Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». О Мейерхольде он, в частности, сказал, что Всеволод Эмильевич давно работает на японскую разведку, что в Токио он известен под псевдонимом Борисов и что совместно с Секи Сано он ведет подготовку к теракту против Сталина. Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского.
PenzaNews - Новости Пенза
С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссёром Императорских театров – Александринского и Мариинского. Имя режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда (1874-1940) присвоили во вторник Новой сцене Александринского театра. На горельефе написано: «Здесь жил и работал с 1926 — 1939 годы выдающийся советский режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд». Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского.
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции 1922—1924. В 1928 году ГосТиМ едва не закрыт: режиссёра заподозрили в измене. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции. Мейерхольда заподозрили в желании остаться [21]. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр [21]. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом. Михаил Чехов встречался с Мейерхольдом в Берлине , вспоминал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах.
Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь.
За это время пройдут волны арестов, публичных процессов, показательных приговоров, расстрелов. Появится метод социалистического реализма и охраняющая его свора. Мейерхольду чем дальше, тем более ясно будут давать понять, что он — не часть нового канона. И тем не менее невозможно отменить неотменяемое. Самые резкие повороты в истории театра, самые яркие находки, самые громкие успехи и скандалы первых 35 лет ХХ века — это все был Мейерхольд.
Исчезновение Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года. Его театр к тому времени уже не существовал — он был ликвидирован приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 года. Но даже опальный и лишенный театра он оставался фигурой заметной: Константин Станиславский пригласил его в свою Оперную студию — после смерти Станиславского Мейерхольд эту студию возглавил и оставался ее руководителем вплоть до ареста. Есть обоснованное предположение, что Мейерхольда не трогали, пока Станиславский был жив, в иерархии сталинского СССР это покровительство что-то значило. Через три недели после ареста мужа погибла жена Мейерхольда, актриса Зинаида Райх,— по неподтвержденной версии, она была убита сотрудниками НКВД. После этого в квартиру Мейерхольдов в Брюсовом переулке заселились два человека из аппарата Берии. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх, 1930 Конец его жизни был чудовищен, чудовищность эта зафиксирована документально — материалы следственного дела Всеволода Мейерхольда сохранились и изданы.
Документы следственного дела В. Мейерхольда», изданной в 2022 году, собрано все то, что до этого десятилетиями публиковалось обрывками,— протоколы допросов, покаянные письма, следственные справки. Страницы, свидетельствующие о боли и страхе, которые ему причиняли все эти месяцы перед расстрелом. Боль и страх заливают собою все, отменяют логику и смысл, порождая гротеск возводимой на себя — и на других — напраслины. Японский шпион, троцкист, враг народа, буржуазный выродок — все это уже неважно, Мейерхольд на все согласен, лишь бы получить передышку от побоев и издевательств. Повторять не вредно, а в некоторых случаях — обязательно: невозможно соизмерять свой ужас перед варварством и насилием с гениальностью или известностью жертвы. В истории сталинских репрессий нет и не может быть никакого особенного счетчика, никакого специального тарифа для Мейерхольда, Хармса, Мандельштама, Вавилова.
То, что с ними произошло, не должно было произойти ни с одним человеком. Ни со стрелочником, ни с инженером, ни с дворником. А случилось с сотнями тысяч. Из-за размеров дыры, которая образуется в общей материи жизни. Предательство Итак, летом 1939 года Мейерхольд исчез. Его не стало в реальной жизни огромного числа людей, которых он учил, раздражал, провоцировал, восхищал, воодушевлял, которым он просто-напросто давал работу. Он исчез для своих актеров, для критиков, для своей публики, для своих друзей.
Ни о каком расстреле в феврале 1940-го никто не знал — ходили лишь противоречивые слухи. Тот же Гладков пересказывает аккуратно, ничему особенно не веря: говорили, что в одной из Ленинградских тюрем и болеет. Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки.
Мнения были диаметрально противоположные. Но так или иначе, спектакль стал явлением в театральной жизни столицы и автора постановки пригласили сначала в Мариинский, а затем в Александринский театр освежить закоренелое ритуальное однообразие и академизм этих театров. Он страстно проработал в императорских театрах 10 лет, постоянно конфликтуя с их изнеженными высокомерными актёрами. В экспериментальном духе Мейерхольд сумел поставить 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, включая шедевральный «Маскарад» по М.
Лермонтову на сцене Александринского театра. Режиссёрская партитура «Маскарада» гармонично связала филигранную работу художника А. Головина, музыку, игру актёров, мизансценический рисунок, ритм и темп в единое целое. Буржуазный по сути спектакль готовился шесть лет, на него были потрачены небывалые для тех времён средства. Вышел он в дни февральской революции 1917 года и стал своего рода последним аккордом в творчестве Мейерхольда перед тем, как режиссёр окунулся в стихию агитационного театра. И ему, жаждущему экспериментировать, эпоха перемен пришлась по душе. Режиссёр сменил свои элегантные наряды и шарфы на рабочую куртку и фуражку со звездой.
Далее он вступил в ряды РКП б , стал заведовать Курсами мастерства сценических постановок, к годовщине революции поставил первый гротесковый советский спектакль «Мистерия-буфф» по В. Маяковскому , оформленный художником-авангардистом К. Ведя курсы мастерства, для создания актёров нового типа, Мейерхольд придумал особую систему упражнений с тем, чтобы актёры были сродни цирковым — мобильными, физически сильными и способными быстро выполнять любую задачу на сцене. Свою систему он назвал биомеханикой. Конструктивизм в театре Мейерхольд В 1919—1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти. Театр им. Мейерхольда 1930 год Осенью 1920 года по приглашению наркома просвещения А.
Луначарского режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса. На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами больше всех досталось его бывшим учителям и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли. После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве. На его сцене режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября». Сцена из спектакля «Зори» Всеволода Мейерхольда С 1921 года Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актёров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов.
Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат. Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства.
Юткевич , В. Пётр Кончаловский. Портрет режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Асафьев , М. Гнесин , В. Шебалин , Д. Билибин , Ю. Денисов , М.
Добужинский , К. Родченко , А. Дейнека , В. Стенберг , Кукрыниксы , А. Тышлер , Н. Ульянов , В.
Якулов и др. В феврале 1984 г. В 1999 г. В 1991 г.
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». бессмысленной и беспощадной.
Увертюра уничтожения
Мейерхольд уверял, что все самые жуткие, самые чудовищные вещи должны быть выражены на сцене в радости — радости творчества. Для режиссера Брука персонаж Мейерхольд в этом сродни драматургу Шекспиру: Каким бы он ни был метафизическим, религиозным, высокопарным, всегда наступает момент смеховой разрядки, часто замешанный на телесных шутках. И для Мейерхольда, который надеялся, что его театр вновь откроется именно шекспировским «Гамлетом», английский драматург представлялся почти современником: В какие-то эпохи появляются люди, которым до зарезу нужен театр. Их-то я и называю великими зрителями. Они появились в эпоху Шекспира и вытолкнули его из своей толщи. Еще раз такие зрители появились в России в конце века и сразу после революции.
Но в последнем случае они создали вместо драматургов нас, режиссеров, что, может быть, в исторической перспективе одно и то же. Среди современников «великим зрителем» для Мейерхольда был также Гордон Крэг, режиссер, который придумал актеров-марионеток, декорации-ширмы и поразил своим «Гамлетом» Художественный театр и его зрителей. Мейерхольд сразу признал в нем единомышленника, и его имя не могло не прозвучать в спектакле. Дело в том, что стиль Мейерхольда развился под влиянием как психологического театра Станиславского, так и механистического метода Крэга. Актеры в спектакле Брука разыгрывают как будто простые этюды-упражнения.
То они вживаются в крошечную роль Слуги с единственной репликой и выходом, то мужчина изображает крепко выпившего человека, который пытается отпереть ключом дверь. Казалось бы, мелочь, не стоящая времени и внимания, но послушаем Мейерхольда: Поведение пьяных отличается только тем, что все их куски как бы не закончены. Вот начинается движение и вдруг обрывается. Или на движение тратится больше усилий, чем нужно. Или меньше.
В этом их комизм. Но он должен быть легким. Чем легче — тем смешнее и изящнее. Я бы проверял вкус актера по тому, как он играет пьяного. Знаменитая мейерхольдовская биомеханика, возникшая во время работы над «Великодушным рогоносцем», была прежде всего умением располагать свое тело в сценическом пространстве.
Способность актеров применить рефлекторную возбудимость на сцене имела и научные обоснования. В одно время с Мейерхольдом развивалась рефлексология В.
Ленсовета, которую сняли незадолго до премьеры. Тогда же официозная театральная критика нарекла Фоменко «осквернителем духа русской классики», из-за чего талантливый режиссер оказался персоной нон-грата почти во всех театрах страны.
Долгое время он не мог найти постоянную работу. Ему приходилось перебиваться случайными заработками на телевидении и в драмкружках. Не найдя работу в Москве и Ленинграде, он уехал в Грузию по приглашению Тбилисского театра им. В Россию он вернулся лишь через несколько лет, когда закончилась кампания по его травле.
Юрий Любимов В начале 80-х годов власти запретили спектакль «Высоцкий», посвященный памяти выдающегося поэта и актера. Юрий Петрович находился тогда за рубежом, и для него подобный удар в спину стал настоящим шоком. О нем запретили упоминать в печати, а его имя убрали со всех афиш.
Маяковскому , оформленный художником-авангардистом К.
Ведя курсы мастерства, для создания актёров нового типа, Мейерхольд придумал особую систему упражнений с тем, чтобы актёры были сродни цирковым — мобильными, физически сильными и способными быстро выполнять любую задачу на сцене. Свою систему он назвал биомеханикой. Конструктивизм в театре Мейерхольд В 1919—1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти. Театр им.
Мейерхольда 1930 год Осенью 1920 года по приглашению наркома просвещения А. Луначарского режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса. На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами больше всех досталось его бывшим учителям и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли.
После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве. На его сцене режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября». Сцена из спектакля «Зори» Всеволода Мейерхольда С 1921 года Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актёров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов.
Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат. Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра —Александром Таировым.
Личная жизнь В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения. В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх , которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе. Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму.
Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так. Райх после брака с взбалмошным неспокойным Сергеем Есениным смогла, наконец, осуществить свою мечту о семейном очаге. Она стала не только первой актрисой театра Мейерхольда и его единомышленницей, но и заботливой женой, мягким другом.
Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах.
Дом приобрела его супруга, актриса Зинаида Райх — вторая жена Есенина. Поэт оставил ей средства на воспитание детей Татьяны и Константина Есениных. Для Мейерхольда Райх тоже была второй супругой. От первого брака с Ольгой Мунт он имел трёх дочерей. В доме была большая терраса и русская печь. Балашихинская дача стала для режиссёра настоящим островком отдыха и тихой неспешной работы.
Сталину постановка не понравилась. Последовали критические отзывы, в которых режиссёра обвиняли в пустом эстетстве. По распоряжению советского Совнаркома в 1938 году театр имени Мейерхольда закрыли. В приказе о закрытии театра говорилось, что театр «скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя».
Как в СССР убили Мейерхольда.
Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского. Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости. По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра. Режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд уже давно установил отношения с властью. Мейерхольд первым из режиссеров пошел на сближение с Советской властью, не только как постановщик «Мистерии-буфф» Маяковского в оформлении ча, но и как театральный функционер-реформатор.
Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Мейерхольд, режиссер, театр, Троцкий, военное ведомство, Всевобуч, почетный красноармеец, тюрьма, арест, особый конвой. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен.