Основатель частного екатеринбургского «Коляда-театра» рассказал «Культуре», как они собирают деньги актерам на зарплаты с миру по нитке и почему он старается никому не показывать своих слез. Силовики составили протокол на худрука «Коляда Театра» Николая Коляду за нарушение требований антитеррористической безопасности. Новости по тегу: Николай Коляда.
Николай КОЛЯДА: Сцена не пространство для митингов
Об этом на своей странице во «Вконтакте» 15 июня рассказал сам Николай Коляда. В 1982 году Николай Коляда дебютировал как автор на страницах газеты «Уральский рабочий». Коляда, драматург, режиссер, худрук, уложил Москву на лопатки. В апреле 2023 года выйдет в свет новый сборник прозы Николая Коляды "Ты не печалься". В отношении Николая Коляды был составлен административный протокол, его ждет суд и штраф. Спектакли авторского театра Николая Коляды наделали много шума в Красноярске.
Николая Коляду отменили в Чехии
Потерпевшему я заплатил 200 тысяч. Мне его жалко, хотя он всего десять дней пролежал в больнице. Потерпевший говорит, что ему мало этих денег. Что ему нужен миллион. А ещё публичные извинения. Хотя по телефону он материл меня и обещал посадить на два года, если я ему не дам полтора миллиона.
Ягодин не только 20-лет играет в Коляда-театре, но примерно столько же является фронтменом рок-группы "Курара". Команда и сейчас регулярно выступает в столице с песнями про экзистенциальный кризис в российской провинции. Будьте здоровы. Думайте, думайте, думайте". В итоге в августе был оштрафован за оскорбление президента и вооруженных сил РФ на 40 тысяч рублей, это практически месячная зарплата Олега. Не могу репетировать: сегодня отменил репетицию. Нет сил. Нет слов. Сидел в зале суда и вытирал слезы, которые бежали сами собой. Какое унижение, Боже ты мой. Какое немыслимое унижение. Какой стыд за этот суд.
У них уже и имена меняются, но всё же, переходя из одного персонажа в другой, они остаются с теми же мыслями о жизни, у них те же привычки, заботы, счастье и печаль. Эта книга рассказов - одна большая картина жизни людей, живущих в выдуманном городе Дощатове. Хотя, наверное, если присмотреться, то Дощатов не придуман, а он и его жители — любой город на карте провинциальной России... Вы можете оформить онлайн предзаказ книги, и получить её одним из первых.
Делают они, а стыдно за них - мне и нам всем. Судья: смотрит в глаза, слушает и улыбается. Вот уж точно: "... И более всего: насмешки недостойных над достойным". Зрители готовы собрать деньги, чтобы актер не пострадал хотя бы материально. Лиза Черезова: Не переживайте так, у кого есть мозг те понимают что это цирк. Мы давно живем в этом цирке. Жаль конечно что Олега на денежку наказали, но это лишь деньги, хуже он от этого не стал ни как человек, ни как актер. Мы все равно его любим и ценим. Вам здоровья!!! Театру процветания!!!! Хожу к вам уже лет 11 и до сих пор ничего лучше Коляда театра не видела.
Николай Коляда просит помощи у губернатора, чтобы не закрылся его театр
Я же видел, там есть что-то живое, настоящее! После смерти людям на надо премии давать, надо при жизни хвалить. Что получится из этих рассказов в Молодежном театре — не знаю, жизнь покажет, - рассказал драматург. Все они повествуют о смешных и трагичных историях женщин: их любви, мечтах и разочарованиях. В российских театрах спектакли по рассказам Николая Коляды еще никогда не ставились. Премьера состоится в Молодежном театре 18 мая и 19 мая. Во время двухчасовой встречи со зрителями Николай Коляда рассказал об истории создания своего частного театра, любимых актерах, о работе над спектаклями в театрах России и зарубежных стран.
Мне неловко говорить, но я написал больше 140 пьес. Знаю, что найдется человек, который обязательно скажет, что Чехов написал значительно меньше. Я больше тридцати лет преподаю в театральном институте на отделении литературного творчества, всегда так говорю ученикам: «Пьесы пишутся очень просто: слева пишут — кто говорит, а справа — что говорит». Моя великая школа — это русская литература. Толстой, Гоголь, Пушкин, Салтыков-Щедрин. Я их читал, читаю и буду читать. Они начинают смеяться, я выдерживаю паузу, затем продолжаю: «В написанное надо обязательно добавить мозги и сердце. Если этого нет, то лучше не начинать.
Научить этому невозможно. Если у человека нет от природы чутья и понимания, ему свое не дашь». Сегодня студентов спрашиваю: «А чего вы всегда ходите в черном? Я несчастна... Ясно, вы писатели, но не читатели, язвлю я. Это же начало чеховской пьесы «Чайка»! Которую будущие драматурги редко читают… К сожалению, среди студентов много дремучих. Но учу, учу… Драматург обязан подсматривать за жизнью и иметь чуткое ухо.
Без этого тебе никто не поверит. Надо обязательно слышать, как меняется язык, какой он красивый, какой он необычный. Язык надо чувствовать. Не то что понимать, а именно чувствовать. Галина Борисовна Волчек большую часть жизни ездила на персональной машине. Но жизнь знала и видела изумительно. У писателя Константина Паустовского есть замечательная история про двух стариков, которые сидят на лавочке и разговаривают. Чтобы понять жизнь, надо чаще заглядывать в себя.
Глубоко так. И совсем необязательно ездить по миру. Я ей говорил: «Вы же на метро не ездите, пешком почти не ходите. Откуда все это знаете? Все вижу, — просто отвечала Волчек. Любить — это сострадать человеку, жалеть его, сочувствовать. Это в лучших традициях русской литературы. Ведь все мы вышли из гоголевской шинели.
И мне тоже все понятно! Я с человеком могу поговорить пару минут на остановке, и мне про него уже многое будет ясно. Чем он живет, как он думает, любит ли он собак или кошек. Я всю жизнь изучал человека. Понимаю и чувствую людей достаточно неплохо. Я всю жизнь пишу про людей. Я люблю людей. Без любви к человеку ничего не напишешь!
Но любить человека — это не значит целовать его взасос! Чем я могу помочь человеку? Написать о нем, пролить слезу, если надо. Пожалеть его. Дойдет ли это до человека? Не знаю. Но это где-то останется. В мире, в космосе, в жизни нашей.
Моя боль, мое сострадание — это обязательно останется. У меня в театре работает 70 человек, из них 40 — артисты. Сложные люди! У всех свои амбиции, характеры, все гении. Терплю, терплю, терплю… Двадцать лет терплю. Театр частный, живем без помощи государства. Никакого костюмированного вранья! Спектакль «Шанель баба» по пьесе Николая Коляды на сцене Театра им.
Вахтангова идет с аншлагом. Тут надо начать издалека. Я часто хожу в театры, это моя жизнь. Мне обычно через три минуты все понятно. Если дядьки и тетки приклеились к бороде, надели парики и заговорили нечеловеческими голосами, я сижу и думаю: «А что вы такие фальшивые, что же вы такие неправдивые? Вы же в жизни так не говорите и так не ходите и руки так не заламываете». Для меня это все мертвечина. Поэтому я 21 год назад создал театр, где пытаюсь сделать все, чтобы не было этой театральной лжи и фальши, этого костюмированного вранья, с которым я пытаюсь бороться всеми силами.
В моем театре все живое. Там показываем жизнь такой, как она есть. Я не понимаю, что такое сценическая пощечина! Не понимаю! Это когда руку на метр до лица не донесли, а человек уже падает. У меня бьют как в жизни! Великий режиссер Георгий Товстоногов всегда говорил: «Действие определяется глаголом». Зачем ты это говоришь?!
Прежде чем сказать, обязательно подумай! Это же видно, когда мысль перетекает из лба в губы или когда изо рта вылетает только пустота. Это все видно! Права была мама Бывают минуты, когда я себя проклинаю за то, что создал свой театр! Пандемия была — восемь месяцев сидели без копейки денег. А мы же в ответе за тех, кого приручили, как говорится. Я как начал вонять в интернете: «Дайте денег, помогите с деньгами…» Смотрю пришло 100 тысяч рублей от Александра Александровича Калягина, председателя СТД.
Ну, или уже отходы! Мое фото спектакля "Гамлет", Ягодин - Гамлет, Коляда - тень отца Гамлета Мое фото спектакля "Гамлет", Ягодин - Гамлет, Коляда - тень отца Гамлета Ягодин не только 20-лет играет в Коляда-театре, но примерно столько же является фронтменом рок-группы "Курара".
Команда и сейчас регулярно выступает в столице с песнями про экзистенциальный кризис в российской провинции. Будьте здоровы. Думайте, думайте, думайте". В итоге в августе был оштрафован за оскорбление президента и вооруженных сил РФ на 40 тысяч рублей, это практически месячная зарплата Олега. Не могу репетировать: сегодня отменил репетицию. Нет сил. Нет слов. Сидел в зале суда и вытирал слезы, которые бежали сами собой. Какое унижение, Боже ты мой.
Например, его Датское королевство гниет буквально - всюду банки, кости, тряпки, и люди тоже отбросы. Ну, или уже отходы! Ягодин не только 20-лет играет в Коляда-театре, но примерно столько же является фронтменом рок-группы "Курара". Команда и сейчас регулярно выступает в столице с песнями про экзистенциальный кризис в российской провинции. Будьте здоровы.
Думайте, думайте, думайте". В итоге в августе был оштрафован за оскорбление президента и вооруженных сил РФ на 40 тысяч рублей, это практически месячная зарплата Олега. Не могу репетировать: сегодня отменил репетицию. Нет сил. Нет слов.
Сидел в зале суда и вытирал слезы, которые бежали сами собой. Какое унижение, Боже ты мой.
«Куда-куда?» — Николай Коляда прокомментировал слухи об уходе из театра и эмиграции
Когда я учился в Литинституте, про меня ходил такой анекдот: «Писатель Николай Коляда очень любил чистую бумагу. Николай Коляда, драматург, режиссер, прозаик, заслуженный деятель искусств итый драматург. Такую картину увидел перед дверями драматург Фото: страницы Николая Коляды во «ВКонтакте» Главные новости Екатеринбурга и области уже в вашем телефоне — Telegram-канал «Екатское чтиво». В отношении драматурга Николая Коляды составили два административных протокола из-за нарушений требований к антитеррористической безопасности в «Коляда-театре» в Екатеринбурге. И на титульном листе написано: «Николай Гоголь, «Тарас Бульба», пьеса Николая Коляды в двух действиях».
«Мы непотопляемые». Как выживают артисты Коляда-театра
31 январяв Центральной научной библиотеке СТД РФ в рамках проекта «Сквозное действие» состоялась встреча с режиссером Николаем Колядой. Николай Коляда: За все, что есть во мне, я благодарен своему селу. /. Об этом он сообщил на своей странице в соцсети «ВКонтакте». Главные новости о персоне Николай Коляда на Будьте в курсе последних новостей: В Ярославле мужчина и женщина получили по три года колонии условно за создание крупной площадки по обналичиванию денег. Николай Коляда – о гранте, артистах с судочками, поддержке зрителей и пропавшем кураже. В отношении драматурга Николая Коляды составили два административных протокола из-за нарушений требований к антитеррористической безопасности в «Коляда-театре» в Екатеринбурге.
Николай Коляда: «Я очень закрытый человек. Я никогда ничего не показываю»
Николай Коляда получил 1,5 млн на «Коляда-Plays» от уральского бизнесмена | Знаменитый уральский драматург Николай Коляда не стал платить правообладателям за спектакль «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе американского писателя Теннесси Уильямса, сообщил режиссёр у себя во "Вконтакте". |
Николай Коляда уходит из собственного театра | И на титульном листе написано: «Николай Гоголь, «Тарас Бульба», пьеса Николая Коляды в двух действиях». |
Драматург Николай Коляда раскритиковал курганскую ярмарку. Фото | Сделал он это в разговоре с екатеринбургской поэтессой Александрой Аксеновой. Девушка позвонила руководителю театра, чтобы выяснить подробности ситуации и написать новость для одного из городских СМИ. https. |
Николая Коляду отменили в Чехии
Николай Коляда в своем авторском театре драматург, режиссер, сценограф, актер, кассир. Фото из вк Николая Коляды. Николай Коляда: «Я порадовался за Хаматову и Пересильд, которые пробрались в Канны». Использование иных материалов и новостей с сайта и сателлитных проектов допускается только при наличии прямой ссылки на сайт фотографии пользователя, интересные факты, друзья. Концлагеристы •Коляда-Театр• Двадцатый театральный сезон Добрая пьеса в двух действиях, содержащая сцены насилия (18+) | 2 часа 30 минут с антрактом! Спасибо Николай Коляда.
Со страницы Николая Коляды ВКонтакте
Сегодня Коляда — известный во всем мире драматург, по пьесам которого пишут дипломы и защищают диссертации. Режиссер, который ставил спектакли по всему миру и даже сейчас работает над постановкой «12 стульев» в Польше. И создатель своего собственного «Коляда-театра» — одного из немногих негосударственных театров в России, который добился признания на мировой сцене. Кстати, «Коляда-театр» сегодня тоже отмечает День рождения. Сначала театр сотрудничал с театром драмы и «Театроном», а с 2004 года в театре появилась труппа, и театр располагался в подвале на улице Ленина, 69. Тогда в театре работало всего 15 человек.
Через два года театр начал работать в помещении на Тургенева, 20. Здесь театр находился до 2014 года. С апреля 2014 года труппа занимает помещение бывшего кинотеатра «Искра». Сегодня в театре работает 120 человек. С полуночи соцсети пестрят поздравлениями с днем рождения в адрес Коляды и его театра.
Большинство из них — откровенные признания в любви, слова благодарности за тепло. Так уж совпало, что Коляда — это языческий бог радости, торжеств и молодого солнца.
Драматургу, прозаику, актеру, режиссеру, педагогу, сценографу, менеджеру, театральному гуру… - накопившихся за это время профессий Коляды не счесть. Поэтому скажу короче: Николай Коляда в нашем искусстве - феномен, явление. Причем уникальное, по-своему невообразимое, границ не имеющее. В Свердловской академической драме он был актером. Играл Бальзаминова, Лариосика, Поприщина… Потом был уволен - скажем так: за недисциплинированность. А в нем всегда клокотала воля, нрав абсолютно, до скандалов, независимый. Ему стало обидно, и он тогда дал себе клятву: раз так, распротак, я вам сделаю свой театр, и он будет лучшим в городе! Сказано - сделано: уже вскоре в крошечный театр, который играл у бойлерной в подвале, потом в деревянной избушке, стали приезжать паломники со всей страны.
Коляда здесь все делал сам: сам писал пьесы, сам их ставил, сам одевал спектакли в купленный на барахолке живописный ширпотреб, сам подбирал музыку, сам платил артистам из своих литературных гонораров, даже покупал им квартиры. На глазах изумленных горожан свершалось чудо: к талантливому человеку потянулись талантливые люди. И вскоре труппа театра стала одной из лучших в Екатеринбурге: за год-другой из новичка Коляда умел сделать мастера. Он сам готовил себе кадры.
Издание подчеркивает, что дело было рассмотрено в особом порядке и Коляда не планирует обжаловать приговор. В июле 2017 года Коляда попал на своем автомобиле в ДТП, когда в условиях плохой видимости перестраивался на другую полосу и не заметил движущийся по ней автомобиль.
От удара автомобиль драматурга перевернулся на левый бок, съехав на обочину, а вторая машина улетела в кювет и врезалась в дерево.
Я часто хожу в театры, это моя жизнь. Мне обычно через три минуты все понятно. Если дядьки и тетки приклеились к бороде, надели парики и заговорили нечеловеческими голосами, я сижу и думаю: «А что вы такие фальшивые, что же вы такие неправдивые? Вы же в жизни так не говорите и так не ходите и руки так не заламываете». Для меня это все мертвечина. Поэтому я 21 год назад создал театр, где пытаюсь сделать все, чтобы не было этой театральной лжи и фальши, этого костюмированного вранья, с которым я пытаюсь бороться всеми силами. В моем театре все живое.
Там показываем жизнь такой, как она есть. Я не понимаю, что такое сценическая пощечина! Не понимаю! Это когда руку на метр до лица не донесли, а человек уже падает. У меня бьют как в жизни! Великий режиссер Георгий Товстоногов всегда говорил: «Действие определяется глаголом». Зачем ты это говоришь?! Прежде чем сказать, обязательно подумай!
Это же видно, когда мысль перетекает из лба в губы или когда изо рта вылетает только пустота. Это все видно! Права была мама Бывают минуты, когда я себя проклинаю за то, что создал свой театр! Пандемия была — восемь месяцев сидели без копейки денег. А мы же в ответе за тех, кого приручили, как говорится. Я как начал вонять в интернете: «Дайте денег, помогите с деньгами…» Смотрю пришло 100 тысяч рублей от Александра Александровича Калягина, председателя СТД. Свои деньги! Не зря моя мама говорила, что хороших людей на свете больше!
Много больше! Вся театральная общественность России, которую я, грешник, ругал, проклинал и называл бездарями. Она не знала, на какие кнопки нажимать на телефоне. Ждала сына с работы, чтобы он помог отправить деньги мне на карту. Люди присылали и по 50, и по 100, и по 500 рублей. Это так дорого! Это до слез! Я же эти деньги не сворую, не выстрою себе виллу на Майами.
Я все собирал до копеечки — и на зарплату артистам, и мы благодаря поддержке народа выжили в это лихое пандемийное время. Кислород жизни уходит. Много званых, да мало избранных, понимаете. Перегородка между слезами и смехом очень тонкая. Но радости все равно больше… Хотя... Слушайте, похоронить столько людей… Вздыхает. Ушла Галина Борисовна Волчек, которая столько сделала для меня. Словами не передать.
