С представителями Духовного управления мусульман Калмыкии Раджабом Зияутдиновым и Умаром Эльжуркаевым провела Председатель Правительства Республики Калмыкия Гиляна Босхомджиева рабочую встречу. Председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики Мансур хазрат Хайбуллов принял участие на ифтаре, организованный мусульманами города Козловка. С представителями Духовного управления мусульман Калмыкии Раджабом Зияутдиновым и Умаром Эльжуркаевым провела Председатель Правительства Республики Калмыкия Гиляна Босхомджиева рабочую встречу.
Жизнь университета
Духовный лидер мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин направил поздравления Верховному руководителю Ирана Аятолле Сейеду Али Хаменеи Все новости. Благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Мамина радость», организованный при поддержке Духовного управления мусульман Удмуртии, выступает в защиту прав. Религия - 31 октября 2023 - Новости Екатеринбурга -
Духовное управление мусульман РФ призвало жителей Дагестана не вестись на провокации
Нижний Новгород , Исламский колледж Московской области, Нижегородское исламское медресе имени шейха Абдулджалила Биккинина. Издаётся с 1994 г. Официальный сайт: www. Муфтии: Р. Гайнутдин с 1994 по настоящее время.
Бабушка по материнской линии Магира происходила от суфийских шейхов, и именно она привила Талгату интерес к религии и желание учиться. В документальном фильме « Талгат Таджуддин » верховный муфтий вспоминал, что родители воспитывали его с лаской и любовью. Семья жила в частном доме. Талгат был активным ребенком, как рассказывала его мать, любил военные игры и «был заводилой». Вместе с сестрой Раузой он помогал родителям в быту.
По окончании восьми классов школы в 1963 году Тазеев поступил в профтехучилище. После него устроился на Казанский завод синтетического каучука, где работал слесарем по ремонту химико-технологического оборудования. Однако все эти годы молодой человек продолжал интересоваться исламом, что и определило его решение. В 1966 году он поступил в медресе и с отличием окончил его семилетний курс, указано в официальной биографии. Впрочем, всё могло бы сложиться иначе, если бы не упорство будущего верховного муфтия, рассказывает «Большая российская энциклопедия». Шакирд Талгат Таджуддин слева в 1972 году в Марокко в составе делегации советских мусульман Источник: из книги «33 года служения Истине и Отечеству» Уполномоченный по делам религиозных культов по ТАССР запретил посылать ученикам из республики материальную помощь от мечети, урезая их и без того скудное жалованье. Более того, по окончании первого курса обучения вышел приказ об отчислении Талгата из медресе «по неизвестной причине». Решение в итоге удалось обжаловать «во множестве официальных инстанций», но все эти происшествия делали учебу Талгата самым настоящим моральным и материальным испытанием. Вернувшись из медресе в 1973 году, Тазеев получил должность имам-хатыба той самой казанской мечети «Аль-Марджани», в которую он сам ходил в детстве.
Будущий верховный муфтий по окончании бухарского духовного училища начал учебу в Университете аль-Азхар в Каире, которое завершил в 1978 году. После этого он получил должность уже первого имам-хатыба в мечети татарской столицы. Таджуддин с духовными наставниками в мечети «Аль-Марджани» Источник: из книги «33 года служения Истине и Отечеству» При этом, по словам самого религиозного деятеля, по завершении учебы в Египте, куда его направил тогдашний муфтий Шакир Хиялетдинов, ему несколько раз поступали предложения возглавить Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири ДУМЕС — официальную организацию мусульман в Советском Союзе. Дело в том, что Шакир хазрат в 1974 году скончался, а временно исполнять его обязанности стал Ахмедзян Ахметзян Мустафин, находившийся уже в преклонном возрасте. Как писали в книге «Ахметзян Мустафин: из истории ислама в СССР» историки Марат Сафаров и Ислам Зарипов, выбор пал на него, так как советские власти в семидесятые «еще ориентировались на пожилых и успешно участвовавших в международной деятельности религиозных деятелей». В мае 1975 года под традиционным полным контролем Совета по делам религий в Уфе прошел съезд ДУМЕС, целью которого для властей было «избрать нового муфтия и удалить из духовного управления нелояльные элементы, заменив их более пригодными работниками» цитата архивного документа по статье кандидата социологических наук Мансура Кильдеева. На место Мустафина пришел ленинградский имам Габдельбарый Исаев — также уже немолодой религиозный деятель. Мустафин вернулся в Москву, где продолжил работу имам-хатыба Московской соборной мечети. Однако у него был колоссальный опыт работы как в условиях государственного атеизма, так и в условиях города, имевшего статус «колыбели трех революций», также он был хафизом, то есть знал Коран наизусть.
