Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт). Что такое цифровые финансовые активы (ЦФА), кто является операторами информационных систем, обмена ЦФА.
Закон о цифровых финансовых активах – теоретический шаг к регулированию криптовалюты
При продаже ЦФА налоговая база будет определяться как разница между ценой реализации такого цифрового актива с учетом суммы налога и ценой приобретения этого цифрового актива также с учетом суммы налога. К ЦФА, которые удостоверяют права участия в капитале непубличного акционерного общества, будут применяться правила и порядок налогообложения, которые предусмотрены для акций такого общества. При определении налоговой базы по операциям с цифровыми активами будут учитываться доходы и расходы по всем операциям с ними за отчетный налоговый период. Налоговая база по операциям с цифровыми активами будет определяться у организаций совокупно с операциями необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами и отдельно от общей налоговой базы. Эмитент ЦФА оператор информационной системы должен будет предоставлять регулятору не позднее 1 февраля следующего года всю информацию обо всех операциях с ЦФА и о каждом физическом лице, который был стороной в сделках с ЦФА и являлся пользователем такой информационной системы.
Для принятия закона необходимо пройти еще несколько ступеней: второе и третье чтение, рассмотрение в Совете Федерации , и только после этого — подписание закона президентом. На каждом этапе законопроект может быть изменен или не принят вовсе. Материалы по теме:.
Новости Новости налогового законодательства Урегулирован порядок налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами, включающими одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право Дата публикации: 14.
Одновременно пункт 2 статьи 149 Кодекса дополнен подпунктом 38, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации цифровых финансовых активов. В этой связи скорректированы и изменены положения статей 154, 155, 161, 164, 167, 170, 171 и 172 Кодекса.
Думский комитет представил проект о расчетах в ЦФА во внешней торговлеЧитать подробнее В "антиотмывочный закон" закон вносится уточнение, согласно которому операции по передаче утилитарных цифровых прав, ЦФА или гибридных ЦФА подлежат обязательному контролю, если они совершаются в рамках внешнеторговых контрактов между резидентами и нерезидентами. ЦБ вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора по выпуску ЦФА сведения о бенефициарных владельцах лиц, выпустивших данные активы.
Госдума РФ запретила оплачивать товары и услуги цифровыми активами
Совершать операции с новым денежным форматом можно будет при помощи платформы цифрового рубля — специальной информационной системы, оператором которой является Банк России. У рубля теперь есть три формы: наличная, безналичная и цифровая. В 2024 году Банк России поэтапно подключит к платформе все кредитные организации. Первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова отмечала, что массовое внедрение цифрового рубля в России возможно в 2025—2027 годах.
Оно гласит, что эмитент имеет право выпустить собственные токены и осуществлять их сбыт пользователям. Однако некоторые виды токенов все же могут выпускать эмитенты лишь с определенным статусом. Покупку токенов, в свою очередь, могут осуществлять непосредственно инвесторы, но не все. Малоопытные, неквалифицированные инвесторы имеют право приобретать токены лишь на ту сумму, которая установлена Банком России. Так, например, еще в январской редакции 2018 года данная сумма ограничивалась порогом в 50 тыс. При этом в редакции от марта 2018 года данная сумма вообще не была указана в законопроекте.
Главные нюансы обращения цифровых финансовых активов Обмен криптовалют и токенов осуществляется их владельцами исключительно через специального оператора обмена цифровых финансовых активов. Данный пункт намекает на то, что в России должны впоследствии образоваться особые официальные обменные пункты. В свою очередь, для осуществления обмена пользователь обязан первоначально открыть кошелек у оператора. Это означает, что ему необходимо пройти весь процесс идентификации согласно закону «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данную версию законопроекта поддержали порядка 410 депутатов, только один представитель власти высказался против. Хоть документ и выглядел достаточно внушительно, а также содержал огромное количество формулировок, такой закон оказалось просто невозможно соблюдать. Причин на это было сразу несколько. На данный момент в РФ просто не существует необходимого для реализации закона реестра для подтверждения права собственности на цифровой актив. Соответственно, нет и валидаторов, которые представляли бы собой юридическое или физическое лицо, занимающееся внесением изменений в реестр.
Также в законе не обозначены правила ведения записей. Операторы обмена цифровых активов — это исключительно юрлица, согласно с законодательством Российской Федерации. Также на осуществление данной деятельности имеют право юрлица, которые считаются организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. Возможно у вас возник вопрос, в чем же все-таки проблема? Ответ очень прост: чтобы соответствовать всем вышеперечисленным требованиям оператор должен потратить слишком много времени, сил и денежных средств, что позволяет сделать вполне логичный с их точки зрения вывод — проще и актуальнее работать на «черном рынке», нежели легально. А про четкое определение для криптовалютного рынка даже не стоит и говорить. Его просто не существует. Из этого следует, что на данный момент неизвестно, на кого в принципе будет распространяться ограничение о максимальном количестве приобретенных токенов и на каком пороге данный лимит вообще будет обозначен. Статус эмитента токенов в России на данный момент получить фактически невозможно, если следовать содержанию законопроекта.
Для создания и выпуска собственных токенов необходимо будет собрать весьма обширный набор документов, окончательный состав которого все еще неизвестен.
При этом у ЦБ будет право определять признаки цифровых активов, которые будут доступны только квалифицированным инвесторам. Устанавливаются правила выпуска и обращения цифровых финансовых активов. Выпуск ЦФА осуществляется на основании решения о выпуске таких активов, которое должно содержать обязательные сведения определяется перечень таких сведений , составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выпускающего ЦФА, отражает вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, должно быть размещено в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения всех обязательств лица, выпустившего ЦФА. Решение о выпуске таких активов может быть адресовано неопределенному кругу лиц является публичной офертой либо определенному кругу лиц обязательно для ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале непубличного АО. Полномочия ЦБ Банк России наделяется полномочиями ведения реестра информационных систем и реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также надзора за деятельностью операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются ЦФА. ЦБ сможет устанавливать дополнительные требования к операторам информационных систем, к деятельности операторов обмена ЦФА включая требования к организации обращения ЦФА, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности.
Кроме того, документ исключает сведения о бенефициарном владельце в решении о выпуске цифровых финансовых активов. Банк России получит право запросить у лица, выпустившего цифровые финансовые активы, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Лицо, выпустившее ЦФА, и оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязаны будут по запросу Банка России представлять сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы.
«Приняли, но не совсем». Закон о цифровых финансовых активах
Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА), к которым относится и криптовалюта. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон о запрете использования цифровых финансовых активов (ЦФА) и частично утилитарных цифровых прав (УЦП) в качестве средства платежа на территории России. Разберем особенности закона, выпуска и оборота цифровых финансовых активах. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП) пока широко не распространены в нашей стране. Закон о них был принят в 2021 г., однако ранее налоговые правила не учитывали особенности обращения ЦФА и УЦП.
Путин подписал «антикриптовалютный» закон. Хорошо это или плохо?
Разберем особенности закона, выпуска и оборота цифровых финансовых активах. Закон о цифровых финансовых активах должен вступить в силу с 1 января 2021 года. Закон описывает цифровую валюту (криптовалюту) как имущество, а также как платежное средство, не являющееся денежной единицей Российской Федерации. Цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП) пока широко не распространены в нашей стране. Закон о них был принят в 2021 г., однако ранее налоговые правила не учитывали особенности обращения ЦФА и УЦП.
Путин подписал закон о налогообложении операций с цифровыми финансовыми активами
Сведения об осуществлении оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перечисления денежных средств между бенефициарами без изменения остатка денежных средств по номинальному счету, включаются в реестр операторов информационных систем. Статья 6. Требования к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить внесение изменение записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход цифровых финансовых активов определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким оператором информационной системы.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан проинформировать оператора обмена цифровых финансовых активов о внесении изменении записей о цифровых финансовых активах, произведенных в соответствии с настоящей частью, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения изменения записей. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 5 по запросам, направляемым уполномоченными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции; 6 по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя цифровых финансовых активов; 7 по требованию регистратора депозитария , в котором открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, в случае, предусмотренном пунктом 5. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, а также об участниках таких сделок не менее пяти лет с даты совершения соответствующих сделок.
Оператор информационной системы обязан обеспечить фактическую возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, права требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, удостоверенного цифровыми финансовыми активами, и прав по акциям непубличного акционерного общества, выпущенным в виде цифровых финансовых активов в том числе прав на участие в общем собрании акционеров, прав на получение выплат и иных прав , в порядке и на условиях, предусмотренных решением о выпуске соответствующих цифровых финансовых активов. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе осуществлять признание лиц квалифицированными инвесторами по их заявлениям в соответствии со статьей 51. Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, является возложение на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск таких цифровых финансовых активов, обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы.
В случае приобретения лицом, которое не является квалифицированным инвестором, цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, с превышением установленного Банком России предела суммы денежных средств и или совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в их оплату и или в качестве встречного предоставления, последствие, предусмотренное настоящей частью, применяется только в отношении цифровых финансовых активов, приобретенных с превышением указанного предела. В случае признания лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации последствие, предусмотренное настоящей частью, не применяется. Иск о применении последствия, предусмотренного настоящей частью, может быть предъявлен лицом, которое приобрело цифровые финансовые активы, соответствующие признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, в течение одного года с даты приобретения таких цифровых финансовых активов.
Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов включая требования к указанной информационной системе. Статья 7. Реестр операторов информационных систем, порядок согласования правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1.
Банк России в установленном им порядке включает оператора информационной системы в реестр операторов информационных систем не позднее трех рабочих дней со дня согласования Банком России правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Реестр операторов информационных систем размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок представления оператором информационной системы на согласование в Банк России правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также порядок представления в Банк России предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и требования к ним устанавливаются Банком России.
В срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня получения правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, Банк России принимает решение о согласовании указанных правил или решение об отказе в их согласовании. Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов: 1 в случае несоответствия правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России; 2 в случае несоответствия лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 5 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 статьи 5 настоящего Федерального закона; 3 в случае несоответствия оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, требованиям, установленным частями 13 и или 14 статьи 5 настоящего Федерального закона, и или требованиям, установленным частью 9 статьи 5. Банк России в письменной форме уведомляет о принятом решении об отказе в согласовании правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора этой информационной системы с указанием оснований отказа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в согласовании указанных правил.
В случае внесения изменений в согласованные Банком России правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор данной информационной системы обязан представить на согласование в Банк России указанные изменения в правила в виде новой редакции правил. В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, Банк России принимает решение о согласовании указанных изменений или об отказе в их согласовании. Банк России принимает решение об отказе в согласовании изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в случае их несоответствия требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и или несоответствия оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, требованиям, установленным частью 9 статьи 5.
Порядок представления и согласования изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, устанавливается Банком России. Внесенные в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, изменения вступают в силу не ранее даты согласования их Банком России. В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, требований настоящего Федерального закона либо неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных статьями 6 , 7 за исключением пункта 3 , 7.
В случае неоднократного в течение одного года неисполнения оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3. Со дня исключения оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем запрещается внесение изменение в соответствующую информационную систему записей о цифровых финансовых активах. Оператор информационной системы, исключенный из реестра операторов информационных систем, обязан не позднее 30 рабочих дней со дня его исключения из реестра операторов информационных систем обеспечить передачу хранящейся в информационной системе сводной информации о лицах, выпустивших цифровые финансовые активы, а также об обладателях цифровых финансовых активов, выпущенных в информационной системе, и принадлежащих им цифровых финансовых активах оператору иной информационной системы в порядке, установленном нормативным актом Банка России.
Указанная сводная информация должна быть сформирована по состоянию на день исключения оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе обратиться в Банк России с ходатайством об исключении его из реестра операторов информационных систем при условии полного исполнения обязательств лицами, выпустившими цифровые финансовые активы в соответствующей информационной системе, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов. Банк России исключает оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем не позднее 14 рабочих дней со дня представления им в Банк России ходатайства и документов, подтверждающих факт полного исполнения обязательств лицами, выпустившими цифровые финансовые активы в соответствующей информационной системе, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов.
Требования частей 2 в части представления в Банк России документов в отношении лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 5 настоящего Федерального закона и 5 в части отказа Банка России в согласовании правил информационной системы в случае несоответствия лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 5 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 статьи 5 настоящего Федерального закона настоящей статьи не распространяются на кредитные организации, организаторов торговли, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра или депозитарную деятельность, которые осуществляют деятельность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Статья 8. Ведение оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра пользователей информационной системы 1.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, осуществляет ведение реестра пользователей информационной системы в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Оператор информационной системы вправе привлечь для ведения реестра пользователей информационной системы лиц, выполняющих функции узлов информационной системы, а также операторов иных информационных систем. В реестр пользователей информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в отношении каждого пользователя вносится следующая информация: 1 сведения о пользователе информационной системы; 2 сведения, необходимые для аутентификации пользователя в информационной системе; 3 запись о том, в каком качестве пользователь аутентифицирован в информационной системе в качестве лица, выпускающего цифровые финансовые активы, обладателя цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов, номинального держателя цифровых финансовых активов.
Сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, вносятся в реестр пользователей информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, на основании документов, необходимых для подтверждения этих сведений. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан хранить указанные документы и сведения в течение всего срока нахождения пользователя в реестре пользователей информационной системы, а также в течение пяти лет после его исключения из реестра пользователей информационной системы. Документы, необходимые для подтверждения сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и порядок их представления, а также требования к хранению указанных документов и сведений определяются Банком России.
Статья 9. Ответственность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в соответствии с гражданским законодательством возместить убытки пользователям этой информационной системы, возникшие вследствие: 1 утраты информации, хранящейся в информационной системе, об объеме цифровых финансовых активов, принадлежащих их обладателям, и или о самих обладателях цифровых финансовых активов; 2 сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы; 3 предоставления пользователям информационной системы недостоверной, неполной и или вводящей в заблуждение информации об информационной системе, о правилах работы информационной системы и об операторе информационной системы; 4 нарушения оператором информационной системы правил работы информационной системы, в том числе нарушения требований бесперебойности и непрерывности функционирования информационной системы; 5 несоответствия информационной системы требованиям настоящего Федерального закона.
В случае сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор этой информационной системы также обязан совершить действия, реализующие волеизъявление пользователя информационной системы, реализации которого помешал такой сбой. Статья 10. Оператор обмена цифровых финансовых активов 1.
Сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, включая обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида либо на цифровые права, предусмотренные законом, в том числе сделки с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также сделки с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц. Оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, которые включены Банком России на основании их ходатайства в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России в установленном им порядке.
Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Оператор обмена цифровых финансовых активов, за исключением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося кредитной организацией либо организатором торговли, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о назначении избрании лиц на должности, указанные в подпункте "е" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 настоящей статьи, об освобождении лиц от указанных должностей, а также о возложении временного исполнения обязанностей по должностям, указанным в подпункте "е" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 настоящей статьи, и об освобождении от временного исполнения обязанностей по указанным должностям. Оператор обмена цифровых финансовых активов, за исключением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося кредитной организацией либо организатором торговли, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, представить в Банк России сведения о лицах, указанных в подпункте "ж" пункта 1 части 3 настоящей статьи.
В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в подпункте "е" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 настоящей статьи, требованиям к квалификации, установленным частью 4 настоящей статьи, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, Банк России вправе потребовать от оператора обмена цифровых финансовых активов, за исключением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося кредитной организацией либо организатором торговли, их замены в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в подпункте "ж" пункта 1 части 3 настоящей статьи, требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, Банк России в течение 30 дней со дня такого выявления направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении нарушений или о совершении сделки сделок , направленной на уменьшение участия лица, имеющего право прямо распоряжаться более чем 10 процентами акций долей оператора обмена цифровых финансовых активов, в уставном капитале такого оператора обмена цифровых финансовых активов до размера, не превышающего 10 процентов акций долей в уставном капитале такого оператора обмена цифровых финансовых активов. Копия предписания Банка России, указанного в настоящей части, направляется также оператору обмена цифровых финансовых активов.
Указанные в настоящей части лица обязаны исполнить предписание Банка России в течение 90 дней со дня его получения и не позднее 5 дней со дня его исполнения уведомить об этом оператора обмена цифровых финансовых активов и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Со дня размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направленном предписании Банка России до дня размещения информации о его отмене лица, которым было направлено предписание Банка России, и или акционеры участники оператора обмена цифровых финансовых активов, контроль в отношении которых осуществляют лица, которым было направлено предписание Банка России, и или лица, связанные с лицами, которым было направлено предписание Банка России, и совместно с ними осуществляющие права, удостоверенные акциями долями такого оператора обмена цифровых финансовых активов, имеют право голоса по количеству акций долей такого оператора обмена цифровых финансовых активов, в совокупности не превышающему 10 процентов акций долей такого оператора цифровых финансовых активов. Предписание Банка России, указанное в части 8 настоящей статьи, подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований.
Оператор обмена цифровых финансовых активов не позднее дня, следующего за днем получения копии акта об отмене предписания Банка России, обязан довести до сведения своих акционеров участников информацию о получении указанной копии акта об отмене предписания Банка России в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Оператор обмена цифровых финансовых активов обязан обеспечить хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами, совершенных через него, а также об участниках таких сделок не менее пяти лет с даты совершения соответствующих сделок. Оператор обмена цифровых финансовых активов обязан отказать в обеспечении заключения сделок с цифровыми финансовыми активами, совершаемых с нарушением требований части 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности операторов обмена цифровых финансовых активов включая требования к организации обращения цифровых финансовых активов, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности , дополнительные требования к информационной системе, с использованием которой совершаются сделки с цифровыми финансовыми активами через оператора обмена цифровых финансовых активов. Банк России осуществляет надзор за деятельностью оператора обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Банком России. Оператор обмена цифровых финансовых активов может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Оператором обмена цифровых финансовых активов, а также иных видов цифровых прав, выпущенных с использованием инвестиционной платформы, может быть оператор указанной инвестиционной платформы. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе осуществлять признание лиц квалифицированными инвесторами по их заявлениям в соответствии со статьей 51. Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, через оператора обмена цифровых финансовых активов является возложение на такого оператора обмена цифровых финансовых активов обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы.
В случае выявления Банком России нарушения оператором обмена цифровых финансовых активов требований настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, правил оператора обмена цифровых финансовых активов, прав и законных интересов пользователей информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, или в случае наличия угрозы правам и законным интересам пользователей информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, Банк России вправе в установленном им порядке: 1 полностью или частично ограничить осуществление оператором обмена цифровых финансовых активов деятельности по обеспечению заключения сделок с цифровыми финансовыми активами; 2 потребовать от оператора обмена цифровых финансовых активов замены лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.
Он добавил, что в документе содержатся нормы, наделяющие Банк России полномочиями определять условия и запреты совершения операций с цифровыми активами. Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
Выпуск и учет ЦФА производится только путем внесения записей в информационную систему на основе распределенного реестра это совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов или иную информационную систему. Обладателем ЦФА, согласно закону о цифровых финансовых активах, является лицо: включенное в реестр пользователей информационной системы, ведущей учет ЦФА; одновременно с этим имеющее доступ к системе через уникальный код. Банк России определил ЦФА, которые может приобретать только квалифицированный инвестор. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и перейдите в перечень ЦФА, которые не доступны неквалифицированным инвесторам. Участники операций с ЦФА Согласно закону о цифровых активах и криптовалюте операции с ЦФА невозможно производить без участия: Большая часть закона о цифровых финансовых активах и криптовалюте посвящена именно этим двум лицам. Оператор информационной системы Таковым может стать юридическое лицо в том числе банки и организаторы торговли , внесенное в специальный реестр операторов информационных систем. Порядок ведения реестра утвержден положением Банка России от 16.
Закон о цифровых активах и криптовалюте в 2024 году предъявляет определенные условия к операторам информационных систем: единоличный исполнительный орган оператора и главный бухгалтер должны удовлетворять квалификационным требованиям; оператор обязан обеспечивать бесперебойную работу информационной системы, надежное хранение информации; оператор должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить должностное лицо, ответственное за эти участки деятельности; оператор должен вести реестр пользователей информационной системы; оператор обязан предоставлять имеющиеся у него сведения в определенных законом случаях например, по требованию суда. Требования, предъявляемые к оператору информационных систем практически аналогичны требованиям, предъявляемым к оператору обмена ЦФА. Налоги и цифровые активы Правовые нормы операций с цифровыми активами находятся в активной разработке. Будут еще вноситься дополнения и изменения в действующие акты, упорядочивающие работу с криптовалютой.
Затем через разных операторов было выпущено более 50 ЦФА от разных эмитентов, в том числе и в иностранной валюте.
В конце 2022 года «Метровагонмаш» на платформе «Лайтхаус» разместил токены на 58 млн юаней. Эти активы используют одну и ту же технологию — блокчейн. На этом их сходство заканчивается. В отличие от ЦФА, популярные криптовалюты, например биткоин или эфириум, не считаются видом цифровых прав, в рамках которых у эмитента есть обязательства перед инвесторами.
Цифровые финансовые активы: что это и как с ними работать
Цифровые финансы могут в перспективе включить в этот процесс. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money kp. Полезная информация о цифровых финансовых активах Чтобы использовать ЦФА, нужно узнать, что они собой представляют. Полезную информацию о цифровых финансовых активах собрали в удобной таблице.
Что такое цифровой финансовый актив Набор данных, хранящихся в блокчейне — распределенном реестре на несколько участников. Подделках таких сведений исключена, так как в основе блокчейна лежат шифровальные механизмы. Кто следит за выпуском и обращением ЦФА Выпуск и обращение таких активов регулируется законом о ЦАФ и цифровой валюте, принятом в 2020 году.
Это могут быть исключительной российские юридические лица, включенные в специальный реестр Банка России. Статус таких операторов определяется Банком России. Выше этой суммы активы в течение одного года покупать нельзя.
Исключения: облигации федерального займа, золото и некоторые другие ЦФА. В нем определены условия выпуска, учета и обращения ЦФА, а также указаны особенности деятельности операторов информационных систем. Кроме того, документом определено, что именно признается ЦФА и что такое цифровая валюта.
Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей в реестре ; обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина. Цифровые финансовые активы Согласно п. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.
Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, то есть рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются. Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ.
Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты. Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА. Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги п. То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента или за рубли у резидента, и может продать за рубли резиденту или за доллары нерезиденту.
Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату за товары, работы, услуги. При этом Закон устанавливает ограничение только на прием цифровой валюты в качестве оплаты. Теоретически резидент РФ может за рубли в РФ купить цифровую валюту например биткойн или эфир , и рассчитаться нею с нерезидентом, например, за поставку товаров из Китая. Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы.
На законодательном уровне теперь это база данных, которая управляется узлами и работающая на сложных алгоритмах. В свою очередь, узлы — это участники сети, которые поддерживают работу распределенного реестра и подтверждают достоверность данных. Важно отметить, Закон о цифровых финансовых активах не распространяется на зарубежные блокчейны и выпущенные на них токены. Все остальное в Законе — скучный список обязательств эмитентов цифровых валют, которые должны быть зарегистрированы в Центробанке России. Также в Законе очень много нюансов, которые особо не будут интересны массовому потребителю. Тем н менее, ниже перечислены главные нюансы в Законе о цифровых финансовых активах: Запрещено распространение информации об использовании криптовалют в качестве средства платежа товаров и услуг Простыми словами, цифровой актив — это ценная бумага, выпущенная в распределенном реестре.
Для принятия закона необходимо пройти еще несколько ступеней: второе и третье чтение, рассмотрение в Совете Федерации , и только после этого — подписание закона президентом. На каждом этапе законопроект может быть изменен или не принят вовсе. Материалы по теме:.
Госдума приняла закон «О цифровых финансовых активах».
Обзор законопроекта о цифровых финансовых активах от юристов и экспертов рынка. Как избежать штрафов. Как этот закон затрагивает трейдеров и владельцев криптовалют. Анализ законопроектов о регулировании рынка криптовалют в России. Закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ вносит изменения в порядок использования цифровых финансовых активов (ЦФА) в международных расчетах. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается дополнить статьей 14.1, посвященной специально майнингу цифровой валюты.
Налогообложение цифровых финансовых активов
RU - Госдума приняла в первом чтении законопроект, который прописывает особенности налогообложения выпуска, продажи и обмена на российских блокчейн-платформах цифровых финансовых активов ЦФА и утилитарных цифровых прав УЦП. Законопроект N106872-8 в середине апреля внесло в Госдуму правительство. Сейчас российское законодательство не содержит специального налогового регулирования НДС, налог на прибыль, НДФЛ операций с цифровыми активами, в итоге к ним применяются действующие нормы. Выпуск ЦФА порождает у их эмитентов возникновение дохода, облагаемого налогом на прибыль организаций на момент их выпуска, а не при погашении, когда понятен реальный финансовый результат, что делает экономически необоснованными проекты, предполагающие выпуск таких цифровых прав для привлечения финансирования. Доходы физических лиц от продажи ЦФА облагаются НДФЛ без возможности их уменьшения на расходы, связанные с их приобретением в отличии, например, от операций с ценными бумагами.
И туда текут средства. Зачем им что-то регулировать, если реальные деньги поменяны на что-то виртуальное? То есть, не создавая физического товара, эти страны получили деньги, инвестиции и т. Позиция собеседника «Московской газеты» в том, что рынок надо сначала развивать, а уже «по ходу процесса его регулировать». Директор по маркетингу Intelinvest. Сейчас законодательно покупка NFT не регулируется и не обеспечивает покупателей такими базовыми правами интеллектуальной собственности, как, например, запрет на использование произведения третьим лицам. Урегулирование отрасли позволит перейти к следующему этапу развития, который сопровождается ростом институциональных инвесторов, создание ими ETF и других инвестиционных продуктов для розничных инвесторов, что приведет к активному использованию криптовалюты при трансграничных расчётах и росту капитализации всего криптовалютного рынка», — отметил Станислав Самсонов. Справка «Московской газеты» NFT Non Fungible Token — цифровой сертификат, подтверждающий право владельца на уникальный и невзаимозаменяемый контент.
Соответствующее уведомление должно быть подано в период с 1 января по 30 июня 2021 года. Указ также утверждает форму представления сведений в уведомлении. Для цифровых финансовых активов и цифровых прав необходимо указывать их форму, дату приобретения, общее количество, а также сведения об операторе информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов в т. Для утилитарных цифровых прав в уведомление включаются сведения об их уникальном условном обозначении, дате приобретения, объеме инвестиций, а также об операторе инвестиционной платформы.
В настоящее время использование цифровых прав при осуществлении внешнеторговой деятельности не подпадает ни под валютное регулирование и валютный контроль, ни под регулирование внешнеторговой деятельности. Документ устанавливает возможность проведения внешнеторговых сделок с использованием цифровых активов в качестве средства платежа. Валютными операциями признаются операции между резидентом и нерезидентом либо между нерезидентами по приобретению и отчуждению цифровых активов на законных основаниях. Банк России наделяется полномочиями по установлению условий совершения отдельных валютных операций с цифровыми активами и установлению запрета на их совершение.