Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его.
Гротеск в поэзии Кальпиди
Гротеск в искусстве. Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок. Примеры гротеска в литературе. Вообще литература гротеска описывает весьма существенное пространство культуры. Есть определенное толкование гротеска, как некоторой символистической химеры. Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Значение слова гротеск – что это такое в литературе.
Гротеск - примеры из литературы
Отказ от официальности, общих правил и норм стал основной идеей повести «Клуб благотворительных скелетов», главный герой которой один из скелетов заявил: «Общие вкусы, правила, приемы — гибель и вред всему новому, живому. Притом общества лишают прелести почина и действенности не только всякое искусство, но и религию, и добродетель, которые тоже — великое искусство. Эта мысль нашла продолжение и в «Декларации эмоционализма»: «Имея дело с неповторимыми эмоциями, минутой, случаем, человеком, эмоционализм признает только Феноменальность и исключительность и отвергает общие типы, каноны, законы психологические, исторические и даже природные, считая единственно обязательным закон смерти» 30. Мотив марионетки, куклы, автомата. Гюнтер отметил, что в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь, пользуясь приемами вертепа и народной комики, приближается к мотивам марионетки, куклы, которые часто встречаются у романтиков. Исходя из комической механизации тела, Гоголь в результате приходит к изображению трагедии куклы« 31. В финале «Сорочинской ярмарки» появляется странный образ танцующих, как заводные куклы-автоматы, старушек: «Все неслось. Все танцовало.
Но еще страннее, еще неразгаданнее чувство пробудилось бы в глубине души при взгляде на старушек, на ветхих лицах которых веяло равнодушие могилы, толкавшихся между новым, смеющимся, живым человеком. Бахтин писал о том, что здесь дан характерный карнавальный «образ пляшущей старости почти пляшущей смерти ». В «Повести о многомиллионном наследстве» 1921 Ю. Юркуна дан столь же гротескный образ старичка-марионетки, «куклы», автомата, имеющий отношение к дихотомии живого и мертвого. В огромной парикмахерской, из которой ушли все посетители, персонал окружил и слушает старичка в сюртуке или фраке со звездой: «Лицом он похож на Победоносцева при смерти, а может быть, уже и умершего. Да, кажется, те и не слушают его, всецело занятые тем, как ходит у него ходуном челюсть или как внезапно некстати подгибаются коленки, после чего ручонки, высохшие, не то как у ребенка, не то как у марионетки в беспомощности встряхиваются и долго потом кажется, что сами по себе болтаются, как он только подымает их»; «Тут старик как демонстрируемый попугай, или кукла у чревовещателя, разом закричал и заболтал ручками» 32. Продолжением гоголевских мотивов и прямой цитатой из Гоголя является заключительная саркастическая фраза молодого «вертлявого» секретаря старика, неожиданно сближающая финал «Повести» Юркуна с развязкой комедии «Ревизор»: «Все — я, все это — я, — как бы говорил, раскланиваясь, на все стороны, молодой человек.
И вообще все, все — я. Потом, забрав внезапно высокопревосходительную куклу под мышки, — старичок, верно, высохший, совсем был легкий. Финальные слова произнесены после рассказа старика о его дочери, погубленной молодым секретарем. Концовка «Повести» с ее гоголевскими аллюзиями, образы бездушного циника-секретаря, гогочущих парикмахеров, гротескного, похожего на умершего Победоносцева старичка-куклы сближают творение Юркуна с гоголевским комплексом мотивов — мертвенности, автоматизма, омертвения, комплексом мотивов «мертвых душ». Секретарь, старичок-марионетка и их окружение — это те же, что и у Гоголя, «тела без душ или с чудовищно суженной душой» 34. Как и его великий предшественник Гоголь, Юркун погружает читателя в «автоматическую», кукольную, механическую реальность, в которой утеряны ценности и выживает, побеждает здесь отнюдь не самый достойный. Гротескный стиль.
Манн отметил, что у позднего Гоголя гротеск переходит «на преимущественно стилистический уровень текста», совокупность примет которого описана в монографии «Поэтика Гоголя» 35. Стиль некоторых произведений Юркуна и всей прозы Вагинова — тоже, безусловно, гротескный, он содержит балаганную речь, подобную речи зазывалы, имена-прозвища, искажения слов, сдвиг планов и т. Например, стихотворный «пролог» раешника к балаганному представлению в «Петрушке» или характеристика «нового искусства», данная старичком в «Повести о многомиллионном наследстве»: «Великое у них, у подлецов, искусство было! Тьфу, тьфу... Хуже даже падали. Дергаденты какие-то пошли и мордобисты. Бльбомбольты, Чеховские, Дрюсовы и Достоевские какие-то.
Вот то ли дело наши были, в наше время: Константин Масальский, Кукольник, И. Лажечников, — и до сих пор читают еще. Лучше и не найти» 36.
Эти персонажи родились в XV столетии из пещер и подземелий. Слово «гротовый» относилось к живописи и архитектуре. А само слово «grotta» в переводе означало «пещеру», пришедшую из эмоционального языка итальянцев. По утверждению Этимологического словаря М. Фасмера, «гротеск» произошёл от французских слов «причудливый и смешной»: «grotesque». Примеры гротеска в литературе Самые яркие примеры данного приёма представлены у Н. Гоголя в его повести «Нос», в которой нос, отделяясь от своего хозяина, живёт самостоятельно.
Главное для окружающего общества, какого чина объявившийся нос. Образ гуляющего по проспекту носа является гротескным персонажем. Любителем этого необычного литературного приёма был Салтыков-Щедрин.
Зунделовичу, автору статьи «Поэтика гротеска». Написаны они более сорока лет назад, в середине 20-х годов, но звучат, как это ни печально, вполне актуально. В наше время термины гротеск и гротескное употребляются зачастую столь же «механически», как и раньше. В чем же дело? Почему это произошло? Не будем вдаваться в историю вопроса, анализировать причины сложившегося положения. Достаточно сказать, что был период, когда гротеск считался чем-то сугубо идеалистическим и формалистическим.
Его не изучали теоретики литературы и искусства. Его пытались изгнать из творческой практики. Отношение к гротеску стало изменяться лишь после 1952 года. Недошивин одним из первых выступил тогда с его «реабилитацией». Между тем реалистическое искусство во многих случаях прибегает к различным формам фантастики и гротеска, как средству преувеличения, заострения образа, в целях наиболее полного выявления его типичности» 2. С середины 50-х годов термин «гротеск» вновь приобретает былую популярность. Особенно часто фигурирует он в работах, посвященных творчеству сатириков. Почти в каждой из них слова «гротеск», «гротескный», «гротескное» употребляются несчетное количество раз. Причем в большинстве своем употребляются как бы по инерции, без малейшей попытки вникнуть в истинный смысл термина, разобраться в сути проблемы. Даже в интересных, серьезных исследованиях, посвященных тем или иным сатирическим произведениям, встречаешься порой с каким-то странным безразличием к теоретической стороне проблемы гротеска.
Милявский в книге «Сатирик и время», посвященной «Клопу» и «Бане» Маяковского, привлекает большой фактический материал, прослеживает путь сатирика от фактов жизни — к фактам искусства, высказывает свежие, любопытные наблюдения. Все идет отлично, работа написана, как говорится, «на высоком научном уровне». Но вот исследователь подходит к вопросу, касающемуся теории, и появляются такие строки: «Гротеск», «сатирический гротеск» — так характеризуют стиль Маяковского-драматурга без исключения все, кто писал или пишет о его пьесах. Но что же это все-таки значит — «сатирический гротеск»? Каково реальное содержание этого термина, столь удобного как раз своей ни к чему не обязывающей неопределенностью? В чем конкретный смысл такого определения — и вообще и применительно к «Клопу» и «Бане» в особенности? Увы — все эти вопросы приходится отнести к разряду риторических. Сколько-нибудь внятных и определенных ответов на них не дают ни специальные труды по теории и практике сатиры, ни даже знающие все энциклопедические словари. Перед нами еще одно подтверждение несовершенства, нечеткости, запутанности нашей литературоведческой терминологии» 3. Казалось бы, сказано правильно.
Действительно, «несовершенство», «нечеткость», «запутанность»! Ждешь, что, установив сей факт, исследователь попытается распутать этот вопрос, предложит свое понимание гротеска или по крайней мере присоединится к какой-нибудь из существующих точек зрения. Но ожидания наши напрасны. Автор и не думает останавливаться на вопросе, который числится по ведомству «теории». Подчеркнув нечеткость и запутанность литературоведческой терминологии, он продолжает: «И мы не будем здесь запутывать ее еще больше, пытаясь изобрести какой-то новый, дополнительный термин для обозначения присущего комедиям Маяковского метода художественной типизации. Сатирический гротеск — так сатирический гротеск, дело, в конце концов, не в названии. Принимая такое определение и памятуя о его условности, просто постараемся выяснить, какими же именно принципами руководствовался драматург, какие пути художественного обобщения он избирал в процессе своей работы над «Клопом» и «Баней».
Но в конце концов все же возвращалось в свои подлинные границы. Каковы же характерные признаки гротеска? В чем заключается своеобразие его структуры? С давних пор гротеск понимался как такой принцип изображения действительности, который предполагает искусственное совмещение предметов, принадлежащих к разным жизненным рядам, нарушение жизненного правдоподобия, сочетание несочетаемого. В «Новом словотолкователе», выпущенном в 1803 году, о гротеске говорилось: «Сим именем называются смешные изображения но собранию в них таких частей, которые не принадлежат им естественно и которые имеют странный вид». Уже в этом, по всей вероятности, первом на русском языке определении гротеска содержится указание на то, что гротескные изображения сочетают в себе части, которые не принадлежат им естественно. В «Опыте науки изящного, начертанном А. Галичем» 1825 также подчеркивалось, что гротеск — «и как особенный вид комической красоты, и как особенный способ творческих действий фантазии, — расстраивая наружный вид естественных произведений и созидая новые, странные, но приятные превращения», посмеивается «как бы педантизму самой природы, коей установленные формы тварей кажутся ему еще слишком однообразными». Аналогичное понимание гротеска мы находим и в работах зарубежных исследователей. Шнееганс во введении к своей «Истории гротесковой сатиры» 6 отмечал, что эстетики и литературоведы, писавшие до него о гротеске, делятся на две группы: одни считали самым главным в гротеске элемент карикатуры Гартман, Эберхард, Краузе , другие существо его видели в фантастике и юморе Фишер, Кестлин и др. Сопоставляя эти точки зрения, Г. Шнееганс приходит к выводу, что гротеском является не всякое преувеличение, а такое, которое носит фантастический характер. Исследователь рассматривает несколько карикатур на Наполеона III: черты лица императора на этих карикатурах преувеличены в различной степени. Однако даже явное, заметное преувеличение их в частности, размеров носа еще не дает гротеска. Гротескной карикатура становится лишь тогда, когда у Наполеона III на месте носа появляется клюв вороны. Значительная часть советских литературоведов придерживается подобного же мнения о структуре гротеска. Борев, например, отмечает, что «гротесковый образ немыслим без определенной условности хотя бы некоторых его черт, без выхода за пределы вероятного… Гротеск — целенаправленное заострение с помощью фантастического изображения» 7. Буяшин в ряде своих работ повторяет: «Гротеск — искусственное, фантастическое построение сочетаний, не встречающееся в природе и обществе» 8. Такое понимание структуры гротеска мне представляется единственно правильным. В самом деле: только в этом случае мы получаем надежный критерий, при помощи которого можно объективно установить, является ли то или иное произведение гротесковым. Если же определять гротеск более «широко», то качественное своеобразие его неизбежно теряется. Никаких объективных критериев для различения гротеска среди других художественных форм не остается. Не будем голословны. Обратимся к тем работам о гротеске, где предложено «широкое» его толкование, и посмотрим, к чему оно приводит. Зунделович в уже упоминавшейся статье «Поэтика гротеска» писал: «Под гротеском, в широком смысле, следует понимать такую направленность действий и положений, при которой утрируется какое-нибудь явление, путем перемещения плоскостей, в которых это явление обычно строится. Получающееся, таким образом, воспроизведение известного явления «остранняет» если воспользоваться термином Опояза — от слова странный его в сторону или комедийной плоскостности или, наоборот, трагической углубленности» 9. Как видим, ни о фантастике, ни об искусственном совмещении сочетания, не встречающихся в природе и обществе, здесь даже не упоминается. В качестве характерного признака гротеска называется утрирование явления «путем перемещения плоскостей». Строго говоря, это определение не отличается особой ясностью. Впрочем, автор не ограничивается данной теоретической формулировкой. Он обращается к конкретным литературным произведениям и говорит о том, какие их качества образуют гротеск. При этом материал привлекаемых повестей, в частности «Сорочинской ярмарки» Гоголя, заставляет исследователя признать, что гротескное смещение планов достигается «сплетением фантастического и реального, с перевесом в сторону первого» 10. Перейдя затем к повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», Я. Зунделович и в ней находит гротеск.
Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"
Многие поэты используют такой художественный стиль для высмеивания каких-либо явлений. Характерным для сатиры будет являться негативное отношение к предмету осмеяния. Гипербола Элемент, использующийся многими авторами и поэтами для преувеличения. Художественная фигура помогает усилить красноречивость мыслей. Данный приём удачно может сочетаться и с другими стилистическими оборотами.
Преувеличение совмещается с метафорой и сравнением, предавая им необычную окраску. Гиперболу можно найти в разных художественных стилях, таких как ораторский, романтический и многих других для усиления чувственного восприятия. Ирония Приём, который используется для противопоставления скрытого смысла явному. При употреблении этой художественной фигуры, возникает ощущение, что предмет иронии не такой, каким кажется на самом деле.
Формы иронии Прямая. Употребляется для принижения и усиления отрицательных черт предмета обсуждения, Антиирония. Используется для того, чтобы показать, что объект недооценён, Самоирония. Высмеивается собственная персона, Ироническое мировоззрение.
Неприятие близко к сердцу общественные ценности и стереотипы, Сократова ирония. Предмет обсуждения сам должен прийти к скрытому смыслу высказывания, обдумывая всю сказанную информацию субъекта.
Цель гротеска — создание выразительных образов, привлечение внимания к определенным идеям и проблемам. Гротеск позволяет авторам показать абсурдность, парадоксальность и комичность мира, в котором живут их персонажи.
Гротеск часто используется в сатирических произведениях, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны общества и людей.
Существует, разумеется, и фрейдистское истолкование повести, согласно которому нос — это не просто нос. Записки сумасшедшего Николай Гоголь1835 Мелкий чиновник с издевательской фамилией Поприщин описывает в дневнике свою немудрёную повседневность, но под влиянием зависти, комплекса неполноценности и, самое главное, любви к дочке начальника начинает сходить с ума: утрачивает чувство времени, читает переписку собак и объявляет себя королем Испании. Постепенность и трагичность этой трансформации — главное в повести Гоголя. Ревизор Николай Гоголь1836 Главная пьеса Гоголя обыгрывает распространённый сюжет о том, как одного приняли за другого.
Важнее, чем само происшествие с молодым шалопаем Хлестаковым, здесь атмосфера уездного города, в котором собрано «всё дурное» в России: сквозь уморительную гоголевскую сатиру сквозит ужас, в полной мере реализованный в финальной сцене. Женитьба Николай Гоголь1833 1841 Одна из первых пьес Гоголя, поставленная, однако, уже после «Ревизора». Гоголь переосмысливает типичный водевиль, щедро вводя в него путаницу, обман и мотив социального неравенства; пострадавшей стороной, увы, оказывается как и в «Ревизоре» обманутая невеста. Шинель Николай Гоголь1842 Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели взамен старой, совершенно изношенной. Эта мечта начинает занимать все его мысли: он стремится к шинели, будто к романтической возлюбленной.
Счастье с новой шинелью, увы, оказывается недолгим. Невозможность справедливости в этом мире заставляет Гоголя в который раз обратиться к миру потустороннему — и тем самым придать повести ещё и свойства мистического жанра.
Находка поразила всех, и с тех пор стиль живописи, сочетающий реальность и фантастические образы, прекрасное и безобразное, смешное и величественное, стали называть гротеском, по месту, где были найдены первые образцы такого искусства grotta в переводе с итальянского означает подземелье, грот, пещеру. В дальнейшем термин «гротеск» постепенно распространился и на другие области искусства, а в наше время стал использоваться совершенно далекими от художественной деятельности людьми для обозначения странных, неоднозначных, одновременно забавных и ужасающих явлений или черт действительности. Гротеск широко использовался в различных видах искусства, начиная с античных времен. Соединяя в себе несочетаемые черты, он казался художникам лучшим способом выразить все богатство и разнообразие мира, в котором человеколюбие мирно соседствует с подлостью и жестокостью, красота — с уродством, роскошь — с нищетой. Ярким примером гротеска могут служить знаменитые горгульи, украшающие парижский собор Нотр-Дам: демонические фигуры спокойно восседают на здании, посвященном Богу. Что такое гротеск в литературе?
В литературе гротеск представлен множеством произведений, начиная от комедий древнегреческого драматурга Аристофана и до наших дней. Наибольшего расцвета этот жанр достиг в эпоху Ренессанса. До сих пор не утратили популярности Рабле и его бессмертные «Гаргантюа и Пантагрюэль», Эразм Роттердамский с «Похвалой глупости». Широкие массы в гротеске привлекал дух свободы, противопоставление многообразия мира аскетичным клерикальным догмам.
Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором
В литературе гротеск означает комический прием, связанный с мистикой, сюрреализмом, извращенной и искаженной реальностью. Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней. Гротеск — это особый стилистический прием, который используется в литературе, изобразительном искусстве, а также в дизайне и рекламе. Русская литература и литературы народов Российской Федерации. Но благодаря фантастике и гротеску, которые лишь гиперболизируют происходящее внутри одного города – Глупова, читатель видит образ истерзанного народа, который не желает противостоять власть, столь саркастически обрисованной литератором.
Гротеск и чертовщина
Эти взгляды Гюго полемически противостояли канонам поэтики классицизма. Автором первого исследования, посвященного Г. Подводя итог этим поискам, Г. Шнеганс в «Истории гротескной сатиры» разделил все определения на две группы: первая «считает самой существенной чертой гротеска элемент карикатуры», вторая видит «сущность гротеска не в карикатуре, а в фантастике и юморе» Schneegans G.
Шнеганс попытался синтезировать обе точки зрения. С тех пор синтетич. Одно из первых в России определений Г.
Возникает особый гротескный мир, существенно важный, однако, для вскрытия реальных противоречий действительности. В силу этого Г. Природа комического в Г.
Комическое высвобождается вместе с постижением сущности Г. Природа Г.
Широко используется в сатирических целях. В гротеске происходит сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей: трагического и комического, возвышенного и безобразного, смешного и ужасного. Несмотря на то, что гротеск — комический прием, он несет в себе в основном трагический смысл. Гротеск всегда показывает какое-либо отклонение от нормы, преувеличение и намеренную карикатуру. Определение гротеска. Ярким примером использования гротеска может служить повесть Н. Булгакова о представлении, устроенном Воландом в варьете, вы поймете, что автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного.
Иначе говоря, исследователи «группы Бахтина» изучают модель гротеск через подробное рассмотрение мировоззрения т. Ученые «группы Манна» рассматривают сущность самой модели. Уже здесь мы можем сказать, что принципиальных противоречий между двумя подходами нет, они дополняют друг друга, подходя к изучаемому материалу с разных сторон. Мировоззрение художественное мировоззрение может существовать только в сформированном виде, как художественная форма, как прием. С другой стороны, прием - это оформленное мировоззрение, модель мира - как ее строит художник. В литературоведении существует стойкое представление: гротеск не может быть вписан в единый ряд с прочими тропами, он есть не стилистический прием и не фигура речи, но - базовый принцип художественного осмысления художественного моделирования бытия. Так, Ю. Манн предлагает «... Николаев рассматривает гротеск «в качестве принципа, организующего не те или иные отдельные моменты повествования, а художественную структуру в целом»3 курсив мой. Вместе с тем нерешенным остается принципиальный вопрос «гротесковеде-ния» - вопрос о взаимодействии базовых компонентов гротеска, тех конститутивных элементов художественного мира, которые сталкиваются в гротесковом образе. Причем проблема, которая стоит перед нами, неаналитического или интерпретационного свойства, но свойства методологического или, если быть более точным, эпистемологического. Проблема гротеска в принципе не решаема в рамках текстоцентристской или логоцентристской литературоведческой парадигмы. Феномен текста, проблемати-зируемый структурализмом и постбахтин-ской филологией, которая вносит в структурализм функциональное начало, но в ограниченных пределах, мало говоря о стоящих «за» текстом и «перед» текстом мен -тальных, когнитивных структурах , - недостаточное основание для разговора о словесном искусстве, о литературе, которая, как говорил еще Л. Толстой, есть «одно из средств общения людей между собой»4. Если внимательно читать классика, то окажется: для квалифицированного разговора о литературе недостаточно проанализировать «средства» искусства тексты ; требуется вести речь и о «людях» ментальных, концептуальных системах, которые сталкиваются на поле текста , и даже о «между», которое маркирует различия в данных системах. Иными словами, необходимо говорить не о поэтике текста, но о поэтике дискурса - динамической процедуры тексто-построения и тексторецепции, в рамках которой учитываются и ментальные, когнитивные структуры, относящиеся к суверенитету и того, кто «пописывает», и того, кто «почитывает». И здесь явно недостаточным представляется инструментарий классического литературоведения XX в. Барта - равно как и читатель. Для решения проблемы гротеска как это уже было сделано в рамках проблемы метафоры необходимо привлечение смежных дисциплин - психолингвистики, когнитивной лингвистики и т. В качестве основного, инвариантного признака гротеска, вслед за М. Бахтиным, ученые выделяют амбивалентность. На наш взгляд, это верно. Вместе с тем необходимо применительно к гротеску прояснить понятие амбивалентности, которое у М. Бахтина используется в качестве рабочего термина, но не получает, как нам кажется, должной теоретической разработки, так как складывается на основе общих логоцентристских представлений ученого. Считая текст, высказывание высшей и единственной инстанцией культуры, ученый не учитывает ментальных, когнитивных предпосылок формирования гротескного образа и драматического в своей основе процесса претворения ментального в текстовое креативная фаза литературнохудожественного дискурса , а также - столь же драматических - смыслопорождающих последствий работы гротескового текста рецептивная фаза литературно-художественного дискурса. Отсюда - представление о метаморфизме как основной черте амбивалентности.
Давайте разбираться. Гротескный — это уродливо-комический образ чего-то или кого-то, основанный на контрасте и преувеличении. В обыденной жизни, многие воспринимают гротеск, как что-то уродливое и эксцентричное. В наше время его широко используют в карнавальных образах на различных праздниках. Немного истории Гротеск имеет довольно старинное происхождение. Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями. Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном. Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения. Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском. Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск. В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. В отличие от той же иронии, тем что в данном стиле забавные и смешные образы одновременно ужасные и пугающие. Это как бы две стороны одной медали. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём. На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека. Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного. Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым. В сказках реальность и фантазия нередко переплетается между собой, но всё же границы остаются очевидными. Гротескные образы с первого взгляда проявляются как абсурдные, лишённые всякого смысла. Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений. Повесть «Нос» Гоголя также считается ярким примером использования стиля в сюжете. Нос главного героя приобретает самостоятельную жизнь и отделяется от хозяина. Читайте также: Житейский подход - психология В живописи В Средние века был характерен для народной культуры, выражавшей самобытный способ мышления. Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью. Сатира Это проявление комического стиля в искусстве в самом резком его понимании. При помощи иронии, гротеска, аллегории, доли гиперболы, она раскрывает унизительные и ужасные явления, придавая свою поэтическую форму. Многие поэты используют такой художественный стиль для высмеивания каких-либо явлений. Характерным для сатиры будет являться негативное отношение к предмету осмеяния. Гипербола Элемент, использующийся многими авторами и поэтами для преувеличения. Художественная фигура помогает усилить красноречивость мыслей. Данный приём удачно может сочетаться и с другими стилистическими оборотами. Преувеличение совмещается с метафорой и сравнением, предавая им необычную окраску. Гиперболу можно найти в разных художественных стилях, таких как ораторский, романтический и многих других для усиления чувственного восприятия. Ирония Приём, который используется для противопоставления скрытого смысла явному. При употреблении этой художественной фигуры, возникает ощущение, что предмет иронии не такой, каким кажется на самом деле. Формы иронии Прямая. Употребляется для принижения и усиления отрицательных черт предмета обсуждения; Антиирония. Используется для того, чтобы показать, что объект недооценён; Самоирония. Высмеивается собственная персона; Ироническое мировоззрение. Неприятие близко к сердцу общественные ценности и стереотипы; Сократова ирония. Предмет обсуждения сам должен прийти к скрытому смыслу высказывания, обдумывая всю сказанную информацию субъекта. В первом случае перед нами гротеск, во втором — аллегория и символ. В гротесковом изображении не просто сопрягается реальное и фантастическое, ведь то и другое могут быть рассредоточены по разным образным структурам. Во множестве произведений сосуществуют персонажи реальные и фантастические, но тут и в помине нет ничего гротескового. Гротеск в литературе возникает тогда, когда реальное и фантастическое сталкиваются в едином образе чаще всего это гротесковый персонаж. Нужно, чтобы по художественной ткани персонажа прошла как бы «трещина», взламывающая его реальную природу, и в этот зазор хлынула фантастика. Нужно, чтобы у гоголевского майора Ковалева вдруг по неизвестной причине исчез нос, чтобы он облачился в генеральский мундир и стал разгуливать по проспекту «северной нашей столицы». Или чтобы добронравно послушный кот гофмановского музыканта Крейслера, как бы отчасти пародируя поступки своего хозяина, начал безумствовать в любовном угаре, точь-в-точь как это делали студиозусы и бурши гофмановских времен, да еще и заполнять макулатурные листы крейслеровской рукописи образчиками своей «кошачьей» прозы. С другой стороны, гротеск условен не потому только, что он демонстративно разрушает жизнеподобную логику реальности. Он условен и вследствие особой природы своей фантастики. Фантастическое, заключенное в гротеске, не должно всерьез претендовать на представительство иной, запредельной «реальности». Вот почему полотна Иеронима Босха не гротесковы. Эсхатологический ужас, разлитый на них, не принадлежит уже действительности: он из мира апокалипсических пророчеств. Точно так же не принадлежат сфере гротеска фантастические образы средневекового рыцарского романа, его духи, феи, волшебники и двойники белокурая Изольда и темноволосая Изольда в «Тристане и Изольде» — за ними наивно живое ощущение «второго» бытия. Вполне прозаический гофмановский архивариус Линдгорст «Золотой горшок» в своей фантастической ипостаси может оказаться всесильным волшебником, но этот его второй лик условен ровно настолько, насколько условна иронически двойственная природа гофмановского золотого горшка: то ли он атрибут из страны грез «Джиннистана», то ли просто пикантная деталь бюргерского быта. Словом, гротеск открывает простор для иронии, простирающейся и на «запредельное». Гротеск нимало не стремится выдать себя за феномен «иного бытия». У Гофмана он, правда, словно бы колеблется между двумя мирами, но это колебание чаще всего насквозь иронично. Там же, где у Гофмана действительно возникают провалы в «иной мир» «Майорат» , гам ему уже не до гротесковой веселости хотя бы и нераздельной с подспудным трагизмом — там как, например, в его «ночных» новеллах царит романтически ужасное, и оно вполне однородно, то есть оно именно «запредельной» природы. Отказываясь от жизнеподобной логики, гротеск, естественно, отказывается и от каких-либо внешне жизнеподобных мотивировок. В черновом варианте гоголевской повести «Нос» мы встречаем следующее объяснение: «Впрочем, все это, что ни описано здесь, виделось майору во сне». Гоголь снял эту фразу в окончательном автографе, снял, повинуясь безошибочному чутью художественной истины. Оставь он это разъяснение в тексте повести, и вся фантасмагория ее была бы мотивирована вполне жизнеподобно, психологически естественною, хотя бы и нелогичною «логикою» сна. Между тем Гоголю важно было сохранить ощущение абсурдности изображенной реальности, абсурдности, проникающей во все «клетки» ее и составляющей общий фон жизни, в которой возможно все что угодно. Фантастическая условность гротеска здесь не может быть поставлена под сомнение никакими психологическими мотивировками: она нужна Гоголю для того, чтобы подчеркнуть сущность, закон реальности, в силу которого она, так сказать, имманентно безумна. Условность гротеска всегда нацелена именно на сущность, во имя ее она и взрывает логику жизнеподобия. Кафке нужно было превратить своего героя Грегора Замзу в фантастическое насекомое рассказ «Превращение» для того, чтобы сильнее оттенить абсолютность отчуждения, неизбывность которого тем очевиднее, что оно простирается и на семейный клан, казалось бы, призванный противостоять разобщению, раскалывающему мир. Гротеск предполагает особую, едва ли не максимальную степень художественной свободы в обращении с материалом реальности. Кажется, эта свобода уже на грани своеволия, и кажется, она могла бы вылиться в жизнерадостное ощущение полного господства над сковывающей, а часто и трагически абсурдной действительностью. В самом деле, дерзко сталкивая разнородное, расшатывая причинно-следственные связи бытия и покушаясь на господство необходимости, играя случайностями, не вправе ли создатель гротеска чувствовать себя в этом мире веселого художественного «своеволия» демиургом, заново перекраивающим карту вселенной? Но при очевидном как будто бы всевластии свобода гротеска небеспредельна, а «своеволие» художника — не более чем кажимость. Дерзновенность фантазии соединяется в гротеске с цепкою зоркостью мысли. Ведь и то и другое направлены здесь на обнажение жизненного закона.
Границы гротеска
Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Всегда является преувеличением, карикатурой, поэтому он широко используется для создания сатирических произведений. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип.
Гоголя, «История одного города» М.
Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск».
Урок литературы в 10 классе. Тема: «Гротеск в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого».
Цели: познакомить учащихся с понятием гротеска; выявить и сформулировать значение гротеска, контраста живого и мертвого в поэме; сформулировать принципы описания живого «положительных элементов» ; выявить, умеют ли учащиеся находить в тексте примеры гротеска. Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 года [3]. С одной стороны, писал Герцен, «мертвые души...
С другой стороны: «там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, полную сил национальность». Как проявляется этот контраст бессилия и силы, мертвого и живого в самом произведении? След гротескных образов мы ощущаем в особой подаче деталей портрета, обстановки, в особом развитии сравнений.
Поисковая работа. Задание учащимся: Найти в тексте описание портретов чиновников города. Войдя в гражданскую палату для совершения купчей, Чичиков и Манилов увидели «много бумаги и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол...
Возрастающее количество синекдох совершенно заслоняет живых людей; в последнем примере сама чиновничья голова и чиновничья манера писания оказывается принадлежностью «светло-серой куртки». Синекдоха от греч. Исследовательская работа.
Задание учащимся: Провести сравнительный анализ описания портретов чиновников города с «знаменитым парадом» в «Невском проспекте» Гоголя. Ответ учащихся: С другой стороны, эта картина, конечно, близка знаменитому параду «лучших произведений человека» на Невском проспекте: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встретите усы чудные...
Тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых...
Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определённого художественного эффекта. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению. Например, сон Татьяны Лариной А.
Текст Цитировать 1 «В настоящее время, как известно, «гротеск» и «гротескное» склоняются во всех падежах, механически применяясь к самым разнообразным явлениям, объединенным лишь тем, что они представляют нечто необычное. Разберемся же в сущности гротеска…» 1 Эти слова принадлежат Я. Зунделовичу, автору статьи «Поэтика гротеска». Написаны они более сорока лет назад, в середине 20-х годов, но звучат, как это ни печально, вполне актуально. В наше время термины гротеск и гротескное употребляются зачастую столь же «механически», как и раньше. В чем же дело? Почему это произошло? Не будем вдаваться в историю вопроса, анализировать причины сложившегося положения. Достаточно сказать, что был период, когда гротеск считался чем-то сугубо идеалистическим и формалистическим. Его не изучали теоретики литературы и искусства. Его пытались изгнать из творческой практики. Отношение к гротеску стало изменяться лишь после 1952 года. Недошивин одним из первых выступил тогда с его «реабилитацией». Между тем реалистическое искусство во многих случаях прибегает к различным формам фантастики и гротеска, как средству преувеличения, заострения образа, в целях наиболее полного выявления его типичности» 2. С середины 50-х годов термин «гротеск» вновь приобретает былую популярность. Особенно часто фигурирует он в работах, посвященных творчеству сатириков. Почти в каждой из них слова «гротеск», «гротескный», «гротескное» употребляются несчетное количество раз. Причем в большинстве своем употребляются как бы по инерции, без малейшей попытки вникнуть в истинный смысл термина, разобраться в сути проблемы. Даже в интересных, серьезных исследованиях, посвященных тем или иным сатирическим произведениям, встречаешься порой с каким-то странным безразличием к теоретической стороне проблемы гротеска. Милявский в книге «Сатирик и время», посвященной «Клопу» и «Бане» Маяковского, привлекает большой фактический материал, прослеживает путь сатирика от фактов жизни — к фактам искусства, высказывает свежие, любопытные наблюдения. Все идет отлично, работа написана, как говорится, «на высоком научном уровне». Но вот исследователь подходит к вопросу, касающемуся теории, и появляются такие строки: «Гротеск», «сатирический гротеск» — так характеризуют стиль Маяковского-драматурга без исключения все, кто писал или пишет о его пьесах. Но что же это все-таки значит — «сатирический гротеск»? Каково реальное содержание этого термина, столь удобного как раз своей ни к чему не обязывающей неопределенностью? В чем конкретный смысл такого определения — и вообще и применительно к «Клопу» и «Бане» в особенности? Увы — все эти