Порядок работы кадрового подразделения по оформлению материалов для оформления допуска к государственной тайне должностным. Формы допуска к государственной тайне: их разновидности, чем формы отличаются друг от друга, какую лучше выбрать и каков порядок оформления. Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы. После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне. процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
Вводятся дополнительные основания для отказа в допуске к государственной тайне
Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы. Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия). Законопроектом уточняется сфера действия Закона Российской Федерации «О государственной тайне», вводится понятие «режим секретности», уточняется понятие «допуск к государственной тайне», устанавливается процедура его оформления. процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
Более 16 тысяч носителей гостайны имеют счета/недвижимость или близких родственников за кордоном
Эта информация поможет соискателям и лицензиатам ответить на следующие вопросы: Какие бывают допуски и чем они отличаются? Какой именно допуск необходимо получить в том или ином случае? Какая процедура допуска к гостайне? В данном документе содержатся несколько статей, в названиях которых упоминается о допуске: Ст. Не стоит путать их с «формами допуска к государственной тайне»: несмотря на схожесть терминов, значения у них разные. Выдается ФСБ после проверочных мероприятий.
В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности. Подготовка материалов на граждан, оформляемых переоформляемых на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями отделами кадров, а в случае их отсутствия - работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается. На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, кадровая служба представляет в подразделение по защите государственной тайны, а подразделение по защите направляет в орган безопасности следующие документы: мотивированное письмо о необходимости оформления допуска к государственной тайне; анкету, заполненную по установленной форме оформляемым; один экземпляр карточки по установленной форме, зарегистрированной в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам; по согласованию с органами безопасности 1 или 2 экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам; по согласованию с органами безопасности 2 или 3 экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет , а также на супруга, в том числе бывшего. При этом на каждую фамилию составляется отдельный список. На граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, кадровой службой составляются общие списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, а в случаях оформления на допуск по первой и второй форме - списки по каждому лицу отдельно. После проведения органом безопасности проверочных мероприятий, решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в карточке и заверяется его подписью и печатью организации. Решение о допуске к секретным сведениям оформляется отметкой в списке лиц, подлежащих допуску с соответствующей записью в карточке на допуск по третьей форме. Решение о допуске руководителей федеральных органов государственной власти и организаций федерального уровня к государственной тайне принимается лицами, которыми они были назначены на соответствующие должности. Решение о допуске к государственной тайне руководителей организаций, действующих в сфере ведения федеральных органов государственной власти, принимается вышестоящим руководителем. В подразделения по защите государственной тайны этих организаций письменно сообщается дата окончания проведения проверочных мероприятий, форма и номер допуска оформляемых руководителей, а также наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия. Решение о допуске к государственной тайне руководителей организаций, не находящихся в ведении федеральных органов государственной власти и впервые привлекающихся для проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается руководителями организаций - заказчиков работ. Карточки в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной тайны организации - заказчика работ. С гражданином, оформляемым на допуск к государственной тайне, заключается договор контракт об оформлении допуска к государственной тайне, который является приложением к трудовому договору. Переоформление допуска граждан по первой и второй формам производится соответственно через 10 или 15 лет и только в случае их перехода на другое место работы. Переоформление допуска граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им допуск, не производится. Переоформление допуска по первой или второй форме, независимо от сроков действия, производится в случае: перевода или приема гражданина на работу назначение на должность в подразделение по защите государственной тайны, шифровальные или мобилизационные органы; вступления гражданина в брак, кроме случая вступления в брак граждан, работающих в одной организации и имеющих допуск по первой или второй форме; возвращения из длительных свыше 6 месяцев заграничных командировок; выезда близких родственников гражданина за границу на постоянное место жительства; возникновения иных обстоятельств, являющихся основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне и влияющих на принятие решения о допуске. При переоформлении допуска в органы безопасности направляются те же документы, что и при оформлении на допуск. Согласно ст. В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором гражданин работает. Это заключение подлежит утверждению руководителем организации. О факте отстранения письменно сообщается в орган безопасности и делается соответствующая отметка в карточке на допуск. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора контракта , если такие условия в нем предусмотрены. Решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжение на этом основании трудового договора с ним может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы с такими сведениями. Особенности допуска к государственной тайне лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов. Порядок допуска данных лиц к государственной тайне определяется Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в установленном порядке, допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан РФ.
Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.
Устанавливают срок хранения номенклатуры и изменений к ней — не менее 3 лет. Корректируют также обязанности подразделений. Например, кадровое подразделение должно проверять по сайту Минюста, внесен ли гражданин в реестр инагентов. А с требованиями НПА знакомить гражданина должна не кадровая служба , а режимно-секретное подразделение.
Более 16 тысяч носителей гостайны имеют счета/недвижимость или близких родственников за кордоном
Поправками Правительство РФ наделено полномочиями на установление порядка оформления допуска должностных лиц и граждан РФ, в том числе имеющих иное гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан к гостайне, их доступа к сведениям, составляющим гостайну, порядка обеспечения режима секретности в РФ, на издание актов по вопросам, связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне. Разработчики закона в пояснительной записке отметили: анализ правоприменительной практики в сфере защиты гостайны показывает, что все чаще встречаются случаи допуска к гостайне лиц, замещающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и госкорпорациях, у которых органами безопасности выявлены основания для отказа в таком допуске. Данная тенденция оказывает негативное влияние на обеспечение сохранности сведений, составляющих гостайну, и способствует возникновению угроз безопасности РФ, посчитали инициаторы поправок. Изначально в проекте закона предлагалось предусмотреть наделение Межведомственной комиссии по защите гостайны полномочиями принимать решения о допуске заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» к сведениям, составляющим гостайну. Но к принятию поправок данная формулировка была уточнена: указанная комиссия полномочна принимать решения о допуске к гостайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, организаций, наделенных законом полномочиями осуществлять от имени РФ государственное управление в установленной сфере деятельности.
Данные изменения не коснутся федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Также исключение составит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. В первой редакции поправок предлагалось, что должностному лицу и гражданину может быть отказано в допуске к гостайне из-за наличия у него или у его близких родственников недвижимого имущества, счетов вкладов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
В апреле Адвокатская палата Москвы опубликовала мнение о законопроекте.
Адвокаты посчитали, что поправки ограничивают права защитников и создают препятствия для их работы. В столичной адвокатской палате уверены: ограничения для адвоката, которые предусматривают предложенный законопроект, противоречат закону «Об адвокатской деятельности». В этом законе нет ограничений по гражданству или иноагентскому статусу для адвокатов. Наоборот, закон подчеркивает, что все представители равны.
Поэтому адвокаты предложили отметить в законопроекте, что ограничения ст.
В этой же статье будет содержаться обязанность информировать о конфликте интересов: в допуске к гостайне может быть отказано при наличии зарубежных счетов или недвижимости как у самого секретоносителя, так и у его ближайших родственников. По словам бывшего сотрудника спецслужб, решение о предоставлении допуска к особо секретным сведениям в отношении высших чиновников и раньше принималось межведомственной комиссией, а их самих проверяла ФСБ. Но теперь, когда это прописано в законе, игнорировать требования ФСБ руководителям органов исполнительной власти по недопуску граждан к тайнам уже вряд ли получится. При этом для военнослужащих допуск к гостайне теперь может быть оформлен без их согласия.
Как говорится в пояснительной записке, в 2020 г.
Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа: Особая важность.
Совершенно секретно. Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска? Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных.
Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений. Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица. Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
Объем золотого запаса. Правонарушения госучреждений. Сохранение гостайны — это одна из трудовых обязанностей.
Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием. Кратко о гостайне.
Закон РФ от 21. Процедура оформления права граждан на доступ к гостайне называется допуском, а санкционированное ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими гостайну, — доступом. Не надо путать эти понятия, поскольку от них напрямую зависит выплата надбавки за работу с гостайной.
Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП для служебного пользования. В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается. Допуск военнослужащего к государственной тайне напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий Сведениями ОВ I может по должности владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика.
При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми. Особенности предоставления допуска Допуск к гостайне — это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям.
В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий: Исполнение актов, касающихся защиты гостайны. Наличие отделов по защите ГТ.
Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ. В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации. Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.
Как производится процедура прекращения трудового договора в связи с прекращением допуска к государственной тайне? Распространение информации Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений.
Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне.
Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах. Прекращение допуска к ГТ Соответствующий допуск может быть прекращен, если: возникли основания, которые ограничивают кандидатов перечислены выше ; расторгнут контракт из-за проведения организационных и или штатных мероприятий; однократно нарушены контрактные обязательства по защите ГТ. Прекращение доступа к ГТ может привести к расторжению трудового договора, если такое положение прописано в нем.
Лишение доступа не прекращает обязательств лица по неразглашению сведений ГТ.
Защита документов
Шаг 6. Обязанности по допуску к государственной тайне отражаются в контракте по оформлению доступа. 14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. законопроектом устанавливаются случаи, исключающие добровольный порядок оформления допуска к государственной тайне гражданам, призванным на военную службу или военные сборы. В последние годы участились случаи прекращения им допуска к государственной тайне по различным основаниям. Оформление допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется с его согласия и предусматривает. «О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».
Совфед одобрил закон о дополнительных ограничениях допуска к гостайне
Госдума рассматривает проект закона, положения которого ужесточают допуск к государственной тайне и корректируют порядок выезда лиц, допущенных к ней. О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Что означает допуск к государственной тайне. Правительство в свою очередь получит право определять порядок оформления допуска должностных лиц к гостайне и принимать решения по вопросам, «связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне». Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы.
Постановление Правительства Российской Федерации
Какими законами и нормативными актами разъясняется этот порядок оформления допуска? В соответствии с ч. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к гостайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления Допуска в установленном порядке п. Оформление Допуска осуществляется по месту работы службы п. В Номенклатуру подлежат включению только те должности, по которым допуск работников к гостайне действительно необходим для выполнения ими должностных специальных, функциональных обязанностей п. Согласно п. В сопроводительном письме указываются сведения, предусмотренные указанным пунктом. Пунктом 23 Инструкции определено, что после согласования с органом ФСБ Номенклатура утверждается: в государственных органах, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органах местного самоуправления - руководителями соответственно государственных органов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органов местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами; в организациях - руководителями организаций.
На наш взгляд, по своему смыслу данный пункт устанавливает только категории лиц, которым предоставлено право утверждения Номенклатуры после ее согласования с органом ФСБ. В госорганах, названных госкорпорациях, органах местного самоуправления такое право предоставлено их руководителям или уполномоченным ими же должностным лицам.
Общий срок при этом составляет 10 лет. Также был принят Федеральный закон 16. Решение по данному вопросу принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Наличие 1 степени допуска не означает, что сотрудник «автоматом» лишается возможности путешествовать. Решение об ограничении может быть принято с учётом следующих факторов: страна, которую сотрудник выбирает для заграничной поездки; сроки путешествия и его цель; уровень секретности сведений на момент подачи заявления. Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5—10 лет.
Указанные сведения могут быть переданы в организацию, в которой граждане работают по совместительству, в установленном порядке. Особенности оформления руководителям и членам саморегулируемых организаций арбитражных управляющих допуска к государственной тайне 55. Решение о допуске руководителя саморегулируемой организации арбитражных управляющих далее - саморегулируемая организация к государственной тайне принимается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю надзору за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих далее - уполномоченный орган по контролю надзору. Решение о допуске арбитражного управляющего к государственной тайне принимается руководителем соответствующего территориального органа уполномоченного органа по контролю надзору. Список членов саморегулируемой организации, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне форма 12 , утверждается руководителем территориального органа уполномоченного органа по контролю надзору по представлению руководителя саморегулируемой организации. Согласование этого списка с органом безопасности осуществляется соответствующим подразделением по защите государственной тайны территориального органа уполномоченного органа по контролю надзору по представлению руководителя саморегулируемой организации. Указанный список направляется руководителем саморегулируемой организации в территориальный орган уполномоченного органа по контролю надзору в 2 экземплярах, один из которых затем направляется в уполномоченный орган по контролю надзору. Арбитражный управляющий, получивший допуск к государственной тайне, в недельный срок со дня вынесения определения арбитражного суда о его утверждении арбитражным управляющим предоставляет копию определения суда в уполномоченный орган по контролю надзору его территориальный орган. Доступ арбитражного управляющего к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном порядке со дня вынесения арбитражным судом указанного определения. Обязательства арбитражного управляющего руководителя саморегулируемой организации перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне оформляются в виде расписки. Функции кадрового подразделения по оформлению допуска арбитражного управляющего руководителя саморегулируемой организации к государственной тайне выполняют кадровые подразделения территориальных органов уполномоченного органа по контролю надзору. Переоформление допуска к государственной тайне 60. Переоформление допуска к государственной тайне по первой форме производится через 10 лет, по второй и третьей с проведением органами безопасности проверочных мероприятий формам производится через 15 лет с даты окончания проведения проверочных мероприятий органами безопасности в случае перехода указанных граждан на другое место работы службы. Переоформление допуска к государственной тайне граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им данный допуск, не производится. При переоформлении допуска к государственной тайне в органы безопасности направляются документы, указанные в пункте 33 настоящей Инструкции. Допуск к государственной тайне не переоформляется в следующих случаях: вступление гражданина в брак с лицом, имеющим допуск к государственной тайне, оформленный с проведением органами безопасности проверочных мероприятий смена гражданином фамилии, имени или отчества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Режимно-секретное подразделение вносит соответствующие изменения в карточку форма 1 и в месячный срок направляет в орган безопасности соответствующее уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан в алфавитном порядке , даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10. Режимно-секретное подразделение, получив карточку форма 1 с прежнего места работы гражданина, определяет необходимость переоформления ему допуска к государственной тайне и докладывает об этом руководителю организации. Если переоформления допуска к государственной тайне не требуется, гражданин в установленном порядке допускается к государственной тайне и назначается на должность, а режимно-секретное подразделение не позднее чем через месяц направляет в орган безопасности уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также дата решения о допуске гражданина к государственной тайне. Кадровое подразделение обязано в 10-дневный срок информировать режимно-секретное подразделение обо всех изменениях в биографических данных гражданина, допущенного к государственной тайне, для решения вопроса о целесообразности переоформления ему допуска к государственной тайне и внесения соответствующих изменений в карточку форма 1. Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, граждан при их командировании в другие организации 66. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях, в которые они командируются, осуществляется после предъявления ими предписаний на выполнение задания форма 5 , документов, удостоверяющих личность, и справок о допуске по соответствующей форме формы 6 - 8. Сотрудникам органов безопасности, осуществляющим по роду службы взаимодействие с организациями в работе по защите государственной тайны, право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется по предъявлении служебного удостоверения и справок о допуске по соответствующей форме формы 6 - 8. Гражданам, командируемым для выполнения заданий, связанных с доступом к государственной тайне, выдаются: для имеющих допуск к сведениям особой важности - справка о допуске по первой форме форма 6 , в которой после буквенного индекса «А» указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий; для имеющих допуск к совершенно секретным сведениям - справка о допуске по второй форме форма 7 , в которой после буквенного индекса «Б» указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий; для имеющих допуск к секретным сведениям - справка о допуске по третьей форме форма 8 , в которой после буквенного индекса «Д» указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если допуск к государственной тайне оформлен без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в соответствующих справках о допуске дата окончания проведения проверочных мероприятий не указывается. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения или работника, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, справка о допуске формы 6 - 8 выдается командированному лицу режимно-секретным подразделением организации, оказывающей услуги в области защиты государственной тайны. При этом в справке формы 6 - 8 указываются сведения о соответствующей лицензии организации, выдавшей справку. Справка о допуске по соответствующей форме формы 6 - 8 подписывается руководителем режимно-секретного подразделения и заверяется печатью организации при наличии печати. Указанная справка регистрируется в журнале учета выдачи справок о допуске форма 13 и выдается командируемому на время разовой командировки или на период выполнения задания, но не более чем на год, под расписку. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи, подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет. Журнал учета выдачи справок о допуске форма 13 после его закрытия в установленном порядке хранится в режимно-секретном подразделении не менее 5 лет. Требовать от командированного гражданина, прибывшего в организацию для выполнения задания, не связанного с работами со сведениями, составляющими государственную тайну, справку о допуске по соответствующей форме формы 6 - 8 запрещается. Исключение составляют случаи, когда командированный гражданин при выполнении задания неизбежно будет иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Предписание на выполнение задания форма 5 подписывается руководителем организации, а в органе государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» - должностным лицом, уполномоченным соответственно руководителем органа государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», заверяется печатью соответственно организации при наличии печати , органа государственной власти, указанных государственных корпораций и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий форма 14. В предписании на выполнение задания форма 5 указывается основание для командирования номер и дата постановления, решения, договора, совместного плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. Предписание на выполнение задания форма 5 , в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну, пересылается в установленном порядке. Предписание на выполнение задания форма 5 выдается для посещения только одной организации. Командированный гражданин может иметь доступ в присутствии работников принимающей организации, ответственных за прием командированных лиц, только к тем сведениям, составляющим государственную тайну, которые ему необходимы для выполнения задания, указанного в предписании на выполнение задания форма 5. Доступ командированных граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по письменному разрешению руководителя принимающей организации, а в органах государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» - должностного лица, уполномоченного руководителем соответственно органа государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Таким военнослужащим обычно присваивается самая простая, третья форма допуска. Поправками в закон о порядке въезда и выезда из России прописано, каким образом будет приниматься решение об ограничении права покинуть страну. Решение об ограничении права на выезд граждан с первой или второй формой допуска будут принимать должностные лица в соответствии с порядком, определяемым правительством. По словам адвоката Дмитрия Катчева, поправки расширяют полномочия ФСБ в отношении лиц-секретоносителей, но пока понятного механизма их реализации в документе нет.
Постановление Правительства Российской Федерации
Среди новшеств можно выделить такие: добавляют раздел "Особенности оформления допуска к государственной тайне руководителей организаций, имеющих несколько организаций-заказчиков"; форма справки становится единой для всех 3 форм допуска. В том числе из-за этого меняют номера ряда форм журналов учета, списка на оформляемого и родственников и др. Это смогут сделать, если гражданин включен в реестр инагентов или он нарушил законодательство о гостайне ; допуск могут прекратить , если гражданин больше не исполняет обязанности полномочия , которые связаны с гостайной. По инструкции речь шла о расторжении трудового договора или контракта из-за оргштатных мероприятий; руководитель сможет предоставить право решать вопрос допуска должностному лицу, которое вправе заключать трудовые договоры и имеет форму допуска не ниже формы допускаемого.
Руководитель организации может возложить право принятия решения о допуске гражданина к государственной тайне на должностное лицо организации, имеющее полномочия по заключению с гражданами трудовых договоров контрактов и допущенное к государственной тайне по форме не ниже формы допуска допускаемого гражданина заместителя руководителя, руководителя территориально обособленного подразделения организации, по месту расположения которого осуществляются работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и т.
В Аппарате Правительства Российской Федерации право принятия решения о допуске гражданина к государственной тайне может быть возложено на одного из заместителей Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. Решение о допуске к государственной тайне гражданина, у которого имеется основание для отказа в допуске к государственной тайне, может быть принято только руководителем организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или Президентом Российской Федерации. Решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителей государственных органов и их заместителей принимается теми, кем они назначаются на соответствующие должности, за исключением случаев, установленных федеральным законом или Президентом Российской Федерации. В случае если назначение на должность производится Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, решением Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решение о допуске к государственной тайне принимается должностными лицами, представляющими кандидатуры для назначения.
Решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителей иных организаций принимается руководителем организации-заказчика. Оформление допуска к государственной тайне должностным лицам, указанным в пункте 9 настоящих Правил , осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, должностному лицу которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо уведомление , заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне при наличии печати , в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются соответствующим органом безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений рабочих мест сотрудников.
У кадровых подразделений работников, ведущих кадровую работу организаций появится новая обязанность в связи с оформлением переоформлением допуска гражданина к гостайне - проверить, размещены ли на официальном сайте Минюста России сведения о гражданине в реестре иностранных агентов, и по результатам произвести соответствующую запись в его анкете. Есть и некоторые другие отличия новых Правил от Инструкции 2010 г. Для тех, кому необходимо детально изучить разницу между этими двумя документами, в ближайшее время мы подготовим их Сравнительный анализ. Напомним, что недавно были обновлены также правила допуска к государственной тайне для граждан РФ, имеющих гражданство подданство иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан см.
В заключение отметим, что необходимость в актуализации правил обусловлена тем, что 1 февраля 2024 г. Так, например, в редакции ст. Необходимость закрепления в законе данного положения, исключающего добровольный порядок оформления допуска к гостайне гражданам, призванным на военную службу или военные сборы, разработчики поправок ранее объясняли увеличивающимся с каждым годом количеством граждан, отказывающихся оформлять допуск к государственной тайне, требующийся им для исполнения обязанностей военной службы.
Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ. На гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка форма 1. При переходе гражданина на работу службу в другую организацию указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующей организации пересылается по новому месту работы службы. Новая карточка форма 1 заводится только в случае, если ранее заведенная карточка была уничтожена в соответствии с пунктом 47 настоящей Инструкции. Карточка форма 1 , оформленная на гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается.
При отсутствии в позициях карточки форма 1 места для соответствующих записей в установленном порядке заполняется новый бланк карточки форма 1 , который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке форма 1. При этом на новом бланке указывается номер листа, а в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 - количество листов в карточке форма 1. Организация, оформившая допуск к государственной тайне гражданам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне. Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято решение о допуске гражданина к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке форма 1 становится недействительной. В этом случае в орган безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанный список нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. Решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки форма 1 , которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации при наличии печати. При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных пунктом 44 настоящей Инструкции, в орган безопасности по месту расположения организации в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска к государственной тайне, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан в алфавитном порядке , даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения проверочных мероприятий.
Уведомления о прекращении допусков по третьей форме, оформленных без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в органы безопасности не направляются. При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, проставляется соответствующая отметка в позиции 10 карточки форма 1 , а в орган безопасности по месту расположения организации в 10-дневный срок направляется соответствующее уведомление. После прекращения допуска к государственной тайне копия трудового договора контракта или расписка, содержащая обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне форма 2 , и карточка форма 1 хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке. В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству 49. При необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к государственной тайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации в том числе и в качестве арбитражного управляющего по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки форма 1 , который направляется в запрашивающую организацию. Дубликат карточки форма 1 изготавливается режимно-секретным подразделением запрашиваемой организации на бланке карточки форма 1 , имеющем отметку «Дубликат», путем перенесения всех указанных в карточке форма 1 гражданина записей и учитывается как очередной лист карточки форма 1 , при этом запись о проведении проверочных мероприятий органами безопасности заверяется подписью руководителя этого режимно-секретного подразделения и печатью запрашиваемой организации при наличии печати. В графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 и в позиции 6 карточки форма 1 делается отметка «Дубликат.
Режимно-секретное подразделение, изготовившее дубликат карточки форма 1 , в месячный срок направляет в орган безопасности по месту расположения своей организации уведомление, в котором указывает адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки форма 1. Дубликаты карточек форма 1 учитываются в порядке, установленном для учета карточек форма 1. С карточек форма 1 , оформленных на граждан, получивших допуск к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, и с дубликатов карточек форма 1 дубликаты не оформляются. Организация, в которой гражданин работает по совместительству, получив дубликат карточки форма 1 , в установленном порядке оформляет гражданину допуск к государственной тайне и в месячный срок направляет в орган безопасности по месту своего расположения уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также дата решения о допуске гражданина к государственной тайне. При необходимости переоформления допуска к государственной тайне гражданину в организации, в которой он работает по совместительству, режимно-секретным подразделением указанной организации запрашивается по постоянному месту работы карточка форма 1 , которая после переоформления допуска к государственной тайне возвращается одновременно с запросом о направлении ее дубликата. При этом организацией, в которой гражданин работает постоянно и где хранится карточка форма 1 , в установленном порядке оформляется новое решение о допуске гражданина к государственной тайне, а в орган безопасности по месту расположения этой организации направляется уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, дата решения о допуске гражданина к государственной тайне, а также адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки форма 1. При прекращении в организации, где хранится дубликат карточки форма 1 , допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится карточка форма 1 , направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением дубликата карточки форма 1 , в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 46 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения организации, где хранится карточка форма 1. При прекращении в организации, где хранится карточка форма 1 , допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится дубликат карточки форма 1 , направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением карточки форма 1 , в позиции 10 которой делается соответствующая отметка.
Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 46 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения организации, где хранится дубликат карточки форма 1. В отношении граждан, работающих в организации, где хранится дубликат карточки форма 1 , которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. В отношении граждан, работающих в организации, где хранится карточка форма 1 , которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. В случаях, предусмотренных пунктами 51 и 52 настоящей Инструкции, дубликаты карточки форма 1 приобщаются к карточке форма 1. При этом в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 и позиции 6 карточки форма 1 делается отметка «Дубликат. Гражданам, допущенным к государственной тайне в организации, в которой они работают по совместительству, запрещается использование сведений, составляющих государственную тайну, полученных в организации по основному месту работы.
Госдума ужесточила допуск к гостайне
Допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии с документом, ФСБ РФ сможет давать заключение о нецелесообразности допуска к государственной тайне, которое будет носить обязательный характер для руководителей органов власти, предприятий, учреждений и организаций при принятии. на проведение работ с использованием таких сведений». Оформление допуска к государственной тайне должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне.
В Госдуму внесли поправки к законам о гостайне и порядке выезда за границу
Особый порядок оформления допуска государственной тайне. Допуск к государственной тайне в особом порядке оформляется. Подготовка материалов для оформления допуска к государственной тайне гражданам осуществляется в формах учетной документации, определенных Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. В соответствии с документом, ФСБ РФ сможет давать заключение о нецелесообразности допуска к государственной тайне, которое будет носить обязательный характер для руководителей органов власти, предприятий, учреждений и организаций при принятии.