Икона Матроны Московской, на которой изображен Иосиф Сталин, будет переписана, при этом ее не будут выносить из тбилисского кафедрального Собора Троицы, РИА Новости, 12.01.2024.
Сталин и Церковь: пять фактов
Поэтому полной поддержки ни Проханов, ни прочие инициаторы канонизации Сталина не получают и получить не могут. Отсюда и необычная по нынешним временам разноголосица на телевидении, где вождя и обличают, и хвалят. Впрочем, единого взгляда на политику Сталина нет и у историков. Взять тот же Голодомор. В начале 1930-х было ясно, что приближается большая война. Советское правительство отбирало хлеб у крестьян, продавало его за границу и создавало на эти деньги промышленную базу, которая позволила произвести достаточно оружия, чтобы выиграть войну. Однако в 1930-е от голода погибли миллионы крестьян. Был ли иной вариант? Ясно только, что если бы Гитлер победил, то тут истребили бы всех.
Кормина, в современной церковной среде наметилась тенденция рассматривать Сталина как «хорошего» православного правителя. Предполагалось, что Сталин, в юности учившийся в православной духовной семинарии, в годы войны обратился к вере, пытался искупить вину «за отступление от Бога» и замолить многочисленные грехи. Однако большинство представителей РПЦ высказались о неоднозначной иконе крайне негативно. Руководитель пресс-службы патриарха московского и всея Руси В. Вигилянский назвал разговоры о сталинской «святости» кощунством и глумлением над жертвами репрессий. Священник напомнил о почти стопроцентном истреблении духовенства во время правления Сталина. Игумена Евстафия обвинили в сектантстве и назвали «церковным экстремистом», напомнив, что изображать какой-либо образ на иконе и почитать его в церкви можно лишь после официальной канонизации. Что уж говорить о Сталине — палаче и убийце, которого никто и не думал причислять к лику святых. Неподтвержденная встреча Один из аргументов противников иконы заключался в том, что факт встречи главы советского государства и святой Матроны не подтвержден. Да, легенда о том, что вождь приезжал к святой, бытует, притом в нескольких версиях, но официальных документов о визите Сталина нет. Конечно, они могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать огласки. По мнению архимандрита Иова Гумерова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту».
Любой, даже монархический режим, должен учитывать настроения масс. Кремль не мог позволить, чтобы колоссальный электоральный ресурс Сталина эксплуатировался лишь коммунистами и экстремистами. А потому "доброе имя" вождя стало постепенно восстанавливаться. Но и тут вышла неувязка. По своему мировоззрению и Владимир Путин и Дмитрий Медведев, несмотря ни на что, остаются либералами-западниками, а потому к тихому возрождению культа личности вождя относятся брезгливо, используя его лишь как электоральный инструмент. Поэтому полной поддержки ни Проханов, ни прочие инициаторы канонизации Сталина не получают и получить не могут. Отсюда и необычная по нынешним временам разноголосица на телевидении, где вождя и обличают, и хвалят. Впрочем, единого взгляда на политику Сталина нет и у историков. Взять тот же Голодомор.
К тому же эта икона была подарена Грузинской православной церкви пророссийской политической партией «Альянс патриотов России». Интересно, что образ Сталина представлен только в одном из 18 сюжетов, изображенных на иконе. А обнаружили его, как сообщали «Новые Известия», перед Рождеством. Но самое любопытное состоит в том, что икона действительно написана в России, причем еще в 2008 году, и уже успела вызвать скандал, поскольку была выставлена в одном из храмов Петербурга. В итоге ее пришлось снять. Местные общественные организации призвали церковные власти убрать икону из храма, однако представитель церкви Андрия Ягмаидзе пояснил, что это вовсе не икона Сталина, а скорее икона с изображением Сталина: «Злодеи тоже могут быть изображены на иконах, как, например, Диоклетиан. Но это другой случай, Сталин здесь изображен не в негативном контексте».
Легенда о встрече Матроны Московской со Сталиным
Замаскированная современность Но фильм не напрасно называется «Мария». У Старицы — или Матроны актриса Ольга Лапшина — в картине совсем немного экранного времени. Главная же героиня — Мария Петрова эту роль играет актриса Мария Луговая ; она служит в НКВД, атеистка, давно отреклась от расстрелянного отца-священника и не верит в чудеса, которые молва приписывает Матроне. Но начальство дает ей задание — принести в Москву икону Тихвинской Божией Матери, которая находится в тайнике в том храме, где служил отец Марии. Храм остался на захваченной немцами территории, поэтому в помощь Марии выделяется диверсионная группа во главе с Сержантом Илья Малаков. Добыть икону удается быстро, но теперь нужно вернуться к своим; а за группой увязался отец Владимир Артур Смольянинов , который не может просто отдать реликвию. Съемки фильма проходили в самом центре Москвы — виды осажденного города снимали в Хохловском переулке, который был на три дня перекрыт для движения; там даже отключили городское освещение и архитектурную подсветку зданий.
Но многие сцены остались как раз для Ростова и его окрестностей — ему пришлось на время стать тем зафронтовым городком, в который отправляются диверсанты за иконой. Например, сцены в храме снимали в настоящей ростовской церкви Вознесения, известной с XVI века. Конечно, приметы времени, например заборы или сараи из современных материалов, пришлось маскировать; для этого были специально заказаны ивовые щиты, которые и закрывают возможные анахронизмы от вездесущей камеры. Фильм о Марии По словам авторов фильма, они не собираются продвигать одну из версий в качестве основной. Но верующие люди имеют право думать, что помогла ещё и икона — это, наверное, помогает им в вере.
Когда во время крещения священник окунул ее в купель, из купели до потолка поднялся столб или пара, или легкого благоухающего дыма, я точно не помню. Окружающие все больше замечают, что подрастающую девочку выделяет среди сверстников не только врожденное увечье, но какая-то нездешняя мудрость и… прозорливость. Нет, это еще обычный ребенок, который тянется к играм и с радостью бегал бы босиком по деревенским улицам. Но на этих улицах — другие крестьянские детишки с их детской еще жестокостью. Возьмут крапиву, окружат Матрону и бьют ее, обжигают то с одной стороны, то с другой: отгадай, кто тебя лупанул, ну, отгадай, ты же особенная! Однажды дети посадили Матрону в яму и потешались, наблюдая, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь. Видя переживания своей маленькой прихожанки, отец Василий утешал ее, говоря: игры не то, к чему ты призвана, у тебя есть нечто большее, чем у этих детей. Так с ранних лет незрячая ушла туда, где не нужны глаза, — во внутреннюю жизнь души. Сама добиралась до храма, где отстаивала службы в уголке. А ночью еще в очень малом возрасте пробиралась в красный угол, неизвестно как, но снимала иконы — и они были ее первыми «игрушками». Было множество случаев, которые не оставили сомнений в том, что девочке открыто гораздо больше, чем взрослым. Одним из них стало предсказание смерти отца Василия: однажды ночью Матрона перебудила всех, сказав, что батюшка умер. Кинулись к нему в дом и действительно нашли священника только что скончавшимся. В другой раз девочка предсказала пожар, который произошел на следующую же ночь. У нас в храме нет такой иконы. Книгу с изображением действительно нашли, икону для храма написали, а список с нее Матрона впоследствии везде возила с собой, когда начались ее скитания. Был и такой случай. Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Откуда же я только сейчас вернулась? Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить. Первое путешествие и переезд в Москву В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…». А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами. Село Себино, родина блаженной Матроны Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей. Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать. Как ребенок… Годы идут, и перед нами уже зрелая женщина. Мы знаем ее по редким фотографиям, на самой известной из которых Матрона сидит на кровати, положив маленькие пухлые ручки на коленки, сидит с совершенно неподдельной бесхитростной улыбкой на лице. Какая она теперь? Есть один рассказ, который может это передать. Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой. А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли! Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Как тебе не стыдно такое говорить!
Она же утверждает, что Поскребышев сам был вынужден представить на подпись Сталину ордер на арест своей жены. И Поскребышев подписал ордер. Увидев выражение его лица Сталин засмеялся: «В чем дело? Тебе нужна баба? Мы тебе найдем». И действительно, вскоре в квартире Поскребышева по приказу высшего руководства появилась молодая женщина... Как вспоминал один из ведущих сотрудников аппарата И. Сталина С. Новиков, работавший в Кремле с 1945 по 1953 год, близко знавший А. Поскрёбышева, тот в обращении с сотрудниками никогда не называл Сталина по имени, предпочитая обезличенные выражения, как о некоем высшем божестве: «сказано» - когда передавал поручение Сталина, «одобрено» - сообщая сотруднику о результате выполнения возложенного на него поручения. Только через несколько лет после смерти Сталина Новиков впервые услышал от Поскрёбышева «товарищ Сталин». Если бы Сталин приказал такому человеку молчать о его встрече с Матроной, он мог бы быть спокоен: Поскребышев не проронил бы ни звука. Что же до остального персонала, которые могли быть с ними в тот день - шофер, охрана - их могли устранить позже, когда Сталин осознал свою встречу с «юродивой» как свидетельство своей трусости, позора. Моя задача - аргументировано, на основании документов и свидетельств исторических лиц - рассмотреть, при каких обстоятельствах и предпосылках встреча блаженной Матроны со Сталиным состояться могла. В четыре часа утра в воскресенье 22 июня 1941 г. Посол Германии Шуленбург срочно запросил встречи с Молотовым, был доставлен в Кремль в рекордно короткие сроки и там зачитал заявление германского правительства о начале войны. Никакой достоверной информации с мест военных событий не было. На совещании была принята так называемая директива N2: «Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу. Впредь до особого распоряжения наземным войскам границу не переходить». Исходя из текста директивы в части запрета нашим военным подразделениям переходить границу , у Сталина и его окружения ещё теплилась надежда, что нападение носило стихийный характер; возможно, было спровоцировано какими-то неосторожными действиями с нашей стороны. То есть - вторжение началось без ведома Гитлера и может быть остановлено жёстким отпором и, впоследствии, переговорами заинтересованных сторон. Через полтора часа после подписания директивы N2 в Кремль прибыли В. Молотов, А. Микоян, Л. Каганович, К. Ворошилов и А. Поставили на обсуждение: кому выступать по радио с обращением к советскому народу? Все члены высшего руководства страны не исключая и Сталина находились не в лучшей психологической форме, проще говоря - были сильно напуганы и растеряны. Никто не хотел брать на себя ответственность: по свидетельствам современников, в буквальном смысле тянули жребий - кому впрягаться? Выступать выпало Молотову. Примерно в 12 часов 30 минут его обращение прозвучало в эфире, транслируемое всеми радиостанциями Советского Союза. Из текста, произнесённого Молотовым, стали ясны основные моменты, которые особенно поразили советское руководство: «без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу», «без объявления войны германские войска напали на нашу страну», «несмотря на то, что между СССР и Германией заключён договор о ненападении и советское правительство добросовестно выполняло все условия этого договора»... Молотов оправдывался! От лица Кагановича, Берии, Ворошилова и других товарищей по партии. От лица самого Сталина. И сотни тысяч тех, кто его слушал, спросили себя: - А где же Сталин? Почему не он, глава страны, обратился к советским людям в этот роковой час со словами, прозвучавшими как набат: - Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами! А может, поддался панике и прячется в одном из своих бункеров? В тот же день была создана Ставка Главного Командования в составе: председатель С. Тимошенко, Г. Жуков, И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов, С. Будённый, Н. Постоянными советниками Ставки стали генералы А. Василевский, Б. Шапошников, Г. Кулик, К. Мерецков, П. Жигарёв, Н. Ватутин, а также Н. Воронов, А. Каганович, Л. Берия, Н. Вознесенский который, кстати, был сыном служащего лесной конторы на родине Матроны - в Тульской области , А. Жданов, Г. Маленков и Л. Рыбас и Екатерина Рыбас в двухтомном историческом исследовании «Сталин. Судьба и стратегия», - так, как согласно указу о введении военного положения на территории, где было введено военное положение, власть перешла к военным». Вышло ли это случайно, во всеобщей «нервозной» неразберихе, или Сталин намеренно предал бразды правления, а значит, и переложив большую часть ответственности за принимаемые решения, за судьбу страны другому человеку? Он был не просто выбит из колеи. Вокруг него рушился мир, из-под ног уходила земля. Кагановича, А. Косыгин и Н. Шверник назначались его заместителями. Сталин частично взял себя в руки и попытался выстроить новую систему управления. Главные события проходили на фронтах, откуда поступало мало информации. Поэтому днём Сталин принял решение направить Жукова на Юго-Западный фронт. Ещё через два дня Ворошилов, Шапошников и Кулик были направлены на Западный фронт. Но такое решение вряд ли можно было назвать правильным. Жуков, например, выразил по этому поводу удивление, на что Сталин заметил, что и без начальника Генштаба «тут как-то обойдемся». Спорить с вождем не следовало. В гневе Сталин мог довести до рыданий даже грозного маршала Жукова. Иван Владимирович Ковалёв с 8 июля 1941 г. Малышеву и крикнул в трубку: «Будь ты трижды проклят, предатель Родины! Бывал он и со мной, и с другими груб непозволительно, нестерпимо груб и несправедлив». Адмирал привёл важный аргумент, объясняющий сталинское отношение к окружавшим его людям и событиям: «Он вообще имел предвзятое мнение, которое в военном деле самое страшное изо всех возможных вещей, - когда у командующего, у человека, стоящего во главе, есть твёрдое предвзятое мнение относительно того, как будет действовать противник и как развернутся события. Это одна из самых частых причин самых больших катастроф». Из беседы И. Исакова с Константином Симоновым. Молотов понимал, что Ставка Главного Командования не охватывает некоторые важные секторы экономической и государственной жизни. Было решено создать Государственный Комитет Обороны, контролирующий все советские хозяйственные и военные органы. Однако все трое единодушно согласились, что возглавить ГКО должен именно он. В помощь ему придавался Климент Ефремович Ворошилов. Инициаторы создания ГКО все вместе поехали к Сталину на «Ближнюю дачу», чем удивили и, возможно, даже напугали его. Он их не ждал и мог воспринять их появление как предвестие его смещения или ареста. Тогда Сталин и бывшие с ним в Кремле Молотов, Маленков, Берия и Микоян не могли получить по телефону от Тимошенко никакой информации и поехали в Наркомат обороны. А когда руководитель страны лично едет за информацией - это уже катастрофа». И Сталин находился в самом эпицентре этой катастрофы. Связи с Западным фронтом не было. Жуков доложил, что послали связистов, но неизвестно, когда они управятся. Сначала Сталин сдерживался, но потом, забыв, что сам находится не в самой выигрышной для себя роли, взорвался: «Что за Генеральный штаб? Что за начальник штаба, который в первый же день войны растерялся, не имеет связи с войсками, никого не представляет, никем не командует? И это Жуков! Нервы были «на полном разрыве» не только у Жукова, но и у самого Сталина. Это походило на признание краха». Эти слова вызвали возмущение Вознесенского, он заявил: «Вячеслав, иди вперёд, мы за тобой! Но все обошлось - никто не собирался свергать Сталина в этот страшный час, брать на свои плечи бремя тяжкой ответственности за погибающую страну.
И я не исключаю и того, и другого». И хотя мы живем в жестком реализме, говорит продюсер, но ходим в церковь, ставим свечи и просим помочь близким. Поэтому мы не ставим жирной точки на этой истории, а предлагаем зрителям подумать над ней», — заключила Иванова. Предполагается, что выход «Марии» будет приурочен к юбилею битвы под Москвой — в этом году исполняется 80 лет со времени ожесточенных сражений на подступах к столице и контрнаступлению советских войск в начале декабря 1941 года. Добавьте новости "Курьер. Бердск" в избранное - и Яндекс будет показывать их выше остальных. Если вы станете очевидцем чрезвычайного происшествия или чего-то необычного, вы можете делиться с нами новостями! Добавляйте в свои телефоны наш номер 8953-878-90-10 WhatsApp и подписывайтесь на аккаунт в Instagram. Напомним, делиться новостями вы по-прежнему можете на странице Курьер. Бердск в соцсети Вконтакте , в рубрике Сообщи свои новости на сайте kurer-sreda. Отправлять сообщения или звонить на номер 8953-878-90-10.
Икона «Матрона и Сталин»: почему её убрали из храма
Патриархия Грузии потребовала переписать икону Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина. – Легенда о встрече Сталина с Матроной Московской – это лишь некие предлагаемые обстоятельства и некий фон фильма. Неизвестные залили краской икону святой Матроны Московской — на ней изображен руководитель Советского Союза Иосиф Сталин. Если Сталин бывал у блаженной Матроны, то почему же он не отдал негласного распоряжения не трогать, не преследовать святую хотя бы уже после встречи с ней?
ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Икону святой Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина, находящуюся в тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы, необходимо переписать. Существуют свидетельства, в частности «Сказание о житии блаженной старицы Матроны» Зинаиды Ждановой, где описан приезд Сталина к Матроне Московской за советом в момент нависшей над городом угрозы. Как написали два дня назад «Новые Известия», появление в этом храме иконы русской православной святой Матроны Московской, благословляющей Сталина, вызвало бурю общественного возмущения.
Икону св. Матроны в тбилисском храме перепишут из-за Сталина.
Матрона Дмитриевна Никонова, более известная нам как Московская, перебралась в Москву после революции. Блаженная Матрона Московская — одна из наиболее известных и почитаемых в современной России православных святых[1]. К ее мощам и к могиле каждый день идут тысячи паломников, ожидая своей очереди к святыне до 8 часов. В конце осени 2008 года в одном из храмов под Петербургом появилась необычная икона, на которой святая Матрона Московская благословляла главу советского государства в защите Москвы от немецких захватчиков. Появление иконы «Матрона и Сталин» в храме вызвала негативную реакцию у прихожан и журналистов. В «Сказании» сюжет посещения Сталиным Матроны осенью 1941 года встречается дважды: в пространной версии, записанной в форме мемората, и версии сжатой.
Патриархия Грузии призвала переписать икону святой Матроны из-за Сталина
Ты один из начальства не покинешь Москву». По другой же - стукнула вождя кулаком по лбу со словами: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет». Встреча Сталина со святой, не вошла в официальное изложение жития Матроны Московской, так как не существует никаких реальных доказательств этого события. Разумеется, Сталину было известно о Матроне Никоновой. Но для того, чтобы получить от нее какую-то информацию, ему не обязательно было встречаться с ней лично. Он мог кого-то к ней послать, чтобы получить нужные сведения. В любом случае достоверных источников об этой встрече не существует.
В 1941 году перед советским руководством стояла задача поскорее добиться военных поставок для армии по ленд-лизу, а в 1942 году — скорейшего открытия союзниками по Антигитлеровской коалиции второго фронта. Вопрос о прекращении преследований Церкви в СССР не был ключевым в переговорах с союзниками, но и второстепенным добросовестное исследование документов его назвать не позволяет см. Болотов С. Встреча И.
Сталина с церковным руководством 4 сентября 1943 года и последующие шаги навстречу Церкви, такие как избрание патриарха, стали отнюдь не отправной точкой, а закономерным итогом успешного с точки зрения советской власти «использования» Московской Патриархии в качестве инструмента внешней политики СССР в начале 1940-х годов. В 1943 и последующих годах количество арестов и расстрелов духовенства действительно значительно уменьшилось, что, тем не менее, вовсе не означало конца гонений на христиан.
Между тем это уже не первый случай, когда в церкви находят икону со Сталиным. В 2008 году изображение советского вождя было обнаружено в одном из храмов Санкт-Петербурга. На полотне Сталина благословляла все та же святая Матрона. Через полгода икону сняли, а отца Евстафия, поместившего ее в храм, разжаловали из настоятелей во вторые священники. При этом отец Евстафий продолжает настаивать, что история про Матрону и Сталина подлинная. Он уверяет, что был знаком с очевидцами тех событий.
По его словам, в семидесятых годах к нему приехала из Москвы некая старушка Анастасия, которая работала в числе обслуживающего персонала святой Матроны. Она рассказала, что видела, как к дому Матроны подъехала машина, из нее вышел Сталин в сопровождении еще одного человека. Они вошли в квартиру святой, говорили с ней минут пять.
По понятным причинам разговор если и был, то состоялся один на один. Верующие встречу Иосифа Сталина и Матроны Московской называют судьбоносной.
После посещения провидицы, был отдан приказ облететь с иконой линию фронта под Москвой, и через месяц фашисты были отброшены от столицы. Известно в народе и предсказание Матроны о том, что «война начнется в день Всех Святых», то есть 22 июня. Оно передавалось из уст в уста задолго до нападения Гитлера. Беседа Матроны с вождем не считается доказанным историческим событием.
Икону Матроны со Сталиным заменили в главном храме Тбилиси
Спасти Москву» повествует о встрече Сталина с блаженной Матроной накануне битвы под Москвой в декабре 41-го года. Рассказывает Прасковья Сергеевна Аносова, : Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: "Красный петух победит". Патриархия Грузии потребовала переписать икону Матроны Московской, на которой есть изображение лидера СССР Иосифа Сталина. Правда ли, что Матрона Московская встречалась со Сталиным? По легенде, осенью 1941 года Иосиф Сталин тайно приезжал к Матроне Московской. Выставивший в церкви святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне (близ Петербурга) икону блаженной Матроны с изображением Сталина игумен Евстафий подал в отставку с поста настоятеля храма, пишет газета "КоммерсантЪ".
В Грузии призвали переписать икону Матроны Московской с изображением Сталина
Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется. Пришедшие и рта не успели открыть, а она им: — Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят.
А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает. Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась. Страшные годы Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя.
И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела. Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими. Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году. Дом Хвостовых-Чибисовых у Покровских ворот. Недалеко отсюда в 30-х гг.
Фото 1930-е гг. Она говорила людям слова, ни в коей мере не противоречащие христианству: верьте, что Бог есть и Его силой все уладится; носите крест, молитесь, чаще причащайтесь, не верьте снам, не теряйте никогда надежду, учитесь владеть собой. Она не учительствовала, жалела людей, гладила их по голове, давала конкретные советы в конкретных ситуациях, часто — с юмором, всегда — с радостью. Болеющим советовала причащаться чаще, и болезнь — даже серьезная, будь то туберкулез или эпилепсия — отступала. Господь вас не оставит и сохранит землю нашу».
И совершались чудесные вещи — эти истории можно рассказывать бесконечно — а поток посетителей не иссякал. Сохранилось множество свидетельств помощи святой, но о ней самой, о подробностях ее жизни в столице известно меньше, чем о ее делах. По сути вся ее жизнь сводилась к молитве и помощи людям. Знавшие ее при жизни вспоминали, что у Матроны на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения: старица молилась и ночами. Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года.
О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти? И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2013 году Священный Синод установил дополнительный помимо 2 мая день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта по н.
Матрона Димитриевна Никонова. Фото 1930-1940 гг. Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.
И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться, что в народном сознании после таких историй имя блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской колдуньи Ванги? Во-первых, книга Зинаиды Ждановой — первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее в свое время колоссальный успех, — была рассмотрена Синодальной комиссией по канонизации святых и подвергнута жесткой критике. Церковь не рекомендовала ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на то, что Жданова лично знала старицу.
Впоследствии и сама автор призналась, что в этой книге очень много придуманного ею… Комиссия ориентировалась на другую версию жития — «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы». Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. Во-вторых, увы, нельзя откреститься от времени, в которое жила блаженная.
Ни для кого не секрет, что в деревнях процветали и колдовство, и обрядоверие.
Тяжелая утрата! Но слезами горю не поможешь. За свою многовековую историю Москва и москвичи переносили и не такие удары и всегда выходили победителями... Убивайте, истребляйте каждого немецкого оккупанта, как бешеную собаку! Взрывайте мосты и дороги, разрушайте телефонную и телеграфную связь, поджигайте склады и обозы, срывайте все вражеские мероприятия... Тот день резкими штрихами запечатлелся в памяти Андреевой: «Немцы подошли к сердцу России.
Мы слышим по радио то, что привыкли слышать: наши войска оставляют, оставляют, оставляют... Утром было объявлено, что в 12 часов передадут важное сообщение. Все знали, что это вступление к объявлению о сдаче города. И вот в полдень по радио сказали, что важное сообщение переносится на 16 часов. Не могу объяснить, каким образом, но я поняла — немцы не войдут… Я упорно повторяла, твердила одно: - Не знаю почему, но Москва сдана не будет. Не знаю, что произошло, но то, что произошло, все изменит. В 16 часов объявили, что где-то открывается магазин, а какой-то троллейбус пойдет другим маршрутом.
Неизвестно почему, но права оказалась я, а не умные мужчины с их логическим мышлением. Я знаю, что в те часы произошло чудо. Мне не надо было ничего видеть. Я ничем не докажу своей правоты…» В то время спецпоезд за Абельмановской заставой и четыре самолета «Дуглас» на Чкаловском военном аэродроме ждали Сталина. Но он остался в Москве. Сталин вроде бы собирался сесть в поезд, который направлялся в запасную столицу — Куйбышев. Но в последний момент как будто раздумал и вернулся в Кремль.
Другие говорят, что он даже мысли не допускал, чтобы уехать из Москвы. По мнению третьих, вождь отправился на ближнюю дачу в Кунцеве. Его отговаривали — мол, там уже сняты шторы, вывернуты водопроводные краны, выключено отопление. Словом, дом непригоден для жилья. Да и вообще особняк заминирован.
Фотография из следственного дела.
Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку… Софья Олсуфьева. Фото 1930-х гг.
Матрона родилась в 1885 по другим данным — в 1881 году. Незадолго до появления дочери на свет Наталье Никоновой приснился сон: ей на плечо садится белая птица с человеческим лицом и плотно сомкнутыми веками. Женщина, вспомнив этот сон, сочла его за знак и передумала отдавать дитя. И тем больше утвердилась во мнении, что сон не пустой, когда увидела новорожденную дочь: девочка появилась на свет с пороком развития, анофтальмией: глазные яблоки отсутствовали или были крайне недоразвиты, веки — сомкнуты. В жизни многое причудливо переплетено, и стоит упомянуть о приюте, который чуть не стал будущей блаженной домом. Богобоязненный и деятельный человек, чьим духовником был оптинский старец Анатолий Потапов , Юрий Александрович руководил и строительством храма-памятника в честь Сергия Радонежского тут же, на Куликовом поле, а в годы советской власти спасал от разграбления Троице-Сергиеву лавру.
В 1938 году его жизнь оборвалась на расстрельном Бутовском полигоне, а жена Юрия Александровича, Софья Владимировна, скончалась пятью годами позднее в заключении, в Свияжском монастыре… Первые чудеса В Москве есть несколько мест, связанных с блаженной Матроной. Самое известное - Покровский монастырь, где находятся мощи святой, но есть и другие места, связанные с ее именем - где жила Матрона Московская, где ее отпевали. Только во время совершения над ней таинства Крещения стало ясно, что все-таки — не простая. Вот как это вспоминал староста церкви Успения, где крестили будущую блаженную, Павел Иванович Прохоров: «За два дня до крестин в церковную сторожку заходил священник о. Василий из деревни Борятино, что в 5 км от села Себино. Это было накануне какого-то праздника.
Этот-то священник и крестил Матрюшеньку. Когда во время крещения священник окунул ее в купель, из купели до потолка поднялся столб или пара, или легкого благоухающего дыма, я точно не помню. Окружающие все больше замечают, что подрастающую девочку выделяет среди сверстников не только врожденное увечье, но какая-то нездешняя мудрость и… прозорливость. Нет, это еще обычный ребенок, который тянется к играм и с радостью бегал бы босиком по деревенским улицам. Но на этих улицах — другие крестьянские детишки с их детской еще жестокостью. Возьмут крапиву, окружат Матрону и бьют ее, обжигают то с одной стороны, то с другой: отгадай, кто тебя лупанул, ну, отгадай, ты же особенная!
Однажды дети посадили Матрону в яму и потешались, наблюдая, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь. Видя переживания своей маленькой прихожанки, отец Василий утешал ее, говоря: игры не то, к чему ты призвана, у тебя есть нечто большее, чем у этих детей. Так с ранних лет незрячая ушла туда, где не нужны глаза, — во внутреннюю жизнь души. Сама добиралась до храма, где отстаивала службы в уголке. А ночью еще в очень малом возрасте пробиралась в красный угол, неизвестно как, но снимала иконы — и они были ее первыми «игрушками». Было множество случаев, которые не оставили сомнений в том, что девочке открыто гораздо больше, чем взрослым.
Одним из них стало предсказание смерти отца Василия: однажды ночью Матрона перебудила всех, сказав, что батюшка умер. Кинулись к нему в дом и действительно нашли священника только что скончавшимся. В другой раз девочка предсказала пожар, который произошел на следующую же ночь. У нас в храме нет такой иконы. Книгу с изображением действительно нашли, икону для храма написали, а список с нее Матрона впоследствии везде возила с собой, когда начались ее скитания. Был и такой случай.
Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Откуда же я только сейчас вернулась? Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить. Первое путешествие и переезд в Москву В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова.
Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…». А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя.
Где она происходила? Что сказала старица Генералиссимусу и какие последствия это имело? Ответы на эти вопросы пытаются найти участники программы "Прямой эфир" на телеканале "Россия 1". Просмотрел мемуары других сотрудников этой службы.
Ну ни малейшего намека на такую встречу там нет", — заявил в студии историк Арсен Мартиросян. С другой стороны, эксперт понимает, что ни один из этих людей и не мог признаться, что видел нечто подобное. Не говоря уже о самом Сталине — главе государства, где насаждался атеизм. И все же историку кажется, что эта встреча произошла. По времени она совпадает с пророчеством митрополита гор Ливанских Илии, которому после трех суток бдения явилась Богородица с предписаниями, что нужно сделать в нашей стране, чтобы она не погибла.