вопросы приходится отнести к разряду риторических. Сколько-нибудь внятных и определенных ответов на них не дают ни специальные труды по теории и практике сатиры, ни даже знающие все энциклопедические словари. Перед нами еще одно подтверждение несовершенства, нечеткости, запутанности нашей литературоведческой терминологии» 3. Казалось бы, сказано правильно. Действительно, «несовершенство», «нечеткость», «запутанность»! Ждешь, что, установив сей факт, исследователь попытается распутать этот вопрос, предложит свое понимание гротеска или по крайней мере присоединится к какой-нибудь из существующих точек зрения. Но ожидания наши напрасны. Автор и не думает останавливаться на вопросе, который числится по ведомству «теории». Подчеркнув нечеткость и запутанность литературоведческой терминологии, он продолжает: «И мы не будем здесь запутывать ее еще больше, пытаясь изобрести какой-то новый, дополнительный термин для обозначения присущего комедиям Маяковского метода художественной типизации.
Фантасмагория и гротеск в литературе — 187 книг
«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём — Русский язык на отлично | В позапрошлом году вышла книга Ю. Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме. |
Литература гротеска 1-я часть (Лев) / Проза.ру | Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет? |
"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём | В литературе гротеск представлен множеством произведений, начиная от комедий древнегреческого драматурга Аристофана и до наших дней. |
Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова | Гротеск в искусстве. Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок. |
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Образ из произведений. Художественный образ Гротекс. Сатирический образ гротеск. Гротескное изображение. Примеры литературного гротеска. Понятие гротеск. Гротеск в современной литературе. Прием гротеска. Гротеск картинки для презентации. Гротеск примеры из художественной литературы.
Гротеск это в литературе кратко. Гротеск из произведений. Гротеск в произведениях Чехова. Ирония у Салтыкова Щедрина. Гротеск в диком помещике. Гротеск термин. Гротекс литературе примеры. Гротеск и его значение. Лексические средства.
Лексические средства примеры. Гротеск в литературе произведения. Моор первые шаги французского министра. Гротеск вид художественной Образности. Гротеск примеры примеры. Гипербола и гротеск. Гротеск средство выразительности примеры. Гротеск в художественной литературе. Художественный образ в изобразительном искусстве.
Название одного из типографских шрифтов тип. Набрать заглавие гротеском. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Чуковский, «О Чехове», 1915 г.
Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925—1928 г. Бахтин называл это смешение амбивалентностью и возводил к карнавальной культуре , смешное и ужасное а также любые промежуточные эмоции. Игорь Сухих, «Заблудившаяся электричка», 2002 г. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г.
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Иногда к автору в дом заявляются разные люди и требуют, чтобы автор сочинил рассказ, сию же минуту. Потому что о такой жизни просто необходимо рассказывать. Новый сборник рассказов Этгара Керета — этой сборник коротких шедевров о повседневности, о самых обыденных вещах, которые прячут в себе невероятную сложность, тоску, радость, веселье, опасность и просто жизнь. Мертвые и живые, молчаливые дети и разговорчивые животные, сны и реальность — и все это с легким абсурдом, юмором, печалью и состраданием.
Исследование глубинного.
Через преувеличение и причудливость гротеск открывает новые горизонты для исследования глубинных психологических процессов, скрытых страхов и желаний человека. Создание юмора. Гротескные элементы могут быть использованы для создания комического эффекта, смягчая тем самым критику или облегчая восприятие сложных идей. Формирование уникального стиля.
Что такое гротеск в литературе?
Гротеск в литературе В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин. Социально-психологический, или реалистический, гротеск в русской литературе впервые был наиболее полно реализован в прозе Андрея Синявского (Абрама Терца) и Юлия Даниэля (Николая Аржака). гротеск в литературе. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость. В литературоведении советского периода, ориентированном, прежде всего, на канонизацию методологических основ литературы реализма, гротеск был выведен за рамки официального научного дискурса и причислен к инструментам буржуазной идеологии в науке и искусстве. Гротеск стал популярным приемом и в литературе. Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. В литературе — одна из разновидностей комических приёмов, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.