Главная. › Новости. › Психология. › Разница Между Злостью и Агрессией. Татьяна Лячина указывает на тонкое различие: «Гнев и злость можно испытывать внутри себя.
Разница между злостью и агрессией – что следует знать?
Татьяна Лячина указывает на тонкое различие: «Гнев и злость можно испытывать внутри себя. В отличие от злости, гнев – это более продолжительное состояние, связанное с накопленными эмоциональными травмами или неудовлетворенными потребностями. Злость, гнев, ярость считаются отрицательными эмоциями, потому что в человеческом сознании они связаны с агрессией и насилием.
Злость, гнев и ярость.
Ярость, злость, гнев | 3. Можно использовать злость для мобилизации собственных сил, чтобы отразить или преодолеть препятствия на своем пути. |
Базовые эмоции: что такое гнев | Злость и гнев рознятся по степени рефлексии. |
Комплексные решения по вентиляции и кондиционированию в Казани и по РФ | Подавление гнева вредно для здоровья Различия гнева, злости и ярости Советы как сдерживать гнев Как ответить на гнев других людей. |
Злость или гнев. Мир эмоций. | 3. Можно использовать злость для мобилизации собственных сил, чтобы отразить или преодолеть препятствия на своем пути. |
Почему вы злитесь? Психотерапевт объясняет, зачем нужна злость и что с ней делать | Основная разница между злостью и гневом заключается в причинах и проявлениях этих эмоций. |
Вы точно человек?
Знакомимся с самыми негативными эмоциями. Управление гневом и агрессией Что такое гнев? Гнев — одна из ключевых эмоций человека. Она обладает большой силой и выполняет важные задачи. Основная функция гнева — выход из проблемных ситуаций, их изменение, а также защита границ человека. Есть множество видов гнева, которые отличаются по тону и силе: злость, раздражение, ярость, возмущение, ненависть, досада, неприязнь, сердитость и другие. Гнев — одна из самых табуированных эмоций и потому с ней особенно много сложностей при психологической работе. У многих людей есть полный запрет на прямое выражение гнева.
Они не умеют выражать злость конструктивно и потому используют деструктивные способы, либо копят негатив внутри. Гнев и агрессия Люди часто путают гнев с агрессией и это ошибка. Злость — эмоция, а агрессия — активность, направленная на изменение окружающего мира с целью удовлетворения потребностей. Агрессия — воздействие на среду. Агрессия возникает для восстановления, укрепления и расширения личных границ. Мы не можем выжить без агрессии, так как постоянно должны вторгаться куда-то, чтобы продолжать существовать. Тем не менее, агрессия тоже не одобряется обществом.
Социум давит в нас ее, потому что люди без агрессии гораздо удобнее в управлении, на них можно «навешать» все, что угодно, и они будут терпеть. Злость на самом деле появляется только там, где подавляется естественная агрессия. В условиях социума это, к сожалению, неизбежно, поэтому нужно понимать, как управлять агрессией и гневом. Адаптация или протест? Есть два типа людей, которые по-разному реагируют на давление. Одни терпят и подлаживаются под ситуацию, другие — протестуют. Эти типы так и называют — адаптивные и протестные.
Обычно еще в детстве можно понять, к какому типу реакции человек более склонен. В зависимости от этого складываются те или иные сценарии поведения , которые помогают ему приспособиться к ситуации.
Ярость — энергия разрушения границ, следовательно, инструмент принципа Эроса. Ярость как добро, то есть вовремя пришедший заряд, приводит к прорыву устаревших рамок Эго, привнося в него свежее архетипическое содержание, способствуя трансгрессии сознания при переходе на новый этап развития. Ярость как зло сопровождает феномен одержимости, стирает индивидуальность и любые различия между людьми, превращая отдельных личностей в частицы общего поля того или иного архетипического паттерна. Злость, как мы только что установили, представляет собой прирученную Эго частицу ярости, которая используется для поддержания собственной целостности, то есть выполняет практически противоположную ярости функцию в сознании. Злость возникает в момент разрушения границ и направлена на нарушителя, дабы устранить причиняющий вред контакт. Можно сказать, что злость составляет часть комплекса Эго, а именно, наличие у него собственных границ и необходимости их защищать, в то время как ярость — проявление архетипа Самости, энергия её воплощения, проникающая сквозь любые границы. Здесь же упомяну и про раздражение — это слабая степень злости, поверхностный сигнал, указывающий на то, что к Эго что-то прикоснулось снаружи.
То есть раздражение — психическая сигнализация, фокусирующая внимание в точке контакта, который может привести к нарушению целостности границ. Гнев — гораздо более сложное переживание, поэтому остановимся на нём подробнее. Во-первых, по сравнению с яростью и злостью гнев более управляем в телесном выражении[1]: в гневе мы можем произвольно выбирать собственные движения, в то время как в ярости это практически невозможно как и при любой другой архетипической охваченности , а в злости ещё остаётся частичная телесная автономность её выражения, что говорит о том, что Эго не полностью владеет собственным телом, им управляет также и архетипическое поле, в котором и происходит борьба за границы сознания. Следовательно, гнев — это более глубокое проявление автономности Эго с упрочнившимся границами и расширившимся полем сознания. Второе проявление автономии Эго в гневе — присутствие когнитивной и этической оценки ситуации[2], то есть включение рациональной чувствующей функции Эго, позволяющей не только ощутить собственное состояние, но и оценить действия другого с точки зрения морали. Крылов отмечает одно из отличий гнева от злости, которое расширяет понимание этической стороны гнева, — оно включает разницу статусов субъекта и объекта эмоции: гнев характерен для ситуации, в которой субъект эмоции имеет более высокий статус в возрастной или социальной иерархии, чем виновник эмоции[3]. Таким образом, эмоция гнева по своему проявлению связана не с границами, как злость, а с повреждением статуса, значимости одного объекта по сравнению с другим, то есть с более глубоким внутренним содержанием — переживанием собственной ценности. Всё, что касается статусности и сравнения величин, относится в архетипу Великого Отца, полярности авторитет-ничтожество, в которой второй полюс не уничтожается физически, как в архетипическом поле Великой Матери в аспекте преследователя-жертвы, а унижается в его значимости, то есть касается более тонкого, более символизированного переживания себя — не физического, а социального тела, образа себя для других, то есть культурной оболочки Персоны.
Первый этап — это формирование запроса. Здесь помогут такие вопросы: чего я хочу от себя? Помогает ли мне злость? Не лучше ли опираться на логику и разум? Я не случайно так много говорил о бессмысленности злости. Следующий этап — работа с убеждениями. Это целая наука. Но попробую описать кратко самое необходимое. Проработка убеждений — это обезвреживание долгов реальности перед тобой. За каждым поводом для злости скрывается неоплаченный долг. Люди должны! Требуешь свое «по праву». На этом этапе нельзя спешить себя залечивать, что никто никому ничего не должен. Это не сработает, а вызовет еще больший протест. Сначала нужно дать слово эмоциональной недовольной части себя. Пусть она выскажется. Как должно быть? Словно вы на суде. Нельзя спешить защищаться. Сначала выслушайте обвинителя. Очень осторожно. Пусть он достанет свои доводы и покажет. Только так вы сможете их опровергнуть. Что здесь не так? Какой закон реальности нарушен? Почему должно быть иначе? И распишите ответ до исчерпания. Будет ошибкой расписывать причину: «у меня невроз, так воспитали родители, внушали с детства». Диагнозы и хронология происхождения убеждений нас не интересуют. Все интеллектуальные ответы — это мимо. Цель — настоящее. Каждый ответ — звено в цепочке. Записывайте его и ставьте снова под сомнение: почему так нельзя? Нужно загнать себя в тупик. Увидеть иррациональность своих притязаний. Ведь для реальности — естественно все, что есть. Если эмоция стихла, значит работу проделали успешно. Если эмоция осталась, значит еще не докопались. И можно продолжить: «почему так нельзя? В жизни бывает непереносимое. Невинные уходят навсегда. Так жизнь устроена. Так было с давних времен. Вы можете это как-то поправить? Можете — превосходно. Не можете — лучше посвятить себя не проклятиям, а заботе о себе и своих близких. Вы им нужны здоровые и сильные. В конце концов каждый сам выбирает, как быть: 1 можно жизнь улучшать 2 можно жизнь крыть проклятиями — большой расход энергии 3 можно жизнь принимать, чтобы осталась энергия на созидание Может возникнуть вопрос: зачем прорабатывать так муторно каждый повод для злости? Их же тысячи. Проще забить! Дело в том, что если ты проработал одну ситуацию, у тебя автоматически отваливается целый ряд подобных. Злость в своей жизни реально сократить в разы. Для этого достаточно обезвредить с десяток отдельных поводов для злости. Игорь Саторин Чем злость отличается от гнева, ярости, ненависти, презрения и раздражения? Буду рассказывать, как сам чувствую, могу промахнуться. Гнев отличается от злости эдаким воспитательным характером. Поэтому проявляется чаще к младшим. В гневе есть оттенок самоконтроля. Поэтому и существует так называемый «праведный гнев». Гнев — это словесное выражение злости.
И когда сам ребёнок злится, просите его проговаривать то, что он чувствует. Предложите выразить эмоции через рисунок, через лепку из пластилина или глины, через танец или песню. Сублимация в творческом смысле — это хороший, здоровый путь преодоления отрицательных эмоций. Если человек может остановить себя в момент гнева, не дать ему выплеснуться, это говорит о высокой степени осознанности. Но если мы не ловим этот момент — нужна помощь психотерапевта. Чтобы научиться это делать, достаточно нескольких сеансов когнитивно-поведенческой терапии: она отлично справляется с этой задачей. Читайте также: Что такое абьюз — простыми словами и на примерах Гнев и абьюз — что общего? Абьюз — это физическое, психологическое и финансовое насилие одного человека над другим. И гнев, который проявляется в виде всплесков агрессии рукоприкладства, оскорблений, манипуляций , может быть составляющей насилия. Но не все виды насилия подразумевают прямую агрессию абьюзера. Он может вести себя и спокойно, даже выглядеть со стороны заботливым и доброжелательным, не повышать голос на свою жертву, но при этом довести её до глубокого морального истощения и даже депрессии. Цель абьюзера — получение и укрепление своей власти над другими людьми. Гнев же — крайне эмоциональное проявление внутреннего недовольства ситуацией, он даже не всегда направлен на кого-то, и цели подчинения у него нет. Однако, позволив себе в моменты гнева проявить агрессию и не осмыслив, не проработав случившееся, мы рискуем закрепить это поведение и сбрасывать напряжение таким образом и в будущем. И абьюзер, и человек, склонный к гневу, как правило, хорошо понимают, где, когда и с кем можно себя вести тем или иным образом.
Злость и гнев. Как перестать злиться и ссориться?
Гнев, в отличие от злости, чаще всего является реакцией на конкретное действие или событие, которое вызвало негодование. Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Гнев и агрессия – чем же они отличаются? Гнев – это эмоция.
Гнев, злость, агрессия и рэкетные чувства. Управление гневом.
Разбираемся, как возникают эти эмоции, возможно ли справиться с гневом и агрессией и правда ли опасно подавлять такие негативные состояния. Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Гнев часто отождествляют со злостью, несдержанностью, нервозностью и относят к негативным эмоциям.
Знакомимся с самыми негативными эмоциями. Управление гневом и агрессией
Гормон норадреналин, который выделялся мозговым веществом надпочечников, переводил организм в режим «форсажа», многократно повышая его физические возможности. Например, у многих животных, особенно у хищников, гнев генетически закрепился как полезная рефлекторная реакция. Например, холерики - люди, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, - имеют повышенную склонность к приступам раздражения. Древние греки считали, что у холериков слишком много желчи, из-за которой подобные люди гневливы. Позже известный физиолог Иван Павлов установил, что дело не в желчи, а в особом строении нервной системы, которая у холериков отличается неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения. И наоборот, у флегматиков, отличающихся сдержанностью тормозных и возбудительных процессов и их инертностью, приступы гнева бывают очень редко. У людей бывают возрастные периоды - подростковый и климактерический, когда склонность человека к необоснованной горячности значительно повышается. Ярость разжигает и пьянство. Есть мнение, что вероятность появления приступа гнева значительно возрастает при смене фаз луны новолуние, полнолуние , а также при перепадах атмосферного давления. А последствия такие же разрушительные? Эхо таких эмоциональных взрывов может раздаваться долго.
Вот лишь некоторые отрицательные стороны гнева: 1. Выделение адреналина и норадреналина без последующей физической работы разрушает организм. Эти гормоны суживают сосуды внутренних органов и расширяют кровеносные сосуды мышц, в результате чего важнейшие внутренние органы человека испытывают нехватку кислорода и питательных веществ. Можно сказать, что тело человека в гневе разрушается! Если психическое напряжение не трансформировалось в физическую активность, то могут развиться повышенное артериальное давление, язва желудка, инфаркт. Хроническое раздражение серьезно подрывает иммунную систему, и, следовательно, человек чаще болеет. И, как правило, он не успевает вовремя выздороветь, полностью восстановиться - выходит на работу недолеченным, отчего раздражается еще больше. Такой порочный круг не способствует ни избавлению от гнева, ни сохранению здоровья.
Известны такие примеры: начальник вызвал к себе подчиненного и так его отругал, что у последнего случился инсульт или инфаркт. А бывает, что обиженный человек, будучи в расстроенных чувствах, делает какую-нибудь непоправимую глупость или, скажем, попадает в аварию. Разрушительная сила гнева явно видна во всей печальной человеческой истории. Многие великие полководцы и завоеватели упивались этой страстью и видели в ней смысл своей жизни. Конечно, и слава для этих военачальников имела значение, но, безусловно, без любви к столь противоестественному состоянию, как наслаждение от убийства , невозможно было бы совершить многие и многие, с человеческой точки зрения, великие дела — такие, какие совершали, например, Чингисхан или Александр Македонский. И совсем не важно, осуждаем мы их или одобряем, считаем их страшными людьми или преклоняемся перед ними. Чингисхан, например, уже в старости спрашивал своих приближенных: «В чем состоит счастье? Представляете, человек прожил всю жизнь и дошел до такой мысли! Страсть гнева была движущей силой его великих завоеваний — в убийстве было его счастье… Кажется, что такое состояние слишком страшно, чтобы до него мог дойти обычный человек. Но все начинается с малого. Приведу такой пример. Человек, который привык гневаться по мелочам, не замечает, как его страсть распространяется не только на того человека, который чем-то помешал ему в данный момент, но и, например, на целый народ. Бывает, люди ненавидят какую-то национальность. Например, кто-то столкнулся с каким-то человеком, например евреем, и тот, как ему показалось, его обхитрил. Он на этого человека обиделся. Но мало того, что он обиделся на конкретного человека — он обиделся и на всех представителей его национальности : они, мол, все такие. И мало того, что, по его мнению, все евреи такие — они вообще всегда такими были. Таким образом, гнев человека распространился на всю национальность: на все поколения, которые когда-либо жили, живут и будут жить. Многим это кажется нормальным. Может быть, и среди нас есть такие люди, которые согласились бы с этим человеком. А на самом-то деле тут фактически действует страсть гнева. Итак, мы должны всеми силами беречься от гнева как от греха. В то же время нельзя сказать, что христианам вовсе непозволительно гневаться. Это было бы и невозможно: гнев, как мы уже сказали, есть естественное свойство человека, и оно должно получать в человеке какое-то развитие. Святые отцы говорят, что гнев против страсти и против ереси даже необходим. Если мы не будем гневаться, например, на заблуждения, то будем их принимать. Я встречал таких чересчур спокойных людей, которые оправдывали все сектантские учения, не в том смысле, что соглашались с ними, но находили во всем какой-то смысл. Это может привести к тому, что человек потеряет самую великую драгоценность, которая у него есть, — истинную веру. Поэтому враждебное, гневное чувство по отношению ко всякому уклонению от истины необходимо. Это не значит, что если я встретил какого-нибудь сектанта, навязывающего мне свои убеждения, пришел в негодование и стал выталкивать его из храма, то я поступил праведно. Речь, скажу еще раз, идет о гневе не против человека, а против заблуждения. Древние святые отцы были преисполнены этой ревности. Они могли пожалеть еретика, могли накормить его, напоить его, оказать ему какую-то человеческую помощь, но никогда не оправдывали его уклонения от истины. Чувство гнева имел и Господь наш Иисус Христос. И, зная о том, что Он совершенный, безгрешный Человек, мы видим, что гнев, который Он испытывал, является необходимым, естественным свойством нравственно совершенного человека. Я приведу два примера из Евангелия , описывающих то, как Господь гневался на человеческие заблуждения. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Но они молчали». То есть люди, присутствовавшие там, проявили упорство. Не зная, что ответить, они своим молчанием показали, так сказать, немое сопротивление. И обратите внимание на дальнейшие слова. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». Этот гнев Спасителя был не против людей, а против того нравственного ожесточения, сердечного окаменения, в котором они находились. Другой случай. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Вот пример совершенно откровенного гнева, который Спаситель проявил по отношению к людям, злоупотребляющим долготерпением Божиим. Можно ли, с точки зрения житейского здравого смысла, предположить, что это делалось хладнокровно? Здесь говорится: выгнал из храма всех. Как Он их выгонял? Говорил: «Выйдите, пожалуйста»? Он их выталкивал, Он сделал бич и бил им животных, волы мычали, овцы блеяли. Представьте: человеческие крики, недовольства, рев животных… Мало того, Господь рассыпал деньги у меновщиков и опрокинул их столы.
Поэтому крайняя точка зрения, как отрицание гнева и злости и стремление подавить эти чувства, всё-таки нуждается в пересмотре. И другая крайность, что все эмоции надо выражать. Причём чем ярче, быстрее тем лучше. В этой крайности теряются границы, чувство меры, иногда теряется уважение к другому человеку. И поэтому необходимо найти качественно иной подход ощущения, выражения и проявления злости и гнева, чем эти две крайние позиции.
Спортивные единоборства и боевые искусства, пришедшие с Востока — это применение их восточных способов канализации, направления гневных чувств. Чувства гнева и злости выражаются на арене. В быту настоящие единоборцы, как правило, не гневаются. Йога, как инструмент отрешения от желаний и расширения границ. Нет желаний, нет препятствий, нет злости. Нет границ — нет чувства гнева, что их нарушили. Смех и юмор , друзья. Это один из способов разрядить гнев и злость, продышать эти чувства в приступе смеха. Спастись от драки и тем самым продлить свою жизнь или избежать тюремного срока. Вообще, что только не делают психологические защитные механизмы с чувством злости и гнева — отдельная статья на это, и большая. Взрывной гнев и агрессия, как психолог работает с клиентом Взрывной гнев и агрессия, приступы гнева и злости — аффекты — повод обратиться к психологу. Есть ряд техник, в которых можно снизить накал чувства, осознать его приближение, нарастание, досчитать, например, до 10, на каждый вдох. А потом высказать свои чувства другому. А может, сообразно ситуации, высказать их офисному унитазу, способ выражения гнева и злости зависит от ваших целей, и от среды. Картинка из статьи о спортивной агрессии и болельщиках Специальные программы и группы по управлению гневом. Но лучше всего работает личная терапия с психологом терапевтом. Взрывной гнев, агрессия, — это верный способ упечь себя за решетку, поэтому лучше с такой проблемой превентивно идти к психологу. Психолог научит конвертировать свой гнев и злость на пользу, поскольку эти негативные чувства — основа сохранения витальности. За ними стоит огромный ресурс развития. Те же, кто призывает всех любить и всех миловать, невитальны, хоть и по-своему, привлекательны, как Иисус для Понтия Пилата с Фарисеями. Отсутствие чувств гнева и злости — патологии Патологией является не только взрывной гнев. Нарушение, это также, когда человек вообще не гневается, ни на что. Такой душа-мальчик или девочка-припевочка. Спокойствие и отсутствие, анестезия. Тема патологий слабой агрессивности — это отдельная статья. С проблемой не справиться озверином, как в мультике про Месть кота Леопольда: нужен психолог. Он, кстати, в роли врача, с таблеткой, слева на картинке. Работа психолога строится иначе, чем при взрывном гневе. Как правило, такие люди, кто не может найти, обнаружить в себе свои чувства гнева и злости, не применяют их себе на пользу, не развиваются и стоят на месте, застрявши. На последнем изображении доктор Тауб из сериала House M. Он не продвигался по службе, чуть не был уволен. В одном из эпизодов был со сломанным носом после конфликта с братом жены. Тот, ударив по носу Тауба, сказал: «Чёрт, три года терапии насмарку! Управление и развитие чувствительности и навыков злиться и гневаться продуктивно, умение обуздать энергию гнева себе на пользу, узнавать и называть свои чувства — это серьезный ресурс для развития личности и продвижения в обществе.
В чем разница между злостью и гневом
Ответы : Гнев и злость - психологические синонимы или все же есть разница? | Если говорить о злости/гневе, то представляется, что они связаны не с чувством собственной важности. |
Злость и агрессия: в чем разница и как справляться с ними | Злость и гнев рознятся по степени рефлексии. |
10 популярных терминов, которые помогут разобраться в психологии
Если говорить о злости/гневе, то представляется, что они связаны не с чувством собственной важности. В состоянии гнева сложно переключиться с рассердившего нас источника угрозы и сконцентрироваться на других вещах. Гнев, как и страх, способствует выработке адреналина и формирует физиологическую реакцию «бей или беги» — древнейший механизм выживания и самозащиты.
Чем отличается ярость, гнев и злость?
Гнев довольно часто обращает злость внутрь, поскольку во многих обществах открытое ее выражение является чем-то неприемлемым. это эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Довольно часто мы переживаем злость, гнев и даже ярость в тех ситуациях, когда не можем на что-то повлиять. Если вы не чувствуете разницу — это не значит, что ее нет.