Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства.
Вы точно человек?
Презентация на тему "Ислам" ученицы 4 А класса Самборкой Екатерины. Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное). Особенность Ислама, религии мусульман – однозначное единобожие и единопочитание. Ислам сегодня. Много мусульман живет на Северном Кавказе.
Кратко о религии ислам
Например: Сунны намазов и поста за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания. К примеру, раздача милостыни кроме закята или дополнительный пост за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить. По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом за исполнение — нет наказания, за неисполнение — награда. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.
Правила шариата основаны на Коране — священной книге мусульман. Большинство верующих соблюдают главные нормы, те самые пять столпов. Они читают молитвы, платят религиозный налог, посещают Мекку.
Широко известны некоторые отдельные запреты ислама. Правоверным мусульманам нельзя употреблять алкоголь и есть свинину. Так, например, в России сложились свои традиции ислама. Верующие татары и башкиры далеко не всегда держат пост и не обязательно читают все пять молитв каждый день. В той же Саудовской Аравии правила куда более жесткие и до последнего времени женщина не могла выйти в магазин без мужа. Религиозные традиции тесно связаны с национальными и государственными и в разных странах могут сильно различаться. Главные праздники ислама Еще при жизни пророка Мухаммеда появились два главных праздника ислама: Ураза-байрам или Ид Аль-Фитр — день завершения строго поста в месяц Рамадан.
Вскоре конфликт между сторонами вылился в настоящую войну, в которой немногочисленная мусульманская община противостояла могущественному племени. Умелыми действиями Мухаммад громил войска противника, уводил его торговые караваны и привлекал на свою сторону всё больше и больше последователей. В период с 624 по 630 год Мухаммаду удалось разгромить курайшитов и их союзников и освободить Мекку от их владычества, однако вскоре умер. Пророк Мухаммад ушёл из жизни 8 июня 632 года. Арабский халифат Мусульмане сформировали совершенно иную, неизвестную доселе ни для арабов, ни для других народов политическую систему — халифат. Это не была первая государственность у арабов. Территория Йемена стала одним из очагов человеческой цивилизации, в том числе центром древнеарабской государственности.
Ещё до нашей эры здесь существовали различные семитские царства, и впоследствии именно отсюда вышла арабская династия Гассанидов — одна из старейших в мире. На заре III в. Но халифат отличался от всех прочих арабских государств тем, что его фундаментом стала новая монотеистическая религия, а во главе стоял халиф — лидер не только политический, но и религиозный, глава государства и всей мусульманской общины. Устройство халифата исходило из шариата — системы исламских предписаний, регулирующих все стороны человеческой жизнедеятельности. Сразу после смерти пророка встал вопрос о преемнике, которому будет суждено возглавить исламскую общину. Вопрос о кровном наследовании титула халифа не стоял — опять же, роль Мухаммада была лишь в его пророческой миссии. После обсуждений и споров был избран первый «праведный халиф» Абу Бакр, тесть пророка Мухаммада и его ближайший сподвижник.
Абу Бакр правил недолго, всего два года, но при нём продолжился начатый ещё при Мухаммаде процесс ближневосточных завоеваний мусульман. Однако после смерти пророка ряд арабских племён, принявших ислам, вновь вернулись к многобожию и стали угрожать стабильности халифата. Впечатлённые успехом учения Мухаммада, многие авантюристы так же объявили себя пророками и стали сколачивать вокруг себя банды, которые в конце концов были разбиты войсками мусульман. После подавления мятежей мусульмане направили свои силы на внешних врагов, в первую очередь, Персию. Но возраст не дал Абу Бакру закончить начатое. Будучи старейшим последователем Мухаммада, он умер в 634 году в возрасте 60 лет, успев назначить своим наследником Умара ибн аль-Хаттаба. В период правления халифа Умара мусульманское государство значительно приросло владения.
При нём в состав халифата вошли персидские Сирия и Палестина, в частности, уже в 638 году Иерусалимом стали владеть мусульмане. Вскоре и сама Персия, бывшая некогда великой восточной империей, вошла в состав молодого мусульманского государства. Несмотря на успехи в завоевательных походах, деятельность праведных халифов отнюдь не ограничивалась лишь этим. Умар активно занимался внутренней политикой. В таком большом и разношёрстном государстве неминуемо должны были пройти административные реформы, вместе с ними — налоговые и земельные.
После сотворения все джинны были злыми, противились воле Бога и вредили людям, но после обращенной к ним проповеди Мухаммада часть джиннов перевоспитались и стали помощниками Пророка в распространении ислама. Отдельно стоит сверхъестественное существо — Бурак «Молниеносный» [араб. Он, вместе с ангелом Джабраилом, явился к Мухаммаду и перенес его с быстротой молнии из Мекки в Иерусалим.
Там пророк поднялся по лестнице на небо и беседовал с Аллахом. Аль Бурак Учение и основы ислама В традиционном исламе душа является целостной сверхъестественной частью человека, способной жить отдельно от тела. Учение гласит, что все души созданы Аллахом и бессмертны. Согласно исламскому вероучению, в загробном мире имеется два отделения: джанна рай , в которое направляются праведники, и джаханнам ад — для грешников. Деление людей на праведников и грешников производится согласно совершенным ими жизненным деяниям — если в них преобладают праведные поступки, то человек признается праведником, и наоборот. Праведные души в джанне пребывают вечно, а вот грешные в джаханнаме пребывают лишь временно, искупая свою вину, и рано или поздно Аллах переводит их в джанну. Души без тела будут пребывать в загробном мире до Судного дня, когда звук трубы ангела Исрафила вначале убьет всех живых, а потом воскресит всех мертвых. Все люди должны будут пройти по тонкому, как волос, и острому, как лезвие, мосту Сират, протянутому на пути из джанны в джаханнам.
История становления и развития ислама. Основные направления
Мусульмане не разделяют между пророками, у каждого из них была своя миссия. Например Мухаммад является печатью всех пророков то есть заключительным Божьим посланником , а второй приход Исы будет перед наступлением Судного дня — его миссией станет борьба и уничтожение величайшего зла — Даджаля Антихриста. Вера в Судный день — когда каждый человек будет спрошен за свои деяния и ему будет определено место в Раю или Аду да убережет нас Аллах от Ада. Вера в предопределение — все что нас не постигает добро или зло, радость или печаль — все это по воле Господа. Вера в эти столпы для мусульманина обязательна! Отсутствие веры в любой из них, делает человека не мусульманином. Подробнее о 6 столпах веры можно узнать здесь… Многие думают что в религии Ислам многое запрещено. Но каждому запрету харам есть замена — разрешенное халяль. Всевышний создал народы разными по цвету кожи, у каждого народа образовались свои традиции и культура. Стоит отметить — культура в которой есть что то не из Ислама противоречащее шариату , это культура народа, а не религии Ислам.
В целом культурой Ислама можно назвать культуру и традиции любого народа, не противоречащие шариату.
История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара Омара своим преемником. Правление Умара ибн аль-Хаттаба Омар Умар стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.
При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии. Расширение Халифата во времена праведных халифов Правление Усмана ибн Афвана Следующий халифом избрали Османа Усмана , в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.
При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана Османа поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии — во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений. Правление Али ибн Абу Талиба Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны.
Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально. Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы , а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат. Развитие Халифата Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры — были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.
В качестве богов почитались небесные светила: солнце, луна и звёзды. Также арабы верили в добрых и злых духов, которые, как считалось, влияли на жизнь людей. Разные арабские племена поклонялись своим богам и духам. Самым уважаемым для всех арабов был храм Кааба — в переводе с арабского «куб» — в г. Согласно поверью, этот камень изначально находился в раю и был белого цвета, затем Бог даровал его людям, и камень почернел от людских грехов. Вокруг Каабы стояли идолы разных языческих богов. Однако большого распространения среди арабов эти религии получить не успели.
Вспомним, что монотеистическая религия или монотеизм — это религия, признающая существование только одного Бога. Язычество или многобожие предполагает существование любого количества богов. Важенин Пророк Мухаммад Монотеизм у арабов распространился через новое вероучение, главным проповедником которого был Мухаммад 570—632. Он происходил из знатного арабского рода, жившего в Мекке. Мухаммад родился в 570 г. Когда он повзрослел, то занялся торговлей и сумел приобрести известность и богатство. В 610 г. Согласно преданию, Мухаммад получал откровение о Боге через ангела Джабраила, который являлся ему в пещере недалеко от Мекки. Мухаммад призывал арабов прежде всего отречься от почитания языческих богов и начать почитать единого Бога, о котором в древние времена говорили другие пророки: Ибрахим Авраам , Муса Моисей , Давуд Давид , Иса Иисус Христос. В новом вероучении было много общего с христианством и иудаизмом.
Однако самих христиан и иудеев Мухаммад обвинял в искажении вероучения и призывал к исправлению в соответствии с полученным им откровением. Вход в пещеру, где Мухаммад получал откровение об Аллахе. Фото: Назли Узнать больше Отношения мусульман с представителями других монотеистических религий изначально являлись более дружескими, чем с язычниками. Мусульмане называли христиан и иудеев «людьми Писания», поскольку они имели общее священное предание о древних пророках и верили в единого Бога. Действие мусульманских законов с определёнными ограничениями распространялось на христиан и иудеев. Мусульманин мог взять в жёны христианку или иудейку. Однако мусульманка не должна была вступать в брак с христианином или иудеем. Язычников-арабов Мухаммад призывал покаяться в грехах и перейти к праведной жизни. Он предлагал богатым людям отпускать на свободу своих рабов и делиться имуществом с бедными. Каждый человек, согласно новой проповеди, будет отвечать лично перед божьим судом.
Даже нищий может попасть в рай за праведную жизнь, а богач за свои злодеяния — оказаться в аду. Первыми последователями Мухаммада стали его родственники. Затем новое учение стали принимать жившие в Мекке бедняки.
Так он зарабатывал себе не только деньги на жизнь, но опыт и репутацию среди арабов. В возрасте около 15 лет Мухаммаду довелось принять участие в «кощунственной войне», разгоревшейся между племенами курайшитов и кинанитов с одной стороны, и племени кайс — с другой. Война была названа так потому, что она разразилась в месяц Рамадан, священный для арабов впоследствии — для всех мусульман.
В той войне юный Мухаммад подавал стрелы своим дядям и защищал их от вражеских стрел щитом. Молодой Мухаммад продолжал трудиться и обладал высоким авторитетом в своём окружении, несмотря на возраст. Уже в достаточно зрелом особенно по меркам арабов возрасте, свыше 20 лет, он привлёк внимание сорокалетней Хадиджи, богатой и благородной вдовы. Она была известна своей щедростью и добродетелью по отношению к неимущим. Многие знатные арабы пытались добиться её любви, но ставшая дважды вдовой Хадиджа всем отказывала. Мухаммад работал у неё приказчиком и завоевал доверие женщины.
Вскоре носители двух благих нравов сочетались союзом. Именно ввиду своего благонравия, согласно мусульманской традиции, Мухаммад стал «печатью пророков» и последним пророком Единого Бога. В 610 году Мухаммаду было ниспослано первое откровение Корана. Как передают источники, ниспослание откровений Мухаммаду началось со сновидений, которые — все без исключения — оказывались вещими. В поисках Бога Мухаммад часто уединялся в пещере на горе Хира, ночи в которой он проводил в молитвах. Там, согласно хадисам — преданиям о жизни пророка — к нему явился ангел Джабраиль.
Страх сменился смирением, и вскоре пророк начал вести публичные проповеди, призывая арабов к единобожию. Конфликт с язычниками Многим соплеменники Мухаммада стали враждебно относиться к нему и к его последователям, отказываясь признавать вероучение пророка и продолжая поклоняться своим идолам. Страдая от угнетений со стороны курайшитов, первые мусульмане в количестве нескольких десятков человек совершили в 615 году свою первую хиджру — переселение. Община Мухаммада но не он сам! Курайшиты, имея давние торговые связи с Эфиопией, преподнесли царю дары, прося того выдать им мусульман для расправы. Царь, выслушав мусульман, был настолько поражён их словами, что не просто встал на их сторону, но также принял ислам.
Стремясь уничтожить мусульман, в 617 году арабы-язычники договорились изолировать их от себя. Отныне с мусульманами было запрещено заключать браки и вести какие-либо дела. Курайшиты отказывались торговать с мусульманами и призывали других продавать мусульманам свои товары по завышенным ценам, награждая торговцев за сотрудничество. Пророк и его окружение укрылись в ущелье рода Хашима и оказались в полной блокаде. У мусульман кончалась провизия, и им грозила мучительная, медленная смерть.
ИСЛАМ СЕГОДНЯ
Особенности ислама заключаются в большом традиционализме: мусульмане чаще остальных верующих исполняют строго предписанные для них правила. С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). Презентация на тему "Ислам" ученицы 4 А класса Самборкой Екатерины. Исследуем историю формирования исламской цивилизации, роль ислама в современном мире, а также его влияние на различные области жизни. В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева).
Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России"
«Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. история возникновения религии, основные положения. Тема данной работы – «Развитие ислама в мире». Ислам является второй религий по численности в мире после и христианства. Религия Ислам является авраамической (как иудаизм и христианство) и второй по величине религией в мире, насчитывающей около 1,8 миллиарда мусульман по всему миру. самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. В этой статье мы расскажем, о значении ислама, особенностях религии, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане.
Рекомендуемые статьи
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Все материалы
- Новости по теме: Ислам
- Ислам в современной россии доклад
Что такое Ислам?
Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. Тем не менее появившиеся в последние годы публикации дают возможность утверждать о том, что интеллектуальные поиски о судьбах ислама в российском обществе вышли на новый уровень. 7. Мусульмане не поклоняются Каабе, Кааба представляет собой направление для молитвы, как повелел Аллах.
ИСЛАМ СЕГОДНЯ
А в узком смысле под словом «Ислам» подразумевается физическое выполнение пяти следующих столпов, являющихся первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман. Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире, на сайте RT. Реферат на тему: Ислам: история возникновения и особенности вероучения. С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). Корень слова ислам – «сильм», означает «примирение», нахождение во взаимно мирной среде, обретение мира, достижения спасения и благополучия или быть вдали от опасности, достижения добра и т.д. То есть ислам – это мир с Аллахом, примирение человека с Создателем.
История становления и развития ислама. Основные направления
Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова. Сейчас территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой, входит в государство, которое называется Саудовской Аравией. Слайд 3 Мухаммед Основатель ислама - великий пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. Он был пастухом, а после женитьбы на богатой вдове стал купцом.
В возрасте около 15 лет Мухаммаду довелось принять участие в «кощунственной войне», разгоревшейся между племенами курайшитов и кинанитов с одной стороны, и племени кайс — с другой. Война была названа так потому, что она разразилась в месяц Рамадан, священный для арабов впоследствии — для всех мусульман. В той войне юный Мухаммад подавал стрелы своим дядям и защищал их от вражеских стрел щитом.
Молодой Мухаммад продолжал трудиться и обладал высоким авторитетом в своём окружении, несмотря на возраст. Уже в достаточно зрелом особенно по меркам арабов возрасте, свыше 20 лет, он привлёк внимание сорокалетней Хадиджи, богатой и благородной вдовы. Она была известна своей щедростью и добродетелью по отношению к неимущим. Многие знатные арабы пытались добиться её любви, но ставшая дважды вдовой Хадиджа всем отказывала. Мухаммад работал у неё приказчиком и завоевал доверие женщины. Вскоре носители двух благих нравов сочетались союзом. Именно ввиду своего благонравия, согласно мусульманской традиции, Мухаммад стал «печатью пророков» и последним пророком Единого Бога.
В 610 году Мухаммаду было ниспослано первое откровение Корана. Как передают источники, ниспослание откровений Мухаммаду началось со сновидений, которые — все без исключения — оказывались вещими. В поисках Бога Мухаммад часто уединялся в пещере на горе Хира, ночи в которой он проводил в молитвах. Там, согласно хадисам — преданиям о жизни пророка — к нему явился ангел Джабраиль. Страх сменился смирением, и вскоре пророк начал вести публичные проповеди, призывая арабов к единобожию. Конфликт с язычниками Многим соплеменники Мухаммада стали враждебно относиться к нему и к его последователям, отказываясь признавать вероучение пророка и продолжая поклоняться своим идолам. Страдая от угнетений со стороны курайшитов, первые мусульмане в количестве нескольких десятков человек совершили в 615 году свою первую хиджру — переселение.
Община Мухаммада но не он сам! Курайшиты, имея давние торговые связи с Эфиопией, преподнесли царю дары, прося того выдать им мусульман для расправы. Царь, выслушав мусульман, был настолько поражён их словами, что не просто встал на их сторону, но также принял ислам. Стремясь уничтожить мусульман, в 617 году арабы-язычники договорились изолировать их от себя. Отныне с мусульманами было запрещено заключать браки и вести какие-либо дела. Курайшиты отказывались торговать с мусульманами и призывали других продавать мусульманам свои товары по завышенным ценам, награждая торговцев за сотрудничество. Пророк и его окружение укрылись в ущелье рода Хашима и оказались в полной блокаде.
У мусульман кончалась провизия, и им грозила мучительная, медленная смерть. Несмотря на это, часть арабов примкнули к лагерю Мухаммада, а другие тайно нарушали введённый бойкот.
Все больше людей выбирают религию Аллаха и Пророка Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствует. Именно в ней они находят ответы на свои вопросы и полностью доверяют ей.
Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Это религия золотой середины, которой чужды крайности, экстремизм и сепаратизм. Одно из основных достоинств мусульманина — умение сдерживать гнев. Пророк Мухаммад Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Если гнев подступает к твоему сердцу, а ты стоишь — сядь; если сидишь — то ложись; если и это тебя не успокаивает, соверши омовение холодной водой и помолись Господу, тогда гнев не прокрадется в твое сердце».
Не Ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих мусульманских регионах. Все дело в бессмысленной агрессии, максимализме и политических провокациях со стороны некоторых западных держав.
Мало того что распространяется он только на светлое время суток. Он также не связан с борьбой со страстями, действующими внутри человека вообще неведомой мусульманам, кроме суфиев.
Этот пост бесполезен для души, а часто и просто вреден, ибо порождает самоуверенность и гнев. Пятый столп — паломничество в Мекку хадж — вообще является пережитком язычества. Поклонение метеориту черному камню , ритуальные жертвы, кидание камнями в столбики с уверенностью, будто побиваешь сатану, — все это бессмысленный и суеверный ритуал. Не случайно во время хаджа каждый год погибает множество людей.
Так враг издевается над своими несчастными жертвами. Если ветхозаветные обряды готовили людей к приходу Господа и возвещали Его спасение, то обряды хаджа, не основанные на Откровении, совершенно бессмысленны. Про человекоубийственную злобу дьявола, стоящую за этим повелением, мы скажем ниже. Таково православное отношение к тому, что объединяет подавляющее большинство мусульман мира.
Мы видим, что нет практически ничего общего в вере между христианами и мусульманами. Под одним и тем же словом подразумеваются совершенно разные реальности. Поэтому все разговоры об «общих авраамических корнях», «двух путях к одному Богу» должны быть оставлены. Но перейдем к описанию тех особых течений ислама, которые есть в современном мире.
Обиходный ислам тюркских народов Большая часть тюркских исламских народов России кроме азербайджанцев придерживаются суннитского направления ислама ханифитского мазхаба. Эта правовая школа допускает широкое использование обычного права, поэтому она легко приспосабливается к местным условиям. В начале XIX века возникло движение джадидизма, провозгласившее фактический отход от норм шариата. Признавая основные нормы ислама пять столпов и акида , они утверждают необязательным исполнение шариата и признают необходимость светского образования.
Многие из них даже перешли к исполнению обряда намаза не на арабском, а на национальном языке. Это движение аналогично обновленчеству в Православии. Так возник «мягкий ислам», воспринявший во многом нормы западного гуманизма. Как к нему должно относиться христианам?
Конечно, отрицательно. Ведь «мягкий ислам» разлагает само понятие абсолютной истины. Не случайно, что адепты этого течения чаще всего придерживаются концепции «все религии — путь к одной вершине». С этой точки зрения практически невозможно вести диалог.
Все будет потоплено в мягкой вате соглашательства и пропаганды «терпимости». При этом, как замечали еще миссионеры XIX века, ислам среди татар, башкир или казахов настолько смешан с язычеством, что трудно отделить одно от другого. С другой стороны, на бытовой почве тюркский ислам испытал влияние и христианства. После советского правления эта ситуация еще усугубилась.
Многие муллы почти не знают арабского языка. Все религиозность мусульман часто сводится к празднованиям исламских праздников и приглашению мулл на свадьбы и похороны. Равиль Гайнуддин жалуется, что татары фактически отошли от ислама. При этом очень развиты боязнь порчи и сглаза.
Не случайно, что среди мусульман развит оккультизм. Это связано также с сильным влиянием, оказываемым на тюрский ислам суфийской традицией. Но при этом ислам сочетается у татар и башкир с чувством национальной самотождественности «Если ты татарин, то должен быть мусульманином», — часто говорят представители «мягкого ислама». А на волне национализма, захватившего тюркские народы, усиливается освоение ислама среди этих народов.
Часто ислам используется для обоснования пантюркизма, идеологии создания Великой Турции, включающей всех тюрок. Ведь благодаря идеологии джадидизма тюркский ислам во многом отличается от ислама арабского. Так что часто сторонники арабского ислама не признают джадидитов полноценными мусульманами. И, таким образом, несмотря на интернационализм, свойственный мусульманству, появляется возможность утвердить самотождественность татарского и других народов не только среди христиан, но и среди самих мусульман.
Здесь стоит заметить, что сам феномен национализма является проявлением проклятия Вавилонской башни Быт. Имея частичную правоту в том, что указывает на особые таланты, присущие каждому народу, он греховным образом игнорирует Божие повеление всем людям войти в Единую Вселенскую Церковь. Национализм игнорирует изначальное единство человеческого рода и часто провоцирует междоусобные схватки. Он культивирует многочисленные обиды на другие народы и приводит к сознанию национальной исключительности.
По слову архимандрита Софрония Сахарова , «если национализм нельзя преодолеть, значит, дело Христово не удалось». Традиционный ислам народов Кавказа Резко отличается от тюркского ислама. Большая часть мусульман на Кавказе придерживаются шафиитского мазхаба, придающего особое место согласию исламских ученых. Среди кавказских мусульман огромную роль имеют не только нормы шариата которые все же исполняется строже, нежели среди тюрок , но требования адата — обычного права, в основах своих языческого.
Поэтому среди мусульман Кавказа так распространен обычай кровной мести и многие другие обычаи, не соответствующие нормам шариата. Кроме того, из-за распространения суфизма среди кавказцев распространен культ святых мест, культ святых и некоторые другие обычаи, не согласующиеся с духом ислама. Впрочем, это свойственно не только кавказскому исламу. В самом арабском мире под воздействием суфизма в народе существует глубокое убеждение, что свет Мухаммеда предсуществует миру.
Так невольно душа людей показывает необходимость в Боговоплощении. С православной точки зрения заслуживает внимания сохранение тех обычаев, которые, противореча Корану, тем не менее сохраняются в народном благочестии. Ведь если Бог не стал человеком, то обожение невозможно, люди не могут стать сынами Божиими. Поэтому, строго говоря, никакая святость в исламе невозможна.
Человек может стать покорным рабом, но никогда не станет причастником славы Божией. Однако душа не может с этим смириться, и потому появляется культ святых, показывающий, что ислам чужд человечности и не отвечает на глубочайшие запросы человеческого духа. Что же касается сохранения элементов язычества в среде мусульман, то это свидетельствует об отсутствии в исламе внутренней преображающей силы, способной изгнать дьявола из сердец людей и из народной жизни. Русский ислам Новым явлением, появившимся впервые в конце XX века, надо назвать факт перехода некоторых русских в ислам.
Связан он и с Афганской и Чеченскими войнами, когда многие безбожники, проникнувшись комплексом вины, принимали веру своих врагов. С другой стороны, до России докатилась волна с Запада, где многие, увлекшиеся идеями Рене Генона и других традиционалистов, стали искать в исламе особенно в его суфийском направлении древнейшую духовную традицию. В России их идеологом является Гейдар Джемаль. Часто в ислам переходят те, кто вступает в брак с мусульманами формально по шариату для женщины-христианки это не обязательно, но очень желательно, а христианин может жениться на мусульманке только приняв ислам.
Также ведется активная работа исламских миссионеров по совращению христиан в мусульманство. Особенно усердствуют здесь представители чеченской диаспоры и арабские проповедники. Учитывая эту неоднородность новообращенных, невозможно однозначно охарактеризовать это направление. Те, кто перешел в ислам из-за женитьбы, обычно придерживаются того направления ислама, к которому принадлежат новые родственники.
А те, кто присоединился к исламу сам, обычно принимают ислам в наиболее радикальной форме — ваххабизм. Традиционалисты придерживаются суфизма, густо перемешанного с оккультизмом. При этом большинство новообращенных являются антиглобалистами и социалистами. Они считают своим величайшим врагом иудео-христианскую цивилизацию, которую они отождествляют с Америкой.
Не случайно, что многие патриоты симпатизируют исламу, хотя он и поставил перед собой задачу уничтожения России и превращения ее в Московский Халифат. Именно среди русских мусульман возникла эта идея. Обычно называется 2032 год как дата окончательного превращения России в шариатское государство. Если это произойдет, то Православие в России испытает гонения, по суровости сравнимые с коммунистическими.
Думаю, что всякий, кто пропагандирует союз с исламом, должен быть готов ответить за кровь тех, кого убьют агаряне. Ведь уже сейчас именно русские мусульмане отличаются необычайной ненавистью ко Христу, апостолам, Евангелию и Церкви. Несмотря на официальное почитание Исы, они собирают как можно больше компромата, желая унизить Господа. Особую же ненависть вызывает у них, как и у евреев, апостол Павел, которого они обзывают самыми отвратительными словами.
Особо отличается этим бывший протоиерей Али Полосин. Какова православная оценка русского ислама? Это гнусное предательство Христа Спасителя. Если совращенные были крещеными, то они подпадают церковной анафеме.
За их беззаконие они будут наказаны вечным огнем. Ваххабизм Основным «козлом отпущения», которой должен отвечать за террористический облик ислама, стал ваххабизм. Некоторые авторы как исламские, так и светские назвали ваххабизм псевдоисламской сектой. Но так ли?
Ислам в России: история и современность
Ну, общепринято теперь стало определять ислам как тотальную религию, религию, которая объединяет религиозное, культурное, социальное, политическое. Действительно, сказать, что ислам — это просто религия, это будет не совсем верно, потому что для мусульманина ислам — это образ жизни прежде всего, характер его отношений с единоверцами и иноверцами. Организация жизни, быта и так далее — это все будет тоже ислам. Может быть, поэтому больше, чем в какой-либо иной религии, политическое в исламе связано с религиозным, и это дает как раз возможность, увы, и для спекуляций, когда религиозное привлекается для обоснования каких-либо политических амбиций, устремлений и так далее и так далее. Еще на одну характеристику ислама я бы хотел обратить ваше внимание. Это определение ислама дал выдающийся французский исламовед XX века Луи Массиньон. Ислам — это эгалитарная светская теократия. Парадоксально звучит, на первый слух, так сказать, это определение, но давайте разберемся коротко. Почему эгалитарная? Потому что, согласно и Корану, и мусульманскому вероучению, все мусульмане равны перед божественным законом. На деле что такое божественный закон?
Это то, что сказано в Коране. Вот перед божественным словом все мусульмане равны, будь это хоть халиф, верховный правитель в мире ислама, или абиссинский раб, но мусульманин. По крайней мере теоретически это так, эгалитарная. Почему светская? Дело в том, что в исламе нет некоего аналога институту священников, который есть в христианстве. Можно сразу спросить: а как же имамы, как же муллы и так далее и так далее? Но дело в том, что имам —это первоначально был человек, который возглавлял молитву: «амама» — стоять впереди, предстоять. Потом, конечно, имамы выделились в особый институт. Необходимо было получить какое-то образование, необходимо было соответствовать ряду условий, для того чтобы исполнять функции имама, но в принципе, если такого человека, получившего специального образования, нет, то возглавить молитву может любой мусульманин. Единственное условие — он должен уметь читать Коран по-арабски.
Института священства как людей, которые через таинства наделены какими-то особыми полномочиями, в исламе нет, поэтому вот Массиньон и употребил определение «светская». И, наконец, теократия, эгалитарная светская теократия. Теократия в первоначальном значении этого слова: «теос» — Бог, «кратос» — власть, власть Бога, потому что верховная законодательная власть в исламе принадлежит только Богу. Он делегирует просто уже людям часть своей власти через особые институты. Долгое время, вплоть до 1924 года, таким институтом был, например, халиф — глава мусульманской общины. Понимание откровения в исламе Давайте еще постараемся кратко охарактеризовать ислам через градацию ценностей — что именно и в какой последовательности представляется важнейшим для мусульман. Если мы будем говорить о христианстве, то, конечно, в центре христианства это фигура, личность, деятельность Иисуса Христа. В исламе несколько иначе. Обратите внимание, не Мухаммед, а именно Коран. Потому что Коран — это прямое слово Бога, ниспосланное пророку и посланнику Мухаммеду.
Здесь очень важно обратить внимание на принципиально различное понимание откровения в исламе и в христианстве. Для христиан книги Библии не богооткровенны, а если правильно определять, они боговдохновенны. Бог через Святого Духа вдохновляет библейского писателя или пророка, но вот это вдохновение писатель, порок оформляет уже самостоятельно, через свой язык, который, естественно, детерминирован эпохой, особенностями этого языка и так далее и так далее. В какой-то степени библейский писатель или пророк выступает как соавтор Бога. В исламе не так. В исламе единственный автор откровения — это Бог. Мухаммад — просто медиатор, передатчик божественного откровения, поэтому мусульманин никогда не скажет: «Мухаммад сказал в Коране». В Коране говорит только Бог. Если в Коране звучат слова Мухаммада или звучат слова ангелов, это можно встретить в Коране, то этим словам непременно предшествует божественное повеление «куль» скажи , и дальше как бы Бог опять же диктует Мухаммаду или ангелам, что они должны сказать. Один современный мусульманский суфий так определил разные понимания откровения в христианстве и в исламе: «Для вас [христиан] Бог стал плотью, а для нас [мусульман] Бог стал книгой».
Бог как бы воплотился в книге, божественное слово воплотилось в Коране, поэтому одной из первых богословских проблем и на протяжении всех веков существования ислама была проблема определение статуса Корана: Коран как божественное слово сотворен или не сотворен? Сегодня вы чаще всего встретите мнение мусульман, что Коран — это прямая речь Бога и что он наделен несотворенной природой, но на протяжении веков шли многочисленные споры о природе Корана. Например, такая богословская школа, как мутазилиты, оспаривали этот тезис о несотворенности Корана, оспаривали его тем, что если мы утверждаем, что Коран не сотворен, то мы признаем наличие кого-то вечного, помимо Бога. А это уже что? Ширк, многобожие.
В могилах допрашивают умерших грозные ангелы Мункар и Накир, выявляя грешников для загробных мучений, а праведникам они приготовляют вечное райское блаженство. Райским блаженством руководит ангел Ридван, а адом управляет ангел Малик [1]. Харут и Марут в их вечном колодце 1703 Мир духов В мире духов, помимо ангелов, существуют джинны и демоны. Сатана, или Иблис, является прародителем-предводителем демонов и выступает как падший джинн в Коране. Они не впали в неверие, не согрешили. Их мучения — назидание от Всевышнего Аллаха, подобное тому, какие страдания пришлось испытывать пророкам в случае ошибок или, например, если по своей забывчивости не выполнили вовремя повелений Всевышнего. Эти два ангела наставляют и увещевают людей, идущих изучать магию: «Мы — смутьяны для людей. А колдовство — большой грех. Колдовать, думая, что это разрешено — неверие. Не учись колдовству». Если изучающие магию не внимут проповеди ангелов, и они несмотря ни на что захотят колдовать, то ангелы научат их этому». Они были обречены на мучения от Всевышнего Аллаха и посланы людям в качестве испытания. Аллах отправил этих двух ангелов в колодец в Бабилоне Вавилоне по двум причинам: чтобы научить людей колдовству для испытания своих рабов, и чтобы наставлять и увещевать людей, идущих изучать магию.
Анализ изменений в системе образования под воздействием исламской религии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и экономика: современные вызовы и перспективы Раздел посвящен взаимосвязи ислама с экономикой. Анализ современных вызовов и перспектив развития экономики в исламских странах и сообществах. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и наука: современные достижения и проблемы Исследование взаимодействия ислама с научными открытиями и проблемами. Анализ вклада исламской цивилизации в развитие науки и технологий. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и межрелигиозный диалог в современном мире Раздел посвящен взаимодействию ислама с другими религиями в современном мире. Анализ диалога, сотрудничества и конфликтов между различными религиозными сообществами. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы.
Шахада - словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лахи» «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед- посланник Аллаха». Эти слова, произнесённые с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в его истинности. Каноническая молитва араб. Коран называет человека «богопочитателем» и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе - это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведёт к саморазрушению. Человек- создание, и его жизнь обретает верную перспективу, только когда он осознаёт это. Так что молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Мусульмане молятся пять раз в день - на рассвете, в полдень, в середине дня, после заката и перед рассветом. Всей общиной, выстроившись в ряды, они простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сёстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создаёт чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Третье обязательное предписание ислама - пост перс. Рамадан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана. С рассвета до заката они не едят и не пьют. И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу. В течение Рамадана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств. Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о своём духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, будет легче умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовётся на страдания окружающих. Налог в пользу нуждающихся мусульман - обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие. Ислам не задаётся вопросом, почему так происходит, однако он даёт совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам. При этом Коран подчёркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Тогда дающий может очиститься и искупить свой прошлый эгоизм и безответственность. Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это, возможно, выполнить,- это раз в жизни совершить Хаджж, или паломничество, в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Хаджж также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории. Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также идёт на пользу международным отношениям. Хаджж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. Эти пять предписаний связаны с частной жизнью мусульманина. Однако ислам - это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса: братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и даёт подробные указания, как достичь этого идеала. Поддерживая торговлю и прибыль, ислам подчёркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях. Во времена Мухаммеда всё наследство отца переходило только к старшему сыну. Это вело к вопиющему неравенству. Мухаммед потребовал, чтобы наследство делилось между всеми детьми, включая дочерей. Ислам также способствовал значительному улучшению положения арабских женщин, которые до этого не имели никаких прав. Ислам освятил узы брака, придавая особое значение вопросам нравственности. Данное учение также подчёркивает полнейшее равенство рас, и смешанные браки для него не представляют ничего необычного. Важным понятием в вероучении ислама является джихад «усилие» - борьба за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они ни были, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; бороться с неверными всегда и везде, но только не в священные месяцы. Вскоре появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры; «джихад языка»- верующий одобрительно говорит о богоугодном; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, «джихад меча», подразумевавший прямую войну с неверными. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. Молитвенное здание мусульман именуется мечетью араб.
Ислам в России: история и современность
В мире существует 44 государства, где большинство населения составляют мусульмане. Последние образуют пространство от атлантического побережья Африки до берегов Средиземного моря, включая Ближний Восток, до Ирана, Афганистана и границ Пакистана с Индией, далее к северу до Казахстана — самой северной мусульманской страны. Рядом с Индией, где мусульманское меньшинство составляет 120 млн. Южнее, где Индийский океан граничит с Тихим, пребывает Индонезия с 200-миллионным мусульманским населением. Значительное мусульманское меньшинство проживает на Филиппинах. Теперь эту африканскую территорию населяет примерно одна пятая часть мусульман планеты. Много мусульман числится в Китае — официально объявленное китайскими властями количество в 17 млн. В Европе мусульман 5-6 млн. Британские мусульмане с индо-пакистанскими корнями внесли большой социально-экономический вклад в развитие послевоенной Великобритании.
Турецкие рабочие в значительной мере способствовали возрождению Германии после войны, некоторые из них осели там, на постоянное жительство, сохраняя контакты со своей родиной, а иные возвращаются в Турцию. Многие мусульманские рабочие во Франции, преимущественно из государств Северной Африки, сохраняют всякого рода тесные связи со страной своего происхождения. Умножились случаи перехода в эту религию представителей других конфессий. В Германии, к примеру, где мусульманская община насчитывает 3,7 млн.
Особенно это касается гражданского населения женщин, стариков, детей к которому необходимо проявлять гуманное отношение. Термин «джихад», означающий «старание», «усердие», не обязательно относится к вооруженной борьбе — хотя в некоторых случаях он может иметь и такой смысл. Прежде всего, «джихад» — это личная борьба мусульманина со злом, идеологическое противоборство. Проявлению агрессии, неадекватного поведения психически больных людей необходимо давать объективную оценку, безотносительно к какой бы то ни было религии. Точно так же, как рыцари Христа несли во имя Бога смерть и страдание невинным людям, когда догматы их веры ясно гласили, что подобные действия недопустимы, сегодня некоторые «недомусульмане» совершают подобные действия во имя ислама и Аллаха. Атаки 11 сентября — это лишь один пример подобного извращения ислама.
Стоить отметить, что сейчас лицемерное демократическое общество Запада требует одностороннего подчинения своим культурным традициям. При этом оно не учитывает то обстоятельство, что ислам присутствует в Европе почти так же долго, как существует, чаще всего в качестве купцов-продавцов, исследователей, путешествующих через Средиземное море и Черное море. Мусульмане, как жители Европейских стран, несомненно, также имеют право на сохранение своей традиционной культуры. Под видом открытости и борьбы с терроризмом к мусульманам относятся как к гражданам второго сорта и всячески вытесняют из культурного сообщества. Опасения по поводу возможного крупномасштабного демографического сдвига по отношению к исламу, а также текущих мусульманских проблем ассимиляции выпячивают продолжающееся разделение между Европой и ее мусульманским населением. Стереотипы, поверхностный взгляд на ислам не могут способствовать установлению добрососедских отношений между представителями разных культурных сообществ. Поэтому так важна сегодня философия толерантности и культуры мира, понимаемой как утверждение общечеловеческих нравственных ценностей, конфессиональная терпимость и чувство интернационализма, равенства всех, независимо от вероисповедания, расы, национальности. Но без согласования с Божественной Программой, суть которой любовь, а не те или иные действия, диктуемые одним разумом, любое доброе начинание может превратиться в свою противоположность» [4; с. Важно отметить, что сегодня, когда в угоду разным силам, нередко искусственным путем создаются конфликтные ситуации между представителями различных религиозных конфессий, необходимо подчеркнуть факт взаимовлияния религий, их взаимное обогащение общечеловеческими моральными ценностями, в основе которых уважение к ближним, любовь, добро, милосердие, созидание.
Аль Бурак Учение и основы ислама В традиционном исламе душа является целостной сверхъестественной частью человека, способной жить отдельно от тела. Учение гласит, что все души созданы Аллахом и бессмертны. Согласно исламскому вероучению, в загробном мире имеется два отделения: джанна рай , в которое направляются праведники, и джаханнам ад — для грешников. Деление людей на праведников и грешников производится согласно совершенным ими жизненным деяниям — если в них преобладают праведные поступки, то человек признается праведником, и наоборот. Праведные души в джанне пребывают вечно, а вот грешные в джаханнаме пребывают лишь временно, искупая свою вину, и рано или поздно Аллах переводит их в джанну. Души без тела будут пребывать в загробном мире до Судного дня, когда звук трубы ангела Исрафила вначале убьет всех живых, а потом воскресит всех мертвых. Все люди должны будут пройти по тонкому, как волос, и острому, как лезвие, мосту Сират, протянутому на пути из джанны в джаханнам. Все праведники пройдут по мосту и будут наслаждаться райской жизнью, а грешники упадут в адскую бездну. Мечеть в Стамбуле Требования к образу жизни правоверного мусульманина изложены в шариате — своде правил поведения, который был одобрен мусульманскими авторитетами. Законы шариата могут быть изложены в книгах, а могут быть провозглашены в виде проповедей и содержат в себе знания о том, что допускается, а что нет для каждого мусульманина. Фактически шариат является нравственным выражением исламского учения, изложенного в Коране и Сунне, но толкование священных книг во многих странах отличается, и поэтому во всех странах в законах шариата имеются отличия.
По словам известного российского исследователя-исламоведа Алексея Малашенко, «главная причина исламофобии — страх перед исламом, объяснение которого кроется как в реальных событиях в России и в мире, так и в нашем их восприятии». Это и конфликты на Кавказе в 1990-х гг. Нередко эти события трактуются упрощенно, а источники страха переносятся на носителей «другой» религии [65]. Как следствие, озвучивание тезисов о внутренней миграции переезде представителей различных национальных республик в регионы с преимущественно русским населением как источнике конфликтов и опасностей, призывы не к грамотной национальной политике и профилактике конфликтов, а к выстраиванию «защитных барьеров». По этой части в бытность свою губернатором Краснодарского края много высказывался Александр Ткачев [66]. Долгое время представители мусульманской общины региона поднимали вопрос о краевом гимне, в котором, по их мнению, содержатся исламофобские проявления. В тексте гимна есть такие слова, обращенные от имени казаков к Кубани: «О тебе здесь вспоминаючи, как о матери родной, на врага, на бусурманина мы идем на смертный бой». Но проблема в том, что Краснодарский край — дом не одних лишь казаков-кубанцев. В 2013 году после инцидента во время футбольного матча между клубами «Краснодар» и «Анжи» Махачкала , когда фанаты сожгли дагестанский флаг, руководство Дагестана подняло вопрос о гимне как произведении, разжигающем межнациональную и межконфессиональную рознь. По словам тогдашнего председателя парламента республики Хизри Шихсаидова, кубанский гимн призывает идти «одних верующих на других». Рамазан Абдулатипов, на тот момент глава Дагестана, поднимал вопрос о соответствии гимна Конституции и законодательству РФ [67]. Значительную проблему с точки зрения трансляции исламофобии представляют и программы различных СМИ, и высказывания в социальных сетях. По словам исследовательницы российского ислама Софьи Рагозиной, зачастую под понятия «радикальный», «экстремистский» искусственно подгоняется все то, что не слишком хорошо знакомо журналистам и блогерам. Можно, например, также напугать читателя «десятками тысяч мусульман, создающих давку в метро» или сравнить закят [68] с рэкетом» [69]. Весьма критически относятся к использованию таких дефиниций, как «исламский терроризм», «исламский экстремизм», представители мусульманского духовенства и общественных организаций. По их словам, такие термины, как «воин Аллаха», «пояс шахида», получившие на ТВ и в печатных изданиях, на интернет-сайтах широкое хождение применительно к террористическим практикам, неприемлемы, так как нацелены на дискредитацию ислама как религии, а также на раздувание негативных стереотипов вокруг мусульман [70]. В исследовании исламофобии в России его провела Софья Рагозина на основе эмпирической базы в виде 20 699 статей из российских газет, которые выпускались с 2010 по 2018 год отмечен целый ряд важных медийных трендов. Во всех отобранных статьях упоминались слова «ислам», «исламский» и «мусульманин». Рагозина обращала внимание, какие эпитеты и глаголы сопутствуют этому понятию в газетах. Оказалось, что самой частотной была коллокация «радикальный». Но никакой однозначности в понимании, что такое радикальный ислам, а что такое — традиционный, в прессе, конечно же, нет. Радикальный ислам — это все, что касается неспокойной обстановки в северокавказских регионах да и в любых неспокойных регионах по всему миру [71]. По словам Рагозиной, «изучая обсуждение ислама в прессе, можно понять, что ее авторы часто стремятся произвести впечатление на читателей данными статистики. Журналисты любят считать численность какой-либо мусульманской общины или собравшихся на то или иное празднование мусульман. Все это призвано придать необъятность этой проблеме» [72]. Как следствие, секьюритизация ислама, привязка всего спектра проблем религии исключительно к вопросам безопасности, а во многих публикациях и отождествление целой религии с экстремизмом и терроризмом. В этом плане показательно высказывание известного религиозного деятеля диаконаАндрея Кураева: «Я же лишь протестую против идиотской фразы «у терроризма нет вероисповедания и национальности». Есть у террористов и то, и другое». Исламское сообщество России должно признать терроризм как свою «проблему», «свою болячку»». В чем-то, разумеется, это суждение верно. Некоторые представители других вероисповеданий также небезгрешны. Однако их деятельность имеет мотивы, например, экономическая выгода, маниакальные предрасположенности и т. Но важным является то, что в этом случае преступная деятельность не является непосредственной целью, а скорее средством для извлечения какой-либо личной выгоды. В случае же с исламом преступление совершается ради преступления — культ личной жертвы, якобы, во имя Аллаха», — резюмирует Кураев [73]. Тема исламофобии также объективно возникает в связи с судебными решениями по СМИ, которые позиционируют себя как последовательные защитники мусульманской религии. В дальнейшем арест Гаджиева продлевался. В данных ситуациях профилактика терроризма с точки зрения «силовиков» сталкивается с позицией редакционного коллектива, стоящего на стороне защиты прав группы верующих. В этом контексте крайне важно объективное расследование и решение суда. Не менее важна и объективная информированность населения с целью недопущения политизации таких дел. Вакуум объективной информации в подобных ситуациях способствует распространению домыслов. В качестве примера можно привести задержание Дагира Хасавова, известного в профессиональных кругах защитой обвиняемых по многим резонансным делам, и как защитника прав мусульман. Хасавов обвиняется в воспрепятствовании правосудию ч. За отсутствием достаточной информации об имеющихся доказательствах по делу, наблюдаются спекуляции на тему заключения под стражу в связи с его профессиональной деятельностью [74]. Муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов так прокомментировал задержание адвоката: «Наша религия учит нас, внимательно воспринимать информацию и проанализировать ее тщательно». Ситуация, вызванная с задержанием адвоката Дагира Хасавова, порождает в обществе многочисленные вопросы и беспокойство. Кроме того, по нашему мнению, заключение под стражу в таких случаях — мера, дающая простор для разного рода провокаций и сплетен. Многие люди, следившие за профессиональной деятельностью Хасавова, задают вопросы относительно предъявленных обвинений, но не находят на них ответов. Вместе с тем звучат разные версии происходящего... Граждане страны должны понимать и ощущать на деле соблюдение своих прав, гарантированных основным законом государства — конституцией. Вместе с тем, считаем, что общество имеет право больше знать, в чем конкретно обвиняются фигуранты подобного рода процессов. Их расследование должно быть максимально открытым и понятным обществу» [75]. Как правило, такие дела получают широкую огласку и бурно обсуждаются, при этом мало кто обладает достоверной информацией. Конечно, жесткие методы задержания и серьезные обвинения всегда порождают много вопросов. Одни не исключают политической подоплеки в таких преследованиях, другие же связывают эти аресты с деятельностью подозреваемых. Выражаю надежду на справедливое и открытое расследование этих и подобных им дел. Граждане должны чувствовать, что они живут в стране, где соблюдаются права всех людей, без исключения» [76]. Судебные решения в отношении мусульманских священнослужителей также могут служить фактором развития исламофобских настроений. В апреле 2017 года Московский окружной военный суд приговорил имама московской мечети «Ярдям», шейха Махмуда Велитова к трем годам колонии по обвинению в публичном оправдании терроризма. Защита отрицала это обвинение, указывая, что в молитве о прощении грехов не может быть какого-либо оправдания терроризма, а имама попросили прочесть молитву об убитом, не сообщив ему о том, что убитый был членом какой-либо организации. В настоящее время Махмуд Велитов отбыл свое наказание и находится дома [77]. Родители школьников из станицы Александровской в КБР недовольны тем, как в их школе преподают предмет «Основы религиозных культур и светской этики», сообщает «Кавказский узел». Как рассказал председатель родительского комитета школы, атаман местной казачьей общины Александр Свиридов, преподаватель этой дисциплины прошел подготовку только по одному модулю из возможных шести — по основам православной культуры, и родителей лишили выбора. Всех учеников 4-го класса записали на этот профиль, хотя среди них есть дети мусульман. К тому же учеников заставляют учить молитвы и рисовать иконы, и это не нравится многим родителям. Вот почему мамы и папы подали жалобы одновременно в минобразования региона, прокуратуру и муниципалитет. Замминистра образования КБР Ирина Шонтукова встретилась с родителями учеников и выслушала их жалобы, уточняет издание. Она пообещала, что в этом ведомстве скоро дадут ответ на обращение. Ранее «Кавказ Пост» писал о том, что подобные перекосы, к сожалению, наблюдаются во многих школах на Северном Кавказе. К преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики» нередко подходят формально, а детям и родителям не дают выбора [78]. Неконвенциональные группы мусульман и власть: проблемы отношений Отдельной непростой проблемой государственно-конфессиональных отношений является вопрос о политике властей к неконвенциональному исламу, то есть тем мусульманским группам, которые либо не зарегистрированы официально, либо не подчиняются юрисдикции действующих и признаваемых законом муфтиятов, либо структур, запрещенных законодательством РФ. Речь идет о различных псевдосалафитских группах. Они имеют самые сильные позиции на Северном Кавказе особенно в Дагестане , в меньшей степени — в некоторых волжских территориях Набережные Челны, Кукмор, Альметьевск в Республике Татарстан, а также присутствуют в Республиках Башкортостан, Мордовия и Пензенской области. Сторонники этого течения жестко противостоят официальному исламскому духовенству ДУМ. В контексте российского ислама они считают представителей духовных управлений, во-первых, чрезмерно связанными со светскими государственными властями, во-вторых, исповедующими ислам лишь «церемониально». Псевдосалафиты, как правило, крайне не толерантны, настроены агрессивно по отношению к любым проявлением «неисламского поведения», например, к празднованию популярных праздников «Сабантуй» в Татарстане или светский Новый год , которые интерпретируются как проявления язычества [79]. Запутывая мусульман в терминологии, в контексте Северного Кавказа, псевдосалафиты критикуют действия мюридов суфийских шейхов и вообще наставничество, а также посещение святых мест, мест погребений. Председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Камиль Самигуллин на заседании Межрелигиозного совета России заявил о необходимости законодательного запрета ваххабизма и признания его экстремистской идеологией [80]. Министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин обеспокоен формированием второго поколения салафитов в республике, об этом он сообщил на коллегии МВД по Республике Татарстан. По его словам, в Татарстане отмечается негативная тенденция формирования второго поколения салафитов — это дети семей, подверженных радикально-исламистской идеологии [81]. Псевдосалафиты в России осуществляют свою деятельность посредством различных сетевых структур. У них нет какого-то определенного спикера или единого лидера. Мотивация, степень радикализма и методы псевдосалафитов различаются. Попытки переговоров и втягивания «неофициальных» мусульман в мирные процессы предпринимались в различных регионах РФ в разное время и с разной степенью успешности. Эта партия была основана в 1953 году в Восточном Иерусалиме палестинским правоведом Таки аль-Дин Набхани 1909-1977. Сама партия позиционирует свою деятельность как «борьбу за установление исламского образа жизни и проведение исламского призыва в мир» [82]. В своих публичных заявлениях партия обычно отрицает насилие, это отличает «хизбутовцев». Но в то же время, идеология ХТ включает антикапитализм, антисионизм, антидемократизм и антивестернизм. Нередки и оправдательные мотивы в отношении террористов. На территории России данное направление распространено, прежде всего, в Поволжье. Однако эта мера не привела к прекращению распространения взглядов партии в России, особенно в Волжском регионе. С начала 1990-х годов последователи проповедников турецкого происхождения Саида Нурси 1878-1960 гг. В мае 2007 года Коптевский суд Москвы признал некоторые русские переводы сочинения Саида Нурси «Рисале-и-Нур» экстремистскими, содержащими пропаганду религиозной исключительности [83]. В 2008 году деятельность движения нурсистов в России была запрещена решением Верховного Суда РФ по иску Генеральной прокуратуры, поддержанной Министерством юстиции и Федеральной службой безопасности [84]. Деятельность «Таблиги Джамаат» «Общества по распространению веры» в России не слишком заметна, в отличие от салафитов, Хизб ут-Тахрир или нео-нурсистов. Это религиозное течение в исламе возникло в 1927 году в британской Индии, благодаря деятельности Мухаммеда Ильяса Кандехлеви 1885-1944 гг. Изначальной целью движения было возвращение мусульман Индии к «истинной вере», отрыв от влияния европейцев и секуляризации. В отличие от салафитов или «хизбутовцев», «таблиговцы» работают, как правило, с мусульманской средой, не занимаясь распространением своих взглядов среди немусульман. Многие авторы обращают внимание на то, что, несмотря на декларируемую аполитичность и сосредоточенность на морально-этических практиках, апелляция к «истинной» и «правильной вере» исподволь формирует у членов ТД экстремистские взгляды. Отсюда взгляд на «таблиговцев» как «подготовительный класс» для радикалов [85]. Как бы то ни было, а среди части российских мусульман политика властей ко всем вышеобозначенным структурам воспринимается неоднозначно, а порой и как излишне и необоснованно запретительная. Как следствие, попытки представить действия исполнительной, судебной власти, правоохранительной системы в отношении активистов ХТ, салафитов или «таблиговцев» как проявления государственной исламофобии [86]. И эти оценки требуют качественной реакции со стороны официальных муфтиятов. Наиболее активно этот сюжет раздувается в западных СМИ в крымском контексте, так как после перехода Крыма под российскую юрисдикцию законы РФ о запрете, например, ХТ были распространены и на территорию полуострова. Упускается сознательно из виду тот факт, что муфтий Крыма Эмирали Аблаев разделяет позицию российского исламского духовенства и властей по поводу необходимости сдерживания религиозного радикализма и проникновения зарубежных проповедников, распространяющих чуждые идеологии и спекулирующих ценностями ислама. Муфтий Крыма вместе с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем в свое время осудил блокаду полуострова, организованную националистическим «Меджлисом» [87]. Он также выступает за возвращение всех культовых объектов мусульман Крыма, а также объектов культурного наследия. За период его работы в ДУМК было возвращено около 80 культовых объектов мусульман, построено более 60 мечетей, а также открыты 3 медресе. В феврале 2018 года он выступил с призывом к крымским татарам, принять участие в выборах Президента РФ 18 марта 2018 года. Вместе с Русланом Бальбеком депутатом Госдумы России, также крымским татарином по национальности муфтий поддержал строительство мечети в Симферополе, которая будет открыта в апреле 2020 года [88]. Судебные решения по запрету ношения хиджабов Ношение религиозной одежды является одной из наиболее актуальных проблем не только за рубежом, но и на территории Российской Федерации, характеризующейся поликонфессиональным составом. Так, в России, как и в ряде европейских стран, совершаются попытки разрешить данную ситуацию на законодательном уровне. Одним из актуальных в наши дни вопросов является ношение хиджаба в образовательных учреждениях. Несмотря на то, что в Европе данный вопрос получил огласку намного раньше, чем в России, четких путей решения выявлено не было. В соответствии с 28 статьей Конституции РФ, гарантируются «свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [90]. Данное положение также подкрепляется и Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» [91]. Попытки осуществления вышеизложенных принципов демократического государства на деле привели к тому, что такой, казалось бы, простой, обычный предмет гардероба, как платок, стал инструментом в споре представителей светского и религиозного дискурса. Первая дискуссия на данный счет зародилась лишь в начале 2000 годов, когда заговорили о праве фотографироваться в платках на документы. Решением по данному вопросу явился то факт, что в 2003 году Верховный Суд РФ предоставил возможность российским мусульманкам не обнажать голову для фотографии на паспорт. В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба исламского женского головного платка в учебных заведениях. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года с поправками от 4 июня 2014 года , в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы, определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым «внешний вид и одежда учащихся... Если же ношение религиозной одежды или атрибутов является принципиально важным для ребенка или родителей, в таком случае им предоставляется на выбор несколько видов образования: семейное, очно-заочное, заочное и экстернат, либо перевести ребенка в частную школу. Начиная с 2012 года, имели место несколько конфликтных ситуаций, связанных с религиозным дресс-кодом. Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением. Вскоре после этого правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. Следует отметить, что в октябре 2012 года Президент РФ Владимир Путин на своей пресс-конференции заявил: «Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе — у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить» [93].