Гафт ушел, ушла Дорошина… А с ними сколько ушло, слов нет. Приезжаю в Москву и вижу, что на этот спектакль билеты стоят 50 тысяч рублей, на этот спектакль 40, а на этот 30 тысяч. Смотрю — глазам не верю! Они, наверное, хорошие артисты. Но клянусь вам Богом, я бы никогда не потратил 20 тысяч рублей, чтобы посмотреть на того или иного артиста. Не стоит он этих денег, не стоит! Сейчас все распиаривается, криком берется, а на самом деле трех копеек не стоит. Если брать по гамбургскому счету-то.
На Гафта бы пошел за эти деньги. На Волчиху бы пошел… Господи, простите, Галина Борисовна! Когда она выскакивала на сцену в спектакле «Ревизор» в роли Анны Андреевны, а Неелова играла Анну Антоновну, мама дорогая, что творилось в зале! На сцене были две мартовские кошки, две молнии. А в зале все умирали от хохота. А когда Дорошина играла в моей пьесе «Мурлин-мурло», это было что-то невообразимое. Она говорила: «Все, все, все, сейчас конец света наступит... На сцене была не артистка, а женщина, которая минуту назад вышла из трамвая.
Я никогда не был с ними на равных! Вы что? Ахеджакова — только Лия Меджидовна для меня. И все остальные. Всегда в испуге и страхе, когда рядом с ними. Пошутить, посмеяться — это одно. Но никакого никогда амикошонства. У меня есть одно жесткое «но».
Когда Гафт и Дорошина играли мою пьесу «Заяц лавстори», шли репетиции, и однажды звонит мне Валентин Иосифович Гафт: «Коля, там есть один длинный монолог про ложечку, я решил его убрать... Потом, после премьеры, Гафт мне говорил: «Слушай, Коля, я какой дурак был, не понял соль твою…» Я очень принципиальный, когда пытаются безжалостно редактировать мои тексты. Если из мелодии выкинуть десяток нот, то все — не будет музыки. Но почему люди не понимают, что текст — это часто музыка?! Я паразит порядочный Можно ли выучиться на артиста? Можно слона в цирке научить ходить по веревочке, если его бить. Артиста можно научить громко произносить слова и даже красиво ходить по сцене. Но если ты не родился кошкой, ты ею не будешь никогда.
Когда Фаина Раневская выходила на сцену, то было такое чувство, что выходила кошка. На авансцене в это время танцевал отряд пионеров, но все смотрели, как шла Раневская. Это все к вопросу, можно выучиться или нельзя? Сукины ли дети артисты? Пещерные чудовища… Я сам артист, выхожу на сцену, играю. Сказать, что я белый и пушистый — боже сохрани! Я тоже паразит порядочный! Могу быть диктатором и требовать то, что мне надо.
«Обещал посадить на два года». У Николая Коляды требуют миллион рублей за ДТП
Николаю Коляде ограничили свободу - Время Пресс. Новости сегодня | Об этом на своей странице во «Вконтакте» 15 июня рассказал сам Николай Коляда. |
Театръ • Николай Коляда уходит из собственного театра | Николай Коляда признал вину, добровольно оплатил потерпевшему лечение, что в ходе следствия признано смягчающим обстоятельством. |
Николай Коляда появится на федеральном телевидении
Или я не так понимаю? Мы ведь ваша Родина, не так? Или вы идете туда, чтобы всех прессовать, унижать, оскорблять, пользуясь своей формой и властью? Я дал телефон моего актера, они созвонились и будут разбираться по этому случаю. И всем читающим это - информация: если с вами что-то подобное произошло, сообщайте немедленно в пресс-службу или еще куда. Звоните, пишите. Никого не бойтесь.
Надо помнить: мы что-то значим для них, они обязаны нас защищать.. Настоящим докладываю, что 18 ноября в указанным товарищем Богданом Смоляницким магазином по адресу: г. Березовский улица Гагарина 20, «Эльдорадо», сотрудников Росгвардии не находилось.
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.
Подробнее о магистратуре можно прочитать здесь. На творческой встрече Николай Коляда рассказал, как он работает со своими актерами в «Коляда-Театре» и чему учат в театральном вузе. Затем драматург представил свой авторский взгляд на работу со сценарием и актерами. Рассказал о том, какие ошибки совершают начинающие сценаристы. Вы сценарист, вы держите это шило и ведёте налево и направо, туда-сюда, тогда никто не уснет. Если нет исходного события и всё начинается с нуля… Основа основ драматургии исходное событие.
Но ничего постыдного в этом нет. Начал работу до СВО. Почему продолжил?
Помню, как репетировали, как я кроил костюмы прямо на полу своего кабинета, как в пледах, которые по 600 рублей, дырки вырезал, чтобы их на себя можно было напялить. Потом посмотрел фильм Бортко: там — кони, убийство, кровь, всякие богатые изобразительные средства киношные и, конечно, Богдан Ступка, который так играл старого Бульбу! Я тогда подумал: «Ну, а как в театре это сделать? Полетел в Египет, а в конце февраля началось то, что началось. И я лежал в гостинице, смотрел в потолок от всех этих новостей… Не мог идти на пляж. Меня прокляли все мои друзья французы, поляки, немцы… — Все как один? Дружбан один сказал: «Ну что, полетишь на украденном «Боинге» он другое слово употребил, матерное? Спектакли ставили, премии получали, чего только не было. Я ушел из соцсетей, больше не могу слушать эти проклятия, остался только в одной — там у меня мои студенты.
И в театре брожение немыслимое, многие говорили: «Нельзя ставить Гоголя, не тот случай, не та ситуация». Я бросал стулья, кричал, что это предательство, подлость. Я мог бы сказать: «Ну, все, поехали в Казахстан. Уедем в Латвию. Давайте все проклянем здесь и разъедемся». А я сказал: «Ну-ка собрались, будем делать «Бульбу». Бог им судья: не судите, и не судимы будете. Это не мое дело, что они там делают. Мне надо в моем огороде, в моем театре цветы садить.
Наше поле битвы вот оно — сцена. Знаешь, рыдают все— и те, кто за белых, и те, кто за красных. На поклонах я обычно не смотрю в зрительный зал — боюсь взглядов. Смотрю на какую-то полоску между балконом и партером и кланяюсь Богу. А там как будто лицо мамы, папы, лица любимых людей — я им кланяюсь. И вчера, знаешь, случайно у меня взгляд упал в зал. Когда увидел, что плачут мужики и бабы, я сам чуть не разрыдался. Я был в белом свитере, и после спектакля подошла ко мне какая-то девочка, рыдает, прижалась ко мне, ее трясет, всю косметику оставила у меня на плече. Там песня в конце: «Девочки, молите Бога, чтобы кончилась война, а не кончится война, не выйдет замуж ни одна».
Там и для белых, и для красных говорится: если вы не выйдете замуж, значит, не родятся дети, значит, род наш не продолжится, значит, не будет колоситься в поле пшеница, не будет хлеба, не будет картошки, корову некому будет доить, не будет жизни. Молитесь, чтобы мир наступил в конце концов. А он должен наступить, не может быть, чтобы это продолжалось бесконечно. После премьеры «Бульбы» я почувствовал, что кто-то хочет меня на какую-то полочку положить: вот Коляду — туда, а не сюда. Это не значит, что я сижу на двух стульях. Я — художник. Мое поле битвы здесь. Я не могу облить себя бензином, выйти на Красную площадь протестовать или еще что-то делать. Могу только поставить спектакль.
Я — скоморох, я маленький, маленький человек. Но при этом большой-пребольшой. Я могу вызвать эмоции в зрительном зале, что и делаю. А уж там пускай каждый решает… Что-то я разорался… — Это кокетство — «я маленький»… Представила на твоем месте кого-то из режиссеров, которые не скажут, что они модные или на худой конец современные. Если тебя называют «великий Коляда», твоя реакция? Послушай, какое кокетство. Вот библиотека Белинского, главная у нас в Екатеринбурге, издала книжку к моему 65-летию — «Метод Коляды», Лена Соловьева автор. Я открыл первую страницу, о боже, как будто я помер, и возле моего гроба говорят: «Он был великий, величайший гений». Гений из удобрений, ха-ха.
Понимаешь, слава тебе, Господи, мне повезло в жизни, что я никогда на себя генеральские погоны не напяливал и не воображал. Я работяжка. Приду перед спектаклем в театр, если пол грязный, я его помою — корона с головы не свалится. Я всегда, кстати, так и делаю. В Польше, помню, мыл пол, а уборщица стала вырывать у меня швабру. Артисты ей закричали: «Не надо, он всегда так делает». Стоит мой театр чего-то или нет? Стоят мои пьесы чего-то или нет? Это будет известно через двадцать лет после моей смерти.
А сейчас чего, я такой великий сяду, черные очки, шарфик, и буду перед тобой воображать. А ты скажешь: «А чего ты выламываешься другое слово скажешь? Коля, что с тобой? Нашли что-то в бабкиных сундуках, напялили на себя и давай играть. Какой у тебя самый высокобюджетный или, наоборот, малобюджетный спектакль? В Москве театральной люди меряются бюджетами: у одного 50 миллионов стоит спектакль, а у другого всего 12 миллионов — ой, как стыдно. Скажи, красивый? А сзади много старых тряпок, которые порвали, связали и повесили. Шапки синие на парнях их 20 — по 99 рублей в эконом-маркете.
Поварешки по 50 рублей 40 штук. Ты считаешь? Хотя еще четыре бревна, найденные на помойке, канализационные трубы, которые мы обвязали веревками. Костюмы все из подбора, из сказок. А шапочки у девчонок… Я им сказал: сами свяжите, у нас есть старые пуговки — нашейте… — Грубо говоря, 50 тысяч стоил «Тарас Бульба»?
Николай Коляда
Вот что моему театру делать? Вот что я должен сказать всем в театре? Ждали понедельника, думали — сообщат об открытии кинотеатров, а заодно и театров. Хотя бы на тридцать человек. Ведь всё открыто. Ну, денег тогда дайте, что ли. Это же невыносимо — пять месяцев без доходов, — писал в своем Facebook Николай Коляда.
Вахтангова во Владикавказе. Гостями специальной премии стали руководитель Департамента культуры Москвы Алексей Фурсин, заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский, заместитель гендиректора «Газпром-медиа холдинг» Юлия Голубева, главный продюсер холдинга «Москва Медиа» Дмитрий Грачев, руководитель направления культура и искусство VK Звездина Александра, генеральный директор — художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова.
С этими ограничениями и QR-кодами ещё, которые ввели в ноябре, — просто ужас. Роспотребнадзор приходит, начинает вонять, присылать угрожающие письма, мол, у нас здесь рассадник заразы. Пришли 28 декабря, в 9. Потом прислали бумагу на 20 страниц, прям погрузка дыма большими контейнерами. У кого, у маленьких детей, которые пришли 40 человек, я должен температуру измерять? Единственное светлое воспоминание о детстве у ребёнка — это Новый год. И как его лишать этого?
Вот в транспорте люди едут в больницу, чихают и заражают всех. А в театр какой дурак пойдёт, если болеет? Я болею, у меня температура 39 — нет, я пойду смотреть «Гамлета». С какого хрена? Меня что, прям так тянет? Если надо ехать в магазин — я поеду, а чтобы позарез мне с температурой «Гамлета» смотреть — глупости всё это. Я не знаю, кто все эти указы придумывает. Пришли пожарные, оштрафовали меня на 70 тысяч рублей — за то, что в фойе «захламлено», расчистить надо, чтоб если вдруг пожар — люди разбегались. Вы зайдите в наше фойе, посмотрите, какая там красота — настоящий музей. Люди ходят фотографируются, улыбаются, радуются.
Дети приходят всё трогают. Нет, это «захламление». Да на ты, ради бога, забери, засунь себе в жопу. То санэпидемстанция, то Роспотребнадзор, то налоговая — и всем надо денег. В 2019 году мы планировали с Кириллом Серебренниковым совместную постановку в «Гоголь-центре», в которой должен был принять участие пианист Борис Березовский — это во многом была его инициатива. Кирилл радовался, что это только у него в театре будет — и больше нигде. То есть не просто очередные «Три сестры» или «Чайка», а что-то совершенно невероятное. И я был готов. Помню, идём мы по «Гоголь-центру» втроём, стоит разбитое фортепиано. И Борис Вадимович подходит к нему, открывает, нажимает ногой на педаль и начинает играть… «Время 11—12 ночи — и он играет Шопена на этом разбитом фортепиано в тёмном театре, где больше никого нет.
И у меня волосы дыбом встали, как он играет. И весь спектакль перед глазами взлетел, я увидел всю постановку». Но потом Кирилл ушёл из театра. Занимается чем-то своим сейчас, естественно, у него из головы вылетело. С новым главным режиссёром «Гоголь-центра» я не знаком. Нужна, конечно, инициатива оттуда. Я же не буду всё время звонить и спрашивать: «Ну как вы? А Борис Вадимович каждый раз, как приезжает в Екатеринбург, приходит ко мне на спектакли. Он очень благодарный человек, очень простой. Пришёл как-то он к нам в буфет покупать пирожок и чай.
Ему за счёт заведения хотели сделать, а он: «Ну-ка, перестань! Я сижу на репетициях курю — он всегда выходит раздетый на улицу курить. Вообще, чем гениальнее человек, тем приятнее он в общении, тем проще. У меня 16 квартир было раньше, это было служебное жильё, так как многие мои артисты из других городов и их надо было где-то селить. Восемь квартир в прошлом году переписал на некоторых из актёров. Но это не потому, что я такой добрый дядя. Они их заработали своим честным трудом. Проработать 18 лет у меня в театре, пластаться как проклятый, ездить на всякие гастроли, в детский сад — куда угодно. Мы частный театр и, чтобы заработать, крутимся как сумасшедшие. В феврале — 28 дней, а мы играем 58 спектаклей.
Сейчас я им сказал: «Вы можете уйти из театра, если хотите». Но куда они уйдут?
Чем он живет, как он думает, любит ли он собак или кошек. Я всю жизнь изучал человека. Понимаю и чувствую людей достаточно неплохо. Я всю жизнь пишу про людей.
Я люблю людей. Без любви к человеку ничего не напишешь! Но любить человека — это не значит целовать его взасос! Чем я могу помочь человеку? Написать о нем, пролить слезу, если надо. Пожалеть его.
Дойдет ли это до человека? Не знаю. Но это где-то останется. В мире, в космосе, в жизни нашей. Моя боль, мое сострадание — это обязательно останется. У меня в театре работает 70 человек, из них 40 — артисты.
Сложные люди! У всех свои амбиции, характеры, все гении. Терплю, терплю, терплю… Двадцать лет терплю. Театр частный, живем без помощи государства. Никакого костюмированного вранья! Спектакль «Шанель баба» по пьесе Николая Коляды на сцене Театра им.
Вахтангова идет с аншлагом. Тут надо начать издалека. Я часто хожу в театры, это моя жизнь. Мне обычно через три минуты все понятно. Если дядьки и тетки приклеились к бороде, надели парики и заговорили нечеловеческими голосами, я сижу и думаю: «А что вы такие фальшивые, что же вы такие неправдивые? Вы же в жизни так не говорите и так не ходите и руки так не заламываете».
Для меня это все мертвечина. Поэтому я 21 год назад создал театр, где пытаюсь сделать все, чтобы не было этой театральной лжи и фальши, этого костюмированного вранья, с которым я пытаюсь бороться всеми силами. В моем театре все живое. Там показываем жизнь такой, как она есть. Я не понимаю, что такое сценическая пощечина! Не понимаю!
Это когда руку на метр до лица не донесли, а человек уже падает. У меня бьют как в жизни! Великий режиссер Георгий Товстоногов всегда говорил: «Действие определяется глаголом». Зачем ты это говоришь?! Прежде чем сказать, обязательно подумай! Это же видно, когда мысль перетекает из лба в губы или когда изо рта вылетает только пустота.
Это все видно! Права была мама Бывают минуты, когда я себя проклинаю за то, что создал свой театр! Пандемия была — восемь месяцев сидели без копейки денег. А мы же в ответе за тех, кого приручили, как говорится. Я как начал вонять в интернете: «Дайте денег, помогите с деньгами…» Смотрю пришло 100 тысяч рублей от Александра Александровича Калягина, председателя СТД. Свои деньги!
Не зря моя мама говорила, что хороших людей на свете больше! Много больше! Вся театральная общественность России, которую я, грешник, ругал, проклинал и называл бездарями. Она не знала, на какие кнопки нажимать на телефоне. Ждала сына с работы, чтобы он помог отправить деньги мне на карту. Люди присылали и по 50, и по 100, и по 500 рублей.
Это так дорого! Это до слез! Я же эти деньги не сворую, не выстрою себе виллу на Майами. Я все собирал до копеечки — и на зарплату артистам, и мы благодаря поддержке народа выжили в это лихое пандемийное время. Кислород жизни уходит. Много званых, да мало избранных, понимаете.
Перегородка между слезами и смехом очень тонкая. Но радости все равно больше… Хотя... Слушайте, похоронить столько людей… Вздыхает. Ушла Галина Борисовна Волчек, которая столько сделала для меня. Словами не передать. Гафт ушел, ушла Дорошина… А с ними сколько ушло, слов нет.
Приезжаю в Москву и вижу, что на этот спектакль билеты стоят 50 тысяч рублей, на этот спектакль 40, а на этот 30 тысяч. Смотрю — глазам не верю! Они, наверное, хорошие артисты. Но клянусь вам Богом, я бы никогда не потратил 20 тысяч рублей, чтобы посмотреть на того или иного артиста. Не стоит он этих денег, не стоит! Сейчас все распиаривается, криком берется, а на самом деле трех копеек не стоит.
Если брать по гамбургскому счету-то. На Гафта бы пошел за эти деньги. На Волчиху бы пошел… Господи, простите, Галина Борисовна! Когда она выскакивала на сцену в спектакле «Ревизор» в роли Анны Андреевны, а Неелова играла Анну Антоновну, мама дорогая, что творилось в зале! На сцене были две мартовские кошки, две молнии. А в зале все умирали от хохота.
А когда Дорошина играла в моей пьесе «Мурлин-мурло», это было что-то невообразимое. Она говорила: «Все, все, все, сейчас конец света наступит... На сцене была не артистка, а женщина, которая минуту назад вышла из трамвая.