Распад Британской империи (2021) – 9 просмотров, продолжительность: 38:59 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Волкова в социальной сети Мой Мир. ИМПЕРСКИЙ ПУТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ И УПАДКА АНГЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ». В данной статье вы рассмотрите историю распада Британской империи и становления Содружества. Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи.
Закат солнца над Британской империей
В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве. Британская империя рухнула вместе с ее колониальной системой, и попытки возродить ее обречены на провал, пишет Spiked. Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада.
Экономическая мощь
- Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет
- ... и закат Британской империи. Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века
- Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
- Вам могут понравиться
Как и когда пала британская империя
Члены Британского содружества, признавшие Вестминстерский статут 1931, имеют статус коро- левств Содружества Commonwealth realms , что означает их полную самостоятельность при сохра- нении за британским монархом поста главы соответствующего государства. Из 54 членов Содружества статус королевства имеют лишь шестнадцать. На 1931 год статут был применён к существовавшим на тот момент доминионам: Австралийское Со- дружество, Доминион Канада, Ирландское свободное государство, Доминион Ньюфаундленд, Южно- Африканский Союз и Новая Зеландия. Австралия ратифицировала статут только в 1942 году, при этом, чтобы оправдать участие в войне, действие закона было распространено на период с 3 сентября 1939 года.
Новая Зеландия ратифици- ровала статут 25 ноября 1947 года. Ньюфаундленд статут не ратифицировал; по запросу местного правительства, метрополия в 1934 году ввела прямое правление, сохранявшееся вплоть до преобра- зования Ньюфаундленда в провинцию Канады в 1949 году. Содружество наций — объединение независимых государств, в которое входит Великобритания и большинство ее бывших колоний, которые ранее образовывали Британскую империю.
Членство в организации является сугубо добровольным — каждый участник Содружества может в любое время выйти из него по своему желанию. По традиции формальной главой Содружества избирается монарх Великобритании, а административное руководство осуществляется Секретариатом, штаб-квартира которого находится в Лондоне. Монарх Великобритании также юридически является правителем многих стран, входящих в Содружество, хотя фактически никакого отношения к их управлению не имеет.
Именно таким фарсом и выглядят попытки официального Лондона сдержать окончательный распад Британского государства до исторической области, которую населяли англосаксы — территории современной Англии. Ирландский, шотландский, а в последнее время и валлийский вопрос, последовательно пытаются снять с повестки дня, заглушить, исказить. Все ради того, чтобы оставить Британию единой и избежать объявления этими странами независимости, которую многие из них ждали поколениями. Для того чтобы понять, что значит для шотландского народа независимость, достаточно обратиться к истории. Разрушительные войны, государственные перевороты и жестоко подавляемые восстания — отношения Лондона с северными соседями всегда были далеки от добрососедских. Впрочем, так или иначе, но амбиции англичан по единоличному доминированию на своем острове все же были удовлетворены в начале 18 века, когда Шотландия де-юре стала частью союзного государства со столицей в Лондоне. Потеря Шотландией суверенитета началась с подписания в 1707 году «Акта об унии», по которому шотландский парламент прекратил свое существование в пользу объединенного законодательного органа в Лондоне. По иронии судьбы сегодня именно воссозданный спустя почти 300 лет, в 1999 году, парламент Шотландии стал сердцем возрожденной борьбы за независимость. Немногим более десяти лет с момента реставрации шотландского парламента — в начале 2010-х, британскую политику характеризовали два вопроса. Первый — о пересмотре условий членства в Евросоюзе и второй — о независимости Шотландии.
И тут британское правительство продемонстрировало предельно холодный расчет, извлекая из ситуации максимум политической выгоды. Вопрос с ЕС был на время отложен, а шотландцам предложили провести референдум о независимости. Провести, это важно, один раз в поколение, то есть «закрыть вопрос» минимум на ближайшие двадцать лет. Одним из ключевых аргументов, возглавленной британским премьером Кэмероном кампании «No» «Нет» - ответ на вопрос бюллетеня, должна ли Шотландия стать независимой было то, что выйдя из состава Соединенного Королевства, Шотландия одновременно перестанет быть частью Евросоюза, что, безусловно, окажет негативное воздействие на экономику страны. Более того было очевидно, что с учетом тогдашнего широкого влияния Британии в ЕС, вопрос о вступлении шотландцев в союз будет встречать если не сопротивление, то полное отсутствие энтузиазма со стороны европейских чиновников. Как заявил глава Еврокомиссии 2004-2014 Жозе Мануэл Баррозу: В случае если появится новая страна, новое государство, вышедшее из состава одного из нынешних государств-членов ЕС, этой стране придется подавать новую заявку на членство… И конечно, будет крайне сложно получить одобрение всех членов ЕС на вступление страны, отделившейся от другой страны-члена ЕС. Проще говоря, Шотландии дали понять, что выйдя из состава Соединенного Королевства, в ЕС она если и попадет, то очень не скоро и с максимальным количеством бюрократических проволочек. С учетом того, что о реальном выходе из Евросоюза в публичной британской политике тогда рассуждали немногие, шотландские избиратели все же предпочли не покидать Соединенное Королевство. А дальше шотландцев, выражаясь языком персонажей известного британского режиссера Гая Ричи, «попросту кинули». А как иначе воспринимать то, что менее двух лет спустя с момента референдума о независимости Шотландии — 27 мая 2016 года, королева Великобритании Елизавета II объявляет о том, что Британию ждет новый референдум.
Теперь уже о членстве в ЕС. Да, том самом членстве, которое де-факто и убедило шотландского избирателя принять доводы официального Лондона и остаться.
Не дожидаясь смерти Елизаветы II, в прошлом ноябре о провозглашении республики объявило островное государство Барбадос. Весной на путь, ведущий к безоговорочной независимости, встала Ямайка: ожидается, что он займет у нее три года. Расположенное поблизости карликовое государство Антигуа и Барбуда вошло в историю тем, что первым собралось отменить монархию при новом короле Карле III. Премьер Антигуа, едва дождавшийся монарших похорон, объяснился перед англичанами. Он не считает задуманный переход сколько-нибудь враждебным шагом. Просто ушло время Британии — и кто-то должен открыто объявить об этом. В действительности лейтмотив обиды или претензий еще вполне угадывается за действиями карибцев.
Ужесточение визовой политики лишает в их глазах связи с Великобританией какого-либо смысла. Тропические острова а там располагаются финансовые гавани-офшоры сталкиваются с давлением стран первого мира и не чувствуют при этом никакой поддержки Лондона. Среди местного населения распространяются идеи панафриканизма — учения об общих интересах всех людей с черной кожей, что уверенно ссорит их с Британией. То, что в Центральную Америку предков афрокарибцев привезли невольниками, слишком хорошо известно и рождает чувство неоплаченной обиды. В XXI веке каждый визит Виндзоров на Карибы местные гражданские организации использовали, чтобы потребовать извинений, в некоторых случаях — в денежной форме репараций. В ответ монаршей фамилии приходится защищаться. В прошлом ноябре будущий Карл III объявил, что скорбит по причине "ужасающей жестокости рабовладения", которая "навсегда оставила пятно на британской истории". А его сын Уильям во время неудачного визита на Ямайку в марте — тогда же премьер этой страны объявил о желании упразднить монархию — поделился со все еще подданными короны "глубокой печалью"от того, что Британская империя торговала рабами. Но этого уже оказалось мало: 100 влиятельных местных уроженцев посчитали извинения недостаточными.
Уильяму они адресовали письмо , в котором осудили его бабушку Елизавету за то, что та "70 лет находясь на троне, не сделала ничего, чтобы возместить и искупить страдания наших предков, которые те претерпели за все время работорговли африканцами, их порабощения и колонизации". От Уильяма ждут других извинений, весомо подкрепленных деньгами.
Индия, Бирма были живым упреком англичанам. Сказав о них вслух однажды, отец и впредь напоминал о них англичанам, бередя своими сильными пальцами раны их больной совести, подталкивая, подгоняя их. Он поступал так не из упрямства, а потому, что был убежден в своей правоте; Черчилль это знал, и именно это беспокоило его больше всего.
Он ловко перевел разговор на другое, так же ловко втянул в него Гарри Гопкинса, брата, меня - всех нас, лишь бы только увести отца от этой темы, не слышать его высказываний по колониальному вопросу и его настойчивых, раздражающих рассуждений о несправедливости преференциальных имперских торговых соглашений. Был уже третий час ночи, когда английские гости распрощались. Я помог отцу добраться до его каюты и уселся там, чтобы выкурить с ним по последней папиросе. На этот счет не беспокойся. Мы с ним прекрасно поладим.
Я полагаю, что мы еще поговорим об Индии более основательно, прежде чем исчерпаем эту тему. Мы поговорим обо всем этом. Не упускай из виду одно обстоятельство. Он идеальный премьер-министр военного времени. Его основная, единственная задача заключается в том, чтобы Англия выстояла в этой войне.
Но заметил ли ты, как он меняет тему, когда речь заходит о какой-нибудь послевоенной проблеме? Щекотливые для него. У него идеальный склад ума для военного руководителя. Но чтобы Уинстон Черчилль руководил Англией после войны? Нет, не будет этого.
Жизнь показала, что в этом вопросе английский народ согласился с отцом. На следующее утро, часов в одиннадцать, премьер-министр снова явился в капитанскую каюту «Августы». Он просидел у отца два часа, занимаясь Хартией. В течение этих двух часов я несколько раз входил в каюту и ловил налету обрывки разговора; при этом я все старался понять, каким образом Черчилль сумеет примирить идеи Хартии с тем, что он говорил накануне вечером. Думаю, что он и сам этого не знал.
Хартия была его детищем с того самого момента, как она была задумана в Вашингтоне; он вылетел из Вашингтона с рабочим проектом окончательного ее текста в портфеле; весь мир знает, как велико было и остается значение этой декларации. И, конечно, не он и не отец виновны в том, что она так плохо выполняется. Во всяком случае, работа над редакцией отдельных формулировок продолжалась до завтрака; затем премьер-министр и его помощники вернулись на свой корабль. После завтрака отец занимался почтой и законопроектами конгресса, требовавшими его внимания: самолет в Вашингтон вылетал в тот же день. К середине дня Черчиллю удалось урвать несколько минут для отдыха.
С палубы «Августы» мы наблюдали, как он сходил с «Принца Уэльского», намереваясь пройтись по берегу и взобраться на утес, высившийся над бухтой. На воду спустили вельбот; английские матросы пригнали его на веслах к трапу, и премьер-министр быстро сбежал по ступенькам. На нем была вязаная фуфайка с короткими рукавами и штаны, не доходившие до колен. С нашего наблюдательного пункта он казался огромным толстым мальчиком, которому нехватало только игрушечного ведерка и лопатки, чтобы поиграть в песке на пляже. Очутившись в вельботе, он направился прямо к рулю и стал командовать.
До нас доносились его отрывистые распоряжения; матросы гребли с большим усердием. Наконец, все они скрылись из вида, но нам потом рассказали о дальнейшем ходе событий. Премьер-министр быстро полез на утес, возвышавшийся на триста-четыреста футов над берегом. Вскарабкавшись туда, он посмотрел вниз и увидел, что некоторые его спутники привольно расположились на пляже в надежде на проблески солнца. Черчилль тотчас же набрал горсть камешков и стал развлекаться, разгоняя своих напуганных спутников удачными попаданиями.
Веселые забавы сильных мира сего! В семь часов премьер-министр опять приехал к нам на обед - на сей раз по-настоящему неофициальный: кроме отца и Черчилля, присутствовали только Гарри Гопкинс, мой брат и я. Это был вечер отдыха; несмотря на вчерашний спор, все мы были как бы членами одной семьи и вели неторопливую и непринужденную беседу. Все же Черчиллем попрежнему владело стремление убедить нас, что Соединенные Штаты должны немедленно объявить войну Германии, но он понимал, что в этом вопросе он обречен на поражение. Сообщения о совещаниях наших военных представителей, происходивших непрерывно в последние дни, говорили о растущей убежденности обеих сторон в том, что для достижения окончательной победы Англия нуждается в американской промышленности и в активных действиях Америки; впрочем, в этом вряд ли кто-нибудь сомневался и раньше.
Сознание этой зависимости не могло не сказаться на отношениях между двумя руководителями. Постепенно, очень медленно, мантия вождя сползала с плеч англичанина на плечи американца.
Вы точно человек?
Есть один весьма интересный факт: «Империя» Фергюсона впервые вышла в 2003 году, а в России увидела свет в 2013-м. В наибольшей опасности наследие бывшей Британской империи оказалось на не имеющих собственного англосаксонского населения Карибах. В период расцвета Британская империя, крупнейшая в новой истории, занимала четвертую часть суши и управляла четвертой частью мирового населения. Причина распада Британской империи таилась в том, что принцип взаимоотношений между метрополиями и колонией устарел. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи.
История британской империи. Процесс распада британской империи
Поэтому британцы ожидали, что помощь не только продолжится в прежних размерах, но будет «прощён» сам долг и выдан беспроцентный кредит на восстановление экономики. Когда 2 сентября Вашингтон внезапно прекратил действие ленд-лиза, крупные партии важнейших товаров уже успели прибыть в Британию, а другая часть грузов уже была отправлена к берегам Британии. Британия нуждалась в оборудовании. И, как следствие, внутри Содружества развалилась вся торговая система «британских преференций», чрезвычайно ослабив экономику Британии и сильно уменьшив её значение в мире.
В свою очередь, американские заправилы с Восточного побережья, как их чуть позже станут называть, понимали, что для доминирования в послевоенном мире США потребуются обширные знания и навыки дельцов из Лондона. После 1945 года Британии было позволено поддерживать своё влияние в мире, но только косвенно, через развитие и углубление «личных связей» с США в качестве исключительно младшего партнёра в мире, который уже объективно превращался в Американский век. Денежно-финансовый колосс послевоенной американской гегемонии полагался, однако, и на огромную военную силу США, дабы гарантировать своё превосходство в мире после 1945 года.
В конце концов, что другое могло бы предотвратить объединение остальных наций в союз для разрушения Американского века? Например, что помешало бы бывшим союзникам 1945 года стать смертельными врагами через десять-двадцать лет? Ответ на этот вопрос Вашингтон предъявил миру всего за четыре недели до отмены ленд-лиза.
США в тайне разработали самое страшное оружие в военной истории.
По сути, это межправительственная организация, которая поддерживает экономические, политические и социальные связи, сложившиеся между метрополией и колониями за долгие годы. К Содружеству присоединяются страны, которые никогда не были колониями Великобритании. Сегодня Соединенное Королевство сохраняет суверенитет над 14 территориями.
С 2002 года они носят статус Британских заморских территорий. Содружество наций строится на принципах равенства. Главой Содружества продолжает быть британская королева. Она не выполняет никаких формальных функций, ее роль носит символический характер.
Эта должность не передается по наследству, поэтому при смене монарха решение о его статусе для Содружества будут принимать правительства стран-членов. Замечание 1 Таким образом, Содружество наций стало своеобразным продолжением Британской империи, сохранив связи и отношения между бывшими колониями. Как отмечают некоторые эксперты, это больше психологический, нежели экономический союз стран, столько лет находившихся во взаимодействии друг с другом.
Ибо понесла мощные финансовые потери, особенно во второй мировой. После которых уже не могла окончательно восстановиться. И не способна была удерживать территории с многократно превосходящим собственно англичан туземным населением. Англичане после 1945-го довольно быстро осознали, что смогут попытаться удержать свои владения лишь грубой военной силой.
А применять такую силу придется одновременно буквально в половине мира... На что британцев явно уже не хватит. Как не хватит и всех финансов Британской короны. В любом случае - проиграют! Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю И правительство во главе с премьером Клементом Этли приступило к немедленным действиям по роспуску империи. Одной из первых уже в 1947-м году приобрела свободу Индия, "жемчужина Британской короны". При том, что на тот момент на индийском субконтиненте как раз никакого антианглийского восстания не было.
В этом обзоре знакомимся с анимированными картами Британской, Османской и Российской империй. Кладезь содержательных карт в виде анимированных видеороликов можно найти на YouTube-канале Олли Бай , где десятки видео распределены в плейлисты: История мира , Концептуальная история , Исторические войны и История наций. Для этого обзора мы отобрали несколько имперских карт. Также на канале Олли Бай можно посмотреть, например, как по годам присоединялись новые территории к Священной Римской империи , карту расцвета и падения империи Великих Моголов или сикхов , карту Наполеоновских войн и многое другое. Взлёт и падение Британской империи с 519 по 2014 год.
Её прозвали империей, «над которой никогда не заходит солнце». Имея колонии на всех обитаемых континентах, она стала крупнейшей из когда-либо существовавших империй в истории человечества. На своём пике в 1922 году Британская империя управляла пятой частью населения мира и четвертью общей площади земли в мире. А началось всё с завоевания самой Британии. На экране справа от карты имеется блок с разъяснениями и описанием событий.
Интересные факты о Британской империи
Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии. Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ".
Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий. Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным. Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский геополитик И.
Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна. В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее.
Но этот путь вел к созданию своеобразной "метаимперии ", объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового и ценностного единства. К Британской колонизации вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П. ЛеруаБолье о том, что: "колонизация - это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам ". Это в конечном счете попытка приведения мира в соответствие с тем идеалом, который присущ данному народу. Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905-07. Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления.
Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи. В конце 19 - начале 20 вв. Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов. Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет пл. Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов.
Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора 1919. В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций. В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями Великобритании.
Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии. Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия без северной части - Ольстера, оставшегося в составе Великобритании ; в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой. В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком.
Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство. Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов. Имперская конференция 1926 г. Но в экономическом отношении доминионы кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии. Страны Британской империи кроме Канады вошли в созданный Великобританией в 1931 г. В 1932 г. Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами.
Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями. Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами. В конце 1933 Ньюфаундленд, экономика которого в результате хозяйничанья английских и американских монополий оказалась на грани краха, был лишён статуса доминиона и перешёл под управление английского губернатора. Мировой экономический кризис 1929-33 гг. В страны Британской империи проникал американский, японский и германский капитал. Однако английский капитал сохранял в империи господствующее положение. В 1938 г.
Великобритания занимала главное место в их внешней торговле. Все страны Британская империя были охвачены единой системой «имперской обороны», составными частями которой стали военные базы в стратегически важных пунктах Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден, Сингапур и др. Английский империализм использовал базы для борьбы за расширение своего влияния в странах Азии и Африки, против национально-освободительного движения угнетённых народов. В самом начале 2-й мировой войны 1939-45 гг. В годы войны, выявившей слабость английского империализма, резко обострился кризис Британской империи. В результате ряда тяжёлых поражений, понесённых в войне с Японией, позиции Великобритании были подорваны в Юго- Восточной Азии. В странах Британской империи развернулось широкое антиколониальное движение.
Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. В 1946 была провозглашена независимость Трансиордании. Под давлением мощной антиимпериалистической борьбы Великобритания была вынуждена предоставить независимость Индии 1947 ; при этом страна была разделена по религиозному признаку на Индию доминион с 1947, республика с 1950 и Пакистан доминион с 1947, республика с 1956. На независимый путь развития встали также Бирма и Цейлон 1948. В 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации с 15 мая 1948 британского мандата на Палестину и о создании на её территории двух самостоятельных государств арабского и еврейского. Пытаясь остановить борьбу народов за независимость, английские империалисты вели колониальные войны в Малайе, Кении, на Кипре, в Адене, применяли вооружённое насилие в др.
Однако все попытки сохранить колониальную империю потерпели крах. Подавляющее большинство народов колониальной части Британской империи добилось политической независимости. Если в 1945 население английских колоний составляло около 432 млн. От английского колониального господства освободились: в 1956 - Судан; в 1957 - Гана бывшая британская колония Золотой Берег и бывшая британская подопечная территория Того , Малайя в 1963 вместе с бывшими британскими колониями Сингапур, Саравак и Северное Борнео Сабах образовала федерацию Малайзию; Сингапур в 1965 вышел из Федерации ; в 1960 - Сомали бывшая британская колония Сомалиленд и бывшая подопечная территория ООН Сомали, находившаяся под управлением Италии , Кипр, Нигерия в 1961 в состав федерации Нигерии вошла северная часть подопечной территории ООН Камеруна Брит. Были свергнуты проанглийские монархические режимы в Египте 1952 и Ираке 1958. Независимости добились бывшая подопечная территории Новой Зеландии Западная Самоа 1962 и бывшая подопечная территория Австралии, Великобритании и Новой Зеландии Науру 1968. Франция в XVIII веке была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию.
Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV-XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями - за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения крестьянству и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа. Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций точка зрения Монтескье или по отношению к правам народа точка зрения Руссо. Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот.
Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты реформы в политической и экономической областях, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка. Уэйвелл и другие заявляли, что «Британия не потеряет престиж и мощь, но даже сможет его повысить, передав Индию индусам». Идея заключалась в том, что партнерство сменит опеку. Станет проводиться сотрудничество в вопросах торговли, финансов и обороны. Оба новых доминиона будет верны короне. Но ничего из этого не произошло. Раздел привел к отторжению Пакистана и Индии от Великобритании и усилил вражду между двумя новыми государствами.
Неру сделал Индию республикой, и она оставалась в Содружестве только потому, что эта организация, призрак империи, могла по желанию менять форму. Лорд Саймон в прошлом - сэр Джон плакался Уинстону Черчиллю в 1949 г. Неру получил преимущества без ответственности, чем позволил Криппсу воплотить свои честолюбивые стремления в жизнь - «развалить Британскую империю». Исламская Республика Пакистан развалилась на две восточное крыло стало Бангладеш. Их правительства установили связи с другими мусульманскими странами. По мере развития экономики Индии, коммерческие связи нарушались вместе с сентиментальными. Неру сохранял нейтралитет своей страны во время «холодной войны», но казался более враждебным капиталистическому, а не коммунистическому империализму.
Важнее всего то, что после раздела индийской армии между Индией и Пакистаном, полуостров более никогда не мог стать английской казармой в восточных морях. Как сказал фельдмаршал лорд Аленбрук, когда правление прекратило существование, «замковый камень арки обороны нашего Содружества был потерян, а наша имперская защита рухнула». Земля содрогнулась. Соседние колониальные здания в Малайе, Бирме и на Цейлоне больше не были безопасными и надежными. В отличие от Римской империи, которая сохранялась на востоке на протяжении тысячи лет после того, как исчезла на западе, Британская империя в Азии рушилась быстро. Ее скорый крах, который в равной степени стал результатом как войны, так и обветшалости, начался с падения Сингапура. Это событие сравнимо с разграблением Рима Аларихом, королем вестготов.
Сингапур, что означает Город Льва, являлся символом силы. Это была изумрудная подвеска на оконечности полуострова Малакка. Сэр Стэмфорд Раффлс приобрел его из-за стратегического положения. Размер Сингапура примерно соответствует размеру острова Уайт или острова Марта-Уэйнярд. Его защищает Малаккский пролив, основной путь из Индийского океана в Южно-Китайское море. К периоду между двумя мировыми войнами Сингапур стал пятым по величине портом в мире. Его деловое сообщество насчитывало свыше полумиллиона человек.
Китайцы, чьи женщины продолжали носить халаты чонсам, а мужчины быстро приняли западную одежду, количественно превышали местных малайцев в саронгах, баджу блузах и шапочках-куфи. Пропорция была примерно три к одному. Но город, в котором к небу взмывало множество шпилей, куполов, минаретов и башен, доминирующий на южном берегу, был населен и фактически кишел представителями чужеродных национальностей. Индусы, цейлонцы, яванцы, японцы, армяне, персы, евреи и арабы заполняли улицы какофонией акцентов и множеством цветов. Босоногие кули носили синие хлопчатобумажные пижамы и конические соломенные шляпы. Они толкали повозки под бамбуковыми шестами, увешанными выстиранным бельем. Между велосипедов и повозок с впряженными волами на Орхид-роуд по пути к азиатским рынкам, которые пахли кальмарами и чесноком.
Сикхи в тюрбанах сидели и желтых такси марки «Форд» и петляли в них между зеленых трамвайчиков по Серангун-роуд. На мостовых блестели малиновые пятна от сока плодов бетельной пальмы. Сикхи стремились к индийским базарам, где пахло кориандром, тмином и куркумой. В трущобах царили нищета, плохое питание и болезни. Голодные дети в рванье рыскали по канавам в поисках капустных листьев и рыбьих голов. Британские чиновники во фраках ездили на «Бьюиках» от стоящих в сельской местности бунгало, окруженных жасмином, к гостинице «Раффлс» с кремовыми стенами и красной крышей. Она стояла среди пальм недалеко от кромки воды, «подобно торту, покрытому сахарной глазурью».
Здесь их приветствовал метрдотель «с манерами великого герцога». Тут они ужинали и танцевали среди крутящихся вентиляторов и шуршащих папоротников. Тут они повторяли: «Эй, бой! Виски со льдом! У них имелись для того основания. В Сингапуре они владели «непробиваемой и неприступной крепостью», как повторяли газеты. То была самая крупная военно-морская база в южном полушарии.
Они были хозяевами «Гибралтара Востока, ворот на Восток, бастиона британской мощи». После окончания альянса с Японией в 1922 г. По общему признанию, деньги поступали крохами. Это происходило из-за послевоенного разоружения, довоенной Великой депрессии и того, что секретарь кабинета министров Морис Хэнки назвал «оргией экстравагантности в социальных реформах», которая происходила в период между двумя мировыми войнами. Хэнки утверждал то, что станет привычной мудростью: потеря Сингапура будет «катастрофой первой величины. После этого мы вполне можем потерять Индию, а в Австралии и Новой Зеландии перестанут в нас верить». Генерал Смэтц предупреждал Министерство по делам доминионов в 1934 г.
Но к 1939 г. Для ее строительства пришлось изменить русло крупной реки. Вырубили густой мангровый лес. Миллионы тонн земли переместили, выложили тридцать четыре мили бетонного покрытия, в зловонное болото вбили железные столбы - требовалось добраться до скального основания на глубине 100 футов. Внутри базы, которую окружили высокими стенами, железными воротами и колючей проволокой, находились казармы, офисы, магазины, мастерские, котельные, холодильные установки, столовые, церкви, кинотеатры, яхт-клуб, летное поле и семнадцать футбольных полей. Там имелись огромные печи, плавильные тигели и желоба для расплавленного металла, огромные молоты, токарные станки и гидравлические прессы, массивные подземные топливные цистерны, кран, способный поднять орудийную башню с линкора, плавучий док, достаточно большой, чтобы разместить в нем «Куин Мэри». Этот арсенал демократии был полон боеприпасов, орудийных стволов, пропеллеров, буксирных тросов, радиоаппаратуры, мешков с песком, аэронавигационного оборудования, стальных амбразур для долговременных огневых сооружений и запасных частей всех сортов.
Примерно тридцать батарей защищали это место. Самыми мощными были 15-дюймовые орудия, которые могли разорвать б клочья самые тяжелые японские военные корабли. В противоположность мифу, эти пушки можно было развернуть так, чтобы они смотрели на сушу. Хотя их снаряды, которые являлись скорее бронебойными, а не фугасными, оказались бы неэффективны против войск. Но предполагалось, что джунгли Малайи непроходимы. Почти все ожидали, что атака на Сингапур будет проводиться с моря, а посему ее будет легко отразить. В тринадцатиэтажном здании, известном под названием «Пропаганда-хауз», британские радиовещательные станции способствовали развитию презрения общественности к японцам.
Радиостанции подбадривало из метрополии Министерство информации, оно убеждало подчеркивать мощь Сингапура. Если японцы прибудут, то в сампанах и джонках. Их самолеты сделаны из бамбуковых палок и рисовой бумаги. Их солдаты - кривоногие карлики, страдающие миопией, поэтому они неспособны попасть по цели. Если взять все это в целом, что получалось, что японцы всего лишь подражают цивилизации, создав ее фальшивый аналог. Дальнейшим подтверждением неуязвимости острова стало обязательство британского правительства отправить туда флот в случае начала враждебных действий с Японией. Став Первым лордом Адмиралтейства в 1939 г.
Он также был осью колеса, на котором все держится между доминионами-антиподами и Индией. Когда война угрожала охватить весь мир, генерал сэр Джон Дилл, начальник Имперского Генерального штаба, сказал: «Сингапур является самой важной стратегической точкой Британской империи». Поэтому, хотя Черчилль к тому времени отдавал приоритет Ближнему Востоку, он отклонил предложение Адмиралтейства и отправил на Дальний Восток два крупных боевых корабля - «Принца Уэльского» и «Рипалс» в сопровождении четырех эсминцев. Это флотилия, получившая кодовое название «Подразделение "Z"», прибыла в Сингапур 2 декабря 1941 г. Ее задачей было отбить потенциального противника. Она казалась тем, кто смотрел со стороны набережной, «символом абсолютной надежности». Мощный новый линкор «Принц Уэльский», который пострадал во время операции против «Бисмарка», был известен, как «корабль его величества "Непотопляемый"».
Прибытие «Подразделения "Z"» ободрило главнокомандующего на Дальнем Востоке, главного маршала авиации сэра Роберта Брук-Пофэма, и он объявил, что Япония не знает, куда повернуть голову, и «Тодзио чешет голову». Однако японский премьер-министр Хидэки Тодзио уже принял фатальное решение. На следующий день лондонская «Таймс» заявила: Великобритания находится в состоянии войны с Японией. Она же опубликовала статью под названием «Сингапур готов». Гарнизон острова состоял из солдат из многих частей империи. Там были «крепкие британские пехотинцы, шотландские горцы, бронзовые от загара молодые гиганты из Австралии, высокие бородатые сикхи, мусульманские стрелки, только что служившие на северо-западной границе, крепкие маленькие гуркхи, малайцы из Малайского полка». На улицах было полно людей в форме, над головами постоянно гудели самолеты, завывали сирены, сигнализируя об учебных воздушных тревогах.
По ночам лучи прожекторов играли на воде. Присутствие Королевского ВМФ подавляло. Все это провозглашало, что Сингапур является «сердцевиной британской мощи на Дальнем Востоке». Вскоре стало очевидно, что сердцевина-то прогнила. Это частично произошло потому, что британское сообщество в Сингапуре размякло и расслабилось от имперского сибаритства и потакания своим желаниям. Они жили в миру слуг, для второго завтрака требовалась двухчасовая сиеста. Во второй половине дня колонизаторы лениво играли в гольф, крикет или выходили в море на яхте, устраивали коктейли и маскарады.
Несмотря на прозвище «Сингалоре» «Грех в изобилии» , город не был так склонен к порокам, как Шанхай. Бордели считались незаконными, кинотеатры оказались гораздо популярнее опиумных притонов. Предпочиталась роскошь, а не распутство. Сингапур был местом « высокого уровня жизни и низких мыслей». Идея нормирования состояла в том, чтобы подавать дичь в немясные дни. Это был «остров грез», где для женщины казалось совершенно естественным отказаться от помощи в работе на войну, потому что она записалась для участия в теннисном турнире. То был анклав самодовольной инертности, которая суммировалась в малайском термине «тид-апа» «зачем волноваться!
Киплинг говорил, что потеют даже растения, «было слышно, как испускали пот» папоротники. Но Дафф Купер, которого Черчилль отправил в Сингапур министром-резидентом в 1941 г. Как он сообщил, «кажется, что гражданское население спит комфортным сном, уверенное, что японцы не посмеют атаковать. Оно приобрело это ощущение ложной безопасности благодаря уводящим в сторону отчетам об их неприступной крепости, которые выдавала расслабившаяся и неэффективная военная разведка». На самом деле сам Дафф Купер едва ли осознавал грядущий крах, который висел над островом. Его раздражала собственная относительная беспомощность.
Изначально переговоры Черчилля и Рузвельта на борту «Принца Уэльского» шли трудно. Того железобетонного атлантического единства, которое демонстрируется сейчас, тогда не было. Задним числом, правда, Черчилль в своих воспоминаниях попытался заретушировать все эти споры, но сохранилось множество свидетельств того, как он кричал, спорил, убегал в свою каюту. Закрывался там. И происходило это каждый раз, когда Рузвельт произносил что-то о демонтаже британской колониальной системы, свободе товарного рынка и не дай бог звучало сакральное слово «Индия». Хартия в том виде, в каком она была обнародована 14 июля 1941-го, означала перспективу гибели Британской империи, над которой никогда не заходило солнце. По романтической версии, которую озвучила Элеонора Рузвельт в воспоминаниях о муже, президент США был шокирован уровнем жизни африканцев и арабов во время промежуточных посадок своего самолета в Западной Африке. Отсюда якобы и возник тот пункт в хартии, где говорится, что все народы должны быть избавлены от «нужды и страха». По более прагматической трактовке, президент США настаивал на свободе торговли и разрушении британской колониальной системы не из человеколюбия, а из желания обеспечить после войны дополнительные рынки для американских товаров. Для этого требовалось разрушить монополию и своеобразное экономическое устройство британской колониальной торговли. При этом британская финансовая система уже почти лежала в руинах американскими же кредитами и грабительской системой ленд-лиза. Оставалось только законодательно избавиться от остатков империи. Черчилль был в бешенстве.
Среди них есть, например, такие крупные по площади страны, как Канада, Австралия и Индия. Последняя является также государством, где численность населения одна из самих больших в мире. Из 2,245 миллиарда человек, проживающих в Содружестве, один миллиард составляют индийские граждане. Практически всему миру Содружество кажется «клубом по интересам», где представители бывших британских колоний собираются немного «поностальгировать» об имперских временах. Вовсе нет. По сути, Британская империя никогда не распадалась, а просто немного трансформировалась. Английские колонии и доминионы получили большую самостоятельность, но так же строго подчиняются Лондону, как и в годы британского владычества. Но более подходящим будет сравнение с СССР. Хотя советские республики более жестко подчинялись Москве, чем страны Содружества, определенная самостоятельность субъектов и централизованное управление присуще обоим государственным образованиям. Все граждане Содружества являются британскими подданными, а значит, обязаны подчиняться законам Соединенного Королевства. Органы управления Содружеством расположены в Англии. Главной судебной инстанцией всех стран-участниц является «Судебный комитет Тайного Совета», который находится там же. Дипломатические контакты между странами Содружества осуществляются при посредничестве Великобритании.
Отсюда его стремление вступить во Вторую мировую войну, встречавшее ожесточённое сопротивление в конгрессе. Такой шаг поддерживался руководителями ФРС, хотя большинство американских бизнесменов руководствовались не категориями мирового господства, а сиюминутной выгодой. Хотя совершенно не понятно, чем руководствовался Гитлер в своём «рыцарском порыве». Так сложилась антигитлеровская коалиция, возглавляемая лидерами трёх великих держав — Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Кто подставил Черчилля? Исследуя отношения между партнёрами по «Большой тройке», историки удивляются тому, что по большинству вопросов Рузвельт если не соглашался напрямую, то подыгрывал Сталину. Хотя два англосакса и представителя «демократического мира» вроде должны были бы поддерживать друг друга… Конечно, Советский Союз тоже являлся соперником США, но победа над ним была для американских элит заботой дня завтрашнего. Заботой же дня сегодняшнего стало именно ослабление ближайшего союзника Британии. И соответствующие шаги делались параллельно с добиванием Германии и Японии. Именно Рузвельт, в пику Черчиллю, настаивал на скорейшем открытии Второго фронта, причём на открытии его именно во Франции, а не там, где англичанам было удобнее и приятнее — на Балканах. Рузвельт с готовностью уступал Сталину по восточноевропейским вопросам. И ещё Рузвельт поддерживал почти все предложения «дядюшки Джо» по структуре Организации Объединённых Наций, согласившись на включение в её состав в качестве самостоятельных членов Украины и Белоруссии, что давало Москве два дополнительных голоса. Единственно, до открытия самой ООН Рузвельт не дожил. Принявший у него эстафету Трумэн достойно продолжил дело предшественника и, делая воинственные заявления в адрес Москвы, добил-таки именно Британию. Единственным, кто мог сорвать американский план и спасти Британскую империю, был Черчилль. С его авторитетом и волей он мог пойти на самые радикальные шаги, заморозив или даже обнулив финансовые обязательства Англии перед Америкой. И, во всяком случае, он не стал бы распускать саму империю. Но «демократические механизмы» сработали как надо. Победитель во Второй мировой войне вчистую проиграл на электоральном поле, уступив кресло премьера лейбористу Клементу Эттли 26 июля 1945 года. Остальное было делом техники. Великобритания подписала учредительные документы ООН, признававшие право наций на самоопределение. И дружественные американским демократам лейбористы запустили соответствующие процедуры. Горе проигравшим Летом 1947 года Британия отказалась от своей «главной жемчужины» — Индии, двухвековая бессовестная эксплуатация которой и стала главным источником богатства банкиров Сити. Там, где британцы с предоставлением независимости не спешили, американцы оказывали помощь «борцам за свободу». Достаточно вспомнить историю создания независимого Израиля, когда сионисты буквально расстреливали британских чиновников и военных. Но ещё более показательна коллизия, связанная с Суэцким кризисом.
Другие статьи
- Почему распалась Британская империя? — — NewsLand
- Вильгельм Завоеватель
- Закат солнца над Британской империей
- Распад Британской империи
Интересные факты о Британской империи
Это восстание жестоко подавил губернатор Эйр. Зачинщики беспорядков были повешены или расстреляны. Деревни повстанцев были сожжены дотла. В 1867 году прошли беспорядки в Лондоне и Манчестере.
В этом же году Доминион Канады получил полное внутреннее самоуправление, которое ему гарантировал закон о Северной Америке. В эти же годы Карлом Марксом был создан в Лондоне Первый коммунистический интернационал. В 1869 году Великобритания ещё глубже втянулась в дела Египта.
Этому способствовало открытие Суэцкого канала. А в Канаде началось восстание Красной реки. Созданная в 1874 году лига Дизраэли привела к резне британцев и зулусов в Изандлване.
В 1879 году британские войска вторглись в Афганистан, где тоже прошли кровопролитные сражения. Дизраэли, всё-таки, стал владельцем контрольных акций Суэцкого канала, тем самым ослабив влияние и контроль Британии в этом регионе. В 1876 году королева Виктория получила титул императрицы Индии.
В Англии тоже было неспокойно. Рабочий класс боролся за создание профсоюзов и тайного голосования во время выборов. В 1873 году множество людей погибло во время бенгальского голода.
Это ставило под сомнение утверждение Великобритании о том, что с их приходом в Индии там наступило благополучие. В 1880-е годы законопроект об ирландском самоуправлении потерпел неудачу, что вызвало раскол в Либеральной партии. Профсоюзные деятели во главе с Джозефом Чемберленом бежали.
Это усложнило победу либералов на выборах, которые прошли в 1895 году. Образовалась коалиция из профсоюзов с консерваторами. Ирландский вопрос так и остался нерешённым.
Противоречия продолжали дестабилизировать Великобританию. Часть политиков призывала к самоуправлению во всех четырёх странах Королевства. В следующем десятилетии был убит в Дублине главный секретарь по Ирландии лорд Фредерик Кавендиш и его заместитель Т.
Во время Трансильванской войны британцев жестоко избили.
Гималаи в представлениях англичан было местом преимущественно романтическим. Жизнь крестьян описывалась так же преимущественно в идиллических тонах.
Обращалось внимание на их необыкновенно чистые и прекрасно возделанные угодья. Однако британское население, состоявшее главным образом из чиновников лесного ведомства, жило в поселках, приближаться к которым местным жителям было строжайше запрещено, словно поставлен был невидимый барьер. И когда в Гарвале - одной из местностей Гималаев - действительно возникают европейские поселения британцы поступают с этими романтическими горами точно так же, как в это же время с романтическими горами своей родины - горами Шотландии: стремятся вырубить естественные лесные массивы и засадить горные склоны корабельными соснами.
Действия британцев могли бы казаться чисто прагматическими, если не учитывать, что тем самым они лишили себя одного из немногочисленных плацдармов для британской колонизации Индии, вступив в затяжной конфликт с местным населением. В результате, британские поселения Гарваля так никогда и не превысили общую численность в тысячу человек. Англичане и абстрагировались от местного населения, и создавали для себя миф о загадочных жителях Гималаев, и воспевали чудесную природу края, и признавали практически только хозяйственное ее использование.
Их восприятие как бы раздваивалось. В результате, осознавая и возможность, и желательность крестьянской колонизации района Гарваля, британцы не решались к ней приступить. Между британцами и местным населением словно бы всегда стоял невидимый барьер, преодолеть который они не могли.
Так, еще во времена колонизации Америки "угроза, исходящая от индейца приняла для пуританина природнототальный характер и в образе врага слитыми воедино оказались индеецдикарь и породившая его дикая стихия природы... Пуританский образ индейцаврага наложил свой отпечаток на восприятие переселенцами пространства: оно для них активно, это пространство "западня ", полное подвижных и неожиданных препятствий ". Британцы создавали себе в своих владениях узкий мирок, в который не допускались никакие туземцы и который должен был бы воспроизводить английское общество в миниатюре.
Однако психологическую неадекватность этого ощущения обнаруживает тот факт, что, прожив несколько лет в таких колониях, англичане, от колониальных чиновников до последних бродяг, чувствовали, попадая назад в Англию, еще больший дискомфорт. Те, кто волей судьбы оказывался перед необходимостью более или менее близко соприкасаться с неевропейцами чего англичане избегали приобретали себе комплекс "аристократов " и тем по существу обращались в маргиналов в английском обществе. Ничего подобного не знает история никакого другого европейского народа.
Любая новая территория, где селится англичанин, в его восприятии - "чистая доска ", на которой он творит свой собственный мир по своему вкусу. Это в равной степени относится и к колонизации Америки, и к созданию ИндоБританской империи. Так, "пуритане, несмотря на свои миссионерские претензии рассматривали Америку как свою собственную страну, а ее коренных жителей, как препятствие на пути своего предопределения как американцев.
Будучи пионерами, осваивавшими богатую неразвитую страну, первые американцы верили в свою способность построить общество, отвечающее их желаниям ". Аналогичным образом и "индийская tabula rasa представлялась во всех отношениях в высшей степени подходящей, чтобы устроить там общество на свой собственный манер ". Внешне это восприятие может напоминать "дикое поле " русских, но имеется одно очень существенное различие.
Русские осваивают "дикое поле ", вбирают его в себя, не стремясь ни ограничить его, ни устранить встречающиеся на нем препятствия. Русские как бы игнорируют конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие. Эти конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности народа.
Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что порождает конфликтность - а сам факт существования туземного населения уже является для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе препятствует реализации собственно английских представлений - то они стремились поставить между собой и местным населением барьер. К чему приводило наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний? Эдвард Спайсер в книге "Циклы завоевания " описывает как из "политики изоляции " постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в отношениях с индейцами Северной Америки.
Изначально эта концепция выразилась в том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном разграничении. Но существенным в этих договорах для англичан было не определение территориальных границ напротив, они изначально игнорировали эти границы , а то, что в результате самого акта подписания договора индейское племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность.
Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него. Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий.
Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами?
Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе.
Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У.
Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность.
В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан.
Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи.
Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны.
Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться.
Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению.
При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании.
Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть.
И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму.
Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей.
Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу...
Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации.
Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии.
Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи.
Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства.
И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ".
Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ".
Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ".
Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством.
Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ".
При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания.
При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан.
Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное.
Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей.
В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом.
Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации.
Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических.
Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей.
Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи.
После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации.
Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ".
Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации.
Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов.
Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века.
Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер.
А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком.
Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической.
Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было.
Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ".
Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж.
Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи.
С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии.
Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания.
Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму.
Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р.
Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С.
Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы.
Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве.
Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны. Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению.
Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом?
Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом.
Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии.
Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ".
На выборах 1945 года победила лейбористская партия, которая поддерживала идеи деколонизации. Вообще эти идеи почти весь XX век витали в воздухе, но правительство Климента Эттли приступило к конкретным действиям. Первыми независимость получили Индия и Пакистан в 1947 году. Заметим, что никаких восстаний против британского владычества там не было. Ну а дальше все покатилось, как снежный ком.
Закончилось все в начале 80-х. В 1982 году Китаю был передан Гонконг и окончательно разорвала всю юридическую зависимость от Британии Канада. На этом все. Британская империя прекратила свое существование. Но почему, ведь никаких внешних предпосылок для этого казалось бы нет.
Однако они были, только не внешние, а внутренние. После войны Британия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации и от банкротства ее спас только американский займ. Во всех ее владениях нарастали сепаратистские настроения. Да, они не выливались в восстания, но управлять становилось все сложнее, а былая мощь была уже потеряна. Ну и англичане, как люди крайне рациональные пришли к очевидному выводу, что распустить то, что не сможешь удержать гораздо выгоднее.
Любые попытки сохранить империю привели бы только к бессмысленным и беспощадным войнам и экономическому краху. История знает много попыток удержать распадающиеся империи и ни одной успешной. Чаще всего это заканчивалось не только распадом империи, но и полным уничтожением метрополии. Британцы решили, что лучше самим ликвидировать свою империю. Великобритания за время своего существования успела побывать крупнейшим из когда-либо существовавших государств.
Граждане империи очень гордились тем, что солнце в их стране никогда не заходит. Так появилось Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии. Именно из-за них в начале 1980-х разгорелся англо-аргентинский конфликт. Аргентина продолжает оспаривать их территориальную принадлежность. В 1851 году Великобритания была великой империей.
Но постепенно она началась рушиться на глазах всего мира. Британия являлась первой индустриальной и военно-морской мировой державой. Её достижениями восхищался весь мир. Но кроме неё в мире существовали ещё несколько великих империй. Одной из них была Франция, а другой — Российская империя.
Обладая мощной экономикой и армией, Великобритания была далеко небезупречна. Внутри неё постепенно назревали реформы. Крымская война 1854 — 1856 годов показала, что армия британцев далеко неэффективна. А восстание в Индии, происходившее с 1857 по 1858 год, пошатнуло власть британцев от Пенджаба до Бенгалии. В течение каждого десятилетия шло медленное снижение могущества империи.
Началась война маори в Новой Зеландии 1860 год. Борьба шла на протяжении 12 лет. Чтобы сломить сопротивление маори, потребовалось военное вмешательство Великобритании. Маори добились того, что они стали пользоваться большими правами, чем коренные жители Австралии, например. В 1865 году восстала ещё одна британская колония.
Взбунтовались освобождённые рабы на Ямайке. Они были недовольны нищенским существованием и отсутствием равенства. Это восстание жестоко подавил губернатор Эйр. Зачинщики беспорядков были повешены или расстреляны. Деревни повстанцев были сожжены дотла.
В 1867 году прошли беспорядки в Лондоне и Манчестере.
Такой шаг поддерживался руководителями ФРС, хотя большинство американских бизнесменов руководствовались не категориями мирового господства, а сиюминутной выгодой. Хотя совершенно не понятно, чем руководствовался Гитлер в своём «рыцарском порыве».
Так сложилась антигитлеровская коалиция, возглавляемая лидерами трёх великих держав — Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Кто подставил Черчилля? Исследуя отношения между партнёрами по «Большой тройке», историки удивляются тому, что по большинству вопросов Рузвельт если не соглашался напрямую, то подыгрывал Сталину.
Хотя два англосакса и представителя «демократического мира» вроде должны были бы поддерживать друг друга… Конечно, Советский Союз тоже являлся соперником США, но победа над ним была для американских элит заботой дня завтрашнего. Заботой же дня сегодняшнего стало именно ослабление ближайшего союзника Британии. И соответствующие шаги делались параллельно с добиванием Германии и Японии.
Именно Рузвельт, в пику Черчиллю, настаивал на скорейшем открытии Второго фронта, причём на открытии его именно во Франции, а не там, где англичанам было удобнее и приятнее — на Балканах. Рузвельт с готовностью уступал Сталину по восточноевропейским вопросам. И ещё Рузвельт поддерживал почти все предложения «дядюшки Джо» по структуре Организации Объединённых Наций, согласившись на включение в её состав в качестве самостоятельных членов Украины и Белоруссии, что давало Москве два дополнительных голоса.
Единственно, до открытия самой ООН Рузвельт не дожил. Принявший у него эстафету Трумэн достойно продолжил дело предшественника и, делая воинственные заявления в адрес Москвы, добил-таки именно Британию. Единственным, кто мог сорвать американский план и спасти Британскую империю, был Черчилль.
С его авторитетом и волей он мог пойти на самые радикальные шаги, заморозив или даже обнулив финансовые обязательства Англии перед Америкой. И, во всяком случае, он не стал бы распускать саму империю. Но «демократические механизмы» сработали как надо.
Победитель во Второй мировой войне вчистую проиграл на электоральном поле, уступив кресло премьера лейбористу Клементу Эттли 26 июля 1945 года. Остальное было делом техники. Великобритания подписала учредительные документы ООН, признававшие право наций на самоопределение.
И дружественные американским демократам лейбористы запустили соответствующие процедуры. Горе проигравшим Летом 1947 года Британия отказалась от своей «главной жемчужины» — Индии, двухвековая бессовестная эксплуатация которой и стала главным источником богатства банкиров Сити. Там, где британцы с предоставлением независимости не спешили, американцы оказывали помощь «борцам за свободу».
Достаточно вспомнить историю создания независимого Израиля, когда сионисты буквально расстреливали британских чиновников и военных. Но ещё более показательна коллизия, связанная с Суэцким кризисом. В 1956 году египетское правительство установило контроль над такой важнейшей транспортной артерией, как Суэцкий канал.
В Великобритании предупредили об угрозе распада королевства
Она распалась в 1997 году. Можно сказать, что Британия была последней империей, которая смогла так долго просуществовать. Пармезан Черница. Когда распалась Британская империя? более месяца назад. Самым главным событием Британской империи во время кризиса капитализма стала война с англо-бурской войны 1899-1902 годов. Как триумф — потому что Британской Индии после долгих десятилетий борьбы за независимость наконец удалось выйти из состава империи. И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. Крушение Британской империи произошло в считанные годы по окончании Второй мировой войны.