В этот день, 8 января 1654 года, на площади в Переяславе открылось собрание представителей малороссийского народа, созванное по инициативе гетмана Богдана Хмельницкого, на котором было провозглашено воссоединение Малороссии с Московской Русью. Таким образом, точная дата Переяславской рады по новому стилю – 18 января 1654 года, в старом летоисчислении это 8 января.
Новости КПУ. 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада
При этом Выговский сам времени не терял и всячески старался понравиться тем, от кого зависело его избрание на гетманство. Для этого он выкопал из земли сокровища, припасенные «на черный день» и спрятанные им по приказу Хмельницкого-старшего — больше миллиона злотых по тем временам баснословная сумма! Но вместо того, чтобы его уговаривать остаться гетманом как непременно должно было случиться, по версии генерального писаря , толпа казаков как один человек завопила: гетманские клейноды вручить Выговскому! А сей искусный лицедей с потупленным взором все притворялся нежелающим нести бремя власти… Но, чем более упрямился Иван Евстафьевич, тем громче кричали казаки, очарованные хлебосольным и «щирым» генеральным писарем, что верховным предводителем своим и всея Украины желают видеть только его, и никого более. В конце концов, Иван Евстафьевич покорился народному выбору — действительно, как бы нехотя, единственно уступая всеобщему единодушному мнению… Произошедший на Украине тихий переворот, в результате которого излишне доверчивый преемник Хмельницкого — его собственный сын добровольно отдал гетманскую булаву в руки тайного сторонника польского короля, поначалу не сильно встревожил Москву. Сам факт появления на украинской авансцене Выговского, много лет информировавшего Москву обо всем, что происходило с гетманом Богданом и возле него, царь Алексей Михайлович какое-то время даже расценивал как добрый знак. Набожный царь увидел в этом ни много ни мало, а сущее свидетельство благосклонности Творца к его политике объединения православных восточных славян под властью Москвы, ради которой Россия повела тяжелейшую войну с Речью Посполитой попутно вступив и в войну со Швецией! Тем более, что в грамотах царю новый гетман не переставал уверять царя в безграничной преданности... Средневековый «Интернет» Между тем как-то вдруг, словно бы уже в те годы существовали всевозможные средства массовой информации разумеется, ангажированные! Из уст в уста передавали, например, будто «царь хочет, чтобы казаки не носили красных сапогов, а непременно все обулись в черные, а посполитые то есть не служилые, мирные люди одевались бы, как великорусские мужики, и ходили в лаптях». Эта деталь не столь уж мелкая, как может показаться на первый взгляд.
Она показывает острое противоречие, которое, в сущности, и стало первопричиной растянувшейся на десятилетия кровавой распри. Как известно, в деле освобождения Малороссии от польского ига участвовали отнюдь не только казаки, но практически весь малороссийский народ. Естественно, на период борьбы все ее участники оказались равными между собой. В казачество превратилось едва ли не все мужское население. Но с окончанием освободительной войны стало очевидно необходимым, чтобы одна часть народа по-прежнему осталась на страже нового порядка вещей, оставаясь казаками, а другая, явно большая часть, все-таки вернулась к мирным занятиям, став посполитыми - то есть обычными селянами и городскими мещанами. Но при этом казаки оставались с завоеванными правами и вольностями, во всей их полноте, а у посполитых в ту феодальную эпоху не было вообще никаких прав, зато море повинностей, и среди них первая — платить подати. Ситуация осложнялась и тем, что между двумя основными украинскими сословиями тогда еще не сложилось четкой границы, и в случае необходимости посполитые брались за оружие и таким образом превращались в казаков, а признанные прежде казаками могли вдруг попасть в разряд посполитых… Эта чреватая беспрерывными потрясениями неразбериха когда-то должна была завершиться. Поэтому то и дело предпринимались попытки составить реестр поименный список казацкого войска. Естественно, население сильно волновали распускавшиеся сторонниками Выговского слухи, что Москва резко сократит казачий реестр, превратив большинство вольных людей в хлопов и крепостных, повелев им переодеться в крестьянские сермяги и переобуться в лапти. По сути, это — один из довольно ранних примеров информационной войны, во все времена имеющей важнейшей целью всевозможными способами очернить противника и представить любые его действия в самом невыгодном свете… Между тем на самом деле, свидетельствует украинский историк Голобуцкий, Москва в ту пору вообще не собиралась затрагивать вопрос о реестре казаков.
Чтобы не восстановить против себя показачившееся чуть не поголовно крестьянство, не желавшее больше гнуть спины на феодалов хоть своих, хоть пришлых , царское правительство отнюдь не требовало немедленного составления точного списка казаков и уж тем более — его ограничения каким-либо порогом. Это весьма щекотливое предприятие откладывалось царским правительством на неопределенное время. Но поскольку в ту эпоху никаких пресс-служб у государственных органов, естественно, не существовало, зато прекрасно распространялись самые невероятные слухи, достаточно взвешенная позиция Москвы доходила до простых малороссиян в искаженном до полной неузнаваемости виде. Кстати, Выговский, едва завладев гетманской булавой, сразу начал провоцировать царя действительно прислать уполномоченных для составления 60-тысячного реестра казацкого войска, не иначе, рассчитывая вызвать возмущение широких масс политикой России, а себя выставить их защитником. Цель, которую преследовал гетман, его посланец миргородский полковник Лесницкий, приехав в Москву, выразил вполне отчетливо. В реестр, заявлял он, впишут только «прямых да старых служилых казаков», то есть зажиточную часть сословия, а все «гультяи и не прямые казаки» крестьяне и мещане, по преимуществу бедные будут объявлены вне реестра и, соответственно, вновь лишаются всех прав, завоеванных в кровопролитной борьбе, да еще и многие из них будут вновь закрепощены. В тех же провокационных, коварных целях представитель Выговского просил царя вместе с уполномоченными прислать на Украину воевод и полки служилых людей, «чтоб войску казацкому было страшно и бунтов бы никто учинять не дерзал». День ото дня, месяц от месяца, безудержная антимосковская агитация все нарастала. Недоброжелатели России по обоим берегам Днепра вдалбливали небылицы на сходках и в шинках народу. Посланцы «цивилизованной Европы» Как видим, простолюдинов сторонники тогдашнего «европейского выбора» пугали весьма незамысловатыми страшилками.
Зато для старшинской верхушки Выговский изобрел средства куда более изощренные. В тот период усиленно муссировались толки, что царь Алексей Михайлович, заключив перемирие с поляками и договорившись с ними в Вильне в октябре 1656 года о совместных действиях против шведов, теперь стремится быть избранным на польский трон. Но поскольку в виленском трактате царь обещал полякам по своем избрании королем возвратить все отторгнутые у Речи Посполитой земли, это означало, что… на Украину снова возвращались полновластными и безраздельными хозяевами польские магнаты и шляхтичи, по-прежнему считавшие и казачьих руководителей своими «взбунтовавшимися хлопами»! Такое развитие событий Выговский и его сторонники предлагали упредить добровольным соединением Украины с Польшей на правах федеративных, на условиях, которые обеспечили бы казацкой старшине сохранение завоеванных прав. Предательское соглашение было заключено в гетманской ставке Выговского в Гадяче в сентябре 1658 года.
Переяславская рада — представительное собрание запорожских казаков в Переяславле, на котором было принято решение о вхождении Украины в состав России. На следующий день, утром 8 18 января, собралась старшинская рада.
Руководители казачества единогласно высказались за соединение Украины и России. Днем того же дня собралась открытая рада.
Но Москва пребывала в раздумьях. В самом деле, возвращение Малороссии в состав Российского царства — это исполнение важной части политической программы нескольких поколений московских государей. Однако решение Москвы о принятии в подданство Малороссии означало и новую войну с Польшей, которая не хотела расставаться со столь богатыми землями. В день Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1653 г. Так Земский собор 1653 г. В период распада Речи Посполитой и перехода земель к Русскому царству с центром в Москве присягу царю в Переяславе приняли 284 человека, а затем в разных городах и селах Малороссии еще 127 тысяч.
Гетманщина 1654 года контролировала сравнительно небольшую часть территории современной Украины. Представление об Украине возникло намного позднее в связи с появлением украинского националистического сепаратизма, нацеленного на отделение от большого русского народа в узкоэгоистических целях меньшинства, «политических украинцев». Гетманщина, присягнувшая русскому царю на Переяславской Раде, стала сравнительно небольшой частью большого целого — России, а также всего русского восточнославянского ареала. Следствием такого предательства народа Украины является нынешняя неизбежная деградация. Украина, ведомая предателями и этномутантами, превращается в тюрьму и могилу для народа Малой Руси. У народа Малой Руси сегодня нет иного пути кроме возвращения по частям в Россию. В контексте Переяславской даты аналитик О. Юрин Лондон настаивает на двух принципиальных моментах: первый — русскоязычные малороссы — это русские, и никак не украинцы; второй — критически необходимо реанимировать историческую топонимику наших земель.
Надо возвращаться к нашим корням на практике. Историк и публицист М. Равреба, перебравшийся в новейшие времена из Киева в Минск и тоже настаивающий на повторении Переяславского договора в наши дни, в своих публикациях в соцсетях расставил акценты в связи с фактами Переяславской Рады, обращая внимание на схожесть ситуаций той и нынешней: «1.
Но поскольку русская шляхта ополячилась и по призыву Иеремии Вишневецкого выступила основной реакционной силой, народное восстание возглавили достаточно посторонние для них люди - флибустьеры днепровских плавней, больше известные как запорожские казаки. Эти как их называли в свое время историки пираты, бандиты и грабители с большой дороги, полиэтническая смесь беглецов из Юго-Западной Руси, Дона, Молдавии и Валахии, Крымского ханства, Османской империи и прочих территорий просто заняли освободившееся место. Они, слившись в событиях середины XVII века с реестровыми казаками и частью малороссийского крестьянства, благодаря стечению обстоятельств стали привилегированным классом и правящей элитой малороссийского народа. Богдан Хмельницкий: непростой путь к Переяславской Раде. Бурные события в середине XVII века в Юго-Западной Руси являются ярким подтверждением тому, как много зависит в истории от отдельной личности. Роль Богдана Хмельницкого в том, что состоялась Переяславская рада 1654 года, трудно переоценить. За прошедшие годы о «гетмане Войска Запорожского» написано большое количество литературных произведений, научных исследований и исторических трудов. Еще в царской России начали ставить памятники Б. Но что интересно:его действия, стремления, принятые решения по-прежнему воспринимаются не просто по-разному, а с антагонистических позиций. Для одних он был и остаётся выразителем чаяний русского православного народа, боровшегося с порабощением панской Польшей, символом добровольного объединения населения Юго-Западной Руси с Русским государством. Для других - украинцем, который создал мифическое украинское независимое государство, которому только злые враги так и не дали стать уже тогда самой процветающей в Европе украинской державой. Если верить тому, что с каждым годом все обильнее публикуется на Украине, то степень «украинскости» в деятельности Б. Хмельницкого благодаря постоянным «открытиям» украинских учёных только повышается. Это у других народов национальность - категория статическая. На Украине степень «украинскости» запросто может меняться от нуля до бесконечности. Сегодня на Украине идет тотальная фальсификация истории. Сплошь и рядом источники переводятся на современный стандарт украинского языка и выдаются за подлинники, исторические названия корректируются с учетом современных взглядов украинофилов. Это прекрасно видно по Интернету, где сплошь и рядом видны попытки всю историю украинизировать. Поэтому нас не интересуют фантастические разработки украинофильского агитпропа. А вот вполне объективно посмотреть на историческую фигуру и те события, в которых она участвовала, стоит. Так кем же был Б. Прежде всего, дитём своего времени. Откуда родом, какого происхождения был его отец Михаил Хмельницкий, служивший чигиринским подстаростой, доподлинно не известно. Как не известно, был ли М. Хмельницкий шляхтичем. Главное мы знаем, что его мать - точно казачка. А казаками тогда в Речи Посполитой считались только черкасы. Семья Хмельницких, несмотря на разгул католицизма, оставалась православной. Поэтому Богдан Хмельницкий для казаков и по происхождению, и по религии однозначно был своим. Но образование он получил, как шляхтич. Уже в молодые годы, в 1620 году, Б. Хмельницкий принял участие в войне с турками, во время которой погиб его отец, а сам он на два года попал в турецкий плен. По возвращении из плена будущий запорожский гетман был зачислен в реестровое казачество. Здесь вместе с запорожскими казаками принимает активное участие в их набегах, скорее всего, чтобы поправить свое материальное положение. Но так как этот процесс был непростой, его пребывание в Сечи затянулось. За эти годы он прекрасно изучил среду запорожских казаков, что, несомненно, помогло ему потом, когда он в 1648 году поднял их на восстание. Особо он отличился в осаде Смоленска, а также, как утверждают некоторые исследователи, получил золотую саблю за храбрость, за спасение польского короля Владислава IV от плена во время одной из мелких военных операций под Москвой. Сохранилось также письменное упоминание в документах, связанных с восстанием Павлюка 1637-1638 годов. Тогда Б. Хмельницкий как генеральный писарь восставших казаков был одним из подписантов капитуляции. Хотя поляки жестоко расправлялись с восставшими, Б. Хмельницкий спокойно вернулся после этих событий в Чигирин сотником. С 1646 года как человек лично знакомый с польским королем Владиславом IV Б. Хмельницкий принимает активное участие в его интригах и попытках развязать войну с турками руками казаков. Хотя эта катавасия закончилась ничем, тем не менее впоследствии это дало возможность Б. Хмельницкому с целью склонения запорожских казаков к восстанию оперировать реальной или фальшивой королевской грамотой, будто гарантирующей восстановление казацких прав и привилегий. Вся биография Б. Хмельницкого говорит о том, что он был обычный подданный польского короля и о каком-либо выступлении против поляков у него и мыслей никогда не было. Всё изменила личная трагедия. Хмельницкому от отца в наследство достался небольшой хутор Суботов, недалеко от Чигирина. Здесь у него сложился давний конфликт с поляком Д. Чаплинским, чигиринским подстаростой. И одной из главных причин этого конфликта был, как это ни покажется удивительным, любовный треугольник. После смерти первой жены Богдана его гражданской женой, как бы сегодня сказали, стала сирота по имени Гелена, которая ухаживала за детьми Б. Хмельницкого от первого брака. Но с этим не мог смириться Д. В отсутствие Б. Хмельницкого он напал и разграбил его хутор, фактически до смерти высек его сына. Чаплинский также увез его гражданскую жену, а по другим источникам, она сама ушла, так как он вскоре обвенчался с ней по католическому обряду. Надежды на справедливый суд и обращения в высшие инстанции оказались для чигиринского сотника напрасными. Слишком высоко сидели в польской державе защитники обидчика Б. Более того, надоедливого правдоискателя, в конце концов, обвинили в заговоре и посадили в тюрьму, из которой он смог выбраться только благодаря заступничеству казацкой старшины. И вот только тогда Б. Хмельницкий дёрнул к запорожцам с желанием отомстить обидчикам. Так Речь Посполита получила себе опаснейшего врага. И раньше многие православные шляхтичи, сталкиваясь с дискриминацией, незаслуженными обидами и притеснением, становились противниками Польши. Примером этого может быть тот же черкасский староста князь Д. Поэтому появление таких обиженных, как Б. Хмельницкий, не исключение, а скорее закономерность. И хотя их было не так уж много, и у каждого были свои личные причины, это в большинстве своем были неординарные личности, которые не находили себе применения в затхлой атмосфере прогнившей Речи Посполитой. В феврале 1648 года Б. Хмельницкий собирает казаков на острове Томаковка, которые и принимают решение о нападении на Сечь в Никитском Рогу возле современного Никополя , где уже 10 лет находились поляки с реестровыми казаками. Поляки были разбиты, а реестровые казаки присоединились к восставшим. Многое в дальнейших событиях «хмельниччины» будет происходить по подобной схеме.
Дата и место проведения
- 18 января в истории. Переяславская рада
- Из жизни КПРФ
- В Крыму отмечают День единства России и Украины - Парламентская газета
- 18 января В 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией
В Крыму отмечают День единства России и Украины
Переяславская рада — представительное собрание запорожских казаков в Переяславле, на котором было принято решение о вхождении Украины в состав России. Сегодня, в далёком 1654 году в Малороссии (она же Украина) состоялась Переяславская рада — собрание представителей малороссийского казачества и запорожских казаков во главе с гетманом Богданом Хмельницким. ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654, собрания представителей преим. казаков Запорожского войска, избравших своим государем рус. царя Алексея Михайловича. Переяславская рада — взгляд через 360 лет. Праздничный митинг в честь 369-й годовщины Переяславской рады, на которой было принято историческое решение об объединении Малороссии с Россией, прошел в Симферополе, передает корреспондент РИА Новости Крым. 18 января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой запорожцами была принесена присяга на верность русскому царю.
Со дня Переяславской рады исполнилось 370 лет
8 (18) января 1654 г. в городе Переяславле (современный Переяслав-Хмельницкий) гетманом Богданом Хмельницким была созвана Рада – собрание представителей украинского народа, – которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Так Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. исполнили многовековое чаяние народа, разделенного еще в годы монголо-татарского владычества, — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью. ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654, собрания представителей преим. казаков Запорожского войска, избравших своим государем рус. царя Алексея Михайловича.
Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
Люди в ряде юго-восточных регионов не согласились с перспективой жить во враждебном к русским украинском государстве. Жители Крыма приняли решение о возвращении в состав России. Провозгласившие независимость Донецкая и Луганская Народные Республики на протяжении 8 лет подвергались обстрелам и атакам киевского режима. Против населения Донбасса украинские националисты начали фактически политику геноцида.
К февралю 2022 года стало окончательно понятно, что Киев и его западные кураторы не собираются разрешать кризис мирным путем и выполнять Минские соглашения. Россия начала специальную военную операцию по защите Донбасса. Сегодня наша страна активно восстанавливает жизнь на освобожденных территориях, а российское общество оказывает гуманитарную помощь жителям новых регионов.
После этого оскорбленный гетман собирает вокруг себя казаков и начинает боевые действия против Речи Посполитой. Целью повстанцев было освобождение от гнета со стороны польско-литовских феодалов. Эти идеи нашли отклик со стороны широких народных масс. В кратчайшие сроки восстанием были охвачены значительные территории современной Украины и Беларуси. До 1651 года союзником Хмельницкого был крымский хан, предоставивший ему значительную военную помощь. После ряда поражений и предательства со стороны крымских татар запорожские казаки вынуждены были обратиться за помощью к России. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с царем Алексеем Михайловичем еще в начале восстания.
Первое письмо русскому царю было написано в январе 1648. Подготовка к подписанию соглашения между запорожскими казаками и Россией велась в течение длительного времени. Алексей Михайлович справедливо опасался, что присоединение значительной части украинских земель приведет к неизбежному военному столкновению с Польшей. Чтобы заручиться общественной поддержкой, по приказу царя осенью 1653 года состоялось заседание Земского собора. Его участники одобрили вхождение запорожских земель в состав России. Для заключения соглашения с казаками отправили большое посольство, в состав которого включили самых искусных дипломатов. Для переговоров был выбран Переяслав — старинный город, расположенный примерно в 90 километрах от Киева.
Сейчас это Бориспольский район Украины. В память об этом важном историческом событии в 1943 году город переименовали в Переяслав-Хмельницкий. В октябре 2019 городу было возвращено прежнее название. Российская делегация прибыла в Переяслав 31 декабря 1653 по новому стилю — 10 января 1654. Представители Запорожской Сечи приехали 6 16 января 1654. Главные события, завершившиеся принятием присяги русскому царю, происходили 8 18 января 1654. Российскую сторону представляли: Бутурлин Василий — приближенный к царю боярин, известный дипломат и военачальник.
Возглавлял русское посольство на переговорах с Хмельницким; Лопухин Иларион — один из старейших государственных деятелей. Около 70 лет состоял на службе у русских царей. Глава Посольского приказа.
И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года.
Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст. С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей. В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей.
Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением.
После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан. Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа.
В наши дни об этом событии мало кто вспоминает и поминает, как будто и не было нашего братства, крещенного святой водой… - Мы-то с вами помним и это уже хорошо. И весь истинно русский мир об этом помнит и понимает, что Переяславская Рада знаменовала собой историческое соединение двух ветвей одного народа, который был условно разделен. Народа одной веры, одной крови, ибо между русскими и жителями нынешней Восточной Украины никакой разницы нет. Это южная ветвь одного и того же народа, источник веры нашей. Киев — Матерь городам русским, и это нас объединяло, объединяет и будет объединять, пока жив русский народ. Именно поэтому годовщина Переяславской Рады для нас всегда чрезвычайно важная дата, хотя и не круглая. Наибольшая часть - от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска — пребывала под польской властью, испытывая административные и религиозные притеснения. Она шла с переменным успехом то одной, то другой стороны. К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Малороссии были опустошены.
Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Тем более что к Москве тяготел и народ, видевший в ней опору православия, убежище от польского насилия. Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского 1591—1593 , Павлюка 1637 , Острянина 1638. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты.
Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17. Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет.
Переяславская рада
Поделиться «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», М. Хмелько 18 января 1654 года Переяславская рада, где собрались представители запорожского казачества, по предложению гетмана Богдана Хмельницкого всенародно решила войти в подданство русскому царю Алексею Михайловичу. Все левобережье Днепра стало российскими. О значении этого события для нашей страны и Европы и о его последствиях говорили с профессором МПГУ Виталием Захаровым и кандидатом исторических наук, главою канцелярии Императорского дома Александром Закатовым. Лавировать еще какое то время между интересами Речи Посполитой, Крымского ханства, Османской империи и Русского царства— наверно, могли бы. Но недолго. Когда крымский хан поддержал поляков против Сечи — ее ждало уничтожение.
А в середине 17 века было мощное антипольское восстание запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого. Основная цель — независимость от Речи Посполитой. Поначалу на стороне Хмельницкого выступал крымский хан. Но он перекинулся на сторону польско-литовского государства. Лишившись союзника и оказавшись меж двух огней, Хмельницкий понял: речь идет о выживании казаков. Контролируемая ими территория на левобережье Днепра сокращалась.
Оказавшись на грани уничтожения, Запорожская сечь вынуждена была обратиться к русскому царю Алексею Михайловичу. Если б казаки не потерпели несколько поражений подряд — они, может, и не обратились к Москве с таким предложением. Но поляки Сечь приперли к стенке. И Хмельницкий предложил царю принять под покровительство России контролируемые казаками территории, Гетманщину - на правах широкой автономии. Москва сохраняла им почти полностью самостоятельное управление этими территории гетманом, которого избирали казаки. Подразумевался сам Хмельницкий.
Сохранялись все привелегии казаков. Финансирование казацкого войска шло из русской казны, но управлялось войско самими казаками. И большая часть налогов, собираемых на данных территориях должна была оставаться у самих казаков. Да всего населения Малороссии.
Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь. Тем не менее, согласно данным московского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян женщины и холопы к присяге не приводились. Отказались присягать из православных лишь сторонники давнего врага Богдана Хмельницкого — Барабаша, у которого он ранее обманом выкрал королевскую грамоту которую использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша а также ряд представителей казацкой старшины — Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того что Барабаш рассчитывал получить в обмен на использование казаков в войне с Стамбульским Султанатом в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Богдан Хмельницкий с несогласными доподлинно не известно так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно кроме того что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять. Однако уже 1655 — через три месяца после отказа его руководства Полтавский полк уже упоминается как присягнувший в полном составе. А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой — Великое княжество Русское. Однако в 1659 году практически в полном составе за исключением старшин на битву при Конотопе не объявился, в остальных же полках также наблюдался недокомплект приведший к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков» католиков и униатов по вероисповеданию. А также вынудивший понести основную нагрузку и потери в данной битве королевские войска, в том числе элитные Краковские гусары потеряли как следует из количества назначенных пенсионов 268 человека. По одной из неакадемических легенд ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого вместе с которым они учились в иезуитской коллегии. Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит. Вскоре казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство московской Руси. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 года Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи. В результате Переяславской Рады и последовавшей за ней русско-польской войны, часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения. Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси включая город Киев , что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением. Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г. Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода Выговского на сторону Речи Посполитой. Как и в середине ХVII столетия, исторический спор о цивилизационном выборе Украины имеет в настоящий момент не только геополитическое, но и отчетливо выраженное классовое содержание. Интересы трудящихся в этом вопросе так же диаметрально расходятся с интересами крупного капитала, как они прежде расходились с интересами феодалов. Несмотря на проводимую господствующим национал-олигархическим режимом политику социального геноцида, все без исключения социальные, профессиональные, региональные и возрастные слои трудящихся Украины объективно заинтересованы в формировании добровольного равноправного союза братских восточнославянских народов. Это обусловлено тем, что создание такого союза обеспечило бы подъем отечественной экономики и предотвратило угрозу окончательного превращения нашей страны в объект неоколониальной эксплуатации Западом. А значит, и способствовало бы росту жизненного уровня населения, культурному и духовному развитию многонационального народа Украины. Итоги унизительного пресмыкательства украинских буржуазных «элит» и их националистических прислужников перед Западом без преувеличения можно назвать плачевными. Откровенная сдача национальных интересов ради сомнительного счастья попасть в Европейский Союз на правах приживалки, плюс раболепное выполнение безапелляционных «рекомендаций», спущенных из Вашингтона и Брюсселя, привели к вполне прогнозируемым последствиям. Украина стремительно превращается в полуколонию, сырьевой придаток государств «золотого миллиарда» и рынок сбыта залежалых западных товаров.
Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля приблизительно в границах Зборовского договора, занимавшая нынешние губернии: Полтавскую, Киевскую, Черниговскую, большую часть Волынской и Подольской , присоединялась под именем Малой России к Московскому государству, с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань налоги государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков. Число реестровых увеличивалось до шестидесяти тысяч, но дозволялось иметь и более охочих казаков». Костомаров Н. Последняя также бунтовала против панов, но, не имея казачества, была лишена костяка, вокруг которого можно было бы создать народную армию. Царь Алексей находился при войсках. За 1654 г. На юге успешно действовало русско-украинское войско. Казалось, разгром Речи Посполитой близок. Тем более, что у нее появился еще один враг. Швеция напала на Польшу летом 1655 г. В Речи Посполитой ряд магнатов и часть панов стали считать, что лучше договориться с Московией, может, даже объединиться с ней в личную унию, выбрав на престол Речи Посполитой Алексея Михайловича или его сына царевича Алексея. Так и войну с Русью можно кончить, и одолеть шведского короля Карла X. Эти идеи пришлись по душе в московских верхах, несмотря на протесты Хмельницкого, не желавшего мира с Речью Посполитой ни на каких условиях. Ожидая смерти престарелого польского монарха и выборов нового короля, Россия заключила с Польшей перемирие октябрь 1656 и принялась воевать с Швецией, надеясь вернуть себе выход к Балтике. Вначале война шла успешно. Русские захватили Дерпт, Динабург, Мариенбург, осадили Ригу. Однако взять Ригу московские полки не смогли. В Польше тем временем восторжествовали противники ориентации на Россию. Они заключили мир со Швецией и объявили войну Московскому царству. Планы унии таким образом оказались похороненными, а Россия стояла перед войной на два фронта, чего она себе позволить не могла. Уже чувствовалась усталость и войск, и народа, задавленного налогами, средства от которых поглощала эта длительная борьба. России пришлось пойти на уступки Швеции. В 1658 г. Россия по нему ничего не потеряла из того, что имела перед русско-шведской войной, но ничего и не приобрела. Захваченные прибалтийские крепости москвитяне вернули шведскому королю. Русские силы были вытеснены из Литвы и Белоруссии. Речь Посполитая контролировала Правобережную часть Украины. А в Москве уже отшумел медный бунт, неспокойно было на казачьем Дону и окраинах. На Левобережную Украину, где сохранялось гетманское правление, приехало множество московских воевод и приказных людей. Москвичи не очень считались с украинской самобытностью, так как полагали, что Украина уже такая же часть России, как и все другие. Все это огорчало тех, кому совсем не таким виделся союз Украины с «великим восточным царем». Расхождение своих и московских взглядов на отношения Москвы и Украины почувствовал еще Богдан Хмельницкий. Когда гетман выпивал лишнее, он плакал, сердился на «москалей», говорил: «Не того я хотел! Кто-то из них надеялся на автономию внутреннее самоуправление при польском покровительстве гетман Иван Выговский , кто-то - при крымском или турецком гетман Иван Брюховецкий , но Московия, опираясь на своих украинских сторонников, крепко держала вновь приобретенные земли. Главным достоинством Москвы в глазах простого украинского народа стало исчезновение с украинской земли, подвластной русскому царю, польских панов и их крепостного права. Наконец с поляками вступили в длительные переговоры.
По словам сенатора и председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова, в Крыму этот день отмечают с конца 1990-х годов на общественном уровне, а с 2011-го — уже как республиканский праздник. Вот уже более четверти века в годовщину Переяславской рады крымчане собираются возле памятника гетману Богдану Хмельницкому скульп-тора Виктора Гордеева в Симферополе. Первый раз в конце прошлого века у этого бюста они собрались по инициативе Русской общины Крыма. Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин убеждён, что воссоединение Запорожской Сечи «с Россией, взявшей эти земли под свою защиту, стало логичным волеизъявлением народа»: — Близость языков, культур, общность религии оказали решающее влияние на принятие казаками данного решения. Этот исторический факт буквально перечёркивает русофобские выпады современных украинских националистов, которые строят свою ложную теорию на их извечной борьбе с россиянами.
Сергей Аксёнов: Переяславская рада – символ единства народов исторической Руси
Переясла́вская ра́да — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. Переяславская рада – знаковое историческое событие, которым ознаменовалось освобождение части русского народа от польского гнета и воссоединение его с Россией. По результатам Переяславской Рады, казачеству были сохранены все привилегии, а сам казачий реестр увеличен до 60 тысяч, "весь старый уряд был сохранён полностью, оставлено право выбирать старшину и гетмана с последующим доведением до сведения Москвы. Рассуждая о Переяславской раде, необходимо вспомнить, что 11 октября 1653 г. в Москве состоялся исторический Земский собор, на котором по очередному, уже пятому прошению гетманских послов Кондратия Бурляя, Силуана Мужиловского, Ивана Выговского и Григория. Переяславская рада – это, безусловно, триумф Малой Руси, триумф малорусов (украинцев), поскольку воссоединение с Великой Русью было их вековой мечтой.
Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы (Часть 2)
- Переяславская Рада: воссоединение братских народов или аннексия Гетьманщины
- Причины, приведшие к событию
- Переяславская рада. Что это было?
- Комментарии