Новости легендарные пуховые платки

Все данные о наименовании торговой марки ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ, дате регистрации и правообладателе актуальны и соответствуют сведениям из открытых реестров данных. История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Платки из козьего пуха, которые вяжут в Оренбурге, считаются один из символов России, наряду с матрешкой и балалайкой. Первыми пуховые платки начали носить джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды.

История и уникальность оренбургского пухового платка

Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги. У оренбургского пухового платка есть определенные типовые композиции, которые насыщаются узорами, собранными веками. В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем.

Пуховый рекорд: 700 вязальщиц из Оренбурга одновременно взялись за спицы

Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. В качестве основы для паутинок используют шёлковую реже — вискозную или хлопчатобумажную нить, для шалей используют хлопчатобумажную реже — лавсанную нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка. Фрагмент орнамента платка Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую хлопчатобумажную нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым.

Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго. Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более.

Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц. О других изделиях В Оренбургской области вяжут не только платки. Носки, варежки, ажурные перчатки, жилеты — это далеко не весь перечень разнообразных изделий. Палантин При этом вяжут не только вручную, но и на машинах.

Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Чтобы выдержать морозы, местные жители вычесывали пух и вязали из него поддевки и шарфы. С появлением в тех местах русских переселенцев, вступивших с аборигенами в торговые отношения, связаны первые сведения о предметах одежды из козьего пуха. А во Франции не удалось Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха. Виды оренбургских платков Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок шаль — серые редко белые толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка.

Такие платки используются для повседневной носки. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие. О тонкости Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. Оренбургский пуховой платок в искусстве Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В.

В прошлом шелковые турецкие платки или европейские кружевные шали были всегда желанным подарком как для молодой девушки, так и для женщины в годах. Однако и внутри страны на мануфактурах и фабриках выпускалось великое множество платков. Вот самые известные. Дело в том, что эти платки практически невесомы, но согревают даже в сибирские морозы. Все дело в местной породе коз. Их пух - самый тонкий в мире и очень прочный. Оренбургские козы разводятся только в этом регионе, а платки из их шерсти производят сегодня две мануфактуры, причем платки вяжут вручную, как и 300 лет назад, или частично вручную, выполняя определенные узоры на вязальной машинке. А так выглядит оренбургская коза. Конечно, самыми красивыми получаются платки, сделанные вручную из нитей с добавлением шелка. Машинная вязка делает платок более грубым. Мануфактура появилась здесь еще в конце 18 века.

Маршала Жукова, 34. Обращение к женщинам Оренбуржья в этот день выйти на улицу, пойти на работу, учебу в оренбургском пуховом платке. На выставке будут представлены дипломные и курсовые работы 2012-2013 учебного года, выполненные студентами пуховязального отделения педагоги Е. Годовова, Р. Место проведения: Оренбургский областной художественный колледж, ул.

«Нежность Оренбуржья»: арт-презентация оренбургского пухового платка

На экскурсии ребятам рассказали об известном во всем мире оренбургском пуховом платке и о том, как пуховязальный промысел превратился в стратегический план по спасению бойцов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Дети увидели уникальные экспонаты из фондов Музея Победы и Оренбургского областного музея изобразительных искусств — архивные фотографии, документы и предметы пуховязального промысла 40—50-х годов. Выставка «Война: день за днем.

Пуховый платок, побывавший в космосе, и традиционные костюмы Оренбуржья представлены в Вологодском кремле 12 октября 2023 г. Выставка «Оренбургский пуховый платок — душа России» открылась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. В двух залах представлено более 50 предметов из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Исторические платки мы бережем, потому что материал очень нежный и требует особого отношения», — поделилась куратор выставки, старший научный сотрудник Оренбургского музея изобразительных искусств Маргарита Еремеева. Выставка открыла Дни оренбургского пухового платка, которые ежегодно проходят в Оренбурге уже 14 лет. В этот раз начало акции положено в Вологде. Весной мы открывали выставку вологодского кружева на площадках Оренбургского областного музея. Нас очень тепло и сердечно принимали», — отметила генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева.

Связи между двумя городами прослеживаются и в экспозиции. Так, в областном центре встретились две снежинки — оренбургской пуховязальщицы Ольги Федоровой и вологодской кружевницы Виктории Ельфиной.

Подходишь ближе — оказывается, это фонарики, подключенные к автомобильным аккумуляторам. Торговцы приезжают на легковушках. Открывают багажник, над багажником примастыривают лампочку. Работают в парах. Пока, например, муж дежурит у машины, жена курсирует по рынку с платком в руках, высматривает купца.

Прислушивается, кто что спрашивает. Ловит за рукав и ведет к своему прилавку. Дальше — торг. Базовый ассортимент — платки, косынки, носки и варежки. Платки бывают двух видов: белые ажурные и серые «простоволосые». Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом. Выглядит дико аутентично.

Подхожу к ближайшей машине, прицениваюсь. Косынки «простоволосые» — по сути половинка платка — «по семь пятьдесят, отдам за шесть». Это значит, за шестьсот рублей. Косынка раза в полтора больше, с долгими голубовато-серыми локонами — тысячу сто. Она очень крутая, но надо посмотреть, что еще дают, а потом, возможно, вернуться. Так рассуждают будущие жертвы. Когда я отхожу от прилавка, меня берут в плотное кольцо женщины с растянутыми, как сеть на зверя, платками и косынками в руках.

Самая активная сует мне серый шерстяной комок в лицо и кричит: «Бери, за восемьсот отдам! Ее отодвигает бодрая бабушка с огромным белым платком: «За тысячу бери, смотри, мягкий, пушистый, как котенок! Белая шерсть на платке стоит торчком, аж узора не видно. Меня предупреждали, что такой брать нельзя, он «вспушенный» для виду, и при носке весь пух их него вылезет. Вокруг меня кричат, трясут, уговаривают «только посмотреть» как в последний раз. Такой концентрации человеческого отчаяния вокруг себя я, пожалуй, никогда не испытывала. Спрашивать, привозной это пух или местный, бессмысленно.

Конечно, все хором отвечают, что это самый настоящий хоперский козий пух. Как минимум половина — лжет. Малодушно сбегаю в просвет между пуховыми щитами, и меня немедленно принимает плотный кружок носочниц. Когда в Петербурге ударят морозы, я буду вспоминать их и плакать, но пока мне косплеить маму для мамонтенка не хочется. В одной палатке предлагают свитера с оленями по две двести — в таких оленях можно спать на снегу. В другой — шапочки с висячими ушами по пятьсот. В третьей навалены мешки с пухом-сырцом.

Меня снова догнали цыганка с серым комком и бабушка с «котенком», а следом и остальные снова трясут вокруг платками. Тончайшая хоперская пушинка намертво залепляет мне левый глаз. Тьма сгущается. В сторонке под навесом с ярким фонарем кучкуются люди и беззаботно похохатывают. Устремляюсь к ним. Платочная погоня бросается следом и останавливается на границе мрака и света. Под навесом мужики самозабвенно режутся в карты.

На вопрос, почему урюпинского пуха стало так мало, отвечают практически хором: «Молодежь в Москве, а старики коз всех поели». Народ местный в Москве зарабатывает, вахтовым методом. Две недели там, две недели здесь. В охране в основном. Половина города ездит туда-сюда». С рынка я ухожу с полным пакетом пуховых вещичек. Мне кажется, что я провела там минут тридцать.

На самом деле — почти два часа. Что это было, мне позже объяснила жительница Урюпинска Вера, которая много лет работает на ночном платочном рынке, не признавая современных способов торговли по почте или через Интернет.

Эти два символа соединила в одном проекте дизайнер Анна Советова — она представила футуристичную коллекцию костюмов, посвященную космосу. Классика и Авангард».

По словам министра культуры региона Евгении Шевченко, очень приятно видеть женщин, у которых в одежде присутствует элемент оренбургского пухового платка, являющегося образцом культурного наследия нашей страны. Выставка работает в Оренбургской областной библиотеке им.

Как выбрать оренбургский платок

Легендарные пуховые платки Пуховый платок Дарина. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне пуховые платки казачки Усковой получили золотую медаль.

Пух и страх. Как исчезает урюпинский пуховый промысел

Раньше местные пуховые платки вязали из тончайшей мягкой и теплой шерсти оренбургских козочек, а сейчас фабрика «Оренбургский пуховый платок», которой принадлежит патент на символ Оренбуржья, использует импортное сырье. Пуховые платки покорили сердца миллионов россиян прежде всего своими согревающими свойствами. Легендарные пуховые платки Платок вязаный ручная работа 140х140 см. Оренбургская область была представлена знаменитыми оренбургскими пуховыми платками. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне пуховые платки казачки Усковой получили золотую медаль. Кстати, оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух – отличный природный сорбент, он поглощает токсичные вещества.

Оренбургский пуховый платок - шедевр ручной работы

Оренбургский пуховый платок 55 лет назад На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург».
Страсти вокруг оренбургского пухового платка: где настоящий Легендарные платки Фабрики Оренбургских пуховых платков.
Роль оренбургского пухового платка в тяжелых условиях военных лихолетий Оренбургский пуховый платок — не только произведение всемирно известного народного художественного промысла данного края, насчитывающее почти 300-летнюю историю.

Платок пуховый ажурный/LP629

Платок женский Легендарные пуховые платки legendarnaya белый, 120х120 см. Раньше местные пуховые платки вязали из тончайшей мягкой и теплой шерсти оренбургских козочек, а сейчас фабрика «Оренбургский пуховый платок», которой принадлежит патент на символ Оренбуржья, использует импортное сырье. На написание своего самого известного стихотворения его вдохновил пуховый платок, который он купил для своей любимой мамы. Платок Пуховый платок ручной работы белый классический, 1.30.

В Самаре открылась выставка о легендарных пуховых платках

оренбургская пуховая пряжа Оренбургский пуховый промысел пережил и неласковые дни, когда из-за крушения системы сбыта в ранние советские времена продавать платки стало толком некому. оренбургская пуховая пряжа Оренбургский пуховый промысел пережил и неласковые дни, когда из-за крушения системы сбыта в ранние советские времена продавать платки стало толком некому. они совсем из другой ценовой категории. 26 platok В областном художественном музейно-выставочном центре открылась выставка, посвящённая истории легендарного Оренбургского пухового платка. 26 platok В областном художественном музейно-выставочном центре открылась выставка, посвящённая истории легендарного Оренбургского пухового платка. оренбургская пуховая пряжа Оренбургский пуховый промысел пережил и неласковые дни, когда из-за крушения системы сбыта в ранние советские времена продавать платки стало толком некому.

В Дагестане открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку

Покровский праздник оренбургского пухового платка Пуховые платки, конечно, вяжут и в Пензе, и в Воронеже, но никто до сих пор не может затмить славу и величие оренбургского пухового платка!
Оренбургское пуховязальное ремесло — Путеводитель по русским ремёслам За рубежом оренбургские пуховые платки впервые были представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года[3].
ТОЛЬКО НАСТОЯЩИЕ ОРЕНБУРГСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ В Самаре в музее имени Алабина открылась выставка "Оренбургский пуховый платок". Она организована в рамках празднования 170-летия Самарской губернии.
Оренбургский пуховый платок 55 лет назад легендарный пуховый платок.

Пенсионерка из южноуральской глубинки вяжет оренбургские платки и продает их за границу

Впрочем, до мировой популярности должны ещё минуть целые десятилетия. Первое знакомство заграничной публики с образцами платков и шалей Оренбуржья состоялось в мае 1851 года, когда в Лондоне торжественно открылась первая Всемирная выставка. Российская экспозиция, насчитывавшая 387 экспонентов, была представлена, в основном, роскошными предметами интерьера и ювелирными украшениями. Например, в решении жюри, где указывали достойные внимания предметы, отмечены каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики, а высшую награду за художественное мастерство и национальное своеобразие своих изделий получила ювелирная фирма И.

Однако А. Соколов, ссылаясь на работы Л. Самойлова, А.

Шерера и А. Выставочная медаль 1862 г. Оренбургскими платками любовались и в 1862 году, когда Лондон принимал Всемирную выставку во второй раз.

Российские экспоненты тогда получили 177 медалей и 128 Почётных отзывов международного жюри. Относительно предметов из Оренбуржья А. Оренбургские пуховые платки неизменно получали награды на всех последующих Всемирных выставках».

История платков Усковой сама заслуживает отдельной книги. Мария Николаевна, не обученная грамоте, осмелилась обратиться к местному полицейскому начальству, чтобы оно составило за неё прошение губернатору отправить её работы для участия на сохранившемся документе значится: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил». Губернатор прошение одобрил, а шесть отобранных платков уехали в Лондон.

Обратно ни один не вернулся: все были раскуплены. Зато представитель казачьего войска доставил Усковой медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург».

Вязание платков в старину Упоминают, что наказному атаману Оренбургского казачьего войска графу Илье Андреевичу Толстому секретарь императрицы Марии Александровны Пётр Алексеевич Мориц в 1863 году отправил прошение привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Готовые изделия с того момента отправляли императорскому двору. В 1870-е гг.

Но пуховый платок уже активно участвует не только в международных, но и внутрироссийских выставках, привлекая всё большее внимание. Например, в 1882 году на московской выставке художественной промышленности платки мастериц Н. Владимировой и всё той же М.

Усковой наградили денежной выплатой по сотне рублей за каждый. С ростом внимания к платкам рос и спрос на них. Поэтому к концу века число мастериц выросло уже до четырёх тысяч.

Цвет пуха — серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8—10 месяцев.

Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ». К этому времени число тех, кто занимался вязанием платков из пуха, уже достигло 21 000. Причём, занятие было настолько прибыльным, что платки теперь вязали не только женщины, но и мужчины.

Можно сказать, что пика пуховый промысел Российской империи достиг именно тогда. Дальнейшие неудачи российской армии на фронте, две революции и распад страны с последующей разрухой и Гражданской войной надолго сократили число тех, кто мог отдать солидную сумму за красивый предмет гардероба. В чём уникальность оренбургских пуховых платков?

Пух коз Оренбуржья признают самым тонким в мире. Его толщина — всего 16-18 микрометров. Даже всемирно известный мохер пряжа из шерсти ангорской козы толще — 22-24 микрометра.

Но именно такую защиту придумала природа для оренбургских коз, спасая их от жестоких зим, изобилующих снегом, морозами и буранами. Вторая причина выработки такого типа пуха — рацион поголовья, основанный на растительности горных уральских степей. При этом прочность данного пуха выше прочности шерсти.

Разумеется, предпринимались неоднократные попытки вывести подобных коз и в других регионах мира. Но география и тут сказала своё веское слово. Например, когда закупленных в Поволжье профессором-востоковедом Жубером коз доставили в Марсель, оказалось, что мягкий и тёплый климат Западной Европы противоречит задумке природы.

Уникальная тонкость пуха во Франции козам не пригодилась, и вскоре привозные козы выродились: их пух стал грубым и толстым, как у местных. Вывозили коз также в Англию и Латинскую Америку, но и там эксперименты потерпели неудачу. Оренбургская пуховая коза Российские учёные тоже не оставляют оренбургских коз в покое.

С 2021 года стартовал уникальный эксперимент по разведению оренбургских пуховых коз в арктической зоне Северного Ледовитого океана. Для этого 37 особей привезли в Плейстоценовый заказник.

Мастерицы были знакомы и даже негласно соревновались между собой в интерпретации зимней темы. Снежинку Ольги Федоровой можно увидеть в художественном отделе, а снежинка Виктории Ельфиной представлена в Музее кружева. Оренбургская выставка знакомит посетителей с историей знаменитого промысла, которая уходит корнями в XVIII век.

Оренбургским пуховым платком принято называть и тяжелый платок-шаль, и тонкий ажурный платок-паутинку. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги. А после Второй лондонской выставки 1862 года пришло всемирное признание, и даже маститые английские фирмы считали за честь поставить на своих изделиях пометку «под Оренбург». Уникальность промысла связана с шерстью оренбургских коз. Их пух по тонине всего 14-17 микрометров , крепости и эластичности не имеет равных в мире.

В XIX веке предприимчивые французы закупили 1300 оренбургских коз в надежде добиться того же эффекта, однако пух на чужой земле потерял свои ценные свойства. Фотографии знаменитых животных и инструменты, которыми пользовались пуховязальщицы прошлого века, показаны в витринах выставки.

А вот так упакуем ваш платочек На все изделия даём гарантию от 5 до 30 лет зависит от изделия Свидетельство на товарный знак Весь товар сертифицирован Наш торговый знак "Легендарные пуховые платки" гарантирует, качество изделий на всех этапах производства. Все изделия прошли сертификацию качества. Тщательно отбираем и перебираем пух для прядения.

Главный редактор - Панина Елена Валерьевна.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.

Пуховый рекорд: 700 вязальщиц из Оренбурга одновременно взялись за спицы

Так, казалось бы недавно, всего полвека назад, связанные зубчики стали уже обязательным атрибутом для всех изделий ручной работы. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов. Есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Как ни странно, именно оренбургский промысел является таковым. Еще 1-2 века назад оренбургские изделия удостаивались не только высоких российских, но и международных наград, что и по тем временам казалось из ряда вон выходящим явлением. Orenburg Lace Shawl. Оренбургские изделия — фактически единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом.

Это классика. Во всем мире встречаются книги по вязанию, где даны схемы вязания оренбургского платка. И иной раз совершенно удивительно увидеть где-нибудь в Мельбурне связанный платок с до боли знакомым узором. Слава оренбургского платка была огромной еще в царские времена. Известность в России. Оренбургский платок — единственное изделие российских промыслов, упомянутое в песне, ставшей широко известной.

И до сих пор оренбургские платки приводят в восторг: Валерия сравнивает их с лучшими марками одежды, Fergie визжит от восторга, даже Дима Билан с удовольствием гладит легендарные изделия. Старшее поколение ценит тепло, молодое же изумляется, что «старый советский» бренд изумительно красив и моден.

Оренбургские платки, национальные костюмы, живопись, графика и декоративное творчество. В рамках 13-го международного фестиваля «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства» в Благовещенске открылись сразу пять выставок. В областном краеведческом музее побывала наша съемочная группа. На других картинах внимательный ценитель увидит осенний ветер, горы, реки. Секрет каллиграфии прост и сложен одновременно — живописец изображает слово как художественный образ.

Замысловатую графику китайских художников в Приамурье привёз забайкальский музей.

Оренбургские артисты мужской группы Оренбургского государственного академического русского народного хора и солисты Оренбургской областной филармонии представят яркие концертные номера. Главной песней вечера станет легендарный «Оренбургский пуховый платок». Читать далее Павильон D.

И стали нашими постоянными клиентами. Но проблема вот возникла: у них же белый цвет — траурный. Пришлось перекрашивать для них пух в розовый, бирюзовый и другие экстравагантные цвета, — объясняет инженер-технолог Надежда Бочкарева.

Надежда Константиновна водит нас по цехам: от чанов и станков для предварительной обработки сырья до щипально-замасливающих и чесальных польских станков 1965 года выпуска. Директор хотел приобрести для фабрики еще десяток японских вязальных станков, по 3 миллиона каждый, но начался кризис. Парочку все-таки закупить успели, а от масштабной партии отказаться пришлось.

А вообще японские станки — голубая мечта здешнего руководства. Десяток таких станков заменит 30 устаревших машин. Пряхи старинным методом нить скручивают, а машины так не могут.

Потому платки ручной вязки мало пушатся, но хорошо греют, — отбельщица Мининур Мухаметшина знает в этом толк — 20 лет на фабрике. Есть в резерве для интервью и Герой Соцтруда Морозова. Максим Галкин сюда наведывался.

И себе, и Алле Борисовне купил шали. Ян Арлазоров специально приезжал. А недавно оренбургский платок появился у Уго Чавеса.

Вязание платков, шалей, шарфов обернулось главным делом для оренбургских казачек. В 1770 г. Рычкова Алена Денисьевна представила Вольному экономическому обществу пряжу, изготовленную из пуха местной породы коз, за что была награждена золотой медалью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий