Новости факты из биографии гоголя

Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма.

Н. В. Гоголь: биография, интересные факты — ТОП-20

Смотрите видео онлайн «Топ 10 Фактов Гоголь Николай Васильевич» на канале «BodyArtVisions» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 20:02, длительностью 00:04:10, на видеохостинге RUTUBE. Мать Гоголя подозревала, что её сын заболел «дурной болезнью», но Гоголь эти подозрения отверг и в письме матери говорил о своей любви: «Она слишком высока для всякого, не только для меня. А еще о вкладе Гоголя в русский язык и его загадочной судьбе. Мы не будем пересказывать сегодня его биографию, но вот о некоторых интересных фактах из его жизни упомянем. Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху».

10 необычных фактов о Николае Гоголе

Пребывание в канцеляриях различных ведомств помогло Николаю Васильевичу собрать богатейший материал для будущих произведений. Однако государственная служба навсегда разочаровала писателя. К счастью, вскоре его ждал по-настоящему головокружительный успех на литературном поприще. Известность В 1831 году были опубликованы "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. Его талант охотно признавали все. Николай Васильевич был вне себя от радости и постоянно писал письма маме и сестрам с просьбой присылать ему побольше материала о малороссийских народных обычаях.

В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время создает произведение "Тарас Бульба" Гоголь.

Биография и творчество писателя неразрывно связаны с милой родиной - Украиной. В "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич повествует о героическом прошлом своей страны, о том, как представители народа казаки бесстрашно защищали собственную независимость от польских захватчиков. Будучи гениальным писателем и драматургом, намного предвосхитившим свое время, Николай Васильевич так и не смог донести до современников смысл своего бессмертного произведения.

Сюжет "Ревизора" подарил Гоголю Пушкин. Вдохновленный великим поэтом, автор написал ее буквально на несколько месяцев. Осенью 1835 года появились первые наброски, а в 1836 году, 18 января осуществилось первое слушанье пьесы на вечере у Жуковского.

На нее пришел сам Николай Первый вместе наследником. Говорят, что после просмотра император изрек: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!

Его, убежденного монархиста, обвиняли в революционных настроениях, подрыве устоев общества и еще Бог знает в чем. А ведь он просто пытался высмеять злоупотребление чиновников на местах, его целью была мораль, а вовсе не политика. Огорченный писатель покинул страну и отправился в долгое заграничное путешествие.

За границей Интересная биография Гоголя за границей заслуживает отдельного внимания. В общей сложности писатель провел в "спасительных" путешествиях двенадцать лет. В 1936 году Николай Васильевич ни в чем себя не ограничивал: в начале лета он поселился в Германии, осень провел в Швейцарии, а зимовать приехал в Париж.

За это время он сильно продвинулся в написании романа "Мертвые души". Сюжет произведения подсказал автору все тот же Пушкин. Он же высоко оценил первые главы романа, признав, что Россия, в сущности, очень грустная страна.

В феврале 1837 года Гоголь, биография которого интересна и поучительна, перебрался в Рим. Здесь он узнал о гибели Александра Сергеевича. В отчаянье Николай Васильевич решил, что "Мертвые души" - "священное завещание" поэта, которое обязательно должно увидеть свет.

В 1838 году в Рим приехал Жуковский. Гоголь с удовольствием прогуливался по улицам города вместе с поэтом, рисовал с ним местные пейзажи. Возвращение в Россию В 1839 году, в сентябре, писатель возвратился в Москву.

Теперь публикации "Мертвых душ" посвящена творческая биография Гоголя. Краткое содержание произведения уже известно многим друзьям Николая Васильевича. Он прочитал отдельные главы романа в доме Аксаковых, у Прокоповича и Жуковского.

Эту стряпню писатель называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь! Этот напиток был популярен в России и считался десертом для детей и взрослых. Однако, из-за схожести названия, сладкий напиток часто ассоциируется с именем Гоголя, хотя это никак не связано с фамилией великого писателя. Помимо этого писатель был известен своей любовью к козьему молоку и часто добавлял его в свою еду и напитки. Гоголь любит гоголь-моголь Факты о Гоголе которые никто не знает Гоголь увлекался шитьем, он умел шить и взять различные платья. Николай Васильевич Гоголь был известен своими талантами в литературе, а так же был занят шитьем и умел шить платья. Его увлечения в основном были связаны с чтением, писанием и изучением культуры и истории России.

В своих письмах и дневниках он описывал свои путешествия по стране и интересовался народными традициями и обычаями. Гоголь был не только талантливым писателем, но и универсальным человеком со многими интересами и увлечениями. Шитье было одним из его любимых занятий. Гоголь умел шить различные виды одежды, включая женские платья и мужские костюмы. Он даже создал несколько костюмов для своих театральных постановок. Некоторые исследователи утверждают, что его увлечение шитьем было связано с его интересом к костюмам и нарядам, которые играли важную роль в его произведениях. Кроме того, Гоголь был мастером в создании кукол и театральных декораций, и это тоже было связано с его любовью к театру и театральному искусству.

В целом, это ещё одно доказательство того, что Гоголь был не только писателем, но и творческой личностью с разнообразными интересами и увлечениями. Сувенирный наперсток «Н. Гоголь» Гоголь страдал от фобии грома и молний. В своих письмах он описывал, как страшно ему находиться во время грозы, и как он боится, что молния может ударить его. Существует даже легенда, что он придумал специальный прибор для защиты от молний, который состоял из металлической рамы, над которой был натянут провод. Гоголь устанавливал эту раму над своей кроватью во время грозы, чтобы защитить себя от молнии. Таким образом, Гоголь был одним из тех мужчин, которые боялись грома и молний.

Кроме грома и молний он боялся быть погребенным заживо. Гоголь не просто боялся быть погребенным заживо, а даже в своих письмах и дневниках он часто обсуждал этот страх. Он даже написал инструкцию, в которой просил своих близких не хоронить его до тех пор, пока не будет совершенно ясно, что он действительно умер. В инструкции было указано, что его тело должно быть оставлено на трое суток, чтобы убедиться, что он не придет в сознание после смерти. Это было довольно необычным требованием, но для Гоголя это был способ защитить себя от страха быть погребенным заживо. Если вдруг в компании появлялся человек, который ему не знаком, то он старался уйти как можно скорее. Гоголь действительно испытывал страх перед незнакомцами и старался избегать общения с ними.

Он часто описывал свой страх перед незнакомцами в своих письмах и дневниках. Иногда он даже планировал свои выходы таким образом, чтобы избежать встреч с незнакомыми людьми. Этот страх был связан с его общим чувством тревоги и нервозности, которые сопровождали его на протяжении всей жизни. Гоголь чувствовал себя комфортно лишь в кругу близких ему людей Гоголь катал в руках хлебные шарики во время работы над своими произведениями. Он считал, что это помогает ему сосредоточиться и лучше сконцентрироваться на своей работе. Кроме того, это было для него своего рода ритуалом, который помогал ему войти в творческий поток и настроиться на работу.

По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком. Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений.

Откуда взялся Вий - герой повести Гоголя? Эксперты до сих пор спорят по по воду происхождения повести «Вий». По словам самого писателя, он взял за основу фольклорный сюжет, однако исследователи не смогли найти историю с похожими событиями. Страх быть похороненным живьём Гоголь до жути боялся быть похороненным живь ём. Он завещал предать себя земле только тогда, ко гда близкие точно удостоверятся в его кончине. Воля писателя была исполнена. После его смерти тело не хоронили до тех пор, пока на нём не стали заметны очевидные признаки разложения. Слышал голоса Незадолго до смерти Гоголь уверял, что слышит голоса, предвещающие е му ско рую кончину. При этом, вопреки расхожему мне нию, психическими расстройствами писатель не страдал. Современные психиатры изучили информацию и пришли к выводу, что шизофрении у писателя не было, максимум — депрессия.

«Таинственный Карла»: факты и легенды из жизни Н.В. Гоголя

В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений — повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.

Не только посредственные литературные произведения писал Гоголь в юные школьные годы, он был еще и довольно слаб в этом искусстве. Большим количеством странностей отличался Гоголь, что видно из его творчества. На реальных событиях был основан сюжет «Ревизора», он был писателю подсказан Пушкиным.

Именно Александр Сергеевич уговорил Гоголя продолжить работу над произведением, когда тот решил прекратить работу над ним. Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и всегда просил художников исправлять его немного на рисунках. Поэтому писатель выглядит на разных портретах по-разному.

Он настолько сильно переживал за свой нос, что это чувство у него вылилось в повесть «Нос» в конце концов. Живописью, театром и чтением увлекается писатель в школьные годы. Заслуженную популярность автор получил только после написания «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Гоголь любил итальянскую еду, особенно макароны с сыром. В 1848 году писатель совершает паломничество к святым местам Иерусалима. В Неаполе писатель проводит зиму 1848 года.

Гоголь познакомился с Пушкиным в мае 1831 года. Согласно переписке Гоголя, он влюблялся в женщин два раза. Однако эти чувства не закончились ничем: живя одиноким, он одиноким и остался.

В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество. Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни.

Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным 30.

Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

И, несмотря на то что писатель был безразличен к математике, он всё равно приобрёл математический справочник размером 10х7 см. Из-за этого расстроенный писатель уничтожил весь оставшийся в продаже тираж. Если Вам интересны и другие факты о Гоголе, то рекомендую ознакомиться со статьёй: « Интересные факты о Гоголе, которые никто не знает ». Там перечислено 30 лучших фактов.

Вершиной драматургического творчества Гоголя стала комедия "Ревизор", вышедшая в 1836 г.

Пьеса получила широкую популярность. Спектакли по ней и в настоящее время входят в репертуар многих театров. В 1836-1848 гг. Николай Гоголь проживал и работал за границей. В 1842 г. На его страницах Гоголь представил панораму жизни российской глубинки, создал галерею ярких образов, поднял вопросы о социальном и духовном развитии общества. По мнению литературоведов, "Мертвые души" являются одним из наиболее значимых произведений русской литературы.

В 1842-1843 гг. В 1847 г.

Вот как женщина описывает поведение писателя: «Нельзя себе представить, что стало с Гоголем: он трясся всем телом и весь потупился.

После грозы он боялся один идти домой» Не меньше грозы его пугали обмороки и замирание сердца во сне это ощущение отсутствия или пропуска очередного сердцебиения, которому сопутствует сердечная боль, головокружение и потемнение в глазах. Из-за этого писатель мог не спать целыми ночами, а лишь дремать на диване. Литературный критик Павел Анненков был свидетелем этих бессонных ночей.

Он рассказал , что утром Гоголь старательно ворошил постель, чтоб никто не заметил его странность. Получалось, конечно, не слишком успешно. Писатель действительно имел склонность к замиранию сердца, от этого появилась и другая фобия — быть погребенным заживо.

Он боялся, что люди примут один из таких эпизодов за смерть, поэтому в своем завещании, которое составил в 1845 году, написал : «…тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…» Любил шитье и рукоделие В своем письме перед отъездом в Петербург Николай Васильевич уверяет двоюродного дядю, что в столице он не будет голодать. Потому что сможет зарабатывать деньги ремеслом, в том числе и портняжным делом.

Впрочем, поработать портным Гоголю не довелось, однако шитье осталось любимым хобби. Например, тот же Павел Анненков вспоминал, что «… заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами, в сильной задумчивости» Своего увлечения писатель стеснялся, поэтому предпочитал не упоминать об этом и никогда не шил для других. Довел товарища из гимназии до сумасшествия Однокашник писателя Тимофей Пащенко рассказал , что у них в гимназии был очень наивный ученик по имени Михаил Риттер.

Гоголя заинтересовала такая простодушность, он подговорил лакея сказать товарищу, что у него бычачьи глаза вместо человечьих. Дело было вечером, Михаил не верил своим ушам и смотрелся в зеркало.

Николай Гоголь: факты из жизни

Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Факт 2. Николай Гоголь полюбил театр во время обучения в Гимназии высших наук в городе Нежине, где считали зубрежку лучшим методом обучения, и не признавали, например, Пушкина и Жуковского. Факт 4 Гоголь переживал из-за своего длинного носа и просил рисовавших его художников сделать нос на портретах менее заметным.

Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе?

Невероятные, малоизвестные и просто удивительные факты из жизни и биографии Николая Гоголя. Гоголем-Яновским начал именовать себя его дед Афанасий, которому хотелось думать, что происходит он от Остапа Гоголя, казацкого военного деятеля времен Богдана Хмельницкого. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов.

Интересные факты из жизни и биография Гоголя

Портрет Н. Художник А. Двойная фамилия. Поначалу у писателя была двойная фамилия — Гоголь-Яновский. Сам писатель говорил, что вторую часть придумали поляки и ее можно отбросить. Со временем Николая Васильевича все чаще стали называть просто Гоголем.

В свое время Гоголь был модным литератором, простецкие словечки и речевые обороты из его произведений быстро переняли аристократы. История от Пушкина. Одно из своих произведений Гоголь написал с подачи А. История была основана на реальных событиях, случившихся в Новгородской губернии. Писатель много раз хотел забросить свое творение, но Пушкин уговаривал его продолжить работу.

Мог стать художником. В детстве Николай любил рисовать, но в семье его художества не оценили, а родителям рисунки казались странными. Из-за оценки взрослых Гоголь отказался от занятий живописью. Мистические странности. Писатель был чудаковат.

Его с юности преследовал страх смерти, поэтому Гоголь спал сидя в течение многих лет. Он боялся грозы, считая ее карой господней. На прогулке ходил строго по левой части бульвара, создавая помехи на пути других пешеходов, что было неудобно и ему самому. Самым популярным произведением классика до сих пор считается повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки». По мотивам книги не раз снимали фильмы.

Шутил над учителями. Будучи гимназистом, Гоголь как-то решил отличиться — на уроке словесности под видом своего творения дал преподавателю на суд стих, написанный Пушкиным. Тот сделал правки и вернул писателю листок, произнеся: «Вникни-ка, у кого лучше вышло». Работал актером. Когда Гоголь в молодые годы переехал в Петербург, его поразило, насколько дорогая жизнь в столице.

Чтобы как-то выжить, Николай брался за любую работу, он даже попробовал себя в роли театрального актера и чиновника.

Гоголь любил заниматься рукоделием Классик вырос в окружении женщин — матери, бабушки и четырех сестер. С детства он вместе с ним ткал, вышивал, выкраивал и вязал. Когда он собирался переезжать в столицу, то уверял своих родных, что там не пропадет — ведь у него есть востребованная профессия портного. Правда, обшивать столичный бомонд писателю не довелось. Зато это необычное хобби впоследствии пригодилось ему самому — многие стильные обновки Гоголь делал для себя сам, поэтому всегда был одет по последней моде.

По воспоминаниям современников писателя, он немного стеснялся своего «немужского» увлечения. Гоголь неохотно показывал окружающим свои вышивки, а сыну его друзей, который попросил связать ему шерстяные чулки, он и вовсе «надрал уши». Гоголь был крайне суеверным В детстве писателя мать часто рассказывала ему страшные истории о разнообразной нечисти. Это сделало классика очень суеверным — он видел злых духов даже в самых безобидных вещах.

Отец высек его за это. И, несмотря на то что писатель был безразличен к математике, он всё равно приобрёл математический справочник размером 10х7 см. Из-за этого расстроенный писатель уничтожил весь оставшийся в продаже тираж. Если Вам интересны и другие факты о Гоголе, то рекомендую ознакомиться со статьёй: « Интересные факты о Гоголе, которые никто не знает ».

Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были « Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены « Сорочинская ярмарка », « Вечер накануне Ивана Купала », «Майская ночь, или утопленница», « Пропавшая грамота »; во второй — « Ночь перед Рождеством », « Страшная месть, старинная быль », « Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка », « Заколдованное место ». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором , произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала « Арабески », потом « Миргород », оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву , где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным , Михаилом Максимовичем , Михаилом Щепкиным , Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы» [26]. Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. В Викитеке есть тексты по теме: « «Гоголь-учёный» » С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья [27]. Портрет Гоголя, рисованный с натуры актёром П. Каратыгиным в 1835 году В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лёгшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая « Шинель », « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет « Мёртвых душ », был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », « Тяжба », « Лакейская » и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и « Игроки », задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Карандашный портрет Н. Гоголя Э. Дмитриев-Мамонов , 1840-е гг. Гоголя, признаёт Почётным своим членом, с полною уверенностью в его содействии Московскому университету во всем, что к успехам наук способствовать может» [28]. За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Мемориальная доска, установленная на via Sistina 125 в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал свой шедевр. Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру , которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М. В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей стало окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте , Дюссельдорфе , то в Ницце , то в Париже , то в Остенде , часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности привело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное : для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своём кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы «Мёртвые души» есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого предназначения. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, вторично сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя « натуральной школы », было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории , и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания ; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов.

Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе?

Гоголь – интересные факты биографии, жизни и смерти Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху».
К 215-летию со дня рождения: 10 интересных фактов из жизни Николая Гоголя — Учительская Россия БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка».
Тайны Гоголя: чего боялся и что скрывал великий писатель (одна из многочисленных версий) | Пикабу Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы.
Николай Гоголь - биография и произведения писателя С личностью Гоголя связано множество вымышленных историй и вполне реальных фактов.
Тайна Гоголя: 5 интересных историй о летаргических снах В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха.

5 фактов из жизни Гоголя, о которых не принято говорить

Интересные факты про Николая Васильевича Гоголя. Изучить биографию Н.В Гоголя, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества. Интересные факты из жизни Гоголя говорят о том, что он был очень впечатлительным и мнительным человеком.

30 интересных фактов о Гоголе

Интересен факт, что мать Гоголя, Марию Ивановну, выдали замуж в 14-летнем возрасте за мужчину, который был вдвое старше ее. Николай Васильевич Гоголь – выдающийся классик русской литературы XIX столетия. Несколько интересных фактов из жизни Гоголя помогут лучше представить этого необычного человека. Посвящаем известному прозаику, поэту, литературному гению 30 фактов, которые раскроют интересную информацию о его жизни и творчестве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий