Что нельзя делать в Страстную неделю? Последнюю неделю перед Пасхой называют Страстной в память о последних днях земной жизни, смерти и погребении Иисуса Христа. Кому нельзя поститься? Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. Каждый день Страстной недели 2024 года несёт определённый смысл: что нельзя делать в Великий пост перед Пасхой 5 мая. неделя перед пасхой (Фото: ). Великий пост, что нельзя делать. В период Великого поста важно исключить из рациона употребление молочных и мясных продуктов.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Нельзя читать легкую литературу, смотреть телевизор, вести долгие дискуссии в социальных сетях. Быть злым, агрессивным, осуждать, обижать ближних. Делать прелюбодеяние на стороне. Не лениться. Нельзя унывать. Но именно такое воздержание дает понять, что в нашей жизни пустое, без чего мы можем спокойно прожить. Употребление масел растительного происхождения допустимо в такие дни: сорок Севастийских мучеников, Григория двоеслова. Данный обычай был в древности, потому что на столах были оливки для южных стран это не проблема , и потому еще наличие масла считалось излишеством.
Полное ограничение пищи в такие дни: первый день поста; Чистый понедельник; Страстная пятница. На первой неделе поста в среду и пятницу надо есть пищу, которая не подвергалась термообработке. Исключают все гастрономические злоупотребления: острую, жирную, кислую, соленую, сладкую, жареную пищу, пряности. Что можно делать в Великий пост Важно будет напомнить, что есть группы людей, для которых пищевое соблюдение поста облегчается: беременные и кормящие женщины;.
Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно.
Миряне часто облегчают себе пост это следует делать по благословению священника. Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу. В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений.
И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь. Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной.
На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию. Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста. Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения по крайней мере, клиросного звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы.
Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов говением и исповедью и достойно причаститься святых Христовых Таин. Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг. Четыредесятницу первые сорок дней и Страстную седмицу точнее 6 дней перед Пасхой. Таким образом Великий Пост длится семь недель вернее 48 дней. Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии если в эти дни не случается праздника. Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня.
Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. По субботам в период Св.
Ученики Христа рассердились из-за такого расточительства, ведь миро можно было продать и отдать деньги нищим. Фото: kurganvera. С того времени Иуда искал возможности совершить своё предательство, и вскоре она представилась — после Тайной вечери в Гефсиманском саду, которая произойдёт на следующий день.
Великий четверг, 2 мая: этот день — кульминация всей Страстной седмицы и страданий Христа. Именно в этот день вспоминают Тайную вечерю, во время которой Спаситель установил важные обряды — таинство Святого Причастия Евхаристии и обряд омовения ног. Кроме того, вспоминают также Его молитву в Гефсиманском саду, суд и предание Христа на смертные муки. Во время Тайной вечери Христос сначала омыл ноги ученикам в знак смирения, а затем разделил с ними свою трапезу — хлеб и вино. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Мф. В память об обряде омовения ног в церкви и сегодня есть такая традиция: архиерей омывает ноги двенадцати священникам на богослужении Великого четверга.
После Тайной вечери Иисус вместе с учениками отправился в Гефсиманский сад, где вознёс молитвы Богу о том, чтобы страдания Его миновали. Апостолы же бежали, как то и предсказывал Спаситель, а Пётр, который уверял до этого, что никогда не бросит Христа, за одну ночь трижды отрёкся от Него, чтобы спастись. Великая пятница, 3 мая: этот день называется ещё Страстная пятница, он считается самым страшным днём в истории Нового завета, поскольку именно в пятницу, за два дня до Пасхи, распяли Христа. На богослужениях в Великую пятницу подробно вспоминается и то, как Христа схватили, и то, как Его судил римский прокуратор Понтий Пилат — он поначалу хотел пощадить Спасителя, но на Его смерти настаивали первосвященники и народ. Попытался прокуратор и помиловать Иисуса в честь грядущего праздника, но вместо Него народ потребовал отпустить разбойника Варавву. Говорят ему все: да будет распят.
Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» Мф. Иисусу надели на голову терновый венок и заставили нести собственный тяжёлый крест всю дорогу на Голгофу — Лобное место, по пути римские солдаты Его избивали. На Голгофе Его распяли, то есть казнили самой болезненной и жестокой казнью, и Он провисел на кресте три часа, после чего умер.
Иначе выйдет не пост, а простая диета. К тому, что нельзя делать в Великий пост 2024, относится не только запрет на употребление в пищу продуктов животного происхождения. В период Великого поста каждый верующий должен ограничить свои удовольствия и смиренно себя вести, чтобы укрепить веру. Целью Великого поста является не просто избавление от лишних килограммов, а отвлечение от посторонних мыслей о собственном удовольствие, в том числе и мыслей о еде, в пользу мыслей о Боге.
Человек, согласно церковным учениям, состоит из тела и души. Священники говорят, что когда слабеет одно в период поста, это, конечно, тело , то укрепляется другое. Это интересно! Многие люди, которые придерживаются поста, подчеркивают, что этот период действительно действует на организм благотворно.
Просветляется ум, появляется легкость в теле. Новичкам выдержать постное время будет сложно, особенно, когда они узнают, что нельзя делать во время поста. Но это возможно, выдержав пост, шаг за шагом, верующий человек будет двигаться в сторону добра.
Страстная неделя в 2024 году: что можно и что нельзя делать в дни перед Пасхой
Поэтому так называемый Пасхальный пост занимал ночь перед иудейской Пасхой и сам день этого праздника – христиане не столько радовались, сколько вспоминали Распятие. В субботу перед Пасхой, 15 апреля, разрешена горячая пища без масла. Священники рассказали , что нельзя делать перед Пасхой. Самый светлый праздник православных, Пасху, предваряет строгий Великий пост.
Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста
О Великом посте / | В последнюю седмицу перед Пасхой многие задаются вопросом, можно ли есть определенные продукты и как следует провести самый строгий период Великого поста. |
О Великом посте | Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям. |
Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя - Российская газета | Завершающий день перед Пасхой на богослужении посвящен погребению Христа и сошествию его души в ад, из которого он вызволяет души томящихся праведников, а также Адама и Еву. |
Заниматься огородными делами и не только: что нельзя делать за неделю до Пасхи
Завершающий день перед Пасхой на богослужении посвящен погребению Христа и сошествию его души в ад, из которого он вызволяет души томящихся праведников, а также Адама и Еву. Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье. В этот день запрещено выполнять работу по дому: убирать, стирать, мыть посуду. Кому нельзя поститься? Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. Страстная неделя: что можно и чего нельзя делать на седмице перед Пасхой. Нельзя сводить пост лишь к изменению в системе питания. Что нельзя делать в Страстную неделю? Последнюю неделю перед Пасхой называют Страстной в память о последних днях земной жизни, смерти и погребении Иисуса Христа.
Великий пост: что можно есть постящимся
Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой, которая в 2024 году приходится на период с 29 апреля по 4 мая. 29 апреля — Великий понедельник: что можно и нельзя делать в первый день Страстной седмицы. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе и как встретить Пасху.
Что нельзя делать в Великий пост 2024
Что нельзя есть во время Великого поста. Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям. Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. Рассказываем, что можно, а что нельзя есть в пост и как правильно к нему подготовиться. Священник Савченко рассказал, что категорически запрещено делать в Великий пост. Что ни в коем случае нельзя делать в пост?
Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста
Великий понедельник — 2024: суть В первый день Страстной недели, который также принято называть Чистым понедельником, принято вспоминать эпизод из Евангелия. Иисус намеревался отведать плодов смоковницы — дерева инжира, но на нем оказалась лишь листва. Тогда Христос явил людям чудо — в один миг дерево иссохло. Так Сын Божий показал, что способен не только излечивать страждущих, укрощать непогоду и воскрешать почивших. Люди убедились в том, что сила Божия многогранна и прогневавшие Его могут понести наказание. Эта история показывает, что Иисус мог так же обратить свою силу против своих распинателей, но не пожелал делать этого. Таким образом, иссохшаяся смоковница стала предупреждением для безбожников, не пытающихся взрастить в себе плоды духовные. Кто на самом деле написал одно из самых популярных богословских произведений Средневековья Помимо того, с Великим понедельником связана история предательства Иосифа завистливыми братьями.
Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние.
Цель одного и самых строгих и длительных постов состоит как в физическом, так и в духовном очищении на протяжении всех 48 дней. Великий пост, традиции В период, что длиться Великий пост, рекомендуется сходить в церковь на службы. Следует посетить также и литургии. Кроме того, рекомендуется отказаться от употребления молочных и мясных продуктов. Как правило, от еды, по возможности, стараются отказаться в два дня. Речь идет про среду и пятницу. Не посещают во время поста и увеселительные мероприятия. Великий пост, как поститься Самыми строгими во время Великого поста принято считать первую неделю, а также Страстную Седмицу, или последнюю неделю перед Пасхой. Некоторые из постящихся стараются не употреблять еду в указанный период, за исключением воды и хлеба. Однако это не рекомендуется делать пожилым людям, беременным, людям с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Однако существуют некоторые из праздников, когда допускается употреблять рыбу и немого вина. Оно выпало в 2024 году на 28 апреля. Великий пост, стол Во время Великого поста рекомендуется есть различные крупы, все виды бобовых, грибы.
Послабления делаются в особые дни, которые отражены в календаре питания. Скромные трапезы начинаются и завершаются молитвами, обращенными к Господу. На Страстной седмице после Чистого четверга не занимаются уборкой, откладывают хобби и проводят время в молитвах. Церковь не возбраняет повседневные дела, однако они не должны отвлекать от главного — духовного роста и развития, а также посещений церкви. Последняя неделя перед Пасхой — не время для увеселительных мероприятий, потакания дурным и вредным привычкам, распространения сплетен ссор и конфликтов. Верующие посвящают время искренним молитвам, чтобы подготовиться к великому празднику, а также стараются не оступиться и не согрешить во время строгой страстной недели. Не тратят время в страстную неделю и на бесполезные переживания. Накручивать себя — грех, который очень сложно замолить. При сомнениях верующие молятся Господу , чтобы заручиться его поддержкой и покровительством. Особое внимание уделяют Страстной пятнице. Это время скорби, когда важно помнить о событиях этого дня. Верующие не веселятся и не смеются, а также не проводят время праздно — искрение молитвы, освобождающие души от негатива , посещение церкви, забота о семье и скромные трапезы наполняют день смыслом. Запрет касается и продуктов. Ее не выбрасывают, а скармливают животным, а также стараются готовить меньше, чтобы не было непригодных остатков. Если еда все же остается и ее нет возможности отдать животным, то ее бережно закапывают в землю, однако в Страстную пятницу этого не делают — считается грехом протыкать землю железом. Великий пост — самый длинный и строгий, поэтому к его завершению верующие подходят с радостью.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Великий пост — Википедия | Что можно делать и что нельзя делать в Страстной понедельник 29.04.2024. |
Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста | Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. |
Что можно и чего нельзя делать в последнюю неделю поста перед Пасхой | Великий пост, что нельзя делать. В период Великого поста важно исключить из рациона употребление молочных и мясных продуктов. |
Россиянам объяснили, что можно и нельзя делать на Страстной неделе | Что ни в коем случае нельзя делать в пост? |
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести? | 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. |
Страстная неделя в 2024 году
- Страстная неделя: что можно и нельзя делать верующим перед Пасхой – Москва 24, 10.04.2023
- Курсы валюты:
- Суббота 15 апреля 2023: что надо сделать перед Пасхой, а чего нельзя
- Что такое Великий пост?
- Особенности поста
Начало и конец Великого поста в 2024 году
- Страстная неделя в 2024 году: что можно и что нельзя делать в дни перед Пасхой
- Что нельзя делать перед Пасхой: 13 суровых запретов и приметы на 23 апреля
- Страстная неделя в 2024 году: даты, правила питания, значения дней и запреты
- Россиянам объяснили, что можно и нельзя делать на Страстной неделе
- Узнайте больше о каждой неделе Великого поста
- Заниматься огородными делами и не только: что нельзя делать за неделю до Пасхи
Страстная неделя 2023: чего категорически нельзя делать перед Пасхой
Открытка Курьер. Среда Страстная неделя: последняя неделя перед Пасхой, известная также как Великая седмица, в 2024 году она выпадает с 29 апреля до 4 мая. Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиям, распятию и погребению. Последняя неделя Великого поста является самой строгой. Это время ограничений, усиленных молитв, богослужений и духовных практик. Верующие стремятся посещать все службы, исповедоваться, причащаться и размышлять о жизни и учении Христа и готовиться к Пасхе, включая выпекание куличей и пасок, а также к Светлому Воскресению красят яйца и убираются в доме. Важно провести это время духовной подготовки к Пасхе, посвятив время молитве и размышлениям о жизни и смерти Иисуса Христа. Когда можно работать на огороде в Страстную неделю? Работа в огороде на Страстной неделе допустима до четверга, затем рекомендуется воздержаться от любых работ на земле с четверга по субботу.
До Великого или Чистого четверга, 2 мая, разрешаются любые работы на земле — сажать, пересаживать, копать, сажать картошку, полоть, поливать. А вот 2, 3, 4, 5 мая запрещены любые огородные и дачные работы. В народных уверениях прошлых поколений существовало убеждение, что в течение Страстной недели и в день Пасхи не рекомендуется производить работы на земле. Поэтому сельские жители прекращали все сельскохозяйственные занятия в этот период. Согласно представлениям, «почва не принимает семян», из-за чего они либо не всходят, либо растут недоразвитыми.
От чего готов отказаться ради Христа маленький человек?
Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно.
Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени.
Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.
Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св.
Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию.
Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.
Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде?
Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы.
Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.
Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?!
Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди».
Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы».
Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св.
Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св.
Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности.
Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного!
И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело.
Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью.
Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня.
Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается.
Детей не крестят По причине скорбности предпасхальных дней ни в одной церкви не станут крестить ребенка в Страстную неделю. Уговаривать батюшку нарушить запрет не нужно — лучше подождать несколько дней, отложив обряд крещения на потом. Это лучше и для самих родителей ребенка — навряд ли вы сам захотите отмечать факт крещения вашего наследника без праздничного настроения и щедро накрытого стола не забывайте, что неделя перед Пасхой — это все еще Великий пост. Нельзя поминать В Страстную неделю не поминают усопших, за исключением тех случаев, когда в этот период выпадают сороковины. Поминовение на 3-й и 9-й день, годовые и полугодовые, выпавшие на неделю, предшествующую Пасхе, переносятся на другое время — на Радоницу в этом году она выпадает на 11 мая. А можно ли хоронить усопших в Страстную неделю?
Великий вторник На церковных службах уделяют внимание проповедованию Христа. В этот день в Иерусалимском храме и за его стенами он поведал о Страшном суде и своем втором пришествии, а также притчи о дани кесарю, талантах, десяти девах. Первосвященники были возмущены его речами, но не хотели нападать открыто — уже тогда народ почитал его. Великая среда Этот день посвящен сразу двум событиям: помазанию Христа миром и предательству Иуды, согласно Евангелию, решившему предать Учителя за 30 сребреников. В Великую среду последний раз читается молитва с тремя земными поклонами. Далее поклоны не совершаются до Троицы. Также в этот день верующие участвуют в таинстве исповеди. Великий четверг Четвертый день Страстной недели посвящен важному евангельскому событию — Тайной вечере — последней трапезе Христа со своими учениками. В этот день совершается первое таинство причащения. Для христиан оно наполнено особым смыслом: принимая дары в виде хлеба и вина, символизирующие тело и кровь Иисуса, верующие соединяются с Богом. На литургии в соборах архиереи проводят обряд омовения ног 12 священникам, представляемым 12 апостолами. В Чистый четверг готовятся к Пасхе — делают уборку, красят яйца, пекут куличи. Однако бытовые хлопоты и суета не должны мешать духовному настрою — молитве и причащению. Великая Пятница Страстная пятница — день скорби. Именно тогда произошел суд над Христом, где он претерпел мучения и был распят, приняв на себя все грехи человеческие. В храмах с вечера четверга на утрене читают 12 отрывков из Евангелия, повествующих о предательстве Иуды, суде и крестной смерти Иисуса Христа. В этот день не проводится литургий. К вечерне Великой пятницы совершается богослужение, когда из алтаря выносят на поклонение плащаницу с изображением лежащего во гробе Спасителя. В этот день самые строгие правила поста: верующие должны отказаться от пищи до захода солнца. Великая суббота Завершающий день перед Пасхой на богослужении посвящен погребению Христа и сошествию его души в ад, из которого он вызволяет души томящихся праведников, а также Адама и Еву. Великая суббота — день тишины, заниматься домашними делами не стоит.
Страстная неделя — 2024: что можно и нельзя делать и какие правила соблюдать
Что надо обязательно сделать, а что делать нельзя? Пост перед Пасхой является не только самым продолжительным, но и самым сложным из всех. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.