Новости крупская надежда константиновна биография

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) — профессиональная революционерка, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук, почётный член АН СССР. умерла 27 февраля 1939 года в Москве. Надежда Константиновна Крупская.

Крупская сводила с ума многих мужчин

советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Надежда Константиновна Крупская со студентами Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской: [фотография]. Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов.

Крупская, Надежда Константиновна

Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата». Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни.

При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива.

Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Она получила лучшее по тем временам образование для девушки - с золотой медалью окончила частную гимназию, а затем поступила на Бестужевские курсы. Крупской исполнилось 14 лет, когда привычная жизнь изменилась. Умер отец, и Наде с матерью пришлось выживать. В тонком пальтишке не по погоде и дырявых башмаках девочка бегала по петербургским лужам от одного дома к другому - давала частные уроки детям, а по вечерам преподавала в воскресной школе. Это не лучшим образом сказалось на ее здоровье: частые простуды обострили наследственное аутоиммунное заболевание. Надежда страдала головокружениями и повышенной утомляемостью. Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими. Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру.

Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла.

Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают. Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой. На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно.

По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы. Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы. Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя. Стать полноценными гражданами своей страны. А добиться такого эффекта по щелчку пальцев было невозможно. Требовалось «резать по-живому» — проще говоря, полностью изменить подход к воспитанию и образованию. Казалось, что Крупской удалось найти правильное решение. Она заявила, что хочет сделать не «школу учёбы, а школу жизни». А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин. Вместо этого детям начали преподавать историю революции, победу над самодержавием и буржуазией. Был введён метод проектной работы, а за образец взяли педагогический опыт Америки. Но если за океаном упор делался на индивидуальность, то в России — на коллектив. Советская школа: работа над ошибками В 1929 г. И поставила конкретную задачу: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Но решить её было не так-то просто. Крупская наткнулась сразу на несколько «подводных камней». В 1920-х гг. Этот «подводный камень» успешно ликвидировали. Но сразу же возник другой. Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чём не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Советская школа, 1930-е гг. Wikimedia Commons И второй «камень» удалось ликвидировать.

Но доподлинно неизвестно. Больших денег в семье не было, хотя о единственной дочери заботились, отдали ее в гимназию, насчет которой появляются большие разногласия прежних историков и нынешних. Надежда Крупская в молодости Большая онлайн библиотека Когда-то писали, что Крупская отлично училась в гимназии и закончила ее в 1887 году с золотой медалью. Но сама Надежда Константиновна в книге «Моя жизнь» пишет, что учиться всегда было сложно, учили в гимназии скучно, понимать было трудно и т. И никто никогда не видел ее золотой медали, нет и гимназических подруг, которые бы позже в Москве или в эмиграции рассказывали о совместной учебе. Потому тот факт, что гимназия была окончена, а Надежда Константиновна работала позже в ней преподавательницей, справедлив, но вот доказательств медали нет. Там девушка пробыла два месяца, но марксистский кружок и преподавание в вечерней школе для рабочих она почему-то посчитала важнее высшего образования. Подруга по кружку представила ей Владимира Ульянова. Его увлеченность идеями Маркса, способность убеждать других впечатлила. И он обратил на нее внимание, хотя красавицей не была. Все же, полагаем, Надежда Константиновна обладала высоким интеллектом, несмотря на незаконченное свое образование. Революционерка 1896 год. Арест и ссылка в Уфу. В это же время в Шушенское выслан и Владимир Ульянов. Он и мать Крупской, с которой девушка отправилась в Сибирь, писали немало писем властям, чтобы ей позволили отбывать ссылку в Шушенском в связи со свадьбой. Кстати, был продан участок, где находилась могила отца, чтобы добыть денег. Поженились Ульяновы церковным браком в 1898 году. Дальше начинается рост революционерки: эмиграция, постоянная поддержка мужа во всех его начинаниях. Надежда работала с почтой, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей.

Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок

Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Ту весну он проводил в Горках. В ночь на 25 мая, как обычно, долго не мог заснуть.

А тут еще под окнами, как назло, распелся соловей. Ленин вышел в сад, набрал камешков и стал бросать их в соловья, и вдруг заметил, что его плохо слушается правая рука… Н. Крупская справа и К.

Пострадали речь и память: Ильич временами не понимал, что ему говорят, и не мог найти слова, чтобы выразить свою мысль. Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне. Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление.

Он поверил. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала. Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича.

В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…» В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил.

Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова… Впрочем, дни Владимира Ильича и так были уже сочтены. Ленин и Н. Крупская на параде 1 мая, 1918 года Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг.

Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Надежда Константиновна умоляла похоронить мужа, но вместо этого его тело превратили в мумию… «Летом 1930 года перед XVI съездом партии в Москве проходили районные партийные конференции, — пишет в своей книге «Они окружали Сталина» историк Рой Медведев. Ленина Н.

Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом. Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом. Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию.

Под влиянием Н. Крупской библиотечное дело в стране стало носить государственный характер, была создана общегосударственная централизованная система руководства библиотечным делом. Крупская внесла ощутимый вклад в создание единой библиотечной системы в стране. Она считала, что следует «так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы…». Придавала особое значение развитию сети библиотек на селе, т. Крупская родилась в Санкт-Петербурге, где в 1887 г. Оболенской; с 1891 по 1896 гг. В 1894 г. В 1898 г. Была активным участником двух революций.

После прихода к власти партии большевиков занимала ряд государственных постов: члена Государственной комиссии по просвещению с 1917 г.

В связи с изложенным исполком горсовета решил: 1. В связи с присвоением указанного звания увеличить численность штата библиотеки на 6 единиц; в том числе — три единицы библиотекарей и три единицы обслуживающего персонала. Соответственно увеличить фонд зарплаты на год на 4,8 тыс. В 1988 году по заказу Сарапульского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых для Дома культуры была написана картина «Выступление Н. Крупской на площади в Сарапуле».

Она была выполнена известными удмуртскими художниками С. Виноградовым, В. Михайловым и Е. В данное время картина украшает актовый зал Центральной библиотеки им. Крупской, которая переехала в здание Дома культуры. Произведения Н.

Крупской, имеющиеся в Центральной городской библиотеке Педагогические сочинения : в 10 т. Крупская ; под ред. Гончарова, И. Каирова, Н. Константинова ; Акад. Арсеньева, Н.

Гончарова, П. Избранные произведения : к 120-летию со дня рождения Н. Крупская ; сост. Озерская, Н. Крупская ; [подготовили сборник: В. Дридзо, С.

Манбекова ; редактор В. Крупская ; [сост. Иоффе и др. Ленина ;... Женщине равные права с мужчиной ; 2-я ст. Вырастить смену, смену крепкую ;...

Коллонтай, «вообще Крупская была в курсе. Она знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала намерение уйти. Но Ленин удержал ее». Надежда Константиновна считала, что в Париже пришлось провести самые тяжелые годы эмиграции. Но она не устраивала сцен ревности и смогла установить с красивой француженкой внешне ровные, даже дружеские отношения. Та отвечала Крупской тем же. Супруги сохранили между собой теплые отношения. Надежда Константиновна волнуется за мужа: «С самого начала съезда нервы Ильича были напряжены до крайности. Бельгийская работница, у которой мы поселились в Брюсселе, очень огорчалась, что Владимир Ильич не ест той чудесной редиски и голландского сыру, которые она подавала ему по утрам, а ему было и тогда уже не до еды. В Лондоне же он дошел до точки, совершенно перестал спать, волновался ужасно».

Они возвратились в феврале 1917 году в Россию, мыслями о которой жили повседневно и в которой не были много лет. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. А он, видя ее способности, все больше нагружает Крупскую делами. Осенью семнадцатого года стремительно нарастают события. Днем 24 октября Надежду Константиновну находят в Выборгской районной думе и передают записку. Она раскрывает ее. Ленин пишет в ЦК большевиков: «Промедление в восстании смерти подобно». Крупская понимает — час настал. Она бежит в Смольный. С этой минуты она неразлучна с Лениным, но эйфория счастья и успеха прошла быстро.

Жестокие будни съели радость. Летом 1918 года Крупская поселилась в Кремле в скромной, специально оборудованной для нее с Лениным маленькой квартирке. А потом была Гражданская война. Борьба с контрреволюцией. Болезни Надежды Константиновны. Выстрел эсерки Фани Каплан в Ленина. Смерть от тифа Инессы Арманд, которая явилась предвестником тяжелого заболевания мозга у Ленина. Болезнь прогрессировала так быстро, что Крупская не только забыла все старые обиды на мужа, но и выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Однако они не были допущены к вождю. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина весной 1922 года.

Поначалу симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность к шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. И вот Ленин сражен первым приступом болезни. Крупская по долгу и праву жены дежурит у постели Владимира Ильича. Над больным склоняются лучшие врачи и выносят вердикт: полный покой. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете.

Центральный Комитет ВКП б поручает своему генсеку товарищу Сталину ответственность за соблюдение режима, установленного врачами. В декабре 1922 года Ленин попросил, а Крупская написала под его диктовку письмо Троцкому по поводу монополии внешней торговли. Узнав об этом, Сталин по телефону не пожалел матерных слов для Надежды Константиновны. И в завершении сказал: она нарушила запрет врачей, и он передаст дело о ней в Центральную Контрольную комиссию партии. Ссора Крупской со Сталиным произошла через несколько дней после начала болезни Ленина, в декабре 1922 года. Ленин узнал об этом только 5 марта 1923 года, и продиктовал секретарше письмо Сталину, похожее на ультиматум: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». После диктовки Ленин был очень взволнован.

Это заметили и секретарши, и доктор Кожевников. На следующее утро он попросил секретаршу перечитать письмо, передать лично в руки Сталину и получить ответ. Вскоре после ее ухода его состояние резко ухудшилось. Поднялась температура. На левую сторону распространился паралич. Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал почти все, что с ним происходит.

Крупская сводила с ума многих мужчин

Крупская Надежда Константиновна Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. умерла 27 февраля 1939 года в Москве. Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. 80 лет назад от воспаления брюшины в результате тромба кишечника скончалась вдова Владимира Ленина, старейший член коммунистической партии и замнаркома просвещения РСФСР Надежда Крупская.

6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР

Она автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию. Ленин и Крупская выходят из Дома Союзов после заседания I Всероссийского съезда по внешкольному образованию. Москва, 6 мая 1919 г. Умерла Надежда Константиновна Крупская 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летнего юбилея. Тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади. На ее погребение власти потратили около 700 среднемесячных зарплат в СССР 207 024 руб.

Болезнь и «рыбные прозвища» Крупская страдала «базедовой болезнью» из-за которой происходило опухание щитовидной железы то есть появление зоба и выпячивание глазных яблок. В наше время медицина хорошо знакома с этим заболеванием заключающимся в усилении функции щитовидной железы, но во времена Крупской врачи считали что она связанна с «сосудодвигательными нервами», и соответственно назначали абсолютно неправильное лечение. Запущенная «Базедова болезнь» сказалась и на характере, и на внешности Надежды Константиновны: несоразмерно толстая шея, выпученные глаза, суетливость, раздражительность, плаксивость. Надежда Константиновна Крупская 1869-1939 Считается что именно из-за последствий болезни Крупская и получила « рыбные прозвища » Минога, Селедка, Рыба, Рыбкина. В письме к брату, не стесняясь в выражениях, она писала о встрече с Крупской в Москве: «У нас сейчас гостит Надя. Она похожа на селедку».

Крупская в Горках.

Педагогическая и партийная деятельность Крупской принадлежит идея создания советской системы образования. Основная задача народного образования заключалась в обучении и быть основой коммунистического воспитания юных умов. Подвергала критике гуманистическую педагогику А. Макаренко, считала коммунистическое воспитание идеалом для советского ребенка.

После ее выступления на съезде комсомола в мае 1928 Макаренко был снят с занимаемой должности руководителя колонии им. Активно участвовала в антирелигиозной пропаганде. Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи.

Это уже позже у нее развилась Базедова болезнь, которая обезобразила ее внешность ниже вы увидите фото Крупской до и после болезни. Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес. Крупская и Ленин Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм.

В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане. Вступив в брак в 1898 г. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение. Смерть Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Стоит отметить некоторые странности, связанные с ее кончиной. За день до смерти у нее неожиданно открылся перитонит.

При этом операция почему-то не была сделана. Вследствие этого у многих возникли подозрения, что она умерла не естественной, а насильственной смертью. Надежда Крупская, 1936 г. Фото Крупской в молодости Если вам понравилась биография Крупской — поделитесь ею в социальных сетях.

В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года.

Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования!

Ликвидация безграмотности Исторически понятие «ликбез», сообщает Викепедия, возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности » — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР » от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности ВЧК ликбез , постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев 6-8 часов еженедельно. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие родственников и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В СССР в 1922 году их было до 7 миллионов человек. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты ликпункт.

Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых. Их стартовый уровень был практически нулевой. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Бабушка Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике.

Крупская Надежда Константиновна

Надежда Крупская в детстве, 1879 год В 1894 году Крупская познакомилась с молодым Лениным на конспиративной квартире, где проходили встречи марксистов. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году она была арестована по делу петербургского «Союза борьбы» и после 7-месячного заключения отправлена в ссылку в Уфимскую губернию, но на самом деле отбывала ее в Сибири, в селе Шушенском Красноярский край , где спустя четыре года после знакомства вышла замуж за Ленина. Будучи убежденными атеистами Крупская и Ленин были вынуждены венчаться в церкви, так как в России тех времен признавались только церковные браки. Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: «Н. Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь.

Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Не смотря на это Владимир Ильич решил не откладывать венчание: поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и др. А один из ссыльных, Оскар Александрович Энгберг, изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В. Ульянов и Н. Крупская венчались первым браком.

По окончанию ссылки, в феврале 1900 года Ленин по предписанию отправляется в Псков, а его Супруга вынуждена перебраться в Уфу где ей надлежало отбыть оставшийся год ссылки.

Тут один из товарищей возбудил вопрос. Продолжать сей список можно долго, вернёмся, однако к Елизавете Васильевне, не дадим старушке соскучиться. Едут «на лето», а возвращаются только зимой. Что называется — загостились. На обратном пути с семейством Крупских случился ляпсус: «Нас чуть не убили дорогой крестьяне, приняв за помещиков, избили ямщика и сулились спустить в прорубь». За что ж они их так?

Крупская оправдывает эту неприятность вековой ненавистью крестьян к помещикам. Помещики-де, такую ненависть заслужили: «И понятно, почему потом, будучи взрослой, я стояла за конфискацию помещичьих земель и передачу земли крестьянству». Вариант от 26 года: речь на 3-й конференции по дошкольному воспитанию «Я играла с крестьянскими ребятами и страшно ненавидела эту помещицу, потому что она ребят выгоняла из сада и всячески бранила. Уезжали мы от помещицы зимой, ехали по санному пути, и наш ямщик наехал в деревне на крестьянские дровни с пустым гробом, и у меня осталась в памяти сцена, как ямщика избили в кровь». Делает доклад 7 мая 1932 года: «Я помню, как крестьянин избивал в кровь ямщика и говорил: «Ты барский кучер, барский холоп. Надо тебя и бар, которых ты везёшь, в прорубе надо утопить»». Вариант от 39 года: Значение дошкольного воспитания «Ямщик опрокинул сани с пустым гробом, который вёз напившийся с горя крестьянин, не захотевший свернуть с дороги.

Собралась вся деревня. Ямщика избили, кровь текла у него по лицу. Нас приняли за помещиков, и вся деревня ругала проклятых бар и обсуждала, утопить нас в проруби или нет». Память у Крупской не очень хорошая дырявая. Она вспоминает эпизоды из детских лет к месту и просто так, путается, часто повторяется. Вариант 1938 года на совещании дошкольных работников: «Товарищ сейчас рассказывала о том, как ребенок боялся жабы. Я вспомнила, как я девочкой в 5 лет боялась трубочиста.

