В 1993 году восстанавливается самоуправляемая Эстонская православная церковь в юрисдикции Московского патриархата (этот статус подтверждён томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II[12]). 30 января 2024 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. 10 мая 2022 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Новомученик и Исповедник Русской Православной Церкви XX века.15 / 28 ноября.
Судьба Пюхтицкого монастыря: молитвенный вызов в сердце атеистической Эстонии
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Лукинского храма г. Южно-Сахалинска протоиерей Андрей Чугунов и ключарь кафедрального собора иерей Александр Брагин. Эстонская православная церковь Московского патриархата, в свою очередь, заявила, что разрывать связи с РПЦ не собирается. Власти Эстонии могут закрыть монастыри, которые откажутся выйти из подчинения Русской православной церкви (РПЦ). Сотрудники Министерства внутренних дел продолжают встречаться со священниками и прихожанами Эстонской православной церкви Московского патриархата, пытаясь убедить их в необходимости разорвать свои связи с Москвой.
Новые власти Таллина хотят ограничить деятельность Эстонской православной церкви
Православная Церковь в пределах обособившейся Эстонии была выделена в самоуправляемую Церковь в составе Московского Патриархата Томосом святителя Тихона, патриарха Всероссийского, за № 1780 от 15/28 июня 1920 года. Вообще это узнается двумя телефонными звонками людям, принадлежащим Эстонской Православной Церкви. И люди будут говорить откровенно даже после нынешних новостей про Евгения. Вице-канцлер МВД Эстонии Райво Кюйт сообщил, что не исключена принудительная ликвидация Эстонской православной церкви Московского патриархата. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата опубликовала Послание, в котором подтвердила свою каноническую связь с Русской Православной Церковью. Эстонское Eesti Päevaleht опубликовало мнение Орентия Кампуса, представителя Эстонской Апостольской православной церкви, с призывом к правительству запретить на территории страны деятельность РПЦ Московского патриархата. Настоятельница и насельницы Успенского Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии и его председателю архиепископу Урмасу Виилма с открытым письмом в связи с в высшей степени тревожным положением, которое возникло сейчас вокруг обители.
Власти Эстонии продолжают «кошмарить» Русскую православную церковь
Государство, конечно, не собирается вмешиваться в религиозные дела, но единственное, чего мы хотим, это чтобы у патриарха Кирилла, который сказал, что священная война идет и против Эстонии, больше не было влияния в Эстонии через церковь». В методах убеждения Ляэнеметс не стесняется. Недавно он посетил Пюхтицкий женский монастырь в деревне Куремяэ, чтобы лично довести до его обитателей: не выйдете из подчинения Московскому патриархату — можете столкнуться с «принудительным прекращением деятельности». Фактически то же требование Ляэнеметс выдвинул приходу собора Александра Невского в Таллине, пообещав найти юридическое решение для перехода объекта к новому собственнику. И эстонская епархия РПЦ, по некоторым данным, уже поддалась нажиму, начав хлопотать о переводе собора из-под прямой юрисдикции патриарха Кирилла в свое подчинение. Однако, как показывает практика, все эти посулы не стоят ровным счетом ничего и могут оказаться хитро расставленной ловушкой. Мэрия Таллина уже решила расторгнуть договоры аренды на ряд объектов российской недвижимости, включая помещения, в которых пока располагается канцелярия митрополита Таллинского и всея Эстонии. После того как Москва потеряет последние рычаги влияния на ситуацию, у властей руки окажутся развязаны полностью. Церковная собственность — лакомый кусок для эстонских националистов. В одной только столице республики ЭПЦ арендует семь объектов, главным из которых, безусловно, является вышеупомянутый Александро-Невский кафедральный собор. Великолепное творение архитектора Михаила Преображенского является архитектурной доминантой Старого Таллина наравне со знаменитой башней «Длинный Герман», находящейся в том же Вышгороде.
И считается у местных радикалов символом русификации — наглядным, оттого и особо ненавидимым.
Об это заявил министр внутренних дел страны Лаури Ляэнеметс. Но если они сами не примут каких-либо решений и государство в какой-то момент вынуждено будет через суд ходатайствовать о принудительном прекращении деятельности, то вопрос может усложниться, - цитирует издание слова министра в радиоэфире. Отметим, что эстонская православная церковь фактически распалась на две структуры в 1990-е годы: одна осталась в подчинении Московского патриархата, вторая - Константинопольского. Тогда ее деятельность в Эстонии можно будет запретить, - рассказывал 47news.
Мы предприняли усилия для снижения напряженности в обществе, но опасность потрясений в церковной жизни не миновала. Мы инициировали переговорный процесс и надеемся, что с Божией помощью нам удастся найти способы преодоления кризиса», — отмечается в письме. Предстоятель Эстонской Православной Церкви также призвал всех сохранять спокойствие, хранить верность Священноначалию Церкви и помнить, что главными средствами преодоления всех обстояний являются пост и молитва.
Православие — крупнейшая христианская конфессия в Эстонии, поэтому борьба с русской церковью и культурой становятся главным оружием против влияния Москвы в Восточной Европе. Но не только. Прибалтика давно является для США полигоном для отработок новейших военных технологий и операций, считают эксперты. На постсоветском пространстве идёт дерусификация, поэтому борьба с русской церковью и культурой становятся главным оружием против влияния Москвы в Восточной Европе. Подготовка к операции по дискредитации Если вспомнить события последних месяцев, связанные с началом атак на Эстонскую православную церковь Московского патриархата, то первые звоночки начались в январе 2024 года. Напомним, Таллин решил не продлевать вид на жительство главе Эстонской митрополии РПЦ 66-летнему митрополиту Евгению Валерию Решетникову , поскольку он якобы внезапно стал представлять угрозу безопасности Эстонии. Чиновники назвали причину — поддержка СВО. Таллин уже не первое десятилетие пытается извести у себя конфессию и навязать "эстонское православие" под эгидой раскольничьего "Константинопольского патриархата". Это такое как бы православие по натовскому образцу, — отмечает Егор Холмогоров. По словам Холмогорова, пользуясь конфликтом на Украине, власти Эстонии пустили в ход экстремальные средства.
В Эстонии монастырям пригрозили закрытием за отказ выйти из подчинения РПЦ
Однако у МВД имеется и другой, весомый аргумент. Но сейчас мне кажется, что все стороны проявят мудрость и найдут правильное решение в данной ситуации», — добавил Кюйт. Напомним, в новом коалиционном соглашении между Партией Реформ, Социал-демократической партией, Eesti 200 и Isamaa, подписанном в Таллине 14 апреля 2024 года, говорится: «Город расторгнет договоры и больше не будет поддерживать частных лиц, организации и проекты, которые увеличивают влияние Российской Федерации». Ранее, Министр внутренних дел, социал-демократ Лаури Ляэнеметс предложил Парламенту Эстонии признать Московский патриархат террористической организацией с целью в конечном итоге запретить его деятельность на территории Эстонии.
Власти Эстонии предлагают церкви новый патронат вместо Москвы Сегодня, 06:54 Автор: Наталья Селезнева Власти Эстонии оказывают значительное влияние на политику местной православной церкви, призывая её разорвать связи с Московским патриархатом. Для этого они проводят встречи с представителями церковного сообщества и предлагают перейти под юрисдикцию Константинопольского и других автокефальных патриархатов.
Подобные предложения были выдвинуты и в отношении других православных общин в стране.
Анна Спицына Ставропигиальный статус Пюхтицкого монастыря Эстонской православной церкви, предполагающий прямое подчинение Патриарху Московскому и всея Руси, является исключительно внутрицерковным делом. Власти Эстонии не вправе инициировать изменение этого статуса по своему усмотрению, заявил сегодня замглавы синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
И определение этого статуса относится к исключительной компетенции верующих и тех органов церковного управления, которые такие вопросы решают, - цитирует ТАСС слова Кипшидзе. Он подчеркнул, что государства никогда не пытались урегулировать статус монастырей так, как им удобно в тот или иной политический момент, но эстонское правительство сегодня пытается это сделать.
Он назвал предложение Ляэнеметса "театром абсурда", в котором эстонские политики лишь играют роли, пытаясь выслужиться перед "хозяином учреждения", а их борьбу с РПЦ — "подобием ментального наркотика" для эстонского избирателя, благодаря которому он должен забыть о реальных проблемах.
И не вина людей церкви, что политики эти мосты уничтожают", - резюмировал Легойда.
ERR: власти Эстонии угрожают закрыть монастыри за отказ выйти из подчинения РПЦ
Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» Ин: 15. В целом стоит отметить, что и в российском сегменте православного интернета это смелое высказывание патриарха вызвало некоторое смущение. Поскольку такого рода «отпущение всех грехов» — это, скорее, католическая традиция и практика. Но это уже, как говорится, вероучительные вопросы. С политической же точки зрения это высказывание главы РПЦ стали рассматривать, например, власти Эстонии. И требовать публичного ответа от митрополита Евгения. При этом понятно, что для Эстонии эта патриаршая проповедь — просто очень удобный повод в очередной раз надавить на ЭПЦ МП. Митрополит Евгений, к слову, ответ дал. Опираясь на православное вероучение, Эстонская православная церковь выступает против войны, она за мир и за мирное разрешение любых конфликтов, что было еще раз подчеркнуто в обращении Синода Эстонской православной церкви от 6 октября с. В связи с этим сообщаю Вам, что я не разделяю слова Святейшего патриарха Кирилла, произнесенные им в проповеди 25. И здесь у людей нецерковных возникает логичный вопрос: а что, так можно было?
Может ли руководитель части РПЦ публично не согласиться с позицией патриарха?
Ляэнеметс отметил, что государство намерено дать приходам возможность самим принять соответствующее решение. С другой стороны, мы постараемся дать им возможность сделать все это в соответствии с их собственным решением, так, как они посчитают нужным", — пояснил министр. В то же время министр внутренних дел отметил, что если такие решения не будут приняты, то напрямую подчиненные Русской православной церкви приходы могут столкнуться с принудительным прекращением деятельности по решению государства. Пока не будут найдены новые решения, монастырь будет продолжать свою обычную деятельностьПо словам Ляэнеметса, прием в монастыре был теплым и открытым: министр объяснил, почему эстонское государство считает позицию Московского патриархата неприемлемой, а игуменья рассказала о позиции монастыря и его отношениях с Московским патриархатом. Согласно светскому законодательству, отделение монастыря от Московского патриархата не представляет сложности, но с точки зрения церковного права ситуация гораздо сложнее", — сказал Ляэнеметс.
Вообще, надо заметить, что патриарх Варфоломей не вмешивается в дела своих приходов в Эстонии. А вот нам сейчас очень сложно, но при этом из Москвы из разных отделов нас забрасывают всевозможными предписаниями, указаниями, предложениями. Всё это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что наша Эстонская самоуправляемая церковь — это всего тридцать приходов, которые ещё разделили на две епархии.
Скажу прямо: это дробление кроме трудностей нам ничего не принесло. Но не исходя из наших потребностей. Вообще, причудские приходы близ Чудского озера , которые как раз отошли в новую епархию, к епископу Лазарю, очень непростые. Священнику там самостоятельно жить невозможно, не хватит средств. Раньше у приходов были земли, сейчас же, в основном, приходится полагаться на пожертвования. Есть там один священник, который занимается фермерством, отец Иаков Метсалу, эстонец. Но это исключение, а не правило. Думаю, если бы Пюхтицкий монастырь был в составе епархии, а не отдельно как сейчас, в качестве ставропигиального , то многие вопросы можно было бы решить. Например, чтобы священник отслужил в приходе в субботу и воскресенье, а затем мог послужить в монастыре.
Сейчас фактически получается, что в Эстонской Православной Церкви нет ни одного монастыря. Мне как и любому другому архиерею нужно просить разрешение патриарха, чтобы служить в Пюхтицах. Получается, что я никакого отношения к Пюхтицкому монастырю не имею даже минимально, как при патриархе Алексии и игумении Варваре , я не знаю, что там происходит. Владыка Корнилий заметил, что для него такая ситуация огорчительна. По мнению митрополита, Пюхтицкая обитель — это «часть Эстонской Православной Церкви, наша главная святыня». Впрочем, личные отношения с новой настоятельницей назначенной в ноябре 2011 года сложились у него вполне хорошие. Она и в Таллин к нам приезжала, на духовные концерты, которые мы организовывали», — сказал владыка. Ближе к концу нашей беседы я затронул вопрос о переводе богослужебных книг на эстонский. Всё-таки в епархиях Московского патриархата есть эстонцы и, вероятно, им приятно слышать службы на родном языке.
Наверное, такие переводы важны и для миссионерских целей, и для просвещения. Надо бы вместе нам работать, потому что разночтения получаются. Эстонский язык, к сожалению, не очень богат богословскими терминами, поэтому переводить непросто. Иоанн Кронштадский к слову, очень почитаемый в Пюхтицах стремился к возрождению эстонского православия. Наше положение непростое, а я не политик, но хотелось бы большего понимания нашей ситуации со всех сторон, — подчеркнул митрополит. На прощание владыка подарил мне несколько книг, в том числе свой труд о знаменитом кронштадском пастыре. Покинув резиденцию предстоятеля ЭПЦ, я, пройдя по улицам старого города, поднялся на холм Тоомпеа, к столь полюбившемуся мне Александро-Невскому собору. Рядом с храмом находится здание парламента. Церковь и Рийгикогу Парламент разделены пространством всего в несколько десятков метров.
Жаль, что в пространстве государственно-политическом это расстояние неизмеримо больше, и голос Эстонской Православной Церкви слышен в коридорах власти далеко не всегда. Здание Парламента Эстонии. Вид с колокольни Александро-Невского собора Митрополит Стефан: «Мы хотим, чтобы Русская Церковь признала нашу автономию» Резиденция митрополита Стефана расположена на улице Висмари, в довольно престижном районе эстонской столицы. Правда, найти её удалось не без труда: здание скрыто во дворе и малозаметно, хотя крест, венчающий крышу Церковного Управления, является хорошим ориентиром. Но его сложно увидеть, если идти, например, с восточной стороны улицы. Таллин, улица Висмари. С митрополитом Стефаном мы говорили по-русски. Владыка неплохо владеет русским языком, хотя по национальности он грек и с Россией никак не связан. В 1963 году рукоположен во диакона, в 1968 году — в иерея.
Служил во Франции. Епископская хиротония состоялась в марте 1987 года. В архиерейском звании владыка Стефан служил в Ницце южная Франция. Управляет Эстонской Апостольской Православной Церковью с марта 1999 года. Один из первых вопросов, который я решил задать во время беседы, был связан с самим фактом назначения митрополита в Эстонию. Действительно, большую часть своей жизни он провёл во Франции, с Эстонией знаком не был. Почему же выбор пал именно на владыку Стефана? Поэтому выбрали меня. Конечно, с государством было достигнуто соглашение, ведь я не эстонец и должен был получить разрешение на пребывание здесь.
И когда мне сказали про Эстонию, я даже вначале не знал, где она находится. Предполагал, что где-то возле Сибири. Впервые митрополит Стефан посетил Эстонию весной 1997 года. Дело в том, что архиепископ Карельский и всея Финляндии Иоанн временно управлявший эстонскими приходами, принятыми Вселенским патриархатом в свою юрисдикцию попросил его о помощи во время Великого поста и Пасхи. У Эстонской Апостольской Православной Церкви не хватало священников, чтобы служить в новых приходах. Страна совсем недавно освободилась от коммунизма. За два месяца я отслужил сорок литургий. И впервые почувствовал, какие здесь трудности между нашей церковью и русской. В 1991 году эстонцы хотели получить от русских автономию, но в Москве этого не понимали.
Поэтому Константинополь дал автономию Церкви в Эстонии. И я не могу согласиться, что мы раскольники. Скорее наоборот, раскольники — это Русская Церковь. Вообще, до 1941 года здесь была одна Церковь. И сейчас нам надо работать вместе, чтобы устроить единую Православную Церковь Эстонии. Екатерины Константинопольский патриархат — Под юрисдикцией Константинополя? Мы автономная церковь, как в Финляндии, хотя и получаем помощь от Константинополя. Надо держаться этой автономности и, если Московский патриархат будет согласен, можно устроить одну автономную церковь. Но посмотрите на жизнь ЭАПЦ сегодня: митрополит выбран Константинополем, а два других епископа выбраны уже самой автономной церковью.
Eдиная Церковь в Эстонии необходима, и нашим патриархатам следует искать варианты решения этого вопроса. Пусть даже будет автокефальная церковь. Я уже говорил русским, что мы можем вместе работать, вместе служить. Но они не хотят. Но это не наши проблемы.
В обители также заявили, что министр МВД согласился, что за время своего существования Пюхтицкий монастырь не скомпрометировал себя участием в политических акциях и не позволял никаким политическим силам собой манипулировать.
Он сообщил, что ждет от монастыря самостоятельных шагов по выходу.
МВД Эстонии угрожает закрыть православные приходы, не разорвавшие связи с РПЦ
Cостоялось заседание Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. 30 января 2024 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Подорганизация «Отечества» предлагает п рекратить деятельности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Вице-канцлер МВД Эстонии Райво Кюйт сообщил, что не исключена принудительная ликвидация Эстонской православной церкви Московского патриархата.
Время гонений
С 2018 года предстоятелем Эстонской Православной Церкви является митрополит Евгений (Решетников). 10 мая 2022 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Состоялось очередное заседание коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви 25 апреля в дистанционном формате под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента. Власти Эстонии могут закрыть православные монастыри, которые откажутся выходить из подчинения Русской православной церкви, сообщил радионовостям Эстонского национального телерадиовещания (ERR) глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс.
В Эстонии пригрозили закрыть православные монастыри, которые подчиняются РПЦ
Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет. Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать. Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все. Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников.
Он назвал предложение Ляэнеметса "театром абсурда", в котором эстонские политики лишь играют роли, пытаясь выслужиться перед "хозяином учреждения", а их борьбу с РПЦ — "подобием ментального наркотика" для эстонского избирателя, благодаря которому он должен забыть о реальных проблемах. И не вина людей церкви, что политики эти мосты уничтожают", - резюмировал Легойда.
Кюйт добавил, что речь не идет о закрытии храмов или об ограничении в проведении литургических обрядов. Ранее председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ Владимир Легойда сказал , что заявления эстонских властей возвращает страну "в темные времена религиозных войн, Варфоломеевской ночи и охоты на ведьм". Эстонская православная церковь получила право самоуправления в 1920 году, а разрешительный томос от патриарха Московского и всея Руси Алексия II — в начале 90-х годов прошлого века. В 2024 году миграционные власти Эстонии уведомили главу ЭПЦ митрополита Евгения Решетникова о том, что ему не продлили вид на жительство.
Она напомнила, что Пюхтицкий монастырь получил ставропигиальный статус от Патриарха Алексия II в 1990 году, этот статус прописан в уставе обители, где сказано, что смена юрисдикции невозможна, и сам монастырь не может инициировать какие-либо изменения. В обители также заявили, что министр МВД согласился, что за время своего существования Пюхтицкий монастырь не скомпрометировал себя участием в политических акциях и не позволял никаким политическим силам собой манипулировать.
ERR: власти Эстонии угрожают закрыть монастыри за отказ выйти из подчинения РПЦ
Власти Эстонии оказывают значительное влияние на политику местной православной церкви, призывая её разорвать связи с Московским патриархатом. Эстонская православная церковь получила право самоуправления в 1920 году, а разрешительный томос от патриарха Московского и всея Руси Алексия II — в начале 90-х годов прошлого века. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата опубликовала Послание, в котором подтвердила свою каноническую связь с Русской Православной Церковью. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата опубликовала Послание, в котором подтвердила свою каноническую связь с Русской Православной Церковью.
Угрозы, проверки, ликвидация: что происходит с православной церковью в Эстонии
Об этом сообщило местное издание Postimees. Причиной для этого послужило проведение 27 марта в Москве съезда Всемирного Русского Народного Собора и его итогового документа, который местная религиозная организация никак не прокомментировала.
Через неделю в парламент Эстонии внесли проект заявления «об осуждении Московского Патриархата». Утром этого дня он приехал в Пюхтицкий монастырь, где в беседе с настоятельницей игуменией Филаретой Калачёвой и рядом представителей обители озвучил, что государство не хочет обострения конфликта с православными верующими, поэтому предлагается рассмотреть вопрос отказа от ставропигиального статуса монастыря, «дабы исключить возможность духовного влияния на него Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Скрытый текст Упомянув о том, что в мире, который лежит за монастырскими стенами, кипят страсти, сталкиваются противоречия, полыхают военные столкновения, насельницы Пюхтицкого монастыря в открытом письме Совету Церквей Эстонии подчеркнули, что для них происходящий ныне кровопролитный вооруженный конфликт в центре Европы является источником глубокой сердечной боли: «В своих постоянных молитвах мы просим Господа всех явить Его благую силу и привести к миру участников этого жестокого военного столкновения, вынуждающего нас вспоминать страшные страницы былых мировых войн». При этом они с прискорбием отмечают, что Пюхтицкий монастырь и его насельниц пытаются втянуть в чуждые самой сути монашеского бытия политические противоречия: власти Эстонской Республики хотят от них разрыва кровной связи с Русской Православной Церковью и ожидают, чтобы они по своей инициативе отказались от ставропигиального статуса. Мы не можем, не имеем права в одностороннем порядке разорвать ее, так как ставропигиальный статус монастыря прописан в Уставе нашей обители, который мы по своей воле не вправе изменять. Ставропигию монастырь получил в 1990-м году стараниями и усилиями приснопамятного Патриарха Алексия II Ридигера.
При этом эстонское государство поддерживает структуры, отделившиеся от Москвы — именно они изначально получили практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти и возвращённое в 1991 году. Поэтому ей в большинстве случаев приходится арендовать у государства те храмы, в которых совершаются богослужения. Почему так получилось? В начале 1993 года некие неизвестные, подписавшиеся «чадами Эстонской православной церкви», обнародовали нашумевшую декларацию. В ней анонимы выдвинули разные обвинения против Московского патриархата и заявляли, что желают, дескать, иметь каноническую связь только с Константинополем. В апреле того же 1993 года Эстонская церковь Московского патриархата провела под руководством митрополита Корнилия Якобса собор, состоявшийся в Пюхтицком монастыре. Там был озвучен томос Алексия II, которым патриарх провозгласил восстановление автономии Эстонской православной церкви.
ЭПЦ имела автономию с 1920 по 1941 г. Казалось бы, все претензии урегулированы, но мирное решение вопроса решительно не устраивало раскольников. В том же апреле 1993-го в Преображенском храме Таллина состоялось заседание незначительной части духовенства и мирян, получившее громкое имя «собрания членов приходов Апостольско-Православной церкви граждан Эстонской Республики». На этом собрании председательствовал протоиерей Николай Суурсет, назвавшийся представителем «зарубежного Синода» Эстонской церкви. Этот орган сформировали бывшие изгнанники из числа православного духовенства, бежавшие с установлением в Эстонии советской власти в Швецию, а в начале 90-х вернувшиеся. Власти воссозданной Эстонской Республики с самого начала активно включились в игру именно на стороне бывших «изгнанников», так как увидели в них шанс окончательно уничтожить влияние Москвы в своём регионе. В 1993 году государственная Служба по делам вероисповеданий официально зарегистрировала «Эстонскую апостольскую православную церковь».
Однако под этим именем объединились очень немногочисленные приходы. Что же до Церкви Московского патриархата, то ей было предложено зарегистрироваться в качестве «новой» церковной структуры без всяких имущественных прав. Попытки оспорить это решение успехом не увенчались. В феврале 1996 года Константинополь заявил о принятии «Эстонской апостольской православной церкви» в свою юрисдикцию. В ответ Московский патриархат на несколько месяцев разорвал евхаристическое общение с Константинополем. Впрочем, после нескольких раундов переговоров стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций. Приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из них принадлежать.
Он отметил, что о трудах деятелей Русской церкви в Прибалтике написаны "многие тома", включая фундаментальное исследование уроженца Эстонии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "Православие в Эстонии". Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс поехал 23 апреля в Пюхтицкий ставропигиальный подчиняющийся непосредственно патриарху монастырь с целью убедить его руководство выйти из подчинения РПЦ. При этом в ведомстве пригрозили православным приходам, которые сохранят связь с Русской церковью, принудительным прекращением их деятельности по решению государства.