Новости корабль челюскин

Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости. Льды дрейфовали и тащили обречённый корабль назад, затем ветра переменились — "Челюскин" мотало кругами. Команда автопутешественников под руководством экстремального путешественника Дениса Забелина на двух внедорожниках собралась добраться до самого края Еврази.

Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!

Запланированный успех обеспечивала проводка "Челюскина" ледоколом "Красин" в Карском море и ледоколом "Литке" в восточном секторе Арктики. Ледовую разведку обеспечивал гидроплан лётчика Михаила Бабушкина. И, в общем-то, всё бы прошло гладко, если бы не самоуверенность Отто Шмидта. Капитан вызвал на помощь ледокол "Красин", тот пробил ему дорогу, и экспедиция продолжалась. Без приключений "Челюскин" добрался до Чукотского моря, и здесь его зажали многолетние льды. Подойти к острову Врангеля "Челюскин" не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды "Челюскину" оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол "Литке", капитан которого предложил пробить для "Челюскина" проход к чистой воде.

И здесь Отто Шмидт допустил ещё одну роковую ошибку. Полагая, что "Челюскин" окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь "Литке". Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября "Челюскин" стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей. Экипаж ледокола "Литке". Время было упущено: между кораблями теперь находились поля многолетнего льда. Преодолеть их не мог даже ледокол. Стало ясно, что экипаж "Челюскина" ждёт зимовка, но ладно бы только это… Пароход не мог противостоять напору торосов, и момент, когда его раздавит, неминуемо приближался. Руководство экспедиции это понимало и разместило все важные грузы на палубе. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров.

Экипаж был готов к такому исходу, за короткое время на лёд спустили людей и груз. Во время аварии завхоз Борис Могилевич упал в воду, а затем на него упало бревно. На льду оказалось 104 человека, в том числе женщины и двое маленьких детей часть пассажиров покинули судно ещё у острова Колючин. Кто искал "Челюскин"? Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин". Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк".

Аквалангисты из Магадана и Мурманска в крайне сложных условиях достигли затонувшего корабля. На поверхность они подняли несколько металлических предметов — спинку кровати, фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек. Их не передавали в музей, не подвергали экспертизе, они хранились в ныне разрушенном помещении Магаданского подводного клуба, а потом просто исчезли. Были ли они действительно с "Челюскина" — неизвестно. В 1989 году с судна "Дмитрий Лаптев" на "Челюскин" погружался журналист Сергей Мельников, который, по его словам, также достиг цели. Но его информация вызывает у специалистов большие сомнения. Они обследовали все известные точки координат, где ранее велись поиски. Водолазы совершили несколько погружений, используя в числе прочего подводный сонар, бьющий в обе стороны на 400—500 метров. На поверхность подняли леерную стойку с корабля.

Экспертиза подтвердила: это металл с "Челюскина".

На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, ничего не трещит, все нормально.

Вот самолет прилетел, а они улетели. И в тот день, в ту ночь барак разорвало на две части», — рассказывает дочь участника экспедиции «Челюскин» геодезиста Василия Васильева Карина Васильева. Первыми о трагедии «Челюскина» узнали в Уэлене. Связь с поселком, после гибели судна, установил полярный радист Эрнест Кренкель. Все это руками, на морозе, нужно было собирать, проводки подвинчивать. Но спустя некоторое время радистка поселка Уэлен, Людмила Шрадер, его услышала. И вот так была установлена связь», — прокомментировал сын полярного радиста Эрнеста Кренкеля Теодор Кренкель.

Непосредственная опасность челюскинцам не угрожала. Но 104 человека оказались во льдах, и их надо было спасать. Среди зимовщиков были и две маленькие девочки: полуторогодовалая Алла Буйко и новорожденная Карина Васильева. При повторном полете у АНТ-4 отказал один двигатель, и при совершении вынужденной посадки самолет был поврежден. Остальную авиацию для эвакуации челюскинцев пришлось доставлять пароходами до Камчатки, а затем перегонять своим ходом к месту аварии. Еще троих летчиков Леваневского, Слепнева и Ушакова отправили из Москвы через Европу, Атлантику и Аляску, где их ждали закупленные у США два американских самолета «Флейстер» впоследствии этот факт советская пресса не афишировала. Один из этих самолетов его пилотировал Сигизмунд Леваневский в лагерь Шмидта так и не долетел, потерпев аварию в нескольких десятках километров от него. Только в начале апреля в течение недели наши лётчики начали полномасштабную спасательную операцию - на 4 советских, 1 немецкой и 1 американской машинах они вывезли в чукотское становище Ванкарем остальных 90 челюскинцев ещё двое зимовщиков сами вылетели на Большую Землю на имевшемся на пароходе лёгком самолете-амфибии Ш-2. В общей сложности авиаторы совершили 22 рейса до места ледовой стоянки в 130 километрах от Ванкарема и назад. Еще один рейс пришлось выполнить за 600 километров в город Ном на Аляске, куда в местный госпиталь был срочно доставлен заболевший руководитель экспедиции Отто Шмидт. Эпопея спасения экипажа и пассажиров «Челюскина» продолжалась долгие 40 дней, и завершилась лишь 13 апреля 1934 года. Семеро лётчиков, снявших челюскинцев со льдины, стали самыми первыми Героями Советского Союза.

Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области — здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала. Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», — подчеркнул режиссер Степан Коршунов. Мой герой Юра Набатов — смелый, отчаянный, упертый молодой человек. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», — рассказал актер Глеб Калюжный. В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски — ездовых собак, которых традиционно используют на севере.

Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"

Со льда, тревожно надрываясь, кричали: «Борис, Борис, прыгай скорее! Бочка сшибла его с ног. Больше Могилевича не видели. Он остался на судне Михаил Марков2-й помощник капитана «Челюскина» Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период. Лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря Фото: РИА Новости И тогда товарищ Шмидт достал револьвер Официальная советская пресса представляла двухмесячную зимовку челюскинцев на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов. Личный секретарь Сталина и главный редактор газеты «Правда» Лев Мехлис писал: Десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-ученым товарищем Шмидтом. Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условии величайшей трагедии — гибели «Челюскина». Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Героические дела партии Ленина-Сталина выковывают героев.

В Советском Союзе воспитывается самый смелый отряд человечества. С новым общественным строем, когда каждый чувствует себя равноправным членом коллектива, героизм становится достоянием масс Личный героизм, коллективизм и железная дисциплина — все это действительно было проявлено челюскинцами, а в еще большей степени их спасателями. И идеология действительно сыграла здесь важнейшую роль. Об этом рассказывают в своих воспоминаниях Шмидт, Воронин, летчики Ляпидевский, Леваневский, Слепнев, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин и другие непосредственные участники экспедиции и их спасатели. Так проходила переправа через полынью, образовавшуюся между лагерем на льдине и самодельным аэродромом в пяти километрах от него Рисунок челюскинца художника Ф. Советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне. Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие.

Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть. Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг. Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда.

Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой. Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо. Запас его был невелик: три свиньи, забитые за час до гибели корабля. Позднее запасы эти пополнились — удалось убить огромную медведицу с медвежонком Для поднятия духа и правильной оценки исторического момента в лагере на льдине стала выходить стенгазета «Не сдаемся», а начальник экспедиции Шмидт прочел 15 лекций по историческому и диалектическому материализму. Досуг челюскинцев скрашивали патефон, несколько колод карт и четыре книги, за которыми образовалась очередь: томик Пушкина, «Гайавата» Лонгфелло, «Пан» Гамсуна и третий том «Тихого Дона» Шолохова. Летчик Георгий Ушаков руководил спасением челюскинцев непосредственно на месте Фото: советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко А вот как описывает лагерь челюскинцев один из руководителей спасательной операцией, летчик Георгий Ушаков: — Лагерь был расположен на маленькой, сравнительно ровной площадке, окруженной со всех сторон высокими грядами торосов. Десять парусиновых палаток с выведенными внутри фанерными стенами служили жилищем.

На кадрах отчетливо видны носовая и средняя части судна, а также прямоугольные иллюминаторы. Отмечается, что название парохода не сохранилось. Но после изучения фото- и видеоматериалов специалисты пришли к выводу, что это именно затонувший «Челюскин».

Подготовкой взлётной полосы на льдине изо дня в день, из часа в час в мороз, пургу занимались все участники. К поискам первым приступил Анатолий Ляпидевский на самолёте-бомбардировщике Ан-4.

Все лётчики до боли вглядывались в горизонт, но не видели ни лагеря, ни иных признаков жизни в ледяной пустыне. Совершив 29 неудачных попыток, 5 марта 1934 года Ляпидевский смог рассмотреть лагерь, и начал эвакуацию. Из воспоминаний челюскинцев: «Самолетов уже не ждали. Занимались домашними делами: шили рукавицы, писали стенгазету. Когда услышали самолёт, радости не было предела… Сами влезть в самолет не могли, подсаживали мужчины.

Ляпидевский расстроился, увидев, какие мы грузные и толстые. На нас были надеты малицы и валенки колоссального размера». Тогда он забрал всех детей и женщин, которых на льдах было 12 человек. Операция по спасению продлилась ещё более месяца. Людей вывозили в ближайшее чукотское поселение Ванкарем.

Большинство членов экспедиции были спасены с 7 по 13 апреля. Советские воздушные асы совершили невероятное: они не только добрались до лагеря челюскинцев, но и за 24 рейса спасли с дрейфующей льдины 102 человека!

Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин» На чтение 19 мин Опубликовано 26. Ведь в истории челюскинцев и беспримерной операции по их спасению были моменты, которые при более внимательном взгляде на нее могут вызвать вопросы. Ответы на некоторые из них корреспонденту «МК» удалось получить в свое время при общении с двумя замечательными людьми, основательно занимавшимися «челюскинской» темой. Один — специалист в области истории изучения и освоения высоких широт, почетный полярник Юрий Бурлаков.

Другой — режиссер Юрий Сальников, снявший документальный фильм «Челюскинская эпопея» и до последних дней своих Юрий Петрович скончался в январе нынешнего года интересовавшийся легендарными ледовыми событиями 1933—1934 годов. Месть «хозяина Арктики» «Начнем с самого корабля, по имени которого получила название эта арктическая страда, вошедшая яркой страницей в историю СССР. Первоначальное его имя «Лена». Пароход водоизмещением 7500 тонн построили в Дании по советскому заказу, — рассказывал Юрий Бурлаков. Но по ходу строительства пришлось внести целый ряд изменений, упрощений. В итоге получился фактически не ледокольный, а обычный пароход.

Тем не менее именно его выбрали для выполнения сложнейшей задачи: преодоления Северного морского пути за одну навигацию. Недавно спущенный на воду корабль даже переименовали ради большего соответствия поставленной цели. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. Пароход, построенный скандинавами, имел неплохую машину, современное навигационное оборудование. Привыкшие к спартанской простоте большинства других советских «торговцев» моряки восхищались интерьерами кают — дубовыми панелями, мягкой мебелью из красного дерева с кожаной обивкой… Начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт вполне разделял похвалы в адрес «иностранца». А вот у назначенного капитаном Владимира Воронина было иное мнение.

Несчастливый будет корабль! Смущало Владимира Ивановича и то, что из-за возникших организационных и технических проблем например, чтобы устранить некоторые выявленные неполадки, пришлось на пути из Ленинграда в Мурманск сделать остановку в Копенгагене выход в столь непростой рейс задерживался, и «Челюскину» явно не удалось бы пройти самые сложные участки пути в оптимальное для этого время. С учетом таких обстоятельств Воронин хотел даже отказаться от назначения на должность капитана, однако Шмидт уговорил его остаться. А сколько же их было, челюскинцев? Отвечая на такой вопрос, Юрий Сальников улыбнулся: «Интересная арифметика получается. Согласно официальным документам, на борту при выходе в дальний рейс находилось 112 человек: 53 члена экипажа, 29 научных сотрудников, 18 зимовщиков их планировали высадить на острове Врангеля и 12 строителей — плотников, печников, — которым предстояло возвести для «врангелевцев» на месте зимовки новые дома.

Но уже через два дня после того как покинули порт, на судне случилось «прибавление». В угольном бункере обнаружили спрятавшегося там человека — Михаила Субботина. Оказалось, юноша очень хотел стать участником уникального морского рейса и решил отправиться по Севморпути нелегалом. Субботину повезло: в Мурманске ухитрился незамеченным пробраться на корабль. Однако влиться в ряды челюскинцев парню все-таки не удалось: капитан Воронин заявил, что сверхнормативный пассажир ему не нужен. Когда при выходе из Карского моря «Челюскин» встретился с лесовозом «Аркос», на него переправили зайца.

Фото: goskatalog. Супруга одного из полярников, геодезиста Василия Васильева, которая собиралась зимовать с ним на острове Врангеля, родила дочку. Поскольку пароход в это время находился в Карском море, малышку назвали Кариной. Следующие коррективы в списки пришлось внести 5 октября. Чуть раньше того «Челюскин», достигший уже Чукотского моря, оказался зажат льдами. С находящегося неподалеку берега до парохода добралось на собачьих упряжках несколько местных жителей.

Воспользовавшись такой оказией, на Большую землю отправили восьмерых участников рейда — в том числе тех, чье состояние здоровья вызывало опасения. К моменту гибели «Челюскина» на нем было 105 человек. Во время кораблекрушения один из них погиб — завхоз экспедиции Борис Могилевич. Таким образом, в ледовом лагере оказалось 104 человека. Среди них два ребенка: уже упомянутая Карина Васильева и другая малышка — дочь начальника зимовки на острове Врангеля П. Буйко, а также 10 женщин — члены команды 4 уборщицы , жены зимовщиков, научные сотрудники».

Бурлаков: «С единственной жертвой среди челюскинцев связана воистину конспирологическая история. Еще в августе 1933-го, когда пароход вошел в зону крупных ледяных полей, состоялось первое «свидание» с белыми медведями. Могилевич застрелил одного из них. Но этот его охотничий подвиг вызвал неодобрение у бывалых полярников. Многие из них считали, что подобное неуважение, проявленное к «хозяевам Арктики», чревато неприятностями: «Швед Мальмгрен из команды дирижабля «Италия» убил медведя, а потом сам погиб! Однако, как оказалось, напрасно.

Ледокол "Челюскин": история и судьба

Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежду на спасение негуманно, так как это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые могли бы плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на летчиков тогда еще зарождавшейся полярной авиации" Первый самолет прилетел через три недели и забрал только детей и женщин, пишет w. Активная спасательная операция началась в апреле, когда за участниками экспедиции "Челюскина" отправили 24 самолета. Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко.

Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода. В 1989 году состоялась гидрографическая экспедиция на судне «Дмитрий Лаптев» с участием журналиста и аквалангиста Сергея Мельникова.

Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.

Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.

Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена.

Но Отто Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе. На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин». Капризный дрейф изменил свое направление и отправил судно в прямо противоположную сторону арктической пустыни.

Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было уже слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в затерянных льдах. Более того, полярники забили тревогу — никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера.

Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт. Эвакуация с судна За несколько часов до развязки, когда уже стало ясно, что корабль отправится на дно, началась спешная эвакуация людей. Команда успела перенести на окрестный лед часть инвентаря и инструментов.

Этих вещей было достаточно для создания хоть какого-то временного лагеря. Во время эвакуации погиб один человек. Его по трагической случайности придавило сместившимся грузом.

Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. Среди них было двое детей, в том числе новорожденная дочка одного из геодезистов. Оказавшись один на один с недружелюбным полярным миром, экипаж уже на второй день передал в столицу сообщение о катастрофе.

Связь челюскинцы наладили под руководством старшего радиста Кренкеля. Относительно недалеко, на мысе Уэллен, располагалась береговая станция, которая и передала сообщение. Когда Отто Шмидт еще за год до того находился на аварийном «Сибирякове», он оказался в аналогичной ситуации.

Береговых станций еще не было, а связь была налажена через краболов в Охотском море. Жизнь лагеря Перебираясь на льдину, экипаж выгрузил с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы. Оказавшийся на краю гибели коллектив проявил сплоченность и организованность, благодаря чему в лагере удалось наладить достаточно сносную жизнь.

Был построен барак, кухня и сигнальная вышка. С первых дней пребывания на льдине не прерывалась научная работа. Каждые сутки гидрологи и геодезисты определяли точное место лагеря.