Однако в 1980 году Исаев заявил о своем уходе с поста председателя ДУМЕС, став первым муфтием, добровольно и при жизни покинувшим свой пост. Власти, как писали Сафаров и Зарипов, на фоне Исламской революции и начавшейся войны в Афганистане несколько изменили свой подход к назначению нового муфтия — они были заинтересованы в «эффективном руководителе религиозной структуры, способном на активное взаимодействие с ними», и это открыло дороги молодым. Выбор пал на Талгата Тазеева. Я был доволен тем, что меня назначили имам-хатыбом в мечети, — объяснял свою позицию он в одном из постов в соцсети.
Фидия садака: — минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р. Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед а лучше — среднесуточные затраты на питание.
Нового муфтия главе региона представил Мукаддас Бибарсов.
Он отметил, что Расима Кузяхметова на съезде поддержали практически единогласно. Расим Кузяхметов подчеркнул, что духовное управление мусульман продолжит свою просветительскую деятельность, работу, направленную на поддержание мира и стабильности на территории Саратовской области, взаимодействие с молодёжью. Мы продолжим начатую Мукаддасом Бибарсовым работу по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе», - высказался председатель духовного управления мусульман Саратовской области.
В духовном управлении мусульман РФ объявили дату праздничного намаза в Рамазан хайит
Отметим, что книга Силантьева в свое время вызвала противоречивые оценки в мусульманском обществе, а сам он сейчас больше известен по своей скандальной экспертизе спектакля «Финист Ясный Сокол» , однако схожее описание именно причин мусульманского раскола девяностых встречается и в ряде других источников. Также приводятся и примеры неоднозначного поведения Таджуддина, которое не понравилось некоторым другим религиозным деятелям. Не в ладах с уммой Самый известный из таких инцидентов произошел в 1992 году в Набережных Челнах, где по инициативе главы ДУМЕС в новой мечети «Тауба» был установлен витраж с изображением полумесяца, креста и звезды Давида. В видеохронике тех лет, опубликованной верховным муфтием в соцсетях годы спустя, рассказывается о том, что это был «храм, предназначенный для человека» вне зависимости от его религии. Впрочем, как сообщал « Коммерсант », этот замысел оценили не все, а торжества по случаю открытия мечети закончились дракой между сторонниками и противниками Таджуддина. Открытие мечети в Нижегородской области противники Таджуддина припоминают ему до сих пор Источник: ГолосИслама. RU «Реальное время» также рассказывало о случае, имевшем место в 1999 году, когда Талгат Таджуддин поцеловал руку патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Фотографий и видео этого случая корреспонденту UFA1. RU найти не удалось, однако в 2009 году произошла почти аналогичная ситуация, о которой также писало издание, и она уже куда лучше задокументирована.
Тогда муфтий поцеловал руку патриарху Кириллу, вручавшему ему орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени «за труды по укреплению межрелигиозного диалога и в связи с 60-летием со дня рождения». Об этом упоминается на сайте патриарха, в Сети доступно и видео с церемонии, вызвавшее противоречивую реакцию. В книге «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах» религиовед и социолог религии Сергей Филатов делал похожий вывод о взглядах Таджуддина, указывая на некоторые его высказывания. Иллюстрируя свои оценки, он привел в пример заявление верховного муфтия о том, что шариат должен быть лишь внутренним законом мусульманина, а не нормой права, а также напомнил его выступление на Всемирном русском соборе в декабре 1999 года, когда тот сказал, что «Святая Русь — и для российских мусульман значимое понятие». Особый взгляд Подобная риторика вообще довольно типична для Таджуддина. Например, в 2003 году он всерьез предлагал переименовать ЦДУМ в Исламское центральное духовное управление мусульман святой Руси, о чем тогда писал « Коммерсант ». В таком контексте уже не так удивительно звучит фраза, которую Таджуддин, согласно архивной публикации « Интерфакса » и ее многочисленным перепечаткам, произнес на открытии XIX Всемирного русского народного собора в Москве в ноябре 2015 года. У нас этот «халифат» называется Святая Русь.
Необычная чалма с двуглавым орлом на штыре демонстрирует особые взгляды муфтия Источник: rais. Россия есть сегодня халифат Божий, — сказал тогда Таджуддин. В прессе освещались и другие моменты, происходившие с верховным муфтием: то он объявлял джихад Америке из-за бомбардировки Багдада, то рисовал фигу на протоколе о его снятии, присланном частью муфтиев из Москвы, то из чайной чашки окроплял водой редакцию телеканала «Вся Уфа». Комментируя эти случаи корреспонденту « Реального времени » в ходе своей лекции в Казани, Таджуддин рассказал, как понять, когда он шутит, а когда говорит всерьез. На официальном сайте ЦДУМ про случай с освящением студии «Всей Уфы», к слову, говорится, что сами журналисты «с нетерпением ждали» этого ритуала Источник: cdum. Тем не менее ему удалось удержаться на посту председателя ЦДУМ на протяжении всех этих лет. Многодетный отец на «Мерседесах» Любой духовный лидер выступает примером для своих последователей, потому не лишним будет поговорить и об образе жизни Таджуддина. Официальная резиденция верховного муфтия находится в здании ЦДУМ на правительственной улице Тукаева в Уфе, а живет он в пригородном поселке Зубово — там есть дома у депутата Курултая Артура Шайнурова, певца Айдара Галимова и других известных людей.
На открытии программы повышения квалификации проректор по образовательной деятельности Рустем Гильмутдинов подчеркнул, что обучение по этой программе проводится уже во второй раз в рамках реализации федерального проекта «Реализация мер по профилактике и предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды» государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». Программа оказалась востребованной и очень актуальной», - пояснил Гильмутдинов. В свою очередь директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев отметил, что в рамках программы повышения квалификации слушатели имеют возможность на теоретическом и практическом уровнях понять, какие процессы происходят и как они влияют на умму, на её восприятие и мировоззрение. Слушатели курсов освоили азы социального проектирования, ознакомились с тонкостями ведения социальных сетей религиозных организаций, приняли участие в интерактивной площадке «Ислам и общество в XXI в.
Начиная с 1990—х годов, мы были с командой муфтия Равиля Гайнутдина.
Сегодня ДУМ РФ самое работоспособное, современное по интеллектуальной составляющей, духовное управление. Я не просто учился с Равилем хазратом, я являюсь членом команды Равиля Гайнутдина. Нас пугали тем, что «заберут наши мечети». И некоторые на это поддавались. Второй вопрос — вопрос Устава, который мы долго разрабатывали.
Корреспондент «Миллиард. Татар» разбирался, в чем подоплека кадровых перестановок. Источник фото: dumso. Делегаты местных религиозных организаций региона и президиум проголосовали за выдвинутую кандидатуру в качестве нового председателя. Из 130 заявленных участие в голосовании приняли 106 делегатов.
Всего в регионе насчитывается 99 мусульманских религиозных объединений, 36 из которых носят статус МРОМ, и 63 религиозные группы. Также на курултае единогласно была принята новая редакция устава организации, в котором теперь зафиксирован факт официального вхождения саратовского муфтията в состав духовного управления мусульман России. Кто такой Мукаддас Бибарсов? Муфтий Саратовской области Мукаддас хазрат Бибарсов — заметная фигура в исламском сообществе России, во многом благодаря своим смелым высказываниям и авторитетному мнению по острым вопросам, возникающим перед российской уммой. Духовное управление мусульман Саратова было создано в 1992 году во главе с уроженцем села Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области и выпускником бухарского медресе «Мир Араб» Мукаддасом хазратом Бибарсовым, отделившись от духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири во главе с Талгатом Таджуддином.
В 1996 году организация уже вошла в состав Совета муфтиев России. На сегодняшний день только в Саратовской области открыты 57 мечетей, работает всероссийский детский мусульманский лагерь «Муслим». Саратов является центром проведения мусульманских мероприятий всероссийского и международного масштаба. За эти 32 года в регионе возникло и действуют 99 мусульманских религиозных объединений, работают 57 мечетей. Что можно считать внушительным результатом, так как перед распадом СССР в регионе оставалось только два мусульманских храма.
В Духовном управлении нам сообщили, что Мукаддас хазрат оставил лишь один из своих постов, сохранив за собой руководство Духовным управлением мусульман Поволжья. Он продолжит выполнять обязанности имам-хатыйба Саратовской Соборной мечети и продолжит свою деятельность в качестве руководителя общественных и просветительских организаций, не отказываясь также от кураторства научных и медиа проектов. Подводя итоги деятельности Духовного управления под руководством Мукаддаса хазрата Бибарсова, нельзя не отметить большую работу в направлении развития мусульманских медиа и исламского просвещения. Например, было учреждено издание первой мусульманской газеты «Мусульманский вестник» в 1989 году, примерно в это же время на федеральном канале ГТРК Саратов была запущена передача «Аллаху Акбар».
Делегация ДУМ Ивановской области с братским визитом находится в Республике Мордовия
По инициативе председателя Централизованой религиозной организации Духовное управление мусульман азиатской части россии Муфтия, шейха Нафигуллы Аширова. Главная Наша деятельность Новости Глава республики встретился с муфтием Духовного управления мусульман Мордовии Раилем Асаиновым. наша жизнь в ИсламеЦентрализованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации.
ДУМ РФ призвало мусульман страны не поддаваться на провокационные призывы
Более четверти россиян уже выбирают продукцию с отметкой «Халяль», и среди них не только мусульмане, рассказал в интервью РИА Новости руководитель Роскачества Максим Протасов. Благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Мамина радость», организованный при поддержке Духовного управления мусульман Удмуртии, выступает в защиту прав. От имени Духовного управления мусульман Московской области и себя лично с сердечным теплом поздравляю Вас с днём рождения!
Мусульмане России
Глава республики встретился с муфтием Духовного управления мусульман Мордовии Раилем Асаиновым | Пленум Центрального духовного управления мусульман России состоялся в Уфе. |
Новости - Региональное духовное управление мусульман свердловской области, Екатеринбург | Пленум Центрального духовного управления мусульман России состоялся в Уфе. |
Делегация ДУМ Ивановской области с братским визитом находится в Республике Мордовия
Мусульманское искусство во всем мире, включая Россию, переживает ренессанс, идет переосмысление многовекового наследия ислама, сообщил РИА Новости руководитель департамента культуры Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) Ренат Абянов. Религия - 31 октября 2023 - Новости Тюмени - Духовное управление мусульман. В России — 11 июня 2021 года 19:57. Уроженец Рязанской области Анвар Девликамов награжден медалью Духовного управления мусульман Российской Федерации.
ДУМ России: Между духовными управлениями мусульман разногласий нет
Наши чувства по отношению к Палестине и святой мечети Аль-Акса должны быть обращены в гуманитарную поддержку страждущих, в усердные и искренние мольбы к Господу миров с просьбами о сохранении жизней и установления гармонии». Жертвами стали более 800 человек. Во многих странах Ближнего Востока начались антиизраильские выступления. Москва, Елена Владимирова Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Международное сообщество, все люди доброй воли, должны остановить агрессию, блокаду и оккупацию Израилем палестинских территорий, заставить его выполнить резолюции ООН и не препятствовать созданию независимого жизнеспособного палестинского государства», — говорится в обращении.
Сегодня в 12:00 в московской Соборной мечети начнется молитва за народ Палестины. Туда пригласили духовенство, общественных деятелей, дипломатов, в том числе чрезвычайных и полномочных послов мусульманских стран, представителей СМИ. Такова же и судьба нашего Отечества — России.
Федеральная власть не обращала на эти процессы внимания, а региональные власти склонялись к созданию собственных автономных мусульманских структур. Как указывает «Большая российская энциклопедия», примерно тогда же Таджуддин дал согласие на создание независимых исламских религиозных центров, но это не предотвратило появления региональных духовных управлений, что в дальнейшем способствовало усилению раскола. Политический обозреватель Михаил Тульский в научной статье «Раскол в руководстве российских мусульман» цитирует заявление представителей Высшего координационного центра ДУМ России, в котором они заявили, что сан «Верховный муфтий России» Талгата Таджуддина «является самозванным и незаконно присвоенным».
Он также упоминает о выигрышной для тогдашнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева ситуации с образованием независимого ДУМ РТ, которое позволило «перенести столицу российского ислама из Уфы в Казань». В книге «Новейшая история ислама в России» исламовед, член экспертного совета ВАК при Минобразования РФ по теологии Роман Силантьев отмечал, что в период раскола в сторону Таджуддина посыпались обвинения в сотрудничестве со спецслужбами, ОПГ, националистами, некоторые заявляли о якобы имеющихся у него психических проблемах, кто-то считал его лжепророком, отступником и так далее он в ответ нередко называл своих оппонентом ваххабитами. Отметим, что книга Силантьева в свое время вызвала противоречивые оценки в мусульманском обществе, а сам он сейчас больше известен по своей скандальной экспертизе спектакля «Финист Ясный Сокол» , однако схожее описание именно причин мусульманского раскола девяностых встречается и в ряде других источников. Также приводятся и примеры неоднозначного поведения Таджуддина, которое не понравилось некоторым другим религиозным деятелям. Не в ладах с уммой Самый известный из таких инцидентов произошел в 1992 году в Набережных Челнах, где по инициативе главы ДУМЕС в новой мечети «Тауба» был установлен витраж с изображением полумесяца, креста и звезды Давида. В видеохронике тех лет, опубликованной верховным муфтием в соцсетях годы спустя, рассказывается о том, что это был «храм, предназначенный для человека» вне зависимости от его религии.
Впрочем, как сообщал « Коммерсант », этот замысел оценили не все, а торжества по случаю открытия мечети закончились дракой между сторонниками и противниками Таджуддина. Открытие мечети в Нижегородской области противники Таджуддина припоминают ему до сих пор Источник: ГолосИслама. RU «Реальное время» также рассказывало о случае, имевшем место в 1999 году, когда Талгат Таджуддин поцеловал руку патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Фотографий и видео этого инцидента корреспонденту UFA1. RU найти не удалось, однако в 2009 году произошла почти аналогичная ситуация, о которой также писало издание, и она уже куда лучше задокументирована. Тогда муфтий поцеловал руку патриарху Кириллу, вручавшему ему орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени «за труды по укреплению межрелигиозного диалога и в связи с 60-летием со дня рождения».
Об этом упоминается на сайте патриарха, в Сети доступно и видео с церемонии, вызвавшее противоречивую реакцию. В книге «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах» религиовед и социолог религии Сергей Филатов делал похожий вывод о взглядах Таджуддина, указывая на некоторые его высказывания. Иллюстрируя свои оценки, он привел в пример заявление верховного муфтия о том, что шариат должен быть лишь внутренним законом мусульманина, а не нормой права, а также напомнил его выступление на Всемирном русском соборе в декабре 1999 года, когда тот сказал, что «Святая Русь — и для российских мусульман значимое понятие». Особый взгляд Подобная риторика вообще довольно типична для Таджуддина. Например, в 2003 году он всерьез предлагал переименовать ЦДУМ в Исламское центральное духовное управление мусульман святой Руси, о чем тогда писал « Коммерсант ». В таком контексте уже не так удивительно звучит фраза, которую Таджуддин, согласно архивной публикации « Интерфакса » и ее многочисленным перепечаткам, произнес на открытии XIX Всемирного русского народного собора в Москве в ноябре 2015 года.
У нас этот «халифат» называется Святая Русь. Необычная чалма с двуглавым орлом на штыре демонстрирует особые взгляды муфтия Источник: rais. Россия есть сегодня халифат Божий, — сказал тогда Таджуддин. В прессе освещались и другие инциденты, происходившие с верховным муфтием: то он объявлял джихад Америке из-за бомбардировки Багдада, то рисовал фигу на протоколе о его снятии, присланном частью муфтиев из Москвы, то из чайной чашки окроплял водой редакцию телеканала «Вся Уфа». Комментируя эти случаи корреспонденту « Реального времени » в ходе своей лекции в Казани, Таджуддин рассказал, как понять, когда он шутит, а когда говорит всерьез.
Он отметил, что Расим Кузяхметова на съезде поддержали практически единогласно. В свою очередь, Расим Кузяхметов подчеркнул, что духовное управление мусульман продолжит свою просветительскую деятельность, работу, направленную на поддержание мира и стабильности на территории Саратовской области, взаимодействие с молодёжью. Мы продолжим начатую Мукаддасом Бибарсовым работу по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, — заверил главу региона Расим Мухтарович.
Роман Бусаргин, подхватив затронутую новым муфтием тему, отметил важность всех направлений, которыми занимается духовное управление мусульман и подчеркнул, что региональное правительство продолжит сотрудничество с ДУМСО по всем вопросам.
Смена саратовского муфтия: почему ушел Мукаддас Бибарсов?
Делегация ДУМ Ивановской области с братским визитом находится в Республике Мордовия | Духовное управление мусульман РФ 10 апреля в 20:05. |
Духовное управление мусульман призвало строить мечети в городах-миллионниках России | Читайте последние новости дня по теме Духовное управление мусульман: В Москве пройдет международный конкурс чтецов Корана, Муфтияты Узбекистана и Дагестана обсуждают сотрудничество. |
Духовное управление мусульман Российской Федерации | 25 декабря в Саранске прошло итоговое собрание Духовного управления мусульман Республики Мордовия. |
Президиум ДУМ РФ призвал мусульман не поддаваться на провокации в Махачкале | Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (Нижегородский Мухтасибат) Гаяз-хазрат Закиров вручил благодарность "за значительный вклад в развитие мусульманской культуры, сохранение обычаев, традиций Ислама. |
Духовное управление мусульман РФ призвало жителей Дагестана не вестись на провокации
К заслугам Талгата Таджуддина относят то, что он увеличил число мечетей до 500, добился для ДУМЕС возможности издать в Казани 50 тысяч экземпляров Корана и 10 тысяч экземпляров сборника хадисов, при нем в октябре 1989 года в Уфе открылось медресе имени Ризаэтдина ибн Фахретдина ныне — Российский исламский университет ЦДУМ России. Муфтий был инициатором строительства известной уфимской мечети «Ляля-Тюльпан», где ранее упомянутое учебное учреждение базировалось с 1990 по 2005 год. Также Таджуддин способствовал отправке из Башкирии и Татарстана шакирдов для обучения в Бухаре. Съезд ДУМЕС в Уфе летом 1980 года Источник: из книги «33 года служения Истине и Отечеству» Одним из ключевых направлений работы ДУМЕС в те годы стала интеграция в международные процессы — организация и ее руководитель участвовали в многочисленных форумах и конференциях по всему миру. К 1988 году в составе управления находились 142 общины, двумя годами позднее Таджуддину было присвоено высшее духовное мусульманское звание — шейх-уль-ислам. По его инициативе был учрежден праздник «Собрание в святом Болгаре», на который в татарский город Болгар ежегодно стекаются паломники. Федеральная власть не обращала на эти процессы внимания, а региональные власти склонялись к созданию собственных автономных мусульманских структур.
Как указывает «Большая российская энциклопедия», примерно тогда же Таджуддин дал согласие на создание независимых исламских религиозных центров, но это не предотвратило появления региональных духовных управлений, что в дальнейшем способствовало усилению раскола. Политический обозреватель Михаил Тульский в научной статье «Раскол в руководстве российских мусульман» цитирует заявление представителей Высшего координационного центра ДУМ России, в котором они заявили, что сан «Верховный муфтий России» Талгата Таджуддина «является самозванным и незаконно присвоенным». Он также упоминает о выигрышной для тогдашнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева ситуации с образованием независимого ДУМ РТ, которое позволило «перенести столицу российского ислама из Уфы в Казань». В книге «Новейшая история ислама в России» исламовед, член экспертного совета ВАК при Минобразования РФ по теологии Роман Силантьев отмечал, что в период раскола в сторону Таджуддина посыпались обвинения в сотрудничестве со спецслужбами, ОПГ, националистами, некоторые заявляли о якобы имеющихся у него психических проблемах, кто-то считал его лжепророком, отступником и так далее он в ответ нередко называл своих оппонентом ваххабитами. Отметим, что книга Силантьева в свое время вызвала противоречивые оценки в мусульманском обществе, а сам он сейчас больше известен по своей скандальной экспертизе спектакля «Финист Ясный Сокол» , однако схожее описание именно причин мусульманского раскола девяностых встречается и в ряде других источников. Также приводятся и примеры неоднозначного поведения Таджуддина, которое не понравилось некоторым другим религиозным деятелям.
Не в ладах с уммой Самый известный из таких инцидентов произошел в 1992 году в Набережных Челнах, где по инициативе главы ДУМЕС в новой мечети «Тауба» был установлен витраж с изображением полумесяца, креста и звезды Давида. В видеохронике тех лет, опубликованной верховным муфтием в соцсетях годы спустя, рассказывается о том, что это был «храм, предназначенный для человека» вне зависимости от его религии. Впрочем, как сообщал « Коммерсант », этот замысел оценили не все, а торжества по случаю открытия мечети закончились дракой между сторонниками и противниками Таджуддина. Открытие мечети в Нижегородской области противники Таджуддина припоминают ему до сих пор Источник: ГолосИслама. RU «Реальное время» также рассказывало о случае, имевшем место в 1999 году, когда Талгат Таджуддин поцеловал руку патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Фотографий и видео этого случая корреспонденту UFA1.
RU найти не удалось, однако в 2009 году произошла почти аналогичная ситуация, о которой также писало издание, и она уже куда лучше задокументирована. Тогда муфтий поцеловал руку патриарху Кириллу, вручавшему ему орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени «за труды по укреплению межрелигиозного диалога и в связи с 60-летием со дня рождения». Об этом упоминается на сайте патриарха, в Сети доступно и видео с церемонии, вызвавшее противоречивую реакцию. В книге «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах» религиовед и социолог религии Сергей Филатов делал похожий вывод о взглядах Таджуддина, указывая на некоторые его высказывания. Иллюстрируя свои оценки, он привел в пример заявление верховного муфтия о том, что шариат должен быть лишь внутренним законом мусульманина, а не нормой права, а также напомнил его выступление на Всемирном русском соборе в декабре 1999 года, когда тот сказал, что «Святая Русь — и для российских мусульман значимое понятие». Особый взгляд Подобная риторика вообще довольно типична для Таджуддина.
Например, в 2003 году он всерьез предлагал переименовать ЦДУМ в Исламское центральное духовное управление мусульман святой Руси, о чем тогда писал « Коммерсант ». В таком контексте уже не так удивительно звучит фраза, которую Таджуддин, согласно архивной публикации « Интерфакса » и ее многочисленным перепечаткам, произнес на открытии XIX Всемирного русского народного собора в Москве в ноябре 2015 года.
Встреча состоялась по инициативе Михаила Николаевича и была приурочена к наступлению Ураза-байрам. Глава округа передал свои поздравления мусульманам Чехова по случаю наступления этого священного праздника и отметил, что администрация города всегда оказывает содействие в проведении праздничных намазов в честь главных праздников ислама. В рамках беседы стороны обсудили ряд актуальных проектов и инициатив администрации г. Чехов, в которых задействован местные мусульмане: строительство памятной стелы о героях Великой Отечественной войны, участие в субботниках, помощь нуждающимся, благотворительные акции и иные направления.
Такова же и судьба нашего Отечества — России. Мы обязаны беречь мир в нашем государстве, в том числе и сохранять братские взаимоотношения между общинами различных религиозных традиций. Наши чувства по отношению к Палестине и святой мечети Аль-Акса должны быть обращены в гуманитарную поддержку страждущих, в усердные и искренние мольбы к Господу миров с просьбами о сохранении жизней и установления гармонии». Жертвами стали более 800 человек.
Мукаддас хазрат Бибарсов сумел выдержать этот сложный процесс и найти паритет между давлением диаспор и татарской общиной Саратова. Ему стоит отдать должное — он всегда достойно держал в своих руках контроль над татарской мечетью. Только поэтому не произошло ассимиляции татарской мечети с другими народами, чего не смогли избежать другие города. Можно считать, что он уходит с поста завершив свою миссию.
И он уходит на пике своей карьеры. Уходит, оставив после себя много хорошего и оставив очень мощный фундамент, или даже очень мощное здание», - считает Азат Ахунов. Остается надеяться, что новые мусульманские молодые лидеры не растеряют то, что было наработано десятилетиями. Исходя из нынешних реалий есть необходимость применения новых подходов.
На место главы Духовного управления мусульман Саратова пришел земляк Бибарсова также уроженец Пензенской области - первый заместитель муфтия и директор медресе «Шейх Саид» Расим хазрат Кузяхметов. В настоящее время новоиспеченный муфтий учится на 2-ом курсе магистратуры Болгарской исламской академии в Республике Татарстан. На вопрос о том, какие пожелания есть к своему преемнику Мукаддас хазрат ответил так: «Сейчас для нового муфтия и председателя ДУМ СО самое важное сосредоточиться на том, чтобы вывести на новый уровень работу существующих мечетей и, конечно, строить новые. Необходимо качественно поработать над образованием наших имамов и провести обновление нашего медресе в соответствии с современными реалиями».
Что известно о Расиме хазрате Кузяхметове? Расим Кузяхметов родился 7 декабря 1976 года в селе Суляевка Лопатинского района Пензенской области. Свой путь становления в сфере религиозной деятельности он начал под чутким руководством муфтия Саратова и много лет спустя стал его заслуженным преемником. Учеба: С 1993 по 1995 годы проходил обучение в медресе «Нуруль Ислам» в городе Октябрьский на границе Республики Башкортостан.
После чего поступил в Международный исламский университет «Аль-Азхар» в Каире факультет теологии, специальность - «хадисоведение» , где учился с 1996 по 2005 год. С 2005 по 2011 годы - Поволжская академия государственной службы им. Факультет государственного и муниципального управления.
От медресе до «Мерседеса»: как верховный муфтий России шел к сану и что приобрел на этом пути
Смена саратовского муфтия: почему ушел Мукаддас Бибарсов? | Миллиард Татар | Дзен | «В прошлом году обучение прошли 35 человек, среди которых были руководители и заместители руководителей духовных управлений мусульман, религиозные деятели из 14 регионов Российской Федерации. |
Муфтият Республики Дагестан | Духовное управление мусульман Крыма и города Севастополь выражает благодарность руководству УФСИН за содействие в организации мероприятия для заключенных мусульман. |