Вычитала в книжке «Стёпка-растрёпка», что трубочисты что-то такое страшное делают, и каждого трубочиста как огня боялась». И про трубочиста там ничего нет. Есть парикмахер. Однако, эти специфические детские фобии Крупская протащила с собой через всю жизнь. В 1931 году: «Лет в 5 я читала сказку о медведе. Медведь говорит: «А кто на моей шкурке сидит, кто мою шерстку прядёт и т. И в 1932 году она вспоминает: «В раннем детстве, лет шести-семи, я начиталась сказок о каких-то медведях, которые приходили под окошко и спрашивали: «Кто на моей шкуре сидит, мою шерстку прядёт?

Там были нарисованы картинки, изображающие свирепого медведя. И вот, когда мне уже было лет двенадцать-тринадцать и я уже интересовалась таким вопросами, как революционное движение, жили мы в Ленинграде, на третьем этаже, никаких медведей там быть не могло — между тем, когда мне надо было пойти в тёмную комнату, я невольно всматривалась в окошко. Переживания детства часто остаются на всю жизнь». Впоследствии, дорвавшись до руля, Крупская сделает всё возможное чтобы ликвидировать, по её мнению, «вредные» русские народные сказки: «Волшебные сказки мы считаем вредными. Они мешают ребёнку разобраться в окружающем, развивают суеверия, действуют на его нервы, вызывая чувство страха, питая нездоровую фантастику, притупляя чувство реальности». Мы — это кто? Группа товарищей?

Если с Корнеем Чуковским всё понятно,неча хвост задирать на любимого Некрасова - акына нищебродства а по сути - мошенника и негодяя, честные люди не подавали Некрасову руки! А «Бабушкины сказки», «Котик, коток, серенький лобок», «Кума-лиса» и т. Максим Горький - Ромену Роллану: "Жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически,составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы". Кстати, тестилки в школах первым ввёл не Фурсенко, а Крупская с педологами не опечатка. По результату политизированных тестилок отправляли детей в спецшколы, как дебилов. Маштакова, Кунецкая: «Н.

Крупская» Москва. Цена 25 коп. Эти дамы сходу задаются такими вопросами: «Почему из многих тысяч гладиаторов лишь Спартак смог возглавить восстание, потрясшее всю Римскую империю? Почему из всех тогдашних врачей когдашних тогдашних? Гарвею удалось открыть кровообращение? Почему среди других патриотов лишь Гарибальди смог возглавить движение за воссоединение и освобождение родины? Почему скромной петербургской девушке — Надежде Крупской суждено было стать великой революционеркой и первым в мире педагогом-марксистом?

Не трудитесь искать ответы, читатель. Они как бы ошарашивают вас вопросами, одновременно показывая свою блестящую эрудицию, и тут же сами во всём признаются. Вот только героев для примера дамы выбрали не самых удачливых. Спартака, как известно, убили, Гарвей подвергся гонению со стороны учёных и церкви, а Гарибальди закончил свои дни в полном одиночестве. Несмотря на такое многообещающее начало «Н. Крупская» у дам не удалась. Образ Надежды Константиновны они нахально слизали у Веры Дридзо и размазали его, как пюре по тарелке.

Хотя несколько свежих мыслей я всё же у них обнаружил и пронумеровал. Их оказалось ровно четыре. Маштакова и Куницкая сообщают нам, что детство Надежды Константиновны было счастливым, но не в материальном плане, а «полной духовной гармонией» и это славно, хоть за это спасибо. Мать Крупской, как мы уже знаем, восемь лет провела в институте благородных девиц. Но Машкова-Куницкая не пишут? Имена остальных братьев и сестёр так же оставляют в забвении. Как она впоследствии рассказывала дочери, на неё, 12-летнюю девочку, произвёл впечатление не великолепный дворец и сад, а неграмотная записка, прилепленная к воротам одного из домов, мимо которых они шли: «Здесь сдается угол».

Всю ночь она не могла заснуть: «Неужели люди живут в углах? Василий Васильевич Розанов: "Все женские учебные заведения готовят в удачном случае монахинь, в неудачном проституток. Кем не разрешалось? Вместо работы Елизавета Васильевна пишет книжку в стихах посвящённую своей дочери. Книга «Детский день» издаётся в Варшаве в 1874 году на русском и польском языках с двенадцатью картинками. В ней описывается, как проводит день примерная девочка Надя. Солнце чуть в окно заглянет, Надя вмиг с постельки встанет, Не лежит напрасно в ней, А оденется скорей.

Вас, молодые матери из дворянских, но нищих семей, хочу спросить я, — не хотите ли выпустить книжонку с картинками про своё чадо на двух языках? Отчего же? Искренне жаль! В этом нет ничего сложного, заплатите за тираж то есть за свой счёт, если деньги есть на подобные причуды и попадёте в "поэтессы" - книжка-то в стихах! Точнее - из одного стихотворения. Знакомым будете дарить... Сам г-н Крупский так же был не прочь побаловаться пером на литературной ниве.

Когда Наде исполнилось шесть лет, кто-то из ребят принёс ей в подарок глиняного петуха-свистульку. Все дети наперебой стали дудеть и только самой виновнице торжества никак не удавалось получить удовольствие. Она всё ходила за ребятами и канючила: «Дайте Наде подудеть! Кунецкая: «Надя росла чутким и впечатлительным ребёнком; не имея ни братьев, ни сестёр, крепко привязывалась к детям, так в четырёхлетнем возрасте очень полюбила свою няню — четырнадцатилетнюю Люду». У Нади была няня? А то как же! Ведь в пансионе благородных девиц не учат стирать за детьми подписанные пелёнки.

И потом, кто же тогда будет книжки писать? Но ведь няням нужно платить, а мы уже знаем, что у Крупских «ни кола - ни двора», и в карманах — моль вместо денег. Крупская: «Люди богатые нанимали вместо себя нянек, бонн, гувернанток, гувернёров. Дридзо: «В доме Крупских отец с матерью часто задумывались над тем, как лучше воспитать дочку. Они считали, что детям надо предоставлять как можно больше самостоятельности, меньше опекать их. Надя весьма рьяно отстаивали свои ребячьи права, и ей разрешалось читать, что хочет, дружить, с кем хочет, не ходить в гимназию, если не хочет, и т. Но знания давались туго.

В школе её справедливо признали неспособной и решили оставить на второй год. Крупская: «В гимназии мне было плохо. Класс был большой, человек 50. Я была очень застенчива и как-то затерялась в нём. Никто не обращал на меня никакого внимания. Спрашивать ни о чём не полагалось... Я много читала, писала почти совершенно без ошибок, но я совершенно не знала грамматики.

У нас бывали по четвергам уроки грамматики, но никто из ребят решительно ничего не понимал. Недели через две после начала занятий приехал в гимназию какой-то инспектор... Я откровенно сказала, что никогда этих слов не слыхала и что они значат, не знаю. Классная дама у нас была придира и крикса» «Когда мне было 11 лет, я была в гимназии. Мы целый год писали изложение описания добывания соли, на уроках грамматики щипали друг друга, чтобы не заснуть» В детстве, Крупская отличалась крайней бестолковостью. Учительница даёт домашнее задание на сороковой странице, а Надя учит с первой — по сороковую страницу. Оказалось заданы были четыре строчки на 40-й странице» Г-н Крупский, понимая, что оставлять уже 11-ти летнюю дылду в первом классе на второй год ни как нельзя переводит дочь в одну из лучших частных гимназий Петербурга, в гимназию Оболенской.

Сразу в третий класс. Справка: Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий. Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. Ещё раз отмечу - "только состоятельных родителей" и "сословный характер".

Что там Дридзо писала про 20 копеек на обед? Взять бы её за шкирку и натыкать носом в эту справочку. Это к мифам о "бедности" и "скромности". Нет ничего постыдного в том, что ребёнок получает образование в дорогой элитной гимназии, напротив - это прекрасно! Но не нужно потом строить из себя сироту казанскую, пролетария не нужно из себя корчить! Дридзо: «Большое влияние имела на Надю её гимназическая подруга Саша Григорьева. Её мать революционерка, женщина врач, и вся их семья очень заботились о литературном и художественном воспитании Нади, которая у них часто бывала.

Жизнь Саши сложилась неудачно. Она стала провинциальной актрисой. Будучи ещё совсем молодой, покончила жизнь самоубийством. Пока подруга Саша алчет аплодисментов Крупская: «жадно вглядывается в окружающую жизнь, видит нищету народа, бесправие, неравенство, произвол. Её, как и всю передовую молодёжь того времени, мучает вопрос о том... Как бороться с произволом царской власти, полиции? Где выход?

Что же делать? Всю передовую молодёжь во все времена мучают в восемнадцать лет совсем другие вопросы. ПЕЗИК: аббревиатуру коллектива авторов расшифруем чуть позже «Надежда Константиновна выросла и воспитывалась в революционной среде. Её отец, К.

И осознавала, что интерес ее мужа к Инессе далеко вышел за рамки партийной деятельности. Мучаясь, она нашла в себе силы принять этот факт. В 1911 году она, проявив максимум женской мудрости, сама предложила Владимиру Ильичу расторгнуть брак. Но Ленин, напротив, неожиданно прекратил отношения с Арманд. У Надежды Константиновны было столько партийных дел, что и переживать было некогда. Она с головой ушла в работу. В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги. Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения. Она изучала организацию школьного дела в таких европейских странах, как Франция и Швейцария, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия». За нее она получила высокую оценку от мужа. Этот первый марксистский труд, вышедший из-под пера Крупской, рассказывал о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. За эту книгу Крупская Надежда Константиновна фото ее представлены в статье получила звание доктора педагогических наук. Возвращение в Россию Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе Финляндия от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине. Крупская была одним из организаторов и участников Великой Октябрьской социалистической революции, занимаясь ее непосредственной подготовкой в Выборгском районе и Смольном. Смерть В. Ленина Несмотря на то что отношения с Инессой Арманд Ленин разорвал еще несколько лет назад, чувства его к ней так и не остыли. Но работа для него всегда была самым важным приоритетом в жизни, а отношения с Арманд затягивали и отвлекали от партийной деятельности, поэтому он не жалел о своем решении. Когда Инесса скончалась от внезапно открывшегося туберкулеза, Владимир Ильич был сражен этим. Для него это стало настоящим ударом. Его современники утверждают, что душевная рана сильно усугубила его здоровье и приблизила час смерти. Владимир Ильич любил эту женщину и не мог смириться с ее уходом. Дети Арманд остались во Франции, и Ленин просит жену привезти их в Россию. Разумеется, она не смогла отказать умирающему мужу. Он скончался в 1924 году. А после его смерти Надежда Константиновна уже не была прежней. Ее «бога» больше не было рядом, а жизнь без него превратилось в существование. Тем не менее она находила в себе силы вести дальнейшую работу по пропаганде народного просвещения. Наркомат просвещения Надежда Константиновна работала в Народном комитете просвещения сразу после революции. Она продолжала борьбу за создание трудовой политехнической школы. Воспитание детей в духе коммунизма стало центральным звеном всей ее жизни.

Upon arrival at the railway station, Nadezhda Krupskaya and her mother, Yelizaveta Vasilievna, took a cab from the station to the address received from Vladimir Lenin. Krupskaya wrote in her memoirs: "In Krasnoyarsk, I lived with some medical assistants. Of course, I agreed. When Nadezhda Konstantinovna and Yelizaveta Vasilievna arrived in Krasnoyarsk, I was renting a tiny apartment consisting of two rooms on Malokachinskaya Street... My sister and I gave our guests the bigger room. In Shushenskoye, there were long bureaucratic to get the permission to marry: without this, Nadezhda and her mother could not live together with Lenin. Finally, by the summer of 1898, Krupskaya was allowed to become his wife. Though being atheists, the bride and groom had a church wedding on July 22, 1898 in the Peter and Paul Church in Shushenskoye. The end of the exile Krupskaya spent in Ufa. Then there were two emigrations. In April 1917, she finally returned with Lenin to Russia. In the Soviet times, she taught at the Academy of Communist Education. Great importance was given to combating child abandonment, the work of orphanages, and preschool education.

Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости

В 1917 г, Надежда Крупская вернулась в Россию , где активно участвовала в подготовке Октябрьской революции. Потом она занялась развитием комсомола и пионерской организации. В том же году девушка стала членом Государственной комиссию по просвещению. В 1924 г. Крупскую избрали членом в Центральный комитет партии, а спустя 5 лет она заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР. Кроме этого, супруга Владимира Ленина реформировала систему советского образования. Возможно по причине того, что у Надежды не было своих детей, она с таким усердием работала с ними, а также пыталась разными способами улучшить жизнь советских матерей. Интересен факт, что женщина крайне негативно относилась к Антону Макаренко и его системе воспитания , основанной на труде. Она критиковала известного педагога и публично заявляла, что в воспитании детей на первом месте должны стоять коммунистические ценности, а не труд. Общественная деятельность После кончины Ленина, Надежда Константиновна предприняла ряд попыток противостоять постановлениям Сталина и пыталась оправдать репрессированных товарищей покойного мужа. Однако вскоре она осознала свое бессилие.

Изначально она поддерживала Зиновьева и Каменева, но потом изменила свои взгляды. В 30-е годы Крупская видела, каким репрессиям подвергались не только «враги народа», но и их детей. В связи с этим она старалась как-то помочь им, но вновь потерпела неудачу. Вскоре ее отстранили от дел и отправили на библиотечную работу. С подачи Надежды Крупской в Советском Союзе было открыто немало музеев. Она избиралась в разные детские комитеты, где продолжала заниматься реформами в вопросах детского воспитания и образования. В 1937 г.

В последние годы Ленин не отпускал от себя супругу ни на шаг. Отец мой ленин, а мать Надежда Крупская После революции Крупская с головой окунулась в строительство нового общества, которое ставили своей целью ее муж и его соратники. Она со всей ответственностью относилась к проблемам воспитания детей, написала по этому поводу много статей.

Но подлинное значение Крупской — в работах Ленина. Сколько их, этих работ, было переписано ее руками, сколько было написано статей для революционных газет, сколько писем с указаниями Ленина она отправляла по самым разным адресам его соратников. Несмотря на тяжелую болезнь Надежда Константиновна не мыслила себя вне политики, вне построения социализма. Она всегда очень хотела быть полезной Ленину. Напряженная работа уже не требовалась, с ее мнением никто из соратников вождя не считался, и особенно Сталин. Он еще при жизни Ленина крепко поссорился с Крупской, когда та выступила против попыток Сталина отстранить Ильича от управления страной. Ему пришлось по требованию Ленина извиниться перед Крупской. Но он этого не забыл, он это ей припомнил. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской с просьбой — быть консультантом по различным сторонам жизни Ульяновых, которые описывались в ее книге «Билет по истории». Надежда Константиновна приняла предложение с удовольствием, не зная, чем это ей может грозить.

А Сталин был крайне недоволен. Этот вопрос даже обсуждался на одном из пленумов ЦК партии. В постановлении пленума говорилось: «Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , за спиной ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составление произведений о Ленине в частное семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…» Болезнь и причина смерти Из жизни Крупская ушла внезапно. Да, она уже была немолода, много болела.

Венчалась пара в Шушенском. И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения. Но после замужества Надежда взяла фамилию супруга и на самом деле была Ульяновой. Тем не менее женщина продолжила вести активную деятельность под именем Крупская. Надежда хотела сепарироваться от знаменитого мужа. Она решила оставить свой след в истории и запомниться, а не прославлять фамилию вождя. Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели. Однако при всей любви к малышам жена вождя громко выступала в защиту прерывания беременности. Она боролась за прекращение преследования женщин, которые избавились от своего плода.

Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями.

Славная родословная. Моя Крупская

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда. Надежда Константиновна Крупская со студентами Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской: [фотография]. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова – в лозунги.

Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская

Надежда Константиновна Крупская Родилась 14(26) февраля 1869 года в Петербурге, в семье, известной своими демократическими и революционными традициями. Жаль, но имя Надежды Константиновны Крупской в последние десятилетия вспоминают или в контексте анекдотов, или смакуя пикантные подробности личной жизни ее супруга — вождя пролетариата Владимира Ленина. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий