12 Комментариев to “В отличие от таджиков “памирские трудовые мигранты и бывшие соотечественники с Памира стараются держаться в Москве вместе” ”. Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и таджиков мягко говоря за цивилизованных людей не считают. В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса.
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков | МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ПАМИРСКИХ НАРОДОВ ОТ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ Все гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного. |
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане | Плюс ко всему существуют памирцы, которые свой язык потеряли, говорят на таджикском, но таджиками себя НЕ осознают. |
Памирцы - загадка Средней Азии. | Памирцы исповедуют исмаилизм, а большинство местных жителей являются шиитами-исмаилитами, что довольно нехарактерно для данной территории. |
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
Что значит Памирец? | Будьте в курсе новостей IT-индустрии. |
Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото | Памирцы и таджики чем отличаются. Таджикистан Памир и Памирцы. Народ Памира в Таджикистане. |
Таджикистан. Древнейшие горцы Памира (Игорь Красин) / Проза.ру | Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. |
Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся????? | 9. По Таджикистану проходит знаменитый Памирский тракт, который авторитетные географические и туристические издания постоянно включают его в топы самых красивых дорог мира. |
Почему памирцы живут у невесты
Вокруг рушились и восстанавливались империи, Таджикистан, Индия и Пакистан получили независимость, Афганистан чередовал десятилетия военных действий с короткими мирными передышками, а граница неспешно и упрямо увеличивала разницу в жизненном укладе и менталитете таджикских народов, живущих по обе стороны Пянджа. Река Пяндж, разделяющая Таджикистан и Афганистан Афганистан оставался глубоко отсталым феодальным кланово-племенным государством с сильным влиянием ислама и местных традиций. В это время советский Бадахшан насильно деисламизировали после революции и победы большевиков над сторонниками традиционных ценностей. Коммунисты называли их басмачами, местные жители — муджахединами, борцами за веру. Регион электрифицировали и привели к более-менее общесоветскому знаменателю. В 1937 году власти закончили строительство Памирского тракта — одной из самых высокогорных дорог мира, в своей наивысшей точке — перевале Ак-Байтал, — достигающей высоты 4 655 метров над уровнем моря.
До сих пор это единственная дорога Горного Бадахшана, которая связывает таджикскую столицу Душанбе с Памиром. Почти вся граница в Бадахшане проходит как раз вдоль Памирского тракта: от места, где он выходит к Пянджу до озера Зоркуль в самой глуши Памира. Таджикистан — терра инкогнита постсоветского туризма: зачем ехать в Бадахшан Это одна из самых живописных и интересных границ в мире, куда обычный путешественник может добраться без особых препон. К сожалению, жителям бывшего СССР, которым она наиболее доступна, она и наименее интересна. На Памирском тракте полно европейцев, американцев и азиатов, но русскоязычных очень мало.
Причина в укоренившемся за последние десятилетия мнении, что в Средней Азии опасно, бывших соотечественников не любят, еще живы воспоминания об исходе русских в 1990-х, «да и вообще делать там нечего — кругом нищета и убогость». Только Узбекистан в последнее время собирает неплохой урожай туристов с 2005 года их количество выросло более чем в 20 раз. Таджикистан же до сих пор — терра инкогнита постсоветского туризма. Историческая область Бадахшан располагается на территории двух стран — Таджикистана и Афганистана В Бадахшан стоит ехать по нескольким причинам, но все их можно назвать настоящими: настоящие горы — до 7 500 метров высотой; настоящая этнография — в соседних поселках живут крошечные, но отдельные народы со своей собственной ветвью ислама — исмаилизмом и своеобразным укладом жизни; настоящая машина времени — люди по обе стороны границы живут практически так же, как их предки и 100, и 500 лет назад. В таджикском Бадахшане витает дух настоящей опасности — на другом берегу Пянджа продолжаются бесконечные вялотекущие бои , которые иногда докатываются до таджикских застав.
Горы Памира И очень важный нюанс — в Таджикистане почти все жители, а в Афганистане некоторые старожилы говорят на русском, что позволяет глубже проникнуться духом региона, больше понять про местную жизнь и существенно упростить путешествие. Наркотрафик через эту границу — самая известная часть путешествия героина из Золотого полумесяца в Россию и Европу. Граница визуально никак не охраняется. Но, по словам местных, контакты с той стороной сильно ограничены. Общение с жителями Афганистана не приветствуют и осуждают главы местных общин.
Поэтому переход границы чреват не столько государственным наказанием, сколько риском отлучения от общины, что является для памирцев мощным стимулом никогда даже не думать о посещении соседней страны. К тому же к афганцам местные в основном относятся пренебрежительно, считая их дикими и некультурными.
Последние, в отличие от вышеперечисленных индоевропейцев, существуют и поныне. Правда, буришей немного — около 87 тысяч человек, живут они в пакистанском Кашмире и говорят на изолированном языке, который не родственен никакому языку в мире. С точки зрения самоидентификации, памирцы делятся на тех, которые считают себя обычными таджиками; на тех, которые считают себя самостоятельными народами; на тех, которые толком не определились.
Что касается официальной власти Таджикистана, например, то они склонны считать памирцев таджиками. Мол, памирцев же как народа нет! Значит это таджики. Учитывая, что памирцы весьма разрозненны и малы, они быстро ассимилируются с таджиками и постепенно исчезают как самостоятельные и оригинальные этносы. Похожие материалы:.
Большинство памирцев исповедуют ислам. Однако из-за географического разделения и наличия множества этнических групп у памирцев также есть и другие религии: буддизм, зороастризм, язычество и христианство. Каково историческое формирование памирцев? Памирцы - это древний народ, существование которого было документировано еще в 2-м тысячелетии до нашей эры. В разные исторические периоды, они были под властью разных государств и империй, таких как Ахеменидская, Александровская, Сассанидская, Уйгурская, Селджукская, Монгольская, Тимуридская, Кокандская и другие. Как выглядят памирцы? Внешний вид памирцев зависит от их этнической принадлежности и географического положения. Однако, как правило, они имеют темный тон кожи, темные глаза и волосы. Мужчины носят длинные бороды и усы, женщины - платки на голове и длинные платья.
Какие традиции есть у памирцев? Памирцы имеют множество традиций, связанных с религиозными обрядами, свадьбами, похоронами, национальными праздниками и т. К примеру, они верят в множество богов и духов, предлагают дары, когда принимают гостей, а также устраивают танцы и песни. Какая традиционная кухня у памирцев? Традиционная кухня памирцев включает блюда из мяса, риса, овощей и местных трав. К примеру, популярные блюда - палав рис с мясом , шурба мясной суп , чакка мясной хлеб , шашлык и т. Также они используют много пряностей и специй, таких как кардамон, корица и перец. Какая национальная одежда у памирцев? Национальная одежда памирцев зависит от их этнической принадлежности и географического положения. Однако обычно мужчины носят длинные туники и широкие штаны, женщины - длинные платья и платки на голове.
Одежда украшена вышивкой, бисером и фурнитурой, что делает ее красивой и яркой. Какой характер у памирцев? Характер памирцев зависит от их этнической принадлежности и географического положения. Однако, как правило, они являются гостеприимными, добрыми и радушными людьми. Также они очень уважают свои традиции и религию, что делает их более консервативными в социальном и моральном плане. Понравилась статья?
В законе «О Горно-Бадахшанской автономной области» Конституции, от 30 июля 2007 г. В чем заключается такие особенности? Языковые особенности В Рушане Рихене говорят на рушанском, который является диалектом шугнанского, сами рушанцы называют себя рихен, хуфидж, бартангидж, рошорвидж. На видео: Ваханский язык Также в Ванджском районе в долине Язгулям, живут язгулямцы згамиг , обладающие собственным языком. Все памирские языки относятся к восточной таджикский — к западной подгруппе иранской группы индоевропейских языков. На видео: Шугнанский язык В Дарвазе и Ванче население говорит на таджикском языке, хотя в Вандже до XIX века был старо-ванджский язык, который сейчас утерян. В Мургабском районе коренное население кыргызы, которые говорят на кыргызском языке. Языком межэтнического общения для всех жителей ГБАО, равно как и используемым ими письменным языком, является таджикский. По словам экспертов, памирские языки могут быть утеряны. На этих языках не осуществляется учебный процесс, нет радио, телевидения, не издаются газеты и журналы.
Памирцы: самый загадочный народ в СССР
12 Комментариев to “В отличие от таджиков “памирские трудовые мигранты и бывшие соотечественники с Памира стараются держаться в Москве вместе” ”. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Будьте в курсе новостей IT-индустрии.
Написать свой комментарий:
- Бадахшан — памирцы, разделенные на «крыше мира». Часть первая, Таджикистан
- Таджикистан от Ферганской долины до Памира
- Чем персы отличаются от таджиков?
- Памирский таджик что значит
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
Таджики — древний народ, родственный персам, а Таджикистан — юное государство, возникшее в результате распада СССР. Чем памирцы отличаются от остальных таджиков. Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого. не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи. ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность.
Самый плохой блог о путешествиях
- Разные сценарии развития событий
- 🌟 Дополнительные видео
- Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? | ЭтноМы | Дзен
- Навигация по записям
- Потомки воинов Александра Македонского
- Появление народа
Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
Помимо таджиков, судьбы памирских народов оказались тесно связаны с дардами кхо — наиболее иранизированным дардским народом, населяющим верховья реки Читрал (Кунар), и буришами — неиндоевропейским изолированным народом бассейна р. Гилгит. Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков. В то же время отметить какие-либо отличия узбеков от горных таджиков и памирских народов в головном указателе не удается. Таджики являются основной этнической группой на большей части территории Таджикистана, а также в северном и западном Афганистане, хотя таджиков в Афганистане больше, чем в Таджикистане. Собственно таджикские пловы отличаются тем, что готовятся с фаршем или чем-то наподобие котлет, причём состав их в "согдийском" и "душанбинском" рецептах сильно отличается.
Таджик сегодня – кто это?
- Кто они - эти памирцы ?: alexandr_palkin — LiveJournal
- Особенности народа памирцы
- Чем персы отличаются от таджиков? Всего ответов: 23
- Памирцы — народ с уникальной культурой
- Где живут памирцы
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
Мужчины, рождённые на Памире, отмечены печатью огня. У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Памирцев крайне мало на фоне жителей Таджикистана. В котором, в основном, живут таджики и узбеки. До Великой Зелёной революции 1990 года представителей очень разных народов в Таджикистане было очень много. Нечего сказать: Таджикистан - одна из самых ярких стран, из тех что мне доводилось видеть. Когда-то в ней селили по принуждению, а потом его заселяли, строя большие города, представители всех наций Союза очень охотно.
Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы. До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в "понедельнике, их мама родила". Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути, проходил по памирским горам.
Во-первых, языки у них самостоятельные, хотя, конечно, они используют таджикский фарси, а также дари и урду в зависимости от того, в какой стране живут. Но это не родные их языки, а языки для общения между разными народами — так называемые лингва-франка. Во-вторых, памирцы, в основном, исповедуют шиитский вариант ислама, а не суннизм, как большинство таджиков. Для кого-то это покажется неважным фактом, но, согласитесь, православные христиане — это тоже не совсем то, что католики или протестанты!
В-третьих, памирские народы имеют свою особую горную культуру и быт, не характерную для равнинных таджиков. Памирцы сложились на основе древних иранских народов — осёдлых и кочевых — типа саков. Кроме того, в их этногенезе определённо принимали участие тохары — центральноазиатские индоевропейцы, а также дарды индоарийцы и буриши. Последние, в отличие от вышеперечисленных индоевропейцев, существуют и поныне. Правда, буришей немного — около 87 тысяч человек, живут они в пакистанском Кашмире и говорят на изолированном языке, который не родственен никакому языку в мире.
Технология строительства из скального камня столь высока, что когда видишь забор длиной в десятки метров, который построен путем укладывания друг на друга кривых скальных камней без какого-либо цемента или скрепляющего материала, при этом с идеально ровной стенкой, выдерживающей землетрясения — это поражает.
На Памире очень ценится земля — во-первых ее очень мало, а во-вторых в таком суровом климате до -50 урожай растет весьма скудный. Поэтому земля — это главное богатство, которое передается в семье по-наследству. Есть такая традиция — если умирает муж а ранняя смертность тут не редкость , то вдову берет в жены его брат, чтобы надел земли не ушел из семьи. Именно здесь я прочувствовал, что означает выражение "горная тропа". Ну то есть как — я и раньше понимал, что это такая тропинка в горах по которой можно пройти и ходил по таким неоднократно, но горная тропа которая сопровождала нас на протяжении 300 км по афганской стороне — это что-то! Со стороны Афганистана вдоль границы нет дороги, там идет тропа шириной прохода одного ишака.
Эта тропа идет вдоль отвесных скал то поднимаясь к вершине, то спускаясь до самого Пянджа. Для удобства, на фотографиях прохождение тропы отмечено красными точками. А для масштаба — в центре, над точкой, можете разглядеть идущих людей. На ней нет никаких перил или ограждений, где-то подложены жерди, где-то камни, видно что постоянно эти конструкции обваливаются порой с высоты 500 метров, видимо вместе с проходящими по ней… Так вот эта тропа соединяет два афганских города. Идут по ней пешком неделю. Идут, естественно, в обе стороны, но ширина тропы такова, что одновременно пройти нельзя, поэтому в некоторых местах сделаны углубления где можно пропустить встречный поток, но для этого нужно постоянно мониторить ситуацию впереди, поскольку ишак развернуться не может и если они встретятся лоб в лоб то одного придется сбросить вниз, а на ишаке везут весь свой багаж.
Встретили процессию которая везла невесту — девушка в свадебном наряде гордо восседала на ишаке во главе колонны, дальше шло навьюченное приданое, а потом уже пешком шагали сопровождающие. Причем двигаются они довольно быстро — мы их обогнали, сколько-то проехали, остановились перекусить — смотрим, а они уже догнали нас. Хорог Так петляя по ущельям мы, уже затемно, наконец-то въехали в Хорог. Кстати, для посещения ГБАО необходимо заранее оформлять пропуска, на посту их проверяют, но у нас все было в порядке. Вселились в гостиницу, которая находится в обычном частном доме, мы всей компанией заняли ее полностью. Там все находится в частных домах — наш офис тоже в обычном частном доме был, а во дворе сотрудники огород садили.
Несмотря на то что Хорог — это небольшой поселок, в нем находится Исламский университет, Здание Исламского университета в окружении традиционных построек очень престижный в исламском мире и куда студенты и преподаватели приезжают из разных стран. Порой на улице английскую речь можно услышать чаще русской и тем более таджикской. В Хороге очень высокий уровень образования — кроме мозгов выживать им больше не чем. Кстати, когда ехали по-дороге обратно, рано утром, постоянно видели школьников, которые в школьной форме и с ранцами шли, кто один, кто группами, включая младшеклассников, в школу и, судя по всему, не меньше 10 км! Все ревизии и инвентаризации прошли успешно. Накормили нас традиционным блюдом из дикого козла.
Устроили культурную программу в Гарм Чашме , посетили самый высокогорный ботанический сад и местную ГЭС — благодаря ей, в Хороге, нет проблем с электроэнергией. На афгано-таджикском приграничном рынке купили местные сувениры и джурабы — это местные традиционные шерстяные носки с высоким и широким голенищем и оригинальным орнаментом, связанные из шерсти горных яков. По дому ходить — нет ничего лучше, мои до сих пор носят. Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной. Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже!
Так и поехали. Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни. Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили. Вышли расчистили дорогу и дальше. Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой! Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали.
Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям. Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается. Все попытки ее завести ни к чему не приводят.
Этническая идентификация может выступать двигателем развития не только культуры, но и экономики, причём как отдельных регионов Памира, так и Республики Таджикистан в целом. Используя многообразие национальных особенностей Таджикистана и межнациональную кооперацию, можно создавать и продвигать национальные и региональные этнокультурные бренды, развивать этнотуризм и предлагать огромное количество других этнокультурных проектов. Однако есть и негативная сторона — национализм. Для того чтобы дать оценку вероятности возникновения националистических настроений, выявить степень сформированности этнической идентификации, определить распространённость сепаратистских идей и, наоборот, объединительных настроений респондентов на Памире, опрошенные должны были выбрать одно выражение из списка предложенных: «Я никогда не забываю о том, что я таджик ваханец, шугнанец, рушанец и т.
Так, респонденты отдавали предпочтение выражению, показывающему сформированность этнической идентификации: «Я никогда не забываю, что я таджик ваханец, шугнанец, рушанец и т. Несмотря на небольшое снижение распространённости националистических настроений среди молодых памир- цев хотя мы считаем, что следует выделить данный процент, так как речь идёт об особо «хрупких» границах межэтнических отношений, и даже статистически незначительные колебания в социальных настроениях респондентов могут указывать на необходимость модификации методов работы с населением , необходима реализация программ патриотического воспитания молодых людей. Требуется больше внимания уделить основам межкультурного общения, ознакомлению молодёжи с историей межэтнических отношений, которые на протяжении многих веков формировались на принципах мирного сосуществования, взаимного обогащения и социально-экономической необходимости конструктивного диалога между представителями различных культур. Примечания 1. Аронов А. Добрынина В. Сайт агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Салтыкова М.
Петра Великого Кунсткамера , Институт исмаилит-ских исследований ; [сост. Рахимов ; отв. Тихонова В. Dodykhudoeva Leila R. Ethno-cultural heritage of the Western Pamirs. References 1. Aronov A. About a problem of mentality of Russian culture: development by spurts.
In Russian 2.
Как живут в Москве памирцы
Главная» Новости» Памирцы и таджики чем отличаются. «До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении. Все стали блогерами, Нет отличие таджиков от Памирцов (Памир это гора а не нация где вы учились Мы родились мы Памире мы говорим на фарси на язгуломский, в Афганистане есть памирцы они себя называют настоящими таджиками и Юга Таджикистана начиная Гарма до. «До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении. В Москве после кулачной разборки между памирцами и таджиками у ТЦ "Колумбус" в Чертаново предположительно задержали некоторых участников и недавней драки у дома №9 на Каширском шоссе. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Бадахшан — памирцы, разделенные на «крыше мира». Часть первая, Таджикистан
Чем отличаются Памирцы от Таджиков все ответы тут | Видео | Текст научной работы на тему ««Памирская» идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане». |
Чем Памирские народы отличаются от Таджиков?, Видео, Смотреть онлайн | Основных отличий от таджиков у памирцев несколько. |
Кто такие Памирские таджики? - Ответы на вопросы про технологии и не только | Чем памирцы отличаются от таджиков? Как уже говорилось, термин «памирцы» обычно используется в отношении группы иранских жителей Горного Бадахшана в Таджикистане и провинции Бадахшан Афганистана. |
Памирец из Петербурга: особенности уроженцев Горного Бадахшана - 27.02.2017, Sputnik Таджикистан | Памирцы составляют три процента от общего состава населения Таджикистана и никаким образом не могут представлять угрозы его существованию. |
Памирские народы — Википедия | Pamir Daily | Актуальные новости Памира. Всего памирцев насчитывается около. Сравнение культуры, традиций и особенностей памирцев и таджиков. |
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
Памирцы считаются одним из наиболее изучаемых народов в мире, что не удивительно, учитывая их уникальную культуру и историю. Кроме того, памирцы по-прежнему сохраняют свои традиции, обычаи и язык, что делает их одним из наиболее интересных объектов изучения для антропологов, энтомологов, историков и лингвистов. В этой статье мы рассмотрим историю, культуру, традиции и особенности памирцев, чтобы понять, почему они считаются таким уникальным народом Центральной Азии. История Культура Традиции Особенности Нынешнее состояние Памирцы — народ, имеющий свою уникальную историю Памирцы — это один из народов, проживающих в горных областях Центральной Азии. Они отличаются своей уникальной культурой, традициями и образом жизни.
Их история насчитывает несколько тысячелетий и связана с географическим положением этого народа. Памир — это горный массив, расположенный в Центральной Азии, который высотой превышает 7 тысяч метров. Именно здесь живет этот народ, который всегда был отрезан от остального мира из-за своей географической изоляции. Они обладают богатым культурным наследием, которое сформировалось под влиянием множества народов: таджиков, уйгуров, монголов, пахтунов и душанбинцев.
Среди наиболее известных культурных достижений памирцев можно отметить: национальные ковры, украшения и одежду, а также музыку и танцы. Уникальная культура памирцев связана с традициями и обрядами, которые практикуются в этом регионе многие века. История этого народа отличается своей уникальностью и влияет на все аспекты жизни памирцев. Традиции памирцев тесно связаны с природой и климатом, что формирует особенности их культуры и повседневной жизни.
Особенности жизни памирцев связаны с адаптацией к жестоким условиям горной местности и требованиями национальной культуры. Памирцы — народ с уникальной культурой Памирцы — это уникальный народ, который можно встретить в горных регионах Центральной Азии. Их культуру можно сравнивать с бриллиантом, который медленно, но уверенно вырывался из-под земли и только относительно недавно в полной мере раскрыл свою красоту для остального мира. Несмотря на украшения, шелк и золото, которые представляют собой главные символы культуры памирцев, их история и традиции также заслуживают внимания.
Этот маленький народ рассказывает нам о тайнах истории самых древних цивилизаций мира. Культура памирцев удивляет своей глубиной и неповторимым характером. Они почитают своих предков и бережно сохраняют свои традиции, которые передают из поколения в поколение. Одежда: памирцы отличаются своими национальными костюмами, которые символизируют многовековую историю их народа.
Еда: кухня памирцев также заслуживает внимания, она тесно связана с местными продуктами и приготовлением на огне. Музыка: это смесь индийской, персидской и тюркской музыкальных традиций. Музыкальные инструменты, такие как дутар, ситар, дойра, добавляют восточный колорит к этой культуре. Культура памирцев — это жемчужина азиатского континента.
Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества.
В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.
В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления. В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия наукяры , «чокар» — слуги. В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ.
В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй. В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло.
Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18]. Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев. Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19].
Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия[ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в.
Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты - исмаилиты - низариты и следуют Ага-хану [22].
Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23]. Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24]. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов.
Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.
Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация[ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу.
Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27].
У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана. Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны. Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов носивший тогда ещё такую фамилию обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара.
Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов. Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани 893-907 основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики — сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама. Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации — ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом.
Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод.
При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным. В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами. Основные занятия Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством. Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища.
К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей.
Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц
Оглядываясь на их наследие, мы увидим заметное различие между памирцами и таджиками, принимающими корни от общего региона Красной Книги, и обнаружим несколько уникальных черт, отличающих одну группу от другой. Видео материалы, рассказывающие о культуре памирцев, демонстрируют их гармоничное сосуществование с суровыми природными условиями. Они привносят в повседневную жизнь элементы пастушеского хозяйства и молодежной инициативы, которые отлично сочетаются с особенностями трансхаджацкой культуры.
Можно встретить путешественников на велосипедах и даже идущих пешком с грузовым ишаком как известная Аня «А чего дома сидеть? Для тех, кто не хочет неделями крутить педали или подгонять ишака от Душанбе до Хорога, столицы таджикского Бадахшана, ходит «общественный» транспорт. Место в семиместном джипе стоит 300 сомони 31 доллар. Ехать до Хорога придется весь день, но машины регулярно останавливаются на перекусы и обед. Так что поездка вполне терпимая, если вам не попадется упитанный сосед. Дорога изобилует потрясающими видами, например на Нурекское водохранилище. После того как тракт выходит к Пянджу, начинается самый красивый его отрезок — вдоль границы с Афганистаном. Смело просите водителя останавливаться в самых красивых местах — местные пассажиры не будут возражать.
Кроме того, туристы побогаче могут арендовать джип на весь маршрут. Учтите, что в районе Мургаба трафик совсем слабый и есть риск простоять в ожидании попутной машины несколько дней. Есть легенда, что солдаты Александра Македонского оставили на Памире свой генетический след. Дети вдоль дороги предлагают нанизанные на прутики местные фисташки — мелкие, как семечки, и очень вкусные. Памирские дети После Куляба на тракте начинаются многочисленные блокпосты, на которых водитель через рукопожатие передает солдатам мелкие, но обязательные взятки. А они, в свою очередь, не очень придирчиво проверяют документы. Но без пермита в Горный Бадахшан не пропустят практически наверняка. Блокпост на памирском тракте Хорог — столица таджикского Бадахшана В городе создали роскошную для этих мест инфраструктуру: городской парк, больницу и университет. В Хороге даже есть аэропорт, один из самых высокогорных в мире. Все это богатство создано и поддерживается Фондом Ага-хана.
Хорог — столица таджикского Бадахшана Ага-ханы — духовные лидеры самого либерального течения в исламе — исмаилизма. Фонд Ага-хана занимается благотворительностью и гуманитарными проектами, особое внимание уделяя Бадахшану, где живет одна из крупнейших в мире общин исмаилитов. Нестрогость исмаилизма заметна и стороннему наблюдателю: женщины в Бадахшане ходят с непокрытой головой в отличие от Душанбе или юга Таджикистана , мулл и мечетей нет — молятся дома, в магазинах продают алкоголь. В Хороге находится консульство Афганистана, единственное на территории бывшего СССР, где легко давали визы без приглашений и писем. Но в последние два года консульство ужесточило правила получения виз.
По данным генетиков, предки современных таджиков появились в результате смешения представителей андроновской археологической культуры и Бактрийско-Маргианского археологического комплекса их также можно представить, как население Туркменистана железного века. По оценкам ученых, это смешение для предков сарыкольцев произошло около 5970 3951—7988 лет назад, для остальных памирцев — около 3211 2550—3871 лет назад. Памирцы же впоследствии дополнительно получили поток генов от популяции, связанной с Таримским бассейном раннего бронзового века. По расчетам ученых, гены от таримцев оказались в популяции сарыкольцев около 2957 2326—3587 лет назад, у других памирцев — около 3616 2818—4414 лет назад.
Кроме того, предки таджиков и памирцев получили около 805—1418 лет назад поток генов, связанных с хунну из Монголии. Происхождение киргизского и казахского населения, по их мнению, можно представить, как смешение населения Синьцзяна исторической эпохи 44,8—58,9 процента и хунну из Монголии 41,1—55,2 процента. По их расчетам, для двух киргизских популяций эти события смешения произошли около 493 417—570 и 784 629—940 лет назад. Происхождение уйгуров, узбеков и туркмен они смоделировали как население Туркменистана железного века 48,8—65,1 процента и хунну из Монголии 34,9—51,2 процента. Анализ митохондриальной ДНК показал, что среди исследованных популяций киргизов, таджиков и памирцев присутствовали митохондриальные гаплогруппы U и H, связанные с древним населением Ирана и Евразийской степью. Кроме того, ранее обнаруженная у таримского населения ранней бронзы гаплогруппа C4 также присутствовала у представителей обеих языковых семей. Наиболее распространенной Y-хромосомной линией среди тюркоязычных индивидов 26 из 44 и носителей индоевропейских языков 16 из 33 оказалась R1a1, которая связывает их с представителями культур боевых топоров, андроновской и синташтинской.
Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т. Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее. Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков сартов из Таджикистана и таджиков из Узбекистана. У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана. Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны. Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность.