиновники. Но в отличие от Тхапсаева, который не боялся гротесковых преувеличений, контрастов, почти мгновенных преображений своего героя, что создавало не конкретно бытовое, а обобщенное звучание роли, большинство других исполнителей приближались скорее к жанровой природе гоголевских персонажей. Они наделяли их уничтожающими внешними чертами: «необъятный, безмерно разъевшийся на казенных харчах Земляника - Макеев, судья Ляпкин-Тяпкин - Сланов - циник и выпивоха, с отекшим, желчным лицом, с походкой, в которой отдаленно сохранилась военная выправка» - всем была найдена яркая, сочная форма. За счет этого шло смакование мелких деталей, рассчитанных на узнаваемость, обыгрывание театральных трюков, что, в конечном итоге, работало на потеху зрителям, но не соединялось с заявленным изначально направлением к серьезному смеху. Хлестаков попадал в спектакле в «страну непуганых идиотов», удачно разворовавших и разграбивших вверенный им город. Режиссер, идя по традиционному, бесспорному пути, использовал мотив страха, как основную пружину действия в спектакле. Страх, как основа завязки, сцепления противоположных интересов - очень четко пронизывал первые сцены спектакля и порождал еще одну важную тему - тему игры, обмана. Если по отношению к первому понятию все образы спектакля примерно равны, то в соизмерении со вторым Хлестаков брал верх, над тупыми провинциалами. В этом спектакле Хлестаков М.
Вторые отмечали, что очень большая голова была у Николая Васильевича, поэтому он и писал такие умные книжки". Очень часто Гоголь совершал загородные прогулки по окрестностям Калуги, на лодке переправлялся за реку к селу Ромоданову и с противоположного берега Оки любовался красивой панорамой города, которую находил "очаровательной". Калуга с сияющими маковками церквей напоминала писателю Константинополь. Но основным занятием Николая Васильевича во время пребывания в Калуге была работа над вторым томом "Мертвых душ". Именно здесь состоялось прочтение нескольких глав второго тома. В числе слушателей была и Александра Осиповна, благодаря воспоминаниям которой можно узнать многое о Гоголе. Все для того, чтобы фиксировать все, с ним происходящее. Все это и становилось основой для его произведений. Таким образом, он собирал материал.
Если за день он ничего не записал, то он считал этот день прожитым зря".
В мае 1842 года из типографии Мос ковского университета вы шла в свет книга под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Н. Автор сам выбрал цвет обложки и разметил размеры шрифтов на титуле. Ставшее со временем «нулевым километром» классической русской литературы произведение создавалось вдали от России — в Германии, Швейцарии, Франции, Италии.
Сюжет поэмы, как и комедии «Ревизор», подарил молодому автору Пушкин, осенивший своим гением новое, вскоре ставшее ведущим направление в русской литературе — глубокого психологического реализма, совмещенного с критическим восприятием действительности и христианским православным идеализмом. Продолжателями традиций Гого ля мож но считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова.
В Москве весной 1909 года собирались отметить 100 лет со дня рождения классика. Тогда на Пречистенском бульваре ныне Гоголевский бульвар планировалось открыть памятник писателю. Его автором был скульптор Николай Андреев. Создавали монумент на народные деньги. За год до этого события, 10 апреля 1908 года, в газете «Русские ведомости» было опубликовано письмо общественного деятеля и московского журналиста Владимира Гиляровского. Он писал, что неверно указывать датой рождения драматурга 19 марта, так как это ошибка. Гиляровский также сообщал, что у него имеется заверенная запись из метрической книги Преображенской церкви местечка Большие Сорочинцы о рождении Гоголя, свидетельствующая, что он появился на свет 20 марта. Журналист утверждал, что метрическую книгу он лично видел в 1900 году, когда собирал материал о классике для последующей публикации.
В фондах Главархива хранится копия этого документа, а именно выписка из метрической книги, которая гласит: «20 марта у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен 22 марта. Восприемником был...
Тайна рождения Николая Гоголя
«Гоголь в жизни. Известный, неизвестный, загадочный» в Песчанокопской МЦБ к юбилею писателя | Сегодня, 15 апреля, темой внеурочного занятия "Разговоры о важном" стала жизнь и творчество великого русского писателя Н.В. Гоголя. |
210 лет со дня рождения Н.В.Гоголя | [Что касается самого Николая Гоголя, то он всегда отмечал свой день рождения 19 марта. |
Разговоры о важном. 215 лет со дня рождения Н.В. Гоголя -Новости | Семьёй Гоголя до конца его дней оставались мать и младшие сестры. |
215 лет гоголю 2024 | 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. |
День рождения Гоголя | Валентина Владимировна предложила студентам принять участие в обсуждении темы родины в произведениях |
Когда родился Гоголь
Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук. В 1825-1827 гг. Алов выпустил поэму "Ганц Кюхельгартен". Она получила негативную оценку критики, после чего автор выкупил и сжег все нераспроданные экземпляры. Литературную известность Гоголю принес сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" опубл. В 1835 г. Вершиной драматургического творчества Гоголя стала комедия "Ревизор", вышедшая в 1836 г. Пьеса получила широкую популярность. Спектакли по ней и в настоящее время входят в репертуар многих театров. В 1836-1848 гг.
Есть версия, что где-то в средневековой Европе. Во всяком случае, в средневековых хрониках Фландрии и Англии встречаются упоминания о тех или иных "розыгрышах", предпринятых народом плюс-минус в день 1 апреля. Конечно, юмор тот был грубоват, ничего не попишешь… В Россию День смеха, как и многие другие европейские традиции, "привез" Петр Великий, любитель незамысловатого, а то и издевательского юмора. Долгое время после ухода из жизни первого российского императора в придворных кругах было еще принято умиляться дурачествам шутов. Некоторые властители.
Как, например, императрица Анна Иоанновна, забавлялась с шутами и уродцами каждый день, а не только первого апреля. И все же День смеха стоял наособицу в году. В русской традиции он часто назывался День дураков. С одной стороны, это обидно, а с другой — только шуты имеют право и возможность говорить королям правду, пусть даже в юродском виде. Что касается совпадения Дня смеха и дня рождения Гоголя, то это явно неспроста.
Литературоведы считают, что именно Гоголя можно считать родоначальником литературного юмора в современном понимании. Юмор Гоголя отмечал еще его современник — "неистовый" Виссарион Белинский. Гоголя имеет свой особенный характер: это гумор чисто русский, гумор спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком", — писал великий критик.
За счет этого шло смакование мелких деталей, рассчитанных на узнаваемость, обыгрывание театральных трюков, что, в конечном итоге, работало на потеху зрителям, но не соединялось с заявленным изначально направлением к серьезному смеху. Хлестаков попадал в спектакле в «страну непуганых идиотов», удачно разворовавших и разграбивших вверенный им город. Режиссер, идя по традиционному, бесспорному пути, использовал мотив страха, как основную пружину действия в спектакле. Страх, как основа завязки, сцепления противоположных интересов - очень четко пронизывал первые сцены спектакля и порождал еще одну важную тему - тему игры, обмана.
Если по отношению к первому понятию все образы спектакля примерно равны, то в соизмерении со вторым Хлестаков брал верх, над тупыми провинциалами. В этом спектакле Хлестаков М. Абаев не был безвольным существом - «не рыба, не мясо», безмятежно отдавшимся на произвол судьбы. В нем в зависимости от обстоятельства боролись и дополняли друг друга две натуры, два начала - рациональное, подчинявшее все его поступки логики конечной выгоды, и натура плута, фантазера, одержимого самим процессом обмана, одурачивания. Причем, вдохновенная игра с огнем была для него не менее жизненно важной потребностью, чем конечный итог, сама цель, имеющая вполне конкретную ценность и выражение. Ситуация настигала Хлестакова неожиданно, врасплох. Этим актер оправдывал суетливость и нервозность молодого барина, лихорадочно прикидывающего, что от него хотят. Но к моменту, когда дело доходило до первой взятки, Хлестаков уже усваивал правила игры и вовремя подставлял свой карман.
Он почти не глядя протягивал свою руку к пачке с деньгами, и словно крошку, небрежно смахивал ее со стола. Стоявший наготове Осип виртуозно подхватывал на лету пачку, и повторял пренебрежительную гримасу хозяина, так же не глядя, отправлял ее в раскрытый сундук. Мастерски разыгранная реприза била точно в цель, недвусмысленно давая понять изумленному Городничему, что предложенная сумма для петербургского чиновника - сущий пустяк, который он принимает в виде одолжения. Актер выстраивал партитуру роли, направляя ее по траектории движения, хорошо раскаченные качелей - головокружительные подъемы сменялись щемящими с замиранием сердца, спусками: взятка, пьянка, фантастическое вранье, мучительное припоминание и анализ совершенного и сказанного и, наконец, под занавес, любовная интрижка с городничихой и Марьей Антоновной. Все это напоминало бросание из огня в воду. И с каждым новым подъемом вверх аппетит у Хлестакова разгорался все сильней и сильней, прибавляя ему все большую уверенность в себе. Острота, яркость, эксцентричность Хлестакова выявлялись в основном в области и в сфере физических действий - он, например, в один момент мог взобраться на баррикаду из мебели, выстроенную для защиты от просителей, и использовав ее как своеобразный монумент, принимая позу царственной особы, вести переговоры с наивными горожанами. Но эта внешняя эксцентрика не дополнялась, не обживалась актером изнутри, оставляя ощущения внешней оболочки, но не адекватного выражения внутренней сущности.
Более завершение и законченно прозвучал в спектакле образ Осипа Н.
Пресс-Центр » Новости
Гоголь как «великий учитель» (по Достоевскому) попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». 1 апреля (20 марта по ) 1809 года года родился русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь. 1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. 26 апреля в Самарской областной универсальной научной библиотеке (СОУНБ) состоялось открытие выставки, приуроченной к 215-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя. Загадочному, отчасти мистическому и таинственному русскому писателю Николаю Гоголю сегодня, 1 апреля, исполнилось 215 лет. день рождения Николая Васильевича Гоголя. Николай Васильевич Гоголь создал поистине бессмертные произведения и вошел в мировую литературу подлинным мастером слова.
Когда родился Гоголь
Также значок получил и Роман Романов, директор музея ГУЛАГа, от волнения на сцене назвавший Кирилла Семеновича Серебренникова Сергеем Семеновичем, что в свете последовавших ночных новостей можно было воспринять вполне символично. Евгений Миронов в ответ выразил искреннее удивление и восхищение тем, что «Гоголь-центр» каждый год отмечает свои дни рождения с такими пылом и страстью. Чулпан Хаматова и Евгений Миронов Под конец представления, но еще до финальных аккордов и выноса праздничного торта, слово взял Кирилл Серебренников и подвел итоги сделанного: 60 спектаклей, более 30 гастролей, 1 миллион зрителей, 1 миллиард рублей, вырученных от продажи билетов. Ян Гэ «За 8 с половиной лет если быть совсем уж точными, с момента основания театра.
Эфросом, а позднее и вторая его постановка, выяснилось, что возможно принципиальное иное понимание «Женитьбы». Гоголевские постановки начала 70-х годов, появившиеся на сценах различных театров страны, знаменовали собой время нового театрального интереса к драматургу-классику. Хрестоматийный «Ревизор» был заново осмыслен многими крупнейшими режиссерами современности: Товстоноговым, Плучеком. Социальное звучание пьесы уводилось к основам серьезного смеха, направленного к трагедии. Привычная бытовая манера исполнения «Ревизора» трансформировалась стремлением создать некий обобщенный образ гоголевской России, выявить свое понимание не только конкретной пьесы, но и всего автора. В контексте и на фоне этих театральных событий родился в 1972 году «Ревизор» осетинского театра, поставленный режиссером М.
И хотя постановщик не стремился в одном «Ревизоре» объявить всего Гоголя, проблема современного звучания пьесы была для него центральной. Образ спектакля изначально был заявлен в оформлении - на супер занавесе, во всю его высоту красовались огромные солдатские сапоги, - символ грубой силы - устойчиво, по-хозяйски ступающих по земле. Потом в таких же тяжелых сапожищах выйдет на сцену Городничий и будет ступать в них прямо, не глядя перед собой, кажется, так и растопчет каждого, кто попадется на дороге. В одной из сцен режиссер даже дает Городничему в руки арапник, которым он будет с угрожающим свистом хлестать перед испуганными бородачами, осмелившимися донести на него столичному ревизору. Режиссер сознательно обострял в драматургической основе все моменты, связанные с темой беззакония и хамства, надежно защищенных силой солдафонского сапога. Этот сценический образ разрастался до огромных размеров, вызывая отнюдь не однозначную реакцию: привычному смеху здесь сопутствовал жутковатый холодок перед масштабностью гротесковой гиперболы. Определенно и резко были очерчены все персонажи, которые в иерархическом порядке представляли различные звенья единой властвующей структуры. Главной чертой, роднящей этих губернских чиновников, начиная от самого градоначальника, кончая мелким почтовым служащим, была тупость, которая придавала еще более беззастенчивый и пошлый характер всем их преступлениям, надежно оберегаемым круговой порукой. Способы, которые пускает в ход местные власти в решении наболевших проблем весьма просты и незатейливы; одной рукой Антон Антонович сует взятки, в другой крепко и уверенно держит хлыст.
Гоголя - «Городничий глуп как сивый мерин» - напишет о нем в письме Хлестаков. И вот перед нами Городничий - Тхапсаев: «маленькие глазки» на массивном лице со слегка отвисшей губой; какие-то сивые, торчащие как шерсть на загривке злобной собаки волосы». Актер вскрывал прямолинейную, ограниченную природу этого типа людей, использовав при этом самые различные краски, поворачивая это явление неожиданными сторонами, исследуя его в самых различных ракурсах. Его Городничий то властно топтал землю и наводил ужас на окружающих одной своей мощной фигурой, то вдруг становился жалким и растерянным при виде Хлестакова, одна нога его безвольно сгибалась в колене, словно Городничему становилось стыдно, что он превосходит ростом «важное начальство». Он готов был расстелиться, отчаянно и неуклюже грохнув, как мешок, на колени перед настороженным гостем. Но затратив неимоверные усилия и достигнув, наконец, вершины блаженства, в сладостных мечтах Городничий неожиданно преображался.
Что может доставить пользу душе» и литературно-художественный альбом «Гоголевы песни», посвященный увлечению писателя народными песнями.
Эти издания, подписанные автором, передал библиотеке Борис Коценко — самарский музыкант, основатель Международного патриотического фестиваля «Борис Коценко представляет». Выставка продлится до 26 мая 2024 года.
Гоголя к русскому языку. Обобщающая беседа о Н. Гоголе как великом писателе, с творчеством которого обучающимся предстоит познакомиться в последующих классах, строится на основе выполнения интерактивного задания и анализа иллюстративного материала.
День рождения Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Загадочному, отчасти мистическому и таинственному русскому писателю Николаю Гоголю сегодня, 1 апреля, исполнилось 215 лет. Год 2024 будет отмечать 215-летие со дня рождения выдающегося русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Валентина Владимировна предложила студентам принять участие в обсуждении темы родины в произведениях 1 апреля 2024 г. исполнилось 215 лет со дня его рождения.
Любовь к миниатюрным книгам, своим болезням и козьему молоку: 215 лет со дня рождения Гоголя
- Мероприятия к юбилею Николая Васильевича Гоголя прошли в библиотеках
- Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
- Интересное
- Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения
- Подписка на новости
- Пресс-Центр » Новости