Дрейф льда не прекращался, а значит нужно было регулярно вычислять координаты своего местоположения. Для этого использовались теодолит и секстант. За все время пребывания на льду из экипажа серьезно заболел только Отто Шмидт, у которого обнаружилось воспаление легких.

Из-за недуга начальника экспедиции эвакуировали из лагеря не в числе последних, а 76-м. Поиски экипажа В Москве спасение ледокола «Челюскин», а точнее, плывших на нем людей, было поручено правительственной комиссии, которую возглавил высокопоставленный член партии Валериан Куйбышев. В первый же день после получения сообщения о беде члены правительства отправили на север обнадеживающую телеграмму.

Тем не менее даже бодрые заверения ЦК не отменяли сложности предстоящей операции.

Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области — здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала. Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.

Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», — подчеркнул режиссер Степан Коршунов. Мой герой Юра Набатов — смелый, отчаянный, упертый молодой человек.

А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», — рассказал актер Глеб Калюжный. В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски — ездовых собак, которых традиционно используют на севере.

Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря

Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках. 90 лет назад, 16 июля 1933 года, на пароходе "Челюскин" из Ленинграда вышла Комплексная арктическая экспедиция, которая должна была пройти во Владивосток за одну навигацию. Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности.

Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря

В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин» Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь.
Гибель "Челюскина": 2 месяца ледового плена и чудесное спасение 104 человек Образ жизни - 31 августа 2023 - Новости.
Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»? | Аргументы времени Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках.
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..." Последующие месяцы «Челюскин» дрейфовал вместе со всем экипажем, пока 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия не был раздавлен льдами и не затонул в течение двух.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин» Мы пришли на корабль, видно, что это корабль.

Экспедицию «Челюскина» погубил корабль-призрак

"Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. Образ жизни - 31 августа 2023 - Новости. В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: Челюскин (82 ФОТО) История парохода Челюскин, его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням.

Новости дня

  • Ледокол "Челюскин": история и судьба
  • Еще по теме
  • Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
  • В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
  • Подвиг Челюскинцев | | Газета Гудок

90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея

«Таймырский телеграф» – Исследователи Русского географического общества и Северного флота обследовали и впервые сняли на видео затонувший в 1934 году пароход «Челюскин». Экспедиция «Челюскина» показала, как правильно разместить ледокольный флот, чтобы обеспечить проход кораблей по Северному морскому пути. Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота – несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной. Но именно поэтому поступающие новости и задекларированные цели экспедиции вызывают вопросы.

Основано на реальной трагедии

  • Большая авантюра
  • Главные новости
  • Северный флот провел учения по высадке десанта на мысе Челюскин
  • Северный путь
  • Челюскин (пароход) — Википедия

Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!

В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". В районе мыса Челюскин – самой северной континентальной точки в Арктике – экспедиционная корабельная группировка Северного флота провела комплексное учение по антитеррору. Ровно 90 лет назад началась уникальная операция по спасению пассажиров корабля «Челюскин», которая продлилась два месяца. Опыт "Челюскина" придал мощный импульс освоению Арктики, в результате чего с 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути.

Федор Бондарчук поставит сериал о спасении челюскинцев

Когда "Челюскин" был уже у цели и входил в Берингов пролив, тайфун отбросил его назад и льды унесли судно в океан на 150 миль к северу от побережья Чукотки. В районе мыса Челюскин – самой северной континентальной точки в Арктике – экспедиционная корабельная группировка Северного флота провела комплексное учение по антитеррору. «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР.

Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря

Морпехи Северного флота высадились на самой северной континентальной точке в Арктике После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах.
90 лет назад погиб пароход «Челюскин» - Год Литературы Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности.
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин" Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина.
«Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink – Wink Блог Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках.

В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»

В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин» отправился в Карское море, где было самое сложное — лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями.

Идущий впереди и пробивающий дорогу ледокол «Красин» развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму, и, не прочитав ее, положил в карман, а радисту Кренкелю сказал, что пока отвечать не будем.

Поступил бы он, тогда как написано в телеграмме дальнейшая судьба парохода «Челюскин» выглядела бы иначе. Он раскроет карты, но отступать будет поздно. Команда притихла.

Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин», а пароходу «Челюскин» предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие. За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед.

Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин» шел дальше. Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин» ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину» не повезло.

Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке», но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю.

Корпус парохода «Челюскин» крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь.

Внезапно с ходового мостика позвали капитана, и он увидел огромный высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на пароход. Для «Челюскина» настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации.

Паники места не было. Каждый отвечал за свой участок работы.

Пароход «Челюскин» должен был за один сезон навигации пройти от Ленинграда до Владивостока. Экспедицию возглавлял начальник Севморпути Отто Шмидт, уже знакомый с этим маршрутом. Но в сентябре 33-го «Челюскин» намертво застрял во льдах в Чукотском море.

Пять месяцев дрейфа. В феврале 34-го стало понятно: пароходу не вырваться. Понимая, что судно погибнет, экипаж заранее выгрузил провизию, дрова и топливо. Лагерь на дрейфующей льдине 104 человека в палатках арктической зимой. Казалось бы, все силы должны уходить на борьбу за выживание.

Но челюскинцы, наладив быт и связь с берегом, даже делали газету вручную, цветными карандашами. Вокруг ледовая пустыня, а челюскинцам хватает духа иронизировать над своим положением. Тем временем, на материке готовится план спасения, невероятный, как вся эпопея. Помочь должны лучшие полярные летчики Советского Союза. Летим к Чукотскому морю и отчасти повторяем путь пилотов-участников спасательной операции 1934 года.

Глядя на бескрайнюю тундру, понимаешь, какой это был на самом деле рискованный перелет. Николай Каманин вспоминал: на две тысячи километров от Олюторки до лагеря Шмидта не было аэродромов и горючего, а у самих летчиков навигационных средств и даже точных карт. Изрезанная реками равнина сменяется горами, за ними выплывает побережье. Воздушная часть нашего пути заканчивается в поселке Ванкарем. Мыс Ванкарем — край Земли.

Дальше только Северный Ледовитый океан. Где-то там лежит «Челюскин». Для челюскинцев Ванкарем стал берегом надежды.

Предстояло ждать июля будущего года. Восьмиметровая гора льда двигалась как живая. Шмидт и Воронин тут же распорядились о выгрузке с корабля людей и всего, что было необходимо для выживания. Работа ещё шла, когда льдина вдавила левый борт, и начала разрушать "Челюскин". Сначала разрушилась надводная часть корабля, но затем льды проломили пробоину и ниже ватерлинии. В машинное отделение пошла вода.

На разгрузку "Челюскина" осталось всего несколько часов, но их использовали с толком. Экипаж выносил всё, что могло пригодиться для завершения зимовки. Решения принимались быстро, команды выполнялись, состояние корабля чётко отслеживалось. В 15:50 "Челюскин" повалился на нос и пошел под лёд. Погиб один человек — завхоз Борис Могилевич, неудачно зашибленный сорвавшейся бочкой и отброшенный на палубу, когда команда покидала "Челюскин". Ещё 104 человека вышли на лёд. Лагерь просуществовал 2 месяца — с 13 февраля по 13 апреля 1934 г. Однако теперь предстояло разбить лагерь на пустом месте в лютый мороз. На льду торопливо ставили палатки.

Не было бы счастья — несчастье помогло: на остров Врангеля так и не попали ни строители, ни стройматериалы. Зато теперь инженеры и рабочие начали возводить камбуз и барак. В палатках обивали стены, стелили полы из подручных материалов, мастерили кустарные лампы, словом, устраивались всерьёз. Два месяца они провели в условиях полярной зимы. Все пассажиры и участники экспедиции были спасены. Запасы передавались завхозу, ему же сдавали лишнюю тёплую одежду все, не исключая Шмидта. В это время радисты под командой Кренкеля великими трудами восстанавливали радиосвязь с землей. Антенна сгибалась на ветру, ремонтировать приемник приходилось голыми руками. Первым, что удалось поймать по восстановленной рации был...

Вскоре Кренкель повыгонял в другие палатки тех, кто ночевал возле рации и устроил полноценный радиоузел. Вскоре удалось связаться с полярной станцией Уэлен. Шмидт обрисовал ситуацию — без паники, но и без приукрашивания своего положения. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. Между тем спасательная операция представляла такие трудности, которых раньше не знали. У СССР был опыт эвакуации терпящих бедствие полярников. Огромную помощь будущим спасителям оказали сами спасаемые. Шмидт и Воронин изначально исходили из того, что нужно облегчить жизнь лётчикам, и послали людей расчищать взлетную полосу.

RU ответили так: — В настоящий момент мы находимся в диалоге с ФГБУ «Морспасслужба» и другими заинтересованными лицами, пытаемся разобраться в сложившейся ситуации.

Съемки проводились на основании заключенного договора и с проведением инструктажа по технике безопасности. Эффектные кадры со съемок на судне «Котлас» Источник: 29. RU Отметим, что в январе 2023 года в правительстве Архангельской области прошло установочное совещание по съемкам сериала в Поморье. В официальном пресс-релизе сообщалось, что «в рамках всестороннего обсуждения, в котором приняли участие представители различных ведомств региона, были рассмотрены возможные площадки для съемок, определено взаимодействие по организации и обеспечению безопасности процесса и сохранению природного ландшафта». Редакция направила официальный запрос в Министерство культуры Архангельской области с просьбой рассказать, как в итоге осуществлялось взаимодействие и обеспечивалась безопасность при съемках. Реально ли сохранить «Котлас»? Мнения и мечты У многих горожан после того, как съемки сериала прошли в Архангельске, возникли мысли, почему нельзя сохранить его для истории, сделать музеем или арт-объектом и использовать если не целиком, то его части. Такие рассуждения стали не редкостью в местных пабликах. Один из архангелогородцев пожелал высказаться об этом анонимно: — Сейчас идут съемки сериала «Челюскин», все об этом говорят, хвалят ценность и важность, восхищаются, как так киношники и реквизиторы умудрились сделать шикарные натурные декорации.

К слову, съемки проходят на судне «Котлас», ставшем легендарной и неотъемлемой частью визуального ряда набережной Архангельска, одно из последних сохранившихся судов такого класса, построенных в пятидесятых. Но можно ведь порассуждать над сохранением его как музейного экспоната? Срезать квадратную надстройку, которая была построена для учебных целей, восстановить интерьеры. Более конструктивно на эту тему высказался директор Северного морского музея Евгений Тенетов. Он заметил, что сухогруз «Котлас» — памятник морской техники середины XX века, сохранивший архитектуру, характерную для того периода. Восстановив его, считает Евгений, Архангельск и регион в целом могли бы получить привлекательный объект, причем и для киноиндустрии, и для туристической сферы. Это показал опыт со съемками фильма «Челюскин. В ближайшее время в России будет бум патриотического кино, а важнейшая составляющая героической истории страны связана с Арктикой и Антарктикой. Евгений Тенетов, директор Северного морского музея — Эта тема будет раскрываться, но для таких съемок нужно живое судно, и «Котлас», расположенный в Архангельске, невероятно притягателен.

Это может стать важной строкой в монетизации проекта и формировании положительного имиджа региона на федеральном уровне, — считает директор Северного морского музея. Архангельск получает одну из самых экзотических гостиниц в России, перспективы проживания в которой сами по себе будут являться мотивацией посещения города. Кроме того, если судно продолжит сниматься в кино, у многих будет желание посетить или пожить на том самом судне, которое играло «Челюскина», «Сибирякова» и т. Редакция 29. RU в своем запросе к Министерству культуры Архангельской области также спросила о том, возможно ли было сохранить судно и предпринимались ли для этого какие-либо действия. Евгений Тенетов рассуждает, что для подобного проекта необходимо сделать множество расчетов.

Петербурженка, родившаяся на борту зажатого льдами "Челюскина", отметила 90-летие

Вот самолет прилетел, а они улетели. И в тот день, в ту ночь, барак разорвало на две части», — рассказала Васильева. Первым наладить связь с выжившими удалось полярному радисту Эрнесту Кренкелю. Поиск лагеря занял почти один месяц. Для эвакуации были отобраны лучшие летчики страны, которым предстояло без карт и в тяжелых условиях вывозить людей. Выходец из белорусской глуши стал великим ученым и легендарным полярником Правнучка летчика Михаила Водопьянова Светлана Болдырева рассказала, что перед тем, как забрать последних десятерых человек, начал ломаться лед, с которого взлетал самолет.

Трубы корабля подкрашены в чёрный и красный цвета. На палубе расставлены засыпанные льдом и снегом ящики с полезной провизией и инструментами, бочки с топливом, разнообразные тюки и такелаж. На кормовой части среди прочего кинореквизита расположился целый гидроплан, похожий на огромную зелёную стрекозу, а на самой корме гордо реет красный стяг с серпом и молотом. Одна из палуб корабля. Повсюду коробки с ценными грузами, бочки и разнообразный такелаж. Всё под слоем рукотворного льда и снега Съёмки идут как в дневное, так и в ночное время — на судне кипит жизнь. Рядом на берегу расположился целый киногородок из домов на колёсах и палаток — тут всё серьёзно, почти как в Голливуде. С самого утра идёт напряжённый, съёмочный процесс, всюду слышны переговоры по рациям, стук хлопушек с номерами сцен и дублей, звучат команды от режиссеров и их помощников, взрывы пиропатронов и топот сапог по железным палубам корабля. После 12 часов звучит команда — «Обед! Все участники организованно идут обедать в заранее подготовленный для них фуд-трак в палаточном лагере. Обеденный перерыв — лучшее время, чтобы побеседовать с утомлёнными актёрами, узнать их впечатления от съёмок, особенно если они снимаются впервые. Корреспонденту ИА «Регион 29» удалось взять комментарий сразу у двоих участников массовки, игравших в картине офицеров. Илья Перфильев — в фильме играет офицера корабля «Челюскин» — На площадке у меня основная роль рулевого, есть съёмки в рубке, но там, в основном камера, снимает со спины. Ещё есть интересный момент, когда корабль тонет, мы с другим офицером поднимаемся по наклонной палубе, цепляемся за парапеты, в нас бочки летят всякие.

Уникальный подводный поход, посвященный юбилею легендарной эпопеи по спасению экспедиции Отто Шмидта, начался 16 августа 2004 года. Инициатором беспрецедентного исследования стал Русский подводный музей. Цель ученых — поиск бортового журнала и других исторических документов, которые могли бы помочь достоверно установить ход событий 1934 года. Ученый-историк Алексей Михайлов уверен, что документы могли хорошо сохраниться. Из Москвы на Чукотку специалисты прибыли неделю назад. Лаврентьев" вышло в море. На его борту находятся 40 человек. Из них 22 - члены экипажа, включая судового врача. Остальные - ученые, представители научной общественности и государственных структур, а также журналисты. Первыми в мире россияне проводят подводные археологические исследования останков затонувшего "Челюскина" на глубине 50 м в экстремальных условиях Арктики. Кроме того, ведется видеосъемка уникального путешествия, для создания документального фильма.

Летчик с "Челюскина" Михаил Бабушкин вспоминал: "В кормовой части стояли Воронин и Шмидт, наблюдая, все ли спрыгнули за борт. Позади них остановился Борис Могилевич - наш завхоз. С трубкой во рту он спокойно выжидал. Ни капитан, ни Шмидт не заметили его и в самый последний момент спрыгнули на лед... Будет поздно! Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе. В этот момент сорвались с мест бочки, бревна, ящики. Они покатились по судну, сбили с ног Могилевича и увлекли его за собой". Жизнь на льду На лед высадились 104 человека. Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком. Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы. На льдине выпускали газету "Не сдадимся", играли в футбол и преферанс. Лагерь Шмидта. Первая ночь. За челюскинцами следил весь мир. Пресса изо дня в день сообщала о том, что происходит на льдине, - это было "реалити-шоу" своего времени. О чем-то, конечно, вслух не говорили. Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр. Обсудив различные варианты спасения собаки, дирижабли, ледоколы , комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП б Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию. Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда "Челюскин" уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов "Анадырь", "Хабаровск" и "Север" свыше 90 человек. Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, - история для пропаганды неподходящая... Предлагали помощь американцы - на Аляске имелись десятки самолетов, но Москва ответила отказом. Белые пятна челюскинской эпопеи". Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты - пароходом через Атлантику. Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы - то и дело площадку приходилось готовить заново. Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца. Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Даже просто добраться до Чукотки было подвигом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий