Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
Балет «Баядерка» театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце. Давно планировал начаить писать отзывы об увиденных балетных представлениях, но как-то не было случая. Баядерка — последний балет легендарного балетмейстера и первый в ряду его шедевров. Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. В двух спектаклях «Баядерки» главную партию — баядерки Никии — исполнили две одноклассницы, Арина Денисова и Ева Сергеенкова. Балет «Баядерка», созданный композитором Людвигом Минкусом в 1877 году, стал одним из шедевров Мариуса Петипа.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
Балет «Баядерка» театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце. Давно планировал начаить писать отзывы об увиденных балетных представлениях, но как-то не было случая. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. После революции у нового зрителя недавно бывшего императорским театра «Баядерка» вместе с другими «старыми» балетами не вызывала трепета: «Современный зритель слишком культурен, чтобы восторгаться или даже просто переносить терпеливо "Баядерку"»5. В начале. любовный треугольник. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра.
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится совсем скоро. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии.
Раджа решает погубить баядерку. Завтра во время празднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея. Таков его план.
Гамзатти, притаившаяся за колонной, после ухода Брамина велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе.
Польщенная девушка соглашается. Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии.
Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну. Никия в гневе бросает их на пол.
Спор двух соперниц становится все более и более напряженным.
Мистический акт теней, о который разбивались амбиции многих трупп, в Театре на Большой Дмитровке вышел истинным шедевром и гвоздем премьеры. В остальном успешны мужчины. Начиная с дирижера Антона Гришанина, под чьим руководством непривычно оркестрованная партитура Людвига Минкуса звучит выразительно. Сам маэстро акценты каждой балерине и танцовщику подбирал штучно. Актерски точны Никита Кириллов в роли сжигаемого соблазном мести Великого брамина и Михаил Пухов, сразивший жесткой вседозволенностью своего Раджи. Уникален Золотой Божок Дмитрия Загребина, бесстрастно зависавший в воздухе в позе сидящего будды. И уникален Сергей Полунин — Солор со своими воздушными прыжками и совершенным танцем. Балеринам же, увы, роли пока велики.
Обе — жертвы, и обе страдают от отчаянной муки: одна — от предательства, вторая — от ревности. На премьере соперницы то и дело скатывались с метафизики смыслов к бытовому правдоподобию, что явно не вдохновляло самого героя, и Сергей Полунин «ожил» только к поклонам, когда на руках вынес на сцену Наталью Макарову. Рискнувшую предъявить свою, как теперь понятно, компромиссную версию России, чьи подмостки «Баядерка» никогда не оставляла. Все равно, что в Тулу со своим самоваром… Colta. Впечатление было сильным, и очень скоро на западных подмостках одна за другой стали появляться «Тени», перенесенные бежавшими из СССР экс-премьерами Кировского: хореографические тексты шедевров Петипа были тем скарбом, который танцовщики-невозвращенцы уносили с собой на Запад. Именно с «Теней» в лондонском Royal Ballet в 1963 году, вскоре после прыжка через барьеры в Ле Бурже, начал свою «балетмейстерскую» карьеру Рудольф Нуриев. Возможностей сверяться с мариинским подлинником у беглецов по понятным причинам не было, текст переносился не без потерь, но даже то, что от «Баядерки» оставалось, в свое время поражало воображение европейской и американской публики — не знакомой с оригиналом Петипа и воспринимавшей редакции Нуриева и Макаровой, так сказать, «с чистого листа». Сегодня же включенная в репертуар Музтеатром Станиславского и Немировича-Данченко «Баядерка» Натальи Макаровой смотрится адаптированным изданием хрестоматийной классики, пособием по иностранному языку, превращающим толстенный талмуд в 80-страничную брошюрку: выкинуты целые главы, сложные для понимания неофитов слова заменены более простыми аналогами. У Петипа конструкция балета была простой и близкой к гениальности: нарастающий темп буйных, пылких «индийских» сцен встреча баядерки Никии с Солором, решение раджи женить Солора на своей дочери, решение убить Никию и ее приходящаяся на разгар праздника смерть обрывается меланхолией «Теней», где призрачные девы сходят с гималайских гор.
Это — сон Солора; с его пробуждением «Тени» уступают место цветастым танцам, обрываемым «гневом богов» — землетрясением, которое разрушает дворец раджи и погребает всех под его обломками. Редактируя балеты Петипа, важно соблюсти баланс: мало couleur locale — страдают и «Тени», уменьшается контраст. Именно это и происходит в версии Натальи Макаровой, вымаравшей ключевые характерные номера балета — «Индусский танец» и вариацию Ману. Макарова в прямом смысле сглаживает перепады рельефа «Баядерки»: изгибающийся пандус, с которого в картине «Тени» у Петипа змейкой сходят девушки, заменен на невысокую наклонную подставку без изгибов, а выразительные мрачные скалы — на невзрачный зеленый сад. Величественное шествие с небес на землю превращено в обыкновенную прогулку, эффект от мистического явления идеального белого балета в повседневной суете земного мира сведен на нет. Любопытно, что на афишах отсутствуют всякие упоминания об авторах номеров, со временем дополнивших оригинальную хореографию «Баядерки»: в списках авторов не значатся ни Николай Зубковский, ни Владимир Пономарев, ни Вахтанг Чабукиани — присутствует лишь горделивая фраза «Наталья Макарова по Мариусу Петипа». Замечательной балерине, впрочем, так и не удалось стать толковым хореографом: собственный танцевальный текст Макаровой в последней картине — к моменту ее отъезда из Ленинграда уже давно отсутствовавшей в мариинском спектакле — несколько суматошен и невнятен. Премьерная публика Музтеатра, судя по всему, видела «Баядерку» впервые в жизни и даже эту покоцанную, сжатую и не слишком умную версию великого балета Петипа принимала с восторгом — которого, впрочем, оказался вполне достоин не только безупречно проведший свою роль Сергей Полунин в партии Солора, но и весь исполнительский ансамбль, вплоть до призванных в ряды Теней учениц Московского хореографического училища. К публике вопросов нет: в конце концов, сегодняшняя ценовая политика Большого театра не способствует ознакомлению широких зрительских масс с достижениями балетного хозяйства.
Есть — к театральному начальству. Понятно, что Музтеатру очень хотелось иметь «Баядерку» в репертуаре: сохранившиеся спектакли «золотого классического века» можно по пальцам пересчитать, а их присутствие в афише — знак принадлежности к высшей театральной лиге, попасть в которую так стремился в последние годы МАМТ с его амбициозной репертуарной политикой купили лицензию на спектакли Ноймайера — и станцевали лучше, чем в Большом, купили лицензию на балеты Килиана — и опять победили в соревновании со старшим коллегой, отлично станцевали «Майерлинг» Макмиллана — и собираются в этом году поставить его же «Манон». Понятно, что худруку балетной труппы Игорю Зеленскому не слишком хотелось работать с редакциями «Баядерки», уже представленными на отечественном рынке в Большом идет версия Юрия Григоровича, в Мариинке — Пономарева—Чабукиани. Но почему бы тогда не заказать новую редакцию какому-нибудь знающему человеку? Очевидно, что самым эффектным ходом было бы возвращение на сцену реконструкции оригинального спектакля Петипа, осуществленной в 2002 году в Мариинке Сергеем Вихаревым и вследствие местных интриг исчезнувшей из репертуара, — но Музтеатру, боюсь, ее не потянуть в силу объективных причин: народу в труппе не хватит. Но зачем было привозить в Москву именно версию Макаровой — только из-за магии имени? В 1988 году в Лионе американец Энди Дегроут сотворил «Баядерку», действие которой происходит в Хиросиме 1945-го, Брюсселе 1993-го и на дискотеке в Токио в 2021-м. Десять лет назад голландец Адриан Лютейн поставил «Баядерку» для голландской труппы «Интроданс» — мне довелось видеть акт «Теней», в котором хореограф, используя прежний «змеиный» ход, придумал оригинальное пластическое решение: тени были гнущимися, вьющимися, мягкими — и при этом не менее пугающими и не менее прекрасными, чем у Петипа. Быть может, Музтеатру стоило предложить отанцевать либретто Сергея Худекова?
По крайней мере, был бы хоть какой-то шанс. Премьерой макаровской «Баядерки» МАМТ добровольно признался в готовности довольствоваться вторыми ролями на столичной балетной сцене — до недавнего времени казалось, что у Музтеатра амбиции все-таки несколько выше. Действие перенес в Индию, главной героиней сделал храмовую танцовщицу Никию, пострадавшую от коварства возлюбленного, воина Солора. Тот по ходу действия клянется в любви два пальца воздетой руки, устремленные в небо , обещает жениться те же пальцы, указующие на воображаемое обручальное кольцо , но в итоге предпочитает дочь раджи Гамзатти большая сцена с радостными танцами. Никии, по долгу службы явившейся танцевать на помолвку, по приказу соперницы вручают корзинку с ядовитой змеей раскрашенная гуттаперча, чья «активность» зависит от ловкости пальцев танцовщицы. Солор, потрясенный смертью баядерки, употребляет опиум посредством кальяна и погружается в наркотические грезы, в процессе коих ему являются тени умерших дев с Никией во главе грандиозное гран-па с виртуозными танцами обоих. Тень баядерки вопиет о возмездии указание на небо всеми пальцами воздетой руки , и оно-таки наступает: начинается землетрясение, храм, где собираются соединить свои судьбы Солор и Гамзатти, рушится, погребая их под обломками. Чтобы зритель не сомневался, по чьей вине произошла катастрофа, Петипа заранее указывает на виновницу — тень Никии мелькает то тут, то там, отвлекая жениха от невесты. Занимательная история, рассказанная кудесником русской сцены, быстро стала блокбастером, лишившись, правда, сцены разрушения храма.
Редакторы сочли, что реальное наказание вполне может быть замешено метафорическим, танцевальным. Мнения коллег не разделила прославленная балерина Наталья Макарова, в 1980-м вернувшая означенную сцену в постановку Американского балетного театра. В этом варианте спектакль отныне будут представлять и в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, украсившем свои афиши изображением несравненной Натальи Романовны в роли баядерки. Если версию Макаровой востребовали ради «наказания», не стоило было и затевать постановку. Финальные объяснения героев имеют смысл лишь при показе масштабных разрушений тяжесть наказания должна быть соразмерна тяжести преступления , а небольшая сцена «Стасика» для таковых не приспособлена. Посему возмущение природы изобразили, не прибегая к машинерии, с помощью видеопроекции, причем взамен бурных катаклизмов в духе канала «Дискавери» публика получила супрематическое движение белых пятен и красных полос. Остальное оформление художники — Пьер Луиджи Самаритани и Иоланда Соннабенд — очаровательная полянка, где горит священный огонь, уютные покои раджи, лужайка перед дворцом, сияющие цветами радуги костюмы — выдержано в реалистическом духе и соответствует масштабам театра. То есть вопреки величественному замыслу Мариуса Ивановича, выпускавшего на сцену бутафорского слона в натуральную величину, тяготеет к камерной, почти интимной драме. Апофеозом живописного интима становится некогда близкий космическому путешествию выход теней, обернувшийся бесхитростной девичьей прогулкой.
Вместо схождения с Гималаев читай: длинного, уходящего в бесконечность пандуса тени спускаются с мини-пригорка аккурат в раскидистые кусты.
Мордкин и В. Тихомиров , Великий брамин — В. Гельцер премьера: 25 января 1904 г. Нуреев — Солор в балете «Баядерка», 1959.
Кировский театр прошлая и нынешняя Маринка Затем последовали другие постановки… Их — множество. А среди последующих хореографов этого балета много замечательных имен. В их редакции Солор из «мимического» персонажа превратился в «танцующего», наделенного развернутой танцевальной основой. В этой партии блистал сам Вахтанг Чабукиани, а после его отъезда в Тбилиси, вплоть до дебюта в этой роли Бориса Брегвадзе , лучшим Солором на сцене Ленинградского Кировского театра был Семён Каплан [8]. Известно, что, когда в 1961 году он бежал из СССР, с этого балета началась его блистательная карьера в Париже, а через много лет «Баядерка» стала последним спектаклем, поставленным Р.
Нуриевым в Гранд Опера см. Со времени первого представления балета прошло 150 лет. И именно столько времени балет «Баядерка» живет на сценах многих музыкальных театров. Однако не погибла и самая первая версия балета в хореографии Мариуса Петипа. Так получилось, что через несколько лет записью балетов увлекся режиссёр Петербургской балетной труппы Николай Григорьевич Сергеев 1876—1951 , он записывал балетный репертуар труппы по методике, разработанной его учителем, танцовщиком В.
Именно по его записям балет в хореографии М. Петипа был перенесен в московский императорский Большой театр см. Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года Н. Сергеев эмигрировал и вывез рукописи с записями балетов с собой. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года.
Коллекция балетных записей после смерти Н.
Сопровождает спектакль симфонический оркестр Новосибирского театра оперы и балета под управлением Карена Дургаряна.
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
Существует ещё одна версия возникновения у Мариуса Петипа идеи создания «Баядерки» — мода на восточную в частности, индийскую культуру. Автором музыки стал австриец чешского происхождения, служивший у российского императора, композитор, скрипач и дирижёр — Людвиг Минкус. Литературная основа Разработчиком либретто балета был сам Мариус Петипа совместно с драматургом С. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. По мнению театроведов, в либретто включена ещё баллада В. Гёте «Бог и баядерка», по ней во Франции был создан балет, где главную партию танцевала Мария Тальони.
Персонажи балета Главные герои: баядерка Никия и знаменитый воин Солор, трагическую историю любви которых рассказывает этот балет. Фото центральных персонажей представлено в данной статье. А также воины, баядерки, факиры, народ, охотники, музыканты, слуги... Сюжет балета Это спектакль из 4 действий, но в каждом театре своя «Баядерка» балет. Содержание сохраняется, основная мысль неизменна, в основе лежит то же либретто, та же музыка и те же пластические решения, но количество действий в разных театрах может быть разным.
Например, в Михайловском театре Санкт-Петербург в балете три действия вместо четырёх. Многие годы партитура 4 акта считалась утерянной, и балет ставился в 3 действиях. Но в фондах Мариинского театра она всё-таки была найдена, и первоначальный вариант был восстановлен, но не все театры перешли на эту версию. В древние времена в Индии разворачиваются события спектакля «Баядерка» балет. Содержание первого акта: воин Солор ночью приходит в храм, чтобы встретиться там с Никией, и предлагает ей бежать вместе с ним.
Великий брамин, отвергнутый ею, становится свидетелем свидания и решает отомстить девушке. Второй акт. Раджа хочет выдать свою дочь Гамзатти за доблестного воина Солора, который пытается отказаться от такой чести, но раджа назначает дату свадьбы. Великий брамин сообщает радже, что воин встречался в храме с Никией. Тот решает убить танцовщицу, преподнеся ей корзину цветов с ядовитой змеёй внутри.
С 1856 по 61 год Л. Минкус служил первым скрипачом в Московском императорском большом театре, а затем стал совмещать эту должность с должностью дирижёра. После того как состоялось открытие Московской консерватории, композитора пригласили туда преподавать скрипку. Минкус написал большое количество балетов. Самый первый из них, созданный в 1857, — «Союз Пелея и Фетиды» для Юсуповского театра. В 1869 году был написан один из самых знаменитых балетов — «Дон Кихот». Совместно с М. Петипа было создано 16 балетов.
Последние 27 лет жизни композитор жил на Родине — в Австрии. Балеты Л. Минкуса по сей день входят в репертуары всех ведущих театров мира. Премьера 23 января 1877 года впервые Петербургской публике был представлен балет «Баядерка». Театр, в котором состоялась премьера Большой театр, или, как его ещё называли, Каменный , располагался там, где сейчас находится петербургская консерватория. Партию главной героини Никии исполняла Екатерина Вазем, а в роли её возлюбленного блистал танцовщик Лев Иванов. Различные версии В 1900 году сам М. Петипа отредактировал свою постановку.
Она шла в обновлённом варианте в Мариинском театре, и партию Никии танцевала М. В 1904 году балет перенесли на сцену московского Большого театра. В 1941 году балет был отредактирован В. Чебукиани и В. В 2002 году Сергеем Вихарёвым был вновь отредактирован этот балет. Фото с представления Мариинского театра содержатся в статье. Премьера состоялась в январе 1877 года на сцене Большого Каменного театра в Петербурге. Первые партии на премьере исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов.
Автором балета «Баядерка», вернее, музыки к нему, стал австрийский композитор, имя которого для нас неразрывно связано с балетом. Это Людвиг Минкус. Обратите внимание Известно, что спустя несколько лет по причине закрытия Большого театра постановка переехала в Мариинку, и там в новой редакции балета, которую осуществил все тот же Петипа, партию Никии исполняла уже знаменитая Матильда Кшесинская. Постановки балета до сих пор успешно осуществляются во многих театрах. С течением времени в спектакль вносились новые номера и мизансцены, но в целом классическая хореография и содержание балета «Баядерка» оставались неизменными. Возникновение Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз финальная торжественная сцена произведения был написан самим хореографом.
Литературным источником содержания балета «Баядерка» послужила драма «Шакунтала» «Сакунтала» , написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете «Бог и баядерка». Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета «Сакунтала». Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году. Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка?
Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета «Баядерка» поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или «девадази», что в переводе означает «божья рабыня» могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки — это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии.
Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Важно Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета «Баядерка».
Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним.
Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра. Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев.
И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе.
Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом.
Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника — Солора, не ожидал такой развязки.
Он просит раджу пощадить баядерку. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей.
Дочь раджи намеренно показывает баядерке портрет своего жениха — Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним.
Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал.
Подоспевшая невольница удерживает баядерку.
Балет сразу же получил признание у современников. Учтены были все пристрастия публики 19-го века.
Место действия — древняя Индия экзотические страны были модны в то время ; персонажи — брамины, факиры, раджа, танцовщицы, живущие при храме с самого детства и участвующие в религиозных церемониях, которых называли баядерками; сюжет — сплетение любовных коллизий, верность и измена, искренность и коварство... Воспользовавшись экзотическим сюжетом, навеянным древнеиндийскими сказаниями о страстной любви и ревности, балетмейстер развернул серию классических танцев, изысканно украшенных элементами восточной пластики. Петипа воплотил драматический сюжет в совершенном танце, прежде всего в таком хореографическом шедевре, как композиция «Тени», где впервые он показал, как захватывающе прекрасны синхронные движения танцовщиц, каким виртуозным и красноречивым может быть массовый танец.
Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и безупречность ее академичного танца. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками.
Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал другой поворот темы и современное звучание. Известнейшие русские балерины Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова открывали новые драматические интонации в партии Никии, обогащая диапазон выразительности данной роли. До сих пор балет притягивает и волнует как постановщиков и исполнителей, так и зрителей эмоциональной музыкой, красотой хореографии и драматизмом сюжета.
В Красноярске балет «Баядерка» впервые был поставлен в 1982 году балетмейстером В. Бурцевым и художником Г. Первое действие Первая картина.
Древняя Индия Начинается праздник поклонения огню. Факиры во главе с Магдавеей разжигают священный огонь. Из Храма торжественно выходят Великий Брамин и жрецы.
Храмовые танцовщицы — баядерки исполняют священные ритуалы. Среди них выделяется прекрасная Никия. Влюбленный в Никию Великий Брамин с восхищением любуется ее танцами.
Воспользовавшись моментом, когда все участники богослужения забылись в молитвенном экстазе, он признается Никии в своей любви, обещая бросить к ее ногам все богатства Индии. Баядерка с негодованием отвергает жреца и напоминает ему данном им обете безбрачия. Великий Брамин уязвлен и подавлен таким откровением баядерки.
По его знаку все возвращаются в храм. Знаменитый воин Солор просит Факира Магдавею передать Никии, что он придет к храму, чтобы увидеться со своей возлюбленной. Баядерка выходит набрать воды из священного источника и встречается с Солором.
Счастливый воин дает ей клятву и вечной любви. Факир охраняет их тайное свидание, но Брамину удается подслушать нежные беседы влюбленных. Он негодует и клянется священным огнем, что жестоко отомстит сопернику.
Вторая картина. Зал во дворце раджи Раджа объявляет о своем желании выдать замуж свою дочь — принцессу Гамзатти за храброго воина Солора.
Вы точно человек?
Завораживающая хореография в великолепном исполнении талантливых артистов! Открывается занавес, артисты и оркестр погружают в прекрасный мир искусства, доставляя истинное наслаждение и на время заставляя забыть о реальном мире. Музыка Минкуса просто завораживает и не отпускает до самого конца балета. Своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствует созданию яркого зрелищного спектакля. В театре я отдыхаю душой, заряжаясь положительной энергией, которая так необходима в бешеном ритме или унылой обыденности повседневной жизни. Сюжет балета пропитан индийским народным колоритом, в центре событий - любовный треугольник. Нежная любовь баядерки Никии индийской танцовщицы и служительницы храма, воина Солора и дочери ражди Гамтзатти. Партию Никии танцевала В. До чего она божественно красива, изящна, движения отточены и безупречны.
Картина 3 Площадь перед дворцом раджи. Начинается празднество в честь помолвки Солора и Гамзатти. Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому. Во время ритуального танца Никии по приказу раджи вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Великий брамин, у которого есть противоядие, предлагает Никии спасение в обмен на ее любовь. Но баядерка предпочитает смерть… Действие 2 Картина 4 Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Факир Магедавея и воин Толорагва тщетно пытаются отвлечь его от тяжелых раздумий. Страдающий Солор курит опиум и в наркотическом тумане видит царство теней, «царицей» которого является Никия. Очнувшись, Солор молит богов о прощении. Но поздно. Разгневанные боги наказывают Солора за преданную им любовь.
Может быть, потому, что многое из того, что видела, выглядело откровенно архаичным, далеким от современности. Салонное искусство, с его церемонной пластикой — казалось бы, у кого это может сегодня вызвать восторги, кроме ценителей? Но последняя премьера в Красноярском театре оперы и балета — «Баядерка» Людвига Минкуса — напрочь разбила все стереотипы. Балетмейстер-постановщик Сергей Бобров вдохнул современную энергию в оригинальную хореографию Мариуса Петипа, сумел выделить и подчеркнуть все наиболее яркие моменты этого замечательного балета. А художник-постановщик Дмитрий Чербаджи придал ему по-настоящему роскошное оформление. Можно принимать или не принимать постановки Сергея Боброва — это уж кому как нравится. Но не уважать его просто невозможно. Молодой, полный энергии и творческих амбиций — в немалой степени именно благодаря ему состоялись зарубежные гастроли Красноярского балета. И везде получили высокую оценку самой взыскательной публики, опровергая тем самым упреки скептиков в нарушении классических традиций и даже «попсовости» хореографии Боброва. Когда-то бытовало расхожее мнение, что Красноярский балет — это народные артисты России Наталья Чеховская и Василий Полушин, остальные артисты как-то скромно находились в их тени. А в чем-то даже и превосходят знаменитую пару. Что еще раз подтвердила последняя премьера театра.
Об этом пишет в воспоминаниях балерина Екатерина Вазем, создательница партии Никии. Ее партнером на премьере в петербургском Большом театре был Лев Иванов, будущий постановщик бессмертных лебединых сцен в «Лебедином озере». Эпоха эклектизма оставила потомкам замечательные произведения искусства — роскошное здание Парижской Оперы и казино в Монте—Карло архитектора Шарля Гарнье, картины и гравюры Гюстава Доре и Жана Моро. Солор поручает факиру Магдавее передать Никии,что будет ждать её ночью у храма. Торжественным появлением Великого Брамина, жрецов и баядерок служительниц храма , открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец прекрасной Никии. Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане. Он обещает ей все богатства Индии , но Никия не может скрыть своего отвращения к нему. Тайное свидание Никии и Солора. На священном огне Солор клянётся в любви к Никии. Великий брамин всё видит и намеривается отомстить влюблённым. Картина 2 Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего воина Солора. Она счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву любви и верности.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
*** Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете. «Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире. Балетмейстер и композитор балета "Баядерка", год дебюта на сцене произведения, литературные и музыкальные источники. Краткое содержание балета.
«Баядера» – первая премьера сезона
И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон.
«Баядера» – первая премьера сезона
Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии.
Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба.
Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета «Баядерка».
О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам. Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров.
Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным. Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Они исполнили танец арапчат и приняли участие в танце Ману. История создания Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов». Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите, взяв за основу драму древнеиндийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу».
Однако, историческо-этнографическое правдоподобие постановки было незначительным. Петипа не побоялся ставить балет на сюжет, который уже использовался до него другими балетмейстерами — среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. Он был лишь пятым в этой цепочке. Более того первоисточником стал французский балет «Сакунтала», поставленный Люсьеном Петипа в 1858 году, и, как пишет Ю. К моменту её создания Петипа проработал в России 30 лет, став мэтром и хозяином лучшей в мире труппы. Он создавал свой шедевр для главного театра страны, Большого Каменного театра, который находился в Санкт-Петербурге.
В то время известный Мариинский театр ещё не существовал, а сцена Каменного театра была намного больше, именно поэтому зрелище должно было быть грандиозным. Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором — австрийским композитором, Людвигом Минкусом. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное — галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики. Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения. Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом.
Её танец — это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Обратите внимание Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев — сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат. Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени». Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини. И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно — тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, — настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку.
Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар.
Важно Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П. А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось.
Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень. Эта роль открыла Павлову как великую балерину. Еще один интересный факт — это то, что с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике. Только в 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля.
Когда Чабукиани предложил свою версию, этот спектакль стал не только балеринским, но и роль Солора приобрела новое современное ей звучание. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». И только в 1991 году Юрию Григоровичу удалось оживить этот балет на сцене главного театра Москв — он взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными. В зарубежных театрах этот балет также существовал только в виде акта «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах.
И хотя публика сегодня намного отличается от зрителей, увидевших первую постановку этого спектакля, балет о несчастной любви храмовой индийской танцовщицы и знатного воина Солора в постановке гения хореографии Мариуса Петипа и по сей день остается одним из самых зрелищных и знаменитых балетов в мировой хореографии. Регина Урабаева Сюжет Действие происходит в Индии в древние времена.
В те времена Восток был в моде: художники, поэты и композиторы в поисках вдохновения часто обращались к экзотическим сюжетам. Музыку к балету написал чешский композитор Людвиг Минкус, много работавший в России. Для удобства и ему присвоили русское отчество-Федорович.
Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок — храмовых танцовщиц — открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец Никии. Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и связанном с ним обете безбрачия.
Он обещает ей все богатства Индии, всё, что она пожелает. Но Никия не может скрыть своего отвращения к брамину. Тайное свидание Никии и Солора охраняет Магедавея. Солор над священным огнём клянётся Никии в вечной любви и верности. Великий брамин, увидев их, решает отомстить влюблённым. Картина вторая Зал во дворце раджи Дугманты. Раджа приказывает позвать баядерок, чтобы они развлекли его и его гостей. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина — Солора, с которым она обручена с детства.
Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!.. Появляется Великий брамин.
Музыку к балету написал чешский композитор Людвиг Минкус, много работавший в России. Для удобства и ему присвоили русское отчество-Федорович. В 1877 году плод совместной работы Мариуса Ивановича и Людвига Федоровича был представлен на суд избалованной петербургской публики.
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса
композитор Минкус Людвиг. Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. Балетный сезон Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) открылся премьера балета Людвига Минкуса (1826-1917) "Баядерка" в постановке испанского хореографа Начо Дуато.
Баядерка (балет)
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса | среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. |
«Баядера» – первая премьера сезона | Елена Зайцева, артисты балета и хора. |
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки" | Знаменитый французский хореограф Мариус Петипа, которого в Петербурге величали не иначе как Мариус Иванович, в конце 19 века создал балет «Баядерка». |
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном | Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. |
Баядерка — Репертуар театра оперы и балета — Воронежский государственный театр оперы и балета | Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. |