Папирусные письма и документы представляют богатейший материал для изучения истории христианской церкви в Египте, в особенности монашества.
Способы письма
- ЕГИ́ПЕТСКОЕ ПИСЬМО́
- Как писали в Древнем Египте |
- Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»
- Письменность в Древнем Египте
Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»
Кроме монументального письма на архитектурных памятниках у древних египтян довольно рано возникла также своего рода скоропись. Древнейшим из документов, созданных благодаря этому материалу, стал «папирус Присса», датируемый XX – XVIII вв. до н.э. Сохранность папируса на протяжении такого долгого времени трудно объяснить одним лишь климатом Египта, несомненно, крайне благоприятным для. Иератическое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. Статья о зарождении и развитии письменности в Древнем Египте, о материалах, которые использовались для письма.
Письменность в Древнем Египте. Виды и материалы письма. Папирус
Древние египтяне еще не умели изготавливать бумаги, в связи с чем, для письма они использовали пальмовые листья, кору деревьев, глиняные таблички, папирус. Таким образом, египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Система египетского письма очень древняя, она изменялась и совершенствовалась на протяжении веков.
Материалы - предшественники бумаги
Из Древнего Египта папирус в больших количествах вывозился в страны Средиземноморья, оставаясь до V века н.э. одним из основных материалов для письма. Система египетского письма очень древняя, она изменялась и совершенствовалась на протяжении веков. В Древнем Египте был достигнут значительный уровень хирургии, о чем свидетельствуют найденные археологами хирургические инструменты в гробницах. Орудия и материалы письма Древнейшим памятником греческого письма считается надпись на дипилонской вазе из Афин. Таким образом, египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала III тысячелетия до н.э.
Папирус - свиток длиною в пять тысячелетий
Конечно, по материалу, из которого они были изготовлены, и оформлению они ничем не напоминают привычную нам современную книгу, так что назвать их книгами можно лишь условно. Первые памятники письменности были высечены на крутых скалах или на обтесанных каменных монументах. Такой способ запечатления и увековечения мысли возник еще в доисторические времена, но сохранялся он долго, даже в ту пору, когда уже были изобретены другие материалы для письма, гораздо более удобные, чем камень. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи 1792-1750 г. Гротефенду 1775-1853 и Г.
Роулинсону 1810-1895 в расшифровке клинописи. На территориях, где некогда процветали государства Древнего Востока, сохранились сотни подобных «каменных книг», «написанных» на обелисках и захоронениях, на стенах храмов и царских дворцов в честь богов и фараонов. Подобные памятники письменности получили название эпиграфических. Внимательное их изучение и расшифровка позволили узнать много нового, исправить ряд наивных догадок, решить немало проблем древней истории.
Однако в истории культуры и письменности «каменные книги» все же не занимают столь важного места, как книги настоящие, появившиеся впервые 5-6 тысяч лет назад. Какими же были они? Как выглядели, кем и для кого были написаны, о чем повествовали? Какую социальную и культурную роль играли?
Внешний вид книги, как и любой другой вещи, зависит прежде всего от материала, из которого она изготовляется. В Египте в эпоху Раннего Царства для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус. А среди даров великой реки особое место занимал папирус.
Берега Нила были густо покрыты этим тростниковым растением трехметровой высоты. Процесс изготовления писчего материала из папируса подробно описан римским ученым Плинием Старшим в его «Естественной истории». Стебель папируса зачастую толщиной в руку ножом или иглой нарезали вдоль широкими полосками и укладывали на смоченную илистой нильской водой наклонную доску. Вода стекала, а липкий ил иногда его заменяли специальным клеем скреплял полоски между собой.
Затем накладывали поперек еще один такой же ряд полосок, чтобы они плотнее прилегали одна к другой, их сильно отбивали молотком. В конце концов получалось нечто вроде ткани из расположенных крест-накрест волокон. Непросохшие папирусные листы прессовали, разглаживали раковиной или слоновым бивнем и выносили на солнце для просушки. Это и была «бумага» древних египтян, только желтоватого оттенка.
Листы нарезали по нужному формату, приклеивали один к другому, а образовавшуюся таким образом длинную полосу папируса сворачивали в рулон свиток. При частом употреблении свитка его края в конце концов стирались. Во избежание этого, края укрепляли, наклеивая одну на другую несколько дополнительных полосок папируса. Такой свиток иногда достигал стометровой длины.
Видимо, самый длинный из сохранившихся папирусных свитков находится в Британском музее в Лондоне. Это летописный свод времен Рамзеса II. Обычно свиток состоял не более чем из 20 листов, то есть не превышал в длину 8-12 м. Если этого оказывалось мало, то приклеивали еще столько листов, сколько было необходимо.
Папирус был чрезвычайно дорог, его производство приносило большую выгоду и потому было монополизировано фараонами. В Египте насчитывалось множество сортов папируса, различавшихся тонкостью листа и художественной отделкой. Папирус высшего качества впоследствии получил название иератического, то есть жреческого. В школах пользовались обрезками или папирусом похуже.
Низшие сорта, шероховатые и грубые, шли на обертку. По сравнению с нашей бумагой папирус хрупок и непрочен. Его нельзя сгибать, сшивать в тетради. Кроме того, это рыхлый, промокаемый материал, поэтому текст обычно писали лишь на одной стороне листа.
Несмотря на все недостатки, папирус получил широкое распространение на Древнем Востоке, в античной Греции и Риме как самый удобный и дешевый по тем временам писчий материал. Папирус верой и правдой служил человеку более четырех тысяч лет. Последним документом, написанным на папирусе, считается папская булла 1022 г. Египтяне писали на папирусе продолговатой камышовой тростинкой со срезанным наискось концом.
Держа такую тростинку под разными углами, можно было выводить по желанию толстые или тонкие линии. Работая, египетский писец держал несколько запасных писчих тростинок за ушами, а в остальное время хранил их в чехле с привязанным к нему мешочком, в котором содержались отдельно друг от друга чернильные порошки, и дощечки палитры с двумя углублениями для разведения в них черного или красного чернильного порошка. Кроме того, писец должен был иметь при себе небольшой кувшинчик с водой, чтобы разводить краски или смывать чернила. Сохранилось много рисунков, изображающих письменные принадлежности, с описаниями, как ими пользоваться.
Этот обычай удержался в практике переписчиков до конца средневековья. Черные чернила в Египте приготовляли из сажи и липкой кровяной сыворотки а не гуммиарабика, как иногда утверждают. Для получения красных чернил кровяную сыворотку смешивали с красным мелом. Египетские писцы были настоящими художниками.
Иногда текст был украшен тщательно вырисованными иллюстрациями.
Египтянин мог постичь эту божественную премудрость лишь путем долгого и упорного обучения. В эпоху Раннего царства школы существовали в Египте, по-видимому, лишь при дворе фараонов. Впоследствии стали создавать их и при государственных учреждениях например, при казначействе , а также при храмах. Будущего писца начинали обучать с пяти лет. Полный курс занимал двенадцать лет. Дети знатных родителей, еще не закончив курса, уже получали определенный должностной ранг, хотя соответствующих обязанностей, разумеется, не выполняли. По окончании школы они, как правило, оставались чиновниками того учреждения, при котором обучались, и должны были уметь свободно читать и правильно, красиво выводить не только общеупотребительные в делопроизводстве иератические и демотические знаки, но и гораздо более сложные по рисунку иероглифы.
Сначала обучение велось на черепках и деревянных табличках, и лишь затем ученикам доверяли более дорогой материал - папирус. В государствах древней Месопотамии училища обычно создавались при храмах. Об этом не сохранилось ясных свидетельств, но трудно иначе объяснить, откуда взялось в Месопотамии значительное количество женщин-писцов факт совершенно невозможный, например, в Египте 430 ,663. Учителями в школах Междуречья были жрецы; кстати, в клинописи понятиям «жрец» и «писец» соответствует один и тот же знак 84 ,6-7. Овладение сотнями клинописных знаков, многие из которых имели по нескольку значений, требовало огромных усилий. Хотя в Месопотамии, как и в Египте, школа в основном готовила чиновников и жрецов для рабовладельческого государства, ее общая культурная и историческая роль была значительно большей. Одновременно она готовила и первых создателей и читателей книг. Поистине всемирно исторической заслугой культуры Древнего Востока было то, что она подарила человечеству первые книги.
Конечно, по материалу, из которого они были изготовлены, и оформлению они ничем не напоминают привычную нам современную книгу, так что назвать их книгами можно лишь условно. Первые памятники письменности были высечены на крутых скалах или на обтесанных каменных монументах. Такой способ запечатления и увековечения мысли возник еще в доисторические времена, но сохранялся он долго, даже в ту пору, когда уже были изобретены другие материалы для письма, гораздо более удобные, чем камень. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи 1792-1750 г. Гротефенду 1775-1853 и Г. Роулинсону 1810-1895 в расшифровке клинописи. На территориях, где некогда процветали государства Древнего Востока, сохранились сотни подобных «каменных книг», «написанных» на обелисках и захоронениях, на стенах храмов и царских дворцов в честь богов и фараонов. Подобные памятники письменности получили название эпиграфических.
Внимательное их изучение и расшифровка позволили узнать много нового, исправить ряд наивных догадок, решить немало проблем древней истории. Однако в истории культуры и письменности «каменные книги» все же не занимают столь важного места, как книги настоящие, появившиеся впервые 5-6 тысяч лет назад. Какими же были они? Как выглядели, кем и для кого были написаны, о чем повествовали? Какую социальную и культурную роль играли? Внешний вид книги, как и любой другой вещи, зависит прежде всего от материала, из которого она изготовляется. В Египте в эпоху Раннего Царства для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус.
А среди даров великой реки особое место занимал папирус. Берега Нила были густо покрыты этим тростниковым растением трехметровой высоты. Процесс изготовления писчего материала из папируса подробно описан римским ученым Плинием Старшим в его «Естественной истории». Стебель папируса зачастую толщиной в руку ножом или иглой нарезали вдоль широкими полосками и укладывали на смоченную илистой нильской водой наклонную доску. Вода стекала, а липкий ил иногда его заменяли специальным клеем скреплял полоски между собой. Затем накладывали поперек еще один такой же ряд полосок, чтобы они плотнее прилегали одна к другой, их сильно отбивали молотком. В конце концов получалось нечто вроде ткани из расположенных крест-накрест волокон. Непросохшие папирусные листы прессовали, разглаживали раковиной или слоновым бивнем и выносили на солнце для просушки.
Это и была «бумага» древних египтян, только желтоватого оттенка. Листы нарезали по нужному формату, приклеивали один к другому, а образовавшуюся таким образом длинную полосу папируса сворачивали в рулон свиток. При частом употреблении свитка его края в конце концов стирались. Во избежание этого, края укрепляли, наклеивая одну на другую несколько дополнительных полосок папируса. Такой свиток иногда достигал стометровой длины. Видимо, самый длинный из сохранившихся папирусных свитков находится в Британском музее в Лондоне. Это летописный свод времен Рамзеса II. Обычно свиток состоял не более чем из 20 листов, то есть не превышал в длину 8-12 м.
Если этого оказывалось мало, то приклеивали еще столько листов, сколько было необходимо. Папирус был чрезвычайно дорог, его производство приносило большую выгоду и потому было монополизировано фараонами. В Египте насчитывалось множество сортов папируса, различавшихся тонкостью листа и художественной отделкой. Папирус высшего качества впоследствии получил название иератического, то есть жреческого. В школах пользовались обрезками или папирусом похуже. Низшие сорта, шероховатые и грубые, шли на обертку. По сравнению с нашей бумагой папирус хрупок и непрочен.
Папирус в Древнем Египте История папируса Растение папирус Cyperus papyrus имеет важное историческое значение, так как оно служило древним египтянам в качестве сырья, чтобы изготавливать несколько продуктов. Из него изготавливали ткани, коврики и шнуры. Папирус употребляли в пищу, изготавливали лекарства, делали корзины, мебель и даже лодки.
Корень и стебель папируса ели как овощи, а ствол использовали при строительстве дома. Но больше всего он известен тем, что из него делали бумагу для письма. Ведь египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Слово «бумага» является производным от египетского слова «папирус». Где растёт папирус Папирус произрастает по берегам рек. Это водное растение похоже на тростник, его листья также растут из стебля. У папируса прямой, сильный стебель, который растет примерно до 4 метров. В древности папирус был органическим компонентом египетского ландшафта, а в настоящее время путешественник может видеть папирус только в Каирском ботаническом саду. Как делают бумагу из папируса Считается, что делать бумагу из папируса начали еще в 4000 до н. При изготовлении папируса брали только нижнюю часть папируса и разрезали его на несколько тонких полос.
Белая краска в этих случаях оказалась карбонатом кальция, в других — углекислым магнием; красная краска в одних случаях — красной охрой, в других — свинцовым суриком; коричневая — лимонитом одна из форм окиси железа ; желтая — желтой охрой, содержавшей в некоторых случаях сернокислый кальций; зеленая — толченым стеклом и синяя — фриттой. Поскольку трудно ожидать употребления свинцового сурика в Египте до римской эпохи, образец, очевидно, относится к очень позднему времени. Сернокислый кальций, найденный в составе желтой охры, был, по-видимому, естественной примесью, что же касается зеленого толченого стекла, то это, по всей вероятности, была хорошо известная нам искусственная зеленая фритта. В качестве черной краски применялся углерод. Я исследовал девять образцов красящего вещества на палетках; один — белый эпохи Древнего царства, который оказался карбонатом кальция, и восемь — XVIII династии: один белый — сернокислый кальций, один ярко-желтый — аурипигмент серный мышьяк , три красных — красная охра и три черных — углерод. Известен только один опубликованный анализ чернил на документах, сделанный Визнером и приведенный им в его работе о райнеровских папирусах из Фаюма, [547] датируемых IX-XIII веками н. Шубарт также упоминает два вида чернил на папирусе141 — черные и коричневые последние относятся к IV веку н.
По определению Крума, черные чернила на коптских остраконах состояли в основном из углерода142. Я исследовал различные образцы черных чернил на документах143. Сюда входит ряд остраконов неизвестной даты; ряд папирусов, относящихся к периоду от римского владычества до IX века н. Использованный для изготовления чернил углерод в большинстве случаев представлял собою сажу, вероятно чаще всего соскобленную с кухонной посуды, но, возможно, иногда и специально приготовленную. Обнаруженный Лори древесный уголь является исключением. Один священник коптской церкви познакомил меня со способом добывания углерода для изготовления чернил, применяющихся для написания священных текстов. Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевернутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан.
Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила. Hayes, Bull. II—III, 239, 240. Schubart, Einfuhrang in die Papyruskunde, 1918, p. Сrum, Coptic Ostraca, p.
12.3. Египетское письмо
Медицина: одним из величайших достижений египетской медицины было открытие кровообращения и понимание важности сердца в этом процессе. Врачи в Древнем Египте специализировались в разных областях. Кто-то занимался лечением желудка, кто-то — глаз, кто-то — зубов и так далее. В Древнем Египте был достигнут значительный уровень хирургии, о чем свидетельствуют найденные археологами хирургические инструменты в гробницах. Самыми образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. Каждый храм имел свою библиотеку, где хранились и переписывались свитки.
Древнеегипетская школа В древнеегипетских школах могли учиться только мальчики, а девочкам в основном предоставлялось домашнее образование. Школы находились при храмах и дети из знатных семей могли посещать их с шести-семилетнего возраста. Учеников обучали жрецы. Сначала дети учились писать на глиняных табличках, а затем им выдавали старые папирусы, на которых перед нанесением иероглифов необходимо было очистить материал от предыдущих надписей. Новые папирусы выдавались только самым лучшим ученикам.
Помимо навыков чтения и письма, будущие писцы и чиновники должны были изучить множество специальных предметов — историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительство. Заключение Письменность и знания Древнего Египта представляют собой неотъемлемую часть мировой культуры и истории.
Некоторые из них приводятся в первом рисунке. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняют рис. В данном разделе излишне, на наш взгляд говорить о папирусе, т.
Месопотамия клинопись Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем, ее значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело в том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык на один из его диалектов. Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались божественными символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому, независимо от его этнического и социального происхождения.
Кроме того, от оригинальных египетских пигментов отказались в пользу греческих чернил на основе свинца. Принятие греко-римских письменных принадлежностей оказало влияние на египетский почерк, так как иератические знаки стали более широко расположенными, с более круглыми росчерками и с большей угловой точностью пешкомвисторию, древнееписьмо, древнийегипет.
Люди, владевшие этой землей, воспринимались как состоятельные и зарабатывали деньги, сдавая участки в аренду. В Египте сохранились древние манускрипты, на которых рассказывалось, что жительница Александрии обладала одной из самых больших ферм, сдавала ее арендаторам, которые платили ей ренту, а также приносили в дополнение пучки урожая. Папирусы в современности Удивительно, но огромное количество папирусов сохранилось до наших дней, несмотря на их хрупкий внешний вид. Сухой и жаркий климат, скорее всего, способствовал их сохранению. Исследователям также повезло, что древние египтяне помещали их в гробницы, так как это обеспечивало идеальные условия для сохранения свитков. Папирус Ани — это известный документ древнеегипетского периода, возникший примерно в 1200-ом г до н. Он стал знаменитым благодаря не только своему содержанию, но и иллюстрациям.
Подобные варианты текста с сопутствующими визуальными изображениями впервые изобрели в 15 веке до н. Папирус Ани состоит из гимнов и религиозных писаний, призванных помочь усопшим в путешествии по загробному миру и обеспечить их безопасность. Эти сопроводительные тексты были начертаны не только на папирусе, но и на стенах и потолках гробниц. В древнеегипетские времена эти письмена называли «Изречениями выхода в день», а «Книгой мертвых» их стали величать, когда их начали находить рядом с мумиями. Папирус Эдвина Смита — самый старый и значимый медицинский документ, сохранившийся до наших дней. Свиток был найден археологом по имени Edwin Smith, в честь которого в итоге и была названа запись. Эксперты предполагают, что свиток был создан около тысяча пятисотого года до нашей эры. Свиток содержит описание сорока восьми травматических повреждений и способы их определения и лечения. В дополнение к магическим подходам, таким как заклинания, документ описывает очень полезные медицинские процедуры, такие как зашивание ран, контроль кровотечения и борьба с инфекциями. Похожие записи:.
«Тайная мудрость Египта. Письменность древних Египтян»
Кроме камня, керамических остраконов и папируса писали на дереве, слоновой кости и гипсе К римскому периоду традиционная египетская тростниковая ручка была заменена распространённой в греко-римском мире — более короткой, толстой тростниковой ручкой с расщеплённым кончиком. Кроме того, от оригинальных египетских пигментов отказались в пользу греческих чернил на основе свинца. Принятие греко-римских письменных принадлежностей оказало влияние на египетский почерк, так как иератические знаки стали более широко расположенными, с более круглыми росчерками и с большей угловой точностью пешкомвисторию, древнееписьмо, древнийегипет.
Иероглифы это знаки древнеегипетского алфавита. Каждый иероглиф обозначал либо целое слово — название предмета или понятия, — либо отдельный звук в слове. Многие иероглифы представляют собой довольно сложные картинки. Лишь немногие дети ходили в школу. Некоторые мальчики учились на писцов. Им приходилось учить больше семисот иероглифов. Для обозначения чисел тоже были свои иероглифы.
Все эти письменные свидетельства открыли дорогу к расшифровке письменных текстов, выполненных примерно во II—III тыс. Предметом и орудием письма служили камень и каменные резцы. На каменной стеле, хранящейся в Лувре, сохранились тексты законов Хаммурапи, а также египетский земельный кадастр, служащий для сбора налогов с населения страны. На стенах гробниц можно прочитать послания к потомкам и получить информацию о перезахоронении фараонов. Многие послания, сохранившиеся в гробницах, содержат воздаяния праведникам и наказания грешникам. Появление письменности в Древнем Египте не могло обойтись без армии чиновников, где основную роль играли писцы скрибы. Писцы, представляющие элиту общества в сфере умственного труда, были в привилегированном положении по сравнению с другими жителями страны.
Они занимали места на всех ступенях бюрократической лестницы. В одном древнейшем папирусе записано: «Нет должности без подчинения, писец руководит другими». Высокое положение писца подтверждалось фактом освобождения его от уплаты налогов и податей. Обязанности писцов сильно отличались от более поздних представлений о них, как о технических исполнителях. Например, кроме сбора налогов, писцы ведали казной и расходованием средств, при проведении строительных работ: прокладке каналов, строительстве пирамид и храмов, подготовке празднеств. Свидетельства о жизни писцов сохранились в древнейших поучениях своим ученикам, причем эти поучения не затрагивали духовного формирования их подопечных, а говорили о тех преимуществах и материальных благах, которые давала должность писца. Должность писца не передавалась по наследству, ее мог занимать человек из народа, подтверждением этому служит манускрипт «Поучение Ани».
Некоторые фараоны умели читать и писать, и в этом случае он не гнушался должности писца, а в одном из старых текстов назван «Писцом божьих книг». В Древнем Египте писцами чаше называли не только переписчика и составителя текстов, но и вообще всякого образованного человека. Не случайно в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и в парижском Лувре сохранились скульптуры писцов, сидящих на полу, скрестив ноги, с глиняными табличками или папирусом в руках. Древние египтяне относились к профессии писца с большим почтением, сохранился иероглиф, обозначающий письменные принадлежности. Древние египтяне считали, что каждому человеку после смерти дарована вечная жизнь только благодаря магическим заклинаниям, совершаемым жрецами над усопшими. Эти магические заклинания записывались на стенах погребальных камер фараонов, а впоследствии и на саркофагах или на папирусах, из которых состоит величайший памятник древнеегипетской письменности, прекрасно сохранившийся погребальный папирус — «Книга мертвых», хранящаяся в Григорианском египетском музее Ватикана.
Магические заклинания иногда записывали на дощечках, которые помещали в саркофаги, предназначенные для захоронения менее важных лиц. Высокий уровень культуры древнего Египта подтверждается, условно говор,я образовательной системой, когда от старшего к младшему, от учителя к ученику от начальника к подчиненному передавались различного рода поучения. Учителями в школах были писцы, которые обучали навыкам профессиональной работы. В то же время существовали так называемые ведомственные школы, создаваемые управленческими структурами. Начальное образование включало знание письма, математики, географии и некоторых прикладных предметов.
Иероглифика древнего Египта. Египетская письменность древнеегипетские. Древняя письменность древнего Египта. В Египте иероглифическая система письма. Культура древнего Египта письменность.
Литература древнего Египта. Первые книги в Египте. Книги и письмо в Египте папирусные свитки. Письменность и литература древнего Египта. Загадочные письмена древнего Египта. Древнеегипетская письменность. Египетская клинопись. Письмена древнего Египта. Иероглифы древнего Египта Священные письмена. Письменность Египта иероглифика.
Древние египтяне и письмо. Письмо на древнем египетском. Открытие письменности древнего Египта. Знания древних египтян. Египетская письменность древнеегипетские иероглифы. Древний Египет виды письменности иероглифика. Иероглифическая древнего Египта. Иероглифический алфавит древнего Египта. Письменность древнего Востока. Древнее письмо.
Письменность древних египтян. Письменность древнего Египта 5 класс. Письмена древних египтян. Письменность древнего Египта презентация. Демотическая письменность древнего Египта. Демотическое письмо в древнем Египте. Клинопись Египта. Письменность древнего царства Египта. История письменности древнего Египта. Письменность древнего Египта доклад.
Иероглифическая древнего Египта в гробницах. Иератика древнего Египта. Иератическая письменность древнего Египта. Египетская письменность иератика. Клинопись вид письма в древнем Египте. Древние знаки египетского письма. Письменные знаки древних египтян. Таблички древнего Египта.
Письменность и знания Древнего Египта
Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. Древний Египет оставил нам еще одно замечательное открытие — изобретение папируса, который служил прекрасным материалом для письма. Считается, что папирус, как материал для письма, изобретен в эпоху Среднего царства, «поскольку более древние свитки чрезвычайно редки» ([125], стр. 51). Иератическое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий.
На чем писали в Древнем Египте?
- Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса?
- Древне-египетская письменность
- Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»
- Содержание статьи
- История письменности Древнего Египта
- Способы письма
Эволюция материалов для письма
Материалы и принадлежности для письма — Студопедия | Ещё в IX-X вв. египтянин Аль-Нун и иракец Ибн Вахшия частично преуспели в расшифровке древнего письма. |
Распространение письменности из Древнего Египта | Именно египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Папирус в древнем Египте различался по качеству. |
Загадки письменности Древнего Египта | Способ письма древних египтян Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные. |
Глава 11 Египетские иероглифы
Например, бумага по-английски — the paper, по-немецки — das papier, по-французски — le papier. Во II веке до н. Его получали из обработанной специальным образом кожи молодых животных: ягнят, телят, козлят. По сравнению с папирусом пергамент оказался более прочным, долговечным и эластичным материалом. На пергаменте было легче писать, текст можно было смыть и нанести новый, причем с обеих сторон. В тоже время он был сложным в изготовлении и дорогим материалом. Для производства пергаменты шкуры животных вымачивали в воде, затем с помощью ножей удаляли остатки мяса и опять вымачивали, добавляя золу. Потом специальным инструментом срезали шерсть. После этого шкуры сушили, разглаживали, а также натирали мелом и полировали. В итоге должна была получиться чистая, ровная и тонкая кожа, имеющая желтоватый оттенок.
Около 1279-1213 гг. Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков. Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы. Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками. Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались. Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000. Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г. Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида. Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим.
Большее место среди сохранившихся произведений литературы занимают религиозные сочинения, главными из которых являются три значительных сборника, известные в современной науке как «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов» и «Книга мертвых». Они состоят из множества магических изречений, с помощью которых царю облегчали путешествие в загробный мир и жизнь в нем. Происхождение «Текстов пирамид» восходит к началу Древнего царства, а частично и к доисторическому периоду, но первые копии, найденные в наши дни, появляются лишь в подземных погребальных камерах пирамид Пятой и Шестой династий. В период Нового царства к этим сборникам добавился еще один вид заупокойной литературы, в котором с помощью надписей и изображений пересказывались древние представления о ночном путешествии солнечного бога по загробному миру. К этой группе текстов принадлежит «Книга о том, что в загробном мире» в науке обычно называемая «Амдуат» , о которой уже упоминалось гл. Кроме того, в тот период были созданы бесчисленные гимны в честь разных богов. Произведения так называемой «изящной литературы», особенно фантастические истории и народные сказки, которые в простой манере рассказывают о всевозможных чудесных приключениях, переносят нас в особую сферу жизни. Например, мы можем прочесть о великих чародеях, показывавших свое искусство в правление Хуфу и даже раньше, или о двух братьях, живших вместе, в гармонии друг с другом, пока их не разлучило предательство жены старшего из них, и о приключениях, которые произошли с ними после этого. Другая сказка, во многом напоминающая историю Синдбада-морехода в сказках «Тысячи и одной ночи», повествует о моряке, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном на берег пустынного острова, где жил огромный змей, называвший себя «владыкой Пунта». В других сказках простой народный дух уступает место более высокопарному и искусственному тону, который, должно быть, нравился образованному египтянину прошлого не меньше, чем современному арабу. В таком «изящном» стиле написан широко распространенный рассказ египетского вельможи, который по какой-то непонятной причине с восшествием на престол Сенусерта I был вынужден бежать в Сирию и оставаться там среди кочевников многие годы, пока в конце концов в старости его не призвали назад ко двору фараона. То, что военные подвиги египетских войск в Сирии оказали влияние на появление новых историй, уже продемонстрировало предание о взятии Яффы военачальником Джехути см. Во всех этих рассказах господствует радость, которую египтянин находил во всем необычном и чудесном. Подобно своим современным потомкам, больше всего древний египтянин любил после тяжелого дневного труда послушать из уст словоохотливого рассказчика эти истории об удивительном мире, лежащем за границами его родины. К сожалению, до нас дошло немного песен нерелигиозного содержания, и они очень разного качества. Хвалебные стихи в честь царей, подобно гимнам богам, изобилуют высокопарными и напыщенными фразами. Однако некоторые из них достигают определенной возвышенности поэтического вдохновения и характеризуются частыми эффектными метафорами. Для цитирования вполне подходит строфа из гимна Сенусерту III: Сколь велик владыка для города его: Он один есть миллион, а другие люди суть малое количество. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с дамбой, что сдерживает воды во время наводнения. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с прохладным жилищем, что приглашает человека поспать до наступления дня. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с валом, что защищает робкого от врага его. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с тенью, что прохладнее, чем прохладное место в летний зной. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с теплым сухим углом в зимнее время. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с горой, что отклоняет бурю, когда небо гневается. Сколь велик владыка для города его: Он сходен с Сехмет, когда сталкивается с врагами, что посягают на его границу. До нас дошло и несколько сборников очаровательных любовных песен, которые весьма напоминают Песнь песней Соломона. Однако более примечательными, возможно, являются пессимистические поэмы, одну из которых, восхваляющую смерть, можно считать величайшим из сохранившихся примеров египетской лирической поэзии. Смерть в разуме моем сегодня, Словно [время], когда больной обретает здоровье, Как вставание вновь после болезни. Смерть в разуме моем сегодня, Словно благоухание мирры, Как сидение в убежище в ветреный день. Смерть в разуме моем сегодня, Словно аромат цветов лотоса, Как пребывание на краю зарослей. Смерть в разуме моем сегодня, Словно отступление ливня, Как [время], когда мужчины возвращаются домой с войны. Смерть в разуме моем сегодня, Словно прояснение неба, Как [время], когда человек неожиданно постигает то, чего не понимал. Смерть в разуме моем сегодня, Словно стремление человека к дому его, Когда он провел много лет в плену. Египтяне очень любили афористичные стихи. Многочисленные сборники дидактических изречений, похожих на те, что встречаются в Библии, особенно в Книге притчей или апокрифической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, предлагают всевозможные правила мудрого поведения и хорошего воспитания. Одним из самых интересных является «Поучение для жизни и наставление для преуспевания», которое начальник зерна Аменемопе, сын Канахта, составил для своего сына, чтобы «правильно вести его по дорогам жизни». Многие его изречения очень похожи на строки из Книги притчей, и, кажется, напрашивается вывод, что между этими двумя произведениями существовало некое словесное родство. Для подтверждения этого сходства достаточно единственного примера. С дидактическими сочинениями тесно связан другой примечательный вид египетской литературы, в котором излагаются размышления и жалобы на бедствия, царящие в мире, и зло, творимое людьми. Автор часто высказывает пессимистическую точку зрения относительно шансов на будущее исправление этого положения. Однако иногда он пророчески предсказывает более приятное будущее на земле или в загробном мире после смерти, которая в конце концов придет, чтобы освободить человечество от бремени страданий. Все эти виды поэзии отличаются от обычной повествовательной прозы выбором языка. В большинстве из них также господствует особая стихотворная форма, сопровождаемая определенным ритмом, и тот самый параллелизм членов, который является характерной чертой еврейской поэзии. Мысль, высказываемая в одной строфе, повторяется во второй, часто в несколько расширенной и приукрашенной форме, и, возможно, также в третьей. Эту характерную особенность египетской поэзии хорошо показывает древнее восхваление царя: Хвалы тебе, кто защищает землю и расширяет ее границы, Кто побеждает чужие страны своей короной и обнимает Обе Земли руками своими; Кто убивает врагов своих без единого удара топора и выпускает стрелу, не натягивая [тетивы] лука. Мощь его поразила кочевников в стране, и страх перед ним уничтожил Девять Луков. Египтяне славятся и своей наукой. То, что открыли дошедшие до нас их научные труды, во многом опровергает древних авторов панегириков.
Эти значки ставились после того слова, которое они поясняют рис. В данном разделе излишне, на наш взгляд говорить о папирусе, т. Месопотамия клинопись Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем, ее значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело в том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык на один из его диалектов. Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались божественными символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому, независимо от его этнического и социального происхождения. Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички — таблетки.
Когда появился папирус и что это такое, из чего его делали в Древнем Египте
Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? | Зарождение письма в Египте связано с такими явлениями, как появление религии, необходимости записывать накопленные знания. |
Древнеегипетская письменность | В Древнем Египте надписи, повествующие о богах и их земных наместниках-фараонах, высекали на камне торжественным и художественным по форме иероглифическим письмом. |
Всеобщая история | У древних египтян не было алфавита, поэтому информацию они записывали иероглифами. |
Письменность в Древнем Египте | По представлениям древних египтян письмо находилось под особым покровительством бога Тота, также в египетской религии существовала богиня письма — Сешат. |
Всеобщая история
Ответы : Нужна помощь! Как изготавливали папирус в древнем Египте? египет | Египетское письмо во всех его разновидностях (иероглифика, иератика и демотика) отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. |
Бумага. Письменные носители до появления бумаги: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров | Главная страница» Видео» Древний Египет» Материал для письма в Древнем Египте. |
Древние египтяне и письменность | Именно египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Папирус в древнем Египте различался по качеству. |
Всеобщая история | Иероглифическое письмо древнего Египта. Египетское письмо древний Египет. Виды письма в древнем Египте. |
Древнеегипетская письменность на сайте Игоря Гаршина. Мероитский алфавит | Древние египтяне еще не умели изготавливать бумаги, в связи с чем, для письма они использовали пальмовые листья, кору деревьев, глиняные таблички, папирус. |
Письменность и знания древних египтян
Папирус использовался, в частности, в Древнем Египте, в связи с изобилием растения под названием Cyperus papyrus, которое росло возле берегов Нила. Древние египтяне использовали несколько различных материалов для написания своих текстов и записей. Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус.
Египетский папирус
Письмо древнего Египта. Письмо древних египтян. Иероглифическая письменность Египта. Египет система письма. Виды письменности в древнем Египте. Доклад по письменности Египта 5 класс. Системы письма в древнем Египте.
Письменность древнего Египта была. Египетская система письма. Достижения письменности. Древние египетские письма. Египетское письмо древний Египет. Виды письма в древнем Египте.
Иероглифика древнего Египта. Египетская письменность древнеегипетские. Древняя письменность древнего Египта. В Египте иероглифическая система письма. Культура древнего Египта письменность. Литература древнего Египта.
Первые книги в Египте. Книги и письмо в Египте папирусные свитки. Письменность и литература древнего Египта. Загадочные письмена древнего Египта. Древнеегипетская письменность. Египетская клинопись.
Письмена древнего Египта. Иероглифы древнего Египта Священные письмена. Письменность Египта иероглифика. Древние египтяне и письмо. Письмо на древнем египетском. Открытие письменности древнего Египта.
Знания древних египтян. Египетская письменность древнеегипетские иероглифы. Древний Египет виды письменности иероглифика. Иероглифическая древнего Египта. Иероглифический алфавит древнего Египта. Письменность древнего Востока.
Древнее письмо. Письменность древних египтян. Письменность древнего Египта 5 класс. Письмена древних египтян. Письменность древнего Египта презентация. Демотическая письменность древнего Египта.
Разработан и переведён А. Прекрасно сохранившиеся 20 столбцов тщательного каллиграфического письма эпохи гиксосов содержат десять гимнов, произносившихся в храме бога Себека в файюмском Крокодилополе при возложении на бога его царских диадем. Таким образом, и это —храмовой текст, возвеличивающий местное божество превыше всего и прославляющий его как владыку богов и людей, но не в богословском трактате, а в литургических песнопениях, и притом магического характера. Это тоже магический сборник, подобно «Текстам пирамид», но имеющий объектом бога — он должен сообщить царским диадемам бога магическую силу для власти над вселенной.
Священная змея, охраняющая солнце, стоит и на челе его земного подобия — фараона, сжигая пламенем его врагов. Она раздваивается, уподобляясь двум очам Гора и отождествляясь с богинями двух половин Египта и сообщая божественность диадемам, на которых помещена. Божественность вызвала гимны, и они имеют в виду диадемы бога солнца, царские диадемы, затем диадемы других богов-покровителей местных центров, к числу коих относится и Себек, от жреца которого случайно дошёл до нас папирус. Из десяти входящих в его состав текстов один назван «Изречением при возложении двойной диадемы», остальные — «Утренними словословиями».
Что всё это перенесено на Себека из царского коронационного ритуала, ясно из целого ряда мест, где упоминаются земные враги и иностранцы, победы над которыми главным образом интересовали земного царя: в некоторых текстах в подобных местах, не всегда кстати упоминание их заменено упоминанием богов, подчинившихся Себеку. Наконец, у нас есть и прямое указание: один из вельмож царицы Хатшепсут — Хапусенеб в своей надписи использовал один из этих гимнов, обращаясь в нём к богине войны Сехмет с просьбой защитить царицу от тех, кто её ненавидит. Несколько гимнов начинаются весьма частым в египетских текстах утренним приветствием: «Да пробудишься ты в мире, да будет твоё пробуждение в мире! Как эти обращения так и остальной текст обнаруживают признаки того что он произносился нараспев, как и «Тексты пирамид», ритуальным речитативом — строй их не был метрическим стихотворным в нашем смысле, но рассчитан на повышение и понижение голоса.
Некоторые из гимнов почти целиком состоят из этих утренних трёхчленных приветствий, в которых каждый раз богиня диадем называется различными именами: из 21-ой строфы третьего гимна 16-ть представляют эти приветствия, и только конец относится к Себеку, заключаясь снова обращением к богине: защити Себека от всякого зла. Подобные гимны дошли до нас и в ритуалах другим богам, например Амону и Мут фиванским. Ввиду большой близости, почти тождества не только этих ритуалов, но и абидосских можно предположить, что они сложились уже очень давно и что только гимны отличают их друг от друга. Церемониально-магическая часть, состоящая из возгласов жрецов при совершении бесчисленного количества ритуальных действий при ежедневном служении статуе бога, обнаруживает несомненные признаки глубокой древности и стоит в связи с заупокойным ритуалом «Текстов пирамид», восходящим к доисторическому времени и сохранившимся, конечно, в развитии, до конца египетской культуры.
Инструменты церемонии «Отверстия рта» найдены в неолитических гробницах. Чудесное рождение царя Из царского дворца дошёл до нас ещё один продукт происшедшего при V династии переворота в сторону религии Ра и обожествления фараонов, как его сыновей. На стенах храмов XVIII династии, а затем в Птолемеевскую эпоху встречается галерея изображений, сопровождаемых текстом и представляющих древнюю композицию, составленную, вероятно, для царей V династии и потом в стереотипной форме передававшуюся официально из поколения в поколение. Верховное солнечное божество, сначала Ра, потом Амон, является непосредственным виновником появления на свет царя, который, таким образом, делается его сыном уже не через ряд поколений, а физически.
В длинной надписи Рамсеса II, посвящённой богу Птаху, последний приписывает эту роль себе. Представляется совет богов, которому бог солнца докладывает о своём намерении дать жизнь новому царю вселенной, затем он совещается об этом с Тотом, потом является к царице подвидом её супруга и соединяется с ней; беседа его с ней построена так, что из неё может быть вычитано будущее имя зачинаемого. Бог Хнум по просьбе Амона или Ра образует младенца и его Ка, богиня творения Хекет осеняет их символами жизни. Тот является к царице и предвещает ей рождение сына, потом описывается само рождение, представление новорождённого богу солнца, совещание последнего с Хатор о вскармливании и само вскармливание младенца, новое совещание Амона с Тотом относительно будущности новорождённого; участие в судьбе последнего Хнума, Анубиса и супруги Тота музы Сефхетабуи.
Этой официальной драматической поэмой в ряде картин особенно охотно пользовались те, права которых на престол оспаривались, как, например, Хатшепсут, поместившая её на стенах Дейр-эль-Бахри, причём был изменён в тексте грамматический род, чего не было сделано на изображении: новорождённая представлена мальчиком. Древнейшая летопись Египетская государственность сложилась уже при первых династиях, для её потребностей должно было развиться письмо уже в архаическую эпоху. Первый крупный памятник исторического характера — иераконпольская пластинка Нармера имеет на себе изображение царского секретаря с письменным прибором, но на ней, как и на довольно многочисленных её преемниках? Развившись в канцеляриях и казначействах для фискальных потребностей уже при II династии каждые два года обязательно производился ценз , письмо щедро на цифры и обозначение собственных имён и крайне скупо на сам текст; очевидно, для современников этой эпохи писать было так же трудно, как для нас разбирать эти архаические знаки.
Письмо не бралось ещё за такие сложные задачи, как помещение на стенах царских гробниц больших текстов или составление исторических надписей и документов. Даже в конце II династии царь Хасехем, увековечивший свои победы над Севером на своих статуях, каменных плитах и сосудах, весьма экономно употребляет знаки письма и не скупится только на цифры убитых и пленённых врагов. Даже в знаменитых храмах бога солнца V династии изображения первенствуют над текстами, которые ещё имеют лишь пояснительный характер. И в надписях от имени царей на Синайских утёсах, и в рудниках Хаммамата, в пустыне Этбай у Эль-Каба, и т.
Такие пометки, накапливаясь из рода в род в связи с материалом канцелярий, могли послужить для составления текстов, приближающихся к летописям. Возможность получить в распоряжение науки египетскую летопись за продолжительный период времени долго казалась невероятной при том представлении о неспособности египтян к историографии, которое господствует в науке и, несомненно, имеет основание. Что же касается хроники первых династий, то сама мысль о ней ещё лет 20 тому назад была невозможна, хотя в одном из «Текстов пирамид» о покойном Пиопи говорится, что он «помещает свои анналы у людей, любовь свою — у богов». И вот в 1902 г.
Шефер признал за обломок таких анналов кусок камня, хранившийся с 1877 г. Этот обломок представляет приблизительно большой плиты около сажени длиной и фута в два шириной, выставленной, очевидно, где-либо в общественном месте, может быть, в Гелиопольском храме для справок. Полный текст на обеих сторонах камня заключал в себе перечень лет всех царей первых пяти династий, кончая Ниусерра. Додинастические цари, может быть, начиная с богов и кончая «служителями Гора», были перечислены в самом начале; от них сохранилось только семь имён царей Нижнего Египта.
В шести продольных полосах спереди и пяти сзади каждому году было отведено пространство, заполненное упоминанием о главных событиях его, особенно о том, которое сообщило ему официальное имя, а также о высоте Нила в локтях и их частях. Чем ближе автор подходит к своему времени, тем обильнее его материал, тем живее его интерес; более обстоятельным он становится, начиная с царя Снофру, особенно же полны его сведения о V династии, и места, отведённые текстам, соответствующим каждому году этой династии, раз в 10 больше, чему первых трёх династий, а по стилю эти части напоминают царские надписи; возможно, что последние служили для них источником. Итак, у египтян, как и у других народов, были летописи, и притом уходившие в глубокую древность. И как отразились на этом древнем памятнике особенности эпох, известные нам из других источников!
Несмотря на краткость и даже скудость текста, мы узнаём и воинственное время Снофру, и благочестивую, ушедшую в культ Ра V династию, и смуты в конце IV; слышим о сношениях Египта с Синаем, Ливаном и Пунтом. И здесь более обстоятельные сведения начинаются со времени Снофру, который и для последующих эпох был первым живым образом. Но и более древнее время тогда ещё не было областью легенд и домыслов — сравнительно точные сведения шли даже за пределы объединения Египта, и цари были известны ещё под теми именами, какие теперь прочтены на современных им памятниках, а не в той искажённой форме, какую они получили на списках времён Нового царства и у Манефона. Поучительны выводы хронологического характера, сделанные Эд.
Мейером на основании реконструкции камня. Получается полное совпадение с Туринским царским папирусом: в обоих случаях на первые три династии приходится ок. Очевидно, Туринский папирус исходил от подобного рода памятников, среди которых дошедший до нас случайно обломок был одним из первых. С внешней стороны Палермский камень написан уже красивыми обычного типа иероглифами, хотя сохраняет ещё архаичную орфографию и отчасти архаичное размещение знаков.
Надписи вельмож Параллельно официальным текстам развивались и частные. И здесь прежде всего явилась потребность изобразить фонетически имя на надгробной плите для обеспечения бессмертия. До нас дошло достаточное количество этих предметов с различными степенями попыток применять письмо для надобности египетских вельмож, хоронившихся вокруг гробницы своего повелителя. Ко времени III династии к имени умершего присоединяются его титулы и должности, а затем всё более и более удлинявшийся список приносимых ему жертвенных даров, которые, будучи увековечены на письме, путём магии могли превращаться за гробом в действительные.
Появляется так называемая жертвенная формула, или проскинема, делающая возможным пользование этими дарами в тысячах и указывающая на получение их от Анубиса и Осириса через царя, единственного хозяина страны и посредника между богами и людьми. Эта формула «жертвенные дары, которые даёт царь» дожила до христианского времени, конечно, как фикция, и ею нередко начинались большие литературные тексты заупокойного или автобиографического содержания. Формула эта писалась первоначально на подобии двери, помещавшейся на восточной стене массивной гробницы, где покойный сообщался с миром и где справлялся его культ. Мало-помалу подобие двери расширилось в нишу, а из ниши образовались коридор и залы, и гробница превратилась в поминальный дворец, стены которого покрылись барельефами, переносившими погребённого в его земную обстановку и снабжённые пояснительными надписями.
Заупокойная формула иногда расширяется, содержит, кроме просьбы о получении яств и даров, пожелание, чтобы «почтенный своим господином и любимый своим богом» ходил «по прекрасным путям, по которым ходят достойные». Перечни должностей и титулов начинают уже с III династии принимать форму если ещё не биографий, то формулярных списков или перечислений в хронологическом порядке некоторых обстоятельств жизни, если они имели отношение к придворной жизни или карьере, и царских пожалований. Самым древним текстом такого рода является надпись вельможи Метена, хранящаяся в Берлинском музее. При V династии надписи принимают несколько иной вид.
Их литературная форма делается более обработанной, содержание нередко касается одного эпизода из жизни погребённого, особенно царской милости, выразившейся в том, что фараон берёт на себя погребение любимого вельможи и жалует ему за заслуги материал для гробницы. Рассказываются все обстоятельства дела, приводятся подлинные слова царя, иногда даже царские письма, «написанные собственными перстами» например, в надписи Сноджемиба, архитектора царя Дедкара, к сожалению, текст сильно повреждён; в одном письме говорится об одобренном царём плане искусственного озера , а также ответы на них, высказываются слова благодарности благодетелю. В гробнице Уашптаха, судьи и главного архитектора царя V династии Нефериркара, сохранился, хотя и в сильно повреждённом виде, даже целый драматический рассказ о внезапной смерти этого верного слуги царя в его присутствии, когда он, осматривая постройки, стал хвалить его и заметил, что он уже не слышит похвал... Когда это заметили царевичи и придворные, «величайший страх проник в их сердца».
Были поставлены на ноги жрецы и врачи, послали за врачебными писаниями, но всё было напрасно... Затем он распорядился устроить его похороны за свой счёт и поручил озаботиться этим старшему сыну его Мернутернесути, который и рассказал нам эту историю и, может быть, был автором этого живого повествования, иллюстрированного не менее замечательным в художественном отношении барельефом, изображающим внезапную кончину. Получение гробницы от царя было не только почётным отличием — оно делало бесспорными права на неё, и вельможи постоянно подчёркивают, что она — их законная собственность, что они не нарушали чужих прав её сооружением и что, в свою очередь, будут преследовать перед великим богом посягающих на их «сень». Один из первых вельмож царя Асесы, главный архитектор его Камтенент, рассказывает в своей, к сожалению, дошедшей в жалких обломках надписи, о своих сухопутных и нильских экспедициях для доставления материала для царских сооружений.
Во время одной из таких экспедиций его застигла на реке буря, которая была описана в тексте. Итак, тексты гробниц египетских вельмож ко времени V династии далеко ушли в литературном отношении. Разнообразие формы в них идёт рука об руку с внешним изяществом и внутренней содержательностью, благородный тон — с нравственным элементом и теплотой религиозного чувства. Но мастабы дают нам иногда и то, чего от них нельзя было ожидать: на их стенах мы встречаем изображение арфистов и певцов, что указывает на существование лирики, а вельможи увековечивали здесь и важные документы, переводя их с хрупкого и до нас не сохранившегося папируса на прочный камень.
Мы видели, что Сноджемиб оставил нам текст царских писем. Таким путём и визирь Рашепсес сохранил нам подлинный текст благодарственного письма к нему царя Асесы, который обещает ему исполнить все его желания за то удовольствие, какое доставило ему чтение присланной адресатом рукописи; это первое дошедшее до нас письмо египетского царя. Далее до нас дошло не менее 4-х завещаний, начертанных знатными лицами между прочим, царевича Некаура, сына Хефрена , «делавшими распоряжения, находясь в живых, на обеих ногах и в здравом уме». Завещания эти свидетельствуют о развитости в это время канцелярских форм и юридических, иногда сложных и запутанных, отношений.
Мы уже упоминали о подлинных письмах, приводимых в текстах, а в надписи в гробнице Уашптаха прочли упоминание о врачебных писаниях — несомненное документальное указание на существование в эту эпоху научной литературы, конечно, как и впоследствии, имевшей эмпирический характер. Это было собрание рецептов, происхождение которых нередко возводилось к глубокой древности например, средство для укрепления волос к царице Шеш VI династии и которые сохранились, может быть, в более поздних медицинских сборниках, например папирусе Эберса. Таким образом, даже наш скудный, переживший тысячелетия материал позволяет нам видеть, что уже в эпоху пирамид египетская письменность была вполне развита, что существовала и поэзия, и изящная, и научная, и юридическая литература. Недаром именно эта эпоха дала имена, ставшие классическими для египетских мудрецов, учёных, художников, поэтов: Птаххотеп, Кагемни, Имхотеп, Хардедеф.
Перелом в жизни Египта, первые признаки которого замечаются с конца V династии, выразился в постепенном ослаблении централизации и подъёме местных сил. Царская резиденция пустеет: вокруг пирамид царя строят себе гробницы только придворные да мемфисские жрецы, следующие в своих надписях старым образцам. Остальная многочисленная знать начинает быть тесно связанной с родными областями, которые постепенно превращаются в культурные владения с местными центрами религии, искусства и письменности. Гробницы вельмож появляются на всём протяжении Нильской долины, заключая в себе богатый художественный и литературный материал; надписи и изображения обнаруживают значительный прогресс в смысле изящества и индивидуальности.
Уже одна из гробниц V династии в Дешашеу входа в Файюм дала нам первый в гробнице исторический барельеф, изображающий взятие азиатской крепости и сопровождаемый текстом, к сожалению, плохо сохранившимся. Со времени VI династии надписи автобиографического характера в гробницах вельмож дошли до нас в большом количестве, являясь едва ли не нашим главным источником сведений об этой эпохе. Конечно, это не автобиографии в собственном смысле — едва ли они записывались под диктовку самих своих героев, но они почти всегда редактировались от их имени и уже далеко ушли от формулярных списков древности, обнаруживая развитую литературную форму и перечисляя не только заслуги перед царём и царские пожалования, но и добрые дела по отношению к родному городу и его обитателям. Но и на юге богаты текстами гробницы владетелей Асуана и Элефантины, развивших широкие и интенсивные сношения, главным образом торгового характера, с Суданом.
Целый ряд автобиографических текстов рисует их видную роль в жизни Египта. Так, один из них, Пиопинахт, после перечисления своих титулов, добрых дел и заслуг относительно земляков рассказывает об исполнении по царскому повелению двух экспедиций в Нубию, о походе на азиатских бедуинов с флотом по Красному морю и т. Если эта надпись довольно суха, то длинный текст другого номарха юга — Себни может быть назван обстоятельным литературным рассказом об экспедиции в Нубию его отца Меху, нашедшего там свою смерть эта часть почти не сохранилась , о путешествии Себни для отыскания его тела, об отправлении ко двору сначала донесения об экспедиции, потом образцов её результатов в виде различных изделий из Нубии. Царь принимает погребение Меху на свой счёт; Себни идёт в Мемфис с новыми образцами нубийских товаров, за что получает благодарность, а затем и участок земли около Эль-Каба для гробницы отца 164 , а также поместья на юге и севере.
Рассказ оживляется прямыми речами и цитатами, например из письма фараона. Плохая сохранность лишает нас возможности дать полный перевод этого интересного текста, но в своё время мы сообщили в переводе ещё более обстоятельную надпись другого вельможи Южного Египта — Хирхуфа. По стилю и характеру она подобна ей и также не представляет полной автобиографии, а касается экспедиций в Судан, причём приводит в полном виде письмо юного царя Пиопи II. В 1896 г.
Элефантине были найдены куски папирусов, происходящих, по-видимому, из этого архива местных номархов и, таким образом, параллельных и современных только что указанным надписям. В них встречаются даже те же имена и титулы. Кусочки попали в Берлинский музей, где удалось из них составить, между прочим, два цельных документа. Один из них представляет письмо с жалобой на какую-то несправедливость, воровство и т.
Таким образом, в наших руках оказались впервые подлинные документы от этой отдалённой эпохи, до сих пор делавшиеся нам известными только в копиях на камне, подобно, например, царским письмам или завещаниям в гробницах вельмож. Эти завещания продолжают доходить и от периода VI династии. Так, некий Иду-Сенени на стенах своей гробницы в Каср-эс-Сайаде отказывает землю в пользу своей жены, «ибо она была весьма чтима в его сердце и ничего не говорила против его сердца» и грозит тем, кто отнимет у неё эту землю, «поймать их как дичь» и т. Кроме египетских гробниц оставил нам богатое литературное наследство Абидос, град Осириса, ставший теперь религиозным центром и привлекавший в себя египтян и при жизни, в качестве богомольцев, и после смерти, как соучастников погребения дорогого для них «Благого» Онуриса.
Здесь найдена знаменитая надпись вельможи Уны, государственного мужа VI династии, представляющая как бы его краткие мемуары. Это самый важный исторический текст второй половины Древнего царства; можно сказать, что он заменяет продолжение Палермского камня, непосредственно к нему примыкая в хронологическом отношении, но бесконечно отставая в литературном. Если не считать наивной краткой надписи асуанского Хекаиба, то текст Уны является единственным, который с некоторым правом может быть назван биографией, начинающейся с детства своего героя, обстоятельно рассказывающей о его деяниях и не чуждой элемента поэзии — в ней помещено нечто вроде стихов по поводу успешного похода на жителей Азии; каждый из семи параллельных стихов начинается словами «вернулось это войско благополучно» — приём нередкий в египетской и семитической поэзии, особенно в древнее время — мы ещё встретимся в эпоху Среднего царства с произведениями, в которых строфы составлены подобным же образом. Не родовитый и не связанный с тем или иным номом, но всю жизнь находившийся при дворе и в центре государственной жизни Уна всё-таки избрал место своего упокоения не вблизи царской пирамиды, а по соседству с богом усопших — явление характерное для эпохи идущей быстрыми шагами децентрализации государства и демократизации религии.
Такие схематические картинки сохранялись и в позднейшем письме. Это в основном касалось животного мира: лев, змея, сова или заяц очень узнаваемы. Приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры письменность Древнего Египта стала отходить от примитивных пиктограмм, которые, кроме непосредственных предметов, стали обозначать глаголы или абстрактные понятия, а также звуки. Появились иероглифы — очень схематические рисунки-символы. Так, глаз стал обозначать не только орган зрения, но и возможность видеть, смотреть на что-либо и даже «божественную милость».
Треугольник символизировал холм, гору, но также и пустыню, и зарубежные страны. Изображение сокола передавало звук «а». Такое сложное письмо греки в третьем столетии до нашей эры назвали иероглификой. Отсюда пошел и известный нам термин. Развитие письменности Шли годы, сплетаясь в века.
Иероглифы сначала высекались в камне или наносились краской на стены гробниц. Позже их стали рисовать тростниковыми палочками на папирусе, а для черновиков использовать провощенные или глиняные дощечки. Таким образом, поскольку письменность Древнего Египта развивалась, иероглифы стали видоизменяться. Требовались более простые изображения, чтобы быстро наносить их.
Как такового алфавита в Египте не существовало, а все иероглифы можно разделить на четыре группы: 1. Некоторые из них приводятся в первом рисунке. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняют рис. В данном разделе излишне, на наш взгляд говорить о папирусе, т. Месопотамия клинопись Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем, ее значение для Древнего Востока очень часто недооценивается.
Дело в том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык на один из его диалектов.
Какими были самые ранние алфавиты?
- Загадки письменности Древнего Египта
- Эволюция материалов для письма
- Когда появился папирус и что это такое, из чего его делали в Древнем Египте
- Письмо в египте - 87 фото