Спасением узников польского лагеря смерти занималась 107-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Петренко. узников концлагерей. В Калининградской области прошел традиционный "Марш жизни", посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела.
"Марш жизни" прошел под Калининградом в память о жертвах Холокоста
В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. Памятник жертвам «марша смерти» в поселке Янтарный Калиниградской области. В поселке Янтарный (Калининградская область) прошел «Марш жизни» в память о жертвах Холокоста и Пальмникенского расстрела.
В Янтарном прошёл Марш жизни в память о жертвах Холокоста
Впереди немцев ждал поверженный Берлин, капитуляция и Нюрнберг. Гитлеровцы заметали следы преступлений. В пересыльные лагеря Штутгофа под Кёнигсбергом, они стали свозить узников концлагерей из Польши, Венгрии, Литвы. В основном женщин евреек.
Цель была одна — убить их. Нацисты ещё не знали. Позже это назовут маршем смерти, поскольку половина людей погибла по дороге.
Любое отставание, попытка наклониться взять пригоршню снега, тем более убежать — сразу следовала автоматная очередь. Придорожные канавы от Кёнигсберга до Пальмникена были завалены трупами. По разным данным по ходу следования было убито от 3-х до 5-ти тысяч человек.
Цифры в разных источниках разные. Масштаб трагедии от этого не меняется. Тех, кто дошёл поместили в один из пустующих цехов янтарной мануфактуры.
Подписывайтесь на Калининград. Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни области, читайте только самые важные новости в Viber , получайте ежедневный дайджест главного за сутки в основном канале в Telegram и наслаждайтесь уютной атмосферой и фактами из истории региона — во втором телеграм-канале Нашли ошибку в тексте?
Расширенный поиск 8361883 Люди у памятника жертвам Холокоста - мемориал жертвам "Марша смерти" в поселке Янтарный Калининградской области, где проходит траурный митинг, посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела. Участники митинга проследовали по маршруту, по которому в конце января 1945 года фашисты конвоировали узников концлагерей Восточной Пруссии на берег Балтийского моря в поселок Пальмникен ныне Янтарный.
Севернее памятника сооружена пирамида из полевых камней, на грани которой укреплена мемориальная доска с надписью: "В память о 7000 жертв Холокоста, убитых нацистами 31 января 1945 г. В пределах границ современной Калининградской области с августа-сентября 1944 года по 20-е числа января 1945 года функционировало пять внешних трудовых лагерей СС - филиалов концлагеря Штуттгоф, а именно: лагеря на аэродромах люфтваффе в районах населенных пунктов Езау , Гердауен , Хайлигенбайль и Зеерапен и лагерь на территории вагоностроительного завода Штайнфурта в Кёнигсберге. Всего в этих пяти лагерях содержалось 5250 заключенных, в том числе 1000 мужчин и 4250 женщин, все - еврейской национальности.
«Всем желающим мы сделали жёлтые звёзды»: в Янтарном хотят воссоздать «Марш смерти»
Участники возложили цветы к мемориалу, почтили минутой молчания память погибших и зажгли поминальные свечи. После памятного мероприятия Антон Алиханов побывал в поселке Русское Зеленоградского городского округа, где возложил цветы к мемориалу на братской могиле советских воинов. В братской могиле похоронены, в том числе, бойцы 91-й гвардейской стрелковой дивизии, которая вышла к Балтийскому морю в районе Янтарного в начале февраля 1945 года.
А еще через тридцать лет, после падения «железного занавеса», в Янтарном объявился самый главный свидетель тех событий — Мартин Бергау. Он привез свою книгу «Парень с Янтарного берега». В ней Бергау признался, как в составе отряда немецких юнцов из гитлерюгенда в январскую ночь 1945 года искал не добитых выстрелами узниц. Приведенные в его книге факты подтверждали, что найденные ранее останки принадлежали узницам концлагерей, а не бойцам Красной армии.
Показания немца выглядели настолько убедительными, что им при всем желании трудно было противопоставить что-то другое. Возникла неловкая ситуация: непонятно стало, кому же воздвигнут памятник в Янтарном? И кому там возлагать цветы? Родным советским солдатам или жертвам холокоста? Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена». Книгу я прочел на одном дыхании.
Как и в других своих произведениях, Зурмински сразу же был узнаваем, как мастер закрученного сюжета, создания пронзительных образов, достоверного изображения исторических событий. Он остался и здесь верным своему излюбленному литературному приему: чередовать показ современного мира с событиями Второй мировой войны.
Оставшихся в живых загоняли в ледяную морскую воду и расстреливали. Трагедия в Янтарном напоминает о себе возведенным 10-метровым памятником с символизирующими мольбу руками и лагерными номерами, сообщил в Калининграде собкор сетевой газеты Янтарный край. На территории современной Калининградской области в в годы войны действовали не менее 56 лагерей для военнопленных и принудительно переселенных гражданских лиц. Более 114 тысяч советских граждан уничтожены в этих лагерях.
Финальной точкой стал траурный митинг у памятника жертвам Холокоста в Янтарном. Памятник установлен в том самом месте, где в конце января 1945 года произошло одно из самых чудовищных, кровавых и бесчеловечных событий XX века. Те страшные часы, которые стали последними в жизни ни в чём не повинных еврейских узников концлагеря «Штутгоф» большинство из которых женщины , показали, какой жестокостью по отношению к людям других национальностей обладают те, которых мы называем фашистами и нацистами. Жертвами массового убийства стали почти 7 тысяч человек. До Пальмникена сумело дойти меньше 4 тысяч: более 2 тысяч были убиты или погибли по дороге.
Ученики школы поселка Приморье посетили мемориал жертвам «Марша смерти»
"Марш Жизни" в память о жертвах массового убийства в Пальмникен (название посёлка городского типа Янтарный Калининградской области до 1947 года), совершенного. "Марш Жизни" в память о жертвах массового убийства в Пальмникен (название посёлка городского типа Янтарный Калининградской области до 1947 года), совершенного. мемориал жертвам «Марша смерти», который был установлен в поселке Янтарном Калининградской области и открыт 30 января 2011 года. В Янтарном участники международной научной конференции центра «Холокост» почтили память жертв «Марша смерти». Памятный маршрут стартовал от посёлка Русское, где захоронены советские солдаты, пытавшиеся пробиться и помешать маршу смерти.
Уродство ура-патриотизма, или «Холокост-шоу» под Калининградом
В конце января 1945 года эсэсовцы погнали из Кенигсберга в сторону моря не менее пяти тысяч точное число не установлено заключенных концлагерей. В растянувшейся на километры колонне в основном были женщины-еврейки. Стоял лютый холод. Узники же — голодные, больные, полураздетые.
Многие падали, не в силах больше идти. Охранники добивали несчастных, так и бросая у дороги.
Этот «марш смерти» был отряжен сначала на строительство глубоко эшелонированной линии обороны, к февралю 1945 года был расстрелян близ Пальмникена на берегу Балтийского моря. Пальмникен находится западнее указанных выше филиалов, следовательно, дальше линии фронта.
Обреченных гнали как можно дальше от Кенигсберга, в какой-нибудь «медвежий угол», где можно быстро замести следы… В концлагерь Штутхоф в январе 1945 года отправился эшелон из филиала этого концлагеря в городке Гердауэн близ поселка Железнодорожный в Правдинском районе Калининградской области. Эвакуация из самого Штутхофа происходила в концлагеря на западе Третьего рейха, куда еще не дошли Красная Армия и ее западные союзники. Наверное, только ради красного словца руководители «Холокост-шоу» из Калининграда подчеркнули, что в Пальмникен погнали одних заключенных-евреев. В Пальмникен согнали около пяти тысяч узников, все ли они были евреями, неизвестно до сих пор.
В филиалах Штутхофа под Кенигсбергом содержались поляки, прибалты, русские, украинцы, белорусы, немцы, само собой и евреи. Но евреи в этих концлагерях, согласно эсэсовской людоедской присказке, «очень долго не жили». Исключительно еврейское происхождение всех этих тысяч замученных в Пальмникене сомнительно. Настоящий апогей псевдоисторического идиотизма — заявление реконструкторов, что узников концлагерей в Пальмникене расстреляли в качестве возмездия за потопленный советскими подводниками немецкий гражданский теплоход «Вильгельм Густлофф».
Дескать, если бы Герой Советского Союза товарищ Маринеско не отправил «Густлоффа» на дно, почти пять тысяч узников, среди которых, возможно, были соотечественники Маринеско, могли бы дожить до Дня Победы. Анна Симонова, Анжелика Фоминых, Денис Поляков и другие члены этой «милой» тусовки насчет возмездия за «Густлофф» повторяют штампы геббельсовской пропаганды. Массовую смертность узников концлагерей эсэсовцы часто объясняли «справедливым возмездием». Дескать, Берлин и Гамбург бомбят американцы, «большевистские казаки» насилуют медсестер в захваченных немецких госпиталях, поэтому по лагерю увеличивается рабочий день, отменяется свободное время в воскресенье, русским урезается норма выдачи хлеба и супа, а евреям хлеб вообще не выдается… Решение об уничтожении в Пальмникене прибывших с востока узников было принято сразу же, когда эсэсовское начальство отдало приказ о «марше смерти» в Пальмникен — в начале двадцатых чисел января 1945 года.
Перед потоплением «Густлофф» шел как военный корабль гитлеровских кригсмарине, враждебные намерения «Густлоффа» были очевидны советской подлодке «С-13» под командованием Александра Маринеско. То, что на подбитом Маринеско «Густлоффе», кроме немецких военных моряков, было около 10 тысяч беженцев — вина кригсмарине, а не Маринеско. Так может рассуждать только недалекий представитель субкультуры хипстеров. Живи по этому принципу наши сограждане в 1941 году, Симонова и Ко могли вообще не появиться на свет.
Впрочем, хипстерские крокодиловы слезы о войне очень похожи на плач небезызвестного лицеиста Коли из Нового Уренгоя по немецко-фашистскому захватчику, который так «страдал» в советском плену, что упился до слепоты дармовым спиртом. Данный курсивом пассаж выше — излюбленная «отмазка» всех явных и тайных любителей продать национальные интересы России, в обмен на сытое и «прикольное» будущее на Западе. Фразочка «война есть распространение ненависти и лжи» уж очень похожа на печально знаменитое «Сталин вдвое хуже Гитлера», в оригинале: «Руководители, которые уничтожали свой народ, горят в аду в два раза ярче тех, которые уничтожали чужой». S «Холокост-шоу», к сожалению, еще раз показывает, что Калининграду не надо бояться разросшихся вокруг него баз НАТО и притязаний на город немецких реваншистов.
Жители, которых разбудили звуки выстрелов, приняли их за признак вторжения Красной Армии, ведь за последние недели линия фронта приблизилась к Земланду. Добравшись до цели, эсэсовцы встретились с сопротивлением там, где не ожидали найти его: директор шахты Ландманн Landmann не дал использовать штольню для массового убийства. В качестве аргумента он заявил, что эти штольни служат водоснабжению Пальмникена. Вместо этого он велел открыть ворота и разместить истощенных, полузамерзших людей в большом слесарном цеху. Охранникам разрешили устроиться в кабинетах и коридорах. Утром, когда прибыл директор имений Ганс Файерабенд Hans Feyerabend , эсэсовцы были практически вынуждены подчиниться ему.
Существует множество свидетельств и доказательств того, что Файерабенд заявил: пока он жив, евреев будут кормить, никого не убьют, Пальмникен не должен стать второй Катынью. Он велел забить скот на мясо, принести и раздать солому, горох и хлеб. В заводской столовой истощенным пленникам приготовили поесть. В этой местности Файерабенд пользовался высоким авторитетом. Майор запаса первой мировой, он также являлся комендантом пальмникенского фольксштурма. Файерабенд представлял собой непреодолимое препятствие для планов убийц.
Его нужно было убрать с дороги. Поэтому в адрес Файерабенда поступили угрозы от СД из Кёнигсберга и приказ, следуя которому, он должен был собрать сотню фольксштурмовцев и укрепить позиции вермахта под Кумененом. Во вторник 30 января собравшиеся ополченцы отправились в путь, но встретились с армейским подразделением, которое не только не просило подкрепления, но и не знало, что с ним делать. Файерабенд понял, что попал в ловушку, и у него не осталось выхода. Товарищи по оружию нашли его тело. Все выглядело так, как будто он сам выстрелил из ружья себе в рот.
Было ли это действительное самоубийство или только его инсценировка, никто не проверял. Когда на следующее утро, 31 января 1945 года, в Пальмникен привезли на телеге тело Файерабенда, его сотрудники, которым он перед отъездом поручил снабжать евреев всем необходимым, потеряли всякое мужество. Судьба трех тысяч пленных снова была в руках СС. Той же ночью, с 31 января на 1 февраля, под предлогом перехода на корабли, которые доставят всех в безопасное место, СС вывели свои жертвы через северные заводские ворота вниз по склону к морю.
Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц. В ответ гостиницы отправят вам предложения и вы сможете выбрать наиболее привлекательное. Я хочу забронировать определенное количество номеров.
Калининград
Изнеможённые люди — женщины, дети, старики — шли колонной в 20-градусный мороз. Из семи тысяч человек до Пальмникена дошло около трех, но и они были загнаны в море и расстреляны. Чудом выжили 13 человек, которые и смогли рассказать всю правду об этом чудовищном преступлении и «Марше смерти».
Все публикации 30. В январе 1945 года на этом месте было расстреляно несколько тысяч еврейских женщин, привезенных из концентрационного лагеря Штуттгоф. Узниц планировалось уничтожить в заброшенных штольнях комбината по переработке янтаря.
Командир батальона фольксштурма Ханс Файерабенд вмешался в план уничтожения, заявив: «Мы не ведем войну против женщин и детей».
Из четырёх возвышенных районов на территории нашей области наиболее приподняты над уровнем моря три, среди которых — Калининградский полуостров. Он примыкает к материку своей восточной частью. На западе и севере омывается водами Балтийского моря.
В южное побережье вдаётся Калининградский залив. Поверхность полуострова отмечена конечной мореной, которая простирается к востоку и юго-востоку. На Калининградском полуострове холмы и гряды протянулись с севера на юг. Большие Алькские горы — это невысокая гряда, главная вершина Гальтгарбен от прусского языка Гора Гальта или Гора Смерти, чуть ниже вспомним и другие переводы всего — 110 м.
Выше их на полуострове нет. На западной части царит гора Большая 90 м , на северной — гора Вахтенная 60 м , в восточной части господствуют поросшие лесом 40-50-метровые холмы под названием Лисьи горы. Алькские горы — «Святое место», холмогорье, которое оказалось водоразделом рек, текущих на север — в Куршский залив, на юг — в Калининградский залив и на запад — в Балтийское море. Известно, что Куршский залив является бассейном крупной реки Неман, которая в низинной своей части носила древнее имя Русне, сохранившееся до сих пор в назывании одного из её рукавов.
Любопытно, что расположение поселений различных племён балтов Понеманья разделялось озёрами, реками и мощными лесными массивами, сакрализованными в древности. Распределение поселенческих и погребальных памятников исключительно по долинам р. Неман и её притоков убедительно свидетельствует о важной роли водных путей в жизни балтских племён, причём задолго до эпохи викингов. Немалую роль в торговых операциях на западной окраине балтских земель отводили торговым трассам, пролегавшим по водам Куршского залива, так же носившего славное имя Русне — Rusna являются архаизмами эпохи викингов и связаны с понятиями ruotsi, rus.
Движение викингов в раннем средневековье существовало и по Неманскому пути. Согласно одной из теорий название «викинги» от древнескандинавского vik — залив означает жителей побережья залива. След культуры балтов на Куршской косе представляют две выдающиеся личности науки и культуры — профессора Кёнигсбергского университета Людвиг Реза 1776 — 1840 и Адальберт Бецценбергер 1851 — 1922. Реза родился в рыбацкой семье курсениеков деревни Карвайчай вблизи сегодняшней Пярвалки , которая тогда жила под угрозой быть занесённой под песком.
Курсениеки — почти вымершая этническая группа балтийского происхождения, потомки древнего племени, населявшего Корсу. Людвиг Резе стал профессором теологии, его беспрестанно интересовала тема литовской письменности в Восточной Пруссии и в особенности следует отметить его труды в этой области. Написанная им "История литовской Библии" ставит Л. Резу в один ряд с выдающимися историками культуры европейского масштаба.
Кроме того, благодаря его заботе, в Кёнигсберге была издана поэма Кристионаса Донелайтиса "Времена года", которая является первым оригинальным произведением художественной литературы на литовском языке. Знаменитый прусский проповедник Людвиг Реза, который в будущем напишет гимн для прусской национальной кавалерии, служил капелланом прусского корпуса, участвовавшего в походе на Ригу в составе наполеоновской армии в 1812 году, а также известно, что пастор пойдет и в свой второй поход с войском аж до Парижа во время Освободительной войны в 1813 — 1814 годов. Уважаемый же профессор Адальберт Бецценбергер основал кафедру санскрита, и, благодаря его научной деятельности, Кёнигсбергский университет стал важнейшим центром балтистики. Естественно его, как и Резу, интересовали литовский и латвийский языки, в окружении которых он очутился сразу, как посетил Куршскую косу по прибытии в Кёнигсберг в 1880 году.
Понимая, что Куршская коса оставила и продолжает оставлять впечатления у многих творческих людей, однако, мы неслучайно упомянули Адальберта Бецценбергера, поскольку именно с его подачи прочно вошёл в оборот научный термин «балты» балтийские племена , предложенный в 1845 году немецким языковедом профессором Кёнигсбергского университета Георгом Нессельманом. И в данном случае мы также не имеем права не упомянуть «отца прусской историографии» Иоганнеса Фойгта, издавшего впервые в немецкой историографии многотомное собрание источников по прусской истории. Наверное, здесь будет уместным вспомнить, как называлось наше море прежде, чем оно войдёт в оборот с привычным для нас именем «Балтийское». Остзее — восточное море — так называют и до сих пор обозначают на картах немцы, а какое-то время европейцы находили рядом с «Маре Ориентале» «Восточное море» «Маре Балтикум».
Кстати, эстонцы называют море «Западным»… Варяжское море встречается у древних славян в русских летописях. Впервые наше море было упомянуто Тацитом, как «море Свебов» свебы — германское племя , а во времена раннего средневековья славянское племя венедов дало название ему, как Венедское море. На карте Птоломея во II веке оно называется«Сарматским морем» Сарматией по географическим знаниями того времени считался край на востоке реки Висла. Любопытно, что море получает имя по названию племён, проживавших на побережье, например, — Варварское море или Скифское.
Учитывая, что слово «balt» означает нечто светлое, белое, то и люди здесь живут белые и, скорей всего, светлые. Подобно тому, как названия водоёмов перекликаются в прежних названиях реки Неман и Куршского залива, Калининградский залив, без сомнений, мы называем сразу Вислинским заливом, как бассейн одного из трёх рукавов реки Висла, восточного, — Ногат. Проезжая поворот на Светлогорск, мы держим путь в сторону Янтарного и любуемся холмами — рельеф местности сформирован ледником и его мощным потоком. В районе посёлка Переславское часть ледника остановилась, «задумалась» и раскололась на несколько фрагментов.
В этом месте мы наблюдаем водораздел — это возвышенность между бассейнами двух или нескольких рек. Цепь высоких холмов на местности легко считывается и прослеживаются дальнейшие пути расколовшихся фрагментов — один в сторону Куршского залива вдоль трассы до развилки на Светлогорск и далее в Романово , другой в сторону Балтийского моря по долине, узнаваемого дна древней реки, в направлении на Светлогорск и третий в сторону Вислинского залива хорошо просматривается с левой стороны ущелье в самом Переславском в 200 метрах до развилки. Вдоль почти всей Самбии, с востока на запад полуострова, тянется гряда высоких холмов, которую местные жители — и в христианские уже времена, и, вероятно, в древности, — называли Альк. Имя этой гряды — прусское слово «alk», «священный», «священное [место]» — связано не только с тем, что на вершинах этих холмов в до-орденские времена было немало святилищ, но и с тем, что саму гряду самбийские пруссы почитали, как обиталище богов, и местом, лежащим где-то посередине между их миром и миром людей.
На западе Альк выходит почти к побережью, и замыкается огромным холмом всего в нескольких километрах от берега моря. Это гора Хаузен, а точнее Гросс-Хаузен нем. На современных картах этот холм обозначается как «гора Большая» или просто как «высота 88». В дороге всех путешественников в сторону западного побережья привлекают живописнейшие виды, особенно волшебно просматриваются красоты этих мест заснеженными — великолепно раскрывается причудливая графика рельефа, читаются изящные контуры деревьев.
Интерес к жемчужине западной части Калининградской области — Земландскому полуострову, у некоторых вызван с глубокой стариной, древними жителями этой земли — балтами, пруссами. Многие путешественники ищут волшебные места Пруссии, волшебные до сказочности. Сам факт существования на горе Хаузен прусского языческого святилища очень высокого ранга подтвержден археологически, но археология далеко не все может нам рассказать о жизни наших предков. Однако известно, что огонь занимал важнейшее место в духовном мире и культовой практике пруссов.
Нередким жертвоприношением огню у пруссов был янтарь; примеры жертвенного сжигания янтаря известны и в историческое время, а в прошлом такой обряд реконструируется по многочисленным находкам остатков жжёного янтаря в жертвенных кострищах прусских святилищ. Одной из типичных черт прусской истории является обилие миграций, как волны, накатывавшие на Янтарный берег. Постоянные этнические передвижения сделали Пруссию подлинным котлом народов и культур. И объясняется это очень просто: издревле природные богатства Янтарного края привлекали к нему пришельцев из самых разных уголков Европы и Азии.
Эти берега привлекали древних странников своими богатейшими запасами рыбы. Редкие группы местного населения юго-восточной Балтики занимались охотой и не мешали переселенцам. Уже в классическую эпоху эллины познакомились с янтарём. Этот интерес у них переняли римляне, около 70 года н.
Одновременно на Янтарном берегу появляются кельтские мастера-литейщики, торговцы из Среднего Подунавья и небольшие группы древнегерманских воинов, очевидно — из юго-восточной Скандинавии как свидетельствуют некоторые черты погребального обряда Самбии. В эпоху Великого переселения народов отсчётом служат приход гуннов в 375 году в Европу, падение Рима в 475 году и похолодание климата — позднеантичный малый ледниковый период с 535 по 750 годы, а вместе с ним неурожаи из-за наводнений, долгих заморозков, и эпидемии , в гуннских войнах на рубежах Римской Империи рядом с германцами воевали балты. К этому времени группы восточных и северных германцев уже покинули Янтарный берег, частично переместившись в Поднепровье, частично отправившись на римский лимес рубежи в качестве таможенного контроля на границах Римской Империи. Возвращаясь от границ Империи после участия в гуннских войнах, балтские дружины к середине V века занимают опустевший Янтарный край.
В ходе кровавых бурь эпохи Великого переселения народов деятельность янтарного пути, пролегавшего по бассейну р. Вислы, прервалась. Долгие десятилетия мы считали вслед за Карлом Марксом, что «К концу 13 века цветущая страна пруссов была превращена в пустыню…, жители были частично перебиты, частично уведены, частично вынуждены выселиться в Литву». Уместно пояснить, что Литва того периода состояла из огромного числа русских городов, к моменту смерти Витовта после Грюнвальда, на 1430 год литовская держава находилась на пике могущества, её границы простирались от Балтийского до Чёрного морей.
Не случайно в Великом Новгороде на монументе к 1000-летию образования Руси, поставленном Александром II в 1862 году, скульптурно изображены исторические деятели, в числе которых и литовские князья — Ольгерд, Кейстут, Витовт. Финальную же точку в истории Пруссии поставила Красная Армия в апреле 1945 года. Теперь на просторах северной части этого исторического региона раскинулась Калининградская область России, а в 1947 году решением стран-союзниц в войне государство Пруссия юридически перестало существовать. Тем временем мы подъехали к месту первой остановки и осуществили погружение в Янтарный — цвет, историю места, судьбу… а начали мы на подступах к посёлку Янтарный — в посёлке Русское.
Посёлок Русское расположен на перекрёстке дорог, что дало сформироваться в своё время бывшему поселению Гермау, благодаря своему выгодному географическому положению. Любопытно было узнать, почему посёлок получил своё «Русское» имя? Вариант, что, переименовывая второпях, наскоро, решили так: «Был Гермау — стал Русским», типа: «Было ваше — стало нашим» — не проходит. Нам известно из истории о двух крупных прусских восстаниях, которые тевтонцы именовали «вероотступничествами».
После первого прусского восстания к 1252 году ситуация на территории, захваченной Тевтонским орденом стабилизировалась, и он приступил к дальнейшему продвижению вглубь прусских земель. Пришел черед Самбии. Зимой 1252 — 125З годов комтур Христбурга и он же вице-магистр Пруссии Хайнрих Штанге во главе отряда, пройдя по косе Фрише-Нерунг, переправился через существовавший тогда пролив у Витландсорта Лохштедт и, продвигаясь на север, по пути разоряя местность и попросту грабя, вышел к прусской деревне Гирмове Гюрмов. Здесь он столкнул со значительным войском самбов.
В завязавшемся сражении орденский отряд потерпел поражение и его остатки начали отступать. Для покорения страны понадобился сильный отряд. Военачальники в отряде короля никак не могли договориться друг с другом о тактике захвата Замланда. Они не имели сведений о расположении прусских крепостей, путях подхода к ним, и не знали, какими силами располагает противник.
Никто не хотел повторить печальную участь христбургского комтура. Не обошлось без очередного предательства. В стане рыцарей появился прусский нобиль Гедуне Gedune. Это имя было впервые упомянуто 7 февраля 1249 года в мирном договоре Тевтонского ордена с помезанами, вармийцами и наттангами.
Гедуне выдал рыцарям расположение прусских отрядов и крепостей. Потом он сражался бок о бок с рыцарями и заслужил их похвалу. Когда же Гедуне вернулся в родное село, то обнаружил, что дом его разорен, а жена и дети убиты. Захватив Гирмов, крестоносцы сохранили название, преобразованное потом в «Гермау».
С 1258 года, после выделения епископской доли земельных владений, территорией стал управлять Тевтонский Орден. Этот год и считается годом основания Гермау, ставшее основным плацдармом рыцарей в западной части Замланда. Сопротивление местного населения в этих областях было не очень сильным, поскольку многим знатным пруссам тевтоны пожаловали лены и дали особые привилегии. Скорей всего после Первого восстания прусские дружины покинули свои земли, что дало возможность армии Отакара завоевать Самбию.
Ещё до подавления очередного крупного восстания пруссов 1260 — 1272 гг. Есть сведения, что в Гермау сначала временно использовалась прусская крепость. Первым камеррарием по данным документов 1301 года был знатный прусс Лейкауте. Но какое отношение всё это имеет к названию посёлка «Русское»?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобиться вспомнить имя русского учёного, историка, археографа, краеведа, автора работ по генеалогии, Василия Сергеевича Арсеньева, родившегося 140 лет назад 14 марта 1883 года в Софии в семье видного российского дипломата. Василий Арсеньев автор статьи «О прусском происхождении Романовых», которая расставляет всё по своим местам в вопросе о реальности существования Гланды Камбилы, отца Андрея Кобылы, родоначальника многих боярских и дворянских фамилий, включая Романовых. Младший сын Андрея Кобылы Фёдор Кошка — московский боярин и дипломат — был близок к великому князю Московскому Дмитрию Донскому, а затем к его сыну Василию. Фёдор Кошка через своих многочисленных сыновей стал родоначальником дома Романовых и дворянских родов Шереметевых впоследствии графы , Яковлевых… родословные потомков Андрея Кобылы изучены достаточно хорошо.
Споры ведутся о его предках. В 1687 году была составлена так называемая «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Вот в этой «Бархатной книге» и были зафиксированы сведения о выезде Андрея Кобылы «из Немец», из прусской земли. В том же XVII веке в одной из родословных появилась конкретизация этой легенды.
По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца. Ряд историков конца XIX века сомневались в достоверности родословной легенды о прусском происхождении Андрея Кобылы. Они с большей или меньшей определённостью высказывались за происхождение боярина Андрея из Новгорода, из Прусского конца.
Отметим, что действительно была в Новгороде Прусская улица на Софийской стороне. Своё название она получила от пруссов, выходцев из Пруссии. Прусская улица многократно упоминалась в летописях. Исследователь происхождения семьи Романовых Василий Арсеньев, оказавшийся как бы в тени славы своего младшего брата, русского религиозного мыслителя, поэта, культуролога, профессора Кёнигсбергского университета Николая Сергеевича Арсеньева, по крупицам собирал материал для исследования истории своего рода Арсеньевых.
После издания в 1903 году фундаментального труда «Арсеньевы. Род дворян Арсеньевых, 1389—1901 гг. Арсеньев был признан одним из лучших генеалогов России. Василий Сергеевич занимался исследованием не только своего рода, он становится членом Историко-Родословного общества Москвы.
Благодаря его опыту, энергии и организаторским способностям комиссия развернула свою деятельность, но… Революция 1917 года поставила крест на карьере Василия Арсеньева как чиновника. Научная деятельность также отошла на второй план. Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками. Не менее восьми раз его арестовывали.
В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея. В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Почему советская власть проявила такую необычную мягкость?
Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием. В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными. Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше. Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов.
Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах. Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают». Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы.
Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена. Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли. Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы».
Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению. А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус. Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила.
Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т. Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению. Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии.
Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь? Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии. Боевые действия против пруссов закончились.
Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену. В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства. Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину.
Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда? Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей. Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших.
Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске. Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей. Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет.
На этом Первое восстание завершилось. Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии. Второе восстание началась 20 сентября 1260 года, то есть вскоре после поражения войск крестоносцев в битве со жмудинами на озере Дурбе. В этом сражении погибли ландмейстер Ливонского отделения Тевтонского ордена, орденский маршал и около 150 рыцарей ордена.
Ко Второму восстанию присоединились все прусские племена, проживавшие между Вислой и Неманом, кроме помезан. Каждое племя избрало своего собственного вождя. Самбами командовал Гланда обратим внимание, о распространённости этого имени у прусских вождей, в источниках несколько раз упоминаются прусские вожди по имени Гланда , натангами — Геркус Монте, бартами — Дивон, вармийцами — Глаппе, погезанами — Ауттум, ятвягами — Скуманд. Разобщённым пруссам опять потребовался вождь со стороны.
Претензии на верховное командование восставшими обнаружились у литовского князя Миндовга, начавшего в августе 1261 года кампанию против ордена. Было также решено привлечь к войне в качестве союзников русских князей. Из-за слабой координации совместных действий их результат оказался скромным. Общего руководства у восставших пруссов так и не сложилось.
Вожди отдельных прусских племён сражались и погибли по одиночке. Ещё в 1262 году в бою с немецкими рыцарями у залива Фрише-Нерунг близ Кёнигсберга, был сражён копьём вождь самбов Гланда его ни в коем случае не следует путать с Гландой Камбилой.
Организаторы уверены, что воссоздание исторических событий позволит современным людям осознать ужасы войны, тем временем еврейская община Калининградской области считает такой подход к трагедии недопустимым. Янтарный Калининградской области », — говорится на сайте исторической реконструкции, которая должна пройти 29 января. Там же указано, что мероприятие проводится при поддержке еврейской общины Калининграда, однако её представители поспешили заявить, что никак не связаны с готовящимся событием. Её участники повторяют десятикилометровый путь, которым когда-то шли узники концлагеря Штуттгоф. Традиционно к маршруту присоединяются представители не только еврейской общины, но и все желающие почтить память жертв Холокоста. Участвуют в ней и официальные лица — представители регионального правительства, консулы Польши, Германии, Литвы.
Руководитель новой акции Анна Симонова считает, что такой формат себя изжил. Мы провели мониторинг — уже много лет это никому не интересно, просто это не озвучивают. А почему неинтересно? Потому что это не касается конкретно каждого человека, а событие очень важное. Оно касается не только еврейской истории, это история отношений человека с человеком. Это может случиться с любой нацией, когда вдруг возникает ненависть, отторжение, которые приводят к таким последствиям.
Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста
70-летие Марша смерти | 31 января в Янтарном прошел традиционный траурный митинг, посвященный памяти жертв чудовищного преступления нацистов, известного в истории как «Марш Смерти». |
Администрация ГО "Город Калининград". «Марш жизни» в память о погибших узниках | Жители Калининградской области в воскресенье приняли участие в "Марше жизни" – траурной акции, посвященной жертвам "Марша смерти" в 1945 году. |
Под Калининградом почтили память жертв нацистов – «Марш смерти» | c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_press-reliz_ 1 февраля в Янтарном пройдет траурное мероприятие, посвященное 70-летию «Марша смерти» — убийства нацистами узников концлагеря Штуттхоф. |
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ МАРША СМЕРТИ, ЯНТАРНЫЙ | На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти. |
Марш жизни и траурный митинг в поселке Янтарный Калининградской области | АиФ Калининград | В посёлке Янтарном Калининградской области на склоне у памятника жертвам Холокоста задумали построить апарт-отель. |
70-летие Марша смерти
Марш стартовал от братской могилы в посёлке Русское. Участники памятной акции проследовали пешком тем путём, по которому шли к месту своей смерти погибшие той страшной зимой. Финальной точкой стал траурный митинг у памятника жертвам Холокоста в Янтарном. Памятник установлен в том самом месте, где в конце января 1945 года произошло одно из самых чудовищных, кровавых и бесчеловечных событий XX века.
Те страшные часы, которые стали последними в жизни ни в чём не повинных еврейских узников концлагеря «Штутгоф» большинство из которых женщины , показали, какой жестокостью по отношению к людям других национальностей обладают те, которых мы называем фашистами и нацистами.
Его участники в 11 часов соберутся у братской могилы советских воинов в посёлке Русское и оттуда пройдут до Янтарного, где возложат цветы на мемориале памяти жертв Холокоста.
Уничтожали еще живых узников. В рамках этой «кампании» в конце января эсэсовцы погнали из Кёнигсберга в сторону моря не менее пяти тысяч точное число не установлено заключенных концлагерей. В растянувшейся на километры колонне в основном были женщины-еврейки. Стоял лютый холод.
Узники же — голодные, больные, полураздетые. Многие падали, не в силах больше идти. Охранники добивали несчастных, так и бросая у дороги. Эсэсовцы планировали уничтожить узников газом или взрывами в заброшенных штольнях здешнего комбината по добыче янтаря. Но этому воспротивились местные жители. Четыре дня несчастных держали в слесарных мастерских комбината. В ночь с 31 января на 1 февраля их вывели на пляж и опять куда-то погнали.
А потом охранники неожиданно открыли по измученным беззащитным людям огонь, загоняя их в море. Одни погибали от пуль, другие тонули в ледяной воде.
Вода у берега образовала небольшую ледяную кромку, между льдинами плавали тяжелораненые или мертвые. Многие из них были одеты в полосатые лохмотья. Среди них было много женщин... Это было так ужасно, что я закрыла глаза руками... Мы быстро пошли вперед, не в силах выносить это зрелище. Уже 17 апреля под руководством генерал-майора Данилова началось расследование произошедшего. Вопреки опасениям, победители не упивались местью, хотя обезображенные до ужаса жертвы, обнаруженные в массовых захоронениях, были приняты ими за советских людей. Немногие уцелевшие, не более пятнадцати из семи тысяч евреев, отправленных в этот марш смерти, смогли указать советским дознавателям, в чем состояло преступление.
Красноармейцы предприняли попытку найти виновных, но, за исключением пары гитлерюгендовцев, все они давно сбежали. В 1945 году Пальмникен стал частью Советского Союза, а после его распада - частью России. Вскоре Советы уже не предпринимали никаких усилий к сохранению памяти об убийстве евреев. Братская могила возле шахты "Анна" пропала в песке, дюны поглотили ее. В 60-е годы копатели янтаря наткнулись на человеческие останки. Поскольку возникло предположение, что найденные кости принадлежат советским солдатам, убитым немцами, то на памятном камне, установленном на месте находки, написали "Вечная слава героям". Год за годом здесь устраивались церемонии, комсомольцы возлагали венки. Бывший житель Пальмникена Мартин Бергау, однако, вел исследования и в конце концов смог убедить местные власти в том, что речь идет именно о еврейских массовых захоронениях. При поддержке МИД ФРГ, Немецкого народного союза ухода за военными могилами, а также российского центра "Мемориал" в 1999 году российская и немецкая молодежь привела место в порядок. Сложенный из дикого камня памятник вблизи бывшего шахтенного комплекса "Анна" напоминает о месте крупнейшего массового убийства в Восточной Пруссии.
Но хотя бы удалось арестовать руководителя марша смерти Фрица Вебера, это произошло 11 января 1965 года, ордер на арест был выдан участковым судом г. Киля Amtsgericht Kiel. В ночь с 20 на 21 января 1965 года, ровно двадцать лет спустя после марша смерти, он покончил жизнь самоубийством, находясь в камере. Марш смерти из Кёнигсберга в Пальмникен совершенно особым образом затрагивает немецкую историю ХХ века, поскольку эта бойня совпала по времени с бегством и последующим изгнанием населения из Восточной Пруссии.
Шоу на крови: кому и зачем понадобилось проводить альтернативный «Марш смерти» в Янтарном?
Скачай это Премиум Фото на тему Светлогорск Калининградская область Россия 07012022 Памятник жертвам Холокоста мемориал жертвам марша смерти в поселке Янтарный и открой для себя более 1 миллионов профессиональных стоковых фото на Freepik. 24 августа стало известно, что неизвестными в поселке Янтарный был осквернен памятник Жертвам Марша смерти под Кенигсбергом. В поселке Янтарный Калининградской области главный раввин России Берл Лазар принял участие в открытии памятника «Жертвам марша смерти в Пальмникене», сообщает пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер. Как сообщает РИА «Новости», ранее власти Янтарного назвали недопустимым и непозволительным шоу на месте расстрела узников концлагерей и заявили, что не давали разрешения на проведение реконструкции.