Основанная Фондом Михаила Прохорова премия «НОС» – единственная в России литературная премия, жюри которой обсуждает свой выбор публично. Сегодня мы очень счастливы: роман Оксаны Васякиной «Рана», ставший одним из главных литературных событий года, был удостоен премии «НОС» («Новая словесность». В начале нового года объявлены имена сразу нескольких лауреатов премии «НОС» («Новая словесность»), которая в этом сезоне отметила десятилетний юбилей. Писательница Оксана Васякина стала лауреатом литературной премии НОС за роман «Рана».
Объявлены победители премии «НОС»
Первое вручение - 29 января 2010 Литературная премия "НОС" Номинаций 15 Вручалась 13 раз Ежегодная литературная Премия «НОС» основана благотворительным Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Премия — приоритетный проект Фонда, входящий составной частью в его масштабную просветительскую программу под названием «Книжный мир». Этот программный блок включает в себя организацию и поддержку ежегодной Красноярской ярмарки книжной культуры КрЯКК , грантовый библиотечный конкурс, комплектацию библиотек качественной литературой, международную программу Transcript — поддержку перевода российской гуманитарной и художественной литературы на иностранные языки.
Жюри отметило её роман «Рана», в котором рассказывается, как поэтесса везёт прах матери из Волгоградской области в Сибирь, чтобы похоронить его на родине в Усть-Илимске.
Также писательнице достался приз Академии критиков. По итогам читательского голосования лауреатом стал Владимир Шпаков с романом «Пленники Амальгамы».
Тут-то и вспыхнул спор о том, считать ли Сорокина классикой или еще немного подождать и стоит ли оценивать его в заданном корпусе текстов. Критики в лице Анны Наринской пытались вытянуть аргументацию в пользу «Манараги», но члены жюри и сами вслух задумывались о том, влияет ли на их выбор здесь и сейчас вклад Сорокина в литературу в целом. В ожесточенный спор перешло обсуждение текста Станислава Снытко, который получил по одному голосу от каждого из критиков. Лев Оборин выразил общее удивление экспертов тем, что, говоря о метафизических началах авторов шорт-листа, жюри обошло вниманием Снытко, но Константин Богомолов публично усомнился в ценности этого произведения, из-за чего полемика снова сместилась к вопросам личных пристрастий. Досталось от председателя жюри и Бренеру, за которого тоже вступились критики.
Ирина Прохорова прервала начавшийся было переход на личности, заметив, что ни критики, ни жюри не упомянули «Заххок» Владимира Медведева — удивительную книгу, явление того, как окраины Российской империи начали входить в литературу. Удивительным было то, что почему-то этот роман споров не вызвал. Медведев получил голос экспертного жюри в лице литератора Кирилла Кобрина. По его словам, в этой книге представлена попытка отказаться от русскоцентричного взгляда и наглядно представлено исчерпание прошлого как источника для литературы. И от себя выделил без голоса два «классических модернистских» текста — Снытко и Бренера. Критики отметили наивность взгляда на подход к литературному процессу в целом: с их точки зрения не без оснований , ничего с прошлого года не изменилось, полемика авторов с прошлым продолжается.
В состав жюри премии «НОС» вошли: председатель — Анна Наринская литературный критик, куратор ; Агнешка Любомира Пиотровска переводчик русской литературы, театральный куратор ; Татьяна Венедиктова доктор филологических наук, профессор МГУ ; Константин Богданов доктор филологических наук, историк культуры ; Юрий Сапрыкин руководитель проекта «Полка». А в состав экспертной группы премии: Лев Оборин поэт, переводчик, критик ; Александр Архангельский литературовед, критик, публицист, телеведущий ; Олег Лекманов доктор филологических наук, профессор гуманитарного факультета НИУ ВШЭ.
Объявлены финалисты премии «НОС»
В ходе дискуссии, участие в которой приняли члены жюри премии и эксперты, из десяти финалистов был выбран победитель. Лауреатом 2020 года была названа Алла Горбунова за книгу рассказов «Конец света, моя любовь» М. Алла Горбунова родилась в 1985 году в Ленинграде. Окончила с отличием философский факультет Санкт-Петербургского университета. Дебютировала как поэт в 2003 году в сборнике поэтов Санкт-Петербургского университета «Поэтому», в дальнейшем стихи и проза публиковались в журналах «День и ночь», «Знамя», «Крещатик», «Новое литературное обозрение», «Воздух» и других.
Территориальных ограничений для номинаторов и номинируемых авторов не существует. К рассмотрению принимаются тексты различных художественных жанров в широком диапазоне от традиционных романов до радикально - экспериментальной прозы, в том числе: - цельные, законченные произведения; - сборники рассказов, эссе, повестей и новелл, разного рода собрания фрагментарной, в том числе «сверхкраткой» прозы; - дилогии, трилогии и т. Призовой фонд: 1.
Если произведение, написанное в соавторстве, становится лауреатом Премии, то денежное награждение Премии делится между соавторами в равных долях. Каждый финалист, попавший в короткий список, получает по 40 000 рублей. Последнее вручение: 2021 г.
В этом году премию Прохоровой "НОС" тоже дадут книжке, изданной ею же самой? Надо же! Причем, там был какой-то смехотворный тираж, ничего в прозе Аллы Горбуновой интересного нет, это байки формата ЖЖ. Ни форма, ни описанный опыт не заслуживают там внимания - ничего оригинального, на третьем рассказе становится не только неинтересно, но и утомительно. Не говоря уже о том, чтобы читать это книгу за книгой.
Проза Горбуновой - хороший пример того, как тусовка делает шум вокруг крайне посредственной и, главное, не читаемой книги. Но после поста Мильчина посмотрела лонг-лист - редкий случай, когда все книги в нем посредственны. Сейчас обсуждают шорт-лист. В лонг-листе есть книга этого издательства - "Рана" Оксаны Васякиной. Посмотрим, не получит ли она первый приз. Я понимаю, многие так говорят. Даже авторы самиздата, продающие в год три копии рассказа, уверены, что они лучшие писатели.
Посмотрим, не получит ли она первый приз. Я понимаю, многие так говорят.
Даже авторы самиздата, продающие в год три копии рассказа, уверены, что они лучшие писатели. Но у меня IQ 148, диплом по литературе и нетривиальная способность смотреть на себя со стороны. Я точно знаю, что если не лучшую, то, по крайней мере, единственную книгу, которую будут читать через 30 лет, в прошлом году из молодых писателей написала я. Ни одной книги из шорт-листа минувшего "Нацбеста", ни одной книги из лонг-листа нынешнего "НОСа" не будут читать даже и через 10 лет. А мою - будут. Впрочем, пожалуй, из шорт-листа последнего "Нацбеста" будут читать "Коку" Михаила Гиголашвили, хотя автор уже не молод. Но это хорошая проза, хоть и вторичная в контексте западной литературы, думаю, она найдет в будущем читателя, пусть и очень редкого. Все остальное в нынешнем премиальном сезоне либеральных литературных премий - в разной степени чушь, беллетристика или актуальная проза, то есть, сиюминутная, фактически, такая рубленная на коленке художественная публицистика. Это тот случай, когда в результате разрушения института отбора лучших русскоязычная культура не только потеряла последние возможности стать экспортным товаром, но и уходит от современников Литсреда, работающая на продвижение своих, на конъюнктуру "Покров-17" или "Павел Чжан...
А конкретно, у читателей, которые сегодня, благодаря хлопотам окололитературного истеблишмента, читают то, что потомки читать не будут.
Литературная премия НОС
Популярная литературная премия ждет новых имен и новой литературы. Русский старообрядец из Аргентины Данила Зайцев получил 28 января литературную премию «НОС». Главная» Новости» Новая литературная премия. Сегодня мы очень счастливы: роман Оксаны Васякиной «Рана», ставший одним из главных литературных событий года, был удостоен премии «НОС» («Новая словесность». Заполненные оригиналы заявок на Премию + бумажные версии произведений присылаются в Оргкомитет премии «НОС» по адресу: Литературная премия «НОС». Лауреатом литературной премии "НОС стала писательница Оксана Васякина за роман "Рана", прямая трансляция премии велась на YouTube-канале фонда Прохорова.
"Рана" Оксаны Васякиной получила главный литературный "Нос"
Из новостей. Студентка Литинститута Марина Власова стала лауреатом конкурса Французского института в России. «Образование и культура»: премия за книгу издательства Литинститута. Статья автора «Анастасия Миронова» в Дзене: О том, что уже вновь формируют короткий список литературной премии "НОС", узнала из поста Константина Мильчина, в котором тот. Во время онлайн-дебатов в рамках XIV Красноярской ярмарки книжной культуры был сформирован короткий список литературной премии «НОС».
В этом году премию Прохоровой "НОС" тоже дадут книжке, изданной ею же самой? Надо же!
Премия - приоритетный проект Фонда, входящий в его масштабную просветительскую программу под названием «Книжный мир». Уникальность премии - в организации процесса выявления победителя. Финалисты и лауреаты премии определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и заинтересованной публики. Таким образом, «НОС» — это еще и интеллектуальная дискуссионная площадка, изучающая и формирующая контекст, в котором существует сегодня российская художественная литература. Ежегодные дебаты позволяют следить за развитием литературы в процессе, каждый раз заново определяя актуальные взаимоотношения этического и эстетического, художественного и документального, метафорического и публицистического.
Она была учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова для выявления новых трендов в современной русскоязычной художественной словесности. Главная особенность премии — открытость процесса принятия решений.
Правда, я не учёный, из простой деревенской семьи. Моя жизнь прошла некрасиво, несладко, всяко-разно.
Эта жизнь прошла нелегко. Я всегда считал, что я грешный человек, себя не возвышал нигде. За эту книгу я получился изгой. Меня выгнали из деревни.
Но если мы писать не будем, через 50-60 лет, когда будут жить наши внучки, всё будет рассыпаться и проваливаться. Зайцев добавил, что хотел бы «подучиться грамоте», так как «пристрастился» к литературе. Домой он увезёт премию в 700 тысяч рублей. Заметим, что основным конкурентом «Повести…» стала книга петербургской сценаристки Татьяны Богатырёвой «Марианская впадина».
Автор более пяти книг стихов. Лауреат премии «Дебют» 2005 и Премии Андрея Белого 2019. С 2014 года живёт в Москве. Дети, студенты, нищие, молодые поэты — ее герои и героини проживают жизнь интенсивно, балансируя между тоской и эйфорией, святостью и падением, пускаясь из огня семейного безумия в полымя рискованной неформальной жизни Санкт-Петербурга. Но рассказы Горбуновой далеки от бытописательства: она смотрит на хрупкую и опасную реальность с бескомпромиссной нежностью, различая в ней опыт, который способен преобразить ее героев», — говорится в аннотации к книге «Конец света, моя любовь».
Жюри литературной премии «НОС» объявило лауреатов конкурса
Анна Наринская назвала две эти книги успешными попытками смотреть вглубь себя. Критики слишком ответственно подошли к своей миссии, сформировав собственные, независимые от жюри, лонг-лист и шорт-лист, и так пришли к выбору между Алексеем Сальниковым и Виктором Лапицким. В итоге решили, что текст Лапицкого соответствует времени не так, как если бы он был прочитан вовремя, в 1984 году. В результате критики отдали свой голос Сальникову за работу над «глубокими вещами». Итог обсуждению подвела Ирина Прохорова, назвав тенденцией, объединяющей большинство шорт-листеров, постсоветское восприятие реальности. Но, возможно, проблема как раз, наоборот, кроется в отсутствии общего стержня. Эти слова послужили своеобразным предсказанием.
После выбора зрителей в пользу Алексея Сальникова из оставшегося листа финалистов — Сальников, Снытко и Сорокин — жюри практически безоговорочно два голоса все-таки ушло Сальникову присудило победу Владимиру Георгиевичу. Российский премиальный процесс всегда выглядит одновременно многообещающим и разочаровывающим. В случае НОСа дело не в том, что, кроме Сорокина, в прошлом году никто не написал ничего «нового и словесного». Наоборот, шорт-лист был, как никогда, разнообразен.
По нынешним условиям премии участвовать в ней может любое прозаическое произведение, фикшн или нон-фикшн, любого жанра и формата. На номинации участников не делят, и на дебатах было заметно, что это ставит в тупик даже членов жюри. И, с одной стороны, делить работы на жанры в современном мире правда не очень актуально. А с другой — действительно, как сравнивать журналистское расследование и роман?
А если в шортлист вошла книга — комментарий к роману, значит, теоретически лучшей книгой года может стать любая научная работа? А можно ли номинировать, например, сборник интервью? А переписку? Подозреваю, что таких вопросов будет все больше и больше. Скорее всего, организаторы премии предполагали, что задачу формулирования критериев возьмет на себя жюри. Сейчас этого не произошло, а ответы на вопросы «что такое современная и несовременная литература», «как соотносятся российское общество и литература», «в чем значимость литературы для современного общества» и проч.
Книги 06 ноября 2020 Шорт-лист ежегодной литературной премии «НОС» «Новая словесность» определен по итогам онлайн-дебатов на XIV Красноярской ярмарке книжной культуры, которая в этом году проходила 4 и 5 ноября. В короткий список вошли следующие авторы и их произведения: Шамшад Абдуллаев. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников». Ижевск: Шелест, 2019 Алла Горбунова.
Победитель традиционно получает награду 700 000 рублей и статуэтку — символ премии. Каждый финалист, попавший в короткий список, получает по 40 000 рублей. Справка С 2009 года жюри премии награждает книги, которые наиболее точно отображают изменения как в новой отечественной словесности, так и в новой отечественной социальности альтернативная расшифровка аббревиатуры «НОС». Особенность премии — в организации процесса выявления победителя. Финалисты и лауреаты определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и гостей.
Стартовал новый сезон литературной премии «НОС». Победитель получит 700 тысяч рублей
Полный архив интернет-трансляции тут Организация интернет-трансляций Открытие финальных дебатов литературной премии НОС. В финале литературной премии «НОС», вопреки ожиданиям, не нашлось места ни новой словесности, ни новой социальности. Заполненные оригиналы заявок на Премию + бумажные версии произведений присылаются в Оргкомитет премии «НОС» по адресу: Литературная премия «НОС».
Кристина Гептинг и Валерия Пустовая вошли в шорт-лист премии «Волга/НОС»
Я понимаю, многие так говорят. Даже авторы самиздата, продающие в год три копии рассказа, уверены, что они лучшие писатели. Но у меня IQ 148, диплом по литературе и нетривиальная способность смотреть на себя со стороны. Я точно знаю, что если не лучшую, то, по крайней мере, единственную книгу, которую будут читать через 30 лет, в прошлом году из молодых писателей написала я. Ни одной книги из шорт-листа минувшего "Нацбеста", ни одной книги из лонг-листа нынешнего "НОСа" не будут читать даже и через 10 лет. А мою - будут. Впрочем, пожалуй, из шорт-листа последнего "Нацбеста" будут читать "Коку" Михаила Гиголашвили, хотя автор уже не молод. Но это хорошая проза, хоть и вторичная в контексте западной литературы, думаю, она найдет в будущем читателя, пусть и очень редкого. Все остальное в нынешнем премиальном сезоне либеральных литературных премий - в разной степени чушь, беллетристика или актуальная проза, то есть, сиюминутная, фактически, такая рубленная на коленке художественная публицистика. Это тот случай, когда в результате разрушения института отбора лучших русскоязычная культура не только потеряла последние возможности стать экспортным товаром, но и уходит от современников Литсреда, работающая на продвижение своих, на конъюнктуру "Покров-17" или "Павел Чжан...
А конкретно, у читателей, которые сегодня, благодаря хлопотам окололитературного истеблишмента, читают то, что потомки читать не будут. А то, что через 30 и 50 лет читать будут, сегодня проходит мимо них.
Анна Наринская назвала две эти книги успешными попытками смотреть вглубь себя. Критики слишком ответственно подошли к своей миссии, сформировав собственные, независимые от жюри, лонг-лист и шорт-лист, и так пришли к выбору между Алексеем Сальниковым и Виктором Лапицким.
В итоге решили, что текст Лапицкого соответствует времени не так, как если бы он был прочитан вовремя, в 1984 году. В результате критики отдали свой голос Сальникову за работу над «глубокими вещами». Итог обсуждению подвела Ирина Прохорова, назвав тенденцией, объединяющей большинство шорт-листеров, постсоветское восприятие реальности. Но, возможно, проблема как раз, наоборот, кроется в отсутствии общего стержня.
Эти слова послужили своеобразным предсказанием. После выбора зрителей в пользу Алексея Сальникова из оставшегося листа финалистов — Сальников, Снытко и Сорокин — жюри практически безоговорочно два голоса все-таки ушло Сальникову присудило победу Владимиру Георгиевичу. Российский премиальный процесс всегда выглядит одновременно многообещающим и разочаровывающим. В случае НОСа дело не в том, что, кроме Сорокина, в прошлом году никто не написал ничего «нового и словесного».
Наоборот, шорт-лист был, как никогда, разнообразен.
Главная задача проекта — усовершенствовать институт отечественной критики путем модернизации жанра литературной премии. Главная особенность Премии «НОС» - открытость процесса принятия решений. Непременным условием работы жюри является необходимость публично аргументировать выбор финалистов и победителя в рамках ток-шоу в присутствии и при активном участии журналистов, литераторов и культурной общественности. Правом выдвижения на Премию обладают книжные издательства, средства массовой информации, творческие союзы и объединения, литературные агентства.
Премия была учреждена благотворительным Фондом Михаила Прохорова для поддержки современной литературы на русском языке. Она вручается ежегодно, призовые за победу составляют 700 тысяч рублей.